Научная статья на тему 'Ошибки в "примерных меню" для питания школьников, разработанных в различных общеобразовательных учреждениях России'

Ошибки в "примерных меню" для питания школьников, разработанных в различных общеобразовательных учреждениях России Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
105
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ларионова Зоя Германовна, Мкоян Седа Юриковна, Пырьева Екатерина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ошибки в "примерных меню" для питания школьников, разработанных в различных общеобразовательных учреждениях России»

292

ABSTRACTS

УДК 613.2:612.394

ОШИБКИ В «ПРИМЕРНЫХ МЕНЮ» ДЛЯ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ, РАЗРАБОТАННЫХ В РАЗЛИЧНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИИ

© Зоя Германовна Ларионова, Седа Юриковна Мкоян, Екатерина Анатольевна Пырьева

ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии». 109240, Москва, Устьинский проезд, 2/14

Контактная информация: Зоя Германовна Ларионова — кандидат медицинских наук, научный сотрудник лаборатории возрастной нутрициологии. E-mail: lariza53@ mail.ru

Правильная организация питания школьников влияет не только на уровень успеваемости, но и на состояние здоровья детей, в том числе и с пищевой непереносимостью. При анализе «Примерных цикличных меню» для питания учащихся, разработанных в общеобразовательных учреждениях различных городов Российской Федерации, обращают на себя внимание типичные недостатки, несмотря на то, что документы составлены с учетом требований действующих в настоящее время «Санитарно-эпидемиологических требований к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» (СанПиН 2.4.5.2409-08). Среди выявленных нарушений:

- отсутствие закусок на завтрак (СанПиН 2.4.5.2409-08,6.18);

- отсутствие салатов на обеды (СанПиН 2.4.5.2409-08,6.19);

- распределение хлеба на различные приемы пищи не отвечает требованиям (СанПиН 2.4.5.2409-08,6.17);

- допускается повторение одних и тех же блюд в последующие 2 дня (СанПиН 2.4.5.2409-08,6.9);

- используются блюда, не рекомендуемые в сборниках блюд для детского питания (например, «Суп с тушеной говядиной» или супы на костном бульоне, «Соленая капуста», «Компот из сухофруктов и свежих фруктов» и т.д.);

- отсутствуют ссылки на номера технологических карт блюд;

- не совпадают названия блюд с названиями указанного номера рецептур заявленного сборника (СанПиН 2.4.5.2409-08,6.10);

- названия многих блюд не соответствуют названиям в заявляемых сборниках, что

не дает возможность проанализировать закладку продуктов в эти блюда и их химический состав (СанПиН 2.4.5.2409-08, п. 6.10);

- отсутствует выборка продуктов по дням для рационов и оценка их соответствия рекомендуемым суточным наборам для обоих возрастов в соответствии с количеством приемов пищи в день (СанПиН 2.4.5. 2409-08, п. 6.30);

- не используются кондитерские изделия промышленного производства на полдник (печенье, пастила и др.).

- не выполняется усредненная норма суточного рациона по калорийности и% от калорийности различных приемов пищи;

- не выполняется усредненная норма суточного рациона по энергетической ценности для школьников (СанПиН 2.4.5. 240908,6.9);

- обращает внимание частое неадекватное сочетание продуктов и блюд в рационах: бобовые в сочетании с продуктами, содержащими вещества, раздражающие желудочно-кишечный тракт (в обедах присутствует, например, «Салат с редькой», «Суп чечевичный» и т.д., СанПиН 2.4.5. 2409-08,6.16).

Таким образом, учитывая вышесказанное, необходимо рекомендовать разработчикам рационов формировать «Примерное меню» для детей школьного возраста в соответствии с требованиями СанПиНа 2.4.5. 2409-08, регламентирующего организацию здорового питания для детей школьного возраста в текущий период с учетом вкусовых потребностей учащихся образовательных учреждений и возможностями технологического оборудования этих учреждений.

МЕДИЦИНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

ТОМ 4 № 1 2019

ISSN 2658-4190

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.