218~ НОМАИ донишгох 1
А. Юсуфов
ОСНОВАНИЯ ВВЕДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
Ключевые слова: Конституция, чрезвычайное положения, конституционный закон о чрезвычайном положении, дифференсация законодательства о чрезвычайном положении
Ни одно государство мира не застраховано от периодического возникновения различного рода экстремальных ситуаций, конфликтов, волнений, катастроф и т.д. Поэтому в Республике Таджикистан, как и в любой стране, может возникнуть ситуация, при которой необходимо введение чрезвычайного положения.
В соответствии со ст. 46 Конституции Республики Таджикистан в случае реальной угрозы правам и свободам граждан, независимости государства и его территориальной целостности, стихийных бедствий, в результате которых конституционные органы республики не могут нормально функционировать, как временная мера, для обеспечения безопасности граждан и государства, объявляется чрезвычайное положение (6, 86). По своей форме чрезвычайное положение - это особый правовой режим, осуществляемый в определенных пределах. Эти пределы должны основываться на конституционных нормах и международных обязательствах страны и устанавливаться в каждом случае в определенных законом рамках с учетом особенностей регулируемой ситуации, действительных интересов государства, общества, населения территории и отдельных граждан.
Под эгидой ООН в середине 60-х годов был проведен обзор Конституций 36 стран мира, чтобы установить исчерпывающий
С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ 219 ~
перечень серьезных угроз государству, при наличии которых оправдано принятие исключительных мер, включая введение чрезвычайного положения. В результате обзора были определены семь таких обстоятельств:
- внешняя угроза (международный конфликт, война, вторжение извне, оборона или обеспечение безопасности государства) в целом или какой-то его части;
- гражданская война, восстание, подрывные действия революционных элементов;
- нарушение мира, публичного порядка или спокойствия;
- угроза конституционному строю;
- стихийное бедствие;
- угроза экономической жизни страны или каких-то ее частей;
- нарушение жизненно-важных отраслей экономики или общественных служб (11, 132).
Одним из дискуссионных вопросов в теории чрезвычайного положения является вопрос об основаниях его объявления. Мнения ученых неоднозначны в ответе на вопрос: должен ли перечень оснований введения режима чрезвычайного положения быть исчерпывающим или достаточно обойтись указанием на наиболее общие обстоятельства?
Сторонники исчерпывающего перечня считают, что это позволит ограничить административный произвол властей, не допустить вольной натяжки в оправдании чрезвычайного положения*. С другой стороны, закрытый перечень всегда рискует поставить правоприменителя в затруднительное положение. Чрезвычайные ситуации редко повторяются в тех же формах, масштабах и содержании. Не случайно понятие "чрезвычайное" означает выходящее за обычные пределы (8), а предвидеть непосредственно формы необычного достаточно затруднительно и здесь можно говорить скорее о степени вероятности.
* Первые попытки создать исчерпывающий перечень оснований для введения чрезвычайного положения впервые были предприняты еще в конце 50-х -начале 60-х годов западногерманскими государствоведами - А. Хаманном и X. Фольцем.
— 220 -j НО МАИ донишгох )
Разделяя такую точку зрения, А. Матио в своей монографии "Теория чрезвычайных обстоятельств" считает, что "нельзя наперед с точностью определить, каковы будут чрезвычайные обстоятельства" и возражает против создания исчерпывающего перечня такого рода обстоятельств^ 1, 133-134).
A.M. Домрин, говоря о споре двух точек зрения, представленных западно-германскими юристами, с одной стороны, и А. Матио - с другой, и мы с ним полностью солидарны, принимает сторону четкого и исчерпывающего перечня оснований для введения чрезвычайного положения, так как "отсутствие в правовых актах точных и конкретных формулировок таких оснований, перенос центра тяжести на общую для многих стран концепцию, согласно которой мнение главы государства о существовании или неизбежности наступления чрезвычайного положения является достаточным основанием для издания соответствующего запрета, открывает широкие возможности для злоупотребления исполнительной властью своими дискреционными полномочиями" (3, 30-31).
Чрезвычайное положение может вводиться в условиях, когда обстоятельства, служащие основанием для введения чрезвычайного положения, представляют собой реальную, чрезвычайную и неизбежную угрозу безопасности граждан или конституционному строю государства, устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер. Следует вспомнить Гессена, который важнейшими условиями качества закона об особом положении называл его максимальную точность при формулировании обстоятельств введения. Не только орган, который вводит это положение должен выбирать обстоятельства введения, но и граждане должны заранее знать, при каких условиях оно может быть введено и какие юридические последствия при этом наступят (1).
Комментируя изложенное, следует отметить, что как Федеральный конституционный закон Российской Федерации "О чрезвычайном положении" (10) Конституционный закон Республики Таджикистан "О правовом режиме чрезвычайного
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ -221-
положения" дает подробный и исчерпывающий перечень условий введения чрезвычайного положения:
- стихийные бедствия, аварии и катастрофы, эпидемии, эпизоотии, создающие угрозу жизни и здоровью населения;
- массовые нарушения правопорядка, создающие реальную угрозу правам и свободам граждан;
- попытки захвата государственной власти или изменения конституционного строя Республики Таджикистан насильственным путем;
- посягательства на территориальную целостность государства, угрожающие изменению его границ;
- необходимость восстановления конституционного правопорядка и деятельности органов государственной власти (5).
На наш взгляд, редакция данной статьи закона явно нуждается в корректировке, так как закон предусматривает введение чрезвычайного положения как в связи с социальными конфликтами, так и при стихийных бедствиях, эпидемиях и эпизоотиях. Сегодня, можно заметить, что большинство правоведов считают нецелесообразным распространение режима чрезвычайного положения на чрезвычайные ситуации, которые обусловлены природно-техногенными и биологическими факторами. В российской юридической науке на это уже указывали И.Л. Петрухин (9, 46-50) и A.M. Ларин (7, 110), которые предлагают дифференцировать законодательство о чрезвычайном положении по основаниям введения. По их мнению, необходимо, чтобы чрезвычайные ситуации регулировались двумя законами:
- "О чрезвычайном положении";
- "О состоянии национального (регионального) бедствия".
Необходимость их принятия И.Л. Петрухин обосновывал
недопустимостью соединения в одном законодательном акте разных оснований объявления чрезвычайного положения и разных по интенсивности правоограничений. Данные основания и ограничения "перемешаны и переплетены таким образом, что их дифференцированное применение крайне затруднительно, если не невозможно". Опасность также заключалась в применении
— 222 НОМАИ ДОНИШГОХ
"неоправданно суровых мер к гражданам, терпящим экологическое бедствие, переживающим техногенную катастрофу, эпидемию"(9,47-48) и т.д. В данной ситуации по его мнению, в самом деле, нет необходимости соединения в одном законодательном акте принципиально разных оснований объявления чрезвычайного положения.
Автор поддерживает позицию И.В. Гончарова, который считает, что необходимости принятия двух законов о чрезвычайном положении нет, и предлагает внести соответствующие изменения в структуру ФКЗ РФ "О чрезвычайном положении", предусмотрев в нем общую часть и два самостоятельных раздела. Один из разделов будет определять введение чрезвычайного положения по обстоятельствам криминогенного (социального) характера, связанным с социальными конфликтами, другой - по обстоятельствам природно-техногенного характера, что позволит органам государственной власти при введении чрезвычайного положения более тщательно дифференцировать возможные ограничения прав и свобод в зависимости от вида чрезвычайной ситуации (2, 217).
Поскольку законодательство Республики Таджикистан, не разделяя подобную точку зрения, предусматривает единые основания введения чрезвычайного положения для социальных конфликтов и природно-техногенных катастроф в одной статье, мы считаем предложения И.В. Гончарова актуальными также для законодательства Таджикистана о чрезвычайном положении. Дело в том, что режимные меры "социального" и "природного" чрезвычайного положения различаются по цели их применения, по степени ограничительного регулирования и средствам его осуществления. Для первого свойственно то, что чрезвычайные меры целенаправленно воздействуют на ограничение конституционного статуса граждан, а в условиях природно-техногенных чрезвычайных ситуаций правоограничения не являются целью применения чрезвычайных мер, а выступают как необходимые последствия аварийно-спасательных, восстановительных и эвакуационных мероприятий.
С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ 223 ~
В этом отношении Федеральный конституционный закон России "О чрезвычайном положении" (10), разделяя основания введения чрезвычайного положения, четко регламентирует этот вопрос и предусматривает два вида режимов - "социальное" чрезвычайное положение, объявляемое в связи с социальными конфликтами, и "природное" чрезвычайное положение, устанавливаемое при стихийных бедствиях, эпидемиях, техногенных катастрофах. А если в таких условиях начинаются массовые беспорядки, и ситуация выходит из-под контроля властей, то чрезвычайное положение должно вводиться по основаниям социального характера (2, 216). Тем более, действующий Конституционный закон Республики Таджикистан "О правовом режиме чрезвычайного положения", состоящий из двадцати пунктов, не предусматривает четкую дифференциацию применяемых мер в условиях чрезвычайного положения, что затрудняет на практике их дифференцированное применение в зависимости от особенностей тех или иных оснований введения чрезвычайного положения.
Следует подчеркнуть, что перечень обстоятельств, при которых может быть введено чрезвычайное положение на территории Российской Федерации, является довольно конкретным, полным и соответствует не только современным требованиям и состоянию обстановки в государстве, но и международным стандартам в тех случаях, когда большинство стран мира могут вводить чрезвычайное положение (4, 19).
С учетом вышеизложенного, считаем необходимым внести соответствующие изменения и дополнения в структуру Конституционного закона Республики Таджикистан "О правовом режиме чрезвычайного положения", предусмотрев в нем общую часть и два самостоятельных раздела, содержащих условия и применяемые меры при введении чрезвычайного положения, путем двух групп оснований введения чрезвычайного положения:
а) чрезвычайные ситуации социально-политического и криминогенного характера;
— 224 НОМАИ ДОНИШГОХ
б) чрезвычайные ситуации техногенного, экологического и природного характера.
Это также позволит дифференцировать меры, применяемые в условиях социального и природно-техногенного чрезвычайного положения, поскольку управление в чрезвычайных ситуациях социального характера существенно отличается от управленческой деятельности в чрезвычайных ситуациях природно-техногенного характера.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гессен В.М. Исключительное положение. -СПб.: "Право", 1908. VIII.
2. Гончаров И.В. Защита прав и свобод человека и гражданина в субъектах Российской Федерации с использованием мер федерального вмешательства. - М.: Академия управления МВД России, 2004.
3. Домрин А.Н. Правовые институты чрезвычайного режима в Великобритании / Институты конституционного права иностранных государств. -М.: "Гордец - издат", 2002
4. Киреев, В.И. Севрюков, С.А. Семейкин, Правовые и организационные основы управления силами и средствами при введении чрезвычайного положения. Учебное пособие. М., 2003
5. Конституционный закон Республики Таджикистан "О правовом режиме чрезвычайного положения" от 4 ноября 1995 г. // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан 1995 год, №21, ст. 233; 1997 год, №23-24, ст. 356; 2002 год, №4, часть 1, ст. 254; 2005 год, №12, ст. 625
6. Конституция Республики Таджикистан. Принята всенародным голосованием от 6 ноября 1994 г. (с изменениями и дополнениями от 26 сентября 1999 года и 22 июня 2003 года), Душанбе. 2003
7. A.M. Ларин Чрезвычайные ситуации и деятельность правоохранительных органов // Сб. науч. трудов. - М., 1992. С. 110.
8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. -М., 1998
9. Петрухин И. JI. Правовой режим в условиях социального бедствия // Государство и право. - 1993. -№ 2
10. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 г. № З-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (ред. от 07.03.2005) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 23. Ст. 2277
С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ У~ 225 ~
11. Янгол Н.Г. Чрезвычайное законодательство и исключительные правовые режимы: история и современность / СПб. Гос. Ун-т аэрокосм, и приборостроения. -СПб., 2002
Основания введения чрезвычайного положения по законодательству Республики Таджикистан
А. Юсуфов
Ключевые слова: Конституция, чрезвычайное положение, конституционный закон о чрезвычайном положении, дифференсация законодательства о чрезвычайном положении
Ни одно государство мира не застраховано от периодического возникновения различного рода экстремальных ситуаций, конфликтов, волнений, катастроф и т.д. Поэтому в Республике Таджикистан, как и в любой стране, может возникнуть ситуация, при которой необходимо введение чрезвычайного положения.
В статье анализируются различные подходы к определению перечня оснований для введения чрезвычайного положения. Также проводится сопоставительный анализ конституционных законов РФ и РТ по данной проблеме.
Warrants for Introduction of Extraordinary Situation according to Tajikistan Republic Legislation
G. Yusufov
Key words: Constitution, extraordinary situation, constitutional law on extraordinary situation, differentiation of legislation on extraordinary situation
No one state of the world is ensuredfrom a periodical rise of various sorts of extraordinary situations, conflicts, worries, holocausts, etc. Therefore a situation requiring an introduction of an extraordinary situation may spring up in any country; and Tajikistan being no exception.
The article deals with different approaches to a definition of items substantiating an introduction of an extraordinary situation. The author conducts also a correlative analysis of RT and RF constitutional laws referring to the issue in question.