Cramp S., Brooks D.J. 1992. Handbook of the Birds of Europe, the Middle East and North Africa. The Birds of the Western Palearctic. Vol.VI. Warblers. Oxford Univ. Press.: 1-728.
Gaston A.J. 1974. Adaptation in the genus Phylloscopus // Ibis 116, 4: 432-450.
Ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2011, Том 20, Экспресс-выпуск 673: 1430-1435
Орнитологические находки на северо-восточном побережье Байкала и в долине реки Баргузин
Н. Г. Скрябин
Второе издание. Первая публикация в 1960*
В своей сводке «Птицы Байкала и Прибайкалья» Т.Н.Гагина (1958) установила 217 форм птиц для участка, названного ею северо-восточным побережьем. Наблюдения последних лет дали нам возможность сделать ряд дополнений к этому списку, самому подробному из составленных до сих пор, и довести число форм до 236.
Anthropoides virgo. 25 мая 1957 О.К.Гусев добыл залётный экземпляр журавля-красавки на поляне второй Байкальской террасы в посёлке Давша.
Charadrius veredus. Ареал восточного зуйка охватывает Монголию, север Китая (северный изгиб реки Хуанхэ) и Корею. В Монголии он гнездится по южным склонам магистрального Хангая и Керулену (Удурхан, Чайболсан). В гнездовой период придерживается полупустынь с редкой ксерофильной растительностью, иногда вдали от водоёмов. В Советском Союзе этот вид был найден летом в юго-восточном Забайкалье близ села Сайластуй, станций Борзя и Ага, что делает вероятным его гнездование. Пролётные или кочующие птицы были отмечены в Селенгинской Даурии (Кяхта). Залётные особи добывались под Самаркандом и Ташкентом.
30 мая 1959 нами добыт самец восточного зуйка на берегу Байкала у посёлка Томпа на 55°06' с.ш. Кулик держался на краю первой озёрной террасы среди выбросов Байкала.
Calidris subminuta. Длиннопалый песочник встречен на осеннем пролёте в незначительном количестве. В коллекции Баргузинского заповедника хранится экземпляр этого песочника, добытого 14 августа 1958 на горячем ключе в поселке Давша.
* Скрябин Н. Г. 1960. Орнитологические находки на северо-восточном побережье Байкала и в долине р. Баргузина II Тр. Баргузинского заповедника 2: 109-114.
Philomachus pugnax. Турухтан встречен нами на весеннем пролёте в 1958 году в большом количестве в устье реки Томпуды. Стаи турухтанов достигали 150 штук и более и держались на залитых весенней водой заболоченных осоковых лугах берега Байкала. Пролёт продолжался с 31 мая по 1 июня во время пасмурной погоды с затяжными дождями, с прекращением которых турухтаны исчезли. Об интенсивности пролёта и многочисленности особей в стаях можно судить хотя бы по тому, что за 3 выстрела охотники добывали до 28 штук. По словам старожилов, таких куликов они ранее никогда не видели. Интересно отметить, что точно в эти же сроки и при сходной погоде подобная картина наблюдалась на луговых полянах среднего течения реки Давши в 120 км южнее Томпуды (К.П.Филонов, устн. сообщ.).
На наш взгляд, необычно большое число турухтанов на весеннем пролёте 1958 года, не отмечавшееся ранее, можно объяснить следующим. Весенний пролёт турухтанов на северо-восточном побережье Байкала очень кратковременен и обычно проходит незамеченным. В дни более или менее ясные они следуют над побережьем, нигде не останавливаясь. И если в период пролёта случается затяжная дождливая погода, турухтаны вынуждены остановиться в ожидании прекращения дождей.
Phalaropus lobatus. Круглоносого плавунчика следует отнести к редко встречающимся видам птиц северо-восточного побережья Байкала. Нами были отмечены две одиночные встречи в устье реки Том-пуды: 9 сентября 1958 (вероятно, начало пролёта) и 17 сентября 1958 (конец пролёта). Так как наблюдения на местах остановок этих куликов велись ежедневно в течение августа—октября, то можно с уверенностью сказать, что осенний пролёт этого вида здесь выражен очень слабо. Эти кулики ранее не были известны не только для северовосточного побережья, но и для всего берега Байкала.
Tringa stagnatilis. Вероятно, поручейник встречается на пролёте в незначительном количестве. Просматривая коллекции заповедника, мы обнаружили экземпляр самца поручейника, добытого на перешейке полуострова Святой Нос у озера Кулиное.
Anas poecilorhyncha zonorhyncha Swinhoe, 1866. 13 мая 1958 в устье Томпуды на северо-восточном побережье Байкала С.К.Устиновым была добыта самка чёрной кряквы. Она была в паре с самцом, которого мы видели здесь и 18 мая. У самки яйца достигали размеров 8.80 и 6.85 мм. В коллекции заповедника имеется ещё один экземпляр чёрной кряквы, но без даты. Ближайшие места находки этого вида — река Селенга и окрестности Иркутска.
Alcedo atthis. 11 июня 1958 С.К.Устинов нашёл гнездо зимородка на протоке реки Томпуды в 3 км от Байкала. Эта находка отодвигает северную границу гнездования этой птицы значительно выше по Бай-
калу. Гнездо располагалось в обрыве песчаного берега южной экспозиции в непосредственной близости от воды. Под корнями стоящей на краю обрыва лиственницы в 50 см ниже уровня поверхности земли и в 4 м от уреза воды была выкопана нора с входным отверстием 5.5x6 см. Горизонтальный ход длиной 46 см заканчивался гнездовой камерой шириной 16 см, длиной 16 см и высотой 10 см, дно которой было выстлано мелкими косточками рыб, смешанными с песчаным субстратом. Толщина подстилки, 5 см, позволяет предположить о пользовании гнездом не первый год.
11 июня птицы ещё не приступили к откладке яиц, хотя самка часть времени проводила либо в гнезде, либо на ивовых веточках над поверхностью воды. Самец время от времени кормил её мелкой рыбой, пойманной за поворотами реки. За 7 ч утренних наблюдений он 8 раз приносил корм самке и два раза покрыл её. За всё это время самка ни разу не удалялась от гнезда далее 20 м и не охотилась за рыбой. При попытке обследования нора была разрушена.
Вторично посетив это место 19 августа 1958, мы обнаружили в 20 см от разрушенного гнезда новую нору, вырытую зимородками, где они вывели потомство. Выводок уже разбился, и мы имели возможность регистрировать 5 встреч одиночных зимородков в районе нижнего течения Томпуды. Следует отметить, что зимородок не является редкой птицей для северо-восточного побережья Байкала.
До нашей находки был известен только один достоверный факт гнездования зимородка на Байкале. 16 августа 1954 Т.Н.Гагиной было найдено гнездо с 7 голыми птенцами в районе Горячих ключей реки Большой (Баргузинский заповедник).
Upupa epops. За период существования заповедника в прибрежном поясе Байкала число встреч удодов значительно увеличилось. Так, если в 1933 году в посёлке Сосновка* была встречена только одна пара удодов, то в настоящее время в Давше (примерно 30 км к северу от Сосновки) можно наблюдать в период пролёта ежедневно 3-4 удода. В 11 км от Байкала по реке Давше удоды были встречены и летом. Около посёлка Томпа (в 120 км севернее Давши) на побережье весной 1958 года мы наблюдали всего двух удодов. В настоящее время удода можно встретить по всему Байкалу. По устному сообщению В.Н.Ска-лона, удоды стали обычными птицами под Иркутском, где ранее их было немного. Вероятно, мы имеем дело с видом, который постепенно расширяет свой ареал на север, по крайней мере в Прибайкалье.
Cyanopica cyanus cyanus (Pallas, 1776). Осенью 1958 года наблюдалась массовая кочёвка голубых сорок на северо-восточном побережье Байкала далеко на север от гнездовой области. 23 октября нами была
* Северная граница распространения удода даётся по: Судиловская 1951.
отмечена пара голубых сорок в посёлке Томпа. Продержавшись один день, они улетели на север. 27 октября, плывя вдоль побережья Байкала на юг, мы встретили в устье реки Кабаньей ещё 5 сорок, пролетавших опушкой лиственничного леса на север. До последнего времени ближайшим пунктом встреч этого вида, согласно литературным данным, были дельта реки Селенги и Иркутск (Гагина 1954).
Emberiza fucata. Гагина (1958) добыла экземпляр ошейниковой овсянки 3 июля 1957 в Джидинском районе БАССР. На основании этой находки ошейниковая овсянка была отнесена к залётным птицам Прибайкалья. Просматривая коллекцию Баргузинского заповедника, мы обнаружили 4 экземпляра ошейниковой овсянки (2 самца и 2 самки), добытые 4 июля 1957 О.К.Гусевым в долине реки Баргузин у деревни Хилгана (54°54' с.ш.). Это были взрослые особи, не приступившие к линьке. Со слов автора сборов, это были самые обычные птицы заболоченного правого берега с зарослями ивняка. Подобные встречи делают вероятным предположение о гнездовании их здесь.
Carduelis spinus. Весной 1958 года мы имели возможность наблюдать чижей в большом количестве в период весеннего пролёта по реке Томпуде. Над сосново-толокнянковым бором на протоке Аманта можно было одновременно видеть несколько пар чижей и слышать их песню с 8 по 11 июня. До сих пор были известны только единичные встречи этого вида в Прибайкалье.
Uragus sibiricus sibiricus (Pallas, 1773). Сибирский длиннохвостый снегирь встречается в весеннее время, но редок. В устье реки Давши 4 апреля 1955 был добыт взрослый самец. Здесь же был отмечен одинокий самец длиннохвостого снегиря 13 апреля 1957.
Fringilla coelebs. До настоящего времени зяблик в пределах Прибайкалья зарегистрирован не был. Нами был добыт самец зяблика в посёлке Томпа 12 октября 1958. Этот экземпляр был замечен накануне в стайке овсянок-ремезов Emberiza rustica. Ближайшие пункты встреч — Томск, Тарбагатай, с 1944 года - Красноярск.
Certhia familiaris. Обыкновенную пищуху следует отнести к редко встречающимся птицам северо-восточного побережья. В период более чем двухлетних наблюдений нами зарегистрированы следующие одиночные встречи их на территории Баргузинского заповедника: первая декада декабря 1956 года - 2 встречи по реке Таркулик в 15 км от берега Байкала; первая декада марта 1958 года - 3 встречи ежедневно по одному экземпляру в районе Горячих ключей реки Большой, в 35 км от берега Байкала. Все пищухи отмечены в смешанных елово-пихтово-кедровых насаждениях, растущих узкой лентой по берегам рек. 7 и 8 марта была слышна их весенняя песня, что говорит о возможности гнездования пищух на северо-восточном побережье Байкала. Учёт орнитофауны по реке Большой, проведённый в феврале-марте
1958 года, показал, что на учётной ленте шириной 50 м и длиной 100 км учтена 1 пищуха, т.е. на площадь 5 км2 приходится 1 особь. В коллекции заповедника имеется 2 экземпляра.
Regulus regulus. Желтоголовый королёк отмечен Гагиной (1958) как условно гнездящийся вид по рекам Селенге и Иркуту. В небольшой коллекции птиц, собранной К.П.Филоновым на северо-восточном побережье и любезно предоставленной нам для использования, имеется экземпляр королька, добытого в подгольцовом поясе верховьев реки Шумилихи 27 сентября 1957. Королёк держался в стайке длиннохвостых синиц Aegithalos саибаШБ у верхней границы леса. Таким образом, его можно включить в список птиц северо-восточного побережья Байкала как вид, редко встречающийся во время кочёвок.
Lanius excubitor. Обычная птица северо-восточного побережья Байкала. Серый сорокопут может быть встречен как в осеннее, так и зимнее время. Например, по среднему течению реки Давши в течение зим 1953-1955 годов в островных ельниках держалось несколько сорокопутов, которые часто на глазах наблюдателей довольно успешно охотились за щурами Птсо1а епис1еа^т. Здесь же в марте 1958 года С.К.Устинов наблюдал серого сорокопута на заболоченном участке поймы реки с зарослями кустарниковых берёз и ивняка. Нами дважды встречен в устье реки Томпуды — 9 мая и 29 сентября 1958.
Monticola saxatШs. Пёстрый каменный дрозд отмечался не раз для северо-западного побережья Байкала как гнездящаяся птица в местах с выходом скал и каменистых россыпей. На северо-восточном побережье Байкала отмечен дважды в совершенно несвойственных ему стациях. В поясе прибрежных низменностей на берегу реки Давши (31 мая 1957, сообщение К.П.Филонова) и у посёлка Томпа (август 1958, наши наблюдения) в зарослях ивняка и кустарниковых берёз вне скал и россыпей. Встреча каменного дрозда у посёлка Томпа говорит о том, что он распространён гораздо севернее посёлка Сосновка, как было известно ранее.
Oenanthe isabeШna. Каменка-плясунья в значительном количестве встречена нами во время сезонных миграций. Придерживаясь на пролёте исключительно слабо облесенной узкой полосы берега Байкала, плясунья очень редко удаляется в глубь тайги по долинам рек. В период двухлетних наблюдений за ходом весеннего пролёта нами зарегистрирована одна встреча этого вида на луговой поляне в долине реки Давши в 11 км от берега.
Весенний пролёт значительно интенсивнее осеннего. Так, например, в период массового весеннего пролёта в 1958 году на участке длиной 1.5 км и шириной 300 м около посёлка Томпа мы ежедневно встречали от 5 до 10 плясуний, иногда совместно с обыкновенной каменкой Оепап^е оепап^е и плешанкой Оепап^е pleschanka. Этот
участок является характерным местом кормёжки каменок, что обусловлено наличием вырубки вблизи посёлка и довольно широкой пес-чано-каменистой полосы берега Байкала с редкой ксерофильной растительностью и выбросами плавника. В тех местах, где тайга вплотную подступает к берегу, каменки, не задерживаясь, пролетают.
Осенний пролёт имеет вид кочёвок единичных особей с августа и выражен очень слабо: с 18 августа по 20 октября 1958 на том же участке, что и весной, мы встретили не более 14 экземпляров плясуний. Гнездование каменки-плясуньи на северо-восточном побережье Байкала не установлено, и мы относим её к пролётным видам.
Литература
Гагина Т.Н. 1954. Голубые сороки в Иркутской области II Природа 4: 117-118. Гагина Т.Н. 1958. Водные птицы, зимующие в Прибайкалье II Изв. Иркут. сель.-
хоз. ин-та 8: 114-129. Гагина Т.Н. 1958. Птицы Байкала и Прибайкалья и их хозяйственное значение.
Автореф. дис. ... канд. биол. наук. Томск. Гагина Т.Н. 1958. Птицы Байкала и Прибайкалья II Зап. Иркут. обл. каевед. музея 1: 173-191.
Малышев Л.И. 1958. Материалы к орнитофауне Прибайкалья II Зоол. журн. 37, 7: 1103.
Судиловская А.М. 1951. Отряд удоды ирирае или Ирир1£огшез II Птицы Советского Союза. М., 1: 535-546. Туров С.С. 1923. Материалы по фауне птиц Баргузинского края II Сб. тр. профессоров и преподавателей Иркут. ун-та 4: 132-167. Туров С.С. 1924. Орнитологические наблюдения на северо-восточном побережье Байкала и в Баргузинском хребте II Изв. Сев.-Кавк. пед. ин-та 2: 1-26.