Научная статья на тему 'Основные аспекты эксплуатационной надежности акваторий и подходных каналов морских портов'

Основные аспекты эксплуатационной надежности акваторий и подходных каналов морских портов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
293
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАНАЛ / АКВАТОРИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ НАДЕЖНОСТЬ / ЗАНОСИМОСТЬ / ДНОУГЛУБЛЕНИЕ / CHANNEL / BASIN / SAFETY / OPERATIONAL RELIABILITY / SEDIMENT ACCUMULATION / DREDGING

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Мерзликин В. В.

Рассмотрены основные аспекты эксплуатационной надежности акваторий и подходных каналов морских портов. Выполнен анализ основных факторов, применяемых в расчетах объектов портовой инфраструктуры на надежность. Установлено, что факторы, используемые для причальных сооружений, частично могут быть применены для оградительных и берегоукрепительных сооружений. Для искусственно образованных акваторий и подходных каналов ни один из используемых в расчетах на надежность факторов не может применен. Выделены два основных направления исследований. Сформулированы направления разработки методов расчета эксплуатационной надежности искусственных прорезей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Мерзликин В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAJOR ASPECTS OF OPERATIONAL RELIABILITY OF SEA PORT BASINS AND ACCESS CHANNELS

The major aspects of operational reliability of sea port basins and access channels were examined. Main factors used in reliability calculations of port infrastructure facilities were examined. It was found that factors used for berthing facilities can be applied partially for shore protection and reinforcement structures. Forman-made basins and access channels none of factors used in reliability calculations can be applied. Two basic lines of research were distinguished. The directions of operational reliability calculation method development for artificial cuts were formulated.

Текст научной работы на тему «Основные аспекты эксплуатационной надежности акваторий и подходных каналов морских портов»

VIII года советовал: «Пишите коротко и неясно..., [так как]... легче составлять законы, чем исполнять их» [10].Как говорилв «Персе» Тит МакцийПлавт - sapientisat - умному достаточно [11].

Литература:

1. О свободном порте Владивосток: Федеральный закон Российской Федерации от 13 июля 2015 г. № 212-ФЗ: Принят Государственной Думой 3 июля 2015 года[Электронный ресурс]. URL: http://www. rg.ru/2015/07/15/fz212-dok.html (дата обращения: 20.11.2015).

2. Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (с изменениями и дополнениями): постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 [Электронный ресурс]. URL:http://base.garantruЛ66045/#ixzz3s6nPh1zC(дата обращения: 21.11.2015).

3. О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 (с изменениями и дополнениями)[Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.nj/ 187076/#ixzz3s6n3I1mz(дата обращения: 21.11.2015).

4. Об утверждении критериев отбора резидентов свободного порта Владивосток: постановление Правительства Российской Федерацииот 20 октября 2015 г. № 1123 [Электронный ресурс]. URL: http://base. consultant.ru/cons/cgi/onlme.cgi?req=doc;base=LAW;n=187746; fld= 134;dst=1000000001,0;rnd=0.2882158329106423 (дата обращения: 20.11.2015).

5. Об утверждении положения «О порядке подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия»: приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 31 августа 2010 г. №

398 [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?base=LAW; frame=1;n=105346;req=doc(qaTa обращения: 21.11.2015).

6. В Свободный порт Владивосток не удалось заманить инвесторов [Электронный ресурс] URL: https://news.mail.ru/ politics/24013908/?fTommail=1 (дата обращения: 20.11.2015).

7. Путин предложил расширить список свободных портов на Дальнем Востоке [Электронный ресурс] URL: http://www.interfax. ru/business/464611(дата обращения: 20.11.2015).

8. Торговцы и страховщики не получат льгот по налогам в Свободном порту Владивосток[Электронный ресурс] URL: http:// morvesti.ru/detail.php?ID=37307(дата обращения: 20.11.2015).

9. Фисенко А.И. Развитие транспортно-логистического комплекса Приморского края и основные направления реализации концептуального проекта «порто-франко Владивосток» // Транспортное дело России. - 2015. - № 1 (116). - С. 42-45.

10. Цитаты [Электронный ресурс] URL: http://tsitaty.com/автор/ наполеон-ьбонапарт/8 (дата обращения: 20.11.2015).

11. Словарь [Электронный ресурс] URL: http://slovare.coolreferat. com/ (дата обращения: 20.11.2015).

12. A comparative analysis of regulatory impact assessment in ten EU countries. Dublin, 2004. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.liaise-kit.eu/practice/comparative-analysis-regulatory-impact-assessment-ten-eu-countries(дата обращения: 21.11.2015).

13. Harrington, W., Heinzerling, L., Morgenstern, R. Reforming Regulatory Impact Analysis. Washington, Johns Hopkins University Press, 2009. - 246 p. [Электронныйресурс]. URL: https://books.google. ru/books/about/Reforming_Regulatory_Impact_Analysis.html?hl=ru&id =t-dwJoWc4sEC(датаобращения: 21.11.2015).

УДК: 656.615.8 656.6

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ НАДЕЖНОСТИ АКВАТОРИЙ И ПОДХОДНЫХ КАНАЛОВ МОРСКИХ ПОРТОВ

Мерзликин В.В., к.э.н., Генеральный директор АО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ», e-mail: [email protected]

Рассмотрены основные аспекты эксплуатационной надежности акваторий и подходных каналов морских портов. Выполнен анализ основных факторов, применяемых в расчетах объектов портовой инфраструктуры на надежность. Установлено, что факторы, используемые для причальных сооружений, частично могут быть применены для оградительных и берегоукрепительных сооружений. Для искусственно образованных акваторий и подходных каналов ни один из используемых в расчетах на надежность факторов не может применен.

Выделены два основных направления исследований. Сформулированы направленияразработки методов расчета эксплуатационной надежности искусственных прорезей.

Ключевые слова: канал, акватория, безопасность, эксплуатационная надежность, заносимость, дноуглубление.

MAJOR ASPECTS OF OPERATIONAL RELIABILITY OF SEA PORT BASINS AND

ACCESS CHANNELS

Merzlikin V., Ph.D., General Director of LENMORNIIPROEK TJSC, e-mail: [email protected]

The major aspects of operational reliability of sea port basins and access channels were examined. Main factors used in reliability calculations ofport infrastructure facilities were examined. It was found that factors used for berthing facilities can be applied partially for shore protection and reinforcement structures. Forman-made basins and access channels none of factors used in reliability calculations can be applied.

Two basic lines of research were distinguished. The directions of operational reliability calculation method development for artificial cuts were formulated.

Keywords: channel, basin, safety, operational reliability, sediment accumulation, dredging.

В настоящее время оценка эксплуатационной надежности объектов инфраструктуры морских портов выполняется в соответствии с разработанным в 80-х годах прошлого столетия и действующим до настоящего времени единственным отраслевым нормативным документом РД 31.31.35-85 «Основные положения расчета причальных сооружений на надежность» [5].

Область применения этого документа ограничивается исключительно причальными сооружениями, а основными аспектом расчетов сооружений на надежность является выявление резервов их несущей способности. При этом основными факторами выступают эксплуатационные нагрузки на сооружения, прочность материалов их конструкций, характеристики грунтов оснований, а также соответствие расчетных схем конструкций сооружений реальным нагрузкам.

Теоретическое изучение этих факторов основано на принципах и методах теоретической механики и строительной механики стержневых систем. При постановке, проведении и обработке результатов экспериментальных исследований использовались элементы теории планирования эксперимента, с позиций которой эксплуатационная надежность рассматривалась как комплексный параметр оптимизации, а показатели надежности (безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохранность) принимались за факторы, которые на отдельных этапах исследований, в зависимости от сложности конкретного объекта, рассматривались как частные функции цели.

В определенной степени, при расчетах объектов портовой инфраструктуры, вышеперечисленные факторы могут быть применены для оградительных и берегоукрепительных сооружений. В

тоже время для искусственно образованных акваторий и подходных каналов ни один из вышеперечисленных факторов не может применен.

Вопросы эффективного использования объектов портовой инфраструктуры - акваторий и подходных каналов морских портов, находящихся исключительно в федеральной собственности, являются особенно актуальными в связи со значительными вложениями бюджетных средств на их строительство и последующими эксплуатационными расходами на поддержание их работоспособности.

Построенные в результате дноуглубления акватории и подходные каналы морских портов, как всякие гидротехнические сооружения, также должны характеризоваться показателем эксплуатационной надежности.

В системе перевозок водным транспортом одним из основных критериев надежности является навигационная безопасность. В связи с этим, при разработке методов расчета эксплуатационной надежности акваторий и подходных каналов, основным фактором выступает навигационная безопасность, исключающая контакт корпуса судна с грунтом (дном или откосами канала). При этом, по нашему мнению, определяющими должны выступать два основных аспекта:

- зависимость габаритов акватории или судоходной прорези от интенсивности и соблюдения правил ее эксплуатации;

- зависимость габаритов акватории или судоходной прорези от интенсивности ее заносимости в результате перемещения донных и взвешенных наносов.

По первому аспектув последние годы появились работы по оценке эксплуатационной надежности морских каналов с точки зрения интенсивности и правил соблюдения их эксплуатации. В результате данных исследований разработана методика учета и устранения влияния «жесткости» грунта судоходной прорези на вероятность безопасного прохода судов по каналу и интенсивности движения судов в данном канале. В первом случае, это явление неоднозначности влияния грунта судоходной прорези на последствия его соприкосновения с корпусом судна при его возможном выходе из проектной полосы движения [4].

Однако эффективность эксплуатации подходных каналов и акваторий морских портов связана не только с соблюдением надлежащего режима их технической эксплуатации и, в первую очередь, режимом движения транспортных судов и буксиров, но и с установлением возможности сохранения их эксплуатационных характеристик с минимальными издержками на ремонтное черпание. Решение этих задач, в конечном счете, должно привести к снижению портовых сборов, себестоимости перевозки грузов и, соответственно повышению конкурентоспособности порта.

Таким образом следует констатировать, что проблема эксплуатационной надежности акваторий и подходных каналов морских портов, основная цель которых заключается в обеспечении безотказной работы этих сооружений в течение установленного срока службы при минимальных затратах времени и средств на поддержание эксплуатационных характеристик, до настоящего времени остается актуальной.

В настоящее время в современной научной литературе появляется множество работ, посвященных вопросам заносимости акваторий и подходных каналов морских портов. Однако следует констатировать, что до настоящего времени, методы оценки эффективности эксплуатации подходных каналов и акваторий морских портов с позиций теории надежности не разработаны.

В работе [1], сформулированы основные положения расчета причальных сооружений на надежность:

- связь с действующими нормативными документами;

- экономическая ответственность сооружения;

- соответствие установленной надежности определенному моменту времени;

- нормирование надежности;

- иерархия уровней расчетов на надежность;

- выбор вероятностной модели с учетом детерминистического алгоритма;

- обеспеченность расчетов статистической информацией;

- обусловленность общей надежности сооружения надежностью составляющих его элементов.

Необходимо отметить, что до настоящего времени основные положения расчета искусственных акваторий и подходных каналов на надежность не сформулированы.В специальной литературе нам не удалось найти каких-либо ссылок на исследования подобного рода, за исключением вышеупомянутой работы [4], посвященной исследованиям зависимости габаритов акватории или судоходной прорези от интенсивности и соблюдения правил ее эксплуатации.

Вызывает и беспокойство огромное количество не нормированных универсальных моделей и методов расчета количества донных отложений, используемых при проектировании искусственных прорезей.Детальное изучение этих вопросов, с целью совершенствования методов расчета, также является первоочередной задачей[2,3].

Таким образом, первым шагом в исследовании эксплуатационной надежности акваторий и подходных каналов является установление основных положений расчета данных сооружений на надежность с учетом специфики их конструктивных особенностей и эксплуатационных нагрузок.

Литература:

1. Костюков В.Д. Надежность морских причалов и их реконструкция. М.: Транспорт, 1987.- 256 с.

2. Губина Н.А. Использование аккумулирующих прорезей для защиты морских подходных каналов от заносимости. Гидротехническое строительство. 2007. № 3. - С. 30-34.

3. Логвина В.А. и др. Оценка заносимости подходного и морского каналов к порту в поселке Сабетта полуострова Ямал. Проблемы Арктики и Антарктики. №4, 2012. - С.105-118.

4.Соколов В. Т. Акватории порта и навигационная безопасность плавания судов. Одесса: Астропринт, 2006. - 160 с.

5. РД 31.31.35-85. Основные положения расчета причальных сооружений на надежность. В/О "Мортехинформреклама". М.: 1985. - 87 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.