ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЯ
Основа инновационного развития — научно-техническое творчество
Е. И. Юревич,
д. т. н., профессор, почетный главный конструктор Государственного научного учреждения «Центральный научноисследовательский и опытно-конструкторский институт робототехники и технической кибернетики» (ГНУ ЦНИИ РТК),
e-mail: [email protected]
Наша страна официально встала на путь инновационного развития. И это не один из возможных вариантов возрождения научно-технической мощи страны, а безальтернативный путь. Согласно известным закономерностям развития техники, если какая-то страна отстала в этом развитии, догнать тех, кто идет впереди, повторяя их траекторию развития, теоретически невозможно. Можно только сократить отставание. Единственный путь — это перегнать, не догоняя путем сокращения траектории пройденного лидерами пути, не повторяя все ее зигзаги, т. е. идти наперерез своим путем. В технике это и означает инновационный путь развития, стартовая позиция которого — новшества в виде открытий и изобретений, которые и задают свою траекторию опережающего развития. Примерами наполнена вся история развития техники, когда именно принципиально новые технические решения позволяли отдельным странам вырываться вперед и надолго занимать лидирующее положение в мире. Недаром этапы развития человеческой цивилизации получили названия — каменный век, бронзовый, железный, век пара и т. д. Именно изобретение Дж. Уаттон паровой машины породило превращение Британии в Великобританию. Г. Форд дал старт созданию современных США, а Т. Эдисон стал символом их инновационного пути развития.
Так, что же надо делать России, чтобы реализовать такую стратегию развития? Конечно, и Сколково, и наши традиционные научные школы, и центры должны сыграть здесь важнейшую роль. Однако очевидно, что основой всего должны стать кадры — новые поколения выпускников высшей школы, ориентированные на научно-техническое творчество по созданию качественно новой техники. Именно из них должны появиться новые Кулибины, Туполевы, Зворыкины. Конечно, как и раньше сохраняется социальная обязанность наших вузов обеспечивать возможность выпускникам средней школы получить высшее образование. Когда-то эта задача была и для страны основной, особенно в период индустриализации. Однако сегодня первоочередной государственной задачей нашей высшей школы является не количество выпускников, а качество — единичная подготовка таких элитных творческих специалистов.
Проблема эта весьма не простая, так как творческие способности являются врожденными, генетическими как абсолютный слух у музыканта. Из этого следует, что необходима организация отбора соответствующих абитуриентов еще среди школьников старших классов
на базе технических кружков и центров, путем организации конкурсов, олимпиад и других способов поиска талантов. Эта первая задача и ее решение предстоит организовать сперва на уровне отдельных регионов, а затем и в масштабе всей страны. Не менее сложной является и следующая задача обучения и воспитания таких талантов в вузах. Как минимум надо, чтобы они не затерялись, не потеряли свой творческий потенциал, а максимально необходимо его развивать, обучая методам как изобретательской, так и инновационной деятельности. Для решения этой второй задачи необходима серьезная перестройка не только учебного процесса, но и преподавательского состава в вузах. Последнее связано с тем, что традиционный профессорско-преподавательский состав вузов ориентирован на обучение студентов только формальным знаниям, а никак не научно-техническому поиску. А, как известно, эрудиция и творчество зачастую даже в известной степени антагонистичны. В решении этой второй задачи начать надо с отдельных вузов, которые уже встали на этот путь под влиянием конкретных потребителей, заинтересованных в таких элитных специальностях, а завершением должен быть четко сформулированный государственный заказ.
Таким образом, реализация выбранного страной инновационного пути развития требует, прежде всего, решения рассмотренной выше проблемы подготовки принципиально новых кадров, в том числе и высшей квалификации, ориентированных на научнотехническое творчество. Именно из них должны формироваться и будущие менеджеры и другие специалисты по освоению конкретных видов принципиально новой техники промышленностью и рынком.
Проведение научно-технических мероприятий с участием молодежи способствует установлению контактов между молодыми специалистами и ведущими учеными различных институтов и университетов. Именно поэтому государственным научным центром Российской Федерации «Центральный научноисследовательский и опытно-конструкторский институт робототехники и технической кибернетики» в этом году запланировано проведение всероссийской молодежной конференции «Экстремальная робототехника» (31 августа - 2 сентября 2011 г., ГНЦ РФ ЦНИИ РТК, Санкт-Петербург). Цель конференции: обмен передовым опытом, повышение интереса к фундаментальным наукам среди студентов и аспирантов, расширение сотрудничества между учебными, исследовательскими и производственными организациями.
События и факты
11
ИННОВАЦИИ № 8 (154), 2011