Научная статья на тему 'Осмотр трупов на месте их обнаружения и особенности производства судебно-медицинских экспертиз в условиях чрезвычайных ситуаций'

Осмотр трупов на месте их обнаружения и особенности производства судебно-медицинских экспертиз в условиях чрезвычайных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
278
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСМОТР МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Мечукаев А.А.

Цель работы общий анализ работы ГКУЗ «БСМЭ» Минздрава и курортов КБР по проведению осмотров трупов на местах их обнаружения в условиях чрезвычайных ситуаций. Установлено, что эффективность осмотра определяется своевременностью и качеством осуществления организационно-подготовительных мероприятий на месте происшествия, уровнем взаимодействия с правоохранительными органами следствия в условиях чрезвычайных ситуаций. Предложен ряд мер по оптимизации деятельности следственно-оперативных групп, позволяющих улучшить результативность и качество проведения осмотров трупов на месте их обнаружения в условиях чрезвычайных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Мечукаев А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

We present a general analysis of the work of “Bureau of Forensic Medicine” of the Health Ministry and resorts in examining corpses detected in emergencies situations. The inspection efficiency is determined by timeliness and quality of the organizational and preparatory activities at the scene, the level of cooperation with law-enforcement authorities in emergencies. We propose a set of measures to streamline the activities of investigative and operational groups that would improve the efficiency and quality of the examination of a corpse upon discovery in emergencies.

Текст научной работы на тему «Осмотр трупов на месте их обнаружения и особенности производства судебно-медицинских экспертиз в условиях чрезвычайных ситуаций»

УДК:610:591.481.1:67.09.45:599.325.1:616-092.4

ОСМОТР ТРУПОВ НА МЕСТЕ ИХ ОБНАРУЖЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКИХ ЭКСПЕРТИЗ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

А.А. Мечукаев

Государственное казенное учреждение здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы» Министерства

здравоохранения КБР

EXAMINATION OF THE CORPSE ON THE PLACE OF DETECTION AND FEATURES OF PRODUCTION OF FORENSIC MEDICAL EXAMINATION IN AN EMERGENCY SITUATION

A. Mechukaev

SUMMARY

We present a general analysis of the work of "Bureau of Forensic Medicine" of the Health Ministry and resorts in examining corpses detected in emergencies situations.

The inspection efficiency is determined by timeliness and quality of the organizational and preparatory activities at the scene, the level of cooperation with law-enforcement authorities in emergencies.

We propose a set of measures to streamline the activities of investigative and operational groups that would improve the efficiency and quality of the examination of a corpse upon discovery in emergencies.

РЕЗЮМЕ

Цель работы - общий анализ работы ГКУЗ «БСМЭ» Минздрава и курортов КБР по проведению осмотров трупов на местах их обнаружения в условиях чрезвычайных ситуаций.

Установлено, что эффективность осмотра определяется своевременностью и качеством осуществления организационно-подготовительных мероприятий на месте происшествия, уровнем взаимодействия с правоохранительными органами следствия в условиях чрезвычайных ситуаций.

Предложен ряд мер по оптимизации деятельности следственно-оперативных групп, позволяющих улучшить результативность и качество проведения осмотров трупов на месте их обнаружения в условиях чрезвычайных ситуаций.

Ключевые слова: осмотр места происшествия, чрезвычайная ситуация.

Криминогенная ситуация в Кабардино-Балкарской Республике, как и по всему Северо-Кавказскому региону в последние годы остается сложной.В Кабардино-Балкарской Республике, как и по всему Северо-Кавказскому региону в последние годы сохраняется сложная криминогенная ситуация, остается сложной. Сохраняется высоким уровень террористической угрозы и число тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан.

Анализ работы отдела исследования трупов за последние годы продемонстрировал неуклонный рост числа экспертиз трупов, причиной смерти которых явились огнестрельные повреждения и повреждения от взрывной травмы.

Так, в 2009 году было проведено 36 экспертиз со смертельной огнестрельной травмой, в 2010г.-92, в 2011г. -115, в 2012г. - 90, в 2013г. - 85 (Рис.1.).

Рис.1. Количество огнестрельных повреждений в 2009-2013 гг.

В структуре насильственной смерти в 2013 г. на долю фатальных огнестрельных повреждений приходится 15%. (Рис.2.)

Рис.2. Доля огнестрельных повреждений в структуре насильственной смерти.

Значительно возросло количество смертельной взрывной травмы. В 2011 г. проведено в 2 раза больше экспертиз со смертельными повреждениями от компонентов взрыва, чем в предыдущем, 2010 году. В 2012году по сравнению с 2011 г. количество подобных экспертиз увеличилось более чем на 75%. В 2013 г. уменьшилось на 51%.

По-прежнему, возникают локальные вооруженные конфликты и террористические акты, с большим числом человеческих жертв. Эта категория преступлений характеризуется особой степенью общественной опасности, наносит ущерб общественному порядку.

Организация и производство судебно-медицинских экспертиз при террористических актах, влекущих массовую гибель и ранения людей, приобретает большое значение и актуальность, требует особого подхода.

Успех расследования преступлений, связанных с противоправными действиями против жизни и здоровья граждан, сопровождающихся массовой гибелью людей, во многом зависит от умения правоохранительных органов и специалистов, в том числе судебно-медицинских экспертов эффективно взаимодействовать при проведении качественного и в полном объеме осмотра места происшествия, дальнейшего разрешения специальных криминалистических, судебно-медицинских и других вопросов [2].

Мы имеем немалый опыт работы в подобных ситуациях.

13 октября 2005 года в г. Нальчик одновременно в разных районах города было совершено вооруженное нападение на ряд объектов дислокации правоохранительных органов. В результате погибло 132 человека, из них 36 гражданских лиц и сотрудников силовых ведомств, 92 - члены незаконных вооруженных формирований.

Уже в первые минуты после получения сведений о характере экстремальных событий было организовано судебно-медицинское обеспечение. На базе Бюро был создан оперативно-информационный штаб, задачами которого были координация работы с правоохранительными органами, родственниками в ходе проведения опознания погибших, осуществление связей с другими службами для оперативного разрешения задач, оформление медицинской документации, сбор сведений о текущей работе, с последующим анализом и обобщением итогов.

В судебно-медицинском отношении чрезвычайная ситуация характеризовалась следующими особенностями:

Характер телесных повреждений у пострадавших и погибших определялся поражающими факторами взрывной травмы и огнестрельных ранений;

Территория морга ГУЗ БСМЭ была недостаточной для производства такого большого количества исследования трупов, а также хранения погибших;

Было налажено четкое взаимодействие всех служб для обеспечения ликвидации последствий чрезвычайной ситуации на месте происшествия;

Основная масса погибших поступала в морг непосредственно с места происшествия в первые двое суток, в последующие дни в морг поступали умершие в стационарах.

На месте происшествия судебными медиками была организована маркировка трупов и их опознание в присутствии работников правоохранительных органов. Такие действия облегчали в последующем исследование трупов.

В течение 3 суток было произведено полное судебно-медицинское исследование всех трупов силами сотрудников нашего Бюро, без привлече-

ния экспертов из других регионов. Работали в три смены (круглосуточно).

Исследованию обязательно подвергались 3 полости, а в необходимых случаях принимались меры к выявлению повреждений позвоночника, таза, конечностей. Во всех случаях трупы фотографировались, трупный материал подвергался гистологическому, судебно-химическому и судебно-био-логическому исследованию.

Следователи вместе с судебными медиками и понятыми, осуществляли осмотр трупов на месте их обнаружения. В связи с тем, что работать приходилось в условиях измененной первоначальной обстановки (велись спасательно-розыскные работы, разминирование, тушение пожара, обнаружение взрывных устройств), не всегда удавалось осуществить полный осмотр тел погибших: соотносясь с обстановкой местности, производилась фиксация трупов на фото- и видеосъемку и для дальнейшего осмотра, они направлялись в морг. Возникали трудности с транспортировкой и хранением трупов из-за отсутствия специального транспорта и холодильных установок.

В связи с тем, что площадь морга Бюро была не в состоянии принять такое большое количество трупов, было принято решение о развертывании за пределами здания подразделений службы. На территории были разбиты палатки, развернуты дополнительные столы для осмотра и сортировки трупов (гражданские лица, сотрудники правоохранительных органов, члены незаконных вооруженных формирований). К работе были приобщены все подразделения Бюро СМЭ. Активно привлекались сотрудники МВД, МЧС, МЗ. Помимо исследования трупов в задачу судебно-медицинской службы входило обеспечение производство экспертизы по определению степени тяжести телесных повреждений у живых потерпевших.

В отличие от октябрьских событий 2005года, где местом происшествия чаще являлись открытые местности, сейчас преобладают осмотры трупов в закрытых помещениях. Трупы находятся под завалами полуразрушенных строительных конструкций, часто с признаками термического воздействия пламени. Сами помещения задымлены, со следами присутствия газовых смесей продуктов горения, существует реальная угроза обрушения здания. Особую сложность представляет недостаточно организованная, порой неквалифицированная работа взрывотехников на месте происшествия.

По анализу работы за первое полугодие 2013г. определено, что в 94 % случаев осмотр трупа на месте его обнаружения ограничивался минимальными действиями: фотографирование, фиксация его частей по отношению к окружающим предметам. Трупы, доставляемые в морг с места проведения контртеррористических операций, часто, обугле-

ны, фрагментированы, с массами строительного мусора, грунта, других наложений. Нередко, они не могут быть опознаны. Экспертиза таких объектов представляет особые сложности.

Опыт работы при экспертизе этой группы трупов, особенно в условиях активизации борьбы с радикальными религиозными течениями, демонстрирует крайнюю необходимость создания на базе Бюро лаборатории для молекулярно-генетических исследований, это значительно улучшило бы расследование преступлений, сократив сроки производства экспертиз и повысив их качество.

Нагрузка на судебно-медицинских экспертов в отделе исследования трупов в последние годы увеличилась более чем на 200%.

Нормативно-правовая документация, должностные инструкции судебно-медицинских экспертов предполагают судебно-медицинские исследования трупов проводить в дневное время, при смешанном естественном и искусственном освещениях. Но, по настоятельным просьбам руководства судебно-следственных органов, с учетом менталитета населения, в тяжелейших условиях, при моральном и психологическом давлении, в нарушении Трудового кодекса, иногда с реальной угрозой жизни и здоровью экспертам приходится проводить судебно-медицинские экспертизы в ночное время и в выходные дни. Только за 2012год в ночное время, в выходные и праздничные дни был вскрыт 51 труп.

По статистическим данным, в среднем по России количество выездов в составе следственно-оперативных групп, с привлечением врача, специалиста в области судебной медицины, составляет около 20-40% от общего количества обнаруженных на месте происшествия трупов [3,4]. В КБР количество осмотренных трупов на месте их обнаружения составляет до 85-95%. Порой, приходится выезжать на осмотр трупов лиц, длительное время страдавших терминальными стадиями хронических соматических, онкологических заболеваний, туберкулеза, лиц старше 90 лет. Как правило, эти выезды осуществляются штатными судебно-медицинскими экспертами, хотя согласно законодательным актам к работе по осмотру трупа на месте его обнаружения могут быть привлечены и врачи любых других специальностей.

После октябрьских событий 2005года, в КБР существуют указания проводить осмотр всех трупов на месте их обнаружения, а также обязательное последующее судебно-медицинское исследование трупов.

Назначение правоохранительными органами большого количества вскрытий ведет к перегрузке судебно-медицинской службы рутинной, формальной работой, может привести к снижению качества и затягиванию сроков экспертиз. В нынешнее, на-

пряженное время, с неблагополучной криминогенной ситуацией следует сосредоточиться на криминальных случаях насильственной смерти, количество которых неуклонно растет.

В особых случаях, при массовой гибели людей и очевидности причины смерти (природные, техногенные катастрофы, дорожно-транспортные происшествия с большим количеством жертв) считаем целесообразным ограничиться производством подробного наружного осмотра и фрагментарного исследования трупа, оставаясь при этом в рамках правого поля и неукоснительно соблюдая требования Приказа Минздравсоцразвития России от 12.05.2010г. №346н «Об утверждении порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-медицинских учреждениях Российской Федерации» и рекомендации по тщательному осмотру трупов на месте их обнаружения, изложенные в многочисленных монографиях замечательных судебно-медицинских экспертов, профессоров: Е.С. Тучика [5], А.К. Туманова, А.А. Матышева [1], и др.

В целях оптимизации осмотра происшествия при чрезвычайных ситуациях предлагаем:

1. Доработать универсальную систему судебно-медицинского обеспечения и общий алгоритм действий при любых видах катастроф с едиными принципами стратегии и тактики, постоянной готовностью к работе в экстремальных условиях.

2. Регулярно проводить совместные тематические теоретические и практические занятия с правоохранительными органами, сотрудниками МЧС, прогнозируя ту или иную ситуацию.

3. На базе Бюро с привлечением имеющихся данных правоохранительных органов создать цен-

тры по идентификации личности, с занесением в нее общих и частных идентификационных признаков.

4. Проводить научно-методических разработки для создания простых и достоверных экспресс-методов с целью ответа на ключевые вопросы на месте происшествия: (давности наступления смерти, прижизненности телесных повреждений и т.д.).

5. Совместно с судебно-следственными органами проработать организационные вопросы активного привлечения к осмотру трупа на месте происшествия врачей иных специальностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александров Э.П., Заславский Г.И., Маты-шев А.А., Мишин Е.С., Молин Ю.А., Потыльчан-ский Л.С., Чарный В.И. Осмотр трупа на месте его обнаружения. Руководство для врачей /под редакцией А.А. Матышева. Ленинград: Медицина, 1989.264 с.

2. Клевно В.А., Колкутин В.В, Абрамов С.С., Ля-нено В.А. //Судебно-медицинская экспертиза 2008; №2: с. 17-19.

3. Пашинян Г.А., Тучик Е.С. Судебно-медицинская экспертиза при крупномасштабных катастрофах.- Москва: Изд-во «ПАН», 1994. - 136 с.

4. Пашинян Г.А., Тучик Е.С. Организация осмотра трупа на месте его обнаружения. - Ижевск: Экспертиза, 1999.-196 с.

5. Тучик Е.С. Организационные принципы работы дежурного отделения бюро судебно-медицинской экспертизы //Современные вопросы судебной медицины и экспертной практики. -Вып. VIII Сборник научных работ (под редакцией В.И. Витера) Ижевск: Экспертиза, 1996: с. 18-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.