Gavrilova E.A. Harmonious marriage as a problem of psychological science and practice.
Having analyzed psychological, pedagogical, sociological and juridical literature the author describes the phenomenon of “harmonious marriage” as urgent problem of psychological science. The article deals with the different layers of spousal compatibility in the marriage, such as:
physical and psych physiological compatibility, sexual and intellectual compatibility, compatibility of characters, harmony of functional and role expectation, value-oriented unity.
Key words: actual marriage; guest marriage; juridical marriage; family spousal compatibility.
УДК 15
ОСНОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПОДХОДА В АКМЕГЕРОНТОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ПОЖИЛЫХ
© Г.А. Понежа
Предпринята попытка рассмотрения возможностей психометрического, социально-психологического, акмеологического и информационно-процессуального подходов к исследованию ресоциализации пожилого человека. Дается характеристика личности на поздних этапах онтогенеза. Предлагается содержание возможных путей развития личности в пожилом возрасте с учетом принципов информационно-процессуального подхода. Определяются теоретические перспективы на изучение, понимание процесса старения личности пожилых людей.
Ключевые слова: психологические подходы исследования ресоциализации; акмеологические принципы; перспектива информационно-процессуального подхода.
Проблема психологии пожилого человека становится объектом исследования многих наук: биологических, медицинских, социальных и т. д. Изменение возрастной структуры населения ставит перед обществом множество вопросов психологического характера: что наполняет внутренний мир стареющего человека, сохраняет ли человек до глубокой старости характерную для него структуру личности, способствуют ли какие-нибудь психические свойства или определенный тип структуры личности увеличению продолжительности жизни и т. д.
Личность на поздних этапах онтогенеза, с одной стороны, характеризуется общими возрастными особенностями пожилых и старых людей, с другой стороны, в старости индивидуальные черты личности становятся более яркими (P. Costa, R. МсСгае, Т. Salthouse).
В изучении особенностей развития личности пожилого человека существенное значение имеют теория гетерохронности (Б.Г. Ананьев, М.Д. Александрова, С.К. Ви-зев, И.В. Давидовский, Е.Ф. Рыбалко и др.), концепция «акме» (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина и др.), теория жизненного пути и субъектности человека (К.А. Абуль-
ханова-Славская, Л.И. Анцыферова, С. Л. Рубинштейн и др.) [1-5].
В научной литературе утверждается точка зрения, согласно которой старение не может рассматриваться как простая инволюция, угасание или регресс. Старение рассматривается как продолжающееся становление человека, которое включает не только многие приспособительные и компенсаторные механизмы жизнедеятельности, но и способы активного взаимодействия с миром.
Люди пожилого возраста вынуждены ориентироваться не только в новой внешней ситуации, но и реагировать на изменения в самих себе (Г. Иолов, И. Петров, Е.Ф. Рыбалко, Э. Эриксон, D. Kausler, J. Morris, M. Pratt, К. Schaie).
Психология старения или геронтопсихология занимается не только негативными возрастными сдвигами в личности пожилого человека. Не менее важно знать, какие положительные изменения в личности пожилых людей способствуют лучшей ресоциализации-адаптации к новым условиям и увеличению продолжительности активной жизни (С. Armon, M. Banajim, G. Cohen, M. Commons, R. Crowder, S. Hale, G. Labouvie-Vief, R. Larson, L. Light, F. Richards).
О личности пожилого человека, его мотивации, эмоциональных состояниях, самооценке и содержании Я-образа в этом периоде жизни человека пока не существует полных и достоверных знаний.
Между тем научно обоснованные знания о личностном статусе пожилого человека и стиле жизни в старости позволяют не просто продлить жизнь, но и сохранить ее полноценной и активной (P. Baltes, F. Dittman-Kohlis, A. Kozma, H. Hermans, Н. Kempen и R. Van Loon, Havighurst, H. Markus и P. Nurius, J. Norris, K. Rubin, C. Sansones, M.J. Stones, J.K. McNeil).
В теоретическом отношении понимание сущности процесса ресоциализации пожилого человека имеет самостоятельную ценность, поскольку без понимания закономерностей развития на поздних этапах онтогенеза невозможно полностью охватить целостный процесс развития личности, происходящие в ней изменения и их динамику.
В мировой психологии можно выделить несколько основных направлений исследования пожилых людей.
Психометрический подход. Данное направление связано с разработками экспериментальных исследований, которые ставят целью понять, как и что развивается в психике человека в позднем периоде его жизни.
Усилия исследователей при этом направлены на измерение социального интеллекта и мудрости людей этого возрастного этапа. Этот подход осуществляется с помощью батареи (комплекса) стандартизованных тестов; процедура проводится под строгим контролем и направлена на выявление индивидуальных различий, уровней выполнения когнитивного стимульного материала.
По своей сути эти исследования лонги-тюдинальны и имеют значение для получения знаний об «интеллигентности» пожилых людей; о роли социального знания и умения, а также об их связи с реальной жизнью (KW. Schaie, D. Kausier и др.).
В контексте психометрической традиции преобладающее число исследователей направляют свои усилия на то, чтобы определить и измерить у пожилых людей их мораль, удовлетворенность жизнью и психобиологическое благополучие (R. Larson). Специфичность удовлетворенности жизнью разрабатывается и измеряется в рамках «Я».
В своих публикациях A. Kozma и его коллеги отмечают, что подходы к изучению самоудовлетворенности и благополучия могут быть охарактеризованы пятью способами: «снизу вверх», «сверху вниз», как «целостная личность», как «личность рассказывающая» и путем «умозаключительной концептуализации» [6].
Социально-психологический подход. Взгляды М. Pratt и J. Morris обнаруживают тенденцию на объединение социальных репрезентаций с социальным опытом и взаимодействиями взрослых индивидов и людей пожилого возраста, а также их включенность в более широкие социальные системы. Они подчеркивают, что возраст сам по себе - это не объяснение психического изменения, поэтому необходимо акцентировать наблюдения и исследования личности всех возрастов и учитывать влияние всех факторов ее изменения: психических процессов, интересов, умений и др.
Эти исследователи считают, что анализ вариативности внутри возрастных групп имеет очень важный теоретический и практический интерес в отношении изучения со-циокогнитивного развития человека в течение всей его жизни.
Психология индивидуальных различий. В рамках психологии индивидуальных различий особое развитие с целью анализа специфики личности пожилого человека приобретает в последнее время пятифакторная модель личностной структуры P. Costa, R. McCrae. В модели индивидуальных различий учитывается тот факт, что в структуре личности пожилого человека присутствуют постоянные и устойчивые характеристики, влияющие на его мысли, чувства и поведенческие акты.
Пятифакторная модель указывает на стабильность индивидуальных различий. Систематизированные в пяти факторах черты личности конструируют индивидуальную специфичность и особенности развития личности пожилых людей. Проведенные исследования убедительным образом показывают, что каждый из этих факторов предназначен для понимания всего цикла жизни и влияния на выбор жизненных решений.
Д. Левинсон (D.J. Levinson) развитие человека рассматривает как результат взаимодействия между биологическими, психиче-
скими и социальными процессами. Основное понятие, которое операционализирует соотношение между этими процессами, - это индивидуальная жизненная структура. Сущностным компонентом ее являются аспекты «Я», которые приводят к структурированию личности. Заключая свои наблюдения, Д. Левинсон пишет, что «учение о развитии пожилых еще находится в своем детстве».
Значительное место в психологических исследованиях психологии личности пожилых людей занимает концепция «”Я”-рабо-тающее», которая означает, что индивиды активны в течение многих лет в своих усилиях сконструировать приемлемые «Я» (Н. Markus, P. Nurius, С. Sansone, С.А. Berg). Некоторые исследователи предполагают, что основной механизм в этом процессе - создание «Я». Прошлое, настоящее, будущее и идеальное «Я» - это возможные «Я», и они становятся частью длинной истории человеческой реальности (Н.1.М. Hermans,
H.J.G. Kempen, R. Van Loon, R.J. Man-heimer). Идея о возможных «Я» предполагает хорошо организованную Я-концепцию. HJ.M. Hermans, HJ.G. Kempen, R. Van Loon утверждают, что целостное «Я» составлено множеством «Я» и все они связаны в едином диалоге, в котором проявляются смысл и чувство в меняющихся обстоятельствах. Этот динамический аспект «Я», который координирует все компоненты развития «Я», зависит от психологических, временных, физических, а также социальных контекстов.
В современной геронтологической литературе (F. Dittman-Kohlis) рассматриваются взгляды на «Я» с точки зрения паттернов гибкости и адаптивности в группе пожилых людей, а также в характеристиках самовос-приятия и оценки в отношении того, чего люди добились в жизни. Современные достижения в развитии Я-концепции опираются на когнитивно-аналитическую модель, которая основана на социально-когнитивных принципах развития. Развитие «Я» как активного субъекта, как деятеля имплицитно включено в теории «Я», где «Я» выполняет интегрирующую и организующую функции.
Социокогнитивный подход. Все исследования социокогнитивного характера в большей или меньшей степени стараются решить эмпирические задачи и конкретнее отразить и измерить личностные характери-
стики в отношении функционирования и вариативности «Я» на последних этапах развития онтогенеза. Исследователи подчеркивают особую необходимость и актуальность методических разработок для более глубокого, глобального изучения личности пожилых людей в социальном контексте жизни, не пренебрегая и их индивидуальными генетическими предпосылками. Последние литературные источники показывают тенденцию акцентирования внимания на адаптационных механизмах пожилых людей.
Анализ представленных направлений, концепций иллюстрирует изучение разных аспектов личности человека пожилого возраста. При этом можно констатировать тот факт, что исследования имеют широкую социально-психологическую проблематику.
М. Pratt и J. Morris, обобщая разные направления и подходы к изучению личности пожилого человека, подчеркивают, что только комплексный, ориентированный на весь процесс жизни анализ может дать исследователям возможность наметить свои теоретические перспективы на изучение, понимание процесса старения и личности пожилых и старых людей. В центре этого анализа находятся структуры «Я» пожилого человека.
Резюмируя существующие взгляды на проблему, можно отметить, что исследование Я-образа как относительно стабильного и интегративного образования все чаще присутствует в психологических подходах.
Современные исследования показывают, что «Я» представлено как иерархическая и многоаспектная структура. Систематические изменения житейских ситуаций преобразуют собственное «Я», которое со своей стороны провоцирует ряд изменений в содержательных компонентах иерархического структурного состава Я-образа. Изучение состояния и изменения Я-образа у пожилых и старых людей имеет ключевое значение для целостного понимания психической и личностной жизнедеятельности в пожилом и старческом возрасте. Исследования, ориентированные на выявления изменений Я-образа в пожилом и старческом возрасте, не развернуты в достаточной степени, а полученные данные неубедительны.
Возможности выявления данных изменений заложены, на наш взгляд, в информационно-процессуальном подходе.
Данное направление относится к информационно-процессуальной перспективе в психологии. Основную теоретическую основу этой теории составляет положение о том, что человеческое мышление представляет собой фундаментальную параллель в отношении процесса информации.
Т.А. Salthouse отмечает, что этот подход направлен на раскрытие специфичных компонентов человеческого мышления на уровне, иллюстрирующем соотношение актуального поведенческого проявления и нейромеханизмов. Здесь представлены две структуры: с одной стороны, долговременность памяти и, с другой - сам процесс как часть информационных процессов. В этом плане предлагается и разрабатывается и т. н. ресурсная теория D. Kausler.
Ею полагается, что специфические потери, которые относятся к старости, касаются когнитивных изменений. Исследователи предлагают два аспекта объяснения этих изменений, которые охватывают феномены «сужения пространства» и временных ограничений, медлительности; вводится понятие «рабочая память», которая понимается как ограниченная система, где информация собрана, трансформирована и применена для решения разных проблем.
Другое объяснение возрастных дефицитов сконцентрировано на проблеме общей замедленности когнитивных процессов с возрастом. Такие изменения на поздних этапах развития человека частично соизмеримы со скоростью протекания процессов на разных этапах развития человека (S. Hale). Преобладающее объяснение этой общей замедленности когнитивных процессов - пространство и скорость (L. Light).
Одновременно с этим в психологической литературе отмечается, что существуют факты, которые показывают, что пожилые люди действуют и функционируют достаточно хорошо в реальной жизни.
Так, Т. Salthouse пытается объяснить этот факт, подчеркивая, что лабораторные исследования раскрывают когнитивные процессы, которые не релевантны реальной жизни. Существует достаточно большое разнообразие противоречивых объяснений среди исследователей, работающих в этом направлении (М. Barn-jim, R. Crowder, G. Cohen).
В определенной степени перечисленные разработки относятся к рассмотрению «социальной активности» и «процесса переработки социальной информации», что является основополагающим в изучении процесса ресоциализации пожилого человека.
Установлено, что для психологического самочувствия и благополучия человеку необходимы некоторые формы социальной включенности на более поздних периодах его жизни.
В отношении социальной информации социальные влияния и события требуют повышенной точности и своевременности (1.Е. Morris, К. Rubin).
Как показывают проведенные исследовательские опыты, устранение дефицита в этом процессе может способствовать лучшей ресоциализации-адаптации пожилого человека.
1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы челове-кознания. М., 2008.
2. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М., 1998.
3. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. СПб., 2003.
4. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. Л., 1980.
5. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
6. Александрова Н. Особенности субъектности личности на поздних этапах онтогенеза: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2000.
Поступила в редакцию 12.02.2010 г.
Ponezha G.A. Bases of application of the informational-procedural approach in akme-gerontopsychological researches of resocialization of the elderly people.
The attempt of consideration of possibilities of psychometric, socially-psychological, akmeological and information-procedural approaches to research of resocialization of the elderly person is undertaken. The characteristic of the person at late stages of ontogenesis is given. Contents of possible ways of development of the person of older age taking into account principles of the informational-procedural approach is offered. Theoretical prospects on studying, understanding of process of ageing of the person of older people are defined.
Key words: psychological approaches of resocialization research; akmeological principles; prospect of the informational-procedural approach.