Научная статья на тему 'Основания криминализации деяний, предусмотренных статьями 221, 226 и 229 УК РФ, в международном уголовном праве'

Основания криминализации деяний, предусмотренных статьями 221, 226 и 229 УК РФ, в международном уголовном праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
756
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРИМИНАЛИЗАЦИЯ ДЕЯНИЯ / ОСНОВАНИЕ КРИМИНАЛИЗАЦИИ / МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ КРИМИНАЛИЗАЦИИ / МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНВЕНЦИЯ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ХАРАКТЕРА / CRIMINALIZATION OF ACT / CRIMINALIZATION BASIS / INTERNATIONAL LEGAL BASES OF CRIMINALIZATION / INTERNATIONAL CONVENTION / CRIMES OF THE INTERNATIONAL CHARACTER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дербок Заира Гиссовна

Статье автором рассмотрены международно-правовые основания самостоятельной криминализации хищения и вымогательства ядерных материалов и радиоактивных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств и психотропных веществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дербок Заира Гиссовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The bases of criminalization of the acts provided by articles 221, 226 and 229 of the Criminal code of the Russian Federation in the international criminal law

In the article the author considered the international legal bases of independent criminalization of plunder and extortion of nuclear materials and radioactive materials, weapon, ammunition, explosives, explosive devices, drugs and psychotropic substances.

Текст научной работы на тему «Основания криминализации деяний, предусмотренных статьями 221, 226 и 229 УК РФ, в международном уголовном праве»

Z.G. Derbok, Сompetitor of a Chair of Criminal Law and Criminology of the Kuban State University; e-mail: [email protected].

The bases of criminalization of the acts provided by articles 221, 226 and 229 of the Criminal code of the Russian Federation in the international criminal law

In the article the author considered the international legal bases of independent criminalization of plunder and extortion of nuclear materials and radioactive materials, weapon, ammunition, explosives, explosive devices, drugs and psychotropic substances.

Key words: criminalization of act, criminalization basis, international legal bases of criminalization, international Convention, crimes of the international character.

Дербок Заира Гиссовна

соискатель кафедры уголовного права и криминологии Кубанского государственного университета

(e-mail: [email protected])_

Основания криминализации деяний, предусмотренных статьями 221, 226 и 229 УК РФ, в международном уголовном праве

В статье автором рассмотрены международно-правовые основания самостоятельной криминализации хищения и вымогательства ядерных материалов и радиоактивных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств и психотропных веществ.

Ключевые слова: криминализация деяния, основание криминализации, международно-правовые основания криминализации, международная Конвенция, преступления международного характера.

Рассматривая вопрос об основаниях (принципах, критериях) криминализации деяний, некоторые исследователи проблемы включают в их систему международно-правовые основания. В частности, об этом писали В.Н. Кудрявцев и В.В. Лунеев, отмечая, что процесс криминализации должен соответствовать международным соглашениям Российской Федерации [1, с. 22]. Г.А. Злобин в разработанную им систему принципов криминализации включил принцип международно-правовой необходимости и допустимости криминализации, отнеся его к группе общеправовых системных принципов криминализации, связанных с требованием непротиворечивости системы норм уголовного и иных отраслей права [2].

Международно-правовые основы формирования национальной уголовной политики (а криминализация как компонент уголовно-правовой политики выступает, соответственно, и составляющей уголовной политики [3, с. 49]) определены в Рекомендации Р (96) 8 комитета министров странам-участницам относительно этого вопроса, принятой 5 сентября 1996 г., и в пояснительном меморандуме к данной Рекомендации. В названных документах содержится важнейшее положение, в соответствии с

которым особое место в формировании и реализации политики борьбы с преступностью должно занимать уголовное право, которое должно следовать за эволюцией общества, отвечать потребностям социума и индивидуума [4, с. 86-94].

Перечисленные основы формирования уголовной политики и определенные Рекомендацией Р (96) 8 задачи уголовного права выступают общим ориентиром для соответствующей сферы деятельности государств, подлежат учету и при решении вопросов криминализации тех или иных деяний. Вместе с тем, в процессе криминализации конкретных форм общественно опасного поведения следует ориентироваться на международно-правовые акты (при наличии таковых), направленные на борьбу с подобными посягательствами.

Все сказанное имеет непосредственное отношение к решению вопроса о самостоятельной криминализации специальных видов хищения. Дело в том, что борьбе с незаконным оборотом средств, веществ, устройств и пр., являющихся предметом таких хищений, посвящено немало международно-правовых актов, анализ необходимых положений которых и будет представлен далее.

104

Особое положение в ряду международных норм занимают предписания о противодействии незаконному обороту ядерных материалов. Специфика уникальности общественной опасности, угрожающей существованию всей цивилизации, предопределяет стремление мирового сообщества к установлению тотального контроля над оборотом «мирного» атома.

Вопросы криминализации незаконных действий с названными материалами наиболее детально рассмотрены в Конвенции о физической защите ядерного материала 1980 г., принятой для обеспечения физической защиты ядерного материала, используемого в мирных целях и находящегося в процессе перевозки, а также при использовании, хранении и перевозке внутри государства [5, с. 191].

К Конвенции имеются приложения I и II. Приложение I определяет уровни физической защиты ядерного материала при его международной перевозке. Приложение II подробно классифицирует «ядерные материалы».

Хищение в названном документе понимается крайне широко. Так, согласно нормам Конвенции преступлениями, в том числе, признаются: кража ядерного материала или его захват путем грабежа; присвоение или получение обманным путем ядерного материала; требование путем угрозы силой или применения силы или с помощью какой-либо другой формы запугивания о выдаче ядерного материала; угроза совершить хищение ядерного материала с целью вынудить физическое или юридическое лицо, международную организацию или государство совершить какое-либо действие или воздержаться от него, а также попытка или соучастие в совершении какого-либо из вышеперечисленных деяний. Само же преступное посягательство раскрывается в Конвенции как умышленно совершенные: «... (Ь) кража или грабеж; (с) хищение или мошенничество; (ф требование ядерных материалов при использовании силы или угрозы силой либо другой формы запугивания.» [6, р.389-390].

Таким образом, хищение ядерного материала - преступление международного характера, что прямо установлено Конвенцией о физической охране материала от 3 марта 1980 г. Обращает на себя внимание тот факт, что согласно Конвенции хищением ядерного материала считаются также акт покушения и все формы соучастия. При этом каждое государство-участник обязано принимать соответствующие меры наказания за совершенные правонарушения с учетом степени их общественной опасности и тяжести последствий.

Понятие «ядерный материал» определяется в пп. (а) и (Ь) ст.1 Конвенции: это плутоний-238; уран-233; уран, обогащенный изотопами 233 или 235; уран, содержащий смесь изотопов в

таком количестве, в каком они содержатся в природном уране (за исключением руды и ее остатков), любой материал, содержащий один или более из перечисленных выше элементов.

Большое значение в формировании правовых основ противодействия хищениям рассматриваемых предметов имеет Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма от 13 апреля 2005 г. [7]. Хотя она непосредственно не определяет специфику подобных хищений, в ней по-новому раскрывается предмет преступного посягательства, в который впервые включаются ядерный объект и ядерное устройство.

Говоря о международных основах противодействия хищению и вымогательству оружия и боеприпасов, следует отметить, что непосредственно к вопросам хищения и вымогательства оружия международные источники не обращаются. Однако в них, несомненно, создаются предпосылки криминализации соответствующих деяний. Важную роль в обеспечении их профилактики играют Брюссельские конвенции (1914 г. - по взаимному признанию испытательных клейм ручного огнестрельного оружия; 1969 г. - по установлению требований по безопасности оружия, принимаемых на мировом рынке в качестве обязательных для стран-участниц при продаже оружия и патронов). Действует Европейская конвенция о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами (Страсбург, 28 июня 1978 г.) [8, с. 22]. Исходя из положений Конвенции, под огнестрельным оружием понимается любой предмет, который предназначен или приспособлен для применения в качестве оружия, из которого при помощи взрывного, газового или воздушного и любых других способов метания можно выпустить заряд дроби, пулю или другой боеприпас, заряд токсичного газа, жидкости или другого вещества.

Приложение 1 к Конвенции в понятие огнестрельного оружия, в частности, включает не только огнестрельное оружие в том понимании, которое определено российским законодательством в ст. 2 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. «Об оружии» [9], но также «любой предмет, который: предназначен или приспособлен для применения в качестве оружия, из которого при помощи взрывного, газового или воздушного и любых других способов метания можно выпустить заряд дроби, пулю или другой боеприпас, заряд токсичного газа, заряд жидкости или другого вещества; оружие или устройства, представляющие угрозу жизни или здоровью людей путем воздействия на них зарядом паралитических или раздражающих веществ; длинноствольное оружие с газовым механизмом; короткоствольное оружие с пнев-

105

матическим механизмом; оружие со стреляющим механизмом только пружинного типа».

Помимо этого , к огнестрельному оружию Конвенцией отнесены:

ударный механизм, патронник, ствол любого предмета, являющегося по определению п. 1 приложения 1 к Конвенции «огнестрельным оружием» (п. 2 приложения); любые боеприпасы, заряды и вещества, специально предназначенные для огнестрельного оружия (п. 3); оптические прицелы со световым лучом или оптические прицелы с электронным световым увеличением или инфракрасным устройством, предназначенные для установки на огнестрельном оружии (п. 4); глушитель, предназначенный для установки на огнестрельном оружии (п. 5); любая граната, бомба или другой боеприпас, оснащенные взрывным или зажигательным устройством.

Таким образом, как следует из приведенной в приложении 1 дефиниции огнестрельного оружия, положения Конвенции в равной степени относятся не только к контролю за приобретением и хранением огнестрельного оружия в собственном смысле этого слова, но и к контролю за газовым и пневматическим оружием, боеприпасами и патронами к нему, а также основными частями такого оружия, находящегося в гражданском обороте.

Итак, соответствующие положения, выступающие предпосылкой криминализации деяний, образующих незаконный оборот оружия, который составляют и хищения, и вымогательства, в международном праве сущест-вуют.

Несмотря на то, что вопросы противодействия незаконному обороту наркотиков были затронуты на международном уровне еще в начале ХХ в., конкретные меры противодействия их распространению получили закрепление лишь к середине прошлого века. Речь идет о Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г. с поправками, внесенными в нее в соответствии с протоколом от 25 марта 1972 г. [10], и о Конвенции о психотропных веществах 1971 г. [11, с. 22]. В указанных конвенциях представлен перечень соответствующих препаратов.

В них не употребляются термины «хищение», «кража» и пр. (не использованы они и в Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. [12]), однако идет речь о

1. Курс российского уголовного права: Общая часть / под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. М., 2001.

2. Основания уголовно-правового запрета: криминализация и декриминализация / под ред. В.Н. Кудрявцева, А.М. Яковлева. М., 1982.

3. Загородников Н.И., Стручков Н.А. Направления изучения советского уголовного права // Советское государство и право. 1981. № 7.

противодействии незаконному обороту наркотиков, который, несомненно, включает и эти деяния. Отсутствие в документах непосредственного указания на хищение и вымогательство наркотических средств, на наш взгляд, является существенным упущением конвенций, хотя эти преступления могут быть охвачены термином «всякое другое действие», содержащимся в них. Однако следует отметить, что Конвенция 1971 г. говорит о приобретении в нарушение ее положений соответствующих препаратов (п. <ф> ст. 1). Незаконное же приобретение, в свою очередь, может выступать в самых разнообразных формах (включая хищение и вымогательство), круг которых документом не ограничен.

Подводя итог, следует констатировать, что в международном праве сформированы основания для самостоятельной криминализации хищения и вымогательства ядерных материалов и радиоактивных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, наркотических средств и психотропных веществ. Эти деяния подлежат особому выделению в национальных уголовных законодательствах, поскольку являются преступлениями международного характера.

Вместе с тем, мы усматриваем некоторые недостатки в соответствующих международно-правовых документах. Так, как отмечалось выше, не все они, определяя круг деяний, подлежащих криминализации, прямо называют хищение и вымогательство, хотя данные посягательства обладают весьма высоким потенциалом общественной опасности.

Кроме того, нами выявлен ряд несоответствий норм российского уголовного закона положениям международно-правовых актов. В частности, в ст. 221 УК РФ в качестве предмета преступления не названы ядерные взрывные устройства. Однако в данном случае основания для критики российского законодателя, на наш взгляд, отсутствуют, поскольку хищение и вымогательство ядерного оружия самостоятельно криминализовано в ч. 2 ст. 226 УК. Что же касается предмета преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 226 УК, то круг его компонентов уже, чем установлено в международном праве. Очевидно, следует задуматься над его корректированием в отечественном уголовном законодательстве.

1. Course of the Russian criminal law: The general part / ed. by V.N. Kudryavtsev, A.V.Naumov. M., Spark, 2001.

2. Bases of a criminal and legal ban: criminalization and decriminalization / ed. by V.N. Kudryavtsev, A.M. Yakovlev. M, 1982.

3. Zagorodnikov N.I., Struchkov N.A. The direction of studying of the Soviet criminal law // Soviet state and law. 1981. № 7.

106

4. Куршев М. Политика борьбы с преступностью и уголовное право в изменяющейся Европе // Уголовное право. 1999. № 4.

5. Парамузова О. Г. Физическая защита ядерных материалов: международно-правовые вопросы // Правоведение. 1998. № 2.

6. Convention on the Physical Protection of Nuclear Material // IAEA. Legal Series. Vienna, 1982. № 12.

7.URL:http://www.un.org/ru/documents/decl_co nv/conventions/nucl_ter.shtml (дата обращения: 25.09.2013).

8. Российский правовой портал «Семерка». URL:

http://zakon.law7.ru/base 74/part5/d74ru5419.htm (дата обращения 25.09.2013).

9. СПС «КонсультантПлюс».URL: http:// www.consultant.ru/popular/weapon/ (дата обращения: 25.09.2013).

10. Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М, 1970. Вып. XXIII.

11. Конвенция о психотропных веществах 1971 г. // Сборник международных договоров СССР. М., 1981. Вып. XXXIV.

12. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. // Материалы Конференции ООН для принятия Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Вена, 1988.

4. Kurshev M. Policy of fight against crime and criminal law in changing Europe // Criminal law. 1999. №. 4.

5. Paramuzova O.G. Physical protection of nuclear materials: international legal questions // Jurisprudence. 1998. №. 2.

6. Convention on the Physical Protection of Nuclear Material // IAEA. Legal Series. Vienna, 1982. №. 12.

7.URL:http://www.un.org/ru/documents/decl_co nv/conventions/nucl_ter.shtml (address date: 25.09.2013).

8. The Russian legal portal «Seven», URL: http://zakon.law7.ru/base 74/part5/d74ru5419.htm (address date: 25.09.2013).

9. HLS «ConsultantPlus». URL: http:// www.consultant.ru/popular/weapon/ (address date: 25.09.2013).

10. The uniform convention on drugs of 1961 // Collection of existing contracts, agreements and the conventions signed by the USSR with the foreign states. M., 1970. Iss. XXIII.

11. Convention on psychotropic substances of 1971 // Collection of international treaties of the USSR. M, 1981. Iss. XXXIV.

12. The convention of the UN on fight against illicit trafficking in drugs and psychotropic substances of 1988 // Materials of Conference of the UN for adoption of the Convention on fight against illicit trafficking in drugs and psychotropic substances. Vienna, 1988.

107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.