Научная статья на тему 'ОСН ОВНЫЕ П ОНЯТИЯ ИНН ОВ АТИКИ'

ОСН ОВНЫЕ П ОНЯТИЯ ИНН ОВ АТИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАТИКА / ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / НОВАЦИЯ / ИННОВАТОР / ИННОВАЦИОННЫЕ ЦЕЛИ / INNOVATIONS / INNOVATION MANAGEMENT / INNOVATION / INNOVATOR / INNOVATIVE GOALS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сангишева А.А.

Анн от ация. В данной статье раскрыты значения основных понятий инноватики, таких как: инноватика, новация, новатор, инноватор, инновационный менеджмент, инновационные цели и другие. Инн ов атик а - эт о обл асть н ауки, изуч ающ ая з ак он оме рн ости р азвития инн ов аци онных п р оцесс ов. Слово «инновация» - имеет латинское происхождение. В переводе оно означает - обновление, изменение, ввод чего-то нового, введение новизны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC CONCEPTS OF INNOVATION

This article reveals the meanings of the basic concepts of innovation, innovation, innovation, innovators, innovation management, innovation goals, and others. He studied all the issues related to the fact that he has every chance of success. The word "innovation" - has a Latin origin. In translation, this means - updating, changing, entering something new, introducing novelty.

Текст научной работы на тему «ОСН ОВНЫЕ П ОНЯТИЯ ИНН ОВ АТИКИ»

314.012 УДК

Сангишева А.А. студент магистратуры 2 курса кафедры Экономической теорий и финансово-кредитных отношений Уфимского государственного авиационного технического университета Россия, г. Уфа

Научный руководитель: Гафарова Л. А. к. э.н.

доцент кафедры Экономической теории и финансово-кредитных отношений Уфимского государственного авиационного технического университета

Россия, г. Уфа

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИННОВАТИКИ Аннотация. В данной статье раскрыты значения основных понятий инноватики, таких как: инноватика, новация, новатор, инноватор, инновационный менеджмент, инновационные цели и другие. Инноватика - это область науки, изучающая закономерности развития инновационных процессов. Слово «инновация» - имеет латинское происхождение. В переводе оно означает - обновление, изменение, ввод чего-то нового, введение новизны.

Ключевые слова: инновации, инноватика, инновационный менеджмент,новация, инноватор, инновационные цели.

Sangisheva A.A. graduate student 2 courses, Department of Economic Theories and Financial and Credit Relations Ufa State Aviation Technical University Russia, Ufa

Scientific adviser: Gafarova L. A. Ph.D. Associate Professor of the Department of Economic Theory and Financial and Credit Relations Ufa State Aviation Technical University Russia, Ufa

BASIC CONCEPTS OF INNOVATION

Annotation.

This article reveals the meanings of the basic concepts of innovation, innovation, innovation, innovators, innovation management, innovation goals, and others. He studied all the issues related to the fact that he has every chance of success. The word "innovation " - has a Latin origin. In translation, this means - updating, changing, entering something new, introducing novelty.

Key words: innovations, innovations, innovation management, innovation, innovator, innovative goals.

Отличие понятий: «изобретение», «нововведение», «новшество», «инновация» является актуальной, так как проблема инновационного развития - предмет пристального внимания экономистов. Сложность проблемы вызвала к жизни различные концепции, каждая из которых акцентирует внимание на исследовании того или иного ее аспекта. В конечном счете из этих концепций сформировалась теория инновационных процессов, или инноватика. [9, С. 159]

Инноватика - наука, которая занимается изучением инновационных процессов, сущности нововведений, особенностей инновационного развития. [1, С. 125]

Методами исследования инноватики являются: 1) методы анализа; 2) методы прогнозирования; 3) методы моделирования; 4) методы планирования. Инноватика оперирует следующими понятиями:

- Новация (новшество) - разработка, осуществленная на базе новой идеи (нового научного открытия);

- Инновация (нововведение) - результат практического освоения новшества (внедренная новация);

- Изобретение - новое, обладающее существенными отличиями техническое решение задачи;

- Научное открытие - выявление ранее неизвестного закона природы или получение ранее неизвестных данных;

- Инновационный процесс - последовательность этапов создания и использования нововведения;

- Инновационная деятельность - комплекс работ, включающих поиск и отбор инновационных идей, разработку на их основе новшеств, внедрение и тиражирование инноваций;

- Жизненный цикл инновации - совокупность стадий от разработки нового продукта до его ввода на рынок и устаревания;

- Жизненный цикл товара - совокупность стадий от ввода новшества на рынок до спада объемов продаж и выводы товара с рынка;

- Жизненный цикл технологии - совокупность стадий от зарождения технологических нововведений до их рутинизации, т.е. освоения в стабильных, постоянно функционирующих элементах объектов. [6, С. 137]

В современной концепции инноватики выделяют инновации-продукты и инновации-процессы. Продуктовые нововведения - инновационные изменения, которые могут быть представлены в материализованном виде (в виде нового объекта). Процессные нововведения - инновационные изменения в последовательности или структуре выполнения определенных действий или операций.

Инноватика — область науки, изучающая закономерности развития инновационных процессов. [5, С. 191]

Прежде всего, инноватика - это отрасль знаний, охватывающих широкий круг вопросов от создания новых знаний до трансформации их в новшества и распространение новшеств. Это отрасль знаний, находящихся на стыке ряда

областей, в том числе: науки, инженерного проектирования, предпринимательства, экономики, финансов, социологии, организации, производства, информатики, маркетинга, логистики, управления, педагогики. [3, С. 10]

Инноватика выступает как философия развития социального объекта по пути прогресса и обновления. Выступает как метод организации ресурсов общества, в первую очередь человеческого ресурса, направленных на решение социально-экономических программ. Как метод организации интеллектуального труда и приращения интеллектуального капитала. Инноватика как область научных знаний тесно связана с инновационным менеджментом. Инновационный менеджмент - это организация и планирование процессов разработки и внедрения новшеств на объектах различных уровней, направленные на достижение инновационных целей этих объектов. Инновационные цели - это часть общей системы целей. Они связаны с потребностью обновления протекающих в организации процессов. Понятие «инновационный менеджмент» характеризуют три аспекта: 1) область экономической науки по управлению инновациями; 2) управленческая деятельность по регулированию инновационных процессов; 3) аппарат управления инновациями.

Для полного осмысления теории инноватики необходимо ознакомится с основными понятиями:

1. Новация (новшество) в широком смысле - это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок и экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности.

Новация в узком смысле - это новый или обновленный продукт чьей-либо творческой деятельности (исследовательской, проектной, производственной или какой либо другой), предлагаемый потребителям для дальнейшего преобразования и использования. [7, С. 147]

Новшество может представлять собой новый материал, новое изделие, новый метод, новую технологию, новую программу. Новация прежде всего характеризуется заложенными в ней новыми знаниями и признаком новизны. Поэтому к новшествам можно относить то, что является результатом творческой или интеллектуальной деятельности (продукт труда, содержащий новое решение), и то, что является новым для потребителя (новое для него оборудование, новая для него технология и т.п.).

2. Инновация (нововведние) - это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

Неправомерно в понятие «инновация» включать разработку инновации, ее создание, внедрение и изменение. Эти этапы относятся к инновационной деятельности как процессу, результатом которого могут быть новшества или инновации (либо к процессу создания нововведения). [4, С. 88]

3. Новатор - создатель нового (как продукта труда новатора, содержащего новое для него решение). Новаторами могут быть физические и юридические лица. [5, С. 92]

Физические лица: люди любой профессии, создавшие в результате интеллектуальной деятельности что-то новое.

Юридические лица: фирмы (организации, предприятия), компании, корпорации, консорциумы, учреждения, которые также в результате творческой деятельности своих сотрудников создали что то новое.

4. Инноватор - это лицо, принявшее новшество к потреблению, то есть к дальнейшему преобразованию или использованию.

После принятия новшества к потреблению инноватор создает необходимые условия для его использования, внедряет, осваивает и использует, либо предварительно преобразовывает. Инноватор также может быть юридическим и физическим лицом.

Фирма (либо человек) становится инноватором при соблюдении как минимум двух условий:

1. После приобретения новшества;

2. При определенной работе с нововведением.

В широком смысле слова «новаторы» включаются в понятие «инноваторы».

Наука о нововведениях - инноватика - возникла, как отражение обострившейся потребности фирм в деятельности по разработке и внедрению новых услуг, идей. [8, С. 101]

Понятие «нововведение» (инновация) определяется и как новшество, и как процесс введения этого новшества в практику.

Нововведения - это результат планируемой и скоординированной деятельности субъектов инновационного процесса: разработчиков (НИИ, инжиниринговые компании), инвесторов (финансовые организации или крупные компании, венчурные фонды), внедренческих фирм.

Использованные источники:

1. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления. Руководство для высшего управленческого персонала. - М.: МНИИ, 2010. -279 с.

2. Завлин П.Н., Казанцев А.К., Минледи Л.Э Инновационный менеджмент. Учебное пособие - СПб.: Наука, 2017. - 428 с.

3. Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М., Ягудин С.Ю. Инновационный менеджмент. Учебник - М.: ЮНИТИ, 2018. - 372 с.

4. Молчанова О.П. Инновационный менеджмент», Учебник - М.: «Вита-Пресс», 2011. - 371 с.

5. Морозов Ю.П. «Инновационный менеджмент», Учебник - М.: ЮНИТИ, 2015. - 462 с.

6. Румянцева З.П., Саломатин Н.А. Менеджмент организации. Учебное пособие, — М.: ИНФРА-М.: 2019. - 471 с.

7. Поршнев А.Г. Управление инновациями в условиях перехода к рынку. — М.: РИЦЛО «Мегаполис-Контракт, 2017. - 471 с.

8. Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А. Управление организацией. Учебник — М.: ИНФРА-М, 2015. - 371 с.

9. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник, 4-е изд. - СПб.: Питер, 2018. - 456 с.

10. Шапиро В.Д, и др. Управление проектами. Учебник, — СПб: Два+Три, 2019. - 371 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.