ISSN 1998-4812
Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17. №3(1)
1549
УДК 811.161.1
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ © А. Ф. Г атауллина
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел./факс: +7 (347) 273 67 78.
E-mail: [email protected]
Статья посвящена определению объема и содержания понятия «языковая личность». Основное внимание уделено таким качественным характеристикам языковой личности как «языковая способность» и «коммуникативная (речевая) компетенция». Отмечается необходимость разработки теоретических основ и практических методик исследования коммуникативного поведения «человека говорящего» в русле современной антропоцентрической лингвистики.
Ключевые слова: языковая личность, коммуникация, лингвокультурология, человек говорящий, коммуникативная компетенция, лингвопрагматика, риторика, речевое поведение.
В последние десятилетия в лингвистике активно исследуется новый объект: оказалась очевидной мысль о том, что язык, рассматриваемый «в самом себе и для себя», не может быть познан, если не обратиться к его творцу, носителю, пользователю - к человеку, к конкретной языковой личности [1].
По мнению В. А. Масловой, идею антропо-центричности языка в настоящее время можно считать общепризнанной, а антропоцентрическую парадигму в лингвистике - базовой для любого рода филологических исследований [2].
Понятие «языковая личность» стало ключевым для большинства филологических дисциплин. Теория и методика изучения «человека говорящего», уровни структуры языковой личности современной лингвистикой уже теоретически осмыслены [1, 3], выявлены два основных ее признака - языковая способность и коммуникативная (речевая) компетенция [4-6].
Впервые о феномене языковой личности заговорил еще В. В. Виноградов. В своей книге «О языке художественной литературы» он рассматривает в качестве возможных путей изучения языковой личности образы автора и персонажа, а также создает своеобразный реестр сложностей исследования (неполнота фактов речеупотреблений, неполнота экстралингвистических данных, неясность психологической мотивировки) [7].
Исследованием деятельностно -психологичес -кого аспекта языковой личности занимался А. А. Леонтьев. Человек, по его мнению, владеет совокупностью дискурсивных способностей на уровне всех «фаз интеллектуального акта»: он ориентируется и планирует речевые действия, придает им языковое оформление, контролирует и корректирует их по мере необходимости [7].
Многими исследователями (И. Э. Клюканов, Г. Н. Беспамятнова и др.) были предприняты попытки дать определение языковой личности. Однако большинство ученых в своих исследованиях, посвященных «человеку говорящему», ссылаются на работы Ю. Н. Караулова, в которых языковая личность трактуется как «совокупность способно-
стей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются степенью структурно-языковой сложности, глубиной и точностью отражения действительности, определенной целевой направленностью» [1, с. 3].
Такой концептуальный подход к языковой личности задает одновременно несколько аспектов ее изучения: психологический, социальный, речедеятельностный и собственно лингвистический. Данный феномен здесь представлен как сложное образование, в структуре которого можно выделить три уровня:
1) вербально-семантический, который предполагает для носителя нормальное владение естественным языком, а для исследователя - традиционное описание формальных средств выражения определенных значений и особенностей их организации в речевых произведениях данной языковой личности. Вербально-семантический уровень - это поле деятельности собственно лингвистики, семантики, стилистики и культуры речи.
2) когнитивный уровень, единицами которого являются обобщенные понятия, идеи, крупные концепты, складывающиеся у каждой языковой индивидуальности в более или менее упорядоченную «картину мира», отражающую иерархию ценностей. Изучением когнитивного уровня занимаются психолингвистика и лингвокультурология.
3) прагматический, включающий мотивы, цели, интересы, установки говорящего, т.е. коммуникативно-деятельностные потребности личности. Прагматическая ориентация единиц этого уровня определяется условиями сферы общения, особенностями коммуникативной ситуации и исполняемых общающимися коммуникативных ролей [3]. Прагматическому аспекту посвящено достаточно много работ, выполненных в русле лингвопрагматики, теории речевой деятельности, теории коммуникации.
Отметим, что в современной лингвистике большое количество направлений занимается разработкой проблем, связанных с каждым из обозначенных выше уровней и свойств языковой личности.
1550
ФИЛОЛОГИЯ и ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Таким образом, языковая личность характеризуется, прежде всего, языковой способностью, которую называют «высшей психической функцией человека», «базой для усвоения языка» [9]. По мнению А. М. Шахнаровича, именно это психофизиологическое динамическое образование является «собственно человеческим приобретением в ходе эволюции и служит фундаментальным отличием человека от высших животных» [6].
Качественной характеристикой языковой личности является коммуникативная компетенция, или система языковых и речевых знаний, умений и навыков личности, позволяющих оценивать степень владения языком. Л. П. Крысин выделяет четыре уровня коммуникативной компетенции: 1) собственно лингвистический, т.е. умение выражать различными способами и средствами заданный смысл, затем извлекать смысл из сказанного и, наконец, отличать правильные в языковом отношении высказывания от неправильных; 2) национальнокультурный - владение национально обусловленной спецификой использования языковых средств;
3) энциклопедический, определяющийся знаниями реалий внеязыковой действительности; 4) ситуативный, включающий умение применять соответствующие знания и способности сообразно с коммуникативной ситуацией [5].
По мнению В. И. Карасика, в коммуникативную компетенцию языковой личности входят следующие компоненты: 1) умения поддерживать
нужную коммуникативную дистанцию, 2) адекватно реагировать на меняющуюся тональность общения (вербально и невербально), 3) развивать тему речи в определенном ключе, пользуясь принятыми коммуникативными формулами и ходами, а также
4) правильно использовать ансамбль языковых средств, необходимых для успешного общения в определенной ситуации. В. И. Карасик выделяет также специфический компонент коммуникативной компетенции - «жанровую компетенцию», определяя ее как «владение нормами построения и функционирования текстов» [10].
Определяющим для языковой личности признаком, как считают многие отечественные ученые, является наличие в ее сознании языковой способности и коммуникативной компетенции. Первая представляет собой динамическое образование, механизм, обеспечивающий использование «психологических орудий». Процесс использования этих орудий, культурные правила их выбора и ситуативная организация находятся вне собственно языковой способности. Они принадлежат комму-
никативной компетенции, также составляющей языковую личность.
Главным средством самовыражения говорящего являются тексты, порождаемые языковой личностью в процессе речевой деятельности. В коммуникативно -прагматическом аспекте эти тексты рассматриваются как дискурс, то есть «связный текст в совокупности с экстралинтвистическими, прагматическими, социокультурными, психологическими и др. факторами» [11]. Такого же мнения придерживается и Н. И. Фор-мановская в своем определении дискурса: «В настоящее время под текстом-дискурсом понимают тематически и грамматически целостное речевое произведение, удовлетворяющее условиям связанности последовательных предложений-высказываний., в котором находят разрешение коммуникативные установки, интенциональные замыслы автора, адресующего свое произведение» [12].
Таким образом, языковая личность - это, с одной стороны, совокупность коммуникативных способностей и характеристик человека, позволяющих ему осуществлять дискурсивную деятельность, с другой, - совокупность отличительных черт, обнаруживающихся в коммуникативном поведении конкретного носителя языка и обеспечивающих ему коммуникативную индивидуальность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. 262 с.
2. Маслова В. А. Лингвокультурология. М.: Академия, 2001. 208 с.
3. Караулов Ю. Н., Красильникова Е. В. Предисловие. Русская языковая личность и задачи ее изучения // Язык и личность. М.: Наука, 1989. С. 3-18.
4. Богин Г. И. Уровни и компоненты речевой способности человека. Калинин: Изд-во Калинин. гос. ун-та, 1975. 106 с.
5. Крысин Л. П. Владение языком: лингвистический и социокультурный аспекты // Язык - культура - этнос. М.: Наука, 1994. С. 66-78.
6. Шахнарович А. М. Языковая личность и языковая способность // Язык -система. Язык-текст. Язык-способность. М.: Ин-т русского языка РАН, 1995. С. 213-223.
7. Виноградов В. В. О языке художественной литературы М.: Гослитиздат, 1959. 654 с.
8. Леонтьев А. А. Речевая деятельность // Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974. С. 21-28.
9. Седов К. Ф. Становление дискурсивного мышления языковой личности: психо- и социолингвистический аспекты. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. 180 с.
10. Карасик В. И. Типы жанровой компетенции // Языковая личность: жанровая речевая деятельность. Волгоград: Перемена, 1998. С. 41-42.
11. Арутюнова Н. Д. Дискурс // Языкознание. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 1998. С. 136-137.
12. Формановская Н. И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения. М.: Ин-т русского языка им. А. С. Пушкина, 1998. С. 40-41.
Поступила в редакцию 06.09.2012 г.