27 (162) - 2010
ПОИСК. ПРОБЛЕМЫ. РЕШЕНИЯ
ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ: ПРОБЛЕМЫ И МЕХАНИЗМ УСТОЙЧИВОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ
РАЗВИТИЕМ
В. И. САВКИН, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры организации предпринимательской деятельности и менеджмента в АПК E-mail: v. i. savkin@mail. ru Орловский государственный аграрный университет
Рассматриваются вопросы устойчивого развития в аспектеэколого-экономическогоразвития. Показано влияние видов экономической деятельности на окружающую среду, распределение инвестиций по видам экономической деятельности и в разрезе охраны природных ресурсов. Предлагается организационная модель управления экологическими аспектами экономики и показаны ожидаемые организационно-экономические преимущества от освоения экологического менеджмента.
Ключевые слова: экологический менеджмент, устойчивое развитие, инвестиции, природные ресурсы, организационно-экономическая модель.
В соответствии с концепцией устойчивого развития перед Российской Федерацией стоят задачи по коренному улучшению экологической деятельности в рамках институциональных и системных преобразований, позволяющих обеспечить становление новой модели хозяйствования и повсеместное расширение экологически ориентированных методов управления, целенаправленное применение структуры экономики, структуры личного и общественного потребления. Основными задачами научного обеспечения в этой сфере являются развитие научных знаний об экологических основах устойчивого развития, выявление новых рисков, порождаемыхразвитие общества. [3,7].
В настоящее время экономическое развитие практически полностью исключает экологический фактор. До недавнего времени экономический рост был вовсе сопряжен с категорической неприемлемостью экологической составляющей. Суть данного конфликта интересов заключается в том, что человечеству нужен как высокий экономический потенциал, а следовательно, и соответствующие уровень и качество жизни, так и благоприятная и экологически безопасная среда обитания. Опыт развитых стран мира показывает, что высокие темпы индустриального развития в дальнейшем требуют значительных финансовых ресурсов для преодоления кризисных экологических ситуаций. Возникает вопрос — это неизбежно или можно высокие экономические достижения неразрывно связать с повышением экологической устойчивости?
Сокращение природных ресурсов и ухудшение среды обитания человека — это мы слышим чуть ли не каждый день и уже успели привыкнуть к подобным сообщениям. В последнее время все чаще встречаются и такие понятия: система управления окружающей средой, экологическая безопасность продукции, ресурсосберегающие технологии, экологический имидж и т. п. [1, 6, 8]. Эти понятия еще мало знакомы населению, зато вызывают все больший интерес у производителей. В ряде регионов
из-за высоких антропогенных нагрузок сложилась критическая ситуация, при которой возникают изменения ландшафтов, происходит истощение ресурсов, значительно ухудшаются условия проживания населения. Экологические проблемы на сегодня уже вышли не только на уровень взаимоотношений «производитель—потребитель», но и «предприятие—государство». Несмотря на то, что за 1990-е гг. значительно снижены объемы производства, в последние годы усиливается воздействие на природу в связи с ростом как потребления ресурсов, так и выбросов вредных веществ с отходами производства.
Орловская область не входит в перечень регионов с неблагоприятной экологической обстановкой, однако на отдельных ее территориях наблюдаются деградация экосистем, уменьшение биоразнообразия. Основными источниками загрязнения окружающей среды, безусловно, можно назвать производство и социальную сферу (рис. 1).
Аграрная специфика региона определяет, что в качестве одного из основных источников загрязнения являются сельскохозяйственные предприятия и организации переработки продукции. В области насчитывается более 100 предприятий, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу свыше 20 т.
Суммарный объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в 2008 г. составил около 121,7 млн т, что на уровне 2007 г. Основной причиной высокого объема вредных выбросов является нарушение требований экологической безопасности.
Стационарными загрязняющими источниками в Орловской области в 2008 г. являлись 121 предприятие, из них 33 увеличили выбросы загрязняющих веществ по сравнению с предыдущим годом. Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников в 2008 г. на уровне 11,7 тыс. т. Тем не менее объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в 2009—2011 гг. предположительно будет увеличиваться в среднем на5,4% ежегодно.
Орловская область располагает значительными ресурсами подземных вод, на которых базируется хозяйственно-питьевое и, частично, промышленное водоснабжение. Величина потенциальных эксплуатационных ресурсов составляет 2 591 тыс. м3 в сутки. Из 42 разведанных месторождений пресных подземных вод в эксплуатации в настоящий момент находится только 17. Использование утвержденных запасов низкое и неравномерное, на отдельных
100 -,
95-
90
85
80-
75-
70
Ш Прочие виды экономической деятельности
И Торговля, траспорт и связь
Ш Предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг Ц Производство и распределение энергии, воды, газа
Н Сельское хозяйство
Щ Обрабатывающие производства
Рис. 1. Распределение и образование отходов производства и потребления по видам экономической деятельности в Орловской области, среднее за 2000—2008гг., %
участках водоотбор приближается к величине запасов и превышает их, на других — отбирается менее 1 %. Централизованное водоснабжение составляет более 50 % от общего объема водопотребления подземных вод. Это указывает на несбалансированность водопотребления по территориям, что связано с неравномерным распределением производственных мощностей.
В промышленности в 2008 г. объем воды, заключенный в оборотных и повторно-последовательных системах водоснабжения, составил 380 млн м3. Ежегодная экономия свежей воды при данном использовании составляет около 90 %.
Объем использования свежей воды в 2008 г. на уровне 120,0 млн м3, в том числе:
• на производственные нужды — 40,7 млн м3 (33,9%);
• на хозяйственно-питьевые нужды — 74,0 млн м3 (61,7%);
• сельхозводоснабжение — 5,2 млн м3 (4,3 %);
• орошение — 0,1 млн м3 (0,1 %).
Для улучшения водоснабжения населения питьевой водой разработана областная целевая программа «Обеспечение населения Орловской области питьевой водой на 2008—2010 годы». В соответствии с мероприятиями Программы предусмотрены:
• обследование и анализ работы существующих коммунальных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения с принятием мер по их
восстановлению и реконструкции в сельской местности;
• охрана и восстановление водных объектов — источников питьевого водоснабжения;
• разработка технологий по рациональному использованию и экономии питьевой воды — создание пилотного проекта отработки технологий;
• совершенствование водозаборов из поверхностных и подземных источников и технологий подготовки питьевой воды, в том числе внедрение установок глубокой доочистки воды в лечебно-профилактических, школьных и дошкольных учреждениях;
• научно-исследовательские и поисково-оценочные работы для расширения использования подземных вод в хозяйственно-питьевом водоснабжении;
• повсеместное развитие систем подачи и распределения питьевой воды.
По прогнозной оценке в 2009—2011 гг. объемы ежегодного водопотребления должны увеличиться от 1 до 2,5 %.
Объем сбросав поверхностные водные объекты загрязненных сточных вод в 2008 г. составил более 65 млн м3. Общая мощность очистных сооружений составляет около 109 млн м3. В этой связи имеет место высокая перегрузка очистных сооружений, а также несбалансированность в имеющихся объемах сброса и наличии очистных сооружений, которые, как правило, имеются в крупных населенных пунктах и отсутствуют в сельской местности.
Наиболее радикальным путем повышения экономического потенциала и его экологической устойчивости является модернизация всех видов экономической деятельности на основе углубления инвестиционных процессов. В 2008 г. более 80 % всех инвестиций в Орловской области было направлено в сельское хозяйство, социальную сферу и обрабатывающие производства (рис. 2). Как показывают данные, именно эти сегменты экономики становятся наиболее привлекательными в последнее время. Вместе с тем остается проблема объема данных инвестиций, и особенно которые носят целевой характер (природоохранные инвестиции).
По данным Росстата, инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в 2008 г., продолжали расти по отношению к уровню финансирования предыдущих лет (рис. 3). В 2008 г. в Орловской области инвестиции в
Торговля, 7%
Социальная сфера.
33%
Обрабатывающие производства, 16%
Строительство, 3%
Транспорт и связь, 6%
Рис. 2. Структура инвестиций в Орловской области по видам экономической деятельности в 2008 г. [7]
2003
2004
2005
2006
2007
2008
110 100 90 80 70 60 50 40 30
Рис. 3. Природоохранные инвестиции в Российской Федерации в 2003—2008гг., млрдруб. [2]
основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, составили 5,2 млн руб., или 0,04% от общего объема инвестиций. И большая их доля приходится на охрану и рациональное использование водных ресурсов (рис. 4). Исходя из аграрной специфики региона, объема направляемых на охрану и рациональное использование земель инвестиций крайне недостаточно.
Недостаточность инвестиций влечет за собой износ и выбытие основных фондов, что, в свою очередь, угрожает ростом экологических аварий, вероятность которых будет увеличиваться в случае роста объемов производства. Основным источником финансирования здесь на сегодня являются средства предприятий и организаций.
Необходимо не только повышение экономической ответственности природопользователей,
Рациональное
Рис. 4. Распределение инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в Орловской области, среднее за 2000-2008 гг. [4]
но и выработка механизма экономической заинтересованности субъектов хозяйствования. Это может быть достигнуто не только за счет совершенствования организационно-экономических взаимоотношений внутри предприятия, но и его внешних связей, а также приоритетных управленческих функций (рис. 5). В качестве такого взаимодействия на уровне региона (области) необходимо
рассматривать последовательность: Правительство области ^ Администрации муниципальных районов и городских округов ^ Администрации городских и сельских поселений ^ Хозяйствующие субъекты. В качестве основных звеньев системы экологического менеджмента можно выделить администрации муниципальных районов, а также хозяйствующие субъекты, за которыми должны быть закреплены, соответственно, функции: контрольно-организационные, образовательно-просветительные; организационно-технологические и самоконтроль.
Значение экологического менеджмента состоит в приобретении конкурентных преимуществ и в возможности оценить производство со стороны и выработать подходы к его модернизации с целью повышения экономической устойчивости и экологической безопасности. Организационно-экономические преимущества могут быть представлены результатами в кратко-, средне- и долгосрочном периодах (см. таблицу).
Прогнозируемая разовая экономия средств в кратко- и среднесрочном периодах может достигаться за счет сокращения производственных
Рис. 5. Организационная модель экологического менеджмента
воздуха
Охран а и рациональное спользование водных ресурсов
Основные ожидаемые организационно-экономические преимущества от освоения экологического менеджмента
Эффект Результат Запаздывание
Развитие системы стратегического и тактического управления Повышение устойчивости и гибкости; повышение управляемости с,д
Благоприятный имидж и хорошие отношения с потребителями, партнерами, инвесторами, государственными органами и общественностью Взаимовыгодное и долгосрочное сотрудничество; рост рыночной капитализации; увеличение инвестиционной привлекательности С,д
Повышение конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, снижение рисков Снижение расходов по обслуживанию кредитов и страховок; получение инвестиционных предложений С,д
Сокращение производственных, эксплуатационных и иных затрат Снижение себестоимости продукции; увеличение прибыли к, с
Дополнительные источники дохода за счет переработки отходов Увеличение прибыли; снижение издержек к, с
Обозначения: К — краткосрочное, С — среднесрочное, Д — долгосрочное.
и эксплуатационных затрат (ресурсов), переработки отходов (включая экономию средств на их утилизацию), сокращения брака, снижения природоохранных платежей. Долгосрочные преимущества представлены повышением инвестиционной привлекательности, управляемости, и они в большей степени влияют на стабильное и устойчивое функционирования производства. Как показывает практический опыт развития экологического менеджмента, если производитель выбрал в качестве основной стратегии достижение долгосрочных преимуществ, то он в большей степени ориентирован на создание успешного и стабильного производства.
Основа экономической эффективности и устойчивости лежит в получении дополнительных средств в результате экономии ресурсов и платы за выбросы, что позволит повысить экономическую устойчивость и улучшить экологическую обстановку. Разработка системы экологического менеджмента должна рассматриваться не как разовая, а как постоянная деятельность, постепенно развивающаяся, корректируемая и дополняемая каждый год.
Таким образом, обеспечение устойчивой гармонизации интересов экономики и экологии предполагает осуществление решения эколого-экономических задач в рамках не только отдельных хозяйствующих субъектов, но и путем включения экологических аспектов в планы социально-экономического развития федерального и регионального уровней. Перспективным в этом отношении может оказаться разработка и практическое использование показателей стратегической эколого-экономи-ческой оценки, которые позволили бы оценивать
развитие экономики с учетом экологических требований, а значит и устойчивого развития.
Список литературы
1. Бронштейн А.М., Литвин В. А., Русин И. И. Экологизация экономики: методы региональ-ногоуправления. М.: Наука, 2000. С. 34.
2. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2008 году». URL:http://www. mnr. gov. ru/part/?pid=776.
3. О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию: Указ Президента Российской Федерации от 01.04.1996 № 440.
4. Орловская область. 2000—2008: стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области. Орел, 2009. 353 с.
5. Охрана окружающей среды в Орловской области: стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области. Орел, 2009. 67 с.
6. Шибаева H.A. К вопросу об экологизации инвестиционного процесса в экономике / Экономика природопользования. М.: ВИНИТИ. Вып. № 5. 2007. С. 49-57.
7. Экологическая доктрина Российской Федерации. Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от31.08.2002 № 1225-р.
8. Экологические проблемы АПК / Ф.Х. Хазиев, P.M. Хазиахметов, А.Х. Мукатанов и др. Экологические проблемы регионов России. 1997. №4. С. 101-124.