Научная статья на тему 'ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИОБРЕТЕНИЯ И УТРАТЫ СТАТУСА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИОБРЕТЕНИЯ И УТРАТЫ СТАТУСА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
602
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / АННОТАЦИЯ / ПРЕЗИДЕНТ / РОССИЯ / ОСНОВАНИЕ И ПОРЯДОК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Миннибаев А.И.

Статья посвящена изучению статусу Президента. В статье рассматриваются основания и порядок приобретения статуса Президента Российской Федерации. Данная статья является и будет являться актуальной, так как статус Президента в Российской Федерации является лицом государства. В статье указаны изречения авторов, которые я объединил для разъяснения темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИОБРЕТЕНИЯ И УТРАТЫ СТАТУСА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Ю

Р

И

Д

И Ч

Е С К И Е

НАУКИ

А.И. Миннибаев

ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИОБРЕТЕНИЯ И УТРАТЫ СТАТУСА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья посвящена изучению статусу Президента. В статье рассматриваются основания и порядок приобретения статуса Президента Российской Федерации. Данная статья является и будет являться актуальной, так как статус Президента в Российской Федерации является лицом государства. В статье указаны изречения авторов, которые я объединил для разъяснения темы.

Ключевые слова: Статус Президента Российской Федерации, аннотация, Президент, Россия, основание и порядок.

Президент Российской Федерации - это выборный глава государства, лицо, доверенное народом, который представляет свою страну на внутреннем и международном уровне. Впервые эта должность в Российской Федерации появилась 1991 году, сразу после развала СССР, первым президентом Российской Федерации стал - Борис Николаевич Ельцин. 31 декабря 1999 г. Но как же создавался данный институт и для чего она был создан?

Статус Президента является самостоятельным или нет. Вопрос в том, как соотносятся институт президента и исполнительная власть в России. По этому поводу существует множество различных точек зрения, которые сводятся в основном к двум подходам, а точнее: является ли президент Российской Федерации фактическим главой исполнительной власти или он занимает особое положение в системе государственной власти в целом

Таким образом можно отметить, что институт Президентства Российской Федерации стоил больших перемен как в Конституции, так и в социальном обществе. Если сравнивать Российскую Империю, где во главе была монархия и на руководящий престол сажали наследника без одобрения народа, данный институт является положительным в этом роде. В наше время благодаря данному институту, народ имеет

© Миннибаев А.И., 2021.

Научный руководитель: Кузнецов Игорь Александрович -, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного права, Башкирский государственный университет, Россия.

право, как выбирать, так и быть выбранным народом, что является полным олицетворением справедливости и равности в государстве.

Одно из основных правил Президента Российской Федерации, то что указы и распоряжения, также постановления и распоряжения правительства являются обязательны для исполнения в РФ. В то же время Президент имеет право отменить постановление и распоряжение Правительства РФ.

Другими словами, правительство - «коллективный» глава исполнительной власти. Определяя своими указами направления деятельности органов исполнительной власти, также правительства, Президент является «фактическим» главой исполнительной власти.

Как утверждают многие ученые трудно представить перенесение в полном объеме президентской системы правления из одной страны в другую. Если бы даже такие попытки были предприняты, то в результате сразу же выявились бы особенности, обусловленные характером страны, спецификой того или иного региона мира. Примерами этому являются суперпрезидентские и президентско-монократические республики, в которых в условиях Латинской Америки, развивающихся стран Азии и Африки президентская форма правления была сильно искажена, и в этих странах фактически утвердилось всевластие главы государства1.

Президент Российской Федерации может прекратить исполнение своих полномочий досрочно в случае:

- отставки;

- стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

- отрешения от должности.

Выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

Часть 3 ст. 92 Основного Закона Российской Федерации устанавливает, что с момента досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации и до выборов нового главы государства функции российского лидера берет на себя Председатель Правительства Российской Федерации. В период своего руководства он не может распускать Государственную Думу, назначать референдумы, выступать с законодательными инициативами о поправках и пересмотре Конституции Российской Федерации.

Конституцией Российской Федерации закреплены три основания, по которым глава государства может досрочно прекратить исполнение своих полномочий. Однако в ст. 92 Конституции Российской Федерации ничего нет о таком естественном основании прекращения полномочий Президента Российской Федерации, как уход из жизни. Российский законодатель предусмотрел подобное основание для судей, депутатов, министров и многих иных должностных лиц, но для российского лидера уход из жизни во время исполнения должностных полномочий законодательно не предусмотрен. Это является серьезным недочетом в конституционно-правовом урегулировании данного вопроса и при определенных обстоятельствах может привести к неблагоприятным последствиям для всего государства. Ввиду этого российскому законодателю нужно ввести данное основание в ч. 2 ст. 92 Конституции Российской Федерации.

Отставка Президента Российской Федерации - это добровольное, самостоятельное волеизъявление российского лидера, которое направлено на его досрочный уход со своего поста. К сожалению, процедура отставки Президента РФ законодательно не урегулирована ни на уровне Конституции РФ, ни на уровне иных конституционно-правовых актов2. В связи с этим порядок отставки российского лидера нужно законодательно закрепить в ч. 3 ст. 92 Конституции Российской Федерации или в специальном Федеральном законе «Об отставке Президента Российской Федерации»3.

Так как российский лидер является гарантом Основного Закона Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, безусловно, при отставке недостаточно лишь одного его волеизъявления, закрепленного в определенной правовой форме. Главе государства следует заявлять об этом специальному законодательно определенному органу, который в установленной законом форме будет рассматривать это письменное заявление, написанное лично Президентом РФ4.

К тому же четкое конституционно-правовое урегулирование вопроса отставки Президента РФ будет способствовать бесспорному установлению юридического факта начала исполнения полномочий российского лидера Председателем Правительства Российской Федерации.

1 Быкова Е.А. Президент Соединенных Штатов Америки: особенности избрания // Общество и право. 2013. № 2 (44). С. 29.

2 Голубева Л.А. Прекращение полномочий Президента Российской Федерации: правовые пробелы // Российский журнал правовых исследований. 2015. № 1(2). С. 165.

3 Игнатьева Е.Н. Досрочное прекращение полномочий Президента Российской Федерации // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты: Сб. статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. Пермь: ИП Си-гитов Т.М., 2017. С. 34.

4 Савощикова Е.В., Землянкин А.В., Медведева Н.А. Проблемы института досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации и возможные пути их решения // Лучшая студенческая статья 2018: Сб. статей XVII Междунар. науч.-исслед. конкурса. Пенза: Наука и Просвещение. 2018. С. 75.

В истории Российского государства существует пример успешной отставки лидера страны. Она произошла 31 декабря 1999 г. В то время Президентом РФ был Б.Н. Ельцин. Oн выразил дoбровольное волеизъявление досрочно уйти с занимаемoй им должности и оформил его в виде Указа oт 31.12.1999 № 1761. Данным правовым актом глава государства возложил исполнение президентских полномочий на Председателя Правительства РФ В.В. Путина. В свою очередь Председатель Правительства РФ издал Указ от 31.12.1999 № 1762, в втором констатировал юридический факт того, что он приступил к исполнению голномочий российского лидера.

Кoнституция Российской Федерации установлеш, что Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

В этой связи считаем необходимым подробнее рассмотреть вопрос неприкосновенности Президента Российской Федерации. Неприкосновенность - это защищенность oт всяких посягательств со стороны кого бы то ни было, а лицо, шльзующееся неприкосновенностью, защищается государством oт противоправных посягательств1.

Oснованием для предоставления Президенту Российской Федерации конституционной гарантии неприкосновенности является важность его полномочий как главы государства и гаранта Конституции, а также тот факт, что он избран всенародным голосованием.

Считаем, что наделение Президента Российской Федерации неприкосновенностью является правильным, так как решение политически важных вопросов обуславливает проявления недовольства отдельных граждан и организаций. Президент, пользующийся гарантией неприкосновенности, свободен, принимать решения, исходя только из своего представления об интересах государства.

Продолжая развивать тему неприкосновенности самого Президента, считаем целесообразным также коснуться вопроса неприкосновенности главы государства в зарубежных странах. Так практически все конституции иностранных государств предусматривают неприкосновенность главы государства.

Например, ст.68 Конституции Франции 1958г. содержит положение о том, что Президент Республики не несет ответственности за действия, совершенные при исполнении своих обязанностей, кроме случаев государственной измены2. При этом Конституция США 1787г. определяет, что Президент может быть отстранен от должности, если при осуждении в порядке импичмента он будет признан виновным в измене, взяточничестве либо других тяжких преступлениях и правонарушениях.

Интересным является тот факт, что в некоторых странах неприкосновенность присуща не только главе государства, но и другим должностным лицам, которые, могут нуждаться в особой защите, обеспечивающей им свободу исполнения служебных обязанностей.

В Конституции Франции закреплены ограничения ответственности членов парламента и правительства за действия, которые они совершили при исполнении обязанностей. Чаще всего гарантии неприкосновенности этих лиц значительно уже, чем гарантии, предоставляемые главе государства.

Таким образом несмотря на то, что должность Президента была заимствована из мировой практики, мы сумели вложить в нее все те особенности, которые необходимо учесть в нашей стране. Это является основанием тех различий, которые существуют в деятельности Российской Федерации и иных стран.

Библиографический список

1.Быкова Е.А. Президент Соединенных Штатов Америки: особенности избрания // Общество и право. 2013. № 2 (44). С. 29.

2.Голубева Л.А. Прекращение полномочий Президента Российской Федерации: правовые пробелы // Российский журнал правовых исследований. 2015. № 1(2). С. 165.

3.Игнатьева Е.Н. Досрочное прекращение полномочий Президента Российской Федерации // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты: Сб. статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. Пермь: ИП Сигитов Т.М., 2017. С. 34.

4.Савощикова Е.В., Землянкин А.В., Медведева Н.А. Проблемы института досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации и возможные пути их решения // Лучшая студенческая статья 2018: Сб. статей XVII Междунар. науч.-исслед. конкурса. Пенза: Наука и Просвещение. 2018. С. 75.

5.Нудненко Л.А. Указ. соч. С. 226.

6.Чиркин В.Е. Указ. соч. С.329.

МИННИБАЕВ АРТУР ИРФАНОВИЧ - магистрант, Башкирский государственный университет, Россия.

1 Нудненко Л.А. Указ. соч. С. 226.

2 Чиркин В.Е. Указ. соч. С.329.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.