УДК 15:613.89
ГАРМОНИЧНЫЙ БРАК КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ
© Е.А. Гаврилова
В статье на основе анализа психологической, педагогической, социологической и юридической литературы показано, что феномен «гармоничный брак» является актуальной проблемой современной психологической науки. Описаны слои совместимости супругов в браке, а именно: физическая и психофизиологическая совместимость; сексуальная совместимость; интеллектуальная совместимость; совместимость характеров, согласованность функционально-ролевых ожиданий, ценностно-ориентированное единство.
Ключевые слова: фактический брак; гостевой брак; юридический брак; семья; совместимость супругов.
Исследования исторического аспекта семьи и брака связаны с именами ученых конца XIX - начала XX в. И. Л. Бахофена, Дж. Леб-бока, Дж.Ф. Мак-Ленана, Л.Г. Моргана, Ф. Энгельса, М.М. Ковалевского, Л. Штен-берга и др. [1]. Считаем важным и необходимым в рамках настоящего исследования отразить историю становления брачно-семейных отношений, в которых зарождается, по нашему мнению, гармоничный союз мужчины и женщины.
Наибольший вклад в историческую реконструкцию семейных отношений сделан швейцарским историком И.Л. Бахофеном, выпустившим в свет в 1861 г. книгу «Материнское право. Исследования гинекократии старого времени и ее религиозной и правовой природы». Автор, исследуя исторические и религиозные предания, пришел к выводу о неупорядоченных половых связях, в которых каждая женщина принадлежала каждому мужчине и равным образом каждый мужчина - каждой женщине.
К такому же выводу пришел и Л. Морган, воссоздавая историю семьи в обратном порядке. Его заслуга в том, что он выделил неупорядоченную связь как форму половых отношений между мужчиной и женщиной на этапе развития цивилизации. Согласно ученому, из этого первобытного состояния неупорядоченных отношений, вероятно, весьма рано развилась: 1) кровнородственная семья -первая ступень семьи. Здесь брачные группы разделены по поколениям: все деды и бабки в пределах семьи являются друг для друга мужьями и женами, равно как и их дети, т. е. отцы и матери; 2) пуналуальная семья. Каждая первоначальная семья должна была раз-
дробиться через несколько поколений. Ряд или несколько рядов сестер становились ядром одной общины, их единоутробные братья - ядром другой; 3) парная семья. На этой ступени мужчина живет с одной женой, однако брачные узы легко могут быть расторгнуты любой из сторон, а дети, как и прежде, принадлежат только матери; 4) моногамная семья [2].
Исторический обзор проблемы формирования брачных отношений (Бахофена. Дж. Леббока, Дж.Ф. Мак-Ленана, Л.Г. Моргана, Ф. Энгельса) позволяет констатировать факт неупорядоченных половых отношений на первоначальной ступени человеческой цивилизации, где наиболее распространенным взаимоотношением между мужчиной и женщиной являлся групповой брак. Почти у всех народов материнское право сменялось патриархатом. Эволюция брачно-семейных отношений состояла в постепенном ограничении свободы половой жизни. Проблема гармоничности в отношениях между супругами на тот период напрямую не ставилась, а должна бы, поскольку брак как союз создается для самореализации каждого его члена. Под воздействием множества факторов человечество за свое трехтысячелетнее существование пришло к форме брака, которую мы сейчас наблюдаем - единобрачию (моногамии), где гармония, взаимопонимание между супругами должны занимать одну из лидирующих позиций. Что еще раз подтверждает актуальность изучения феномена «гармоничный брак» и возможностей его достижения в брачно-семейных отношениях. Важно отметить, что проблема «гармоничного брака» все еще не нашла должного научного осмыс-
ления и отражения в научных психологических справочных изданиях, таких как «Краткий психологический словарь» М.И. Дьяченко, Л.А. Калдыбович, в «Большом психологическом словаре» под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко и других психологических, педагогических, социологических источниках отсутствует комплексное изучение, а также определение феномена «гармоничный брак».
Для того чтобы как-то представить «гармоничный брак», необходимо дать определение одному из ключевых слов этого понятия -«браку». В настоящее время брак определяется как исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и обществу [3].
Понятия «брак» и «семья» в обыденной жизни употребляются как синонимы. Их значение в сознании людей очень взаимосвязано. Но это скорее не тождественные, а пересекающиеся понятия, т. к. могут существовать самостоятельно друг без друга.
С точки зрения социологии, семья - это исторически-конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми; малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [4].
В области правоведения брак понимается как договор, как таинство и как институт особого рода, а также как самое полное физическое, нравственное, экономическое, юридическое, религиозное общение между мужем и женой [5]. Мы считаем, что именно такое общение может обеспечить полноценное са-мосуществование каждого супруга в браке.
Так как мы исследуем феномен «гармоничный брак» как проблему психологической науки и практики, то необходимо отметить то, как понятие «брак» понимается в психологии. К.Г. Юнг в работе «Сознание и бессознательное» наиболее полно раскрывает понятие «брака». Рассматривая как психологическое взаимоотношение, брак представляет собой чрезвычайно сложную струк-
туру, образованную целым рядом субъективных и объективных факторов, которые носят, в основном, юридический и социальный характер. Говоря о «психологическом взаимоотношении», К.Г. Юнг предполагает сознательное взаимоотношение, т. к. не существует такой вещи, как психологическое взаимоотношение между двумя людьми, находящимися в состоянии бессознательного. С психологической точки зрения они были бы совершенно не связаны друг с другом. Таким образом, «брак» в психологии понимается как духовное, психологическое взаимодействие супругов, притяжение (аттракция) которое превращает их в единое целое, что создает равновесие в паре и совершенство как в супружеской жизни, так и в карьерном росте.
Из всего вышеизложенного можно отметить, что понимание брака и семьи претерпело значительные изменения: налицо признание брака равноправным союзом супругов, в котором каждый способен наиболее полно самовыражаться, самоутверждаться, самореализоваться, не ущемляя интересов другого.
С целью решения поставленных в исследовании задач правомерно указать на наличие нормативных, квазисемейных и других моделей брачно-семейных отношений. Нормативную модель отличает фиксированность и стабильность супружеских отношений, наличие детей или желание их иметь, сексуальная верность партнеров, гетеросексуальность. Юридический брак - брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церковных организаций. Юридическая регистрация брачных отношений означает стремление партнеров к серьезной и длительной совместной жизни и является демонстрацией перед родственниками и знакомыми своего официального союза. Юридически оформленные, или законные, браки являются традиционной формой брачно-семейных отношений. Юридический брак, на наш взгляд, является первой, а также наиболее важной и ответственной ступенью в жизни мужчины и женщины. При взаимном уважении, любви, а также эмпатии этот брак приобретает устойчивое существование как неотъемлемая часть таких отношений и вполне может считаться гармоничным союзом и души, и тела супругов.
Квазисемейные модели бывают по типу: 1) сознательное одиночество; 2) незарегист-
рированное сожительство; 3) повторные
брачно-семейные отношения (Н.А. Коваль).
Рассматривая типологию брачных отношений, необходимо отметить и то, что феномен «гармоничный брак» может быть основой успешных брачно-семейных отношений, т. к. предполагает социальную зрелость супругов, подготовленность к активному участию в жизни общества, способность материально обеспечить свою семью, долг и ответственность, самообладание и гибкость. В таком браке супруги ценят в своем партнере надежность, верность, любовь к семье и твердый характер [6].
Фактический брак, или незарегистрированное сожительство, относят к альтернативным формам брачно-семейных отношений. Данный вид брака представляет собой совместное проживание без юридической регистрации. Это союз партнеров по обоюдному согласию, основанный только на личностных предпочтениях и чувствах. В таком браке свобода личных интересов превышает интересы пары в целом. Юридически не оформленный брак не дисциплинирует и не дает уверенности в завтрашнем дне, а также возможность строить совместные планы, прислушиваться и уважать мнение второй половины, стараться осуществлять совместные планы так, как это необходимо паре, а не одному человеку. В отношениях мужчины и женщины при фактической форме брака необходимо отметить неустойчивость такого союза, а следовательно, если и есть гармоничные отношения в такой паре, то они носят дискретный характер, что может свести такие отношения на нет [1].
Изучение проблем гармоничного брака не может быть целостным без учета альтернативных форм брачно-семейных отношений. Показательно, что именно «открытый брак» подразумевает возможность личностного роста партнеров в брачно-семейных отношениях, т. к. в его основе - идея аутентичности и открытости отношений, уважения к личной жизни, доверия партнеров друг к другу. «Брак на время» представляет собой семейный союз, рассматриваемый как сделку. Обычно «брачная сделка» оформляется юридически, чтобы супруги выполняли свои обязательства и не лишались своих прав по истечении срока ее действия. Данный брак всегда ограничен каким-либо промежутком
времени. Если партнеры по истечении срока действия контракта не желают его продлить, то автоматически считаются чужими друг для друга людьми. О гармоничности отношений в таком браке не ведется и речи, т. к. цель таких отношений - личная выгода, а не благоприятный психологический климат. Брак по договоренности, или «свингерство» (SWINGING означает чередование и одновременно - раскованность), - это «собрачный» секс, когда социальные и эмоциональные узы законного брака сохраняются, но супружество утрачивает сексуальную исключительность. Нет достаточных исследований, подтверждающих, что такие отношения либо однозначно негармоничны, либо наоборот -гармоничны. С одной стороны, можно говорить об утрате возвышенных отношений внутри пары и их поиск на стороне, в виде телесных наслаждений. С другой стороны, усиление гармоничности, но придание ей «огонька», т. к. много любви не бывает.
Распространенным типом современного брака является гостевой (или «визитный» брак). Супруги имеют две квартиры и живут раздельно, навещая друг друга 2-3 раза в неделю. С одной стороны, они женаты, с другой - свободны.
Анализ типологии брачно-семейных отношений показал отсутствие, в большинстве случаев, гармонии между супругами, а также малоизученность этой стороны совместной жизни, что подтверждает актуальность данного исследования.
Несмотря на обширное изучение семьи и брака такими учеными, как Ю.П. Азаров, Ю.Е. Алешина, Э.В. Волков, И.В. Гребенников, С.А. Кулаков, В.В. Юстицкис, С. Мину-хин, Ф. Перлз и др., целостного и комплексного исследования феномена «гармоничный брак» не проводилось.
Это может быть обусловлено наличием значительного количества синонимичных, схожих понятий: семья, супружеская совместимость, любовь и др. Понятия «брак» и «семья» в обыденной жизни употребляются как синонимы. Их значение в сознании людей очень взаимосвязано. Но это скорее не тождественные, а пересекающиеся понятия, так как могут существовать самостоятельно друг без друга. Семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - роди-
тельства - родства, и тем самым осуществляющую воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи (А.И. Антонов). Это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми (А.Г. Харчев).
Семья - специфическое общественное явление, поэтому она занимает особое место в социальной структуре общества. Специфика семьи состоит в следующем: 1) устойчивость семьи как социального института обеспечивается наличием таких прочных уз, как родство и супружество; 2) семья представляет универсальную форму жизнедеятельности общества; 3) семья развивается в соответствии с общими, специфическими и частными общими законами; 4) семья как социальный институт занимает подчиненное положение среди крупных социальных общностей; 5) семья - историческое, динамическое общественное явление (Е.И. Зритнева).
Супружеская совместимость. Совместимость может быть описана двумя характеристиками, включаемыми в аффективный компонент взаимодействия: 1) показателями
субъективной удовлетворенности партнером (психологический признак); 2) показателями эмоционально-энергетических затрат участника общения (физический признак).
Л.Б. Шнейдер в своей работе «Психология семейных отношений» выделяет 7 слоев совместимости, совпадение которых приведет к гармонизации супружеских отношений, это: 1-й слой - физическая и психофизиологическая совместимость, предполагающая телесную совместимость, совместимость темпераментов, согласованность сенсомо-торных действий; 2-й слой - сексуальная совместимость; 3-й слой - интеллектуальная совместимость; 4-й слой - совместимость характеров; 5-й слой - согласованность функционально-ролевых ожиданий; 6-й слой -ценностно-ориентационное единство; 7-й
слой - личностная и социальная зрелость супругов [7]. Мы полагаем, что истинная гармония в браке определяется взаимопониманием супругов по каждому слою совместимости.
Любовь. Любовь - высокая степень эмоционального положительного отношения, выделяющего его объект среди других и по-
мещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта [8]. Увидеть мир глазами другого, суметь заставить и его посмотреть твоими глазами, выработать, не насилуя друг друга, общий взгляд на вещи -все это имеет большое значение для сохранения отношений. Но сделать это исключительно сложно. В таком случае мужчины и женщины должны дополнять друг друга и взаимно возбуждать друг друга идейно, образуя вместе «гармонического» человека, могущего творить жизнь. В связи с этим необходимо отметить и то, что гармоничный брак без любви, на наш взгляд, невозможен. В данном аспекте исследования гармоничного брака как союза любящих сердец в научных исследованиях по-прежнему отсутствует.
Таким образом, проблема гармоничных отношений в браке в большей степени декларируется, чем исследуется. Недостаточно изучена структура гармоничных отношений, содержание, не выявлена типология вступающих в брак. Недостаточно исследованы психологические факторы и условия, способствующие развитию гармоничных отношений, отсутствует комплексная психологическая модель развития гармоничных отношений в браке. Вышеизложенное подтверждает, что феномен «гармоничный брак» является важной проблемой психологической науки и практики.
1. Коваль Н.А., Калинина Е.А. Психология семьи и семейной дезадаптации. Тамбов, 2007.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М., 1961. Т. 21.
3. Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. акад. РАН Г.В. Осипова. М., 1998.
4. Социология семьи / под ред. А.И. Антонова. М., 2005.
5. АнтокольскаяМ.В. Семейное право. М., 1999.
6. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е.И. Артамонова [и др.]. М., 2004.
7. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. М., 2000.
8. Краткий психологический словарь / сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1985.
Поступила в редакцию 12.02.2010 г.
Gavrilova E.A. Harmonious marriage as a problem of psychological science and practice.
Having analyzed psychological, pedagogical, sociological and juridical literature the author describes the phenomenon of “harmonious marriage” as urgent problem of psychological science. The article deals with the different layers of spousal compatibility in the marriage, such as:
physical and psych physiological compatibility, sexual and intellectual compatibility, compatibility of characters, harmony of functional and role expectation, value-oriented unity.
Key words: actual marriage; guest marriage; juridical marriage; family spousal compatibility.
УДК 15
ОСНОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПОДХОДА В АКМЕГЕРОНТОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ПОЖИЛЫХ
© Г.А. Понежа
Предпринята попытка рассмотрения возможностей психометрического, социально-психологического, акмеологического и информационно-процессуального подходов к исследованию ресоциализации пожилого человека. Дается характеристика личности на поздних этапах онтогенеза. Предлагается содержание возможных путей развития личности в пожилом возрасте с учетом принципов информационно-процессуального подхода. Определяются теоретические перспективы на изучение, понимание процесса старения личности пожилых людей.
Ключевые слова: психологические подходы исследования ресоциализации; акмеологические принципы; перспектива информационно-процессуального подхода.
Проблема психологии пожилого человека становится объектом исследования многих наук: биологических, медицинских, социальных и т. д. Изменение возрастной структуры населения ставит перед обществом множество вопросов психологического характера: что наполняет внутренний мир стареющего человека, сохраняет ли человек до глубокой старости характерную для него структуру личности, способствуют ли какие-нибудь психические свойства или определенный тип структуры личности увеличению продолжительности жизни и т. д.
Личность на поздних этапах онтогенеза, с одной стороны, характеризуется общими возрастными особенностями пожилых и старых людей, с другой стороны, в старости индивидуальные черты личности становятся более яркими (P. Costa, R. МсСгае, Т. Salthouse).
В изучении особенностей развития личности пожилого человека существенное значение имеют теория гетерохронности (Б.Г. Ананьев, М.Д. Александрова, С.К. Ви-зев, И.В. Давидовский, Е.Ф. Рыбалко и др.), концепция «акме» (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н. В. Кузьмина и др.), теория жизненного пути и субъектности человека (К.А. Абуль-
ханова-Славская, Л.И. Анцыферова, С. Л. Рубинштейн и др.) [1-5].
В научной литературе утверждается точка зрения, согласно которой старение не может рассматриваться как простая инволюция, угасание или регресс. Старение рассматривается как продолжающееся становление человека, которое включает не только многие приспособительные и компенсаторные механизмы жизнедеятельности, но и способы активного взаимодействия с миром.
Люди пожилого возраста вынуждены ориентироваться не только в новой внешней ситуации, но и реагировать на изменения в самих себе (Г. Иолов, И. Петров, Е.Ф. Рыбалко, Э. Эриксон, D. Kausler, J. Morris. M. Pratt, К. Schaie).
Психология старения или геронтопсихология занимается не только негативными возрастными сдвигами в личности пожилого человека. Не менее важно знать, какие положительные изменения в личности пожилых людей способствуют лучшей ресоциализации-адаптации к новым условиям и увеличению продолжительности активной жизни (С. Armon, M. Banajim, G. Cohen, M. Commons, R. Crowder, S. Hale, G. Labouvie-Vief, R. Larson, L. Light, F. Richards).