УДК 159.91
Ось сверхсознания как ЭЭГ-коррелят процесса решения творческих задач у танцоров
Ирина А. Скиртач1*, Валерия С. Тарасюго2
1Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация, кандидат психологических наук
2Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация, студент бакалавриата 4 года обучения *E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассматриваются результаты исследования показателей мощности и когерентности ЭЭГ во время решения 30 испытуемыми (15 танцоров и 15 студентов) задач творческого характера. Регистрировали ЭЭГ в 21 отведениях согласно международной системе 10-20. В качестве творческой задачи взят тест Торренса «Неоконченные фигуры», на выполнение которого отводилось 10 минут. У танцоров, обладающих высокой оригинальностью и разработанностью, в альфа-диапазоне выявлена большая активность областей коры головного мозга. У нетанцоров с высоким уровнем гибкости творческий процесс сопровождается большей активностью всей коры мозга на низкочастотных ритмах (дельта2, тета, альфа), в то время как у танцоров рост активности происходит в диапазонах бета1,2-ритмов. ЭЭГ-активность танцоров и нетанцоров наибольшей разницы достигает в высокочастотных диапазонах (бета1,2-ритм) по группам с высокой гибкостью, разработанностью и оригинальностью.
Ключевые слова
психофизиология творчества, творческая деятельность, невербальное творчество, электроэнцефалография, когерентность, спектральная мощность.
UDC 159.91
The Superconscious Axis As EEG-Correlate of Solving Creative Problems by Dancers
Irina A. Skirtach1*, Valeriya S. Tarasyugo2
*Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation 2South Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation *E-mail: [email protected]
Abstract
The article covers the results of EEG-power and coherence during solving of creative tasks by 30 subjects (15 dancers and 15 non-dancers). EEG was recorded in 21 electrodes according to the international 10-20 system. The Torrens test "Unfinished Figures" was taken as a creative task, and 10 minute were given to complete it. For dancers with high originality and elaboration, large activity of the cortex revealed in the alpha range. As for non-dancers with a high level of flexibility, the creative process is accompanied by greater activity of the entire cerebral cortex in low frequencies (delta2, theta, alpha), while dancers have the activity, which increases in the beta1,2-bands. EEG activity of dancers and non-dancers reaches the greatest difference in the high-frequency bands (beta1,2 rhythms) in groups with high flexibility, elaboration and originality.
Keywords
psychophysiology of creativity, creative activity, nonverbal creativity, electro-encephalography, coherence, spectral power
Введение
Проблема творчества до сих пор является актуальной в психологических исследованиях в связи со сложностью изучаемого феномена. В последние десятилетия данная проблема приобрела междисциплинарный характер. Психологическое представление о феномене творчества носит неоднородный и противоречивый характер, что обуславливает поддержание актуальности исследования данной сферы [Gruzelier,2014; Punsavad et al., 2014; Старченко и др., 2014; Дикая и др., 2016].
Согласно когнитивному подходу к изучению и пониманию творчества, предметом исследования считается творческий процесс, результатом которого является нечто новое.
Многие исследователи рассматривали стадии творческого акта по-разному. Данные теории объединяет то, что во время творчества присутствуют как
сознательные, так и неосознанные этапы [Голубова, 2015]. В общем представлении смену фаз творческого акта можно описать следующим образом: человек испытывает состояние, предшествующее интуитивному проявлению новой идеи, после чего происходит инкубация идеи. Сформированная идея решения поступает в сознание в виде гипотезы. Далее гипотеза подвергается проверке и окончательно формулируется решение поставленной творческой проблемы. В данной схеме стадий творческого процесса наблюдается смена сознательных и неосознаваемых фаз. При чем сам процесс начинается с сознательной фазы, на этапе инкубации переходит в неосознаваемую, после чего происходит переход к области сознания.
Исследователи расходятся во мнениях относительно активности и преобладания фазы. Например, А. В. Брушлинский говорит о равноценном вкладе сознательной и неосознаваемой стадий творческого акта. В. Н. Дружинин считает бессознательное активной составляющей и сознание, соответственно, пассивной. [Кузьмина, 2017]
Критерий творческого процесса - переход структурных уровней организации творческой деятельности. На высшем уровне выполняется творческая деятельность, на нижнем уровне находятся средства удовлетворения потребности в творчестве. [Кузьмина, 2017] Н. Н. Николаенко описывает теорию Криса, который разделяет первичное и вторичное познание. Первичное познание ассоциативно, вторичное познание абстрактное, логическое. Во время творческого процесса происходит регресс с вторичного до первичного познания [Николаенко, 2013].
Таким образом, творчество без включения в процесс неосознаваемого компонента не рассматривается. Одной из форм неосознаваемой творческой активности мозга является надсознание, также называемое сверхсознанием. Термин взят у К. С. Станиславского. Сверхсознание является отражением в индивидуальном сознании людей общих тенденций и идей культуры. Сверхсознание в творческом акте представляет собой интуитивное озарение, инсайт. При чем сверхсознание имеет образную форму, образы которого содержат информацию о разрешении ситуации и эмоциональные оценки. Основа работы сверхсознания - «принцип доминанты» А. А. Ухтомского. Так, творчество создает связь с «двигателем» развития, появляющимся в результате адаптивности, и закрепляется в культурном наследовании.
П. В. Симонов выделил нейрофизиологическую основу сверхсознания, которой является изменение и рекомбинация энграмм, закрепление новых временных связей, качество которых определится в дальнейшем. [Семенов, 2017] Кроме того, в качестве нейрофизиологической основы сверхсознания рассматривают показатели ЭЭГ, регистрируемые во время творческого процесса. Так, Н. Е. Свидерская выявила, что испытуемые с наиболее высокими показателями по критерию «разработанность» в фоновой ЭЭГ-активности имеют очаги
повышенной пространственной синхронизации биопотенциалов по диагонали: левая задняя область мозга и правая передняя область. Данная локализация активности получила название «ось сверхсознания», которая впоследствии была выявлена и изучена в других психофизиологических исследованиях. [Захарченко и др., 2008; Скиртач и др., 2015; Скиртач и др., 2017]
В данной работе изучается явление «оси сверхсознания» у танцоров как группы профессионально занимающихся творческой деятельностью. Также изучается вопрос об особенностях биоэлектрической активности мозга танцоров во время творческого процесса. Сформулированы следующие гипотезы исследования: Повышенная пространственная синхронизация биопотенциалов по левой затылочной и правой лобной областям проявляется у группы танцоров.
Показатели спектральной мощности ЭЭГ танцоров отличны от группы нетанцоров во время решения задач творческого характера.
Материалы и методы исследования
В исследовании приняли участие 30 человек (15 женщин и 15 мужчин) возрастом от 18 до 25 лет. Экспериментальная группа представлена 15 танцорами (7 женщинами и 8 мужчинами). Танцевальный стаж составляет в среднем 6 лет. Танцоры являются представителями разных направлений хореографии: баль-но-спортивные танцы, hip-hop, break-dance, house, vogue, waacking, dancehall. В контрольную группу входят 15 студентов различных факультетов возрастом от 18 до 25 лет.
В качестве творческого задания взят второй субтест фигурного теста Е. Торренса «Неоконченные фигуры». При анализе полученных результатов использовали три критерия:
- оригинальность как способность выдвигать неочевидные идеи в решении проблемных ситуаций;
- гибкость как показатель разнообразия идей, характеризующийся количеством категорий в ответах;
- разработанность как оценка тщательности разработки ответов.
В статистической обработке данных использовали результаты испытуемых, имеющих высокий уровень по критериям. Из 29 испытуемых высокая оригинальность выявлена у 14 человек (9 танцоров и 5 нетанцоров), высокая разработанность - у 16 человек (10 танцоров и 6 нетанцоров), высокая гибкость - у 10 человек (5 танцоров и 5 нетанцоров). Показатели по критерию беглости как в экспериментальной, так и в контрольной группах были схожими, из-за чего не удалось разделить испытуемых на группы с низкой и высокой беглостью, поэтому в дальнейшем анализе данные по этому критерию не были использованы.
Нетворческое задание представляет собой последовательности фигур, которые испытуемому необходимо продолжить. Задание включало решение
15 последовательностей. Выполнение нетворческого задания не ограничено по времени.
Запись электроэнцефалограммы осуществляли при помощи энцефалографа «Энцефалан» версии «Элитная-М» производства МТБ «Медиком» (г. Таганрог). ЭЭГ-активность регистрировали в 21 отведениях (02-А2; 01-А1; Р4-А2; Р3-А1; С4-А2; С3-А1; F4-A2; F3-A1; Fp2-A2; Fp1-A1; Т6-А2; Т5-А1; Т4-А2; Т3-А1; F8-A2; Б7-А1; 02-А2; Р2-А1; С2-А2; Б2-А1; Бр2-А2) по международной стандартной системе установки электродов 10-20%. Использована монополярная схема с ипсилатеральными ушными референтными электродами. Также проводили запись электроокулограммы с целью устранения мышечных артефактов при движении глаз.
Процедура записи электроэнцефалограммы проводилась следующим образом: запись фоновой активности с закрытыми и открытыми глазами по минуте на каждый вид фона. Затем следовала инструкция к нетворческому заданию: «На двух страницах изображены последовательности фигур. Ваша задача - продолжить последовательность каждого ряда. Достаточно дорисовать 3-5 фигур. После того, как задание будет выполнено, пожалуйста, сообщите об этом.». Следовало выполнение испытуемым нетворческого задания, после чего давалось время на отдых. Затем была приведена инструкция к творческому заданию: «На двух страницах изображены незаконченные фигуры. Ваша задача - дорисовать их так, чтобы получить осмысленные рисунки. Постарайтесь сделать это максимально оригинально. На выполнение задания отводится 10 минут». После инструкции испытуемый приступал к выполнению творческого задания (10 минут).
Анализ электроэнцефалограмм проводился по трем пробам: фон с закрытыми глазами, выполнение творческого и нетворческого задания. Для сравнения ЭЭГ мы использовали показатели спектральной мощности и когерентности. В когерентном анализе мы использовали пары электродов Б4-01, Б8-01, Б4-Т5, F8-T5, которые соответствуют локализации «оси творчества». Анализ ЭЭГ рассчитан по основным частотным диапазонам: дельта2 (2-4 Гц), тета (4-8 Гц), альфа (8-13 Гц), бета-1 (13-25 Гц), бета-2 (25-35 Гц).
В статистической обработке были использованы параметрический ^критерий Стьюдента и непараметрический Ц-критерий Манна-Уитни.
Результаты исследования
Анализ фоновой пробы с закрытыми глазами показал отсутствие статистически значимых различий между экспериментальной и контрольной группами по всем частотным диапазонам (р>0,05). Исключение составляют отведения F7 и F8 в диапазоне бета-2-ритма (р<0,001), по которым усредненные показатели нетанцоров преобладают над танцорами.
а б в г
Рис. 1 Топографические карты значимых различий спектральной мощности нетанцоров с высокой оригинальностью. а - дельта-ритм, б -тета-ритм, в - бета1-ритм, г - бета2-ритм. Локализация повышенной ЭЭГ-активности нетанцоров обозначена черными точками.
а б
Рис.2 Топографические карты значимых различий спектральной мощности танцоров с высокой оригинальностью. а - альфа-ритм, б - бета2-ритм.
Локализация повышенной ЭЭГ-активности танцоров обозначена черными
точками.
Экспериментальная и контрольная группы при выполнении творческого задания по включенным в анализ диапазонам и всем отведениям статистически не отличаются (р>0.05). Группы с высокой оригинальностью имеют статистически значимые различия по всем диапазонам (рис.1, 2). В дельта2-ритме обнаружены более высокие значения мощности у нетанцоров по отведению Т5 (р<0,001). Показатели спектральной мощности в тета-диапазоне у нетанцоров выше по отведениям С3, Р3, в лобных и префронтальных, височных областях (р<0,05). Спектральная мощность в альфа-диапазоне выше у танцоров по центральным, лобным, затылочным, левым теменным и височным областям (р<0,05). У нетанцоров мощность бета1-ритма в отведении Fp2 выше, чем у танцоров (р<0,001). Мощность бета2-диапазона в отведениях F7 и Oz достоверно выше у нетанцоров, в то время как у экспериментальной группы данные показатели
выше по затылочным, височным областям обоих полушарий, префронтальной области левого полушария (р<0,05).
а б в
Рис.3 Топографические карты значимых различий спектральной мощности нетанцоров с высокой разработанностью. а - тета-ритм, б - альфа-ритм, в - бета2-ритм. Локализация повышенной ЭЭГ-активности нетанцоров обозначены черными точками.
а б в
Рис.4 Топографические карты значимых различий спектральной мощности танцоров с высокой разработанностью. а - альфа-ритм, б - бета1-ритм,
в - бета2-ритм.
Анализ сравнения экспериментальной и контрольной групп с высокой разработанностью имеет следующие результаты (рис.3,4). Статистически значимых различий между сравниваемыми группами не выявлено в дельта2-ритме (р>0,05)
По отведению Fp2 в тета-диапазоне у нетанцоров спектральная мощность выше (р<0,001). Результаты анализа показывают высокие значения мощности по альфа-ритму у танцоров в левой затылочной, центральных, лобных, передней височной областях обоих полушарий (р<0,05). В бета1,2-диапазонах достоверные различия выявлены, при чем высокая мощность наблюдается у танцоров: бета1-ритм - по отведению Fp1, бета2-ритм - по F7, Fp1, 01, Т5. У нетанцоров в бета2-диапазоне наблюдается мощность в отведении F8 выше танцоров (р<0,001).
Результаты анализа групп с высокой гибкостью показывают, что достоверные различия выявлены по всем отведениям (рис.5,6).
а б в г д
Рис.5 Топографические карты значимых различий спектральной мощности нетанцоров с высокой гибкостью. а - дельта2-ритм, б - тета-ритм, в - альфа-ритм, г - бета!-ритм, д - бета2-ритм.
а б в
Рис.6 Топографические карты значимых различий спектральной мощности танцоров с высокой гибкостью. а - дельта-ритм, б - бета1-ритм,
в - бета2-ритм.
У танцоров спектральная мощность выше по сравнению с нетанцорами в дельта2-диапазоне по префронтальной области, у нетанцоров - в центральных, лобных, затылочных и височных областях обоих полушарий (р<0,001). По всем отведениям в тета- и альфа-диапазоне у нетанцоров достоверно выше показатели мощности в сравнении с экспериментальной группой (р<0,05). В бета1-ритме стоит отметить статистически значимые различия (у контрольной группы выше показатели мощности) в отведениях Т4 и центральных, лобных областей правого полушария. Результаты по бета-2-ритму схожи, достоверные различия выявлены в тех же областях, что и в бета1-диапазоне, с добавлением теменной области. В остальных же отведениях наблюдаются преобладающие значения экспериментальной группы.
Сравнение ЭЭГ отдельно экспериментальной и контрольной групп при выполнении творческого и нетворческого заданий по всем отведениям и частотным диапазонам значимые различия не были выявлены (p>0.05). Также, достоверные различия между группами по показателям когерентности обнаружены не были (p>0.05). По всей выборке коэффициент когерентности по парам отведений F4-O1, F8-O2 («ось творчества») не превышает 0,7, что свидетельствует о невысокой силе когерентных связей. Возможно, это связано с разным уровнем творческих способностей испытуемых или определенным видом творческой деятельности.
Дискуссия
В диапазоне дельта2-ритма у контрольной группы (подгруппа с высокой гибкостью) более активны по сравнению с танцорами фронтальные и окци-питальные области, активность которых можно объяснить, как извлечение из памяти информации, связанной с образами [Банзелюк, 2010].
В тета-диапазоне во время выполнения творческого задания у нетанцоров можно отметить левую темпоральную и париетальную области. По данным Н. Е. Свидерской в этот момент протекает процесс использования специальных умений и знаний [Захарченко и др., 2008]. Скорее всего, специализация знаний связана с рисованием. Такие же области выявлены в бета1-диапазоне у нетанцоров с высокой гибкостью, в бета2-диапазоне - у групп танцоров с высоким уровнем разработанности и нетанцорорв с высокой гибкостью. Кроме того, стоит отметить париетально-окципитальную зону как область, ответственную за извлечение эмоциональных образов из памяти [Дикая, 2010].
Генерация альфа-состояния способствует перезагрузке центральной нервной системы и снятию стресса. Такое распространение альфа-ритма может быть связано с перестройкой организма на восстановление и накопление ресурсов после напряженной работы. Как отмечает A. Fink у профессиональных танцоров более выражена синхронизация альфа-ритма в окципитальной и левой париетальной областях. Это связано с подавлением или торможением потока зрительной информации [Fink et al., 2009]. Это было выявлено и в нашем исследовании у высокооригинальных танцоров. N. Jausovec в одной из работ показал, что при высоком альфа-ритме для выполнения задания прилагается меньше усилий [Jausovec,1997]. Танцоры с высокой оригинальностью и разработанностью имеют достоверно выше спектральную мощность по нескольким областям. Следовательно, можно предположить о том, что экспериментальная группа прилагает меньше усилий в создании оригинального рисунка в соответствии с целью задания. Кроме того, контрольная группа с высокой гибкостью имеет по всем отведениям показатели мощности выше, чем у танцоров. Н. Е. Свидерская отмечает, что при выполнении творческого задания происходит некоторая аутизация, одновременно с этим картина электрической активности
мозга отражает десинхронизацию ритмов [Захарченко и др., 2008]. Происходит снижение общей корковой активности, что согласуется с полученными результатами в нашем исследовании: у танцоров по всем отведениям ЭЭГ-активность статистически значимо ниже.
В бета1-диапазоне наиболее высокие показатели мощности в левой пре-фронтальной коре у экспериментальной группы с высокими оригинальностью и разработанностью. Возможно, данная область вовлечена в процесс вторичного познания. Н. Н. Николаенко описывает теорию Криса, который разделил познание первичное и вторичное [Николаенко, 2013]. Первичное познание ассоциативно. Вторичное познание - абстрактное, логическое. Во время творческого процесса происходит регресс с вторичного до первичного познания. Скорее, испытуемые готовились к переходу к первичному познанию.
В работе Л. А. Дикой отмечается бета2-диапазон как коррелят дифференцированного внимания, которое обеспечивает распределенные по коре мозга процессы извлечения и обработки информации, необходимой для решения проблем открытого типа, например, творческой задачи. В этом процессе наиболее высокие показатели мощности и когерентности имеют фронтальные и темпоральные зоны [Дикая, 2010]. В нашем исследовании на этапе выполнения творческого задания выявлены описываемые выше области, при чем у танцоров с высокими оригинальностью, разработанностью и гибкостью, в то время как у контрольной группы это проявляется лишь у подгруппы с высокой гибкостью. По электроэнцефалограммам, записанным в фоне, видно, что у экспериментальной группы достоверно выше показатели мощности во фронтальных областях, что может быть связано с подготовкой к творческому процессу (в анкете испытуемых обозначена область исследования). Н. П. Бехтерева в своей работе отметила во время образной творческой деятельности левую темпоральную, окципитальную и фронтальную области обоих полушарий [Бехтерева и др., 2007]. Результаты нашего исследования показывают схожую картину, за исключением правых окципитальной и фронтальной областей. В принципе, это может быть объяснено как речевой процесс (испытуемый должен не только нарисовать оригинальные рисунки, но и назвать их). Н. П. Бехтерева отмечала, что фронтальные области могут оказывать тормозное влияние на процесс невербального творческого акта. Активность в правой фронтальной области свидетельствует о снижении тормозного влияния, что выявляется в полученных нами результатах по группе танцоров с высокой разработанностью.
Выводы
1. Во время невербального творческого процесса у танцоров не выявлена «ось творчества» как когерентная связь правой фронтальной и левой окципи-тальной области.
2. При создании оригинального решения задействованы разные области мозга, активность которых связана со степенью включенности в творческую реализацию.
3. Группы с высокими оригинальностью, гибкостью и разработанностью имеют различные особенности ЭЭГ-активности. У танцоров, обладающих высокой оригинальностью и разработанностью, в альфа-диапазоне задействована большая часть коры головного мозга. У нетанцоров с высоким уровнем гибкости творческий процесс сопровождается большей активностью всей коры мозга на низкочастотных ритмах (дельта2, тета, альфа), в то время как у танцоров рост активности происходит в диапазонах бета1,2-ритмов.
4. ЭЭГ-активность танцоров и нетанцоров наибольшей разницы достигает в высокочастотных диапазонах (бета1,2-ритм) по группам с высокой гибкостью, разработанностью и оригинальностью.
Литература
Fink A., Graif B., Neubauer A. C. Brain correlates underlying creative thinking: EEG alpha activity in professional vs. novice dancers //Neurolmage. - 2009. -Т. 46. - №. 3. - С. 854-862.
Gruzelier J. H. et al. Application of alpha/theta neurofeedback and heart rate variability training to young contemporary dancers: State anxiety and creativity // International Journal of Psychophysiology. - 2014. - Т. 93. - №. 1. - С. 105-111.
Jausovec N. Differences in EEG activity during the solution of closed and open problems // Creativity Research Journal. 1997. Vol. 10, № 4. P. 317-324.
Punsawad Y, Chathong W, Wongsawat Y. The use of quantitative EEG in creativity study with simple task //Signal and Information Processing Association Annual Summit and Conference (APSIPA), 2014 Asia-Pacific. - IEEE, 2014. - С. 1-4.
Банзелюк Е. И. Диагностические показатели креативности и их динамика // Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. - 2007. - Т. 1. - С. 80-81.
Бехтерева Н. П., Нагорнова Ж. В. Динамика когерентности ЭЭГ при выполнении заданий на невербальную (образную) креативность //Физиология человека. - 2007. - Т. 33. - №. 5. - С. 5-13.
Голубова В.М. Исследование природы креативного мышления и креативности личности// Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-5. - С. 1067-1071.
Дикая Л. А. Нейрофизиологические корреляты творческой деятельности при сочинении музыки у подростков //Новые исследования. - 2010. - Т. 1. -№. 22.
Дикая Л. А., Наумова М. И., Наумов И. В. Психофизиологические корреляты мысленного исполнения импровизированного танца //Российский психологический журнал. - 2016. - Т. 12. - №. 4. - С. 110-126.
Захарченко Д. В., Свидерская Н. Е. ЭЭГ-корреляты продуктивности выполнения невербальной творческой работы (рисования) //Журнал высшей нервной деятельности им. ИП Павлова. - 2008. - Т. 58. - №. 4. - С. 432-442.
Кузьмина Р.И. Неосознанная активность мозга в свете идей Я.А,Пономарева// Актуальные мировые тренды развития социально-гуманитарного знания: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 июня 2017 г.: в 3 ч. / Под общ. ред. Ж. А. Шаповал. -Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2017. - Часть II. - 172 с. - С.103-107.
Николаенко Н.Н. Современная нейропсихология/ Н.Н.Николаенко. - СПб.: Речь, 2013. - 267 с.
Семенов С.Н. Творчество: «Под»- или «Сверх»сознание? // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2017. №1 (7). - С.135-148.
Скиртач И. А., Дикая Л. А. Частотно-пространственная организация биопотенциалов коры головного мозга у музыкантов при создании импровизаций различного качества //Северо-Кавказский психологический вестник. - 2015. -Т. 13. - №. 2.
Скиртач И. А., Тарасюго В. С. Применение бос-тренинга с целью повышения качества танцевальной импровизации //Психология XXI века: системный подход и междисциплинарные исследования. - 2017. - С. 256-261.
Старченко М. Г., Бойцова Ю. А. ЭЭГ-корреляты творческой деятельности в группах высоко-и низкокреативных испытуемых //Вестник психофизиологии. - 2014. - №. 3. - С. 134-136.
References
Fink, A., Graif, B., & Neubauer, A. C. (2009). Brain correlates underlying creative thinking: EEG alpha activity in professional vs. novice dancers. Neurolmage, 46(3), 854-862.
Gruzelier, J. H., Thompson, T., Redding, E., Brandt, R., & Steffert, T. (2014). Application of alpha/theta neurofeedback and heart rate variability training to young contemporary dancers: State anxiety and creativity. International journal of psychophysiology, 93(1), 105-111.
Jausovec, N. (1997). Differences in EEG activity during the solution of closed and open problems. Creativity Research Journal, 10(4), 317-324.
Punsawad, Y., Chathong, W., & Wongsawat, Y. (2014, December). The use of quantitative EEG in creativity study with simple task. In Signal and Information Processing Association Annual Summit and Conference (APSIPA), 2014 Asia-Pacific (pp. 1-4). IEEE.
Banzelyuk, Ye. I. (2007). Diagnosticheskiye pokazateli kreativnosti i ikh dinamika. Materialy IV Vserossiyskogo s"yezda Rossiyskogo psikhologicheskogo obshchestva, 1, 80-81.
Bekhtereva, N. P., & Nagornova, ZH. V. (2007). Dinamika kogerentnosti EEG pri vypolnenii zadaniy na neverbal'nuyu (obraznuyu) kreativnost'. Fiziologiya cheloveka, 33(5), 5-13.
Golubova, V. M. (2015). Issledovaniye prirody kreativnogo myshleniya i kreativnosti lichnosti. Fundamental'nyye issledovaniya, 5(2).
Dikaya, L. A. (2010). Neyrofiziologicheskiye korrelyaty tvorcheskoy deyatel'nosti pri sochinenii muzyki u podrostkov. Novyye issledovaniya, 1(22).
Dikaya, L. A., Naumova, M. I., & Naumov, I. V. (2015). Psikhofiziologicheskiye korrelyaty myslennogo ispolneniya improvizirovannogo tantsa. Rossiyskiy psikhologicheskiy zhurnal, 12(4).
Zakharchenko, D. V., & Sviderskaya, N. Ye. (2008). EEG-korrelyaty produktivnosti vypolneniya neverbal'noy tvorcheskoy raboty (risovaniya). Zhurnal vysshey nervnoy deyatel'nosti im. IP Pavlova, 58(4), 432-442.
Kuz'mina R.I. (2017). Neosoznannaya aktivnost' mozga v svete idey YA.A,Ponomarevayu Aktual'nyye mirovyye trendy razvitiya sotsial'no-gumanitamogo znaniya. Chast' II, 172.
Nikolayenko, N. N. (2013). Sovremennaya neyropsikhologiya. SPb.: Rech', 267.
Semenov, S. N. (2017). Tvorchestvo:«pod»-ili «sverkh» soznaniye?. Vestnik RGGU. Seriya «Psikhologiya. Pedagogika. Obrazovaniye», (1 (7)).
Skirtach, I. A., & Dikaya, L. A. (2015). Chastotno-prostranstvennaya organizatsiya biopotentsialov kory golovnogo mozga u muzykantov pri sozdanii improvizatsiy razlichnogo kachestva. Severo-Kavkazskiy psikhologicheskiy vestnik, 13(2).
Skirtach, I. A., & Tarasyugo, V. S. (2017). Primeneniye bos-treninga s tsel'yu povysheniya kachestva tantseval'noy improvizatsii. In Psikhologiya XXI veka: sistemnyy podkhod i mezhdistsiplinarnyye issledovaniya (pp. 256-261).
Starchenko, M. G., & Boytsova, YU. A. (2014). EEG-korrelyaty tvorcheskoy deyatel'nosti v gruppakh vysoko-i nizkokreativnykh ispytuyemykh. Vestnik psik-hofiziologii, (3), 134-136.