Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ СРЕДЫ В АПК'

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ СРЕДЫ В АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / АГРАРНЫЙ РЫНОК / АПК / СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛИ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / РЫНОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кудаев Залимхан Русланович

В статье раскрываются основополагающие аспекты формирования рыночной среды. Уточнены понятия «рынок», «аграрный рынок», раскрыты стимулирующая роль рынка в развитии общественного производства, теоретические и методологические параметры вхождения АПК в рыночные отношения, механизмы государственного воздействия на рыночную конъюнктуру и динамику цен на сельхозпродукцию. Выделены этапы и условия формирования рыночной стратегии применительно к сельскохозяйственным товаропроизводителям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ СРЕДЫ В АПК»

Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН № 2 (46) 2012

РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. ЭКОНОМИКА

УДК 338.436.33

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ СРЕДЫ В АПК

З.Р. КУДАЕВ

ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия им. В.М. Кокова»

360030, г. Нальчик, пр. Ленина, 1-в.

E-mail: kb gsha@rambler. ru

В статье раскрываются основополагающие аспекты формирования рыночной среды. Уточнены понятия «рынок» «аграрный рынок» раскрыты стимулирующая роль рынка в развитии общественного производства, теоретические и методологические параметры вхождения АПК в рыночные отношения, механизмы государственного воздействия на рыночную конъюнктуру и динамику цен на сельхозпродукцию. Выделены этапы и условия формирования рыночной стратегии применительно к сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Ключевые слова: рынок, аграрный рынок, АПК, сельхозпроизводители, рыночная экономика, рыночная стратегия.

В условиях продолжающихся поисков эффективных принципов функционирования экономики России возрастает роль исследований, связанных с анализом институциональной среды и ее влиянием на субъекты хозяйствования как основополагающего фактора повышения эффективности их деятельности. Необходима разработка основ создания институциональных условий, обеспечивающих выход на траекторию долговременного экономического роста.

За достаточно продолжительное время переходного периода развития российской экономики не разработаны ни теоретические, ни методологические параметры вхождения АПК в рыночные отношения.

Нельзя не отметить, что многим вопросам, связанным с реформированием сельскохозяйственного производства, прогнозированием развития внутрихозяйственных, межхозяйственных отношений, формированием многоукладности, определением роли и места различных форм собственности и хозяйствования, другими элементами хозяйствования, уделяется достаточное внимание, и они получили широкое освещение в различных трудах ведущих экономистов-аграрников [3].

Однако, на наш взгляд, основополагающим элементом любой деятельности является конечный результат, то есть эффективность производства. Тем не менее, именно вопросы реализации продукции и ценообразования, которое, с одной стороны, способствовало бы успешному развитию производства, а с другой - не обременяло бы потребителя (покупателя), не получили достаточной разработки.

На современном этапе степень технической и технологической оснащенности любой отрасли является исходным, составляющим фактором производства конкурентоспособной продукции. Вхождение в рыночную экономику, тем более выход на мировой рынок, требует наличия соответствующей инфраструктуры, позволяющей на равных работать с партнерами.

Как показывает опыт прошедших лет, в течение всего переходного периода наблюдается систематическое ухудшение материально-технической базы сельскохозяйственного производства.

Уровень механизации производственных процессов на сельскохозяйственных работах, особенно в животноводстве, составляет не более 30 процентов. Такое состояние приводит к сворачиванию объемов производства, ликвидации отдельных отраслей, что порождает безработицу, необходимость миграции, особенно молодежи, в поисках работы.

В условиях вступления России в ВТО аграрный сектор необходимо перестраивать под новые, очень жесткие конкурентные условия. При этом важно учитывать и такой немаловажный институциональный фактор, как отсутствие у потенциального производителя сельскохозяйственной продукции прав собственности на землю, современной техники, финансов и соответствующей инфраструктуры.

Было бы неверно доказывать несостоятельность рыночной экономики, не разобравшись в причинах данной ситуации. Говоря о рыночной экономике, мы изначально не ставим во главу угла тот факт, что законы рынка начинают работать при условии обеспечения потребностей никак не ниже паритета спроса и предложения. Конкуренция возможна только на фоне изобилия товара, и именно с того момента начинает проявляться стимулирующее действие рынка [4].

В отличие от всех других отраслей производства производимый аграрным сектором товар характеризуется весьма значительной спецификой. Она заключается в том, что аграрный сектор является основным производителем так называемого товара повседневного спроса. Человек практически не может обходиться без данного товара, что само по себе является значительным стимулирующим фактором производства.

Переход к рыночной экономике незаметно для многих подвел к тому, что название «аг-рарно-промышленный комплекс» далеко не соответствует своему содержанию. В настоящее время аграрно-промышленный комплекс трактуется как совокупность отраслей народного хозяйства, включающая сельское хозяйство и отрасли промышленности, тесно связанные с сельскохозяйственным производством, осуществляющие транспортировку, хранение, переработку сельскохозяйственной продукции, доведение её до потребителя, обеспечивающие сельское хозяйство техникой, удобрениями и т.п. [2].

На самом деле сложно даже вычленить, что осталось от АПК и насколько правомочно использование данного термина. Мы имеем дело с тем, что аграрный рынок - это рынок сельскохозяйственной продукции. На современном этапе получается, что сущность деятельности АПК сведена только к производству продукции. В данном аспекте мы солидарны с теми авторами, которые считают, что аграрный рынок - это, во-первых, часть рыночной системы страны как системы товарно-денежных отношений и кругооборота капитала, обусловленной спросом и предложением, углублением общественного разделения труда; во-вторых, это совокупность социально-экономических отношений, складывающихся при производстве, переработке, хранении, продвижении и потреблении сельскохозяйственной продукции, связанных с земельными отношениями, предложением и спросом на продовольственные товары, с трудовыми и материально-техническими ресурсами; в-третьих, это органичное состояние четырех видов рынка: земли, продовольствия, труда и материально-технических средств. В самом деле, если бы аграрному сектору была предоставлена возможность реализации данных четырех видов рынка, это позволило бы существенно усилить инфраструктуру самого аграрного сектора через эквивалентность обмена внутри агрокомплекса.

Аграрный рынок может сложиться и нормально функционировать только на фоне наличия сильных, крепких производителей продукции. И никак нельзя согласиться с расхожим мнением, что рынок сам через ценовую политику будет регулировать нужные объемы производства. По некоторым видам товаров это вполне реально, но если иметь в виду основные продукты питания, на фоне существующего платежеспособного спроса это фактически невозможно. Поэтому первостепенная задача аграрного сектора - обеспечить на-

сыщение рынка продовольствием, то есть производить. Конечно, такие элементы, как переработка и реализация играют существенную роль, однако их нельзя противопоставлять производству, ибо они - производные этого процесса.

В этих условиях одним из важнейших элементов экономического механизма хозяйствования выступает ценовой аспект. Необходима научно обоснованная система цен, учитывающая потенциал предприятия, наличие и квалификацию кадров, систему организации и управления производством, направленная на обеспечение производства продукции при наименьших затратах труда и материальных средств. В условиях рынка цены регулируются по совершенно другим законам, поэтому пока государство не найдет соответствующие рычаги воздействия на рыночную конъюнктуру и динамику цен на сельскохозяйственную продукцию и не будет установлен определенный паритет, обеспечивающий в разумных, обоснованных пределах прибыльность производства продукции, повышения цен избежать невозможно. Все это является подтверждением того, что государственное ценовое регулирование на данном этапе является необходимым элементом формирования и успешного функционирования аграрного рынка.

Анализ показывает, что все еще недостаточно четко определены взаимоотношения составных структур АПК - многократные реформирования хозяйствующих субъектов, по сути, привели к потере управляемости как на районом, так и на региональном уровне. В целом реформе подверглись лишь коллективные сельхозпредприятия, а вся система управления сохранилась в прежнем виде. В условиях полной самостоятельности хозяйственной деятельности новых формирований роль управленческого аппарата остается формальной. Реформирование коллективных хозяйств привело также к возрастанию неопределенности на продовольственном рынке, сложности регулирования объемов производства, существенному возрастанию степени риска по сбыту производимой продукции.

В регионе не разработан действенный экономический механизм регулирования продовольственного рынка, более того, четко не определено, кто занимается формированием и управлением региональным продовольственным рынком.

Формирование продовольственного рынка в регионе предусматривает наличие общих условий развития рыночной экономики, включающих в себя наличие, успешное функционирование и развитие различных форм собственности и хозяйствования, свободы и инициативы хозяйствующих субъектов, позволяющих равноправное и взаимовыгодное участие в ценообразовании, складывающемся под воздействием спроса и предложения. Особую озабоченность вызывает то положение, которое лишает сельхозтоваропроизводителя равноправного и взаимовыгодного участия в ценообразовании. Нарушение этого важнейшего основополагающего элемента рыночной экономики - одна из главных причин, сдерживающих мотивацию для производства продовольственных товаров, в первую очередь частными предпринимателями.

Анализ динамики развития производства свидетельствует о замедлении темпов роста, снижении уровня эффективности, сокращении числа желающих работать на земле. Перевод землепользования на арендную систему не позволяет арендатору проявлять чувство хозяина, ответственности за состояние земли, он временщик, от услуг которого могут отказаться в любой момент. Все эти моменты усложняют функционирование сельскохозяйственного производства. На современном этапе главным сдерживающим элементом развития сельскохозяйственного производства стало отсутствие единого институционального механизма регулирования производства, переработки и сбыта продукции [1].

Следует отметить, что за период реформ внимание всех институтов власти и управления уделялось мерам по проведению рыночной политики на макроэкономическом уровне. Не отрицая необходимость и значимость этих мер, нельзя забывать, что рыночную экономику формирует и создает не только теория, а реальная практика в лице конкретного про-

изводителя товаров и услуг. Именно здесь складывается фундамент рыночной экономики, и рыночная политика должна быть направлена на создание благоприятных, некабальных условий, обеспечивающих возможность предоставления стартового капитала для формирования хозяйствующего субъекта нового типа, работающего на современном техническом и технологическом уровне, обеспечивающего резкое снижение издержек, эффективное и высокорентабельное производство. На данном этапе рынок еще не сложился как целостная структура, которая могла бы выполнять те функции, которые составляют сущность рынка.

Поэтому влияние рынка на хозяйствующие структуры далеко не совершенно, а в этих условиях первостепенную роль следует отводить хозяйствующему субъекту. Мы считаем, что рыночная стратегия должна начинаться с создания условий устойчивого функционирования производителей продукции. Целенаправленное стимулирование объемов и повышение эффективности производства будет способствовать росту конкуренции - основной составляющей рыночной экономики.

С другой стороны, это потребует формирования хозяйствующих субъектов предпринимательского типа, грамотных, гибких менеджеров, тонко чувствующих требования рынка, способных быстро реагировать на возможные изменения стратегии. Сложность ситуации диктуется и тем, что разрушена вся структура управления сверху донизу, и в этих условиях весь груз управления, принятия решений, риска производства перенесен на уровень производителя. Если учесть, что на данном этапе основную долю сельскохозяйственной продукции производит частный сектор, несложно предвидеть перспективу развития АПК и продовольственного рынка.

Характерной спецификой сельскохозяйственного производства является необходимость использования коллективных форм организации труда. Частный предприниматель, естественно, имеет полное право на жизнь, но производство сельскохозяйственной продукции в частном секторе, на ограниченных участках, как правило, ведется в основном для самообеспечения и по своему объему оказывает незначительное влияние на конъюнктуру рынка. В этом плане также показательны итоги работ и крестьянских (фермерских) хозяйств, доля товарной продукции которых в республике составляет в пределах 3 процентов от валового производства сельскохозяйственной продукции. В условиях российской действительности фермерское хозяйство не может самостоятельно обеспечить автономное развитие. Оно должно подпитываться для своей деятельности определенными ресурсами, информацией и другими услугами и, как любое новое начинание, определенным стартовым капиталом для формирования действенной инфраструктуры.

Условия функционирования рынка сельскохозяйственной продукции и сырья продолжают оставаться довольно сложными, и многие обстоятельства ослабляют позиции сельскохозяйственного товаропроизводителя на рынке.

Во-первых, имеет место большое количество производителей, позиция каждого в отдельности на рынке слабая.

Во-вторых, сельские товаропроизводители связаны большими постоянными издержками, которые не изменяются в зависимости от объема производимой продукции, что часто приводит к ухудшению их финансово-экономического положения в случае снижения производства.

В-третьих, по причине продолжительности и непрерывности биологического процесса производства товаропроизводителю сложно быстро приспособить предложение к спросу на рынке, так как время от посева до уборки урожая, от теленка до коровы исчисляется многими месяцами и даже годами.

Далее, учитывая, что значительная часть продукции поступает сезонно, потребитель не может её взять целиком, а это ведет к временному избытку и снижению цены на нее.

И еще. Месторасположение некоторых производителей вдали от крупных центров потребления, мест переработки и хранения сельскохозяйственной продукции не позволяет им обеспечить ее сбыт на более выгодных условиях. В этом плане Маршалл отмечал, что «...товары, на которые существует очень широкий рынок, должны быть такого рода, чтобы их можно было перевозить на далекие расстояния, хранить сколько-нибудь продолжительное время, а их стоимость должна быть значительной по отношению к их объему» [4].

Рыночные позиции сельскохозяйственных товаропроизводителей осложняются из-за того, что они могут лишь ориентироваться, но не воздействовать на рыночные цены производимой им продукции.

По мнению многих авторов, в условиях, когда достаточно четко не определены взаимоотношения участников рынка, в первую очередь от этого страдает сельхозпроизводитель. Производственнику сложно понять, что повышение урожайности сельскохозяйственных культур, продуктивности животных, увеличение производства продукции - далеко не гарантия роста благосостояния. Чем выше производство, тем ниже рыночные цены. Довольно парадоксальная ситуация, которую сложно решить без вмешательства государства, так как теряется смысл главной мотивации труда. В условиях нерегулируемого рынка нарушается сущность экономического механизма рационального хозяйствования, который заключается в совокупном воздействии результатов на экономические интересы, стимулирование производственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей. По мнению Ф. Хайека, «.рациональное поведение возможно только в более или менее упорядоченном мире, о котором в настоящее время приходится только мечтать» [5].

Исследование общих закономерностей функционирования факторов рыночной сельскохозяйственной среды доказало:

- во-первых, развитие рыночного механизма в сельском хозяйстве затруднено, так как экономика сельского хозяйства оказалась неспособной в рыночных условиях адаптироваться к ресурсным ограничениям. Кроме того, цены на сельскохозяйственную технику, сырье, энергоресурсы ориентированы на внешнею рыночную среду (Российская Федерация), а большинство ресурсов сельскохозяйственного производства - на внутренний спрос (регион);

- во-вторых, для развития экономики сельского хозяйства особую актуальность имеет проблема роста конкурентной силы предпринимательских структур сельского хозяйства.

Таким образом, можно отметить, что отсутствие достаточно обоснованной концепции перевода агропромышленного комплекса к рыночной экономике, учитывающей специфику хозяйствования и особенности производимой им продукции, является главным лейтмотивом критического состояния основных производителей продовольствия - коллективных сельхозпредприятий большинства регионов страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аграрный строй в России: прошлое, настоящее, будущее / Под ред. В.Е. Есипова. С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов; С.-Петерб. гос. аграр. ун-т; Ин-т экономики РАН и др. СПб., 1999. 315 с.

2. Борисов А.Б. Большой экономический словарь, М., 1999. С. 12.

3. Кенделл М., Стюарт. Многомерный статистический анализ и временные ряды. М.: Наука, 1976. 736 с.

4. Маршалл А.А. Принципы политической экономии. Т. 1. М., 1983. С. 60.

5. Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения, 1989. № 12. С. 6.

MAIN ASPECTS OF THE SHAPING THE MARKET AMBIENCE IN AIC

Z.R. KUDAEV

Kabardin-Balkar State Agricultural Academy named after V.M. Kokov 360030, Nalchik, 1-в, Lenin avenue E-mail: kbgsha@rambler.ru

The article deals with the basic aspects of shaping the market ambience. The notions "market", "agrarian market" are detailed; stimulating role of the market on development of public production, theoretical and methodological parameters of AIC entering market relations, mechanisms of the state influence on market conjuncture and dynamics of the prices for agricultural products are revealed. The stages and condition of the shaping of market strategy with reference to agricultural commodity producer are singled out.

Key words: market, agrarian market, AIC, agricultural commodity producers, market economy, market strategy.

Работа поступила 10. 01. 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.