Научная статья на тему 'Осложнения большой аутогемотерапии с озоном в практике отделения озонотерапии санатория'

Осложнения большой аутогемотерапии с озоном в практике отделения озонотерапии санатория Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
1897
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛЬШАЯ АУТОГЕМОТЕРАПИЯ С ОЗОНОМ / ОСЛОЖНЕНИЕ / АНАФИЛАКСИЯ

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Мухин П. А., Берштейн С. М.

В статье проанализированы случаи возможных осложнений большой аутогемотерапии с озоном в практике врача-озонотерапевта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Мухин П. А., Берштейн С. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Осложнения большой аутогемотерапии с озоном в практике отделения озонотерапии санатория»

ОСЛОЖНЕНИЯ БОЛЬШОЙ АУТОГЕМОТЕРАПИИ С ОЗОНОМ В ПРАКТИКЕ ОТДЕЛЕНИЯ ОЗОНОТЕРАПИИ САНАТОРИЯ

П.А. Мухин, С.М. Берштейн

ООО «Санаторий «Ревиталъ-Парк», Москва

Abstract

The article analyzes the possible complications of Major Autohaemotherapy in medical practice ozone-therapy.

Key words: Major Autohaemotherapy with ozone, complications, anaphylaxis

В статье проанализированы случаи возможных осложнений большой аутогемотерапии с озоном в практике врача-озонотерапевта.

Ключевые слова: большая аутогемотерапия с озоном, осложнение, анафилаксия.

Большая аутогемотерапия с озоном (БАТ, БАГТ, БАГОТ) или Major Autohaemotherapy (MAH) метод системного воздействия медицинского озона на организм человека.

В настоящее время, как основной метод системной озонотерапии, Major Autohaemotherary внесена в Мадридскую декларацию по озонотерапии в июне 2010 года Международным научным комитетом по озонотерапии ISCO3 (1, 2).

Суть большой аутогемотерапии с озоном заключается в обработке собственной крови пациента газообразной озоно-кислородной смесью с последующей реинфузией в кровеносное русло человека. В литературе описаны крайне редкие случаи осложнения БАТ (3).

Методы проведения этой процедуры разнообразны: забор крови производится в гемоконы (одноразовые пакеты для сбора и хранения крови), в стерильные стеклянные флаконы с добавлением гепаринизированного физиологического раствора, в одноразовые вакуумные пластиковые или стеклянные ёмкости, где и производится обработка газовой смесью с последующим возвратом капельным путем в вену пациента. При всех методиках для предотвращения тромбообразования кровь и системы введения обрабатываются гепарином или цитратными смесями.

Техника проведения БАТ. Для забора крови мы используем гемоконы (мешки для крови) объемом 250 мл производства Южная Корея. В каждом мешке содержится 35 мл гемоконсерванта ЦФДА-1 (лимонная кислота (безводная) 0,299г, натрия цитрата дигидрат 2,6300 г, натрия дигидрофосфата моногидрат 0,222 г, декстроза 3,190 г, аденин 0,0275г на 100 мл воды для инъекций).

В условиях процедурного кабинета, в положения пациента лежа, при соблюдении условий асептики и антисептики, производится пункция кубитальной (или другой доступной для манипуляции) вены с отбором в гемокон 100 мл крови. Забор производится с перемешиванием крови с антикоагулянтом в

пакете. Затем на трубку системы накладывается зажим и через специальный клапан в гемокон с помощью стерильного шприца вводится 100 мл газообразной озоно-кислородной смеси заданной концентрации. После этого, аккуратно, покачиванием в горизонтальном положении, перемешиваем в течение 1-1,5 минут содержимое мешка. Следующим этапом снимаем с системы зажим, переворачиваем гемокон и начинаем реинфузию смеси обратно в вену пациента через ту же иглу, через которую производился забор крови. Скорость возврата «озонированной» крови регулируем высотой подъема гемокона, при этом обратное введение занимает около 10 минут. Вынимаем иглу системы гемокона из вены, зажимаем место венопункции стерильной салфеткой, через 3-4 минуты накладываем бинтовую тугую повязку на 1 час.

За 11 лет работы санатория (2007-17 г.г.) в кабинете озонотерапии проведено более 18000 процедур большой аутогемотерапии с озоном (БАТ). Пролечено около 6500 человек (на курс от 1-2 процедур до 7-8).

Наиболее частыми (но «безопасными») осложнениями при проведении процедуры БАТ являлись гематомы в месте инъекции. Они редко превышали в размерах 25-30 мм, не вызывали субъективных неудобств у пациентов и исчезали самостоятельно, или после применения компрессов, в течение 4-7 дней. Причиной возникновения подкожных кровоизлияний чаще всего служило раннее снятие повязки больными. Конечно, нельзя отрицать, что и игла в системе гемокона достаточно большого диаметра - 1,2 мм.

Значительно уменьшилось возникновение постинъекционных гематом при замене марлевого перевязочного материала на самофокусирующиеся бинты.

Редкими (1-2 раза в год) являются рефлексогенные обмороки или предобморочные состояния. Проявления таких состояний типичны -беспокойство, страх, затем заторможенность, бледность кожных покровов, холодный липкий пот или испарина по всему телу, снижение артериального давления, иногда тахикардия. Полной потери сознания ни в одном случае не зафиксировано.

Действия медперсонала. Так как пациент уже находится в лежачем положении - убираем подушку из-под головы, приподнимаем ноги, обеспечиваем доступ свежего воздуха, иногда ингаляции паров нашатырного спирта, в конце теплый сладкий чай. Обычно этих мероприятий достаточно, что бы пациент через 15 минут, в сопровождении медперсонала, вернулся к себе в номер.

Для профилактики данных состояний, необходимо тщательно собирать анамнез (переносимость забора крови и медицинских манипуляций), правильно оценивать психо-эмоциональное состояние, контролировать АД перед процедурой.

За 11 лет работы отделения озонотерапии было зафиксировано 10 случаев аллергических реакций (0,15% от количества пролеченных пациентов, или 1 реакция на 1800 процедур).

У одной гостьи санатория (в анамнезе аллергия на сульфанилаамиды) во время проведения первой процедуры БАТ (3 мг) появилась заложенность носа и чихание (многократно). Введение прекращено, гемодинамических и

дыхательных нарушений не зафиксировано. Кожных проявлений и отеков не было.

Пациентка Н, 46 лет. Через несколько часов после 3-й процедуры большой аутогемотерапии (доза 4 мг) (первый курс) появилась отечность подкожной клетчатки в области шеи, без нарушения глотания и дыхания. Отек исчез после однократного внутримышечного введения антигистаминного препарата. Ранее у пациентки был поллиноз, реакции на косметические средства и домашнюю пыль.

У троих больных, при повторных курсах БАТ в средних дозах, зафиксированы аллергические реакции по типу крапивницы. Реакции проявлялись через несколько часов после окончания процедуры, купировались самостоятельно. У одного из этих пациентов в анамнезе аллергия на шерсть животных.

У пятерых были зафиксированы анафилактоидные реакции прямо во время процедуры большой аутогемотерапии с озоном.

Больная О., 35 лет. Первая процедура БАТ, доза 1,5 мг. Аллергологический анамнез: в прошлом реакции на пенициллин, косметику, хвою.

В конце реинфузии аутокрови с озоном (осталось около 15-20 мл крови в гемоконе) у пациентки появился сухой кашель, подташнивание, слабость. Кожные покровы сухие, бледность лица, умеренный цианоз губ, ЧД-20 в 1 мин, над легкими хрипов нет, дыхание проводится, ЧСС-72, АД 80/55 мм рт.ст. Прекращена реинфузия крови. Начато в/в введение изотонического раствора, введено в резинку 60 мг преднизолона и 2 мл р-ра супрастина. Через 10 минут кашель прекратился, АД 100/65, ЧСС-64, ЧД-16, восстановился цвет кожных покровов, состояние удовлетворительное. Других аллергических реакций не было.

Еще у четверых человек анафилаксия наступала при повторных курсах БАТ (второй, четвертый, пятый и шестой с периодичностью один раз в полгода). Во всех случаях пациенты субъективно отмечали резкую слабость, головокружение, чувство страха. В одном случае возбуждение, в одном - заторможенность. Отмечалось покраснение лица, инъецированность склер (у одной больной односторонний склерит). Гемодинамические расстройства были умеренными. Во всех случаях проводились противоанафилактические мероприятия: прекращение процедуры, гемодилюция изотоническими растворами, применение кортикостероидных (раствор преднизолона или дексаметазона), антигистаминных средств. Адреномиметики ни в одном случае не применялись. Отсроченных аллергических реакций зафиксировано не было.

Таким образом, аллергические реакции при проведении процедуры большой аутогемотерапии с озоном возможны и относительно нередки. Ряд проявлений (крапивница) были отсрочены и, возможно, не всегда связаны с процедурой БАТ. Почти все наши гости получают травяные отвары, косметические обертывания и массажи, поэтому реакция могла быть и на другой аллерген. Но те реакции, которые возникали во время проведения БАТ, безусловно связаны с ней. Что является причиной возникновения таких осложнений? Может быть это глюгицир или его компоненты, находящиеся в гемоконе? А может быть и аутоозониды, образующиеся при данном методе озонотерапии? Хотя вероятнее первое

утверждение, так как при введении озонированного физиологического раствора (по данным литературы) ни одной подтвержденной аллергической реакции зафиксировано не было.

Прогнозировать анафилактические реакции трудно. Кашель у пациента во время процедуры является серьезным симптомом, позволяющим предположить возникновение анафилаксии.

Список литературы

1. Madrid Declaration on Ozone Therapy. Madrid, December 20, 2011.

2. Мадридская декларация по озонотерапии. 2ое издание. 2015. Официальный документ ISCO3

3. Jacobs, Marie Theres. Adverse Effects and Typical Complications in Ozone-Oxygen Therapy. Ozonaachrichten. 1982. №1. P. 193-201.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.