Научная статья на тему 'Основания социально-философской концепции национальной безопасности'

Основания социально-философской концепции национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
224
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВО / ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ / МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ / SOCIO-PHILOSOPHICAL CONCEPT / NATIONAL SECURITY / SOCIETY / STATE / DIALECTICAL MATERIALISM / MATERIALIST CONCEPTION OF HISTORY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мороз Елена Федоровна

Целью статьи является разработка социально-философской концепции национальной безопасности. В ходе исследования автор ориентируется на национальную безопасность Российской Федерации, которая в свою очередь будучи единичным феноменом, отражает ряд существенных характеристик особенного и общего в системах национальной безопасности обществ и государств. Автор видит свою задачу в первую очередь в формировании социально-философской концепции национальной безопасности с мировоззренческих и методологических позиций диалектического материализма и материалистического понимания истории, опираясь в разработке этой сложной проблемы на труды отечественных и зарубежных авторов и имея в виду практический опыт защиты национальной безопасности в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Grounds for the Socio-Philosophical Concept of National Security

The article is aimed at development of the socio-philosophical concept of national security. The research focuses on the Russian Federation national security, which, in turn, being an isolated phenomenon, reflects a number of important characteristics of general and particular in the system of societies and states' national security. In formation of the national security socio-philosophical concept from the ideological and methodological positions of dialectical materialism and materialistic conception of history we have based on the works of Russian and foreign authors and on the practical experience of national security in Russia.

Текст научной работы на тему «Основания социально-философской концепции национальной безопасности»

УДК 321

doi: 10.18101/1994-0866-2016-6-128-133

ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

© Мороз Елена Федоровна

кандидат философских наук, доцент, докторант, Красноярский институт железнодорожного транспорта Россия, 660028, г. Красноярск, ул. Новая заря, 2 Е-mail: moroslena@yandex.ru

Целью статьи является разработка социально-философской концепции национальной безопасности. В ходе исследования автор ориентируется на национальную безопасность Российской Федерации, которая в свою очередь будучи единичным феноменом, отражает ряд существенных характеристик особенного и общего в системах национальной безопасности обществ и государств. Автор видит свою задачу в первую очередь в формировании социально-философской концепции национальной безопасности с мировоззренческих и методологических позиций диалектического материализма и материалистического понимания истории, опираясь в разработке этой сложной проблемы на труды отечественных и зарубежных авторов и имея в виду практический опыт защиты национальной безопасности в России. Ключевые слова: социально-философская концепция, национальная безопасность, общество, государство, диалектический материализм, материалистическое понимание истории.

В XXI в. все большую актуальность приобретает социально-философское переосмысление глобальных, региональных и национальных процессов в мире. Данная востребованность социальной философии связана и с тем, что в условиях глобализации и взаимозависимости народов и государств стремительно стираются границы между этими тремя уровнями процессов. В результате человечество столкнулось с ситуацией своей постепенной унификации, когда такой значимый для каждого народа фактор, как национальная безопасность как бы отодвигается на задний план или вовсе уходит в прошлое, однако многие народы и государства стараются этому противостоять. Западные господствующие силы делают все возможное, чтобы процессы глобализации и политика мультикультурализма уводили отдельные государства в сторону от решения такого важного для них вопроса. Эти силы подчиняют многие государства служению их эгоистическим космополитическим интересам, в то время как национальные интересы воспринимаются ими не просто как второстепенные, но и как малозначимые пережитки прошлого.

Философы и ученые, не принадлежащие к западной цивилизации, которая стала автором глобализации, указывают на губительность данных процессов, поскольку в результате меняются исторические векторы развития разных стран и наций.

Понятие же национальной безопасности не только подразумевает физическую защиту народа, общества и государства от возможных вызовов и угроз, но и основывается на самосознании народа, его единстве и утверждении своего места в мире, своей миссии, что обеспечивает ему самоуважение и ощущение собст-

венной значимости в мировом сообществе. Таким образом, для народов и государств, которые не согласны с потенциальной утратой своей традиционной идентичности, вопросы полноценного обеспечения национальной безопасности приобретают первостепенное значение.

В августе 1991 г. пространственная и временная национальная безопасность Советского государства была подвержена глубоким трансформациям. В этот период произошла смена одного общественного строя другим. Практика показывает, что для национальной безопасности такие кардинальные и быстрые переходы чреваты самыми серьезными негативными последствиями [3]. Сформировалось качественно новое государство, было нарушено естественно-историческое развитие общества, в настоящее время процесс «обретения себя» в новом качестве у российского народа еще продолжается.

В условиях многочисленных глобальных и региональных проблем и на фоне общей нестабильности международных отношений вопросы полноценного обеспечения национальной безопасности государств приобретают особую актуальность.

Материалистическая диалектика, которая выбрана автором в качестве методологии исследования, дает возможность проанализировать объективные обстоятельства регулирования деятельности общества и государства по обеспечению национальной безопасности. При этом во внимание должны приниматься не только политические, экономические, социальные, технические и технологические процессы обеспечения национальной безопасности, но и ее идеологическое содержание.

Материалистическая диалектика позволяет представить национальную безопасность в качестве сложно структурированной системы, имеющей конкретные категории, принципы и законы.

Данная диалектика характеризует феномен национальной безопасности не изолированно и обособленно, а в рамках единства и борьбы противоположностей, всеобщей целостной взаимообусловленности и взаимосвязи существующей системы. Вследствие многочисленных связей все процессы, факторы, элементы и условия национальной безопасности взаимодействуют друг с другом, изменяясь и развиваясь. В частности, она позволяет объяснить, почему в условиях сокращения бюджетного финансирования сферы образования и количества часов, отведенных на изучение отдельных предметов, большинство учителей и преподавателей в России стараются в меньшем количестве часов максимально уместить прежний объем учебного материала, когда, казалось бы, им это не выгодно, ведь оплата труда их тоже осуществляется по новым правилам.

Определенные категории диалектики обеспечения национальной безопасности образуют структуру законов ее обеспечения: закона перехода количественных изменений в качественные и наоборот, закона единства и борьбы противоположностей и закона отрицания отрицания.

В материалистической диалектике обеспечения национальной безопасности закон единства и борьбы противоположностей является ключевым, поскольку он указывает на источник и движущую силу процесса развития [12].

Следующим законом диалектики национальной безопасности выступает закон перехода количественных изменений в качественные. Его методологическое

значение сводится к тому, что он раскрывает механизм развития, показывает, как при конкретных количественных накоплениях происходит изменение качества национальной безопасности и процесс ее обновления. В контексте нашего исследования можно привести пример о том, что снижение количества часов в школах и вузах, отведенных на изучение разных предметов, уже привело к снижению уровня знаний выпускников, что существенно отражается на обеспечении национальной безопасности России, которая нуждается в специалистах высокой квалификации с глубокими познаниями в разных областях (особенно в инженерно-технических.

Для диалектики национальной безопасности также большое значение имеет закон отрицания отрицания. Отрицание в диалектике показывает переход национальной безопасности в свою противоположность, качественно иное состояние. Оно выступает главной формой развития материи национальной безопасности, поскольку не существует развития, которое не отрицает свои предыдущие формы бытия.

Закон отрицания отрицания указывает на базовые тенденции развития и направленность национальной безопасности в пределах возникновения новых форм ее материального объективного и субъективного, духовного бытия. Появление нового является его особым свойством.

Осознание содержания социальной природы термина «безопасность», ее источников, движущей силы и целей способствует развитию дальнейшей деятельности, направленной на обеспечение безопасности.

Безопасность представляет собой состояние, тенденцию развития и условие жизнедеятельности общества, его институтов, структур и установлений, при которых сохраняется их качественная определенность, наиболее приемлемое соотношение необходимости и свободы [10]. В реальности разнообразные опасности всегда существовали, существуют и будут существовать. Поэтому категория «безопасность» не является абсолютной, она относительна и обретает смысл только в связи с определенными объектами или областью деятельности общества, государства, классов, социальных групп, человека и внешнего мира.

В связи с этим важно отметить наличие социально-философской составляющей национальной безопасности. Безопасность не существует изолированно, сама по себе, в отрыве от социума. Она тесно взаимосвязана со всеми сторонами жизнедеятельности, человека, общества и государства, фундаментальной задачей которых является обеспечение собственного существования и развития.

В связи с этим особое значение имеет познание общества, государства и человека в качестве развивающихся объектов, а также сущности и теснейшей взаимозависимости двух основополагающих функций социального бытия — существования и развития и самосохранения и безопасности людей. Развитие и безопасность представляют собой две стороны процесса жизнедеятельности общества, государства и человека. Их неразрывность объясняется главным образом единством всех процессов деятельности общественных индивидов.

Вместе с тем задачи развития и обеспечения безопасности противоположно направлены, поскольку развитие органически нуждается в постоянном расширении и инновациях в разных областях жизнедеятельности общества, для безопас-

ности же требуется стабильность достигнутого положения, важны ограничения инноваций, особенно в части потенциального и реального риска [9].

Социально-философское исследование национальной безопасности возможно в рамках применения цивилизационного и формационного подходов к развитию общества. Формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют друг друга [8].

Жизнь общества характеризуют самые сложные формы взаимодействия. К. Маркс отмечал, что общество является «продуктом взаимодействия людей» [7].

Категория «взаимодействие» важна в процессе познания явлений природы и общества, она формирует основу системного подхода к познанию мира и социальной практики во всех областях жизнедеятельности, включая область национальной безопасности. В связи с этим с точки зрения практических потребностей наиболее общим выступает термин «безопасность жизнедеятельности».

Природа общества, государства и человека социально обусловлена, поэтому их безопасность представляет социальную значимость. Важно заметить, что по мере общественно-формационного и цивилизационного понимания обеспечения безопасности неуклонно смещалось от восприятия ее в качестве некоего физического явления к общественной категории, что весьма важно в контексте нашего исследования, поскольку мы рассматриваем общесоциальные основы формирования философской концепции обеспечения национальной безопасности [1].

В настоящее время в структуре безопасности общественной жизнедеятельности главная системообразующая роль отводится национальной безопасности.

Национальная безопасность представляет собой защищенность общества, государства и человека в разных областях жизнедеятельности от внешних и внутренних угроз, обеспечивающую поступательное устойчивое развитие страны.

Защищенность подразумевает способность сохранения человеком, обществом, государством и человеком своей качественной определенности и возможности осуществления своих функций в условиях действия отрицательных факторов [2].

Национальная безопасность предполагает сохранение обществом, государством и человеком самих себя, что отражает ее аксиологический аспект, без которого социально-философская концепция национальной безопасности не может быть осуществлена на практике. При этом высшей ценностью выступает жизнь как общества, так и человека. Реализация задачи самосохранения предполагает обеспечение достойного уровня образования, здравоохранения, благосостояния населения, увеличение естественного прироста населения, средней продолжительности жизни людей при одновременном сохранении культуры, языка, духовных и семейных ценностей [4]. В связи с этим мы полагаем, что необходима система, иерархия ценностей, обеспечивающих свободное развитие общества и всех членов.

Социально-философская концепция национальной безопасности должна включать в себя и праксиологическую составляющую. Человеческая деятельность, реализация ценностей конкретного общества должны иметь практическое воплощение в реальной жизни. При этом различные действия и их совокупность должны быть эффективными и находиться в постоянном развитии [11].

Таким образом, социально-философская концепция национальной безопасности представляет собой определенный комплекс взглядов на механизм создания и внедрения в обществе полноценной системы обеспечения национальной безопасности, которая включает в себя политические, социально-экономические, культурные, научно-технические и другие виды деятельности, направленные на последовательное решение поставленной задачи. При этом данная концепция содержит ценностную и рефлективную составляющие социального философствования.

Социально-философская концепция национальной безопасности должна основываться на нравственности и морали определенного общества и государства.

Литература

1. Болотоков В. Х., Кумыков А. М., Опалев А. В. Выдающиеся представители русской социально-философской мысли. — М.: Наука, 2012. — С. 162.

2. Бугреев А. Н., Никонов К. М. Философия образования. Концептуальные основания // Искусство, образование, наука. — Волгоград, 2010. — С. 416-418.

3. Грицанов А. А., Можейко М. А. История философии. Энциклопедия. — М.: Триада, 2002. — С. 490-493.

4. Ильин И. А. О грядущей России: Избранные статьи / под ред. Н. П. Полторацкого. — М., 1993. — С. 19.

5. Коновалов А. Л. Диалектика. — М.: Наука, 2008. — С. 128.

6. Концепции современного естествознания / под ред. А. С. Борщова. — М.: АСТ, 2012. — С. 81.

7. Любутин К. Н. О философии Маркса, о философии Энгельса // Философия и общество. — 2013. — № 1. — С. 19.

8. Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. — 2010. — № 1. — С. 165.

9. Семенов Ю. И. Диалектический материализм: его место в истории философской мысли и современное значение // Философия и общество. — 2012. — № 3. — С. 46.

10. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2001. — С. 503.

11. Якунин Н. И. Обеспечение безопасности личности, общества и государства: концептуально-теоретический аспект // Социально-гуманитарные знания. — 2013. — № 6. — С. 93.

12. Goldenfang P. The Socially-philosophical aspect of the national security ensuring. — Germany, 2014. — Р. 90.

GROUNDS FOR THE SOCIO-PHILOSOPHICAL CONCEPT OF NATIONAL SECURITY

Elena F. Moroz

PhD, А/Professor, doctoral candidate, Krasnoyarsk Institute of Railway Transport 2 Novaya zarya St., 660028 Krasnoyarsk, Russia E-mail: moroslena@yandex.ru

The article is aimed at development of the socio-philosophical concept of national security. The research focuses on the Russian Federation national security, which, in turn, being an isolated phenomenon, reflects a number of important characteristics of general and particular in the system of societies and states' national security. In formation of the national security socio-philosophical concept from the ideological and methodological

positions of dialectical materialism and materialistic conception of history we have based on the works of Russian and foreign authors and on the practical experience of national security in Russia.

Keywords: socio-philosophical concept, national security, society, state, dialectical materialism, the materialist conception of history.

References

1. Bolotokov V. Kh., Kumykov A. M., Opalev A. V. Vydayushchiesya predstaviteli russkoi sotsial'nofilosofskoi mysli [Outstanding Representatives of Russian Social and Philosophical Thought]. Moscow: Nauka Publ., 2012. P. 162.

2. Bugreev A. N., Nikonov K. M. Filosofiya obrazovaniya. Kontseptual'nye osnovaniya [Philosophy of Education. Conceptual Foundations]. Iskusstvo, obrazovanie, nauka — Art, Education, Science. Volgograd, 2010. Pp. 416-418.

3. Gritsanov A. A., Mozheiko M. A. Istoriya filosofii. Entsiklopediya [The History of Philosophy. Encyclopedia]. Moscow: Triada Publ., 2002. Pp. 490-493.

4. Il'in I. A. O gryadushchei Rossii: Izbrannye stat'i [About the Upcoming Russia: Selected Articles]. Moscow, 1993. P. 19.

5. Konovalov A. L. Dialektika [Dialectics]. Moscow: Nauka Publ., 2008. P. 128.

6. Kontseptsii sovremennogo estestvoznaniya [The Concepts of Modern Natural Science]. Moscow: AST Publ., 2012. P. 81.

7. Lyubutin K. N. O filosofii Marksa, o filosofii Engel'sa [On Marx's Philosophy and the Philosophy of Engels]. Filosofiya i obshchestvo — Philosophy and Society. 2013. No. 1. P. 19.

8. Rodzhers N. Tvorchestvo kak usilenie sebya [Creativity as Self-Enhancement]. Voprosy psikhologii — Problems of Psychology. 2010. No. 1. Pp. 165.

9. Semenov Yu. I. Dialekticheskii materializm: ego mesto v istorii filosofskoi mysli i sovremennoe znachenie [Dialectical Materialism: Its Place in the History of Philosophy and Contemporary Relevance]. Filosofiya i obshchestvo — Philosophy and Society. 2012. No. 3. P. 46.

10. Filosofskii slovar' [Philosophical Dictionary]. 7th ed., rev. and ext. Moscow: Respublika Publ., 2001. P. 503.

11. Yakunin N. I. Obespechenie bezopasnosti lichnosti, obshchestva i gosudarstva: kontseptual'no-teoreticheskii aspekt [Security Protection of the Person, Society and State: Conceptual and Theoretical Aspect]. Sotsial'no-gumanitarnye znaniya — Social and Humanitarian Knowledge. 2013. No. 6. P. 93.

12. Goldenfang P. The Socially-Philosophical Aspect of the National Security Ensuring. Germany, 2014. P. 90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.