Научная статья на тему 'ОСАГО преткновения'

ОСАГО преткновения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес-журнал
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наталья Югринова

На кануне принятия очередных поправок в закон об ОСАГО страховое лобби привычно бьет в набат и в который раз предрекает рынку «автогражданки» неминуемый коллапс, если не будет поднята планка тарифов на полисы ОСАГО .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСАГО преткновения»

I .0

ОСАГО

преткновения

Наталья Югринова

накануне Принятия очередных поправок в закон об осаго страховое лобби привычно бьет в набат и в который раз предрекает рынку «автогражданки» неминуемый коллапс, если не будет поднята планка тарифов на полисы осаго.

Сточки зрения обыденной логики рынок ОСАГО выглядит вполне бодро, если оперировать макроцифрами и не вдаваться в детали. Как свидетельствует статистика Федеральной службы по финансовым рынкам (ныне уже упраздненной и влившейся в Центробанк РФ, который стал финансовым мегарегулятором), за первое полугодие 2013-го российские страховщики собрали 62,9 млрд рублей, а выплатили 36,6 млрд. Таким образом, уровень выплат составил 58% от сборов. У страховщиков этот показатель принято называть коэффициентом убыточности, хотя если взглянуть на вещи чуточку оптимистичнее, то этот показатель легко трансформируется в коэффициент доходности, равный 42%. При этом игроки страхового рынка год за годом пытаются аргументированно доказать, что по ОСАГО они балансируют на уровне рентабельности и даже уходят в минус. Сейчас, пока новый регулятор отрасли не спеша пытается оценить, насколько назрела необходимость в корректировке тарифов, крупнейшие страховщики уже сокращают свое присутствие на рынке «автогражданки». Правда, то, что сами игроки называют чуть ли не коллапсом отрасли, больше похоже на обычный передел рынка.

ПАНИЧЕСКАЯ АТАКА

В очередной раз признаки паники рынок ОСАГО стал подавать после того, как Российский союз автостраховщиков (РСА) подвел итоги первого полугодия. С момента появления этого вида страхования в 2003-м рынок год за годом безостановочно рос, причем темпы нередко выражались двузначными процентными цифрами. Более или менее соразмерными были и темпы роста выплат. Однако за первые шесть месяцев 2013-го при увеличении объема собранных страховых премий на 10% уровень выплат под-

скочил сразу на 27% (всё — по отношению к аналогичному периоду 2012 года).

Еще один показатель, на который страховщики привыкли ссылаться, рассказывая о плачевном положении дел в «автогражданке», — размер средней страховой премии. С 2003 по 2012 год он изменился незначительно — с 1 880 до 2 969 рублей. Если же сделать поправку на инфляцию за все эти годы, то реальный размер средней страховой премии уменьшился на 33%. В РСА говорят, что такая ситуация сложилась давно: реальный размер премии не менялся примерно с 2008 года. Страховщики все это время пытались зарабатывать на обороте, стараясь снизить свои издержки за счет масштаба и всеми правдами и неправдами занизить выплаты автовладельцам.

Коэффициент доходности ОСАГО для страховщиков, который мы вывели выше (42%), на поверку оказывается немного лукавым, поскольку реальная доходность отрасли считается сложнее. Во-первых, помимо убытков, выплаты по которым уже произошли, необходимо дополнительно учитывать и те, которые заявлены, но еще не оплачены, а также страховые случаи, которые пока не заявлены. Они, по статистике РСА, накопленной за десять лет работы с ОСАГО, могут достигать в общей сложности 13% общей суммы страховой премии. Дополнительные 20% «съедают» расходы на ведение дела, еще 3% — отчисления в резервный фонд компенсационных выплат, который создается на случай банкротства какого-либо участника рынка. Получается, что «в среднем по больнице» страховщики действительно приближаются к точке нерентабельности.

Следующий год сулит страховщикам массу других неприятностей. В Госдуме уже в эту сессию могут принять во втором чтении поправки в закон об ОСАГО, которые предусматривают серьезные увеличения лимита выплат пострадавшим в ДТП. Ожидается, что после этого предель-

ная сумма возмещения вреда имуществу вырастет со 120 до 400 тыс. рублей, а в случае ущерба жизни и здоровью — со 160 до 500 тыс. При этом выплаты по жизни и здоровью будут фиксированными, и для их получения не потребуется подтверждать затраты на лечение, как это происходит сегодня. Нововведения автоматически означают, что претендовать на выплаты и получать деньги от страховых компаний станет гораздо большее число людей, да и суммы выплат окажутся выше. Средние имущественные выплаты тоже, скорее всего, вырастут: потерпевшие, зная, что могут получить от страховщиков больше денег, станут чаще заявлять о страховых случаях и активнее бороться за перерасчет выплат через суд. Если по итогам 9 месяцев 2013 года средняя выплата по полису ОСАГО составляет 34,7 тыс. рублей (против 22,5 тыс. за аналогичный период годом ранее, по данным «Эксперт РА»), то в перспективе ее размер может, по разным оценкам, вырасти до 40-60 тыс.

По мнению Александра Коваля, председателя экспертного совета при Комитете по финансовым рынкам Госдумы, нынешний рост страховых выплат по ОСАГО — закономерный результат действия множества факторов. Все время, пока базовый тариф «автогражданки» держался на одном уровне, автомобили и автозапчасти лишь прибавляли в стоимости. Подорожал и нор-мочас ремонтных работ в автомастерских. К тому же эффективность регулятора отрасли из-за реорганизации значительно снизилась. Все это и привело к ухудшению финансового состояния страховщиков и повышению убыточности отрасли — причем на фоне усиления госрегулирования страхового бизнеса в целом.

Единственным выходом из сложившейся ситуации страховщики считают повышение базовых тарифов ОСАГО. Еще в конце февраля РСА подал в ФСФР предложение по повышению страховых тарифов на 28,3%. Надзорный орган запросил у страховщиков дополнительную информацию о выплатах, а затем погряз в кадровых перестановках, связанных с реорганизацией, и так и не принял никакого решения. В итоге поправки к закону не содержат никакой информации о тарифах — притом что с необходимостью их повышения соглашаются в целом все участники рынка. Александр Коваль считает, что бюрократические проволочки могут задержать принятие новых тарифов еще на несколько месяцев: как правило, вводят их поквартально, а подготовить к 1 января соответствующие расчеты и обоснования актуарии Центробанка не смогут при всем желании. За этот срок проблемы автостраховщиков только усугубятся.

Президент РСА Павел Бунин указывает на другую проблему, неизбежно возникающую в связи с изменением тарифов. В переходный период не-

избежно возникнет путаница со «старыми» и «новыми» полисами, поскольку страховым компаниям придется решать, как поступать в ситуации, когда платить нужно по новым лимитам, а премии собирались по прежнему тарифу. То есть мало ввести новые тарифы — нужно разработать и принять еще и дополнительные статьи закона, регулирующие их применение.

РЫНОК СТРАХА и УПРЕКА

В большинстве зарубежных стран обязательное автострахование для страховщиков — низкомаржинальный или вовсе убыточный бизнес, который те используют в основном как «магнит» для привлечения клиентов, чтобы затем предложить им другие свои страховые продукты. Рентабельность в 2-3% западных игроков вполне устраивает, при этом наличие полисов автострахования в линейке

уровень выплат по осАго составляет 58% от сборов. у страховщиков этот показатель принято называть коэффициентом убыточности, хотя если взглянуть на вещи чуточку оптимистичнее, то его легко пересчитать в коэффициент доходности, равный 42%. и тем не менее игроки страхового рынка говорят о том, что балансируют на уровне рентабельности

рассматривается чуть ли не как социальный сервис. Российские страховщики совершенно правы, когда утверждают, что стоимость полисов обязательного автострахования в большинстве стран намного выше, чем в России. Однако и выплаты по ним в среднем значительно больше. Кроме того, правильнее учитывать стоимость полиса относительно средних доходов населения. При действующих тарифах среднестатистический россиянин тратит на полис ОСАГО примерно такую же долю своего дохода, как и житель, например, Австралии и некоторых американских штатов.

К идее ОСАГО как «социального» продукта российские страховщики, очевидно, относятся без воодушевления. По данным агентства

s

I .0

CL

«Прайм Страхование», три крупнейших игрока — «Росгосстрах», «РЕСО-Гарантия» и «Ингосстрах» — уже начали сокращать свое присутствие в сегменте ОСАГО. За девять месяцев этого года их совокупная доля рынка составила 42,1%, притом что годом ранее этот показатель был на уровне 51,6%.

— Рынок ОСАГО перемещается к компаниям, находящимся за пределами двадцатки крупнейших игроков, — резюмировал Андрей Кинякин, управляющий партнер Akteon Asset Management, на круглом столе РИА Новости, посвященном проблемам обязательного автострахования. — Это приведет к совсем другому качеству работы с потребителями: очень часто мелкие компании работают «с колес», без резервов, что повышает риски невыплат застрахованным лицам.

Впрочем, отказывать в заключении договоров по ОСАГО лидеры рынка не имеют права, даже если эти сделки для них невыгодны. Поэтому они ищут обходные пути: сокращают количество агентов на рынке, отправляют клиентов в удаленные офисы, ссылаются на нехватку бланков: с этим уже столкнулись автовладельцы в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и других крупных городах. Естественным образом освобождающееся место на рынке занимают менее крупные компании, готовые довольствоваться не столь высоким показателем рентабельности.

Однако на сегодня даже снижение долей крупных компаний не повлияло коренным образом на расстановку сил на рынке. Десятка ведущих игроков, по данным «Прайм Страхования», остается прежней, хотя некоторые страховщики поменялись в ней местами. Самая радикальная перемена — выбытие из конкурентной борьбы страховой компании

«Россия», которая замыкала Топ-15 крупнейших игроков на рынке ОСАГО. Осенью Центробанк приостановил действие ее лицензии из-за того, что компания не выполняла предписаний ФСФР. Неурегулированные убытки «России», расхлебывать которые теперь придется компенсационному фонду РСА, составили около 2 млрд рублей. Массовый исход компаний с рынка действительно может стать угрозой его стабильности: по словам Павла Бунина (РСА), за последние пять лет объем компенсационного фонда сократился вдвое. Это связано еще и с большим количеством недобросовестных страховщиков, которые сумели набрать значительные портфели ОСАГО и исчезнуть с рынка. С другой стороны, о кризисе в страховой отрасли говорят все эти годы, однако СК «Россия» стала единственным крупным банкротом на рынке.

ВИНОВАТЫ САМИ

Как бы то ни было, даже средние игроки, которые сейчас наращивают долю за счет сокращения портфеля крупных, настаивают на корректировке тарифов. Поможет ли эта мера сгладить шероховатости рынка, еще неизвестно. По мнению Дмитрия Журавлева, генерального директора Института региональных проблем, рост стоимости полиса ОСАГО лишь усложнит положение страховщиков — особенно тех, которые сосредоточены в регионах. «В регионах реакция потребителя может оказаться острее, чем в Москве и других крупных городах, — объясняет он. — Жители Ярославля или Ульяновска вполне могут решить, что лучше поставить машину на прикол, чем тратить дополнительные несколько тысяч рублей на полис. Не потому, что у автовладельца нет этих денег, а потому что он найдет

Страховые премии и выплаты по ОСАГО, млн руб.

14Q.

120

Средняя страховая премия по ОСАГО, руб.

3 000

2 500

Средняя страховая премия 2 677

2 498

1 000

4-215.........1242....

500

Средняя страховая премия с учетом инфляции

Источник: РСА

Источник: РСА

2 969

0

что-то более важное, чтобы их потратить. Повышая тарифы, мы автоматически сократим часть рынка». Эксперт полагает, что с ростом тарифов государство столкнется с увеличением количества незастрахованных автомобилей на дорогах — причем чем дальше от областных центров, тем их будет больше.

Противоположная сторона рынка — автолюбители — считает, что корни проблем страховых компаний уходят в неэффективность их работы. Если бы страховщики оптимизировали свою деятельность и нашли способ снизить издержки, можно было бы повысить рентабельность даже в непривлекательном секторе «автогражданки» без повышения тарифов. Как считает руководитель Ассоциации по защите прав автострахователей Максим Ханжин, одна из важных статей расходов страховщиков — комиссионные выплаты: большинство игроков на рынке работают через представительства и посредников. По его мнению, расходы на ведение деятельности можно снизить, если перевести полис ОСАГО в электронную форму и начать продавать его через интернет. Это устранит посредническое звено и сократит затраты на агентов. С подобной идеей, в частности, недавно выступил Банк России, который подготовил свой проект поправок к закону об ОСАГО. Однако страховщики воспринимают идею электронных полисов со скепсисом: на их взгляд, это увеличит количество мошеннических действий со стороны клиентов.

Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Наталья Бурыкина предлагает свой вариант сокращения издержек страховщиков — введение полисов ОСАГО с франшизой (такие продукты уже прижились на рынке каско). Этот подход позволит разделить риски между страховщиком и страхователем. Франшиза позволяет опытным водителям серьезно экономить на покупке полиса, а страховым компаниям дает право освобождаться от возмещения убытков страхователю по мелким суммам, которые виновник аварии возмещает пострадавшему самостоятельно. Бурыкина подчеркивает, что франшиза не будет обязательной: автовладелец сможет выбрать, покупать полис с ней или без нее. Суммы франшизы и размер тарифа также будут варьироваться. Впрочем, пока предложение чиновницы не получило нужной поддержки, хотя в Минфине им заинтересовались.

Александр Коваль видит главную проблему в том, что страховщики испытывают финансовые трудности здесь и сейчас — и помогать им нужно быстро. Он предлагает избавить их от необходимости перечислять 3% страховых премий в компенсационный фонд РСА. По его оценкам, за 2013 год эта сумма в целом может приблизиться к четырем миллиардам рублей. Высвобожденные средства Коваль предлагает выдать на руки страхо-

вым компаниям для «залатывания дыр». Однако, ликвидировав фонд гарантий, нельзя оставлять граждан без защиты на случай банкротства страховщика. Для этого Коваль считает необходимым ввести субсидиарную ответственность членов РСА: компании будут «скидываться» в фонд не заранее, а только по факту отзыва лицензии какого-либо игрока. Правда, в таком случае непонятно, сколько времени уйдет у клиентов обанкротившейся компании на получение выплат: необходимо будет дождаться, пока все страховщики соберут средства для компенсации.

Пожалуй, единственная статья расходов страховщиков, которую действительно удастся сократить в обозримом будущем, — это судебные издержки. По словам Павла Бунина, в первой половине 2013 года до 20% выплат автовладельцам осуществлялись по суду. Главная причина — разногласия в оценке

В большинстве зарубежных стран обязательное автострахование для страховщиков — низкомаржинальный или вовсе убыточный бизнес, который те используют в основном как «магнит» для привлечения клиентов, чтобы затем предложить им другие свои страховые продукты. рентабельность в 2-3% западных игроков вполне устраивает

ущерба, вызванные отсутствием единой методики расчета выплат по ОСАГО. Если водители обвиняют страховые компании в том, что они сознательно занижают выплаты и заставляют прибегать к услугам непрофессиональных автомастерских для страхового ремонта, то страховщики сетуют на активизацию автоюристов и мошенничество с результатами экспертиз. Однако РСА в инициативном порядке уже начал работу над созданием столь необходимой рынку единой методики расчета ущерба — и можно быть полностью уверенным в том, что интересы страховщиков при ее разработке ущемлены не будут. Возможно, с уменьшением количества поводов для взаимного недоверия страховщики и автовладельцы смогут лучше понимать друг друга — и вместе выработают способ привести рынок ОСАГО ■■■ к цивилизованному виду. ■■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.