Научная статья на тему 'ОРНАМЕНТАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА И МЕСОПОТАМИИ'

ОРНАМЕНТАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА И МЕСОПОТАМИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
744
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
неолитическая революция / древние цивилизации / космологическое представление о Вселенной / мифологическое сознание / символьно-знаковая орнаментальная структура / декоративные элементы.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алиев Парвиз Наджаф

Революционные изменения, происшедшие при переходе от эпохи Мезолита к эпохе Неолита, коснулись всех сфер жизнедеятельности человека. Изменение формы хозяйствования не могло не привести и к изменениям в социальной структуре общества. Появляются первые города, государства и цивилизации. Древнейшие из них цивилизации Древнего Египта и Месопотамии, между которыми есть как много общего, так и ряд отличий. Обе цивилизации сохраняют корневое космологическое представление об устройстве Вселенной и мифологическое сознание. Однако проявляются и региональные особенности. Все это, как в зеркале, отражается и в орнаментальной культуре этих цивилизаций. Она носит ярко выраженный символьно-знаковый характер, который сохраняется на всем периоде развития. Но в дальнейшем начинает теряться первоначальная четкость понимания смыслового значения орнаментальных символов, превращая их все более в элементы декоративного убранства. Тем не менее орнаменталистика Древнего Египта и Месопотамии оказала огромное влияние на всю дальнейшую орнаментальную культуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРНАМЕНТАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА И МЕСОПОТАМИИ»

A

ИССКУСТВОВЕДЕНИЕ ART HISTORY

ОРНАМЕНТАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА И МЕСОПОТАМИИ

АЛИЕВ ПАРВИЗ НАДЖАФ

Старший преподаватель, кафедры «Графический и медиа дизайн» Азербайджанского Архитектурно-Строительного Университета, Баку, Азербайджан

Аннотация. Революционные изменения, происшедшие при переходе от эпохи Мезолита к эпохе Неолита, коснулись всех сфер жизнедеятельности человека. Изменение формы хозяйствования не могло не привести и к изменениям в социальной структуре общества. Появляются первые города, государства и цивилизации. Древнейшие из них цивилизации Древнего Египта и Месопотамии, между которыми есть как много общего, так и ряд отличий. Обе цивилизации сохраняют корневое космологическое представление об устройстве Вселенной и мифологическое сознание. Однако проявляются и региональные особенности. Все это, как в зеркале, отражается и в орнаментальной культуре этих цивилизаций. Она носит ярко выраженный символьно-знаковый характер, который сохраняется на всем периоде развития. Но в дальнейшем начинает теряться первоначальная четкость понимания смыслового значения орнаментальных символов, превращая их все более в элементы декоративного убранства. Тем не менее орнаменталистика Древнего Египта и Месопотамии оказала огромное влияние на всю дальнейшую орнаментальную культуру.

Ключевые слова: неолитическая революция, древние цивилизации, космологическое представление о Вселенной, мифологическое сознание, символьно-знаковая орнаментальная структура, декоративные элементы.

ВВЕДЕНИЕ.Эпоха неолита ознаменовалась существенными изменениями в системе хозяйствования и, как следствие, социальном устройстве общества. Причиной этому послужило появление новых технологий, ремесел и совершенствование орудий труда. Изменения становятся все более существенными в эпоху позднего неолита ( энеолита ) и вступлению человечества в век бронзы и железа.

Экономические изменения не могли не коснуться социального устройства общества. В эпоху неолита появляются первые государственные образования, а со вступлением в бронзовый век мы уже говорим о появлении и расцвете древних цивилизаций, таких как Древний Египет, Месопотамия, Древняя Греция, Древний Рим. Каждая из этих цивилизаций, развившись из обшей корневой системы развития человечества, смогла внести в нее свой уникальный вклад, который наиболее ярко отражается в искусстве этих цивилизаций. И орнаментальное искусство играет не последнюю роль в нем [5].

Орнаментальное искусство Древнего Египта, как одной из древнейших цивилизаций, наглядно демонстрирует нам свою глубокую связь с корневой основой представления человека об устройстве Мироздания. Космологическая теория мироустройства, выраженная в системе символов находит в нем свое полное отражение. Мифологическое сознание древних египтян выстраивает их в единую систему, наделяя каждый из них собственным смыслом. Орнаментальные символы и письменные знаки изначально имели единое начертание, что свидетельсвует о единой корневой основе, хотя в языковой среде значение некоторых элементов приобрело обсолютно другое значение, нежели в орнаменте, который сохранил изначальный семантический смысл изображения. Среди орнаментальных знаков мы встречаем все основные: круг, квадрат, ромб, зигзаг, волна, крест. Как каждый из них, так и соединения их в одном знаке сохраняет свое изначальное значение. Или же приобретает новое значение, дополненный другими элементами. Начертания знаков геометризированны и строятся по сетке или линейно [1]. Сами орнаменты ярко расцвечены и цвет имеет особое смысловое значение. Среди древнеегипетских знаков можно выделить группу знаков,

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science" PF "International Research Center "Endless Light in Science"

526

ART HISTORY

относящихся к древнейшим мировоззренческим образам. Это «анкх», «джед», «уаджет», «уас», «сесен», «скарабей».

«Анкх» - называемый также «египетский крест», представляет собой крест с петлей в верхней части [6]. В Древнем Египте он являлся знаком жизни - бессмертия, символизировал вечную жизнь, представлял ее как религиозную, так и философскую категорию. Его держали в руках боги и фараоны. Его форма, соединение креста и круга, символизировала соединение в единое целое разных стихий, дающих жизнь, солнца, огня, ветра, воды, разных начал мужского и женского, как союз неба и земли. «Анкх» своего рода «небесный ключ», откравающий доступ к тайнам мироздания. Этот знак был известен по всему Востоку, Передней Азии и Африки. Его универсальное философское значение нашло свое отражение и в раннем христианстве. Он очень популярен и до сих пор.

«Джед» - олицетворение бога Осириса, являющимся одним из главных в древнеегипетском пантеоне богов, хотя изначально был связан с именем бога-творца Птахом, которого также называли «Благородным Джедом». «Джед» символизирует стабильность и силу, идею вечного возрождения [6]. Некоторые исследователи считают, что форма знака, напоминающая человеческий позвоночник, символизировала позвоночник бога Осириса, правителя царства мертвых и служил оберегом усопшему в путешествии по загробному миру. Его часто изображали на дне гроба. Другие исследователи связывают его с идеей обновления жизни, вечном возрождении бога Осириса. Недаром символами этого бога были самые важные для египтян растения, такие, как лотос, виноград, папирус, ячмень, пшеница. Форма знака напоминает стебли папируса, связанные в пучок. Неудивительно, что именно эта форма стала основой для египетских колонн, отсылающих нас к идее Мирового Дерева, дающему жизнь всему сущему и соединяющему Небесный Свод с Земной Двердью.

«Уаджет» - око бога Гора [6]. Был вторым по значимости и распространению знаком в Древнем Египте. Представлял собой форму глаза человека с ярким макияжем и небольшой спиралью, идущей от него. По легенде, это был глаз бога Гора, который он потерял в сражении и который вновь обрел. Знак олицетворял Всевидящее Око, вечное движение к лучшему, светлому. Он давал владельцу неиссякаемый запас энергии и веру в лучшее будущее.

«Уас» - в некоторых источниках «вес» [6]. Изображался в виде посоха с развилкой внизу и перекладиной в верху. Развилка внизу помогала при ходьбе, а перекладина в верху посоха давала упор. Часто она изображалась ввиде головы птицы или животного, олицетворявшего одного из богов, например бога Анубиса, имевшего голову шакала. «Уас» являлся знаком благополучия, обсолютной божественной власти. Именно поэтому его всегда изображали в руках богов и земных владык. Кроме того в его форме запечатлен образ Мирового Дерева, где развилка внизу символизирует корни, средняя часть земное начало, а верхняя часть с головой божества к Небесному своду и божественной сущности мироздания.

«Сесен» - цветок лотоса [6]. Одно из главных растений Египта. «Сесен» можно отнести к солярным знакам, олицетворяющим силу и могущество солнца. Он говорит о созидании и возрождении. Лотос, как и солнце, закрывается и уходит под воду ночью и всплывает и распускается утром. Недаром его связывают с культом бога Осириса, его форма запечатлена в короне египетских фараонов, он является элементом, наиболее часто используемым в египетском орнаменте.

«Скарабей» - часто используемый и популярный знак в Древнем Египте [6]. В деятельности маленького жука навозника египтяне увидели аналогию с рождением и движением солнца. Навозный шарик, с отложенными в него яйцами, который катает жук, символизировал солнечный диск, двигающийся по небосводу с востока на запад. А вылупляющиеся из шарика зародыши символизировали зарождение новой жизни, жизни, которую несет огненный диск солнца, двигаясь по небосводу.

Разобрав основные, наиболее популярные знаки и их смысловое значение, составляющие орнаменталистику Древнего Египта, необходимо сказать и о композиционных приемах их использования. Несмотря на то, что до нас в основном дошли примеры более поздней орнаменталистики, но тем не менее можно выявить наиболее характерные приемы. И наиболее многочисленные примеры показывают нам характер сплошного коврового покрытия поверхности. Орнаментальные символы и знаки располагаются на ней по шахматной сетке или более сложного рисунка. Такое расположение позволяет композиции бесконечно распространяться по поверхности, образуя непрерывную структуру в пространстве. Это согласуется и с мировоззрением древних египтян, с их представлениями о бесконечности пространства, вечности, неизменности бытия, а также о упорядоченном устройстве Космоса и его влиянии на социальное устройство. Гораздо реже встречаются сплошные линейные композиции, которые образуют непрерывный линейный ряд. По своему характеру в обоих типах композиций присутствуют простые геометрические элементы, берущие свое начало в глубокой древности и сохранившие свой первоначальный семантический смысл. Это изображения зигзагов, ромбов, квадратов, точек. Появляется и более усложненный вариант зигзагообразного орнамента в виде рыбьей чешуи или рыболовной сети, калазириса. Геометрические орнаменты Египта невероятно изящны и многообразны, образуя большое разнообразие композиционных и цветовых решений [1].

В шахматных орнаментах Египта мы видим существенное усложнение композиций. Элементы, заполняющие клетки чередуются. Мы встречаем как простые и концентрические прямоугольники, так и более сложные композиции по системе круг-крест-квадрат, которые носят ярко выраженный солярный характер. Солярные символы концентрических кругов со спицами могут чередоваться со спиралями, меандрами и свастиками [3].

Претерпевают изменение и линейные орнаменты более позднего периода развития египетского общества. Простые геометрические формы раннего периода уступают место более сложным знаковым композициям. Среди них выделяются композиции с использованием лотоса, папируса, винограда. Использование этих мотивов полностью согласуется с космологическими представлениями древних египтян [1]. Сами мотивы тоже приобрели различные «гибридные» формы изображения. Встречаются все больше соединение различных знаков в единую линейную композицию, своего рода рассказ, представление древних египтян о мифологическом устройстве бытия. Изменения проявляются и в шахматных композициях. Строгость и простота начинают уступать место затейливости и декоративности. В более поздних орнаментах наблюдается постепенный отход от основополагающего понимания семантического значения знаков в сторону декоративности и откровенной эклектичности. На поздних этапах развития древнеегипетского общества наблюдается деструктуризация форм египетского орнамента и разрыв связи с мифологической мировоззренческой основой предсталений древних египтян.

Не менее важное место в понимании становления орнаментального искусства занимает Месопотамия. Мы встречаем здесь те же основные символы, идущие от корневой системы представлений о мироздании. К сожалению до нас дошло мало образцов ранней орнаменталистики Месопотамии. Наиболее интересны и показательны эламские сосуды. В их орнаментальном оформлении мы видим не только основные символы, такие как зигзаг, квадрат, ромб, круг, но и тему Мирового Дерева [4] и связанных с ним символов и знаков, таких как изображение козлов, баранов, хищных животных и птиц. Они являются хранителями священного Дерева, тематика которого проходит через все искусство Месопотамии.

Уже на раннем этапе развития цивилизации Междуречья мы наблюдаем формирование своей уникальной орнаментальной культуры. Сохраняется корневая мировоззренческая основа мифологического представления о мире и его устройстве. Однако искусство Месопотамии, в отличии от Египетского, гораздо более сухо и рационалистично.

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science" PF "International Research Center "Endless Light in Science"

Прославлялись величие, грубая сила и мощь. В отличии от древних египтян , готовившихся к вечной загробной жизни, жители Месопотамии видели единственную ценность в жизни земной, только в ней можно достигнуть максимального блага и этим объясняется их крайний рационализм. Показательным примером может служить их письменность, клинопись. В отличии от египетской обсолютно лишенная образного начала и какой-либо связи с сюжетом. Простота, унифецированность и рационализм, вот ее основные черты.

Среди основных орнаментальных мотивов наиболее популярны зигзаги и спирали. Они построены на сочитании простых геометрических форм: квадрат, круг, треугольник. Несмотря на свою простоту, они очень запоминающиеся и выразительные. Это достигается графической выразительностью, четким ритмом, контрастом форм и цвета. В Месопотамии создается новая форма двойной, обегающей, непрерывной спирали, превращающейся в нгепрерывную цепочку. Она стала одной из основных тем месопотамской орнаменталистики. Наряду с ней мы видим мотив чешуйчатого орнамента, но, в отличии от египетского, обращенного вершинами вверх. Совершенно уникален мотив зигзага, образованного зубчатыми пирамидками, обращенными вершинами друг к другу. В этих пирамидках угадывается форма зиккуратов, имевших трехступенчатую форму. В последствии, данный мотив стал основным элементом архитектурного декора, венчающего крышу здания. Однако в более поздний период количество ступеней в пирамидках делают четыре и даже пять, что свидетельствует о выхолащивании первоначального мифологического смысла [1]. Очень популярен мотив розетки, носящий изначальный солярный характер и встречающийся повсеместно в невероятном разнообразии, несмотря на столь рационалистическую унифицированную художественную культуру [3]. Популярность данного мотива понятна, потому что его корни уходят в глубокое прошлое и связаны с основополагающими космологическими представлениями древних жителей Междуречья. Достаточно вспомнить эламскую керамику.

Наряду с простыми основополагающими геометрическими элементами, в орнаментах Месопотамии широко применялись и растительные мотивы. Среди них мы выделяем орнаменты с изображением цветов и бутонов лотоса. Этот мотив, безусловно заимствован из Египта. В онаментах используется чередование бутонов и цветов, но есть и темы с использованием полностью распустившихся цветов. Данные орнаменты очень изящно прорисованы, что даже выделяет их из общей орнаментальной среды Междуречья. Однако наиболее интересным и знаковым для нас является мотив пальметты. Здесь тоже прослеживается влияние египетской культуры, но в уникальной собственной интерпритации. Мотив лотоса заменен на крону финиковой пальмы, ибо она была основным растением в Месопотамии и имела сакральное значение. Его отождествляли с Древом Жизни, корневым мифологическим сюжетом Месопотамии, из кроны которого «рождается» солнце. Изображение пальметты удивительным образом перекликается с капителями египетских колонн, изображающими цветок лотоса. Форма пальметты оказала огромное влияние на всю дальнейшую мировую орнаменталистику и стала неотемлемой частью классического искусства.

Наряду с пальметтой есть еще один орнаментальный мотив, который имеет аналогию в египетской орнаменталистике, но в уникальном местном прочтении. Речь идет о мотиве шишки. В дошедших до нас изображениях мы видим, как его приносят ввиде даров Дереву Жизни. Нет единого мнения, что послужило основой для этого мотива. Некоторые исследователи считают, что это изображение мужских цветков финиковой пальмы, другие лимон, но наиболее вероятным представляется, что это изображение кедровой шишки. Кедр также, как и пальма был одним из основных растений Месопотамии и имел сакральное значение. Ясно одно, шишка есть некий собирательный образ плода, приносимого в жертву, в дар Дереву Жизни. Мотив шишки часто используется в соединении с другими растительными мотивами.

Кроме растительных с темой Дерева связано и активное использование антропоморфных и зооморфных мотивов [4]. Это изображение реальных и мифических существ, которые охраняют или подпирают Мировое Дерево, приносят ему жертвы. Основой для этого послужили корневые мифологические представления древних месопотамцев о Мировом Дереве и устройстве Мироздания. Еще в эламской керамике мы видим изображения сакральных баранов с огромными спиральными рогами, подпирающими или охраняющими Дерево [1]. Этотмотив получил логическое развитие. Появляются изображения и других животных и птиц, каждый из которых носит свою смысловую нагрузку. Появляются изображения и мифических существ, носящих знаковый характер и соединяющих в себе несколько смысловых характеристик. Одним из таких является Шеду - дух-хранитель [2]. Он имеет тело быка, которое символизирует силу, власть, мощь идущую от земного начала, крылья орла, которые символизируют божественное происхождение и связь с небесной сферой, и головой человека, что говорит о связи его с человеком. В поздней месопотамской орнаменталистике Шеду изображались с головой царя, подчеркивая тем самым его божественное происхождение, силу, мощь и власть, которые тот получил от богов. Они ставились у входа во дворцы, как бы охраняя покой царя. Именно царь, правитель, деспот становится центром композиции, наблюдается явная десакрализация данного мотива.

Говоря о орнаментальных мотивах Месопотамии необходимо сказать и о композиционных приемах. Здесь в основном встречаются линейные, трехчастные и сетчатые шахматные. Последние не столь разнообразны, как египетские и представлены геометрическими мотивами, основанными на использовании простых геометрических форм и контрастных цветовых сочитаний. Нас больше интересуют линейные композиции, как наиболее часто используемые в орнаментах Месопотамии. В отличии от Египта, в Месопотамии не стремились покрыть плоскость непрерывным сплошным ковровым орнаментом, а разделяли ее на полосы, в каждой из которых использовался линейный орнамент различной тематики. Это мог быть ряд растительного, зооморфного или другого орнамента. Композиции строились ввиде элементов, следующих друг за другом или навстречу друг другу. Сами элементы более тяжеловесны и резко очерчены, они не столь изящны и тонки, как египетские. Присутствует четкое разделение на изображение и фон. Подобное начертание мы наблюдаем еще в ранней орнаменталистике Месопотамии, что свидетельствует о его глубоком корневом характере.

Особо хочется сказать и о трехчастных композициях. В них, безусловно присутствует тематика Дерева Жизни. Собственно они и родились из мифологического представления о нем. Центром композиции является само Дерево, с каждой стороны которого располагаются его хранители. Это могут быть животные, птицы, мифические существа имеющие божественное начало. Изображения самого Мирового Дерева чрезвычайно разнообразны, как и существ, окружающих его. Производной от данной композиции является геральдическая, которая чрезвычайно полно и многообразно представлена в культуре Месопотамии.

После падения Вавилона и завоевания его Персией, которая стала наследницей его богатой культуры, прослеживается существенное вымывание первоначальной смысловой мифологической основы. Знаки и мотивы носят более трафаретный характер и приобретают декоративный характер. Растительные элементы изображаются все более натуралистично и даже вычурно. Само Мировое Дерево превращается в цветущее декоративное растение, в котором трудно угадать первоначальный образ. Все это свидетельствует о потере понимания его первоначального смыслового значения и превращения в обычный декоративный элемент.

ВЫВОДЫ.Рассматривая орнаментальные традиции древних цивилизаций, на примере Египта и Месопотамии, прослеживается следующая тенденция: сохранение и использование символьно-знаковой системы построения орнамента, основанной на мифологическом восприятии мира в культурах Египта и Месопотамии на раннем и среднем этапе своего

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science" PF "International Research Center "Endless Light in Science"

ART HISTORY

развития и постепенная потеря первоначального смысла и превращения ее в декоративную систему на позднем этапе своего развития. Но, несмотря на это, обе культуры внесли огромный вклад в последующее развитие орнаменталистики, создали целый ряд уникальных орнаментальных мотивов и композиций, которые стали основой для дальнейшего развития орнаментального искусства.

1. Буткевич Л.М. История орнамента: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.:Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС». - 2021. - 267 с.

2. Рошаль В.М. Символы и знаки от А до Я. Универсальный язык человечества. - Издательство АСТ. - 2018. - 704 с.

3. Степанова А.П. Теория орнамента: Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс.- 2011.- 149 с.

4. Топоров В.Н. Мировое дерево: Универсальные знаковые комплексы. Т. 1. - М.:Рукописные памятники Древней Руси. - 2010. - 448 с.

5. Фокина Л.В. Орнамент: Учебное пособие. - М.:Феникс. - 2005. - 172 с.

6. Хайке Овузу. Символы Египта: - Издательство «Диля». - 2008. - 288 с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.