Научная статья на тему 'Основные аспекты инновационного развития транснациональных корпораций Китая'

Основные аспекты инновационного развития транснациональных корпораций Китая Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
766
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ / TRANSNATIONAL CORPORATIONS / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / КОМПАНИЯ / COMPANY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ульянов Александр Олегович

В современной мировой экономике транснациональные корпорации играют исключительно важную роль в инновационном развитии всех стран. В последнее десятилетие в устойчивую группу крупнейших корпораций стран-лидеров мирового инновационного развития стремительно ворвались крупные корпорации Китая, значительно увеличившие объемы расходов на закупку зарубежных инновационных решений и проведение собственных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В процессе исследования проанализировано современное состояние и основные направления технологического развития крупных китайских корпораций, определена степень влияния инноваций на развитие национальной и мировой экономики. Представлены основные тенденции и направления инновационного развития крупных китайских компаний в условиях глобализации мировой экономики в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Выявлены особенности и региональная специфика технологической модернизации китайских компаний, рассмотрены основные отраслевые лидеры инновационного развития крупного китайского бизнеса. Раскрыты основные трудности инновационного развития китайских компаний, включая проблемы взаимодействия между внутренними функциональными структурами предприятия, недостаток опыта внешнего взаимодействия в стремлении сохранить вертикальную интеграцию. Описаны основные тенденции деятельности по собственному технологическому развитию, осуществляемой крупными китайскими компаниями, приступившими к активному внедрению международного опыта в свою систему управления. Исследована широко используемая китайскими компаниями модель «подражательных инноваций» копирование инновационных методов, успешно опробованных ранее в других странах мира, посредством которой китайским корпорациям удается преодолевать имеющиеся у них ограничения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Major aspects of innovative development of China's transnational corporations

In today's world economy transnational corporations play an exceptionally important role in innovative development of all countries. During the last decade the stable group of the largest corporations of leading countries in the world innovative development faced a rushing break-in of China's large companies that had greatly increased their volume of expenses on purchasing foreign innovative decisions and carrying out their own research and development work. In the process of investigation the article analyses of today's state and main technological development directions of large Chinese corporations, determines the degree of innovations influence on development of the national and world economies. It identifies the features and regional specificity of Chinese companies' technological modernization, considers the major industrial leaders of innovative development of big Chinese business. It reveals the main innovative development difficulties of Chinese companies, including the problems of interrelation between the interior functional structures of the enterprise, the lack of experience in external interrelations in the pursuit of keeping the vertical integration. The article describes the main activity tendencies in terms of their own technological development performed by large Chinese companies that have proceeded to active introduction of international experience in their management system. Investigation is made of the model of «imitating innovations», widely used by Chinese companies, copying the innovative methods that have been successfully probed in other countries of the world earlier, whereby Chinese corporations succeed in overcoming the limitations they have.

Текст научной работы на тему «Основные аспекты инновационного развития транснациональных корпораций Китая»

УДК 339.94

DOI 10.17150/2072-0904.2015.6(2).19

А. О. Ульянов

Байкальский государственный университет экономики и права,

г. Иркутск, Российская Федерация

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ КИТАЯ

Аннотация. В современной мировой экономике транснациональные корпорации играют исключительно важную роль в инновационном развитии всех стран. В последнее десятилетие в устойчивую группу крупнейших корпораций стран-лидеров мирового инновационного развития стремительно ворвались крупные корпорации Китая, значительно увеличившие объемы расходов на закупку зарубежных инновационных решений и проведение собственных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В процессе исследования проанализировано современное состояние и основные направления технологического развития крупных китайских корпораций, определена степень влияния инноваций на развитие национальной и мировой экономики. Представлены основные тенденции и направления инновационного развития крупных китайских компаний в условиях глобализации мировой экономики в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Выявлены особенности и региональная специфика технологической модернизации китайских компаний, рассмотрены основные отраслевые лидеры инновационного развития крупного китайского бизнеса. Раскрыты основные трудности инновационного развития китайских компаний, включая проблемы взаимодействия между внутренними функциональными структурами предприятия, недостаток опыта внешнего взаимодействия в стремлении сохранить вертикальную интеграцию. Описаны основные тенденции деятельности по собственному технологическому развитию, осуществляемой крупными китайскими компаниями, приступившими к активному внедрению международного опыта в свою систему управления. Исследована широко используемая китайскими компаниями модель «подражательных инноваций» — копирование инновационных методов, успешно опробованных ранее в других странах мира, посредством которой китайским корпорациям удается преодолевать имеющиеся у них ограничения.

Ключевые слова. Инновационное развитие; транснациональная корпорация; инновации; компания.

Информация о статье. Дата поступления 10 октября 2014 г.; дата принятия к печати 9 февраля 2015 г.; дата онлайн-размещения 17 марта 2015 г.

А. О. Uliyanov

Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, Russian Federation

MAJOR ASPECTS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF CHINA'S TRANSNATIONAL CORPORATIONS

Abstract. In today's world economy transnational corporations play an exceptionally important role in innovative development of all countries. During the last decade the stable group of the largest corporations of leading countries in the world innovative development faced a rushing break-in of China's large companies that had greatly increased their volume of expenses on purchasing foreign innovative decisions and carrying out their own research and development work. In the process of investigation the article analyses of today's state and main technological development directions of large Chinese corporations, determines the degree of innovations influence on development of the national and world econ-

© А. О. Ульянов, 2015

omies. It identifies the features and regional specificity of Chinese companies' technological modernization, considers the major industrial leaders of innovative development of big Chinese business. It reveals the main innovative development difficulties of Chinese companies, including the problems of interrelation between the interior functional structures of the enterprise, the lack of experience in external interrelations in the pursuit of keeping the vertical integration. The article describes the main activity tendencies in terms of their own technological development performed by large Chinese companies that have proceeded to active introduction of international experience in their management system. Investigation is made of the model of «imitating innovations», widely used by Chinese companies, — copying the innovative methods that have been successfully probed in other countries of the world earlier, whereby Chinese corporations succeed in overcoming the limitations they have.

Keywords. Innovative development; transnational corporations; innovations; company.

Article info. Received October 10, 2014; accepted February 9, 2015; available online March 17, 2015.

В последнее десятилетие в достаточно устойчивую группу крупнейших кор-пораций стран-лидеров мирового инновационного развития, включающую США, ЕС, Японии, стремительно ворвались крупные корпорации Китая, значительно увеличившие объемы расходов на закупку зарубежных инно-ва-ционных решений и проведение собственных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР, research and design-experimental developments — R&D). Мощный технологический рывок за столь короткий по меркам технологической эволюции период времени уже показал весьма впечатляющие результаты.

За 10 лет объем расходов на R&D в Китае увеличился с 1,3 % валового внутреннего продукта (ВВП) страны в 2003 г. (152 млрд юаней) до 2,09 % ВВП в 2013 г. (1 190,6 млрд юаней). Поступательно растет доля корпоративного сектора в общих расходах, показав падение лишь в 2007 и 2009 гг. При этом расходы китайских компаний на R&D (Reseurch&Development) выросли за последний год на 10 %, что позволило КНР обогнать Японию по данному показателю, выйдя на 2-е место в мире1.

Доля китайских компаний, вошедших в рейтинг 2 000 крупнейших компаний мира, в общем объеме инвестиций в R&D в 2013 г. достигла 3 %, компаний Южной Кореи — 3,3 %, Тайваня — 1,7 %, Японии — 18,9 %.

В число 2 000 крупнейших компаний мира 2013 г. экспертами включены 93 китайские компании, совокупный объем расходов на R&D которых составил 16,1 млрд евро (3 % мировых R&D-расходов), средний коэффициент инно-вационности 1,4, а количество персонала компаний превысило 4 152 тыс. чел.2 По экспертным оценкам, число зарубежных R&D-центров ТНК в Китае выросло c 200 в 2000 г. до 1 300 в 2012 г., а число занятых в них превышает 130 000 чел., что составляет 9 % к общей численности исследователей3.

Большинство крупнейших китайских транснациональных корпораций (ТНК) принадлежат к нефтедобывающей, горнодобывающей отраслям и банковскому сектору. Кроме того, активную деятельность на мировом рынке ведут госкорпорации Китая, занимающиеся разработкой и внедрением крупных

1 Ststistical Comminique of the PRC on the 2013 National Economic and Social development. URL : http://www.stats.gov.cn/english/press release/201402/t20140224 515103.html.

2 The 2013 EU Industrial R&D Scoreboard. URL : http://www.iri.jrc.ec.europa.eu/ scoreboard13.html.

3 KPMG. China 360. Innovated in China: New frontier for global R&. URL : http://www.kpmg.com/ DE/de/Documents/CMna-360-Issue11-201308-new-frontier-for-global-R-and-D-2013-KPMG.pdf.

инфраструктурных проектов [1, с. 119]. Вместе с тем, наибольших успехов в инновационном развитии достигают китайские корпорации, действующие в сфере высоких технологий, телекоммуникационные компании, компании по разработке программного обеспечения.

Крупнейшими китайскими компаниями в 2013 г, инвестирующими собственные средства в R&D-разработки, экспертами признаны Huawai (3 500 млн евро), ZTE (1 170,5 млн евро), Lenovo, Petrochina (1 741,6 млн евро)1.

Китайские компании показывают наиболее высокий темп роста расходов на НИОКР в мире. Так, по оценкам международной консалтинговой компании Booz & Company, рост китайских расходов на НИОКР в 2013 г. достиг 35,8 % к уровню 2012 г. (20,5 млрд дол.), вдвое превысив соответствующий средний показатель стран остального мира, вчетверо — Северной Америки, в восемь раз — стран Европы. Доля R&D-расходов китайских компаний в общем объеме R&D-расходов компаний, включенных в ежегодный рейтинг 1 000 крупнейших компаний мира консалтинговой компанией Booz & Company, составил в 2013 г. 3,2 %, показав восьмикратный рост к аналогичному показателю 2008 г.2

Возрастает и уровень патентной активности китайских компаний. По количеству заявок на патенты Китай в 2013 г. занял 3-е место (21 516 заявок), уступив лишь США (57 239 заявок) и Японии (43 918 заявок), показав рост к показателю 2012 г. 15,6 %. В группе корпораций-лидеров по количеству заявок в 2013 г. вошли китайские высокотехнологические корпорации ZTE (2 309 заявок) и «Huawai» (2 094 заявки)3.

Согласно оценкам Industrial Research Institute (IRI), в настоящее время корпорации Huawai принадлежит 8 620 патентов, 98,8 % которых защищают инновационные решения в сфере электроинжиниринга; ZTE — 5 984 патента (98,9 % — электроинжиниринг); PetroChina — 41 патент (87,8 % относятся к сфере химии). При этом среди крупных китайских компаний наиболее высоким ключевым показателем уровня технологической применимости патентов располагает корпорация PetroChina — 37 % (Huawai и ZTE — 1 %)4.

Важным фактором глобального развития в условиях нестабильности мировой экономики является стремление Китая стать мировым инновационным лидером к 2020 г. Превышение китайским ВВП американского, согласно прогнозам Goldman Sachs и Всемирного банка, ожидается на рубеже 2030 г. Вместе с тем, прогноз Международного валютного фонда более оптимистичен: ВВП Китая может превысить американский ВВП к 2016 г.5

С 2006 г. Китай преступил к реформированию собственной правовой среды и созданию системы преференций для активизации вложений в НИОКР, приняв национальную средне- и долгосрочную программу развития науки и технологий на 2006-2020 гг. Ключевыми целями программы определялось достижение к 2020 г. общего уровня расходов на НИОКР в 2,5 % ВВП, технологическое реформирование более чем 60 % китайских предприятий, позици-

1 The 2013 EU Industrial R&D Scoreboard. URL : http://www.iri.jrc.ec.europa.eu/ scoreboard13.html.

2 Booz & Co. Navigating the Digital Future. The 2013 Global Innovation 1000 Study. URL : http://www.strategyand.pwc.com/media/file/Strategyand_2013-Global-Innovation-1000-Study-Navigating-the-Digital-Future_Fact-Pack.pdf.

3 World Intellectual Property Organization. 2013 World Intellectual Property Indicators. URL : http://www.wipo.int/export/sites/www/freepublications/en/intproperty/941/wipo pub 941 2013.pdf.

4 European Commission. The patenting activity of the IRI Scoreboard companies: an introductory note. URL : http://iri.jrc.ec.eurupa.eu/documents/10180/12268/.

5 Угрожают ли мировой экономике инновации в Китае? URL : http://www.russianelectronics. ru/leader-r/review/doc/59570/.

онирование Китая как 5-й страны в мире по уровню патентования и цитирования публикаций1.

Сохраняя собственную специфику, в последние годы крупные китайские корпорации становятся мировыми лидерами во многих отраслях, от технологий массового производства до логистики. Так, корпорации Huawei и ZTE, производящие широкий спектр телекоммуникационной аппаратуры, являются лидерами рекомбинирующих технологий и успешно доводят их до рынка в кратчайшие сроки. Наиболее успешные китайские компании сферы высоких технологий, например, Lenovo и Baidu, концентрируют основные усилия на массовом производстве преимущественно недорогих версий передовых западных технологичных продуктов, либо адаптируют западные инновационные решения для внутреннего китайского рынка.

С учетом эволюции развития экономики Китая за последние десятилетия, сохранения высокой доли крупных компаний, находящихся в государственной собственности, важно отметить, что руководители крупных китайских компаний не готовы к большим рыночным рискам. Подобный подход более способствовал формированию у китайских компаний специфической стратегии «подражания» инновационным методам, чем разработке конечных инновационных решений. Китайские компании предпочитают копировать инновационные методы, успешно опробованные в других странах мира. Так, согласно данным Price Waterhouse Cooper (PWC), значительная доля китайских компаний подтвердила «копирование» ими инновационных методов западных передовых компаний: их 38 % по сравнению с 30 % в мировом масштабе. Вместе с тем, стратегия подражания привела к тому, что на сегодняшний день скорость создания инноваций в Китае зачастую гораздо выше, чем в других странах. Китайские компании значительно преуспели в быстром внедрении изменений: всем известна их способность создавать продукты «базовой функциональности» при минимальном уровне затрат. Однако на смену такому подходу приходит новое мышление: 56 % китайских компаний полагают, что инновации являются необходимым условием поддержания их конкурентоспособности (по сравнению с 43 % в других странах). Руководство китайских компаний больше всего волнует вопрос разработки правильной инновационной операционной модели (34 % против 25 % в мировом масштабе).

Важно отметить, что при переходе к новым моделям китайские компании могут рассчитывать на поддержку со стороны правительства КНР, четко обозначившего необходимость движения по пути инновационного развития. По данным PWC, 60 % китайских компаний отметили, что они пользуются преимуществами государственного финансирования инновационных проектов, что составляет 4-й по размеру показатель среди всех стран мира2.

Вместе с тем, сохраняются трудности развития, особенно в плане взаимодействия. Тяготение крупных китайские компаний к жесткой иерархической структуре затрудняет реальное сотрудничество между внутренними функциональными структурами предприятия [2, с. 91]. Кроме того, в отличие от западных компаний, у китайских компаний мало опыта внешнего взаимодействия из-за их стремления сохранить вертикальную интеграцию. Так, например, компании, производящие электронику, стараются меньше использовать ресурсы предприятий-субподрядчиков, предпочитая создавать свои собственные производства.

1 KPMG. China 360. Innovated in China: New frontier for global R&D. URL : http://www.kpmg. com/DE/de/Documents/China-360-Issue11-201308-new-frontier-for-global-R-and-D-2013-KPMG.pdf.

2 Price Waterhouse Cooper. Рост через инновации. Российский и международный опыт. URL : http://www.pwc/ru/innovationsurvay/assets/innovation-through-growth.pdf.

Вместе с тем, эксперты в течение 5 лет ожидают расширения инновационной деятельности китайских компаний: переход от имитации и быстрого копирования к разработкам собственных новых инновационных бизнес-моделей. Уже в настоящее время Китай тратит больше средств на НИОКР, чем любая другая страна в мире, кроме США. При этом важно отметить, что крупные китайские компании уже начали внедрять международный опыт в свою систему управления. Новый опыт и знания приходят вместе с китайскими специалистами, ранее работавшими в иностранных компаниях, а затем вернувшимися в Китай, вместе с руководителями китайских компаний, занимавшими ранее руководящие должности в компаниях в других странах, а также вместе с иностранными специалистами, работающими в компаниях, приобретаемых китайскими корпорациями.

Недостаток либо отсутствие у китайских компаний собственных оригинальных разработок, по мнению экспертов, не преуменьшает инновационной деятельность в стране в целом. Представляется некорректной постановка знака равенства между инновациями, связанными лишь с изобретением новых продуктов, в разных странах. Больше дивидендов в развивающейся экономике способны принести иные формы инновационной деятельности. «Инновационный процесс», представляющий собой непрерывное совершенствование, поступательную активную модернизацию производств, распределительных систем, являет собой характерный пример других форм инновационного развития1.

Посредством «подражательных инноваций» китайским корпорациям удается преодолевать имеющиеся у них ограничения. При этом было бы неправильным прямое экстраполирование инновационного опыта японских или корейских компаний. Преимущество модели технологического развития китайских компаний основано на дешевом капитале и возможностях перекупки инноваций, что ускоряет достижение собственного нового технологического и управленческого уровня развития2.

Таким образом, резюмируя изложенное, можно сделать ряд следующих основных выводов:

- в настоящее время крупные китайские компании показывают наиболее высокий темп роста расходов на НИОКР в мире;

- прагматичность и негативное отношение к рискам более способствовали формированию у китайских компаний специфической стратегии «подражания» проверенным инновационным методам, чем разработке конечных инновационных решений; китайские компании предпочитают копировать инновационные методы, успешно опробованные в других странах мира;

- большинство китайских компаний пользуются преимуществами государственного финансирования инновационных проектов;

- сохраняется ряд трудностей собственного инновационного развития китайских компаний: тяготение крупных китайских компаний к жесткой иерархической структуре затрудняет реальное сотрудничество между внутренними функциональными структурами предприятия; китайские компании обладают недостаточным опытом внешнего взаимодействия в силу их стремления сохранить вертикальную интеграцию;

- характерной формой современного китайского инновационного развития является «инновационный процесс», представляющий собой непрерывное совершенствование, поступательную активную модернизацию производств, распределительных систем.

1 Китайские инновации. URL : http://www.expert.ru/dossier/author/koroleva-anna/.

2 Вызов для Китая. URL : http://www.3ds.com/vesna-2013/Tema-Nomera/VYZOV-DLYA-KITAYA.

Список использованной литературы

1. Баскова М. К. Транснационализация экономических интересов субъектов национальной экономики : учеб. пособие / М. К. Баскова. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2009. — 214 с.

2. Цвигун И. В. Формирование китайских транснациональных корпораций на основе государственной стратегии «выхода за границу» : учеб. пособие / И. В. Цвигун. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2010. — 148 с.

References

1. Baskova M. K. Transnatsionalizatsiya ekonomicheskikh interesov sub"ektov nat-sional'noi ekonomiki [Transnationalization of economic interests of the national economy's subjects]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2009. 214 p.

2. Tsvigun I. V. Formirovanie kitaiskikh transnatsional'nykh korpora-tsii na osnove gosudarstvennoi strategii «vykhoda za granitsu» [Formation of Chinese transnational corporations on the basis of the national strategy of «overriding the border»]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2010. 148 p.

Информация об авторе

Ульянов Александр Олегович — аспирант, кафедра мировой экономики и международного бизнеса, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: meconomica@yandex.ru.

Библиографическое описание статьи

Ульянов А. О. Основные аспекты инновационного развития транснациональных корпораций Китая / А. О. Ульянов // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2015. — Т. 6, № 2. — URL : http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=20031. — DOI : 10.17150/2072-0904.2015.6(2).19.

Author

Aleksandr O. Uliyanov — PhD Student, Chair of World Economy and International Business, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation; e-mail: meconomica@yandex.ru.

Reference to article

Uliyanov A. O. Major aspects of innovative development of China's transnational corporations. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii (Baykalskiy gosu-darstvennyy universitet ekonomiki i prava) = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy (Baikal State University of Economics and Law), 2015, vol. 6, no. 2. Available at: http:// eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=20031. DOI: 10.17150/2072-0904.2015.6(2).19. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.