ОРУЖИЕ АЛЯ ФРОНТА:
ИЗ ИСТОРИИ ИЖЕВСКИХ ОРУЖЕЙНОГО И СТАЛЕ ДЕЛАТЕЛЬ Н О ГО ЗАВОДОВ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Ижевские оружейный и сталеделателъный заводы, производительность, Первая мировая война.
19 июля 1914 г. Россия вступила в кровопролитную и одну из самых масштабных войн в мировой истории XX в. — Первую мировую войну [Собрание узаконений..., 1915, с. 3009—3010]. Обеспечение постоянно растущих потребностей армии и фронта в оружии стало важнейшей задачей государства в период Первой мировой войны (1914-1918).
Изучение истории военной промышленности России в годы Первой мировой войны имеет давнюю традицию. В 1920-е гг. появились работы Е.З. Барсукова,
A.А. Маниковского, в которых была дана характеристика состояния военной промышленности накануне и в период Первой мировой войны и приведены основные сведения об изготовлении вооружения на русских заводах, о закупках его за рубежом и о снабжении им действующей армии [Барсуков, 1926; Маниковский, 1937]. Сведения, приведенные Маниковским, базируются на подлинных документах, поскольку он в мае 1915— феврале 1917 гг. был начальником Главного артиллерийского управления, и, бесспорно, вызывают доверие. С некоторыми положениями его труда можно не соглашаться, но в целом это серьезное исследование. Содержательным трудом о развитии военной промышленности в 1900— 1917 гг. остаются «Очерки по истории военной промышленности» B.C. Михайлова, изданные в 1928 г. для служебного пользования. В «Очерках» сосредоточены богатые и систематические сведения. Но в то время книга Михайлова была практически недоступной и только в 2007 г. «Очерки» были переизданы [Генерал
B.C. Михайлов, 2007].
Важное значение имеют работы Я.М. Букшпана и Г.И. Шигалина, которые дали относительно объективную характеристику постановки производства оружия [Букшпан, 1929; Шигалин, 1956]. Недостатком этих работ является то, что провал материально-технического снабжения армии авторы объясняли отдельными ошибками и промахами царского правительства, а не всей социально-политической структуры России того времени.
Огромное значение для изучения военных усилий России в годы Первой мировой войны имеет труд генерал-лейтенанта Н.Н. Головина, написанный и опубликованный им в эмиграции в 1939 г., но ставший доступным российскому читателю только в XXI в. Автор приходит к выводу, что довоенных представлений о войне как общественном явлении недостаточно для успешного руководства обществом и армией [Головин, 2001, с. 5]. Впервые Н.Н. Головин провел анализ социологических и социально-психологических причин проблем, с которыми пришлось столкнуться военной промышленности России в годы Первой мировой войны.
Характеристике военно-экономического потенциала России в период империализма посвящена работа Л.Г. Бескровного [Бескровный, 1986].
Современное состояние литературы по истории военной промышленности определяется существованием многих значительных работ, в которых предмет освещен с разных сторон на основании серьезных архивных изысканий. Сохраняют свое значение исследования А.Л. Сидорова «Экономическое положение России в годы Первой мировой войны», ряд статей В.И. Бовыкина, И.Ф. Гиндина и др. На рубеже XX—XXI вв. появились новые диссертационные исследования, посвященные изучению отдельных предприятий военной промышленности России, военной промышленности отдельных регионов [Жук, 2000; Шумкин, 2002].
Место военного производства в системе государственных органов России и роль, которое оно играло в экономической и политической жизни страны, отражены в сборнике документов «Военная промышленность России в начале XX в. (1900-1917)» под редакцией Р.Ш. Ганелина, выпущенном в 2004 г. [Военная промышленность..., 2004].
Вопросы развития оружейного производства в Удмуртии, эволюция освоения и выпуска основных видов, образцов и типов вооружения и военной техники в XIX— XXI вв. рассматривались в монографии Н.А. Родионова [Родионов, 2009]. Им были показаны значение Ижевских оружейного и сталеделательного заводов (Ижевских заводов) как одних из крупных промышленно-оружейных центров России, их место в поддержании и упрочении национальной безопасности государства.
Круг источников по истории деятельности Ижевских оружейного и сталеделательного заводов в годы Первой мировой войны достаточно широк. Выявленные письменные источники отложились в фондах Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА), архива Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (Архив ВИМАИВиВС), Государственного архива Кировской области (ГАКО), Центрального государственного архива Удмуртской Республики (ЦГА УР). Территориальная и ведомственная разбросанность обширных фондов источников и материалов по Ижевским оружейному и сталеделательному заводам затрудняет поиск информации о деятельности заводов, изменении структуры производства в условиях Первой мировой войны. В составе комплекса архивных источников можно выделить документы органов государственной власти, отразившие деятельность государственных структур по совершенствованию Ижевских заводов, фактическое состояние военного производства и его мобилизационную готовность, выпуск военной продукции, особенности и трудности работы заводов в годы Первой мировой войны.
Целью данной статьи является рассмотрение вклада Ижевских оружейного и сталеделательного заводов в дело обеспечения русской армии необходимым вооружением и боеприпасами в годы Первой мировой войны.
В условиях Первой мировой войны после потери важнейших промышленных районов, оккупированных австро-венгерскими войсками, экономическая база военного производства существенно сократилась, одновременно увеличилось значение восточных тыловых центров страны. Одним из таких крупных тыловых военно-экономических центров становится Уральский регион, где особенно выделяется производство вооружения и боеприпасов Ижевскими оружейным и сталедела-тельным заводами.
Оружейное производство на Ижевском оружейном заводае к началу Первой мировой войны имело длительную историю. Уже в начале XIX в. он стал кузни-
цей российского оружия. Накануне войны на предприятии выпускались все разновидности винтовки системы С.И. Мосина: пехотная, драгунская, казачья, а также кавалерийские карабины, стальные кинжалы «Бебут», патронные обоймы, охотничьи ружья. Производство Ижевского сталеделательного завода было ориентировано главным образом на выпуск стали для изготовления винтовок, инструментальной стали и инструмента, стальной ленты для патронных обойм, заготовок винтовочных стволов и ствольных коробок не только для Ижевского, но и для Тульского и Сестрорецкого оружейных заводов, и объем выпуска стал определяться потребностями этих заводов.
В докладной записке Военно-технического комитета Ижевских заводов члену Государственной думы С.А. Калинину в марте 1917 г. указывалось, что «ввиду обстоятельств военного времени Ижевские оружейный и сталеделательный заводы занимают среди других заводов, работающих на оборону, положение особой важности. Помимо непосредственной связи его с фронтом как поставщика целого ряда предметов вооружения для подвижных починочных мастерских (пружины, щиты и т. п.), помимо самостоятельной роли его как оружейного завода, изготовляющего ежедневно до 2 тыс. винтовок, — значение Ижевских заводов удесятеряется вследствие той неразрывной, кровной связи их, какая существует между ними и целым рядом других учреждений артиллерийского ведомства» (РГВИА. Ф. 366. Оп. 2. Д. 112. Л. 117-117 об.).
Ошибки военного руководства в планировании объемов мобилизационных запасов оружия и боеприпасов привели после первых четырех месяцев Первой мировой войны к кризису вооружения русской армии. Запас винтовок к началу войны исчислялся количеством 4,3 млн. единиц. Но пришлось констатировать, что масштабы мобилизации новобранцев в первый год войны исчерпали его полностью, и к ноябрю 1914 г. потребность в винтовках возросла до 870 тыс. [Китанина, 2003, с. 79]. Срочно нужны были винтовки, пушки, патроны, снаряды, гранаты. Задача по поднятию максимальной производительности заводов, поставленная Военным ведомством в начале Первой мировой войны, оказалась сорванной, поскольку приобретенное перед войной оборудование и имеющиеся производственные площади уже не могли обеспечить требуемого армией количества винтовок. Военное ведомство принимало энергичные меры по завершению реконструкции Ижевского оружейного и сталеделательного заводов, приобретению новых станков, расширению энергетической базы.
Серией государственных распоряжений во второй половине 1914 г. предприятиям, занятым в производстве предметов вооружения, был предоставлен ряд существенных льгот по размещению военных заказов. Так, согласно постановлению Совета министров от 4 сентября 1914 г. «О заготовлении в военное время необходимых для армии и флота предметов и материалов», предприятия, выполнявшие военные заказы, освобождались «от всякой перед заказчиками, кроме Военного и Морского ведомств, ответственности, в случае невозможности исполнения в срок заказов, вызванной необходимостью удовлетворения потребностей этих ведомств» [Собрание узаконения..., 1915, с. 3582-3583]. Главное артиллерийское управление предписанием от 30 сентября 1914 г. за № 50846 сообщало Ижевским заводам, что «во избежании задержки в исполнении казенных нарядов принимать лишь те частные заказы, которые отнюдь не могут повлиять на срочность исполнения казенных заказов». Если в 1913 г. завод исполнил частных заказов на сумму 821 898 руб. 24 3/4 коп., то в 1914 г. - только на 473 725 руб. 21 1/4 коп. валовой стоимости (ЦГА УР. Ф. 4. Оп. 1. Д. 4565. Л. 1 об.).
Реорганизационные меры и дополнительные кредиты правительства в начале Первой мировой войны привели к увеличению объемов производства стрелкового оружия к концу 1914 г. в 3—4 раза (свыше 20 тыс. шт. винтовок в месяц) (ЦГА УР. Ф. 4. Оп. 1. Д. 4544. Л. 357-357 об.). Выпуск изделий в 1914 г. на Ижевских заводах составил 157 тыс. черновых стволов для винтовок, 290 тыс. шрапнелей и
20 тыс. гранат, в том числе были исполнены наряды по изготовлению щитов к орудиям, зарядным ящикам и пулеметным станкам [Военная промышленность..., 2004, с. 489]. В 1914 г. Ижевским оружейным заводом было изготовлено продукции на сумму 8 511 828 руб. (ГАКО. Ф. 574. Оп. 2. Д. 958. Л. 48-49).
Обеспокоенное кризисом вооружения русской армии в конце 1914 г. руководство Главного артиллерийского управления провело подготовительную работу по расширению казенных оружейных заводов и увеличению производства винтовок. В начале 1915 г. ежемесячная потребность фронта в винтовках для восполнения убыли определялась в 200 000 шт. [Головин, 2001, с. 189]. В октябре 1914 г. производство винтовок достигло 30 000 шт. в месяц, а в апреле 1915 г. — 40 000. В январе — феврале генерал А.А. Маниковский проводил инспекцию оружейных заводов и в своем рапорте от 6 февраля 1915 г. председателю Особой распорядительной комиссии по артиллерийской части, написанном в Ижевске, настаивал на немедленном «без потери одного дня» проведении экстренных мероприятий по расширению завода, «иначе Ижевский завод, — писал он, — являющийся "маткой" для всех остальных заводов, не сдвинется сам с мертвой точки и по-прежнему будет тормозить и Тулу и Сестрорецк» (РГВИА. Ф. 29. Оп. 3. Д. 84. Л. 37). К рапорту был приложен перечень экстренных мероприятий для Ижевских заводов, необходимых для изготовления 100 000 винтовок ежемесячно на всех заводах.
Ввиду острой потребности русской армии в стрелковом оружии руководитель А.А. Маниковский и председатель Особой распределительной комиссии по артиллерийской части великий князь Сергей Михайлович обязали оружейные заводы еженедельно выдавать сведения о количестве изготовленных стволов и винтовок в Главное Артиллерийское управление и начальнику канцелярии Особой распорядительной комиссии по артиллерийской части с тем, чтобы отслеживать динамику производства оружия. Примером могут служить сведения о количестве стволов и винтовок, изготовленных Ижевскими заводами в марте — июне 1915 г. (Архив ВИМАИВиВС. Ф. 12. Оп. 47 / 1. Д. 8 (Т. 1). Л. 91, 138, 182, 234, 271, 321; Там же. Д. 8 (Т. 5). Л. 3, 44, 92, 142, 137, 190, 370, 380, 430, 431).
К середине 1915 г. оружейные заводы России превзошли установленное им еще в 1913 г. задание по выпуску 525 тыс. винтовок в год. Всего за 1915 г. оружейники страны выпустили 739446 винтовок, 131842 револьвера. 4263 пулемета, 65522 казачьих пики, отремонтировали 119208 винтовок [Маниковский, 1937, с. 271]. Тогда же была поставлена новая задача: довести выпуск стрелкового оружия до 1 млн. в год. Этот уровень к марту 1916 г. (100 тыс. в месяц) был достигнут. Несмотря на неблагоприятные условия, на Ижевском оружейном заводе выпускалось ежедневно до 2200 винтовок [Родионов, 2009, с. 56].
В январе 1916 г. Ижевский оружейный завод получил наряд Военного ведомства на изготовление 30 млн. патронных обойм, в феврале — 1000 пулеметных станков и 2000 щитов к ним, 47 тыс. шт. кинжалов «Бебут», в марте — апреле — еще на 20 тыс. кинжалов и 6 млн. шт. патронов, в июле — 360 шт. щитов к трехдюймовым горным пушкам со сроком исполнения 3 месяца, в августе — 12 млн. обойм (ЦГА УР. Ф. 4. Оп. 1. Д. 4572. Л. 13, 16, 17-17 об., 22-22 об., 26-26 об., 38-39 об., 74, 82-82 об., 97, 125, 133-133 об., 143, 166-166 об.).
Производство оружия достигло наивысшего уровня к январю 1917 г., когда за один месяц оружейными заводами России было выпущено 130000 винтовок. В
1917 г. в Ижевске было изготовлено 506 тыс. винтовок. К 1917 г. Ижевский оружейный завод увеличил выпуск производства винтовок по сравнению с 1914 г. примерно в 6 раз. Производительность Ижевских оружейного и сталеделательно-го заводов в годы Первой мировой войны показана в таблице.
Таблица
Динамика выпуска основных видов оружия и металла на Ижевских оружейном и сталеделательном заводах за 1914-1917 гг.
Наименование продукции Выпущено изделий за период
1914 г. 1915 г. 1916 г. 1917 г. Всего за период 1914— 1917 гг.
Новые винтовки (тыс. шт.) 82 121 3 129 281 504 871 505 863 1 405 783
Исправленные винтовки (тыс. шт.) 97 897 65 936 9900 4200 177 033
Выплавка стали (пуд.) 268 000 431 000 610 000 -2 1 309 000
Источники: ЦГА УР. Ф.Р-543. Оп. 14. Д. 315. Л. 109 об.; Липина С.А. Модернизационные процессы в промышленности Удмуртии накануне и в годы Первой мировой войны (1910—1917 гг.). Ижевск, 2010. С. 63.
При общем снижении выплавки стали в России за три года войны Ижевский сталеделательный завод увеличил объем выпуска стали. Так, удельный вес Ижевского сталеделательного завода в общероссийской выплавке стали в 1914 г. составил 0,11, в то время как в 1916 г. - 0,30 [Бескровный, 1986, с. 70].
В годы войны Ижевские заводы, кроме винтовок, выпускали ствольные заготовки для винтовок и пулеметов. Кроме того, за годы войны Ижевскими заводами было выпущено свыше 100 000 пудов колючей проволоки.
Около половины всего стрелкового оружия, выпущенного в России в годы Первой мировой войны, — 48 % (по другим данным, 43 %) — было изготовлено на Ижевском оружейном заводе. По остальным группам изделий удельный вес был еще выше, по винтовочным стволам он составил 52 %, по исправленным винтовкам— 61 %, по пулеметным стволам — 79 %. Всего за этот период ижевские оружейники выпустили полтора миллиона винтовок. По имеющимся в современных исследованиях данным, Ижевский оружейный и сталеделательный заводы также являлись единственными предприятиями в стране, где изготовлялись патронные обоймы. В 1917 г. выпуск этой важной продукции составил 543 млн.
Высокая производительность на Ижевских оружейном и сталеделательном заводах была достигнута посредством напряжения трудовых усилий рабочих и специалистов, повышения рабочего дня (11—12 часов), увеличения числа занятых дней в месяце (до 27—28), привлечения административных ресурсов. Однако полностью удовлетворить заказы фронта в стрелковом оружии заводам не удалось.
1 Количество выпущенных новых винтовок Ижевским оружейным заводом в 1915 г., согласно данным, приведенным Л.Г. Бескровным в книге «Армия и флот России в начале XX в. Очерки военно-экономического потенциала», составляло 306 529 шт.
2 Данные о выпуске стали Ижевским сталеделательным заводом отсутствуют.
Библиографический список
1. Барсуков Е.З. Подготовка России к мировой войне в артиллерийском отношении. М.; JL: Воениздат, 1926. 320 с.
2. Бескровный Л.Г. Армия и флот в начале XX века. Очерки военно-экономического потенциала. М.: Наука, 1986. 240 с.
3. Букшпан Я.М. Военно-хозяйственная политика. М.; Л.: Госиздат, 1929. 541 с.
4. Военная промышленность России в начале XX века (1900-1917): сб. док. / под ред. Р.Ш. Ганелина. М.: Новый хронограф, 2004. 832 с.
5. Генерал B.C. Михайлов (1875-1929): Документы к биографии. Очерки по истории военной промышленности. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. 424 с.
6. Головин Н.Н. Военные усилия России в Мировой войне. М.: Кучково поле, 2001. 440 с.
7. Жук А.В. Военная промышленность Урала в годы Первой мировой войны (1914—
1918 гг.): атореф. дис. ... канд. ист. наук. Екатеринбург, 2000.
8. Китанина Т.М. Россия в Первой мировой войне. 1914—197 гг. Экономика и экономическая политика: в 2 ч.: Экономическая политика царского правительства в первые годы войны. 1914 - середина 1916 гг. СПб.: Изд-во С.-Петрерб. ун-та, 2003. Ч. 1. 146 с.
9. Маниковский А.А. Боевое снабжение русской армии в мировую войну. М.: Изд-во военной литературы, 1937. 363 с.
10. Родионов Н.А. История оружейного производства в Удмуртии (XIX—XXI вв.). Ижевск: Удмуртия, 2009. 320 с.
11. Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемое при правительствующем Сенате. Пг., 1915.
12. ТТТигалин Г.И. Военная экономика в первую мировую войну. М.: Воениздат, 1956. 332 с.
13. Шумкин Г.Н. Военное производство на Урале в конце XIX- начале XX вв. (1891 — июль 1914 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Екатеринбург, 2002.