РОССИЙСКОЕ ПРАВО
ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА
ГЛАЗАМИ МОЛОДЫХ ЮРИСТОВ
ОСКОРБЛЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ЧУВСТВ ВЕРУЮЩИХ: ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ СТАТЬИ 148 УК РФ
ЮЛИЯ ЕВГЕНЬЕВНА ФЕДОТОВА
Аспирант кафедры уголовного права Уральского государственного юридического университета,
e-mail: fedotovaje@mail.ru
Автор анализирует ст. 148 Уголовного кодекса РФ, указывая неясности в ее диспозиции и разъясняя несоответствие некоторых положений данной статьи правилам логики и юридической техники. Исследуются категории «оскорбление», «религия», «верующие», «религиозные чувства». Даются авторские определения понятиям «религиозное учение», «верующие», «религиозные чувства», «оскорбление религиозных чувств верующих». Обосновывается необходимость изменения действующей редакции ст. 148 УК РФ.
The author analyzes the Article 148 of the Russian Federation Criminal Code, indicating uncertainty in its disposition, and explaining the discrepancy between certain provisions of this article and the rules of logic and legal techniques. Categories of «insult», «religion», «believers», and «religious feelings» are analyzed. The author gives definitions of terms «religion», «believers», «religious feelings», and «insulting religious feelings of believers». Need for modifying the current version of the Article 148 is argued.
Ключевые слова: Уголовный кодекс, верующие, религия, оскорбление, религиозные чувства
Вопросом о соотношении теории и практики исследователи (в том числе, юристы) задавались с давних времен - и, наверное, тогда же поняли, что не всегда реальность объективная соответствует субъективной и не всегда мысль может иметь полное воплощение в мире вещей.
Скептическое отношение практиков к теоретикам (как, впрочем, и наоборот) - что называется, притча во языцех. Например, это связано с тем, что правоприменителям приходится иметь дело, помимо уголовного, с уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством, чьи нормы иногда не соответствуют друг другу. Что уж говорить о наличии «мертворожденных» норм уголовного закона, которые не поддаются адекватной оценке и в соответствии с которыми деяния трудно квалифицировать. Самые яркие недавние примеры таких норм содержатся, на мой взгляд, в так называемом Законе о защите чувств верующих1, вызвавшем широкий общественный резонанс и неутихающие споры в научном сообществе.
Диспозиция ч. 1 ст. 148 Уголовного кодекса РФ в редакции этого Закона является фактически неприменимой, поскольку состоит из
Key words: Criminal Code, believers, religion, insult, religious feelings
не разъясненных ни законодателем, ни Верховным Судом оценочных категорий. Проблематично привлечь к уголовной ответственности за «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих», поскольку вовсе не ясно, что есть «религиозные чувства», как их можно оскорбить и кто такие «верующие». Категория «оскорбление религиозных чувств верующих» введена в уголовный закон России впервые, и, с учетом отсутствия правоприменительной практики по данному вопросу, предложить четкое определение понятия «религиозные чувства» нельзя. Если опираться на общие положения философии, религиоведения и иных неюридических гуманитарных дисциплин, религиозные чувства можно определить как систему жизненных целей, ценностей, установок, запретов и дозволений, которыми человек руководствуется в связи с причастностью к тому или иному религиозному учению. Чувство сопричастности к этой системе, наверное, и есть религиозное чувство. Но сразу же возникает вопрос: какое религиозное учение можно иметь в виду? Что вообще есть религия, вероисповедание и конфессия?
ГЛАЗАМИ МОЛОДЫХ ЮРИСТОВ
2016. № 4
В российском законодательстве определение конфессии имеется лишь в одном акте (и то не связанном напрямую с регулированием отношений подобного рода), где «под конфессией или вероисповеданием понимается особенность вероисповедания в пределах определенного религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания. Конфессиональное деление присуще всякой религии. Так, например, христианство делится на три основные конфессии - православие, католицизм, протестантизм, а ислам - на такие конфессии, как суннизм, шиизм и ваххабизм»2. Данное определение крайне расплывчато, содержит логическую ошибку (определение вероисповедания через особенность вероисповедания) и по сути ничего не поясняет.
С учетом того, что список всех существующих в мире религий составить в принципе невозможно, а также для исключения возможности расширительного толкования норм религиозными учениями, на мой взгляд, стоит считать только те, которые имеют последователей, объединенных в форме религиозной организации или группы в соответствии с законодательством Российской Федерации либо иного государства.
Кроме того, непонятно, кто такие «верующие». Мягко говоря, не ясна логика законодателя, который использует слово «граждане» в названии Закона, а в тексте его ни разу не упоминает. В Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» также говорится о недопустимости умышленного оскорбления чувств граждан в связи с их отношением к религии3 (следовательно, должно быть под запретом оскорбление чувств атеистов и агностиков). Примечательно, что в этом Законе слово «верующие» не употреблено ни разу. Диспозиция ст. 148 УК РФ содержит дискриминационные положения, говоря об оскорблении чувств исключительно верующих, но не атеистов. В российском законодательстве термин «атеист» упоминается всего несколько раз (да и то в сочетании со словом «верующий», а не самостоятельно). Так, по Закону «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» медицинская организация, оказывающая психиатрическую помощь в стационарных условиях, обязана содействовать в осуществлении права на свободу совести верующих и атеистов4. Некоторые государственные стандарты (ГОСТы) регулируют вопросы предоставления населению социальных услуг, в частности установления их форм и объемов в рамках «предоставления помещений для отправления религиозных обрядов, создания для
этого соответствующих условий, не противоречащих правилам внутреннего распорядка работы учреждения и учитывающих интересы верующих различных конфессий и атеистов»5. С толкованием последнего термина, думается, проблем не возникает.
Проанализируем значение слова «верующий» с точки зрения русского языка, обратившись к толковым словарям. С. И. Ожегов под верующим понимает человека, признающего существование бога6. Д. Н. Ушаков определяет верующего аналогично С. И. Ожегову, но добавляет, что он может быть человеком ре-
Диспозиция ст. 148 УК РФ содержит дискриминационные положения, говоря об оскорблении чувств исключительно верующих
лигиозным7. Как это трактовать? Религиозный человек априори считается верующим (хотя вполне может быть и неверующим, просто подчиняющимся каким-либо правилам в силу воспитания, привычки и т. п.), живущим в строгом соответствии с религиозными предписаниями, отправляющим религиозные обряды. Словарь В. И. Даля не содержит слова «верующий», но определяет понятие «вера» в нескольких аспектах: как «твердое сознание, понятие о чем-либо, особенно о предметах духовных; отсутствие всякого сомнения или колебания о бытии и существе бога; безусловное признание истин, открытых богом; совокупность учения, принятого народом, вероисповедание, исповедание, закон (божий, церковный, духовный), религия, церковь, духовное братство»8.
Можно сделать вывод о толковании слова «верующие» в двух взаимосвязанных аспектах - как лиц, признающих существование бога, и как лиц религиозных, живущих по канонам определенной религии. Думаю, для правоприменительной практики, в целях недопущения чрезвычайно широкого толкования термина под верующими логично будет понимать лиц, которые живут согласно признанным большинством исповедующих канонам религии, имеющей последователей, объединенных в форме религиозной организации или группы в соответствии с законом России или иностранного государства (а не просто лиц, признающих существование бога, конкретного или абстрактного).
Важно учесть, что поскольку в субъективной стороне анализируемого состава преступления обязателен прямой умысел (так как имеется конкретная цель - оскорбление чувств верующих),
РОССИЙСКОЕ ПРАВО
ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА
ГЛАЗАМИ МОЛОДЫХ ЮРИСТОВ
необходимо установить признак заведомости: субъект должен знать, что перед ним находятся верующие лица, вне зависимости от того, какую именно религию они исповедуют, и желать оскорбить их религиозные чувства. Оскорбление религиозных чувств верующих можно определить как выраженную в неприличной, унизительной форме умышленную отрицательную оценку того или иного религиозного учения, имеющего последователей, объединенных в религиозные организации или группы в соответствии с законодательством России или иного государства. Для квалификации деяния по ч. 1 ст. 148 УК РФ важно установить наличие двух признаков в совокупности - не только собственно оскорбления, но и проявления при этом неуважения к обществу.
1 О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений
и чувств граждан: Федеральный закон от 29 июня 2013 г. № 136-Ф3 // СЗ РФ. 2013. № 26. Ст. 3209.
2 О направлении методических рекомендаций о порядке применения сотрудниками уголовно-исполнительной системы общих принципов служебного поведения, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885, на практике: письмо ФСИН России от 27 сентября 2011 г. № 7-18004-02 // СПС «КонсультантПлюс».
3 О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.
4 О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании: Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 33. Ст. 1913.
5 ГОСТ Р 53064-2008 «Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания и социальные услуги лицам без определенного места жительства и занятий». М., 2009.
6 Словарь русского языка С. И. Ожегова // URL: http://slovarozhegova.ru.
7 Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова // URL: http://ushakovdictionary.ru.
8 Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля // URL: http://slovar-dalja.ru.