Литература
1. The Internet as a terrorist tool for recruitment and radicalization of youth. [Electronic resource]: White paper. Homeland Security Institute, 2009. P 2. URL: http://www.homelandsecurity.org/docs/reports/Intemet_Radicalization.pdf/ (date of access: 05.11.2016).
2. 8 Ways Terrorists Use The Internet For Recruitment. [Electronic resource]: Buzzfeed. URL: https://www.buzzfeed.com/andrewkaczynski/8-ways-terrorists-use-the-internet-for-recruitment?utm_term=.ipkBklA5Y#.pfBLmZqgz/ (date of access: 30.10.2016).
3. The use of the Internet for terrorist purposes. [Electronic resource]: New York: United Nations, 2012. P. 4. URL: http://www.unodc.org/documents/frontpage/Use_of_In ternet_for_Terrorist_Purposes.pdf/ (date of access: 30.10.2016).
4. An update on our efforts to combat violent extremism. [Electronic resource]: Blog.twitter. URL: https://blog.twitter.com/2016/an-update-on-our-efforts-to-combat-violent-extremism/ (date of access: 01.11.2016).
5. Предупреждение вовлечения молодежи в террористические и экстремистские организации. Москва, 2016. C. 13.
6. Al-Qaeda affiliate plans Disney-like animated cartoon to recruit kids. [Electronic resource]. The Washington Post. URL: https://www.washingtonpost.com/blogs/blogpost/post/al-qaeda-plans-disney-like-animated-cartoon-to-recruit-kids/2011/07/21/gIQAZdamRI_blog.html/ (date of access: 03.11.2016).
7. Paris Terrorist's Video Underscores Live-Streaming Challenges For Social Media. [Electronic resource]: Radio Free Europe. Radio Liberty. URL: http://www.rferl.org/a/social-media-live-streaming-video-challenges/27806537.html/ (дата обращения: 05.11.2016).
8. Way Radical, Dude. [Electronic resource]: The Washington Post URL: http://www.washingtonpost.com/wpdyn/content/article/2006/10/08/AR2006100800931. html/ (date of access: 10.11.2016).
Основные аспекты и история возникновения коммерческого
подкупа Ельцов Д. А.
Ельцов Дмитрий Александрович /Eltsov Dmitry Aleksandrovich - студент магистратуры, Всероссийский государственный университет юстиции Министерства юстиции Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: в статье рассматриваются общие вопросы ст. 204 УК РФ «Коммерческий подкуп», её характерные отличия от составов преступлений других статей в УК РФ и особенности правоприменения.
Abstract: in article the general questions of Art. 204 of the criminal code of Russian Federation "Commercial bribery", her characteristic differences from crime components of other articles in the criminal code of Russian Federation and feature of right application are considered.
Ключевые слова: коммерческий подкуп, дача взятки, получение взятки, управленческие функции, коммерческая или иная организация.
Keywords: commercial bribery, bribery, taking of a bribe, managerial functions, commercial or other organization.
Конец 80-х прошлого столетия ознаменовался началом новой экономической эры и развитием предпринимательства в России. Создавались кооперативы, общества с различными формами ответственности, товарищества, совершенствовалась нормативно-правовая база в сфере рыночных отношений. Учитывая криминогенный и человеческий фактор, необходимо было укреплять правопорядок в сфере деятельности коммерческих организаций независимо от формы собственности, устанавливать ответственность за противоправные действия конкретных лиц которые, преследуя корыстные цели, наносили существенный урон законным интересам юридических лиц.
Так в 1996 г. в Уголовный кодекс Российской федерации была внесена статья 204 «Коммерческий подкуп», предусматривающая ответственность за передачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконное оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию) [1]. Также в части 5 ст. 204 УК РФ предусмотрена ответственность и за незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконное пользование им услугами имущественного характера или иными имущественными правами (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию) [1].
Состав преступления - формальный, считается оконченным с момента принятия объекта преступления вознаграждения, как всего, так и его части.
Особенностью возбуждения уголовных дел по ст. 204 УК РФ как и по ст. 201 УК РФ является обязательное заявление руководителя организации или его согласие [2]. Из чего следует, что информация о совершенных правонарушениях не всегда может быть реализована правоохранительными органами даже при наличии веской доказательной базы. Данная проблематика особенно актуальна в коммерческих организациях, которые занимаются такими жизненно важными сферами деятельности как производство, транспорт, распределение и сбыт тепловой энергии, водных ресурсов, лекарственных средств и продуктов.
Одна из самых важных задач при квалификации коммерческого подкупа - понять, какова природа структуры, в которой лицо реализует управленческие функции как коммерческой или иной организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением. Установить факт наделения субъекта управленческими функциями. Нередки случаи, когда коммерческие организации для налоговых послаблений или по каким-либо причинам не заключают трудовой договор со своими сотрудниками что осложняет квалификацию состава преступления.
Также важно учесть, что подкуп является таковым лишь в том случае, если незаконная передача материального вознаграждения или незаконное оказание услуг имущественного характера лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, послужили или могли послужить побудительным мотивом действий (бездействия) последнего в интересах дающего.
16
Иными словами, совершение служащим из числа управленческого персонала коммерческой или иной организации известного действия (пребывание в бездействии) в связи с занимаемым им служебным положением должно быть причинно обусловлено передачей ему заинтересованным лицом денег, ценных бумаг, иного имущества либо незаконным оказанием ему услуг имущественного характера. Сказанное означает, что передача названных вещей либо оказание услуг должны состояться или, по меньшей мере, быть обусловлены до совершения действий (бездействия), в которых заинтересован субъект передачи [4].
Коммерческий подкуп и злоупотребление полномочиями разделяет объективная сторона. Особенностью состава коммерческого подкупа предмет (деньги, ценные бумаги, иное имущество, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера) который является обязательным признаком. Подкуп предполагает собой незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. При злоупотреблении полномочиями субъект извлекает выгоды и преимущества для себя или других лиц собственными действиями путем использования имеющихся управленческих полномочий вопреки законным интересам и за счет соответствующей организации.
Различие между коммерческим подкупом и получением взятки заключается в характере организаций, в которых работают получатели, а отсюда и в признаках субъектов. Субъектами получения взятки являются должностные лица, выполняющие соответствующие функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Субъектами получения подкупа - лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях. Так же при взятке возможны такие её разновидности как взятка-подкуп или взятка-вознаграждение, в результате чего возникает ответственность не только за предстоящие, но и совершенные действия.
На сложившейся практике дела о коммерческом подкупе могут негативно сказаться на имидже организации и ряда руководящих лиц, не в лучшем свете выставить предприятие перед партнерами, что за собой может повлечь напряжение в деловых отношениях. Структурные подразделения компаний, ответственные за аудит и обеспечение экономической безопасности, при получении информации о фактах коммерческого подкупа решением руководителя или собранием акционеров просто увольняют субъекта, ограничивая дальнейшем его связи и локализуя ущерб. Ввиду этого статистика уголовных дел по ст. 204 УК РФ не такая обширная. По данным судебного департамента министерства юстиции РФ, за первое полугодие 2016 г. количество рассмотренных уголовных дел в РФ по ст. 204 УК РФ составляет 215, в то время как общее число уголовных дел, рассмотренных по ст. 290 УК РФ и ст. 291 УК РФ, составляет 3519 [5].
Литература
1. Пудовочкин Ю. Е., Долженкова Г. Д.Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный). В 2 томах. Том 2. М.: Юрайт, 2016. 604 с.
2. Безлепккин Б. Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). М.: Проспект, 2016. 576 с.
3. Проект РосПравосудие - судебная практика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rospravosudie.com/ (дата обращения: 21.08.2016).
4. Скрябин Э. Коммерческий подкуп // Законность. М., 2000. № 9. С. 41-43.
5. Судебный департамент при Министерстве Юстиции РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cdep.ru/ (дата обращения: 21.08.2016).
Прогрессивная система исполнения и отбывания наказаний в отношении осужденных без изоляции от общества Габитов Б. А.
Габитов Басир Азатович / Gabitov Basir Azatovich - студент магистратуры, кафедра уголовного права и криминологии, юридический факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Всероссийский государственный университет юстиции Российская правовая академия Министерства юстиции России, г. Москва
Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена прогрессивной системой исполнения и отбывания наказания осужденными, отбывающими различного рода наказания без изоляции от общества, а также применения альтернативных видов наказаний (исправительные и обязательные работы, ограничение свободы и др.). Abstract: the relevance of the chose№ topic due to the progressive system of execution of sentence of prisoners serving various kinds of punishment without isolation from society, and the use of alternative types of punishment (corrective and obligatory works, restriction of freedom etc.).
Ключевые слова: прогрессивная система, уголовно-исполнительного, осужденных, лишением свободы, отбывания наказаний.
Keywords: progressive system, criminal-executive, convicts, imprisonment, punishment.
На протяжении достаточно длительного времени в науке и теории уголовно -исполнительного права особое внимание уделяется понятию и содержанию прогрессивной системы исполнения и отбывания наказания. Тем не менее, большинство авторов, изучавших и изучающих прогрессивную систему, отмечают, что она применима и реализуется только в отношении наказания в виде лишения свободы. В большом массиве теоретического материала о прогрессивной системе очень мало внимания уделено наказаниям, альтернативным лишению свободы. Но в науке уголовно-исполнительного права указывается на необходимость разработки и законодательного закрепления прогрессивной системы отбывания и исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.
Одной из современных и достаточно продолжительных тенденций современной уголовно-исполнительной политики России является гуманизация обращения с осужденными. Для этого на государственном уровне разработана система мероприятий, направленная на снижение численности лиц, содержащихся в местах лишения свободы, за счет применения альтернативных видов наказаний (исправительные и обязательные работы, ограничение свободы и др.).
Количество тюремного населения за последние 5 лет сократилось почти на 200 тыс. человек. Это соответствует политике реформирования, обозначенной в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. (распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р) [3]. Согласно этому документу предполагается увеличение к 2020 г. общей численности лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденного от общества, на 200 тыс. человек за счет расширения практики назначения данных наказаний судами. Все это требует тщательного подхода к