Цацулин А. Н., Яковлев М.А
Основа регионального медико-фармацевтического кластера — инновационная активность
Цацулин Александр Николаевич
Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Профессор кафедры финансового менеджмента Доктор экономических наук, профессор
Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации vash_64@mail .ш
Яковлев Максим Александрович
Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Аспирант кафедры финансового менеджмента [email protected]
РЕФЕРАТ
Статья посвящена обзору петербургской практики частно-государственного партнерства в области фармацевтических кластеров. В ней рассмотрены также основные проблемы и юридико-технические трудности, возникающие при реализации проектов частно-государственного партнерства на территории Российской Федерации. Авторы также обозначили интерес Республики Беларусь в этой сфере экономики.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
инновации, взаимодействие частного и государственного секторов, проекты частно-государственного партнерства (ЧГП), частно-государственное партнерство (ЧГП), фармацевтический кластер
Tsatsulin A. N., Yackovlev M. A. The Basis of the Regional Medical Pharmaceutical Cluster — the Innovative Activity
Tsatsulin Alexander Nickolaevich
North-West Institute of Management — branch of the Russian President Academy of National Economy and Public Administration (Saint-Petersburg, Russian Federation) Professor of the Chair of Financial Management Doctor of Sciences (Economy), Professor
Honorary worker of higher professional education of Russian Federation vash_64@mail .ru
Yackovlev Maxim Alexsandrovich
North-West Institute of Management — branch of the Russian President Academy of National Economy and Public Administration (Saint-Petersburg, Russian Federation) Graduate student of the Chair of Financial Management [email protected]
ABSTRACT
Article reviews of Saint-Petersburg's practice of private-state partnership in the field of pharmaceutical clusters. It considers the main problems and juristic-technical obstacles in the process of implementation of projects of private-state partnership in the territory of RF. Authors also marked the interest of the Republic of Belarus in this sphere of economic.
KEYWORDS
Innovation, cooperation of state and private sectors, projects of private-state partnership (PSP), private-state partnership (PSP), pharmaceutical clusters
о <
о о
<
Если человек не знает, куда он плывет, то для него нет попутного ветра.
Луций Анней Сенека
т В предыдущем номере журнала1 были рассмотрены организационные и правовые ^ проблемы частно-государственного партнерства (ЧГП) в связи с созданием пер-н спективных промышленно-производственных кластеров инновационного типа в тех < отраслях народнохозяйственного комплекса страны, деятельность которых совпа-т дает с приоритетными направлениями, утвержденными Правительством РФ. И если территориально-производственная кластеризация определяется как действенный геоэкономический рычаг подъема экспортного потенциала России и эффективная форма интеграции и поддержки малого и среднего бизнеса [1], то ЧГП является, по нашему мнению, также рычагом, но уже создания самих кластеров. Эти соображения и определили название прошлой статьи.
Как представляется, триадой системных проблем на уровне Российской Федерации, требующих решения в рамках реализации Концепции создания кластера фармацевтической и медицинской промышленности в Санкт-Петербурге и развития этих производственных подотраслей в регионе, являются такие:
1) накопленное технологическое отставание на всех этапах жизненного цикла конкретного лекарственного средства от получения результатов научных исследований до замедленного внедрения препарата в медицинскую практику;
2) отсутствие ориентации на использование инновационной продукции определило в структуре государственного заказа пугающе значительную долю затрат на создание низкоэффективных воспроизведенных лекарственных средств, т. е. средств, поступивших в рыночное обращение после истечения срока действия исключительных патентных прав на оригинальные лекарственные препараты. Как следствие, исчезла возможность развития фармацевтических компаний из-за низкой доли добавленной стоимости традиционных дженериков, десятилетиями присутствующих на товарных рынках;
3) отсутствие понятной и тесной взаимосвязи между этапами: собственно разработки лекарственных препаратов промышленного выпуска внедрения во врачебную практику подлинно инновационной фармацевтической продукции. Кластерная политика развития фармацевтической и медицинской промышленности,
естественно, предполагает координацию целей и задач участников кластера для достижения кумулятивного эффекта при продвижении продукции кластера на фармацевтическом рынке Российской Федерации и за ее пределами. Усилия со стороны Санкт-Петербурга в части, касающейся развития и поддержки кластера, должны быть компенсированы за счет привлечения ведущих компаний и специалистов фармацевтической отрасли и медицинской промышленности, налоговых поступлений в городской бюджет, а также последовательного увеличения инвестиционной привлекательности региона для инновационных фармацевтических и биомедицинских компаний.
Что касается текущего состояния создаваемого кластера Санкт-Петербурга, то, по оценке центра маркетинговых исследований «Фармэксперт», город на сегодня является самым инвестиционно привлекательным российским регионом и стартовой площадкой для успешной реализации проектов в сфере фармацевтики и медицинской промышленности. В качестве приоритетной площадки для размещения новых объектов инфраструктуры и инновационных производств определены территория особой экономической зоны (ОЭЗ) Санкт-Петербурга, территория промышленной зоны «Пушкинская» и др.
1 Частно-государственное партнерство как рычаг создания региональных инновационных кластеров (Управленческое консультирование. 2014. № 4. С. 70-80).
Комплекс мер, направленных на поддержку фармкластера, повышает его при- 2 влекательность для новых резидентов. Благодаря поддержке города и активности | инвесторов запуск первых производственных линий в рамках уже стартовавших о проектов состоялся в 2012 г. Промышленное производство в кластере набирает о обороты. Одна из ключевых инициатив заключается в создании в Санкт-Петербурге т структуры «Лайф Сайнс парка», ориентированной на создание и комплексное раз- х витие инфраструктуры биотехнологий, фармацевтической и медицинской промыш- н ленности региона. Смысл проекта состоит в локализации на одной площадке ис- «с следовательских комплексов, лабораторий ключевых компаний и основных серви- т сов, что предполагало создание позитивного и, что очень важно для аналитики, измеряемого cинергетического эффекта [5] и возможность оценивания сводного показателя инновационной активности [4].
В качестве исторической вехи заметим, что для объединения и координации усилий участников кластера в сфере разработки, производства и обращения лекарственных средств и медицинской техники в июле 2011 г. было создано некоммерческое партнерство «Медико-фармацевтические проекты — XXI век». Это хронологически первый этап создания саморегулируемой организации в сфере разработки, производства и обращения лекарственных средств и медицинской техники. В настоящее время в состав партнерства входят 15 отечественных и зарубежных организаций, представляющих все направления рынка, обеспечивающего жизнеспособность системы здравоохранения — от исходной идеи до воплощения ее в рыночном продукте материального производства, т. е. реального сектора экономики.
Некоммерческое партнерство «Кластер медицинского, экологического приборостроения и биотехнологий» было создано в 2010 г., и оно объединяет на сегодня 85 малых и средних предприятий в области медицинского приборостроения и биотехнологий. Партнерство представляет общие интересы компаний-участников при взаимодействии с государственными органами власти, а также содействует продвижению рыночного продукта на региональном и международном уровнях. Имея в виду инфраструктурные особенности рассматриваемого региона, необходимо подчеркнуть, что в Санкт-Петербурге исторически сформирована уникальная научная база для проведения исследований во всех сферах фармацевтики и медицины, объединяющая потенциал ведущих учебных заведений и научных организаций.
К последним относятся Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия; Санкт-Петербургский государственный технологический институт; Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова; Санкт-Петербургский государственный политехнический университет; Санкт-Петербургский государственный университет; Государственный научно-исследовательский институт особо чистых биопрепаратов; Институт цитологии РАН; Институт токсикологии; Научно-исследовательский институт гриппа; Санкт-Петербургский институт фармации; Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И. И. Мечникова; Санкт-Петербургская государственная педиатрическая академия; Военно-медицинская академия им. С. М. Кирова и многие другие.
К настоящему времени в развитии рассматриваемого кластера достигнуты определенные положительные результаты (см. таблицу). Организационно-производственную реализацию следующих этапов проектов кластера фармацевтической и медицинской промышленности в Санкт-Петербурге планируется осуществлять:
1. Путем развития производственного комплекса ООО «Новартис-Нева», специализацией которого станет выпуск инновационных патентованных фармацев-
< Таблица
Ключевые инвестиционные проекты Санкт-Петербургского производственного о кластера в сфере медицинской техники и фармацевтики в 2013 г.
№ п/п Наименование компании Инвестиции, млн руб. Доля участия в проекте, % Территория размещения производства Территория размещения лабораторного комплекса
1 «Самсон-Мед» 1500 5,97 Промзона «Пушкинская» Другой Регион + + проектируется
2 ООО «Герофарм» 2300 9,15 « — » Участок «Нойдорф»
3 ООО «Неон» 900 3,58 « — » Другой регион + + проектируется
4 ЗАО «Фарм-Холдинг» 700 2,79 « — » « — »
5 ЗАО «Биокад» 1070 4,26 Участок «Ной-дорф» Участок «Нойдорф»
6 ОАО «Фарм-синтез» 1700 6,77 Площадка «Новоорловская» Площадка «Новоорловская»
7 ЗАО «Вертекс» 1000 3,98 « — » Участок «Нойдорф»
8 ЗАО «Иммуно-Гем» 600 2,39 « — » Площадка «Новоорловская»
9 ООО «Новар-тис-Нева» 15 350 61,11 « — » « — »
Итого: 25 120 100,00 « — » « — »
Примечание: указанные девять проектов были инициированы в 2010 г.; практически все первые этапы проектов завершались в 2012-2013 гг., и они предусматривали создание исследовательских подразделений по разработке новых лекарственных препаратов. Источник данных: BIOCAD. Biopharmaceutical company (http://www.biocad.ru).
тических препаратов и высококачественных современных дженериков; в исходном виде кластерного проекта доля инвестиций «Новартиса» была самой значительной — 61,11%.
2. Научно-исследовательского комплекса ЗАО «Биокад»: разработка и выпуск около 50 препаратов в соответствии со стандартами GMP1, создание научно-исследовательского комплекса в сегментах «онкология/гематология», «гинекология/урология», «неврология», «вирусные инфекции», «сахарный диабет».
3. Создания производственных площадок изготовления лекарственных средств ООО «Герофарм»: выпуск инъекционных лекарственных средств и суппозиториев.
4. Производства лекарственных средств ЗАО «Фарм-Холдинг»: создание и выпуск пептидных генно-инженерных препаратов нового поколения, современных диагностических систем и улучшенных дженёриковых лекарственных средств.
1 GMP (good manufacturing practice) — надлежащая производственная практика.
5. Создания производства лекарственных средств различных фармацевтических 2 групп ООО «Неон»: выпуск высококачественных отечественных препаратов раз- | личных фармацевтических групп. о
6. Создания производства ООО «Самсон-Мед»: организация полного технологи- о ческого цикла по выпуску активных фармацевтических субстанций и широкого т перечня готовых лекарственных форм фармацевтических препаратов в соот- х ветствии со стандартами GMP по различным терапевтическим группам: карди- н ология, неврология, пульмонология, офтальмология, гастроэнтерология, гине- «с кология. СО
7. Создания производства ООО «НТФФ «Полисан»: выпуск высококачественных инфузионных препаратов.
8. Создание производства и центра разработки инновационной продукции ЗАО «Вертекс»: выпуск готовых лекарственных форм.
9. Создания производства и научно-исследовательского центра ОАО «Фармацевтическая фабрика Санкт-Петербурга» (компания «Галено Фарм»): выпуск лекарственных препаратов для лечения бронхиальной астмы, хронических обструк-тивных заболеваний легких, а также БАД (биологически активных добавок) и косметических средств.
10. Создания производства ОАО «Фармасинтез»: выпуск импортозамещающих онкологических препаратов.
11. Строительства производства ЗАО «Иммуно-Гем»: выпуск препаратов человеческой плазмы.
12. Строительства производства ЗАО «Меделком»: выпуск медицинской ультразвуковой диагностической аппаратуры и аналитических датчиков.
13. Строительства производства группы компаний «Алкор Био»: производство реагентов для целей аллерго- и гормональной диагностики.
В настоящее время документально оформлено включение кластера фармацевтической и медицинской промышленности в Перечень инновационных территориальных кластеров РФ в соответствующем постановлении Правительства «О развитии приоритетных кластерных проектов». Но в развитии этих кластеров уже обозначились существенные проблемы.
Как отмечалось выше, Россия уже присоединилась к ВТО после почти 20 лет напряженных переговоров, преодоления технических трудностей и юридических противоречий среди участников рынка. Теперь отечественный внутренний фармацевтический рынок почти полностью открыт для иностранных компаний-нерезидентов, а для отечественных производителей формально появились равные с зарубежными продуцентами условия экспортных поставок фармацевтической продукции за границу.
Но при этом, во-первых, не сформирована какая-либо работоспособная система государственной защиты локального продуцента лекарственных средств, не отработана система допуска импортируемых лекарственных форм по качеству (известные недостатки контрольно-разрешительной системы Минздравсоцразвития РФ), а это является отличительным свойством всех регуляторных систем, защищающих стратегические национальные интересы развитых стран в режиме патернализма.
Во-вторых, фармацевтический рынок как совокупность экономических отношений, возникающих между его субъектами по поводу купли-продажи и назначения-потребления лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента, отличает специфика потребления по сравнению с другими отраслями и рынками. Здесь товаром выступает фармацевтическая продукция, большую часть которой составляют фармпрепараты рецептурного отпуска, отличающиеся особенностями потребления. Отсюда важное место при реализации лекарств отводится промежу-
2 точному их потребителю — врачу. Таким образом, на фармацевтическом рынке ^ выделяют три типа потребителей: институциональные, промежуточные и конечные [2, о с. 99].
о И если институциональные потребители — это организации, например аптечные со сети, приобретающие товары для дальнейшего использования в рамках организа-х ции или перепродажи другим потребителям, а конечные потребители — это паци-н- ент, семья, приобретающие товары аптечного ассортимента для личного или се-< мейного использования, то промежуточные потребители — это медицинские раса ботники, назначающие лекарственный препарат (лечение в стационаре, клинике, санатории) или выписывающие рецепт на него (амбулаторное лечение).
Именно промежуточный потребитель может нанести существенный ущерб деятельности российских медико-фармацевтических кластеров. По понятным причинам, будучи уже аффилированным с дистрибьютерами определенных лекарственных брендов, скажем, врач общей практики или специалист будет засыпан предложениями, одно соблазнительнее другого, но, увы, со стороны иностранных производителей. И если сейчас это выглядит вполне естественно, то по мере наполнения фармацевтического рынка российской продукцией и в условиях его тотальной открытости, удорожания иностранных валют и прогнозируемой сравнимости цен с зарубежными аналогами идею импортозамещения можно будет похоронить, а размер негативных последствий можно будет лишь предугадывать.
Последствия напрямую связаны и с тем, что в фармацевтической отрасли существеннее сказывается асимметрия информации относительно потребительских свойств лекарственных форм непосредственно у производителей, фармацевтических работников, промежуточных и конечных потребителей по сравнению с другими отраслями. Для потребителей обширность и научно-познавательная емкость специализированной информации создают дополнительные трудности при выборе.
Нормативно закрепленный переход отечественных фармпредприятий на стандарты качества ОМР с 1 января 2014 г. предполагает соответствующее техническое и кадровое их переоснащение. Речь идет о финансовых затратах на обучение персонала и техническое перевооружение лишь одного производства в диапазоне 5 20 млн долл. Общая стоимость необходимых инвестиций для обеспечения процесса перехода на международные стандарты в целом по России может составить 0,5 1,0 млрд долл. (без учета происходящей девальвации рубля).
Очевидно, что без действенных экономических мер государственной поддержки большинство российских фармпредприятий (по предварительным оценкам, их почти 70%) оказались не в состоянии обеспечить к началу 2014 г. соответствие параметров своих производств стандартам ОМР. Третья по счету попытка сугубо административными мерами внедрить в российской фарминдустрии международные стандарты производства (две предыдущие попытки предпринимались в 2005 и 2009 гг.) практически сорвалась в 2012-2013 гг. И к этим говорящим за себя фактам, к сожалению, приходится относиться как к неприятной данности.
Отсутствие разработанных требований, соответствующих международным стандартам, характерно и для других российских отраслей народного хозяйства. Сегодня только 12,3% хозяйствующих субъектов (56 из 454) работают по стандарту ОМР, еще 40% ввели стандарт на отдельных производственных и логистических участках цепочки, а 50% даже не начинали переоборудование своих производств. При этом предприятия, внедрившие указанные стандарты, ожидаемо оказываются менее конкурентоспособными по причине более высокого уровня учтенных затрат и калькулированной себестоимости производства препаратов, соответствующих требованиям ОМР. В этом случае налоговые льготы (13,5% по налогу на прибыль организации и нулевая ставка налога на имущество) перестают играть свою стимулирующую роль для хозяйствующих субъектов.
Выходом из сложившейся ситуации видится лишь взвешенное сочетание право- 2 вых, административных и экономических стимулов, формируемых федеральным | центром и субъектами. В частности, таких как предоставление государственных о гарантий и субсидий на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам, о полученным на техническое перевооружение производств с одновременным пре- т кращением любых отраслевых льгот и преференций предприятиям, не предпри- х нимающим мер по переходу на международные стандарты надлежащего качества н производства лекарственных средств. «с
В прошедшем году Минэкономразвития России одобрило три новых проекта т в области медицины и фармацевтики для реализации в ОЭЗ. Так, 11 декабря 2013 г. экспертный совет Минэкономразвития России принял в технико-внедренческие филиал ОАО ОЭЗ «Санкт-Петербург», «Дубна», «Зеленоград» и «Томск» шесть новых резидентов с общим объемом заявленных инвестиций в 2,6 млрд руб. Из них три компании занимаются разработками в области медицины и фармацевтики. В частности, новым резидентом филиала ОАО ОЭЗ «Санкт-Петербург» станет компания ООО «Инмед», занимающаяся разработкой и производством гемостатического материала «Гемофлекс» для сверхбыстрой остановки кровотечения. Продукт применяется в трансплантологии и хирургии (военно-полевой, экстренной, детской, челюстно-лицевой, общей). Для производства продукции компания использует собственные технологии получения композиционных нетканых материалов на основе биополимеров в объеме 1 млрд руб. Общий объем заявленных инвестиций — 185 млн руб.
Коммерциализация научных разработок и развитие российскими компаниями коммерчески успешного бизнеса в Hi-Tech-индустрии — одна из главных задач ОЭЗ технико-внедренческого типа. Поэтому руководство ОЭЗ «СПб» стремится активно совершенствовать (не всегда успешно) комфортную инфраструктурную и бизнес-среды, что в конечном счете и позволяет выводить на внутренний и внешний рынки отечественные высокотехнологичные инновационные фармацевтические продукты.
Группа компаний «Герофарм» в первом квартале 2014 г. намерена начать строительство фармацевтического завода в «Пушкинской» промзоне Санкт-Петербурга, объем инвестиций в проект оценивается, по данным ИТАР-ТАСС, в 1,5 млрд руб. На предприятии будут производить лекарства, разработанные в лаборатории компании, которая расположена в ОЭЗ «Санкт-Петербург».
Дочерняя компания группы, ЗАО «Фарм-Холдинг», занимается разработкой лекарственных препаратов по принципу полного цикла. Компания с 2010 г. является резидентом ОЭЗ в Петербурге. Лаборатория занимает около 1500 м2 на площадке «Нойдорф». Разработанные препараты будут выпускаться на новом заводе в Петербурге, а также на уже действующем производстве в Оболенске Московской области. А в Пушкинской промзоне будет налажен выпуск лекарственных препаратов для лечения заболеваний центральной нервной системы и производство субстанций. Всего в настоящее время в разработке находится более десятка лекарств для дальнейшего применения в области неврологии, офтальмологии, эндокринологии. Наименования препаратов, планируемых к производству на новом заводе, пока не раскрываются.
Завершить строительство нового завода ЗАО «Фарм-Холдинг» планируется в первом квартале 2016 г. Площадь будущего производства — около 15 000 м2. Работать на нем будут 200 человек. Мощность производства составит 5000 кг субстанций, 500 млн шт. твердых лекарственных форм, 10 млн шт. преднаполненных шприцев1 в год.
1 Prefilled syringes.
2 Российская фармацевтическая компания ЗАО «Вертекс» (зарегистрирована ^ в 2000 г.) в июле 2013 г. получила разрешение на строительство инновационно-о производственного комплекса в ОЭЗ «Санкт-Петербург» на арендованном участ-о ке в 4,85 га «Новоорловская» (из 110 га, в Приморском районе) и приступила со к инженерной подготовке участка. Работы по строительству комплекса идут х полным ходом, и ввод в эксплуатацию первой очереди завода, который станет н- его частью, запланирован на весну 2015 г. Общая площадь инновационно-про-< изводственного комплекса превышает 33 000 м2, собственно завода — 15 000 м2; т на них будет размещено производство полного цикла по выпуску фармацевтической и косметической продукции. Товарный ассортимент продукции компании ориентирован по следующим направлениям: кардиология, дерматология, гинекология, стоматология, отоларингология, терапия, ревматология, травматология, неврология, аллергология, флебология, трихология, инфекционные заболевания и др.
На сегодняшний день в состав кластера медицинской и фармацевтической промышленности Петербурга входят 145 предприятий, в том числе 30 научно-исследовательских организаций, 109 производственных компаний (из них 22 — производители лекарственных средств, 87 — производители медицинской техники), 6 сервисных компаний. Общий объем частных инвестиций в проект до 2015 г. по созданию лабораторных комплексов и фармацевтических производств оценивается в 29,4 млрд руб. Деньги на развитие выделяются и из федерального бюджета. Субсидии будут составлять до 5 млрд руб. ежегодно в течение 5 лет начиная с 2013 г., т. е. вплоть до конца 2017 г.
Но у реального кластера образовались и реальные проблемы. В частности, по разным причинам петербургские производители лекарств фактически остались без специалистов. Фармацевтическая отрасль страны испытывает значительный кадровый голод последние 2 года — увеличивается потребность как в начинающих сотрудниках, так и в топ-менеджерах. С учетом того что в полную силу площадки СПб фармацевтического кластера заработают только в конце 2014 г., дефицит на рынке труда ощущается предельно остро уже сейчас.
Как подчеркивают специалисты кадрового рынка, привлекать сотрудников фармацевтические компании готовы даже из других регионов страны. Причем Петербург здесь соревнуется в первую очередь с Калугой. Ценных сотрудников соблазняют выгодными условиями: максимально наполненным социальным пакетом, достойной заработной платой и корпоративными квартирами. Начинающим фармацевтам заплатят от 32 000 до 42 000 рублей. Рядовые сотрудники таких фармацевтических гигантов, как Ыоуаг^в или «Биокад», с опытом работы от года до 2 лет могут рассчитывать на сумму до 50 000 рублей. А вот руководителям фармацевтических компаний заплатят больше 100 000 руб. в месяц.
В Петербурге начинают появляться кадровые позиции, о которых еще 1,5-2 года назад даже и не слышали на рынке фармацевтики. Так, по итогам 2012 г. самыми дефицитными специалистами стали специалисты в области обеспечения контроля качества, валидации, специализации. Это очень редкие специалисты на рынке труда Петербурга, и эта проблема решается главным образом за счет ре-локации кандидатов из других регионов и даже из-за рубежа. Потребность в специалистах будет только расти — многие компании еще не запустили производство на полную силу. Например, «Новартис Нева» (дочерняя компания Ыоуаг^в) в следующем году планирует запустить современный завод мощностью 1,5 млрд натуральных единиц продукции в год и общей стоимостью, превышающей 140 млн долл.
Другая реальная проблема выросла на почве юридико-технических несуразностей, которые условно можно объединить лозунгом — «Через штрафы к инноваци-
ям». Так, новым резидентам петербургских ОЭЗ предлагают заключить соглашения, 2 заранее предусматривающие штрафные санкции до 5 млн руб. Представители | компаний мягко называют такие меры недальновидными. Взаимное недовольство о между резидентами ОЭЗ и городскими чиновниками нарастает. Рассмотрим сло- о жившуюся ситуацию подробнее. го
В течение 2012-2013 гг. были приняты изменения в Закон ФЗ-116, согласно х которому соглашения с новыми резидентами ОЭЗ будут заключаться на трехсто- н ронней основе — между Минэкономразвития, управляющей компанией и компани- «с ей-резидентом1. Теперь за несоблюдение сроков и условий соглашения резиден- т тов ОЭЗ будут штрафовать. Минимальный штраф при этом не может быть менее 150 000 руб., максимальный — не более 5 млн руб.
Руководство филиала ОАО «Особые экономические зоны» в Петербурге полагает, что угроза штрафов заставит резидентов внимательней относиться к выполнению своих обязательств, поскольку многие компании ничего делать не собираются. В течение 2012-2013 гг. ОАО «ОЭЗ» целенаправленно вело работу по расторжению соглашений — таких компаний оказалось 13. В ближайшее время планируется расторгнуть отношения еще с четырьмя — ООО «Инжиниринговый центр «Нойдорф», ООО «НПФ «Полисервис», ОАО «БНТ Прибой» и ООО «Окси-Балт».
У резидентов петербургской ОЭЗ в свою очередь немало претензий к управляющей компании. Главная претензия — это отсутствие необходимой инженерной инфраструктуры на обеих площадках «Нойдорф» (19 га, пос. Стрельна, Петродвор-цовый район) и «Новоорловская», что, по соглашению сторон, должен был обеспечить город. А одна из названных компаний НПФ «Полисервис» с 2005 г. так и не смогла заключить договор аренды на земельный участок при поданных документах и оплаченном межевании. При этом на выделяемом участке нет ни электричества, ни дорог. Резидентам не созданы соответствующие элементарные условия развития, и многие предприятия вынуждены осваивать выделенные им участки за свой счет, что не соответствует изначальным условиям, да и закону об ОЭЗ. За годы простоя «Полисервис» просто потерял порядка 100 000 долл.
Как отмечают сами резиденты, об инфраструктуре «Новоорловской» вообще говорить рано: площадку обещали достроить к концу 2013 г. (в 2014 г. планируется завершить процедуру присоединения к площадке дополнительного земельного участка площадью 52,9 га [3, с. 11]). Жалуются резиденты петербургской ОЭЗ и на чрезвычайно запутанную систему получения согласованных инвестиционных преференций в усложненной и непрозрачной бюрократической иерархии принятия управленческих решений.
Сейчас прямыми участниками петербургской ОЭЗ являются 35 компаний, 32 — в качестве резидентов. Но ни одна из них полностью не завершила строительство своих объектов. На участке «Нойдорф» в стадии строительства находятся объекты трех компаний-резидентов — «Биокад», «Ракурс-инжиниринг» и «Лазерные системы». На участке «Новоорловская» свои объекты строят две компании «Новартис-Нева» и «Витал Девелопмент Корпорейшн». Часть резидентов размещается в административно-деловом центре «Нойдорф».
Следствием юридико-технической проблемы является запутанное законодательство и множество подзаконных актов, которые действуют для резидентов филиала ОЭЗ. В результате на согласование проектов и источников финансирования уходит слишком много времени, столь необходимого для динамичного развития. Структура управления ОЭЗ на федеральном уровне неоднократно менялась. Сейчас резидентами управляет ОАО «Особые экономические зоны» со 100%-ным государ-
1 О промышленной безопасности опасных производственных объектов: Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ (с изменениями от 2 июля 2013 г.).
2 ственным капиталом, однако до четких и прозрачных правил игры, которые объ-^ являлись при создании этой управляющей компании, еще очень далеко и с точки о зрения динамики процесса, и с точки зрения его содержательного наполнения. о В результате потенциальные резиденты годами ждут и возможности начать про-го екты, и выполнения договорных условий со стороны государства. х Разумеется, штрафами, даже значительными, трудности не преодолеть. Если н- предприятию неинтересно работать в ОЭЗ, оно не будет в ней работать даже при < финансовых санкциях и штрафных угрозах. Необходимо упростить процедуру просо хождения регистрации резидентов и ускорить процессы создания условий для резидентов медико-фармацевтического кластера СПб — от чисто юридико-техни-ческих до организационно-инфраструктурных.
Интересным представляется поиск путей сотрудничества в области фармацевтики наших ближайших «соседей» из Республики Беларусь, которые могут извлечь полезные уроки из нашего не во всем положительного кластерного опыта. И если Санкт-Петербург, согласно подписанному соглашению с Мурманской областью (29.01.2014 г.), будет развивать медико-фармацевтический кластер в интересах населения Северо-Запада РФ, а также России и частично стран СНГ в связи с заключенными новыми экспортными контрактами, то Эквадор сразу предложил Белоруссии сотрудничество в области фармацевтики. Об этом заявил 31 января 2013 г. в Минске директор Торгового представительства Эквадора в России К. Лема (по сообщению пресс-службы Республики Беларусь).
«Мы уже импортируем лекарственные препараты. Зная опыт и потенциал этой страны в фармацевтической промышленности, мы заинтересованы в сотрудничестве в данной сфере. Если бы могли наладить совместное производство в Эквадоре или Беларуси, это было бы отлично», — заявил он. А, по словам заместителя председателя Белорусской торгово-промышленной палаты В. Улаховича, белорусская сторона намерена обсудить с представителями эквадорских компаний выстраивание торговых отношений без посредников. «Это одно из условий, которое может обеспечить приемлемые цены и качество продукции», — отметил он.
Дело в том, что в Республике Беларусь также создается фармацевтический кластер. Совет министров Республики Беларусь и Национальный банк республики утвердили стратегию привлечения прямых иностранных инвестиций на эти цели на период до 2015 г. Проект по созданию фармацевтического кластера направлен на формирование конкурентоспособного на внешнем рынке фармацевтического производства на основе кооперации с иностранными компаниями, не имеющими своих производств в государствах — участниках СНГ, и научно-исследовательскими организациями, осуществляющими разработки в области производства современных лекарственных средств.
Работа белорусского кластера будет ориентирована на рынок Таможенного союза, где его продукция будет конкурировать с российскими товаропроизводителями. В проект создания кластера должны быть вовлечены республиканские органы государственного управления, курирующие данный вид деятельности, в частности Департамент фармпромышленности Минздрава, Минский облисполком, Минский горисполком. По мере развития кластера предполагается включить в его состав отраслевой научно-производственный центр и организацию, оказывающую регистрационные услуги согласно требованиям надлежащей лабораторной практики (О_Р-стандарт) и надлежащей клинической практики (ОСР-стандарт) для повышения привлекательности белорусского рынка.
Во время реализации проекта планируется провести унификацию действующих в Беларуси требований в области фармацевтики с международными стандартами, организацию стажировки сотрудников фармпредприятий и преподавателей учреждений высшего образования на иностранных предприятиях соответствующего про-
филя, создание условий для разработки современных лекарственных средств, в том 2 числе привлечение научных разработок в области компьютерного моделирования | молекул и моделей клинической эффективности лекарственных средств. Преду- о смотрено создание центра разработки и внедрения молекул лекарственных средств о на базе Парка высоких технологий. Планируются разработка законодательной т базы ЧГП и меры по гармонизации существующих нормативных правовых актов х с законодательством Таможенного союза1. н
Приоритетным направлением привлечения прямых иностранных инвестиций вы- «с ступает создание новых производств современных лекарственных препаратов. С этой т целью стимулируется размещение контрактных производств инновационных препаратов на территории республики путем предоставления ценовых преференций при закупках инновационных лекарств, их первых дженерических копий, в том числе и в случае поставок для последующей расфасовки без полного цикла производства. Все сказанное, по замыслу организаторов, обеспечит трансфер технологий и снизит стоимость закупаемых средств, увеличит экспорт фармацевтической продукции.
Для привлечения зарубежных производителей будет использоваться практика гарантированного государственного заказа на определенный объем производства за оговоренный период. Важно также создание системы информационной поддержки, маркетинговой группы по оценке перспективности новых разработок и поиску производителей первых дженериков, единого реестра отечественных препаратов.
Ядро республиканского фармкластера составят РУП «Белмедпрепараты», ОАО «Борисовский завод медицинских препаратов», ОАО «Несвижский завод медицинских препаратов», УП «Минскинтеркапс». Динамика роста объемов производства фармацевтической продукции Республики Беларусь впечатляет — только в 2011 г. он увеличился на 20,2%. Руководство республики ставит перед фармотраслью задачу к 2015 г. довести долю отечественных лекарств на рынке до 50%. Уже сейчас, по мнению главы администрации Президента Республики Беларусь В. Макея, активно делаются практические шаги для достижения этой и других целей.
Как представляется авторам настоящей статьи, партнерами Республики Беларусь в интереснейшем и чрезвычайно важном деле по созданию фармкластера может быть не только Эквадор, но и ближние соседи, скажем, из Петербурга. Тем более что взаимовыгодные договорные отношения имеют хорошую предысторию, а уже подписанные с городом соглашения предусматривают возможности их расширительного толкования и оперативного обогащения, учитывая чрезвычайно сложную экономическую ситуацию в странах Союзного государства.
Проект по созданию медико-фармацевтического кластера направлен на формирование конкурентоспособного на внешнем рынке продуктов фармацевтического производства на основе кооперации с иностранными компаниями, не имеющими своих производств в государствах — участниках СНГ, и научно-исследовательскими организациями, осуществляющими разработки в области производства современных лекарственных средств.
Чрезвычайно важной, но и одновременно алармистской информацией служат следующие оперативные данные по другому члену СНГ. По сведениям председателя Гослекслужбы Украины А. Соловьева, количество производителей фармпро-дукции в республике по состоянию на начало 2014 г. уменьшилось на 24%, до 115 юридических лиц, поскольку без подтверждения ОМР лекарственных средств, кроме активных фармацевтических ингредиентов, на территорию страны в течение 2013 г. не могли быть ввезены соответствующие сырьевые компоненты.
1 Российская фармацевтика. Эффективность, безопасность, качество: [Электронный ресурс]. иЯ1_: www.pharmapractice.ru (дата обращения: 09.01.2014).
2 Ожидаемое восстановление полноценных хозяйственных, в том числе коопера-
^ ционных связей трех славянских государств на фоне дальнейшего укрепления
о братских отношений, позволит не только насытить внутренние рынки лекарственных
о средств современными, лицензированными и высокоэффективными препаратами,
го обеспечить экспортные поставки сертифицированной и стандартизованной про-
х дукции, но и обогатить новым содержанием инновационно-технологического типа
н- деятельность производственных медико-фармацевтических кластеров на указанных
< территориях.
Литература
1. Егоров Н. Е. Концептуальные основы построения модели региональной инновационной системы на основе кластерного подхода // Инновации. 2011. № 8 (154).
2. Козыкин С. М. Анализ фармацевтического рынка на основе системного подхода // Экономические науки. 2011. № 10 (83). С. 97-99.
3. Наумова К. ОЭЗ перешагнула планку // Коммерсант. 24.01.2014. № 10. С. 11.
4. Цацулин А. Н. Подходы к экономическому анализу комплексной инновационной активности // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2013. № 2 (80). С. 12-22.
5. Ягудин С. Ю., Орехов С. А., Бебрис А. О. Формирование механизмов оценки конкурентного потенциала венчурных фирм в рамках стратегии инновационного развития // Вопросы статистики. 2011. № 4. С. 10-14.
References
1. Egorov N. E. Conceptual bases of creation of model of regional innovative system on the basis of cluster approach [Kontseptual'nye osnovy postroeniya modeli regional'noi innovatsionnoi sistemy na osnove klasternogo podkhoda] // Innovations [Innovatsii]. 2011. N 8 (154).
2. Kozykin S. M. The analysis of the pharmaceutical market on the basis of system approach [Analiz farmatsevticheskogo rynka na osnove sistemnogo podkhoda] // Economic science [Ekonomicheskie nauki]. 2011. N 10 (83). P. 97-99.
3. Naumova K. SEZ stepped over a level [OEZ pereshagnula planku] // Kommersant. 24.01.2014. N 10. Р. 11.
4. Tsatsulin A. N. Approaches to the economic analysis of complex innovative activity [Podkhody k ekonomicheskomu analizu kompleksnoi innova-tsionnoi aktivnosti] // News of St. Petersburg University of Economics and Finance [Izvestiya Sankt-Peterburgskogo universiteta ekonomiki i finansov]. 2013. N 2 (80). P. 12-22.
5. Yagudin S.Yu., Orekhov S. A., Bebris A. O. Formation of mechanisms of an assessment of competitive capacity of venture firms within strategy innovative развития [Formirovanie mekhanizmov otsenki konkurentnogo potentsiala venchurnykh firm v ramkakh strategii innovatsionnogo raz-vitiya] // Statistics questions [Voprosy statistiki]. 2011. N 4. P. 10-14.