Научная статья на тему 'Орнаментальное искусство художников-знаменщиков братьев Басовых (1580-e - 1630-e гг. ): к историографии проблемы'

Орнаментальное искусство художников-знаменщиков братьев Басовых (1580-e - 1630-e гг. ): к историографии проблемы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
316
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНЕРУССКИЕ РУКОПИСНЫЕ И ПЕРВОПЕЧАТНЫЕ КНИГИ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОРНАМЕНТИКА / СТАРОПЕЧАТНЫЙ СТИЛЬ / СТЕФАН БАСОВ / ФЕДОР БАСОВ / ГАВРИЛА (ИВАН) БАСОВ / OLD RUSSIAN MANUSCRIPTS AND OLD-PRINTING BOOKS / DECORATIVE ORNAMENTATION / EARLY PRINTED STYLE / STEFAN BASOV / FEODOR BASOV / GAVRILA (IVAN) BASOV

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шерстобитова Екатерина Сергеевна

Исследование орнаментики на основе изучения декоративного оформления древнерусских рукописных книг последней четверти XVI первой трети XVII вв. позволило выявить художников-книгописцев, среди которых особое место занимают братья Стефан, Федор и Гаврила (Иван) Басовы выдающиеся мастера периода зарождения и расцвета старопечатного стиля орнамента. Творчество этих мастеров до начала ХХI в. не было предметом отдельного специального изучения. Однако в связи с выявлением всё новых рукописей, исполненных братьями, их искусство вызвало глубокий интерес у специалистов. Статья посвящена историографии творчества художников-знаменщиков Басовых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The artists brothers Basov’s ornamental art (1580-1630-ies): for historiography of the problem

The research based on the studying of Old Russian manuscripts , ornamentation revealed artists, among them brothers Stefan Basov, Feodor Basov, Gavrila (Ivan) Basov outstanding masters during the birth and flourishing of Early Printed style ornament occupied special place. Brothers Basov ,s art has not been studied before the start of the 21 st century. The great interest is connected with the identification of new manuscripts, created by the brothers. Its description from the point of view of Old Russian manuscripts, decoration requires further research. The paper is concerned with historiography of brothers Stephan, Feodor and Gavrila (Ivan) Basov ,s art. The research is about Early Printed style in the Old Russian manuscripts at the last quarter of the 16th the first third of the 17th centuries.

Текст научной работы на тему «Орнаментальное искусство художников-знаменщиков братьев Басовых (1580-e - 1630-e гг. ): к историографии проблемы»

УДК 002.2(09) + 096.1 ББК Ч103(2)

DOI: 10.14529/ssh160117

орнаментальное искусство художников-знаменщиков братьев басовых (1580^ — 1630^ гг.): к историографии проблемы

Е. С. Шерстобитова

Исследование орнаментики на основе изучения декоративного оформления древнерусских рукописных книг последней четверти XVI — первой трети XVII вв. позволило выявить художников-книгописцев, среди которых особое место занимают братья Стефан, Федор и Гаврила (Иван) Басовы — выдающиеся мастера периода зарождения и расцвета старопечатного стиля орнамента. Творчество этих мастеров до начала XXI в. не было предметом отдельного специального изучения. Однако в связи с выявлением всё новых рукописей, исполненных братьями, их искусство вызвало глубокий интерес у специалистов. Статья посвящена историографии творчества художников-знаменщиков Басовых.

Ключевые слова: древнерусские рукописные и первопечатные книги, художественная орнаментика, старопечатный стиль, Стефан Басов, Федор Басов, Гаврила (Иван) Басов.

Орнаментальное искусство, развивавшееся в традициях старопечатного стиля в последней четверти XVI — первой трети XVII вв., ярко проявилось в декоративном оформлении древнерусских книг художниками-знаменщиками. Среди них особое место занимает творчество братьев Басовых.

К проблеме зарождения и развития самого старопечатного стиля как уникального явления в древнерусской культуре, выраженного взаимовлиянием орнаментики рукописных и первопечатных книг, исследователи обращались неоднократно. В 1935 г. А. И. Некрасов увидел истоки старопечатного стиля в искусстве Готики и Возрождения. Он одним из первых указал в этой связи на влияние произведений выдающегося художника-гравера Израеля ван Мекенема [19]. В дальнейшем эта идея найдет подтверждение и развитие в трудах других ученых.

Новым этапом в изучении истоков и происхождения старопечатного орнамента стал обстоятельный труд члена-корреспондента Академии наук СССР А. А. Сидорова. Автор впервые предпринял исследование орнаментики рукописей троице-Сергиева монастыря, отметил наличие при монастыре кни-гописной мастерской и установил, что появление старопечатного стиля в рукописях предшествовало возникновению его в первопечатных русских изданиях. А. А. Сидоров представил в своем исследовании Ивана Федорова не только как одного из первопечатников, но и как художника-гравера, отметив влияние на его творчество искусства Ме-кенема и назвав источником декоративного решения первопечатных книг орнаментику рукописей Троице-Сергиевой мастерской [29].

к изучению истоков старопечатного стиля обращалась и Е. В. Зацепина. На основе анализа ранних памятников старопечатного стиля (в том числе происходивших из Троицкого и Чудова монастырей) она установила, что, помимо влияния культуры Возрождения, рукописная орнаментика проникнута византийским и балканским заимствованиями [8].

Обобщением ранее представленных результатов исследования о формировании старопечатного стиля явилась опубликованная в 1965 г. статья Н. П. Кисе-

лева, в которой автор достаточно полно охарактеризовал основные моменты зарождения «московского старопечатного орнамента», убедительно раскрыв положение о заимствовании элементов старопечатного стиля из «Алфавита» Мекенема в творчестве мастерской Троице-Сергиева монастыря [13].

В процессе изучения книжно-рукописного искусства исследователями выявлялись и открывались имена мастеров — писцов и знаменщиков, занимающихся художественным оформлением рукописей. Среди них — выдающиеся мастера периода зарождения и расцвета старопечатной орнаментики братья Стефан, Федор и Гаврила (по прозвищу «Иванка») Басовы, чье творчество вплоть до наших дней специально не изучалось. Лишь в связи с выявлением в 2003 г., а затем в 2006 г. исследователем Т. В. Анисимовой целого ряда новых рукописей, исполненных братьями Басовыми, их искусство вызвало особый интерес у специалистов в области истории и искусствоведения.

Нельзя сказать, что о мастерах Басовых ранее ничего не было известно. Со второй половины XIX в. их имена назывались (часто в перечислительном порядке наравне в другими художниками), например, в публикациях об иконописи. Так, в 1850 г. И. Е. Забелин опубликовал документ, упоминающий Ивана Басова, бывшего в 1620-е гг. государевым «кормовым» иконописцем меньшей статьи [7, с. 12]. В 1873 г. иеромонахом Арсением были опубликованы сведения из писцовых книг 1623 и 1624 гг. об Иване Басове как иконописце-знаменщике, проживавшем в с. Климентьеве близ Троице-Сергиева монастыря [3, с. 120]. Позже, в 1910 г., А. И. Успенский сообщил о работе этого мастера в 1650 г. над росписью собора Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре [30, с. 21]. Однако современные данные требуют уточнения, являлся ли мастер 1650-х гг. именно Гаврилой Басовым (Иван — его прозвище). К тому же в начале 1620-х гг. с принятием монашеского пострига он сменил мирское имя (о чем будет сказано далее). О другом брате — Федоре Басове — сообщил А. Е. Викторов, обозначив его как знаменщика Ору-

жейной палаты и золотописца Посольского приказа [5, с. 127].

Об исполненных братьями рукописных книгах в различных исследованиях также упоминалось разрозненно, иногда без указания имен писцов, а иногда с их ошибочным атрибутированием другим мастерам. На первых этапах изучения наиболее часто из рукописей братьев затрагивались книги, исполненные Федором Басовым. Так, Е. Ф. Карский в 1928 г., разбирая особенности древнерусского письма и начертания букв, обозначил в сноске и привел две фотоиллюстрации в качестве примера старинных азбук и прописей рукописную книгу «1605 года». Он назвал ее по месту хранения «Азбука, или образцы заставок, старообрядческого Волковского молитвенного дома», указав в ней писцовые записи: «писал многогрешный раб Федор Сергеев сын» и «Варлук написал» (СПбОИИ. Ф. 115. № 160). Е. Ф. Карский отметил мастерство исполнения образцов «заставок и инициалов больше фряжского стиля, прекрасные образцы вязей и строчных букв» [12, с. 182, 454, 455]. Другой исследователь, Н. Г. Порфиридов, среди рассматриваемых им и отличающихся высоким орнаментальным оформлением древних певческих сборников, поступивших в собрание рукописей Государственного Русского музея, назвал Ирмолой (Ирмологий певческий), отметив особенности его декоративного убранства, но, не упомянув, что рукопись исполнена мастером Федором Басовым [26]. Наконец, в 1962 г. А. А. Введенский в книге о роде Строгановых в XVI—XVII вв. вновь, после Е. Ф. Карского, обратился к рукописи, содержащей образцы книжных украшений. Называя ее «Азбукой, или образцами заставок» и «Каллиграфическим подлинником», ученый отметил ее превосходное исполнение, а также дополнил сведениями о многообразии содержащихся в ней образцов и указал на предназначение рукописи «для книжных описателей» [4, с. 186, 214].

Однако среди исследований появляются и работы, где наряду с именами писцов других древнерусских рукописей указываются книги Басовых с упоминанием их имен. Н. Н. Розов сообщил о работе Гаврилы Басова в троицком монастыре [28, с. 71—72]. Т. В. Диановой рассматривалась рукопись «Мерило Праведное», исполненная по заказу митрополита Дионисия в последний год его пребывания в Москве. Автор отметила, что писец этой рукописи называл себя «многогрешным Стефаном», а его почерк имеет много общих черт с письмом мастера этого же времени — Гаврилы Сергеевича Басова. Также исследователь сделала заключение по рукописям ГИМ — «Псалтыри следованной» (Щук. № 30) и «Сборнике богослужебном» (Щук. № 563), исполненных Гаврилой Сергеевым, сыном Басовым (о последней упоминал и Н. Н. Розов), отметив идентичные почерки рукописей и украшения. Т.В. Дианова высказала предположение о том, что исполнение рукописного оглавления на шести листах к Служебнику (Син. №2 268) также принадлежит Гавриле. Указывая на близость орнаментального решения заставок к Апостолу Ивана Федорова, она допустила, что сам писец орнаментировал свои

рукописи. При рассмотрении рукописи «Евангелие» (Муз. № 3441), исполненной в 1595 г. в Твери по заказу И.Г. Репьева, писец которой называл себя «Иваном Сергеевым сыном Басовым», Т. В. Дианова сравнила ее с московскими рукописями Гаврилы Басова и, находя различия в исполнении, сделала вывод о том, что, возможно, перед нами братья — Гаврила и Иван — профессиональные писцы [6].

В 1993 г. вновь обращает на себя внимание исполненный Федором Басовым и писцом Варлуком сборник образцов книжных украшений. Н. П. Парфентьев и Н. В. Парфентьева, изучая становление и развитие усольской (Строгановской) школы в русской музыке XVI—XVII вв., называют среди лучших мастеров, работавших по заказам Строгановых, Федора Басова, а также уделяют внимание характеристике самого сборника. Исследователи более полно раскрывают содержание книги, а также сравнивают назначение рукописи с «Иконописным подлинником», предназначенным быть образцом для иконописцев в связи с необходимостью следовать изобразительному канону. По аналогии с ним авторы справедливо предлагают называть сборник «Книгописным подлинником», представляющим собой «альбом, в котором собрано все необходимое писцам для овладения их ремеслом на высочайшем уровне» [25, с. 37].

Далее имена братьев Басовых были упомянуты в 1994 г. Н. А. Мудровой в связи с исследованием ею книгописания у Строгановых. Ее работа на данном этапе — «Каталог сохранившихся книг именитых людей Строгановых». Н. А. Мудрова дает краткое описание рукописным и печатным книгам, а также приводит тексты записей в них. Среди более семидесяти рукописей, обозначенных в каталоге, — две книги созданы мастерами Басовыми. Одна из них — Пролог (РГБ. Ф. 256. №323) исполнена мелким полууставом московского писца Стефана в 1590 г., украшена вязью и заставками. Послесловие посвящено Н. Г. Строганову — заказчику книги. Другая книга — неоднократно упоминавшийся Книгопис-ный подлинник 1604 г. с записью «писал многогрешный раб Федор Сергеев сын Басова» [17].

В связи с изучением книжно-рукописного искусства Троице-Сергиевой лавры XV—XVII вв. на искусство Гаврилы Басова обратил внимание Б. М. Клосс. Опираясь на записи в книгах, он ввел в научный оборот сведения о том, что к 1631 г. Гаврила Басов принял постриг и называл себя «диакон инок Гурий» [14]. Ученый исследовал памятники, производя атрибуцию рукописей. На основе изучения рукописи «Жития Зосимы и Савватия соловецких» (РНБ. Сол. № 175), из записей в которой известно, что она письма «Гаврилы, прозванием Иванка Басова сколастика, рекше ученика», Б. М. Клосс называет книги, по его мнению, исполненные Гаврилой частично или полностью1.

1 Ученый отнес Гавриле: вкладную запись и записи по нижнему полю листов в Толковании Феофилакта Болгарского на Евангелия Матфея и Марка (РНБ. Сол. № 162/162), написание с участием Кирилла Новгородца рукописи Толкования Феофилакта на Евангелие от Иоанна (РНБ. Сол. № 166/166), иллюстрирование Пролога (РНБ. Сол. №704/812) и «Сказания» Авраамия Палицы-на (РГБ. Рум. № 299).

Е. С. Шерстобитова

Творчество Гаврилы затрагивается и в получившем продолжение исследовании Н. Н. Розова о русских мастерах рукописной книги (к 1000-летию русской книги). Автор, касаясь этапа конца XVI— XVII вв., обращается к рукописи «Жития Зосимы и Савватия соловецких», исполненной по заказу келаря Троице-Сергиева монастыря Александра Булатникова. Н. Н. Розов сравнивает сохранившийся «анонимный» лицевой список жизнеописания основателей Соловецкого монастыря конца XVI в. и лицевой список того же жития 1623 г. с двумя послесловиями (РНБ, Сол. № 175). Во втором из них указано имя главного исполнителя заказа — «Гаврила, прозванием Иванка Басов», который «потрудился в чернильном писании и в золотном, и в заставицех» [27].

В статье Г. В. Маркелова, посвященной Книго-писному подлиннику, изначально создававшемуся по заказу Н. Г. Строганова не позднее 1604 г., вновь говорится об искусстве Федора Басова. Исследователь привел научное описание рукописи, представив свои наблюдения и выводы, полученные в ходе её изучения. Отметив, что рукопись «имела одно сугубо практическое назначение — служить сводом образцов» (что уже отмечалось исследователями), В. Г. Маркелов сравнил изображения в ней с другими рукописями, выявив, что некоторые образцы в них повторяются, а другие «восходят к заставкам и инициалам певческих рукописей конца XVI в., созданных в государевых книгописных мастерских». Исследователь также установил идентичность заставок Книгописного подлинника и украшений в книгах известных печатников А. Радишевского, Н. Фофанова, В. Бурцева. В связи с обнаружением сводов каллиграфических и орнаментальных образцов, существовавших помимо Книгописного подлинника (например, столбца «Буквица языка словенского», состоящего из 20 склеенных листов), В. Г. Маркелов предложил пересмотреть изучение многих рукописей. Он полагает, что это позволит лучше атрибутировать рукописи и предметы декоративно-прикладного искусства, созданные строгановскими мастерами [16].

Изучая культуру русских монастырей, О. В. Пан-ченко в 2004 г. опубликовал сведения о жизни и творчестве Гаврилы Басова, как нам уже известно, работавшего в мастерской Троице-Сергиевой обители. В исследовании, посвященном истории культурных связей Соловецкого и Троице-Сергиева монастырей в первой половине XVII в. и деятельности троицкого келаря Александра Булатникова, автор установил, что на протяжении 1620-х — начала 1630-х гг. Гаврила исполнял книжные заказы А. Булатникова, в том числе, в сотрудничестве с Кириллом Новгородцем. Также О. В. Панченко, опираясь на запись в сентябрьском томе Пролога, «написанном Гавриилом Басовым» в 1631 г. (Солов, № 700/808, л. 539), полагает, что «он был рукоположен в дьяконы и служил, «в мирских пребывая», в одной из приходских церквей, приписанных к Троицкому монастырю» [20].

В последующие годы в изучении деятельности мастеров Басовых наступает особый период. К 2006 г., привлекая реконструкцию библиотеки Строгано-

вых Н. А. Мудровой, указанное нами исследование Т. В. Диановой и имеющееся в Отделе рукописей РГБ предварительное описании фонда Е. Е. Егорова, Т. В. Анисимова выявила и проанализировала ряд ранее не известных рукописей, исполненных братьями. Исследователь пришла к выводу, что Басовы были выходцами из Твери, а затем работали в Москве. Стефан, нигде не упоминавший своего отчества, вероятно, был иноком чудова монастыря, братом Федора и Гаврилы (Ивана) Басовых. Т. В. Анисимова обозначила исполнение ряда заказов для Н. Г. Строганова и предположила, что Стефан и Гаврила работали в одной из книгописных мастерских, возможно, при чудове монастыре. Кроме того, исследователь проанализировала почерки братьев, сравнив их между собой, и выявила наиболее характерные черты их искусства книгописания. Также она отметила, что братья не только переписывали книги, но и участвовали в их декоративном оформлении [2].

При изучении деятельности Строгановской книгописной мастерской в XVI—XVII вв., Н. П. Парфентьев систематизировал полученные Т. В. Анисимовой данные о творчестве Басовых, представив их в сводной таблице и дополнив новыми сведениями. Ученый выдвинул предположения о социальном статусе мастеров: они могли принадлежать к посадской среде или происходить из среды церковнослужителей. Он также отметил совместное обучение братьев по каллиграфии и срисовыванию из печатных книг заставок, украшений и других элементов декоративного оформления. Об этом свидетельствует не только сходство этих элементов в исполнении братьев, но и использование одного источника для написания послесловий к книгам их письма. Ученый также посчитал необоснованными предположения Т. В. Анисимовой о том, что Стефан принял монашеский постриг и братья работали в мастерской чудова монастыря. Н. П. Парфентьев полагает, что в Москве братья Басовы образовали своеобразную книгописную артель, работая по заказам разных лиц. С начала 1590-х гг. Стефан и Федор Басовы выполняли объемные заказы Н. Г. Строганова, в том числе, оформляли певческие сборники. Это указывает на вероятность того, что братья тогда работали только в его мастерской (в Москве или в родовом гнезде — Сольвычегодске) и при всей занятости не могли исполнять заказы в иных мастерских [22].

Новое исследование Т. В. Анисимовой — статья «О новонайденных рукописях строгановских писцов братьев Басовых», опубликованная в 2010 г., — связано с выявлением еще 8 рукописных книг, исполненных братьями-мастерами. Особое внимание здесь уделяется рукописям Гаврилы (Ивана) Басова. Из текста явствует, что исследователь не была знакома со сведениями, содержащимися о мастере в работе О. В. Панченко. Опровергая гипотезу Б. М. Клосса об исполнении записей в рукописях Псалтырь с восследованием 1618—1619 гг. и Псалтырь с восследованием и Уставом 1620-х гг. (РГБ. Ф. 173/1. № 137 и 73) троицким писцом Кириллом Новгородцем, Т. В. Анисимова, атрибутирует обе рукописи почерку Гаврилы Басова, который, как и Кирилл, работал при Троице-Сергиевом монастыре [1].

Продолжая изучение развития у Строгановых книгописания, Н. А. Мудрова в следующей статье остановилась на деятельности братьев Басовых, дополнив свои ранние исследования, в частности используя научные результаты Т. В. Анисимовой и Н. П. Парфентьева. Она отмечает, что рукописи приобретаются Строгановыми и заказывается их переписка в Москве и, возможно, в Сольвычегодске. Поскольку большое значение имела ориентация Строгановых на книгописные мастерские Москвы и опыт мастеров, трудившихся в Москве, возможно, Стефан и Федор Басовы были приглашены Строгановыми в Сольвычегодск и работали какое-то время там (это предположение впервые высказано Н. П. Парфентьевым). В пользу этой гипотезы автор приводит целый ряд убедительных доказательств, анализируя рукописи местной мастерской, вкладные записи в них и записи во вкладной книге строгановского фамильного Благовещенского собора [18].

Вновь имена Басовых упоминаются Б. М. Клос-сом в 2012 г. в связи с изучением литературной традиции Троице-Сергиева монастыря первой трети XVII в. и, соответственно, рассмотрением творчества мастеров. По мнению ученого, с началом Смуты братья Басовы перебрались в Троице-Сергиев монастырь. Творчество Гаврилы, который «славился не только каллиграфическим письмом, но и искусно выполненными заставками, инициалами, миниатюрами», автор характеризует более подробно. Что касается искусства Федора, то Б. М. Клосс в рамках своего исследования дает незначительные сведения о мастере: «почерк Федора Басова известен по двум продажным записям на рукописях Троиц., № 259 и Троиц., № 484, датированным 9 февраля 1613 г. (в Троиц., № 259 им еще заново переписаны л. 1—1 об., 305)». В этом исследовании Б. М. Клосс вслед за Т. В. Анисимовой уточняет сведения об участии братьев в совместной работе с Кириллом Новгородцем [15].

Одной из последних к настоящему времени публикаций о творчестве выдающихся книгописцев и художников-знаменщиков братьев Басовых стала специальная обширная статья Н. П. Парфентьева, в которой обобщены, уточнены и дополнены имеющиеся исторические сведения [23]. В этой статье ученый пришел к выводу, что старшим братом был не Гаврила, как он полагал ранее, а Стефан. Рассмотрев исполненные братьями рукописи и представив примеры их орнаментики в таблицах, исследователь раскрыл общие особенности творчества каждого из братьев, дав обстоятельную характеристику искусства каждого из них. В заключении для дальнейшего исследования в искусствоведческом аспекте художественной орнаментики братьев Басовых Н. П. Парфентьев, исходя из уже опробованного авторского метода структурного анализа произведений древнерусского искусства [31—33], предложил элементно-структурный метод изучения орнаментики, кратко охарактеризовав его.

Впоследствии, изучая певческий Стихирарь, содержащий произведения царя Ивана Грозного и написанный знаменитым мастером-распевщиком и руководителем хора Троице-Сергиевского монастыря, Логином Шишеловым1, ученый установил,

1 О самом мастере Логине см. [24].

что украшал эту книгу Гаврила (Иван) Басов, пребывавший в то же время в данной обители [21, с. 51—59].

Итак, к настоящему времени выявлены биографические сведения о художниках-знаменщиках Басовых, а также круг памятников — рукописные книги, написанные ими полностью или при их участии, выполнен палеографический анализ рукописей, общее исследование почерков и орнаментов. Однако всё это не позволяет в полной мере определить особенности творчества каждого из мастеров, пути становления авторского своеобразия произведений и раскрытия художественного таланта самих знаменщиков. В связи с этим необходимо провести искусствоведческий анализ орнаментики братьев Басовых для того, чтобы раскрыть истоки их творчества и определить индивидуальные особенности в искусстве каждого из братьев — Стефана, Федора, Гаврилы (Ивана) Басовых. Выявить заимствованные и авторские элементы нам кажется возможным с помощью предлагаемого Н. П. Парфентьевым структурно-элементного метода с привлечением каталогов и альбомов орнаментики первопечатных московских книг XVI—XVII вв. [9; 10; 11].

Литература

1. Анисимова, Т. В. О новонайденныхрукописях строгановских писцов братьев Басовых / Т. В. Анисимова // История библиотек. Исследования, материалы, документы : сб. науч. ст. ; РНБ. — Вып. 8. — СПб., 2010. — С. 264—277.

2. Анисимова, Т. В. Рукописи московских писцов братьев Басовых (80-е годы XVI — начало XVII в.) / Т. В. Анисимова // От Средневековья к Новому времени : сб. науч. ст. — М, 2006. — С. 587—608.

3. Арсений, иером. Исторические сведения об иконо-писании в Троицкой Сергиевой Лавре / иером. Арсений // Сборник на 1873 г., изданный Обществом древнерусского искусства при Московском публичном музее. — М., 1873.

4. Введенский, А. А. Дом Строгановых в ХШ—Х¥П вв. / А. А. Введенский. — М. : Соц-эк. лит., 1962.

5. Викторов, А. Е. Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов. 1584—1725 гг. / А. Е. Викторов. — Вып. 1. — М., 1877.

6. Дианова, Т. В. Старопечатный орнамент / Т. В. Дианова // Древнерусское искусство. — М. : Наука, 1974. — С. 296—334.

7. Забелин, И. Е. Материалы для истории русской иконописи / И. Е. Забелин // ВОИДР. — М., 1850. — С. 1—128.

8. Зацепина, Е. В. К вопросу о происхождении старопечатного орнамента / Е. В. Зацепина // У истоков русского книгопечатания ; под ред. А. А. Сидорова, М. Н. Тихомирова. — М. : Академия наук СССР, 1959. — С. 101—155.

9. Зернова, А. С. Книги кирилловской печати, изданные в Москве вXVI—XVII веках: сводный каталог/А. С. Зер-нова ; под ред. Н. П. Киселева. — М., 1958. — 152 с.

10. Зернова, А. С. Орнаментика книг московской печати XVI—XVII веков; Альбом орнаментики книг московской печати XVI—XVII веков /А. С. Зернова; под ред. А. А. Сидорова. — М., 1952. — 28 с.

11. Зернова, А. С. Орнаментика книг московской печати кирилловского шрифта [XVII—XVIII веков]. 1677—1750 : (атлас): к 400-летию русского книгопечатания. —М. : ГБЛ, 1963. — 166 с.

Е. С. Шерстобитова

12. Карский, Е. Ф. Славянская кириллическая палеография /Е. Ф. Карский. — Л., 1928.

13. Киселев, Н. П. Происхождение московского старопечатного орнамента /Н. П. Киселев // Книга. — Вып. 11. — М, 1965. — С. 167—198.

14. Клосс, Б. М. Заметки по истории Троице-Сергиевой лавры ХУ—ХУП вв. / Б. М. Клосс // Труды по истории Троице-Сергиевой Лавры. — Сергиев Посад : СПМЗ, 1998. — С. 6—9.

15. Клосс, Б. М. О происхождении названия «Россия» / Б. М. Клосс. — М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2012. —152 с.

16. Маркелов, Г. В. Книгописный подлинник Строгановых 1604 г. /Г. В. Маркелов // Труды Отдела древнерусской литературы ИРЛИ РАН. — Т. 54. — СПб., 2003. — С. 684—699.

17. Мудрова, Н. А. Каталог сохранившихся книг именитых людей Строгановых / Н. А. Мудрова // Книжные собрания российской провинции: проблемы реконструкции. — Екатеринбург, 1994. — С. 33—74.

18. Мудрова, Н. А. Провинциальные и столичные тенденции в книгописании Строгановых во второй по-ловинеXVI—первой половинеXVII века /Н. А. Мудрова // Книга и литература в культурном пространстве эпох (Х1—ХХ века) : сб. науч. ст. — Новосибирск, 2011. — С. 137—153.

19. Некрасов, А. И. Первопечатная русская гравюра / А. И. Некрасов // Иван Федоров первопечатник. — М. ; Л., 1935. — С. 73—93.

20. Панченко, О. В. Из истории культурных связей Соловецкого и Троице-Сергиева монастырей в первой половине ХУ11 в.: троицкий келарь Александр Булатников / О. В. Панченко // Труды Отдела древнерусской литературы ИРЛИ РАН. — Т. 55. — СПб., 2004. — С. 488—507.

21. Парфентьев, Н. П. Музыкально-гимнографическое творчество царя Ивана Грозного / Н. П. Парфентьев // Вестник Южно-Уральского государственногоуниверси-тета. Серия: Социально-гуманитарные науки. — 2014. — Т. 14. — № 1. — С. 51—59.

22. Парфентьев, Н. П. О Строгановской мастерской книжно-рукописного искусстваХУ1—ХУ11 вв. /Н. П. Парфентьев //ВестникЮжно-Уральского государственного университета. Сер. Социально-гуманитарные науки. — 2008. — Вып. 10. — С. 43—62.

23. Парфентьев, Н. П. Творчество книгописцев и художников-знаменщиков братьев Басовых (1580— 1630-е гг.) / Н. П. Парфентьев // Вестник Южноуральского государственного университета. — 2014. — Т. 14. — № 3. — С. 23—48.

24. Парфентьев, Н. П. О деятельности мастеров Троице-Сергиевского монастыря в области древнерусского музыкального искусства (на примере творчества Логина Шишелова) / Н. П. Парфентьев, Н. В. Парфен-тьева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. — 2013. — № 1. — С. 92—103.

25. Парфентьев, Н. П. Усольская (Строгановская) школа в русской музыке XVI—XVII вв. / Н. П. Парфентьев, Н. В. Парфентьева. — Челябинск, 1993.

26. Порфиридов, Н. Г. Новые памятники древнерусского книжного орнамента /Н. Г. Порфиридов //Сообщения Государственного Русского музея. 1947. — Вып. 2. — С. 40—42.

27. Розов, Н. Н. Русские мастера рукописной книги (к 1000-летию русской книги) /Н. Н. Розов. — СПб. : РГХИ, 1999. — 272 с.

28. Розов, Н. Н. Русская рукописная книга / Н. Н. Розов. — Л., 1971.

29. Сидоров, А. А. Древнерусская книжная гравюра / А. А. Сидоров. — М., 1951. — 318 с.

30. Успенский, А.И. Царские иконописцы и живописцы XVII века : словарь /А. И. Успенский. — Т. 2. — М., 1910.

31. Parfentjev N. P. Basic principles of copyright Creativity in the works Feodor Krestjanin (d. ok. 1607) / N. P. Parfentjev, N. V. Parfentjeva // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. — 2015. — Т. 15. — № 1. — C. 78— 91.

32. Parfentjev N. P. On the Structural-Formula Method of Researching Ancient Russian Chants as Musical-Written Art /N. P. Parfentjev, N. V. Parfentjeva // Journal of Siberian Federal University. Humanities & social sciences. — 2008. — V. 1 (3). — P. 384—389.

33. Parfentjeva N. V. Principles of Author's Art Creativity in Ancient-Russian Church Musical-Written Chanting of the XVI—XVII Centuries / N. V. Parfentjeva //Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 2009. — V. 2. — № 2. — P. 184—199.

Поступила в редакцию 18 декабря 2015 г.

ШЕРСТОБИТОВА Екатерина Сергеевна, искусствовед, окончила исторический факультет, ЮжноУральский государственный университет, дипломы c отличием бакалавра и магистра по направлению «История искусств», аспирант кафедры искусствоведения и культурологии. Область научных интересов — орнаментика древнерусских книг. E-mail: еkaterma.sherstoЫ[email protected]

Bulletin of the South Ural State University Series «Social Sciences and the Humanities» 2016, vol. 16, no. 1, pp. 103—109

DOI: 10.14529/ssh160117

the artists brothers basov's ornamental art

(1580—1630-ies): For historiography of THE problem

E. S. Sherstobitova, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, [email protected]

The research based on the studying of Old Russian manuscripts- ornamentation revealed artists, among them brothers Stefan Basov, Feodor Basov, Gavrila (Ivan) Basov — outstanding masters during the birth and flourishing of Early Printed style ornament occupied special place. Brothers

Basovs art has not been studied before the start of the 21st century. The great interest is connected with the identification of new manuscripts, created by the brothers. Its description from the point of view of Old Russian manuscripts, decoration requires further research. The paper is concerned with historiography of brothers Stephan, Feodor and Gavrila (Ivan) Basovs art. The research is about Early Printed style in the Old Russian manuscripts at the last quarter of the 16th — the first third of the 17th centuries.

Keywords: Old Russian manuscripts and old-printing books, decorative ornamentation, Early Printed style, Stefan Basov, Feodor Basov, Gavrila (Ivan) Basov.

References

1. Anisimova T. V. O novonaydennyh rukopisyah stroganovskih piscov bratev basovyh [About the new-founded manuscripts Stroganovs scribes brothers Basov]. Istoriya bibliotek. Issledovaniya, materialy, dokumenty: Sb. nauch. statej[History of libraries. Researches, materials, documents: the collection of scientific articles]. St. Petersburg, 2010, issue 8, p. 264—277.

2. Anisimova T. V. Rukopisi moskovskih pisczov brat'ev Basovyh (80-e gody XVI — nachalo XVII v.) [Manuscripts of Moscow scribes Brothers Basov (80th years 16th — the beginning of 17th century)]. OtSrednevekov 'yakNovomu vremeni. Sbornik statej v chest' O. A. Belobrovoj [From the Middle Ages by New time. The collection of articles in honour of O. A. Belobrovoj]. Moscow, 2006, pp. 587—608.

3. Arseny, ieromonah. Istoricheskie svedeniya ob ikonopisanii v Troiczkoj Sergievoj Lavre [Historical information about the icon painting in the Trinity Sergius Lavra]. Sbornikna 1873 g., izdannyj Obshhestvom drevnerusskogo iskusstvapriMoskovskom publichnom muzee [Collection at 1873 published Society of ancient art at the Moscow public museum]. Moscow, 1873.

4. Vvedensky A. A. Dom Stroganovyh v XVI—XVII vv. [Stroganov's House in in 16th—17th centuries]. Moscow, 1962.

5. Viktorov A. E. Opisanie zapisnyh knig i bumag starinnyh dvorczovyh prikazov. 1584—1725 gg. [Description notebooks books and papers old palace orders. 1584—1725 years]. Moscow, issue 1, 1877.

6. Dianova T. V. Staropechatnyj ornament [The Early Printed ornament]. Drevnerusskoe iskusstvo [OldRussian art]. Moscow, 1974, p. 296—334.

7. Zabelin I. E. Materialy dlya istorii russkoj ikonopisi [Materials for the history of Russian iconography]. Vremennik im-peratorskogo Moskovskogo obschestva istorii i drevnostei rossiiskih [Annals of the Imperial Moscow Society of Russian History and Antiquities], 1850, p. 1—128.

8. Zatsepina E. V. K voprosu o proisxozhdenii staropechatnogo ornamenta [To a question on an origin of an old printing ornament]. U istokov russkogo knigopechataniya [At sources of Russian publishing]. Moscow, 1959, p. 101—155.

9. Zernova A. S. Knigi kirillovskoj pechati, izdannye v Moskve v 16—17 vekax: svodnyj katalog [Books of Cyril printing published in Moscow in 16th —17th centuries: the summary catalogue]. Moscow, 1958, 152 p.

10. Zernova A. S. Ornamentika knig moskovskoj pechati XVI—XVII vekov; Al'bom ornamentiki knig moskovskoj pechati XVI—XVII vekov [An ornamentation of books of Moscow press 16th—17th of centuries; the Album of an ornamentation of books of Moscow press 16—17 of centuries]. Moscow, 1952, 28 p.

11. Zernova A. S. Ornamentika knig moskovskoj pechati kirillovskogo shrifta [XVII—XVIII vekov]. 1677—1750: (Atlas): K 400-letiyu russkogo knigopechataniya [An ornamentation of books of Moscow press of Cyril printing [17th—18th centuries]. 1677—1750: (Atlas): To the 400 anniversary of Russian publishing]. Moscow, 1963, 166 p.

12. Karsky E. O. Slavyanskaya kirillicheskaya paleografiya [Slavic Cyrillic paleography]. Leningrad, 1928.

13. Kiselyov N. P. Proisxozhdenie moskovskogo staropechatnogo ornamenta [The origin of Early Printed ornament]. Moscow, 1965, № 11, pp. 167—198.

14. Kloss B. M. Zametki po istorii Troicze-Sergievoj lavry XV—XVII vv. [Notices on stories to the Trinity Sergius of monastery 15th—17th centuries]. Trudy po istorii Troicze-Sergievoj Lavry [Treatises on stories to the Trinity Sergius Monastery]. 1998, p. 6—9.

15. Kloss B. M. O proisxozhdenii nazvaniya «Rossiya» [About the origin of the name «Russia»]. M., 2012, 152 p.

16. Markelov G. V. Knigopisnyj podlinnik Stroganovyh 1604 g. [Stroganov's original of manuscript books 1604]. Trudy Otdela drevnerusskoj literatury IRLI RAN [Treatises of the Ancient literature department of the Russian literature institute (Pushkin's house) of Russian Academy of Sciences]. St. Petersburg, v. 54, 2003, pp. 684—699.

17. Mudrova N. A. Katalog soxranivshixsya knig imenityx lyudej Stroganovyh [Product surviving books of famous people Stroganoff]. Knizhnye sobraniya rossijskoj provinczii: problemy rekonstrukczii [Book meetings of the Russian province: reconstruction problems]. Ekaterinburg, 1994, p. 33—74.

18. Mudrova N. A. Provinczial'nye i stolichnye tendenczii v knigopisanii Stroganovyh vo vtoroj polovine16—pervoj polovine XVII veka [The provintsial and capital tendencies in Writing books for Stroganoff in second half 16th—first half of 17th century]. Kniga i literatura v kul 'turnom prostranstve epox (XI—XX veka): sb. nauch. st. [The book and the literature in cultural space of epoch (11th—20th centuries): the collection of proceedings]. Novosibirsk, 2011, pp. 137—153.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Nekrasov A. I. Pervopechatnaya russkaya gravyura [Early Printed Russian engraving]. Ivan Fedorov pervopechatnik [Ivan Fedorov was the first printer]. Moscow—Leningrad, 1935, pp. 73—93.

20. Panchenko O. V. Iz istorii kul'turnyh svyazej Soloveczkogo i Troicze-Sergieva monastyrej v pervoj polovine 17 v.: troiczkij kelar' Aleksandr Bulatnikov [From the history of cultural relations Solovetsky and Trinity-Sergius monasteries in the first half of the 17 111 century: Trinity cellarer Alexander Bulatnikov]. Trudy Otdela drevnerusskoj literatury IRLI RAN [Treatises of the Ancient literature department of the Russian literature institute (Pushkin's house) of Russian Academy of Sciences]. St. Petersburg, 2004, v. 1, 2004, pp. 488—507.

21. Parfentjev N.P. Muzikal'no-gimnograficheskoe tvorchestvo tsarya Ivana Groznogo [Music hymnography creation of Ivan the Terrible]. Vestnik Uzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Sotsial'no-gumanitarnye nauki [Bulletin of the South Ural State Universiti. Series: Social Sciences and the Humanities], 2014, v. 14, № 1, p.51—59.

22. Parfentjev N. P. O Stroganovskoy masterskoy knizhno-rukopisnogo iskusstva XVI—XVII vekov [About the Stroganov's workshop of hand-written art of the XVI—XVII centuries]. Vestnik Uzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Sotsial'no-gumanitarnye nauki [Bulletin of the South Ural State Universiti. Series: Social Sciences and the Humanities], 2008, v. 10, pp. 43—62.

Е. С. Шерстобитова

23. Parfentjev N. P., N. P. Tvorchestvo knigopisczev i xudozhnikov-znamenshhikov brat'ev Basovyx (1580—1630-e gg.) [Brothers Basov's art as scribes of books and drawing-artists (1580—1630 years)]. Vestnik Yuzhno-ural 'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Sotsial'no-gumanitarnye nauki [Bulletin of the South Ural State Universiti. Series: Social Sciences and the Humanities], v. 14, № 3, 2014, pp. 23—48.

24. Pаrfеntjеv N.P., Pаrfеntjеva N.V. О dеyatеl'nоsti mastеrоv Trоitsе-Sеrgiеvskоgо mornsty^ v оЬ^й drеvnеrusskоgо тш1каГш^о isb^s^ (вд рптеге tvоrchеstvа Lоginа Chichеlоvа) [About the activity of Trinity Sergius Monastery masters in the field of ancient musical art (for example the Login Shishelov creativity)]. Vеstnik Uzhnо-UralSkоgо gоsudаrstvennogо universiteta. Ser.: Sоtsial'nо-gumanitarnye nauki [Bul^tm qf h Sоuth Ural State Univеrsity. Sеriеs: Sodal Sсiеncеs аnd the Humanitiеs], 2013, № 1, pp. 92—103.

25. Parfentiev N.P., Parfentyeva N.V. Usol'skaya (Stroganovskaya) shkola v russkoy muzike XVI—XVII vv. [Usolskaya (Stroganov) Russian music school in 16th—17th centuries]. Chelyabinsk, 1993.

26. Porfiridov Н. Novye pamyatniki drevnerusskogo knizhnogo ornamenta [New monuments of an Old Russian book ornament]. Soobshheniya Gosudarstvennogo Russkogo muzeya [Messages of the State Russian museum]. St. Petersburg, 1947, № 2, pp. 40—42.

27. Rozov Н. Н. Russkie mastera rukopisnoj knigi (k 1000-letiyu russkoj knigi) [Russian masters of the manuscripts (to the 1000 anniversary of the Russian book)]. St. Petersburg, 1999, 272 p.

28. Rozov Н. Н. Russkaya rukopisnaya kniga [The Russian manuscripts]. Leningrad, 1971.

29. Sidorov A. A. Drevnerusskaya knizhnaya gravyura [An Old Russian booking engraving]. Moscow, 1951, 318 p.

30. Uspenskij, A. I. Czarskie ikonopisczy i zhivopisczy XVII veka: slovar' [The king's painters and painters of the XVII century: dictionary]. Moscow, v. 2, 1910.

31. Parfentjev N.P., Parfentjeva N. V. Basic principles of copyright Creativity in the works Feodor Krestjanin (d. ok. 1607). Vestnik Yuzhno-ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Sotsial'no-gumanitarnye nauki [Bulletin of the South Ural State Universiti. Series: Social Sciences and the Humanities], 2015, v.15, №1, p.78— 91.

32. Parfentjev N. P., Parfentjeva N. V. On the Structural-Formula Method of Researching Ancient Russian Chants as Musical-Written Art. Journal of Siberian Federal University. Humanities & social sciences, 2008, v. 1 (3), p. 384—389.

33. Parfentjeva N. V. Principles of Author's Art Creativity in Ancient-Russian Church Musical-Written Chanting of the XVI-XVII Centuries, Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 2009, v. 2, № 2, p.184-199.

Received December 18, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.