Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ'

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеллектуальная система / оперативность принятия решений / качество / достоверность информации / эффективность / оптимизация / прозрачность / учет / контроль / intelligent system / efficiency of decision-making / quality / information reliability / efficiency / optimization / transparency / accounting / control

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пилипенко Е.Ф.

В настоящей статье показано, что в современный период цифровые технологии, в том числе и искусственный интеллект оказывают воздействие на функционирование объектов экономики. Большое влияние цифровые технологии получили в организации учебного процесса и управлении высшим учебным заведением. Автором представлены основные аспекты влияния интеллектуальных систем на образовательную и управленческую деятельность высшего учебного заведения, что способствует подготовке высококвалифицированных специалистов для национальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC ASPECTS OF THE USE OF INTELLECTUAL SYSTEMS IN THE ACTIVITIES OF A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

This article shows that in the modern period digital technologies, including artificial intelligence, have an impact on the functioning of economic objects. Digital technologies have gained a great influence in the organization of the educational process and the management of a higher educational institution. The author presents the main aspects of the influence of intelligent systems on the educational and management activities of a higher educational institution, which contributes to the training of highly qualified specialists for the national economy.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ»

"7.21 Rainstorm". International Journal of Disaster Risk Reduction, 39, 101246.

https://doi.org/10.1016/jijdrr2019.101246

32. Tang, L., Shi, J., Yu, L. and Bao, Q., 2017. Economic and environmental influences of coal resource tax in China: A dynamic computable general equilibrium approach. Resources, Conservation and Recycling, 117, 34-44. https://doi.org/10.1016Zj.resconrec.2015.08.016

33. UNFCCC, 2019. Report on the Individual Review of the Annual Submission of Kazakhstan. https://unfccc.int/sites/default/files/re-source/arr2019_KAZ.pdf

34. Wang, X., Ge, J., Li, J. and Han, A., 2017. Market impacts of environmental regulations on the production of rare earths: A computable general equilibrium analysis for China. Journal of Cleaner Production, 154, 614-620. https://doi.org/10.1016/jjcle-pro.2017.03.200

35. Wang, X., Zheng, H., Wang, Z., Shan, Y., Meng, J., Liang, X., Feng, K. and Guan, D., 2019. Kazakhstan's CO2 emissions in the post-Kyoto Protocol era: Production-and consumption-based analysis. Journal of environmental management, 249, 109393. https://doi.org/10.1016/jjenvman.2019.109393

36. Wang, Y., Hu, J., Pan, H. and Failler, P., 2020. Ecosystem-based fisheries management in the Pearl

River Delta: Applying a computable general equilibrium model. Marine Policy, 112, 103784. https://doi.org/10.1016/j.marpol.2019.103784

37. Wesseh Jr, P.K., Lin, B. and Atsagli, P., 2016. Environmental and welfare assessment of fossil-fuels subsidies removal: A computable general equilibrium analysis for Ghana. Energy, 116, 1172-1179. https://doi.org/10.1016/j.energy.2016.10.053

38. Woldie, G.A. and Siddig, K., 2019. Macroe-conomic and distributional impacts of exchange rate devaluation in Ethiopia: A computable general equilibrium approach. Heliyon, 5(12), e02984. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2019.e02984

39. Zhang, L., Li, Y. and Jia, Z., 2018. Impact of carbon allowance allocation on power industry in China's carbon trading market: Computable general equilibrium-based analysis. Applied energy, 229, 814827. https://doi.org/10.1016/j.apenergy.2018.08.055

40. Zhang, R., Fujimori, S., Dai, H. and Hanaoka, T., 2018. Contribution of the transport sector to climate change mitigation: insights from a global passenger transport model coupled with a computable general equilibrium model. Applied energy, 211, 76-88. https://doi.org/10.1016/j.apenergy.2017.10.103

BASIC ASPECTS OF THE USE OF INTELLECTUAL SYSTEMS IN THE ACTIVITIES OF A

HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Pilipenko E.F.

Senior Lecturer Tashkent State University of Economics Uzbekistan, Tashkent, Islam Karimov Avenue 49

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Пилипенко Е.Ф.

Старший преподаватель Ташкентский государственный Экономический университет Узбекистан, Ташкент Проспект Ислама Каримова, 49

Abstract

This article shows that in the modern period digital technologies, including artificial intelligence, have an impact on the functioning of economic objects. Digital technologies have gained a great influence in the organization of the educational process and the management of a higher educational institution. The author presents the main aspects of the influence of intelligent systems on the educational and management activities of a higher educational institution, which contributes to the training of highly qualified specialists for the national economy.

Аннотация

В настоящей статье показано, что в современный период цифровые технологии, в том числе и искусственный интеллект оказывают воздействие на функционирование объектов экономики. Большое влияние цифровые технологии получили в организации учебного процесса и управлении высшим учебным заведением. Автором представлены основные аспекты влияния интеллектуальных систем на образовательную и управленческую деятельность высшего учебного заведения, что способствует подготовке высококвалифицированных специалистов для национальной экономики.

Keywords: intelligent system, efficiency of decision-making, quality, information reliability, efficiency, optimization, transparency, accounting, control.

Ключевые слова: интеллектуальная система, оперативность принятия решений, качество, достоверность информации, эффективность, оптимизация, прозрачность, учет, контроль.

В условиях формирования цифровой экономики управление немыслимо без применения цифровых технологических решений. Государственное управление в свою очередь базируется на подготовке высококвалифицированных кадров в области управленческих процессов. В этой связи актуальным направлением является применение интеллектуальных систем в деятельности высшего учебного заведения.

Термин «искусственный интеллект» (artificial intelligence) был предложен в 1956 году. Слово intelligence означает «умение рассуждать разумно», а вовсе не «интеллект», для которого есть термин intellect.

Искусственный интеллект (ИИ) - это одно из направлений информатики, целью которого является разработка аппаратно-программных средств, позволяющих пользователю-непрограммисту ставить и решать свои, традиционно считающиеся интеллектуальными, задачи, общаясь с компьютером на ограниченном подмножестве естественного языка.

ИИ занимается изучением разумного поведения (у людей, животных и машин) и пытается найти способы моделирования подобного поведения в любом типе искусственно созданного механизма. Несмотря на то что термину больше полувека, единого определения его не существует.

Основной целью развития цифровой экономики и в частности сектора ИКТ является формирование в стране единого информационного пространства, как одного из этапов перехода к цифровой экономике, обеспечивающей создание условий для повышения эффективности функционирования экономики, государственного и местного управления, обеспечения прав на свободный поиск, передачу, распространение информации о состоянии экономического и социального развития общества.

Для достижения этой цели необходимо решение определённых задач, таких как дальнейшее совершенствование системы «Электронное правительство», постоянное развитие телекоммуникационной инфраструктуры, совершенствование законодательной базы и системы государственного регулирования в сфере информатизации, а также ряда других.

Данные вопросы рассматриваются в трудах таких ученых, как Андрюшкевич О.А., Денисова И.М. [1], Балацкий Е.В., Екимова Н.А.[2], Бегалов Б.А., Бекмуратов Т.Ф., Васильева Э.К., Гулямов С.С., Дадабаева Р.А., Грей К.Ф., Ларсон Э.У. [3], Жуковская И.Е. [4], Долженко А.И., Шполянская И.Ю., Глушенко С.А. [5], Лапидус Л.В. [6] и т.д.

В последние годы в системе образования Республики Узбекистан проводятся работы по интеграции цифровых технологий, научно-методического обеспечения учебного процесса и научных

исследований в целях объединения наработок системы образования с интеллектуальными системами, что вызвано желанием сформировать в Узбекистане открытое образовательное пространство, доступное для широких слоев населения.

Интеллектуальная система (ИС) - автоматизированная информационная система, основанная на знаниях, или комплекс программных, лингвистических и логико-математических средств для реализации основной задачи - осуществления поддержки деятельности человека и поиска информации в режиме продвинутого диалога на естественном языке [2].

Основной упор делается на создание технически оснащенной, единой информационной образовательной среды, которая должна обладать гибкой и легко адаптируемой организационной структурой, оптимальной для использования в учебном процессе.

С развитием процессов цифровизации и интернационализации экономики перед высшим образованием встали новые цели - подготовка профессиональных кадров, способных эффективно работать в изменившихся условиях глобального рынка.

В условиях формирования цифровой экономики образование должно соответствовать следующим критериям: качество; расширение учебных планов и обучение своих студентов в условиях более полного применения информационно-коммуникационных технологий; расширение региональной сети вуза для эффективного использования своих ресурсов и исследований за счет участия студентов и преподавателей в международном процессе обмена знаниями, диверсификация и рост финансовых поступлений через привлечение инвесторов, заинтересованных в профессиональных кадрах вуза[3].

Внедрение интеллектуальной системы в вузе постепенно приведет к формированию таких организационных и управляющих структур и способов взаимодействия между ними, функционирование которых позволит избежать дублирования процессов, документов и существенно ускорит принятие оперативных и адекватных решений. В конечном итоге это позволяет реализовать цели, способствующие повышению качества обучения, демократизации управления вузом, снижению затрат на организацию и управление учебным процессом, созданию региональных и межвузовских информационных систем, обеспечивающих более интенсивный обмен информационными ресурсами в регионе и отрасли [4].

Поэтому для высшего учебного заведения на первый план выходят задачи создания на базе обобщений и развития достигнутых результатов использования научно-исследовательских разработок в образовательном процессе единой концепции построения информационно-образовательной среды,

а также разработки методов проектирования и внедрения информационной образовательной среды в учебный процесс с целью дальнейшего повышения эффективности обучения, расширения сферы экспорта образовательных услуг и адекватной реакции на возрастающую динамику изменения знаний.

References

1. Andryushkevich O.A., Denisova I.M. Features of the formation of national innovation systems // Analysis and modeling of economic processes / ed. V.Z. Belenky, N.A. Trofimova. Moscow: TsEMI RAN. 2013.S. 24-48.

2. Balatsky E.V., Ekimova N.A. Innovative and technological matrices and national strategies for economic development // Manager. 2019, T. 10.No. 5.P. 919. DOI: 10.29141 / 2218-5003-2019-10-52.

3. Gray C.F., Larson E.W. Project management. A practical guide. - M .: Business and service, 2003. -528p.

4. Zhukovskaya I.E. The main directions of improving the methodology for the application of advanced information and communication technologies in the statistical activities of the Republic of Uzbekistan in the context of the formation of the digital economy. Statistics and Economics. 2020; 17 (5): 68-80. https://doi.org/10.21686/2500-3925-2020-5-68-80.

5. Dolzhenko A.I., Shpolyanskaya I.YU., Glushenko S.A Analiz kachestva mikro-servisov infor-matsionnoy sistemy na baze nechetkoy modeli // Pri-kladnaya informatika. 2019. №5 (83).

6. Lapidus L.V. Tsifrovaya ekonomika: upravleniye elektronnym biznesom i elektronnoy kommertsiyey. Monografiya. - M.: INFRA-M, 2018. -381 s.

THE DEVELOPMENT OF THE DOMESTIC ORGANIC MARKET IN THE REPUBLIC OF

BELARUS

Tsebro T.V.,

Graduate student Grodno State Agrarian University Tereshkova St., 28 Darashkevich I.N.

Candidate of Economic Sciences Grodno State Agrarian University Tereshkova St., 28

Abstract

Modern conditions for the development of the agricultural economy of the Republic of Belarus make it possible to ensure expanded production of goods and raw materials not only to ensure basic food security, but also form an urgent agenda for improving the quality and safety of such products for citizens.

In recent years, the production of environmentally friendly or organic food products has become a particularly relevant area. Such production is aimed both at achieving a certain specified quality and at harmonious development of agricultural production in conditions of formation of a safe environment.

Keywords: Organic agriculture, market, agricultural economy, production, certificate.

Organic agricultural products in Belarus are grown on agricultural lands, and wild on the lands of the forest fund. The lack of a developed national organic land certification system makes it difficult to obtain reliable information.

As of November 20, 2020, in Belarus according to the national system, only 1 enterprise was certified -Zdorovaya Strana LLC (LLC «Zdorovaya Strana») (Grodno region) for one type of organic products (rye food) [4].

In the conditions of lack of official statistical information for our research, we analyzed national farm-

ers and agricultural organizations with an organic certificate according to EU requirements, as well as farms in the process of certificate renewal or transition period [4].

In Belarus, there is a positive trend in the number of organic farms engaged in the production of agricultural products: in 2014 there were 2 units, in 2017 - 15, in 2020 - 29 units [2].Thus, every year 5-7 new organic farms of various profiles appear in the country. The number of organizations engaged in the procurement and processing of organic products is also increasing (Pic.1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.