УДК 902.03.29
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ СИБИРСКОЙ ШКОЛЫ НА РУБЕЖЕ 80-90-х гг. XX В.
Елена Николаевна Валиева
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет, 630008, Россия, г. Новосибирск, ул. Ленинградская, 113, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии, тел. (913)900-49-06, e-mail: [email protected]
В статье рассматривается начальный период демократизации отечественной школы (1987-1996 гг.) на материалах Западной Сибири.
Ключевые слова: демократизация, школьная реформа, образовательная политика.
KEY ASPECTS OF DEMOCRACY AT THE TURN OF THE SIBERIAN SCHOOL 80-90TH XX CENTURY
Elena N. Valieva
The Novosibirsk State University of architecture and Civil Engineering, 630008, Russia, Novosibirsk, 113 Leningradskay St., Candidate of Historical Sciences, Associate Professor Department of History and Philosophy, tel. (913)900-49-06, e-mail: [email protected]
The article describes the first stages of the democratization of the national school (19871996) in Westen Siberia materials.
Key words: democratization, school reform , educational policy.
В современном обществе демократизация и гуманизация определяются как краеугольные принципы жизнеустройства и воспринимаются как своеобразные символы прогресса. Выходит много научных работ по проблеме формирования демократического стиля управления, в том числе в системе образования. Сложно представить, что 30 лет назад школа жила по другим принципам. Наша задача - показать на историческом материале как проходил переход к новым принципам управления.
Характерной чертой советской школы была жесткая централизация, которая выражалась, прежде всего, в тотальном контроле со стороны как партийных, так и государственных и ведомственных органов различных уровней. Иерархия ведомственных органов власти выглядела следующим образом: Министерство просвещения СССР, Министерство просвещения РСФСР, областной отдел народного образования, городской (районный) отдел народного образования. По сути, региональная образовательная политика на этом этапе заключалась в выполнении приказов и инструкций, плановых показателей Министерства просвещения СССР. Финансирование было централизованным. Сверху спускались различные планы: социально-экономического, социального развития учреждений народного образования, отпуска электроэнергии, план по труду. Директора школ даже не имели полномочий принимать и увольнять работников школ. Планы развития системы
народного образования, спускаемые сверху, включали в себя все возможные, а порой и невозможные показатели. Так, планом мероприятий по реализации реформы общеобразовательной школы, принятом единогласно на 10 сессии Кемеровского областного Совета народных депутатов 18-го созыва, предусматривалось к 1987 г. "в каждой неполной средней школе иметь не менее одного хора, а в средней и ПТУ не менее двух хоров, по одному драматическому коллективу, духовому оркестру или оркестру народных инструментов, агитбригаде" [1, Л.43].
Особое место в системе образования на протяжении всего советского периода занимало партийное руководство. На апрельском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС было заявлено о начале реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Не удивительно, что на местах план мероприятий по реализации школьной реформы обсуждался, прежде всего, в обкомах, райкомах, горкомах КПСС, а затем на сессиях облисполкомов, рай(гор) исполкомов. "Обеспечить повседневное руководство со стороны партийных органов реализацией практических мер по школьной реформе. В горкомах, райкомах партии установить постоянный контроль за осуществлением первоочередных мероприятий школьной реформы, прежде всего связанных с началом 1984-1985 учебного года" [2, Л.44], - типичные языковые и управленческие штампы того времени.
В Сибири было проведено общественное обсуждение предстоящей реформы при непосредственном контроле со стороны партии. В нем принимали участие не только педагогические, но и трудовые коллективы предприятий, старшеклассники. Материалы архивов Сибири позволяют говорить о проведенной серьезной работе по формированию общественного мнения относительно реформирования образования. Были подключены средства массовой информации, в частности местное телевидение и радио, региональные газеты. В записке о ходе обсуждения проекта реформы школы главный редактор газеты "Кузбасс" сообщал: "За два прошедших месяца с редакцией поделились мнением о проекте реформы 115 читателей. ... Эта активность свидетельствует, прежде всего, о своевременности и необходимости реформы школы, о важности намеченных преобразований"[3, Л.169].
В ходе обсуждения были сформулированы предложения общественности и создана рабочая группа по их обобщению при отделе науки и учебных заведений обкома КПСС. Наиболее часто речь шла о борьбе с формализмом и процентоманией, об укреплении материально-технической базы школы, о повышении морального и материального стимулирования учительства. В результате перечисленных мероприятий были составлены на всех уровнях планы развития системы образования до 1990 г. Это были предвестники демократизации школы.
Направляющую и руководящую роль партии в системе образования рассматриваемого периода подтверждает и решение коллегии управления народного образования Новосибирского облисполкома "Об итогах работы Всесоюзного съезда работников народного образования (1988 г.) и задачах органов и учреждений народного образования области по выполнению установок ЦК КПСС в приветствии и резолюции съезда". Первый из трех пунктов решения выглядит
так: "Развернуть широко организаторскую и пропагандистскую работу по мобилизации усилий работников народного образования, широкой общественности на выполнение установок, содержащихся в приветствии ЦК КПСС Всесоюзному съезду работников народного образования.. ."[3, Л.169].
К концу 1980-х гг. КПСС перестает играть определяющую роль, как в стране в целом, так и в образовании. Растущая политизация и радикализация масс, усиление противоречий между союзной и республиканской властями, между М.Горбачевым и Б. Ельциным коренным образом изменили положение партии. Во время приезда Б.Н. Ельцина в Кузбасс областной рабочий комитет подписывает с ним совместное заявление о деполитизации органов МВД, КГБ, армии, суда, прокуратуры и народного образования. Несмотря на то, что это было всего лишь заявление о намерениях, многими оно было воспринято как закон. Начался вывод партийных организаций из школ.
Политическую ситуацию осложняли нарастающие экономические проблемы, падение престижа профессии учителя. Начинаются первые забастовки учителей, что способствовало усилению оттока из рядов КПСС. В Кемеровской области, например, на 1 января 1991 г. каждый четвертый педагог-коммунист вышел из партии, что составило 1927 человек. При этом количество учителей вступивших в ряды КПСС - 21 [3, Л.29]. В других областях региона процесс деполитизации народного образования протекал менее остро и стремительно.
Традиционно начало демократизации в СССР связывают с решениями февральского 1988 г. Пленума ЦК КПСС. Однако глубина этого процесса контролировалась, и, зачастую, для этого использовались традиционные волевые методы. Так, и школа Сибири испытала на себе процессы насильственной "советизации" и демократизации. Волевым решением в 1988-1989 гг. необходимо было "обеспечить в педагогических коллективах обстановку творческого труда": за апрель - август "в каждой школе создать школьные советы, объединяющие в своем составе педагогических работников, учащихся, родителей, представителей общественности, трудовых коллективов", провести выборы в районные и городские Советы по народному образованию, а так же за два года "в каждой средней и восьмилетней школах завершить создание действенного ученического самоуправления, способного эффективно влиять на учебу, трудовые дела, общественную активность всех учащихся" [4, Л.103-104]. Хотя Советы и оживили школьную жизнь, но реально действующими органами не стали. Не были еще четко определены их функции и задачи.
В том же году началась и структурная перестройка системы образования. На республиканском уровне было создано Министерство образования РСФСР, а на региональном - отделы народного образования и областные управления профессионально-технического образования упраздняются, а на их базе создаются главные управления народным образованием облисполкомов. Но характер и принципы работы серьезно не изменились.
Процессы демократизации школьной жизни стали более заметны при подготовке к Всероссийскому съезду учителей. Ему предшествовали областные конференции или съезды, к основным итогам которых можно отнести избрание
делегатов на Всероссийский съезд учителей и составление плана мероприятий по реализации предложений и критических замечаний, высказанных участниками. Часть предложений была направлена в Министерство просвещения.
26 - 27 марта 1987 г. состоялась Новосибирская областная конференция учителей, на которой шло активное обсуждение осуществления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. В частности, говорилось о том, что "перестройка не стала главным содержанием в работе всех педагогических коллективов", "недостаточными темпами идет выполнение мероприятий облисполкома по реализации реформы школы". Высказывались предложения по расширению школьного самоуправления, прежде всего комсомола; наибольшее количество предложений поступило по проблеме положения учителя: дифференцировать оплату труда, обеспечивать жильем и санаторно-курортными путевками, а так же немало предложений по методическому оснащению школ.
Более раскрепощенной можно назвать конференцию учителей Кузбасса. Здесь прозвучало больше конкретных, критических, порой даже радикальных (в духе разворачивающейся перестройки), замечаний и предложений. Среди предложений можно выделить следующие: развитие демократических начал в управлении системой образования - от школьного самоуправления до выборов директоров и их заместителей, их аттестации и регулярной отчетности о работе, распространение опыта учителей-новаторов, перестройка системы и содержания подготовки педагогических кадров, поиск новых источников финансирования школы и другие.
Проведенные конференции и съезды, мероприятия по "созданию творческой атмосферы в педагогических коллективах" стали толчком к поиску новых форм и методов всего комплекса учебно-воспитательной и административной работы в системе общего образования, возрос интерес к опыту учителей-новаторов. Таким образом, в школах Сибири нарастал общественно-педагогических подъем. Предложения сибирских учителей вышли и на страницы центральных СМИ. Именно сибиряки стали инициаторами создания творческого союза педагогов в СССР [6, С.1].
Особый интерес вызвали проекты документов, опубликованных в "Учительской газете": Концепции общего среднего образования, Положения о районном (городском) Совете по народному образованию, Положении о средней общеобразовательной школе. Прошло активное их обсуждение, как в педагогических коллективах, так и на коллегиях облоно. Документы в основном были одобрены. Предложения, замечания, поступившие по результатам обсуждения в коллективах, были направлены в Гособразование СССР и в Министерство народного образования РСФСР.
После распада СССР с 1992 г. начинается постсоветский этап развития системы образования. Он совпал хронологически с вхождением страны в рыночную экономику. Основной задачей школы в этот период стала, по сути, адаптация к новой действительности. Осмысление изменяющихся условий развития привело к отходу от централизма и унификации, постепенному становлению региональных программ развития системы образования. Этому способствовало
и принятие в 1992 г. Закона РФ "Об образовании", по статье 7 которого в образовательных стандартах образования выделялись федеральный и национально-региональный компоненты. Именно с этого момента можно собственно говорить о региональной политике в сфере образования. В изучаемый период, например, в Кемеровской области было создано две образовательных программы: в 1993 г. - "Региональная программа развития образования в Кузбассе", в 1996 -"Развитие системы образования Кемеровской области".
Продолжалась и структурная перестройка системы образования: главные управления народного образования облисполкомов переименованы в главные управления народного образования администрации областей, позже унифицированные названия образовательных ведомств были заменены на следующие: департамент образования Кемеровской области, комитет по народному образованию Алтайского края и т.п. Происходила с различными темпами в каждой территории адаптация к новым сложным условиям, переориентация с традиционных посреднических и контролирующих функций образовательных ведомств на преимущественное выживание и развитие региональных образовательных систем. Одной из основных тенденций в этот переходный период стала автоно-мизация образовательных учреждений и ведомств, особенно после принятия Закона РФ "Об образовании". Каждое учреждение разрабатывало и утверждало свой Устав, заключало учредительные договоры, меняло штат и структуру. Начинались процессы лицензирования и аттестации образовательных учреждений. Создавались лицензионные комиссии и отделы лицензирования и аттестации при местных органах власти. Так, впервые в 1993-1994 учебном году 392 школы Новосибирской области получили лицензии [5, Л. 10].
Таким образом, развернулись процессы деидеологизации, департизации, а следовательно, демократизации системы образования, охватившие весь Сибирский регион и страну. Складывалась новая система управления, вырабатывались новые принципы работы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. ГАКО. Ф. 790.Оп.1а. Д.1237.
2. ГАКО. Ф.П-75. Оп.51. Д.64.
3. ГАКО. Ф.П-75. Оп.51. Д.91.
4. ГАНО. Ф.1366. Оп.1.Д. 4532.
5. ГАНО. Ф. 1366. Оп. 1. Д. 5558.
6. Учительская газета. - 1986 - 29 дек.
© Е. Н. Валиева, 2016