Научная статья на тему 'Основа повышения инвестиционной привлекательности и экономического роста Чеченской республики - развитие малого предпринимательства'

Основа повышения инвестиционной привлекательности и экономического роста Чеченской республики - развитие малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Липина С.А., Дудаев М.А.

Статья посвящена проблемам и возможностям развития малого и среднего бизнеса как основы повышения инвестиционной привлекательности сложного региона России Чеченской Республики. Стратегической целью исследования является рассмотрение основных вопросов перехода на самодостаточный принцип развития Чеченской Республики, с упором на собственные силы и возможности, за счёт использования и наращивания конкурентоспособных преимуществ и интеграции в российскую и международную систему разделения труда. В исследовании выявлен ряд факторов республики, которые могут быть использованы для превращения ее территории в инвестиционно-привлекательную. Основной задачей явилось определение стратегических направлений развития малого предпринимательства, обоснование значимости выбранных «точек роста» для экономики, как России в целом, так и республики в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основа повышения инвестиционной привлекательности и экономического роста Чеченской республики - развитие малого предпринимательства»

23 (80) - 2008

Стратегия развития региона

ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

С. А. ЛиПиНА, кандидат экономических наук, профессор

м. а. дудаев,

советник министра финансов Чеченской республики Государственное научно-исследовательское учреждение Совет по изучению производительных сил Минэкономразвития и рАН

Чеченская Республика находится в сложном социально-экономическом положении. Экономическая отсталость усугубляется слабым развитием рыночных отношений, низкой платежеспособностью населения и значительными рисками предпринимательской деятельности, которые сводят на нет инвестиционную привлекательность республики, что в свою очередь усиливает негативные тенденции в экономике и рост социальной напряженности. Помощь из федерального бюджета формирует около 90 % всех доходов консолидированного бюджета республики. Объем инвестиций в основной капитал на душу населения (без учета инвестиций, финансируемых из федерального бюджета) составил 7 % от среднего уровня по Российской Федерации.

Таким образом, доля инвестиций, финансируемых за счет собственных средств инвесторов, в Чеченской Республике совершенно ничтожна, ее увеличение представляет собой в современных условиях весьма важную задачу.

Имеется ряд негативных факторов, сдерживающих инвестиционное развитие, но большинство проблем может быть нивелировано активными действиями органов исполнительной и законодательной власти республики при условии эффективной поддержки со стороны федерального центра. Важность процессов, происходящих в республике

сегодня, нельзя недооценивать. Закладываемая во все программные документы социально-экономического развития республики новая парадигма восстановления — переход от проектов преимущественно по восстановлению разрушенной инженерной и социальной инфраструктур к инвестиционным проектам и созданию работающего бизнеса носит уникальный характер. В этих условиях на первый план выступают вопросы сбалансированности различных направлений инвестиционного развития, выявление набора первоочередных конкурентоспособных секторов, кластерный подход к созданию производственных цепочек, обоснование рыночной востребованности выводимых на рынок продуктов и др.

Стратегическая цель — переход на самодостаточный принцип развития Чеченской Республики, с упором на собственные силы и возможности, за счет использования и наращивания конкурентоспособных преимуществ, интеграции в российскую и международную систему разделения труда.

В Чеченской Республике имеется целый ряд факторов, которые могут быть использованы для превращения ее территории в инвестиционно привлекательную зону:

• наличие в структуре потребления населения

высокой доли продукции, ввозимой из-за

пределов республики (по оценкам — до 90 %) делает потенциально конкурентоспособными практически любые инвестиционные проекты, связанные с импортозамещением и направленные на удовлетворение местного спроса;

• ресурсно-сырьевая база позволяет осуществлять проекты в области нефтедобычи и нефтепереработки, добычи и переработки попутного газа, производства многих строительных материалов;

• климатические условия способствуют развитию многих секторов агропромышленного комплекса;

• развернувшееся в республике масштабное строительство в рамках реализации федеральных целевых программ может быть использовано для создания мощного республиканского строительного комплекса с перспективой выхода и на соседние регионы Южного федерального округа;

• невысокая стоимость рабочей силы делает более конкурентоспособной реализацию на территории республики проектов сторонних инвесторов.

Наиболее привлекательными для инвестиций и способными стать точками взрывного роста, на наш взгляд, являются отрасли, в которых Чеченская Республика исторически имела естественные рыночные преимущества в рамках Северного Кавказа и России в целом:

• добыча нефти и газа;

• переработка нефти и газа, нефтехимия;

• производство строительных материалов (цемент, кирпич, инертные материалы, облицовочные покрытия и пр.);

• строительство (включая собственную производственную базу — железобетонные изделия, металлоконструкции и пр.);

• агропромышленный комплекс;

• пищевая промышленность;

• связь (мобильная связь, 1Р-телефония, Интернет, проводная связь);

• транспорт (аэропорт Северный и инфраструктура аэропорта, развитие системы автомобильных и железнодорожных перевозок);

• жилищно-коммунальное хозяйство (водоснабжение, водоотведение, переработка мусора, теплоснабжение).

Развитие перечисленных отраслей должно обеспечить создание необходимой инфраструктуры и повышение привлекательности территории для широкого круга инвесторов.

Вместе с тем представляется, что стандартные подходы к стимулированию инвестиций, с успехом применяемые в других субъектах Российской Федерации, могут оказаться недостаточными в условиях Чеченской Республики. Наряду с комплексом мер по созданию благоприятной инвестиционной среды нужны действенные материальные стимулы и льготы инвесторам, такие как: пониженные налоговые ставки и налоговые каникулы, финансирование части затрат по проектам в рамках федеральной или республиканской инвестиционных программ, создание и распределение на конкурсной основе республиканского бюджета развития, предоставление инвесторам гарантий по некоммерческим рискам и др.

Кроме того, государство должно играть активную роль в управлении инвестиционным процессом, быть «архитектором» инвестиционного развития, поскольку речь идет не просто о реализации отдельных точечных проектов, а о становлении новой системы экономических взаимосвязей, отраслевых и территориальных кластеров, и роль системного интегратора в республике не может оставаться вакантной.

Одной из центральных проблем развития экономики Чеченской Республики на современном этапе является достижение баланса занятости трудоспособного населения через развитие малого и среднего предпринимательства, что имеет определяющее значение для реализации потенциала тех экономических предпосылок, которые имеются в республике.

В условиях беспрецедентно высокого уровня безработицы в республике (численность безработных, имеющих статус безработного, зарегистрированных в службе занятости населения республики по состоянию на 1 января 2008 г., составила 320,0 тыс. чел.), из которых 80 % — это молодежь в возрасте 16—30 лет1. Именно в этом секторе экономики заложены огромные возможности для создания новых рабочих мест. Особо важной, первоочередной задачей является сегодня развитие частной инициативы у молодежи и создание благоприятной среды для организации частного предпринимательства.

Сама жизнь диктует необходимость развития внутреннего рынка, собственного производства, трудоустройства населения и в первую очередь молодежи. Развитие малого предпринимательства позволит решить эти проблемы в республике. Необходимо помочь предпринимателям наладить свое дело, обучить основам предпринимательской деятельности.

1 Данные Минэкономразвития Чеченской Республики.

Сохраняется ориентация малого предпринимательства на госзаказ и быстроокупаемые сферы бизнеса, не требующие при этом больших объемов первоначальных вложений. Приоритетные отрасли реального сектора экономики и инновационная деятельность развиваются пока не в достаточной мере. Наибольшие возможности для высоких темпов роста числа малых предприятий могут быть обеспечены в таких отраслях, как нефтяная промышленность, строительство, агропромышленный комплекс, пищевая промышленность, этноэкономика. В то время как крупный бизнес обеспечивает базовые потребности республиканского хозяйства, малые предприятия должны занимать свою нишу на рынке, удовлетворяя спрос и специфические потребности в определенной продукции и услугах, что создает большое число мест приложения труда. Кроме того, быстро адаптируясь к меняющимся требованиям рынка, малые предприятия могут получать со стороны крупных предприятий заказы и контракты на выполнение определенных работ, особенно по внедрению технологий в области информации и компьютерной техники (это касается научных, образовательных учреждений и молодежных организаций), применения новых материалов и современных технологий в строительстве и производстве новых строительных материалов, внося существенный вклад в развитие республиканского хозяйства.

Развитие предпринимательства — наиболее эффективный и быстрый путь решения проблемы занятости в Чеченской Республике, и для его ускорения необходимы государственная поддержка и создание соответствующих институциональных структур, которые должны решить основные проблемы малых предприятий:

1) трудности бесперебойного финансирования (банки предъявляют более жесткие требования к малым предприятиям по предоставлению кредитов ввиду повышенных рисков, повышая ставки по кредитам);

2) непосильное бремя налогов — все налоги и платежи, взимаемые в бюджеты всех уровней, в сумме составляют большую часть балансовой прибыли малого предприятия (для решения этой проблемы была введена гл. 26.2 НК РФ № 104—ФЗ «Упрощенная система налогообложения», которая предусматривает замену налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость налога на имущество и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за налоговый период);

3) сложность получения площадей для ведения бизнеса и их дороговизна;

4) наличие искусственно созданных препятствий для доступа малых предприятий в отдельные отрасли;

5) необходимость производства незаконных выплат.

Наряду с этим развитию малого предпринимательства препятствует ряд специфических проблем, нехарактерных для других субъектов Российской Федерации.

Основными из них являются:

• таможенные ограничения, введенные Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.1999 № 1223;

• отсутствие в республике территориального подразделения Центрального банка России и полноценных таможенных структур;

• начальный этап возрождения реального сектора экономики.

Численность действующих предприятий малого бизнеса в Чеченской Республике в 2007 г. выросла по сравнению с 2006 г. на 4 % и составила 3 280 единиц, а численность занятых в сфере малого бизнеса и предпринимательства, по различным оценкам, — около 40 тыс. чел. (с учетом численности индивидуальных предпринимателей — 23,6 тыс.), — это 16,6 % от общей численности занятых.

Оборот малых предприятий в Чеченской Республике в 2007 г. составил 5,1 млрд руб. или 115,9 % к уровню 2006 г. Наибольшую долю по видам экономической деятельности занимает строительство — 76,3 %, оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования — 4,1, обрабатывающие производства — 3,8 %.

Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта по Чеченской Республике составила всего 2,6 % при соответствующем показателе по Южному федеральному округу — 10,4 % и Российской Федерации — 17,0 %.

Очевидно, что малый бизнес требует значительного внимания и поддержки со стороны как федеральных органов исполнительной власти, так и руководства республики.

Малое предпринимательство является существенной составляющей экономики, формирующей в значительной степени рынок труда и бюджет республики. При постоянной напряженности на рынке труда малый бизнес остается основной возможностью создания рабочих мест.

Но в процессе становления малого предпринимательства в Чеченской Республике наблюдается усиление тенденции ухода в «теневой» сектор. По оценкам межрайонных инспекций Федеральной налоговой службы России по Чеченской Республике, теневым сектором частично или полностью охвачено более 50 % малых предприятий. Большая часть зарегистрированных предприятий так и не приступает к хозяйственной деятельности из-за недоступности финансовых (кредитных) ресурсов2.

Необходимо отметить, что правительством республики предпринимаются определенные меры, направленные на формирование государственной инфраструктуры, поддержку и развитие малого предпринимательства.

В структуре Правительства Чеченской Республики учрежден Комитет Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству, создан Государственный фонд поддержки малого бизнеса и предпринимательства.

В республике работает ряд общественных организаций, союзов и ассоциаций предпринимателей, в числе которых: «Союз промышленников и предпринимателей», Торгово-промышленная палата, Ассоциация крестьянских фермерских хозяйств. С 2005 г. функционирует республиканский бизнесцентр в г. Грозный.

В 2006—2007 гг. в рамках программных мероприятий построены и функционируют 2 бизнес-инкубатора в г. Грозный и Шали, завершается строительство бизнес-инкубаторов в г. Гудермес и районном центре Шатой.

Основные задачи в области поддержки малого предпринимательства сконцентрированы в мероприятиях Программы поддержки и развития малого предпринимательства в Чеченской Республике на 2006—2010 гг. «От выживания — к процветанию!», разработанной Комитетом Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству совместно с Фондом поддержки малого предпринимательства Чеченской Республики. Общий объем финансирования, предусмотренный на реализацию программы составляет 391,0 млн руб., в том числе из федерального бюджета — 281,2 млн руб. В рамках программы реализуется ряд мероприятий финансово-кредитной, научно-методической и информационной поддержки малых предприятий, успешно реализуются мероприятия по микрокредитованию и субсидированию процентных ставок по банковским кредитам.

2 Данные Комитета Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству.

Указанные меры способствовали росту инвестиционной активности малого бизнеса. По оценочным данным за 2005—2007 гг., в экономику республики инвестировано около 5,0 млрд руб. Немаловажную роль в решении проблем малого бизнеса сыграла реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК». За прошедшие два года Чеченским отделением ОАО «Россельхоз-банк» выданы кредиты, в том числе крестьянским фермерским хозяйствам — 27,3 млн руб., сельхозкооперативам — 23,7 млн руб., личным подсобным хозяйствам — 499,9 млн руб. на общую сумму 1 054,5 млн руб. Это способствовало как росту производства сельскохозяйственной продукции, так и финансовому оздоровлению малых форм хозяйствования на селе.

Но уже сегодня необходима разработка программ развития малого и среднего бизнеса на муниципальном уровне, направленных на формирование местного бюджета и устранение административных препятствий, создание им условий наибольшего благоприятствования (особенно в тех областях, которые дают наибольший эффект для экономики республики).

Проблемой, требующей скорейшего решения, является подготовка предпринимательских кадров, бизнес-образование. Традиционные учебные заведения пока дают недостаточно квалифицированные кадры для этой сферы. Необходимы специальные программы по конкретной деятельности малых форм, обучение на основе мастер-классов с использованием учебно-деловых центров и др. Создание инновационной экономики невозможно без развития предпринимательства и высокой готовности предпринимателей принимать на себя риски, выдерживать рыночную конкуренцию, обеспечивать внутреннюю стабильность и саморазвитие региона.

В условиях Чеченской Республики следует также ориентироваться на создание крупных хозяйствующих субъектов, способных на разработку масштабных инвестиционных проектов, привлечение внешнего финансирования, а также имеющих шансы выстоять в конкурентной борьбе с компаниями из других регионов. В частности, следует инициировать создание республиканской вертикально интегрированной строительной корпорации, создание агропромышленных холдингов по производству овощей, мяса и др. Одной из важнейших задач является привлечение прямых частных инвестиций в проекты развития. Сегодня республика постепенно открывается для российс-

кого и международного капитала, что дает новые большие возможности частным инвесторам.

Особого внимания заслуживает развитие малого и среднего предпринимательства в реализации и исполнении приоритетных национальных проектов. Данное направление экономики уже доказало свою незаменимость по всем приоритетным направлениям: здравоохранение, образование, строительство и развитие агропромышленного комплекса. Предприятия этого типа устойчиво занимают свою нишу в сфере торговли, пищевой промышленности, ремонтно-строительной деятельности, грузоперевозки... Возможности здесь колоссальные: организация мини-детсадов, приобретение для дошкольных, средних и высших образовательных учреждений, школ компьютерной техники, ее обслуживание; малый бизнес может активно участвовать в реализации национального проекта «Доступное жилье». В России есть позитивный опыт, когда тысячи квадратных метров жилья построены именно малыми предприятиями.

Именно предприятия, не требующие наличия крупного первоначального капитала и длительных сроков строительства, могут утолить товарный голод. Именно малым предприятиям под силу дать наибольшее число мест приложения труда, смягчить остроту безработицы. Формирующиеся новые крупные предприятия республики должны вырастать на основе мелких фирм — подрядчиков, субподрядчиков. Благодаря своей гибкости и пластичности малый бизнес является как бы авангардом крупных компаний. Изучение спроса на товары и услуги и молниеносное реагирование на любые изменения на рынке позволяют малым специализированным фирмам держаться на самом острие коммерческой атаки.

Решение самой главной проблемы сегодняшнего дня для республики — безработицы — невозможно без быстрого развития малого предпринимательства. Необходимо создавать инфраструктуру поддержки: сети малого и венчурного кредитования предпринимателей, систему микрокредитования, кредитные бюро, инициировать создание добровольных объединений малого бизнеса. Малый бизнес, как правило, имеет сравнительно более низкую стоимость рабочего места и более быстрый возврат вложенных средств, что позволит в короткие сроки вовлечь в участие население республики.

Особо хочется подчеркнуть, что Чеченская Республика — зона особого внимания федерального центра. Ускоренное социально-экономическое развитие, активизация инвестиционной деятель-

ности, создание рабочих мест — основные условия снятия напряженности в регионе.

Начинает меняться структура экономики ряда соседних республик (в связи с развитием туризма и сферы услуг данного сектора). А на сегодняшний день их сельское хозяйство и пищевая промышленность не в состоянии обеспечить даже свое население многими продуктами питания. Стратегии развития этих республик не предусматривают преобладания перечисленных ранее производств, что открывает широкие возможности для предпринимателей Чеченской Республики (на основе заключенных договорных отношений).

Для повышения инвестиционной привлекательности Чеченской Республики, ее будущего экономического роста необходимо стратегическое видение развития на ближайшие 15—20 лет. Бизнесу необходимо понимать, какие отрасли экономики будут востребованы в республике, найти свое место в экономических отношениях. Для этого необходима разработка документа стратегического характера, где будут понятны роль и место республики в экономике как северокавказского экономического региона, так и России в целом, с обязательным условием привлечения к этой работе республиканских профессионалов — представителей власти, бизнеса, науки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. 4-е изд. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004.

2. Исаев Э. А. Финансовый потенциал крупного экономического региона. — М.: Экономика, 2007.

3. Липина С. А. Чеченская Республика. Экономический потенциал и стратегическое развитие. — М.: Изд. ЛКИ, 2007.

4. Липина С. А. Республики Северного Кавказа. Приоритеты развития АПК. — М.: Изд. ЛКИ, 2008.

5. Медведев Д. А. Выступление Президента РФ на Президиуме Госсовета. — Ы1р://у1регБоп. ru/wind. php?ID=434828.

6. Медведев Д. А. Вопросы национального развития России. — М.: Изд-во ЛЕНЕНД, 2007.

7. Путин В. В. Выступление на заседании Государственной Думы Российской Федерации 8 мая 2008 г. — Ы1р://у1регеоп. га^М. php?ID=443702&soch=1.

8. Рунов А. В. Механизмы развития малого предпринимательства в России. — http://www. nisse. га/апаШ^. html?id=mechanism&part=p2.

9. Шуаипов Ш. А. Государственная поддержка малого предпринимательства Чеченской Республики. Доклад на конференции «Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Чеченской Республике», г. Грозный, 23.04.2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.