Научная статья на тему 'Факторы, обеспечивающие производство конкурентоспособной продукции в растениеводстве'

Факторы, обеспечивающие производство конкурентоспособной продукции в растениеводстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
конкуренция / конкурентоспособная продукция / факторы конкурентоспособности / рыночные отношения / аграрное производство. / competition / competitive products / factors of competitiveness / market relations / agrarian production.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Татуева Ф. Б., Жирикова М. Х.

В статье раскрыта сущность и возможный механизм влияния многоукладной экономики и различных форм собственности на формирование рынка растениеводческой продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS THAT PROVIDE THE PRODUCTION OF COMPETITIVE PRODUCTION IN CROP PRODUCTION

The article reveals the essence and possible mechanism of the influence of multistructural economy and various forms of ownership on the formation of the market of plant products.

Текст научной работы на тему «Факторы, обеспечивающие производство конкурентоспособной продукции в растениеводстве»

64

Экономические науки

УДК 631.165

факторы, обеспечивающие производство конкурентоспособной продукции в растениеводстве

Татуева Ф. Б., кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой бухгалтерский учет, анализ и аудит,

ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В. М. Кокова», г. Нальчик E-mail: fatima_19@rambler.ru

Жирикова М. Х., магистрант 3-го года обучения Института экономики, направленность «Учет анализ, аудит»,

ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В. М. Кокова», г. Нальчик

В статье раскрыта сущность и возможный механизм влияния многоукладной экономики и различных форм собственности на формирование рынка растениеводческой продукции.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособная продукция, факторы конкурентоспособности, рыночные отношения, аграрное производство.

FACTORS THAT pROVIDE THE pRODUCTION

of competitive production in crop production

Tatuyeva F. B., candidate of economic sciences, associate professor, head department of accounting, analysis and audit,

FSBEI HE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V. M. Kokova», city of Nalchik E-mail: fatima_19@rambler.ru

Zhirikova М. Н., graduate student of the third year of training of the Institute of Economics, the focus of «Accounting analysis, audit»,

FSBEI HE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V. M. Kokova», city of Nalchik

The article reveals the essence and possible mechanism of the influence of multistructural economy and various forms of ownership on the formation of the market of plant products.

Key words: competition, competitive products, factors of competitiveness, market relations, agrarian production.

Рыночное пространство представляет собой сферу активного сотрудничества конкретных субъектов рынка и характеризуется следующими основными составляющими:

- количество продавцов товаров конкретного вида;

возможность всех продавцов в равной степени соучаствовать в реализации товара или отказа от участия в торговых сделках;

- независимость (или наоборот) рыночных субъектов друг от друга;

- возможность (или наоборот) воздействия на рыночную цену со стороны отдельных товаропроизводителей.

Иными словами конкуренция характеризуется наличием на рынке значительного числа независимых покупателей и продавцов, одновременно соперничающих друг с другом в процессе купли-продажи товара.

Формы, разновидности конкуренции могут быть ценовыми и неценовыми, когда привлекательность товара стараются отрегулировать при помощи снижения цены, улучшения качества про-

ФАКТОРЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВО КОН1СУРЕНТОСПОСОБНОй

продукции в растениеводстве

дукции или уровня обслуживания и рекламными усилиями.

Конкурентоспособность товара зависит от себестоимости товара, когда создается возможность реализовать его по аналогичным или ниже цен конкурента. Конкурентоспособность - производная многих факторов производства синтезированная оценка возможности быть реализованным на конкретном рынке в определенные сроки «в присутствии» товаров - конкурентов. Факторы конкурентоспособности должны отражать [3]:

- качество товара, его соответствие спросу;

- себестоимость и цену;

- дизайн и рекламные усилия;

- формы продвижения товара и обслуживания потребителей.

Достаточно сложным является обобщенный расчет факторов конкурентоспособности, учитывающий экономические факторы, когда в начале формируется реестр потребительских параметров и экономических составляющих. Затем экспертным путем определяются веса этих параметров, на основе оценки их ранговой значимости для потребителей, после чего формируются наборы соответствующих параметров и ведется расчет частных параметрических индексов.

Все это является основой последующих расчетов сводного интегрального индекса конкурентоспособности товара.

В условиях рыночных отношений аграрное производство выступает как сегмент общегосударственного процесса производства, обеспечивающий формирование продовольственного рынка. Здесь сельскохозяйственные товаропроизводители являются составным звеном рыночной конкуренции, где участниками являются как потребители продовольственного товара, так и его производители.

В силу объективных и субъективных факторов сельское хозяйство вступило в рыночные отношения с наиболее худшими стартовыми позициями, которые в дальнейшем усложнили конкурентоспособное производство продукции. Это:

- менее благоприятные по сравнению с другими странами- конкурентами на продовольственном рынке природными условиями большинства территорий России;

- диспаритет цен, отсутствие государственного воздействия на вопросы ценообразования, дотационную политику;

- низкое финансирование АПК, не позволяющие достичь уровня технической оснащенности развитых стран;

- отсутствие реализации программ экологической сохранности земель, лесов водоемов;

- существовавшая на протяжении ряда лет низкая эффективность сельскохозяйственного производства, когда практически не актуальна проблема конкурентоспособности и др.

Конкурентная среда как возможность проявления соперничества, состязания между сельскохозяйственными товаропроизводителями должна формироваться, в том числе, и с участием государственных институтов, заинтересованной поддерживающей экономической политикой.

Основной смысл рыночного механизма проявляется в стремлении достичь равновесия спроса и предложения, что является также главным звеном изучения конъюнктуры рынка.

Конъюнктура рынка, как правило, характеризуется вариабельностью, цикличностью, динамичностью. Все отличительные черты требуют внимательного изучения, взаимообуславливают, дополняют друг друга. Координируя государственную политику, совершенствуется институциональная политика, формирование рыночной инфраструктуры, воздействие на колебания, структуру дифференцировано локальных рынков, выявляются приоритеты, размещаются государственные заказы, социальная поддержка.

Вместе с тем рыночная среда зависит также и от непосредственных участников-товаропроизводителей, когда соперники активно воздействуют на формирование лучших условий производства, купли и продажи товаров и услуг, заключают всевозможного рода сделки, соглашения по самым различным аспектам.

Конкурентный потенциал является доминантой рыночной, конкурентной среды, где одновременно взаимодействуют экономическая политика государства, состояние конкретного рынка, соперничество товаропроизводителей и потребителей. В конечном итоге именно конкурентный потенциал формирует уровень развития рыночной среды той или иной отрасли или экономики в целом.

Относительно конкурентного потенциала в сельскохозяйственном производстве, как правило, выделяют три главные сферы, составляющие. Это - земля, природно-климатические условия, материально-технические и трудовые ресурсы;

66

ф. Б. ТАТУЕВА, М. X ЖИРИКОВА

- непосредственный процесс производства, аккумулирующий взаимодействие перечисленных выше факторов;

- процесс реализации произведенной продукции, ее распределение на воспроизводственный цикл, хранение или потребление, денежное возмещение, накопление.

Учитывая многообразие и многофункциональность производства растениеводческой продукции предлагается блок- схема конкурентного потенциала растениеводческой отрасли.

Конечной целью конкуренции является максимизация доходов от производства и реализации продукции при минимуме соответствующих издержек.

Попытки формирования успешной конкурентной среды предпринимаются в стране более двадцати лет, приняты соответствующие законы об отмене монополий на собственность, значительно расширены права хозяйствующих субъектов, сложилась многоукладная экономика, создан прецедент частной собственности, что сказалось непосредственно и на сельскохозяйственном производстве, где появилась принципиально новая форма хозяйствования - крестьянские (фермерские) хозяйства, были реорганизованы бывшие колхозы и совхозы.

Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной предполагает коренные изменения всей системы экономических и социальных отношений.

На процесс формирования в аграрном секторе конкурентной среды, его специфику, влияет много факторов, которые довольно сложны и трудоемки. В этом плане можно выделить следующие:

- длительность сосуществования с системой государственной экономики;

- выработка новых стереотипов поведения хозяйствующих субъектов вне системы государственного регулирования;

- развитие многоукладности, как основы формирования специфических закономерностей хозяйствования;

- отсутствие рыночных структур, инфраструктуры, практического опыта, соучастия;

- весьма слабое наличие или полное отсутствие отраслевых, межотраслевых, региональных и других связей;

- социально-политическая и экономическая инертность сельского жителя.

Достаточно сложным и запутанным остается экономический механизм реализации рыночных отношений. Известно, что экономическую основу ре форм составляют либерализация цен и совершенствование хозяйственных связей на базе рыночных отношений. Либерализация цен, а точнее отсутствие какого-либо государственного, даже элементарно логического контроля или регулирования движения цен, привели к обострению диспаритета цен, послужили основной причиной возрастания дефицита продовольствия в стране.

Здесь мы солидарны с мнением Дж. Б. Кларка о том, что «Естественная цена - это цена конкурентная» [1]. И далее перечисляются основные факторы, формирующие цены на товар, которые практически никак не учитываются в реальном АПК, некоторые из них:

- в установлении цен решающую роль играет последнее приращение потребительского богатства как такового и только его;

- товар потребительского назначения представляет предмет, оказывающий услуги, и оценивается в соответствии с размером услуги, которую он способен оказать в некоторых решающих пунктах общественного потребления;

- большинство товаров оказывает несколько различных видов услуг одновременно. Предмет этого вида следует рассматривать как пучок различных полезностей, связанных вместе в общем материальном предмете и т. д.;

- оценки, производимые реальным рынком подвергают эти полезности измерению в отдельности, и ценность предмета является результатом всех этих измерений.

Большинство ученых-экономистов едины во мнении о разрушительном для экономики сельхозтоваропроизводителей принципе ценообразования, продолжающем иметь место и в значительной мере препятствующем формированию конкурентоспособной продукции.

Сама по себе конкурентоспособность готовой продукции это реальная ее возможность соответствовать общепринятым требованиям, запросам покупателей соотносительно аналогичных видов товаров представленных на рынке. Равнозначный смысл в конкурентоспособности имеют качество и цена товара. Такие факторы как мода, сервис, реклама, колебания спроса также оказывают влияние на конкурентоспособность продукта.

Конечная цель конкуренции - получение более высоких доходов, прибыли, различных

ФАКТОРЫ1, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВО КОН1КУРЕНТОСПОСОБНОЙ ПРОДУКЦИИ В РАСТЕНИЕВОДСТВЕ

выгод. Посредством конкурентной борьбы между товаропроизводителями достигается более или менее цивилизованная, легализованная деятельность и соответствующие отбор и регулирование процесса производства в рыночной экономике.

В экономической практике различают виды конкуренции:

- чистая, идеальная, современная конкуренция - здесь сосуществует множество потребителей и производителей по сути аналогичного, взаимозаменяемого товара. И здесь складывается ситуация равнозначная для всех продавцов и покупателей. Как правило, в реальной жизни отсутствуют такого рода конкуренции;

- монополистическая конкуренция предполагает значительное наличие продавцов и покупателей и соответствующее разнообразие товаров и цен на них;

- олигополистическая конкуренция, предполагающая ограниченный круг крупных владельцев товара, реально влияющих на формирование реализационной цены;

- недобросовестная конкуренция, при которой участниками нарушаются общепринятые правила и нормы, вступают в различного рода сговоры против конкурентов, стремясь дискредитировать их, устанавливая при этом дискриминационные цены;

- несовершенная конкуренция - конкуренция, которая еще не сложилась в силу организационных причин, отсутствия теоретических знаний и т. д.;

- ценовая - конкуренция, которая осуществляется при помощи механизма снижения цены;

- неценовая - это конкуренция, которая предполагает стабильные цены при одновременном росте качества товара.

Академик С. С. Шаталин одной из главных предпосылок формирования рыночно ориентированной системы видел в «...конкуренции производителей как важнейшем факторе стимулирования хозяйственной деятельности» [4].

В экономической литературе посвящено множество трудов, направленных на выявление феномена - конкуренция и здесь мы также солидарны с Ф. Хайеком о том, что конкуренцию необходимо рассматривать «...как процедуру для открытия таких фактов, которые без обращения к ней оставались бы никому неизвестными или, по меньшей мере, неиспользуемыми» [2].

Изучение конкуренции в аграрном секторе усложняется еще и тем, что здесь существует высокая степень детерминированности понятия конкуренция с конкретной средой, ситуацией, которых, как известно, величайшее множество, результаты их непредсказуемы и достоверность теоретических посылов сложно проверить эмпирическим путем.

Экономическая конкуренция выступает в виде метода открытия конкретных, реальных фактов, значимых для достижения специфических целей. Некоторое равновесие создаваемое конкуренцией на рынке носит, на наш взгляд, условный характер, поскольку оно не достижимо.

Основная функция конкуренции как экономической категории та, что здесь происходит наглядная демонстрация того как можно эффективнее производить товары и вольно или невольно подталкивает товаропроизводителей к пересмотру сложившихся условий производства и реализации либо обратное чревато частичными или полными потерями своих доходов.

Полный вывод сельскохозяйственного производства из системы государственного регулирования чреват еще большими издержками, поскольку здесь наблюдается высокая затратность производства, самая низкая из всех отраслей народного хозяйства оплата труда и низкий уровень социально-услуговой сферы села. Если все это включить, а это так и должно быть в условиях рынка, в себестоимость и, соответственно, в цену реализации продукции, то у государства нет выбора, либо разумные дотации (что сегодня уже дает положительные результаты), либо отказ от отечественного сельхозтоваропроизводителя.

Вместе с тем это не значит ориентировать сельхозтоваропроизводителей на иждивенческий лад. Несмотря на все сложности текущего момента, определенная, пусть пока небольшая, часть нашла свои подходы, методы позитивного функционирования (об этом свидетельствует увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции).

Анализ публикаций и мнений ученых аграрников сводится к тому, что наиболее популярный вариант хозяйствования - это аренда земли. Нельзя отрицать значимость аренды вообще. Вместе с тем нам представляется, что аренда должна быть задействована. С другой стороны, при арендных отношениях можно убедиться сможет ли стать конкретный арендатор настоящим хозяином земли.

68

ф. Б. ТАТУЕВА, М. X. Ж<ИРИКОВА

Одной из первых форм аграрных преобразований, через призму, которой рассматривались возможности демократического курса на равноправное развитие различных форм собственности и хозяйствования на основе свободной конкуренции в условиях рыночной экономики явилась организация крестьянских (фермерских) хозяйств. Появление данной формы хозяйствования, как показал опыт прошедших лет, на наш взгляд, позитивно.

Средний размер крестьянских (фермерских) хозяйств в республике устойчиво составляет 9 га и колеблется от 3 до 20 га. Много это или мало, однозначного ответа на этот вопрос дать довольно сложно, так как это зависит от количества людей, то есть данным хозяйством может заниматься только сам фермер, либо семья, родственники, наемные работники, где важную роль также играет обеспеченность техникой и технологическим оборудованием. Если ориентировать фермерские хозяйства, в основном на самообеспечение и реализацию небольших излишков производства, то это сродни личным подсобным хозяйствам населения; если ориентировать его, как основного производителя сельскохозяйственной продукции и конкурентоспособного участника рынка, то эти размеры явно недостаточны. С точки зрения соблюдения севооборота, в подавляющем большинстве фермеры могут заниматься, в основном, овощеводством, производством ягод, цветоводством.

Аграрный сектор традиционно является одним из наиболее консервативных среди всех отраслей народного хозяйства. В значительной степени это объясняется неизменностью объектов труда - производство зерна, картофеля, овощей, молока, мяса, яиц и т. д. Эта специфика, иными словами, однообразие из года в год, из поколения в поколение приучает людей к определенному стереотипу поведения, образу жизни, мышления.

Анализ и расчеты подтверждают, что основным стимулом сельскохозяйственного процесса производства является паритет цен на ГСМ, сельскохозяйственную технику, удобрения, средства защиты растений и животных и др. В условиях, когда килограмм зерна или литр молока дешевле не минеральной, а простой питьевой воды. Принцип - «каждый выживает, как может» стал определяющим. Главными элементами контроля

деятельности хозяйствующих субъектов стали налоги и заработная плата. Все остальное как бы не имеет принципиального значения. Соответственно складывается и характер как внутрихозяйственных, так и межхозяйственных отношений.

Аграрный сектор России характеризуется невысоким уровнем обеспеченности средствами производства по сравнению с развитыми странами. Инфраструктура, перерабатывающие отрасли, которые, по сути, монополисты по отношению к сельхозтоваропроизводителям, диктуют им свои условия по реализации продукции, ценам, срокам и форме взаиморасчетов.

Отсутствие системы гарантирующей регулярный сбыт продукции, а также хронический диспаритет цен лишают сельское хозяйство изначально возможности реализовать свой потенциал для стабильного и позитивного развития и соответствующего расширенного воспроизводства. Технический уровень сельского хозяйства в масштабах всей страны значительно заторможен и не в состоянии составить сколь либо значимое партнерство с предприятиями машиностроения, химического и топливно-энергетического комплексов, промышленности строительных материалов, легкой промышленности.

Все это обуславливает необходимость создания системы распределения продукции и продовольствия, производимой сельскохозяйственными товаропроизводителями и обеспечение им беспрепятственного выхода на рынок, создание сети оптовых, специализированных (розничных) продовольственных рынков, максимально приближенных к производителям, при минимальных объемах перевозки, перевалки, и что, особенно важно, сокращении всякого рода посредников. Важно определить механизм распределения и перемещения сельскохозяйственной продукции от производителя, создать оперативную информационную базу поиска покупателя и продавца, опросов и предложений.

Сложившаяся ситуация в аграрной сфере и анализ свидетельствуют, что в основе аграрной политики должно быть положено абсолютно необходимое сосуществование различных форм хозяйствования. Реформы в аграрной сфере должны носить позитивный, созидательный характер, а не выступать в роли разрушителя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ФАКТОРЫ1, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ПРОДУКЦИИ В РАСТЕНИЕВОДСТВЕ

ЛИТЕРАТУРА

1. КларкДж. Б. Распределение богатства. М.; Л., 1934.

2. Пиличев Н. А. Управление агропромышленным производством. М.: Колос, 2001. - 296 с.

3. Татуева Ф. Б. Основные направления управленческого мониторинга деятельности сельскохозяйственной организации // Сб. Продовольственная безопасность и устойчивое сельское развитие: глобальные, национальные и региональные аспекты: Материалы международной научно-практической конференции памяти профессора Б. Х. Жерукова. 2014.

4. Шаталин С. С. Переход к рынку. Концепция и программа. М., 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.