Научная статья на тему 'Основатель музыкальной финно-угристики в Мордовии Н. И. Бояркин'

Основатель музыкальной финно-угристики в Мордовии Н. И. Бояркин Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
280
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основатель музыкальной финно-угристики в Мордовии Н. И. Бояркин»

ОСНОВАТЕЛЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФИННО-УГРИСТИКИ В МОРДОВИИ Н.И. БОЯРКИН

А.Р.Байметова

Имя профессора Николая Ивановича Бояркина прочно вошло в современное отечественное музыкознание. Деятельность ученого, этномузыколога, дирижера, композитора, переводчика, критика, публициста и музыкально-общественного деятеля многогранна, она приносит огромную пользу для подрастающего поколения музыкантов в сфере мордовского музыкального просвещения.

Николай Иванович Бояркин родился 11 марта 1947 года в селе Киржеманы Чамзинского района Республики Мордовия. Музыкальное образование получил в Саранском музыкальном училище и Казанской государственной консерватории. В формировании его профессионализма, художественно-эстетитического взгляда значительную роль сыграли известные педагоги Н.С. Рузавина (муз. училище) и профессор С.А. Казачков (консерватория). Студенту Бояркину была присуща тяга к широкому образованию. Во время учебы в училище он посещал лекции и семинары на искусствоведческом отделении факультета общественных профессий Мордовского университета, а параллельно с консерваторией заочно учился на философском факультете Саратовского государственного университета им. Н.П. Чернышевского. В годы учебы у музыканта возникает глубокий интерес к фольклору. Профессор - музыковед М.Н. Нигмедзянов о нем писал: "Уже в консерватории он определил главное направление своих незаурядных творческих потенций в классе этномузыкознания, задавшись целью посвятить себя благородному делу сохранения и научного постижения мордовского народного искусства". После окончания консерватории Бояркин заочно проходит стажировку на факультете симфонического дирижирования у педагога профессора М.И. Павермана. Учеба у выдающегося мастера способствовала расширению представлений о дирижерском искусстве, выработке чувства стиля, понимания тембра как одного из важных компонентов музыкальной драматургии произведения.

Профессиональную деятельность Бояркин начал в 1971 г. в Саранском музыкальном училище в качестве руководителя симфонического оркестра, преподавателя дирижирования и музыкальнотеоретических дисциплин. Под его управлением впервые в Саранске были исполнены многие сочинения отечественных и зарубежных композиторов, среди мордовских композиторов:

“Мордовская сюита " М. Душского,

“Последний суд " оратория Г.И. Сураева-Королева и многие сочинения Г. Вдовина.

В опубликованных отзывах на его концерты отмечалось: выразительное исполнение, искренность звучания оркестра. Вторая половина 70-х годов - период формирования Бояркина -публициста. Он пишет о проблемах мордовской музыки, в периодической печати публикует отзывы о спектаклях, концертах; выступает на телевидении, ведет циклы радиопередач:

«Народная песня вчера и сегодня»

«Становление и развитие мордовского профессионального искусства»

«Родники народного творчества».

Огромную роль в формировании исследовательских качеств Бояркина сыграл один из основоположников современной этномузыкологии профессор Е.В.Гиппиус, заложивший прочные основы высокого профессионализма.

М.Г. Кондратьев и А.А. Трофимов писали, что "...масштабность и методологическая основательность трудов Н.И.Бояркина дает основание считать его одним из наиболее плодотворно и талантливо работающих представителей научной школы Е.В. Гиппиуса. "

Незаурядные организаторские и исследовательские способности ученого проявились в НИИ языка, литературы, истории и экономики при Правительстве РМ, где он проработал в должности заведующего сектором фольклора и искусств более 10 лет. Это был особо плодотворный период собирательской, исследовательской и издательской деятельности в области народного творчества. Институтом было издано и подготовлено к печати более 10 томов серий «Устно-поэтическое творчество мордовского народа». Бояркин провел огромную работу по нотированию и расшифровке песен и инструментальных наигрышей. Частично опубликованные, частично хранящиеся в виде записей и нотаций в архивных фондах НИИ гуманитарных наук при Правительстве РМ, а также в личном архиве исследователя, они представляют собой богатейшие источники для дальнейшего развития финно-угорской музыкальной фольклористки и многонациональной культуры России. Как отмечал профессор И.И. Земцовский, в нотациях Бояркина "... мордовское групповое пение - это не просто многоголосие - это многоголосие как музыкальный склад, как фактура, как форма сочетания разных голосов. Это нечто большее - это полифония. Под этим термином я разумею не одну фактуру, но и мышление, я бы даже сказал - культуру полифонического мышления». Многолетняя экспедиционная деятельность, интенсивная работа по нотации произведений народной музыки определили характер теоретических изыскании и музыкальных публикаций Бояркина. Они легли в основу фундаментального труда «Памятники мордовского музыкального искусства» - первого многотомного исследования мордовской музыки. Труд, в котором Бояркин явился автором,

представляет для науки и художественной практики бесценный материал, подлинные шедевры народного творчества. Предисловия к изданиям - это фундаментальная монография, где впервые был дан глубокий комплексный анализ жанровой системы мордовской вокальной музыки, ее исторических корней, художественной образности, музыкальной и поэтической стилистики. Издание монографий, трехтомной антологии сделало имя исследователя известным и авторитетным в отечественной и зарубежной этномузыкологии. Проблематика трудов Бояркина охватывает широкий спектр явлений традиционного и современного музыкального искусства:

- типология и стилистика вокальной и инструментальной музыки;

- генезис и жанровая природа;

- формы межнационального взаимодействия;

- характер влияния традиционной песенности на композиторское творчество и исполнительское творчество;

- взаимосвязи аутентичных и вторичных форм фольклора и т.д.

Особое внимание автор уделил вопросам изучения народного многоголосия, им доказан важнейший тезис, определяющий место многоголосия в музыкальной культуре мордовского народа -а именно, что оно возникло на почве собственных этнокультурных традиций.

Еще одна заслуга Бояркина - уточнение и дальнейшая разработка на мордовском материале принципов комплексного анализа музыкальных традиций. Благодаря всему этому ему удалось создать стройную теорию мордовской народной музыки как целостной системы "многослойного музыкального континуума".

По линии ЮНЕСКО, Российской Академии наук, Союза композиторов СССР и РФ Н.И. Бояркин выступал с докладами, читал лекции, давал мастер классы в вузах и научных центрах Бельгии, Германии, Голландии, Финляндии, Франции, Швейцарии и Эстонии. Он регулярно выступал на международных конференциях, симпозиумах.

Широкую известность получила деятельность Бояркина в качестве дирижера основанной им Народно-хоровой капеллы Мордовского университета (1991). Коллектив играет важную роль в пропаганде отечественной музыки, произведений венгерских, финских и эстонских композиторов. Высокое исполнительское искусство капеллы отмечено государственной премией РМ, званиями лауреата Всероссийских и Международных хоровых фестивалей и конкурсов. Ученому принадлежит более 300 научных работ, изданных в Росси и за рубежом:

- Монографии по мордовской музыке,

- Фундаментальные многотомные исследования,

- Первая научная антология звукозаписей в CD - дисках (Sylgam: Traditional Songs of Mordovia. Helsinki, 2005)

- Учебные пособия для школ и вузов.

По мнению И.И.Земцовского, труды Н.И.Бояркина выдвинуло мордовское музыкознание в самые передовые ряды многонациональной музыкальной финно-угристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.