Научная статья на тему 'Орнаментика художника-знаменщика Стефана Басова (последняя четверть XVI - начало xvii вв. )'

Орнаментика художника-знаменщика Стефана Басова (последняя четверть XVI - начало xvii вв. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
143
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНЕРУССКОЕ КНИЖНО-РУКОПИСНОЕ ИСКУССТВО / ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖНИКОВЗНАМЕНЩИКОВ / СТАРОПЕЧАТНЫЙ СТИЛЬ / СТЕФАН БАСОВ / OLD RUSSIAN MANUSCRIPT BOOKS AND ART / CREATIVITY OF DRAWING-ARTISTS / EARLY PRINTED STYLE / STEFAN BASOV

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шерстобитова Екатерина Сергеевна

В статье рассматривается орнаментальное искусство писца и художника-знаменщика последней четверти XVI начала XVII вв. Стефана Басова. Исследование направлено на выявление особенностей его творчества с помощью элементно-структурного метода, позволяющего определить истоки рукописной орнаментики мастера и уникальные (авторские) черты его искусства. Изучаются заставки украшенных Стефаном книг в сравнении с орнаментальными композиционными решениями и отдельными элементами «Большого прописного алфавита» нидерландского художника-гравера XV в. И. ван Мекенема, заставками первопечатных московских книг, а также искусством брата Стефана Федора Басова. Результаты сопровождаются сравнительными таблицами, которые отражают главные приемы работы Стефана через переосмысление и развитие традиций старопечатного стиля: комбинирование заимствованных и уникальных элементов в заставках, создание авторских композиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Шерстобитова Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SCRIBE AND DRAWING-ARTIST STEFAN BASOV'S ORNAMENTATION (THE LAST QUARTER OF THE 16TH - THE BEGINNING OF THE 17TH CENTURIES)

The author considers ornamentation, created by the scribe and drawing-artist of the last quarter of the 16th the beginning of the 17th centuries Stefan Basov. The author studies peculiarities of his artworks using new, proposed by N. P. Parfentjev, element-structural method. The author examines headpieces of the manuscripts, embellished by Stefan, comparing the compositions and elements to the ornaments of the “Large uppercase alphabet” by Dutch artist and engraver of the 15th century I. van Meckenem, heardpieces of the early printed Moscow books and brother Feodor Basov. The new method allowed us to determine the origins of creativity Stefan Basov and to identify the unique features of his art. The results, accompanied by comparative tables, reflect the main techniques of the master in the tradition of the early printed style: rethinking and development of samples, a combination of borrowed and unique elements, the creation of original compositions.

Текст научной работы на тему «Орнаментика художника-знаменщика Стефана Басова (последняя четверть XVI - начало xvii вв. )»

УДК 002.2 ББК Ч 610.3

DOI: 10.14529^170412

орнаментика ХУдожникА-знАМЕнщикА СтЕфАнА БАСоВА (последняя четверть XVI — начало XVII вв.)*

Е. С. Шерстобитова

В статье рассматривается орнаментальное искусство писца и художника-знаменщика последней четверти XVI — начала XVII вв. Стефана Басова. Исследование направлено на выявление особенностей его творчества с помощью элементно-структурного метода, позволяющего определить истоки рукописной орнаментики мастера и уникальные (авторские) черты его искусства. Изучаются заставки украшенных Стефаном книг в сравнении с орнаментальными композиционными решениями и отдельными элементами «Большого прописного алфавита» нидерландского художника-гравера XV в. И. ван Мекенема, заставками первопечатных московских книг, а также искусством брата Стефана — Федора Басова. Результаты сопровождаются сравнительными таблицами, которые отражают главные приемы работы Стефана через переосмысление и развитие традиций старопечатного стиля: комбинирование заимствованных и уникальных элементов в заставках, создание авторских композиций.

Ключевые слова: древнерусское книжно-рукописное искусство, творчество художников-знаменщиков, старопечатный стиль, Стефан Басов.

Процесс изучения рукописных книг мастеров орнаментального искусства последней четверти XVI — первой трети XVII вв. братьев Стефана, Федора и Гаврилы (по прозвищу Иван) Басовых сопровождается выявлением новых данных об их жизни и творчестве. Исследования, проведенные в 2000-е гг. Т. В. Анисимовой [1; 2] и продолженные Н. П. Парфентьевым [9; 10], способствовали уточнению и систематизации сведений о деятельности братьев — писцов и художников-знаменщиков, — а в дальнейшем, при изучении их творческого пути, позволили акцентировать внимание на особенностях жизни и искусства каждого из мастеров. Настоящее исследование посвящено творчеству Стефана Басова, который, по предположению Н. П. Парфентьева, был старшим из братьев [10, с. 24].

Биографические сведения, почерпнутые из послесловий переписанных братьями книг, свидетельствуют о том, что они происходили из Твери. Вместе с Федором и Гаврилой в середине 1580-х гг. Стефан работал в Москве, где, возможно, братья создали артель по переписке книг [10, с. 25]. Известно, что Стефан за период 1586—1587 гг. переписал две рукописи — «Псалтырь с восследованием и Апостол» [13] и «Мерило праведное» [3] — для Андрея Шокина и митрополита Дионисия соответственно, а с 1589 г. до нач. XVII в. основным заказчиком для него и Федора стали знаменитые промышленники и купцы Строгановы.

Т. В. Анисимова заметила интересную особенность послесловий Стефана: он не называет своего отчества, что позволило исследователю высказать гипотезу, что писец был иноком, возможно, Чудова монастыря, где он работал с Гаврилой над перепиской книг [2, с. 602, 607]. Однако Н. П. Парфентьев считает, что писец указал бы на свой постриг в послесловии. Именование Стефаном себя «многогрешным» без употребляемых братьями «Сергеев» и «Басов», по мнению исследователя, было связано

* Статья выполнена при поддержке Правительства РФ (Постановление № 211 от 16.03.2013 г.), соглашение № 02.A03.21.0011.

с тем, что он «просто не смел «величать» себя с отчеством» [10, с. 27].

Вероятно, изначально большое количество заказов не позволяло Стефану помимо письма заниматься художественным оформлением книг, поэтому в работе над украшением первых переписанных им рукописей мастеру помогали Федор и, возможно, Гаврила. В дальнейшем Стефан сам создавал декоративный облик книг. Определению истоков и особенностей его творчества способствует элементно-структурный метод, предложенный Н. П. Парфентьевым [8; 24] и апробированный нами при изучении искусства Федора [23].

Мотивы некоторых заставок, исполненных Стефаном, близки к орнаментике гравированного «Большого прописного алфавита» И. ван Мекенема (конец XV в.), московских первопечатных книг, а также искусству Федора Басова (см. Приложение, табл. 1). К сожалению, не установленный точно год работы Стефана над книгами — начало XVII в. — затрудняет выявление первичного образца орнаментальных украшений мастера.

Возможно, из искусства нидерландского художника-гравера Стефан перенял способ укрупнения мотива: шишка в заставке изображается им во всю ее высоту аналогично элементу И. ван Мекенема в букве (табл. 2, № 1). Листьям в композиции отводится значимое место (табл. 2, № 2). Другой заимствованный Стефаном прием — пересечение окружностей, созданных стеблями, внутри которых изображаются элементы. При накладывании их друг на друга Стефан во многих заставках использует две похожие формы (шишки или плоды) и реже композиции, характерные для И. ван Мекенема и повторяющих его печатных книг, где элементы различны (табл. 2, № 3).

Среди примеров для подражания в искусстве братьев Басовых, несомненно, была книга «Апостол» Ивана Федорова и Петра Тимофеева Мстиславца 1564 г. В ряде случаев Стефан полностью копирует заставку, взятую за образец (табл. 3).

Вероятно, в оформлении рукописей Стефаном сказался не только художественный опыт печатни-

ков, но и его брата Федора, который соприкасался с переписанными Стефаном книгами. И хотя, очевидно, что рукописи сразу по окончании работы вручались заказчику и не хранились у братьев, Стефан все же мог перенять некоторые образцы орнаментики у федора. Совместная работа братьев в одной мастерской не могла не отразиться на искусстве Стефана (табл. 4, № 1—3).

Переосмысление заставок печатных книг и рукописей Федора нашли отражение через замену украшений прямоугольного поля, небольших видоизменений формы или узора элементов и в значительной степени через включение в заставку новых компонентов (заимствованных или уникальных) при сохранении общего композиционного решения (табл. 4, № 4—6).

Авторские варианты орнаментики Стефана отличаются, прежде всего, структурой: заставка внутри подразделяется дугами, стеблями на области, линиями — на геометрические фигуры (табл. 5). Заполнение осуществляется шишками, плодами, плодами-шишками, цветами и др. Среди них можно выделить заимствованные (архетипы), переосмысленные (прототипы) и уникальные (авторские) элементы [8, с. 6].

Отличительной чертой творчества мастера стало излюбленное им изображение листа как самостоя-

тельного элемента: его образ создан в различных вариантах. Композиционно он располагается как внутри заставки, так и активно используется для украшения прямоугольного поля (иногда обильно обрамляя его).

Многие компоненты орнаментики Стефана близки украшениям буквиц «Большого прописного алфавита» (табл. 6), но особенно они схожи с элементами печатных книг и рукописей Федора (табл. 7).

Стефан неоднократно разрабатывал архетипы, украшая их новым узором, изменяя форму, и их роль в пространстве заставки (табл. 8). В этом переосмыслении заключается главная авторская черта творчества Стефана, хотя он создал и несколько уникальных элементов (табл. 9). Однако последние включены в композиции заставок как второстепенные.

Таким образом, орнаментальное искусство Стефана — это яркий пример творчества мастера в старопечатном стиле. Тесно связанный со сложившейся традицией, художник-знаменщик основывался не только на копировании образцов (И. ван Мекенема, печатных московских книг и, возможно, рукописей, украшенных братом Федором), но и переосмысливал их, создавая собственно авторские композиции.

Приложение Таблица 1

Пр им еры похож их ком позиционных мотавов

«Большой прописной алфавит» Израэля

ван Мекенема (Бохольт; к. XV в.)

Пер вопечатн ые книг и (М осква)

Книжные украшения Федора Басова

Книжные украшения Стефана Басова

Лист 3. Ини циал I.

15 — Анонттая типография. Псалтырь. После 1564.

КШ1Г01ШСНЬШ подлинник. Нач. XVII в., 1(504. [22, л. 15].

Апостол Толковый (пер. Максима Грека). Нач. XVII в. [16, л. 12].

220 — А. Радишев ский. Евангелие. 1606.

Ш

Лист 1. Фрагмент инициала В.

61 — Иван Федоров и Петр ТимофеевМстисла-вец.Апостол.1564.

1. Псалтырь и Апостол. 1586—1587. [13, л, 3, 407]. 2. Архиерейскийчиновник. Ок. 1589. [6, л. 41,214об.] 3. Торжественник миней-ный. Нач. 1590-х.[11,л.1].

1.Апостол Толковый (пер.МаксимаГрека). Нач.Х"УПв.[16,л.7,12,

549,808]. 2.Часослов.Нач.XVIIв. [12,л.1].

' Номер заставок указан по: [7].

Таблица 2

Примеры похожих элементов и композиционных мотивов

«Большой прописной алфавит» Израэля ван Мекенема (Бохольт,к XV в.)

Первопеч атные книги (Москва)

Книжные украшения СтефанаБасова

Лист 4. Инициал О.

Апостол Толковый(пер.Максима Грека).Нач.XVIIв.[16,л.711].

Лист 4. Инициал С).

Лист 2. Фрагмент инициала Н.

66 — Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец.Апостол.1564.

А по стол Тол ковый (пер. Максима Грека). Нач. XVII в. [16, л.670].

Праздники и Октоих певческие. Ок. 1605—1606. [5,л. 1].

Лист 1. Фрагмент инициала А.

158, 1(50 — Андроник Тимофеев Невежа (1587—1602) 15 Иван Асдррникнн Невежин (16ИЗ—1611). — Мшея общая. 1600. — Служебник. 1602. — Триодь цветнбя. 11504.

Апостол Толковый(пер.Максима Грека^Нач^Шв^^л^!].

Таблица 3

При мер заисствования заставк и Стефаном Б асовым

За ставкипервопечатных моСКОВСКНХКННГ

Заставки, выполненные ФедоромБасо вым

Зacтaвки, выполненные Стефаном Басовым

71 — ИванФедоров и ПетрТимофеев Мстиславец.Апостол. 1564.

А рхиерейский чиновншс. Ок. 1 589. [6,л. 183].

Апостол Толковый (пер.МаксимаГрека). Нач.XVIIв. [16, л.807].

97 — Никифор Тараснев и Невежа Тимофеев. Псгштырь. 1568.

1

2

3

1

Таблица 4

Примеры переосмысления СтефаномБасовым заставокпечатныхкниг и Федора Басова

Заставкипервопечатных московских книг

Заставки, выполненные Федором Басовым

Заставки, выполненные Стефаном Басовым

61 — ГЪан Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Апостол. 1564.

Архиерейский чиновник. Ок. 1589. [6, л.214 об.]

ШШ-лмттШ^ 1-

Апостол Толковый (пер. Максима Грека). Нач. XVII в. [16,л. ^-49].

266 — Печатный двор. — Минея общая. 1618. И др. 11519—1(523.

Торжественник минейный. Нач. 1590-х. [1 1, л. 1].

Часослов. Нач.ХУПв.[12,л.53].

"70 — ГЪан Федоров и Петр) Тимофеев Мстиславец. Апостол. 1564.

Псалтырь с 15осследованием. 10Л5—1006. [4, п. 111].

Апостол Толковый ((ж;,). Максима Грека). Нач. XVII в. [16, л. 12].

.(¡^Щк

172 — Индроник Тимофеев Невежа (ВН07—1602) и Иван Андроников Неветин (1603!— 0б11).Псалты]сь. 1600.

Триоди (сл-жбы на воскресные дни). Нач. 1590-х [18, л. 2].

1. —солглцое толоовая. Т. 4 (.ал.—.1Р—20°.. 16В2. [1В, л. 1]. 2. Минея, январе. 160-. [2 Г л. 1].

00 — Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Апостол. 1564.

Псалтырь с восследованием и Апостол. 1086—1587. [13, л. -4)411.

Минея, апрель. 1606. [15, л. 4]. г

Часосло.. Нач. XVII [12. л. 90].

6(6 — Ивнн Федоров и Петр Тимофеев Мстияловиц. Апостол. 1564.

Псалтырс с вооследованиел и Апостол. 5586—12Н7. 513. л. 461].

Апостол Толковый (ое2- З^^^зтсс^ Грека). Нач. XVII в. [1(5, л. 325].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

шшш

.

75 — Иван Федоров иПетр Тимсфеев Мстиславец. Апостол. 5264.

Пролог. Т. 2 [морт—овгуст). 1589—1590.[19,л.339].

Апостол Толковый (пер.МаксимаГрека). Нач.XVIIв.[16, л. 256].

1

Таблица 5

ПримерыуникальныхзаставокСтефана Басова

Апостол Толковый(пер.Максима Грека^Нач^УИв. [16,л. 337,742, 767].

Таблица 6

Элементы-архетипы

№ Болынойпрописной алфавит Израэля ван Мекенеуа (БОХОЛЬТ, к. XV в.) Первопечатные книги (Москва) Книжныеукрашения Басова Кн юкныеукрашен ия Стефана Басова

1 Лист 1. Фрагмент инициала D1 3,5,8 — Анониш! ая типотрафгм. — Еваэтелие. Ок. 1555 . — Евангелие.Ок. 1556. — Евагтелие. Ранее 1563. — Еваш'елие.Ок. 1564. 1. Триоди (службына воскресныедни ).Нач. 1590-х:. [181, л. 109, 377]. 2. Торжественшж минейны1, Нач. 1590-х. [11,л.5]. м тШ 1. Апостол Толковый (пар.Максима Грееа). Нач. XVII в. [56,л. 299, 537, 767, 841]. 2. Часослов. Нбч. XVI) в. [1Р,л. 9].

Лист 1. Фрагмент инициала В. —8 — Андро ник Тимофеев Невежа. — Минея общая. 1600. — Служебник. 1602. 170 — — Андроник ТимофеевНевежа. Минеяобгцая.1600. — Иван Андроников Н еВеЖИН. Триодь цветная. 1604. 175 —Андрбник Тимофеев Невежа.Часовник. 1601. 1.Праздники иОктоихпевческие. 0к.1605—1606.[5,л. 1]. 2.Апостол Толковый (пер.МаксимаГрека). Нач.XVIIв.[16,л.323].

таблица 7

Элем енты-архетипы

№ Первопечатные книги (Москва) Кни ясны«; украшения Федора Басова Книжные украшения Сте фанаБасова

"70 — Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Апостол. 1564. >

1. Псалтырь с восследованием. С5Л5—IV)86 . [4,л 177]. 2. Архиерейашй чиновник. Ок. 1589. [ГИМ. Щук. 65(53, л. 32 об.] 3. триоди(службына воскресные дни). Нач. 1590-х. [18, л. 20] Т1 {лет по.

1 Апостол Толковый(пер.Максима Грека).Нач.ХУП в. [16, л. 12]. Апостол Толковый(пер.Максима Грека).Нач.ХУ11в.[16,л.325]. Часослов. Нач. XVII в. [12, л. 1].

8 178 — Андроник Тимофеев Невежа (1587—1602) и Иван Андроников Нжвежин (1603— 1811). Псалтырь. 1602. Триоди (службы на воскресные дни). Нач. 1590-х. [18, л. 2]. щ ПсШТГЫрЬ Т0ЛК0В4Я. Т. 4(каф. 16—20). 1602. [ 14, л. 1]. Мшея, янв£1рс>. 1605. [21,л. 1 ].

(Ш-

79 — Иван Федоров и Петр Тимофе4в Мстиславец. Апостол. 1564. Псал5ыфь с восследовандам иАпостол. 1ЛТ6—0 587. [13,л. 42,473]. Апостол Толковый (пер. Максима Грека). Ноч. ХУЛ в. [18, л. 551].

3 150 — Андроник Тимофеев Нев2жа (1580—1600) и Иван Андроников Неоежин (1603— 1Л11А Апостол. 1597; Апостол. 1660; Триодь постная. 1 ооо. Псалт1>10)л> се восследовонием иАпостол.1586—1587. [13, л. 1].

^ ш> и

4 158 — Кндроник Тимофеев Невежа (1 5аК--1 ^02) иИванАнсроников Невежин (1600—1611). — Монея обща.. 1600. — Служебник. ) 002. Пролог. I-. (2 (маро—август). 1980—1590. [19,л.339]. Апостол Толковый (пер.МаксимаГрека). Нач.ХУП в.[16,л.256].

Таблица 8

Элементы, возникшие в результате изменения образцов(архетипов)

1. Апостол Толковый (пер. Максима Грека). Нач. XVII в. [ 16, л. 1 6]. 2. Часослов. Нач. XVII в. [12, л. 42].

Часослов.Нач. XVII в. [12, л. 90].

Псалтырь толковая. Т. 4 (каф.16—210). 1602. [14, л. 275].

Апостол Толковый (пер. Максима Грека). Нач.ХУД в. [16,л.711].

К&ЭбБЗавгг

Апостол Толковый (пер. МаксимаГрека). Нач. XVII в.[16,л.807].

Апостол Толковый (пер. Максима Грека1). Нач. XVII в. [16, л. 328, (2129, 742].

Часослов. Нач. XVII в. [12, л. (313].

Апостол Толковый (пер. Максима Грека). Нач. ХУЛ в. [16, л. .4118].

Часослов. Нач. XVII в. [12, л. 1].

(Ш I '

г ' г

Минея, апрель. 1606. [15, .л. 1].

авц{

Апостол Толковый (пер. Максима Грека). Нач. XXVII ]в. [ 16, л. 629].

Апостол Толковьш(пер.МаксимаГрека).Нач.Х^1в. [16,л.299,711].

Таблица 9

Примеры уникальных эле; мен тов Стефана Басова

№ 1 2 3

элемент щй? И А

рукопись Псалтырьтолковая. Т. 2 (каф.6—10).1603—1604. [17,л.1]. Псалтырьтолковая. Т. 4(каф.16—20). 1602.[14,л.275]. Часослов.Нач.XVIIв. [12,л.550].

Литература и источники

1. Анисимова, Т. В. О новонайденныхрукописях строгановских писцов братьев Басовых / Т. В. Анисимова // История библиотек. Исследования, материалы, документы : сб. науч. ст. /РНБ. — Вып. 8. — СПб., 2010. — С. 264—277.

2. Анисимова, Т. В. Рукописи московских писцов братьев Басовых (80-е годы XVI — начало XVII в.) / Т. В. Анисимова // От Средневековья к Новому времени : сб. науч. ст.. — М, 2006. — С. 587—608.

3. ГИМ. Син. № 524.

4. ГИМ. Щук. № 30.

5. ГИМ. Щук. № 51.

6. ГИМ. Щук. № 563.

7. Зернова, А. С. Орнаментика книг московской печати кирилловского шрифта XVI—XVII вв. : альбом / А. С. Зернова. — М. : ГБЛ, 1952.

8. Парфентьев, Н. П. О совершенствовании метода исследования произведений мастеров древнерусского музыкально-письменного искусства/Н. П. Парфентьев// Традиции и новации в отечественной духовной культуре : сб. материалов 2-й Южно-Уральской междунар. науч.-практ. конф. — Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2005. — С. 4—10.

9. Парфентьев, Н. П. О Строгановской мастерской книжно-рукописного искусстваXVI—XVII вв. /Н. П. Парфентьев //Вестник Южно-Уральского государственного университета. — Серия: Социально-гуманитарные науки, 2008. — № 6 (106). — С. 43—62.

10. Парфентьев, Н. П. Творчество книгописцев и художников-знаменщиков братьев Басовых (1580— 1630-е гг.) /Н. П. Парфентьев //Вестник Южно-Уральского государственного университета. — Серия: Социально-гуманитарные науки, 2014. — Т. 14. — № 3. — С. 23—48.

11. РГАДА. Ф. 196. № 1109.

12. РГБ. Ф. 98. № 439.

13. РГБ. Ф. 98. № 453.

14. РГБ. Ф. 98. № 523.

15. РГБ. Ф. 98. № 530.

16. РГБ. Ф. 98. № 574.

17. РГБ. Ф. 98. № 575.

18. РГБ. Ф. 98. № 1114.

19. РГБ. Ф. 256. № 323.

20. РГБ. Ф. 304. № 259.

21. РГБ. Ф. 904. № 8.

22. СПбОИИ. Ф. 115. № 160.

23. Шерстобитова, Е. С. Искусство орнаментики художника-знаменщика Федора Сергеева Басова: традиции старопечатного стиля в украшении древнерусских рукописных книг и их переосмысление /Е. С. Шерстоби-това // Вестник Южно-Уральского государственного университета. — Серия: Социально-гуманитарные науки, 2017. — Т. 17. — № 2. — С. 85—104.

24. Parfentjev, N. P. On the Structural-Formula Method of Researching Ancient Russian Chants as Musical-Written Art /N. P. Parfentjev, N. V. Parfentjeva // Journal of Siberian Federal University. Humanities & social sciences, 2008. — V. 1 (3). — P. 384—389.

Поступила в редакцию 06 сентября 2017 г.

ШЕРСТОБИТОВА Екатерина Сергеевна, искусствовед, аспирант кафедры теологии, культуры и искусства, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск, Россия). E-mail: ekaterina.shersto-bitowa@yandex.ru

Bulletin of the South Ural State University Series «Social Sciences and the Humanities» 2017, vol. 17, no. 4, pp. 96—104

DOI: 10.14529/ssh170412

the scribe and drawing-artist stefan basov's

ornamentation (the last quarter

of the 16th — the beginning of the 17th centuries)

E. S. Sherstobitova, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, ekaterina.sherstobitowa@yandex.ru

The author considers ornamentation, created by the scribe and drawing-artist of the last quarter of the 16th — the beginning of the 17th centuries Stefan Basov. The author studies peculiarities of his artworks using new, proposed by N. P. Parfentjev, element-structural method. The author examines headpieces of the manuscripts, embellished by Stefan, comparing the compositions and elements to the ornaments of the "Large uppercase alphabet" by Dutch artist and engraver of the 15th century I. van Meckenem, heardpieces of the early printed Moscow books and brother Feodor Basov. The new method allowed us to determine the origins of creativity Stefan Basov and to identify the unique features of his art. The results, accompanied by comparative tables, reflect the main techniques of the master in the tradition of the early printed style: rethinking and development of samples, a combination of borrowed and unique elements, the creation of original compositions.

Keywords: old Russian manuscript books and art, creativity of drawing-artists, early printed style, Stefan Basov.

References

1. Anisimova, T. V. O novonaydennyh rukopisyah stroganovskih pistsov bratev basovyh [About the new-founded manuscripts Stroganovs' scribes brothers Basovs]. Istoriya bibliotek. Issledovaniya, materialy, dokumenty: Sb. nauch. statej [History of libraries. Researches, materials, documents: the collection of scientific articles]. St. Petersburg, 2010, issue 8, pp. 264—277.

2. Anisimova T. V. Rukopisi moskovskih pistsov brat'ev Basovyh (80-e gody XVI — nachalo XVII veka) [Manuscripts of Moscow scribes Brothers Basovs (80 years of the 16th — the beginning of the 17th century)]. OtSrednevekov'ya kNovomu vremeni. Sbornik statej v chest' O. A. Belobrovoj [From the Middle Ages by New time. The collection of articles in honour of O. A. Belobrovoj]. Moscow, 2006, pp. 587—608.

3. GIM [State Historical Museum, Moscow]. Sin. № 524.

4. GIM. Schuk. № 30.

5. GIM. Schuk. № 51.

6. GIM. Schuk. № 563.

7. Zernova A. S. Ornamentika knig moskovskoy pechati kirillovskogo shrifta XVI—XVII vv. Albom [The ornamentation of Moscow printing books of the 16th — 17th centuries. Album]. Moscow, 1952.

8. Parfentjev N. P. O sovershenstvovanii metoda issledovaniya proizvedeniy masterov drevnerusskogo muzykalno-pismennogo iskusstva [About the improvement of the method of the study of the artworks of masters of Old Russian musical-written art]. Tradicii i novacii v otechestvennoy duhovnoy kulture. Sbornik materialov vtoroy Yuzhno-Uralskoj mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii [Traditions and innovations in domestic spiritual culture. The collection of materials of the Second South-Ural international scientific-practical conference]. Chelyabinsk, 2005, pp. 4—10.

9. Parfentjev N. P. O Stroganovskoy masterskoy knizhno-rukopisnogo iskusstva XVI—XVII vekov [About the Stroganov's workshop of manuscript art of the 16th — 17th centuries]. Vestnik Uzhno-Ural 'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Sotsial'no-gumanitarnye nauki [Bulletin of the South Ural State University. Series: Social Sciences and the Humanities]. Chelyabinsk, 2008, v. 6 (106), pp. 43—62.

10. Parfentjev N. P. Tvorchestvo knigopisczev i hudozhnikov-znamenshhikov brat'ev Basovyh (1580—1630-e gg.) [The brothers Basovs' art as scribes of books and drawing-artists (1580—1630 years)]. Vestnik Yuzhno-ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Sotsial'no-gumanitarnye nauki [Bulletin of the South Ural State University. Series: Social Sciences and the Humanities]. Chelyabinsk, 2014, v. 14, № 3, pp. 23—48.

11. RGADA [Russian State Archives of Ancient Acts, Moscow]. Holding 196. № 1109.

12. RGB [Russian State Library, Moscow]. Holding 98. № 439.

13. RGB. Holding 98. № 453.

14. RGB. Holding 98. № 523.

15. RGB. Holding 98. № 530.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. RGB. Holding 98. № 574.

17. RGB. Holding 98. № 575.

18. RGB. Holding 98. № 1114.

19. RGB. Holding 256. № 323.

20. RGB. Holding 304. № 259.

21. RGB. Holding O. 904. № 8.

22. SPbOII [St. Petersburg Department of the Institute of History of the Russian Academy of Sciences]. Holding 115. № 160/

23. Sherstobitova E. S. Iskusstvo ornamentiki khudozhnika-znamenshchika Fedora Sergeeva Basova: traditsii staropechat-nogo stilya v ukrashenii drevnerusskikh rukopisnykh knig i ikh pereosmyslenie [The drawing-artist Feodor Sergeev Basov's art of the ornamentation: traditions of the early printed style in the decoration of old Russian manuscripts and its rethinking]. Vestnik Uzhno-Ural 'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Sotsial'no-gumanitarnye nauki [Bulletin of the South Ural State University. Series: Social Sciences and the Humanities]. Chelyabinsk, 2017, v. 17 (2), pp. 85—104.

24. Parfentjev N. P., Parfentjeva N. V. On the Structural-Formula Method of Researching Ancient Russian Chants as Musical-Written Art. Journal of Siberian Federal University. Humanities & social sciences, 2008, v. 1 (3), pp. 384—389.

Received September 06, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.