Научная статья на тему 'ОРЛОВ А.А. НАЦИОНАЛИЗМ В ИСТОРИИ КАТАЛОНИИ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ'

ОРЛОВ А.А. НАЦИОНАЛИЗМ В ИСТОРИИ КАТАЛОНИИ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
159
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ КАТАЛОНИИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАТАЛОНИИ / КАТАЛАНИЗМ / КАТАЛОНСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРЛОВ А.А. НАЦИОНАЛИЗМ В ИСТОРИИ КАТАЛОНИИ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ»

ОРЛОВ А.А. НАЦИОНАЛИЗМ В ИСТОРИИ КАТАЛОНИИ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ. - Москва : МГИМО-Университет, 2020 г. - 550 с.

Ключевые слова: история Каталонии; социально-экономическое развитие Каталонии, каталонский национализм; каталанизм.

Keywords: history of Catalonia; socio-economic development of Catalonia, catalan nationalism; catalanism.

Для цитирования: Стрельцов А.Д. [Реф.] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5 : История. -Москва : ИНИОН РАН, 2022. - № 4. - С. 180-187. Реф. кн.: Орлов А.А. Национализм в истории Каталонии: прошлое и настоящее. - Москва : МГИМО-Университет, 2020 г. - 550 с.

Орлов Александр Арсеньевич - канд. ист. наук, профессор МГИМО МИД России. Реферируемая работа посвящена исследованию сложного феномена национализма в Каталонии, перешедшего в настоящее время в стадию сепаратизма, угрожающего целостности Испании. Автор в своем исследовании стремился проследить за развитием и становлением каталонского национализма, понять, что собой представляет каталонский народ и каковы его корни.

Во введении автор рассказывает в целом о сепаратизме Каталонии и отмечает, что начиная с 2010 г. эта провинция переживает один из наиболее острых всплесков национализма и сепаратизма в своей современной истории, который далек от завершения. Каталония, рассуждает автор, оказалась в составе многонациональной Испании в силу исторических процессов, поэтому ее отделение выглядело бы неестественным. Он опровергает утверждение многих испанских политиков, что демократическое, правовое государство само по себе является гарантией от национализма. Каталонский сепаратизм существовал и при монархии, и при дикта-

туре, и в условиях демократии, следовательно, у него глубокие исторические корни (с. 11).

Задаваясь вопросом, кто были предками современных каталонцев, автор прослеживает формирование иберийской нации с доисторических времен, показывает роль Карфагена, завоевавшего Иберийский полуостров в ходе римско-карфагенских войн. После того как римляне вытеснили карфагенян и их союзников из Испании, начался процесс романизации Испании. Автор отмечает значение латинского языка, принесенного римлянами, который стал важнейшим связующим элементом, позволившим сблизить различные проживающие здесь народы (с. 49).

Вестготская эпоха в истории Испании длилась с V по VIII в. Что же касается Каталонии, то о ней в период вестготского господства в Испании известно сравнительно немного, значительно меньше, чем о римском периоде истории. Это может свидетельствовать только о том, что на протяжении трех веков ничего существенного здесь не происходило, считает автор.

Во время завоевания Испании арабами Каталония не осталась в стороне от нашествия мусульман. В 706 г. ими была захвачена Таррагона (город на востоке современной Испании). После этого эти места на многие десятилетия опустели, что привело к фактическому прекращению здесь хозяйственной деятельности (с. 58-59).

Испанская марка - области между Францией и владениями арабов в Испании, включавшая в себя части современных Каталонии, Наварры и Арагона и простиравшаяся приблизительно до реки Эбро. Испанская марка состояла из почти 20 зависимых от империи Каролингов графств, которые не имели унифицированной административной структуры. Автор повествует об истории графства Барселоны, которую в 801 г. после продолжительной осады взяли франки. При этом, Барселонское графство стало центром консолидации других графств, которые можно условно отнести к каталонскому сегменту Испанской марки (с. 63).

Далее в книге речь идет о кризисе и распаде Кордовского халифата, противостоянии христианских и мусульманских карликовых государств и укреплении Барселонского графства. Были образованы Королевство Леон, территория которого в момент максимального расцвета охватывала четвертую часть Пиренейского

полуострова - весь его северо-запад; Королевство Памплона, которое вскоре станет больше известно как Королевство Наварра, а также Королевство Кастилия (с. 70). Тем временем, Кордовский халифат в XI в. распался на множество мелких государств - тай-фов и эмиратов.

В результате династического брака произошло объединение Королевства Арагон и Барселонского графства в некое подобие конфедерации при заглавной роли Арагона. Важной особенностью этой каталоно-арагонской унии стало то, что каждая из частей сохранила свои законы, институты и традиции, а правящие династии должны были соблюдать эти принципы.

Говоря о средиземноморской экспансии Арагонской короны и роли в ней Каталонии, автор отмечает, что для современных каталонских националистов не может быть сомнений в том, что Арагон стал средиземноморской державой благодаря усилиям каталонцев (с. 93).

Бракосочетание в 1469 г. Изабеллы Кастильской и Фернандо Арагонского по своим последствиям стало фундаментальным событием в истории Испании (с. 104). Начиная с 1482 г. Кастильско-арагонское государство, в течение 10 лет в результате кровопролитных сражений присоединило мусульманскую Гранаду. Между тем экономическое положение Арагона осложнялось наличием неплодородных земель и засушливым климатом, при более благоприятном положении Валенсии.

Однако после объединения Кастилии и Арагона Каталония стала терять свои позиции, превратившись в периферию кастиль-ско-арагонского государства. Это нанесло удар и по национальному самолюбию, и по экономическим позициям каталонских предпринимателей и финансистов.

Автор рассказывает о том, как каталонцы служили Испанской империи. В 1492 г., всего через несколько месяцев после завершения Реконкисты, каравеллы Христофора Колумба достигли Америки. Автор также отмечает, что все военные кампании и экспансионистские амбиции Мадрида финансировались из кастильской казны. Каталония же, как и другие субъекты Арагонской короны, была освобождена от обязанности оплачивать военные расходы и налоги в пользу испанского короля. При этом успехи

каталонских флотоводцев того периода являются предметом гордости современной Каталонии (с. 122).

В книге отмечается, что каталонские националисты весьма высоко оценивают династию Габсбургов. Первым, и весьма уважаемым ими, в списке королей этой династии стоит Карл I, он же Карл V - император Священной Римской империи. Каталония превратилась для Карла V в своего рода тыловую базу в борьбе с внутренними восстаниями и внешними угрозами.

В 1556 г. на испанский престол взошел сын Карла V Филипп II, которому пришлось вести активную внешнюю политику. Помимо этого король покровительствовал Инквизиции, противостоял идеям Реформации, которая победила в большей части Германии и в Северной Европе. Филипп II потерпел неудачу в попытке подавить восстание в Нидерландах, в результате чего был низложен в 1581 г. (с. 132). В 1598 г. на испанский престол вступил сын Филиппа II Филипп III, который уступал отцу по своему масштабу как государственный деятель.

Отдельная глава книги посвящена участию Испании в Тридцатилетней войне и судьбе Каталонии, находившейся между Испанией и Францией. В 1621 г. на трон в Мадриде вступил Филипп IV, фаворит которого, граф-герцог Оливарес, стремился с помощью ряда реформ превратить Испанию в современное, централизованное государство и вернуть ей статус европейского гегемона (с. 147).

В ходе Тридцатилетней войны Испании пришлось бороться с Францией. Кастильские войска пытались защитить Каталонию от Франции, однако в этом княжестве их воспринимали как оккупантов. В конечном итоге дело окончилось восстанием в Каталонии против испанских властей. После этого, Каталония более чем на 10 лет перешла под власть Франции. Война с Францией шла для Испании с переменным успехом вплоть до 1648 г., когда стороны заключили мир (с. 172).

В 1665 г. на испанский трон взошел Карл II, который не имел наследников. Он 3 октября 1700 г. объявил своим наследником герцога Анжуйского (под именем Филиппа V) из династии Бурбонов, внука короля Франции Людовика XIV. Это привело к образованию антифранцузского «Большого альянса», состоявшего из Англии, Австрии, Голландии и Дании. 15 мая 1702 г. коалиция

объявила войну Франции и союзной ей Испании. В Испании началась гражданская война между сторонниками Филиппа V и эрцгерцога Карла. Она шла с переменным успехом и продолжалась до 1713 г., когда стороны заключили Утрехтский мир (с. 189). Филипп V сохранил испанскую корону, но с условием, что никогда не будет французским монархом. Каталония некоторое время сохраняла верность Карлу, но 11 сентября 1713 г. войска Филиппа взяли ее штурмом.

После этого был принят Королевский Декрет Новой Планты для Каталонии, который упразднял прежние институты власти (кортесы, Генеральную депутацию, Совет ста) и все другие органы. Отменялись привилегии Каталонии (с. 196).

После динамичного развития во второй половине XVIII в., в период наполеоновских войн Каталонии пришлось пережить трудные времена и бороться за свою независимость от французских захватчиков.

Автор повествует о своеобразных политических качелях времен правления Изабеллы II (1833-1868). Каталония поднимала восстания против нелюбимых ею мадридских правителей. Однако после короткого правления Амадея Савойского (2 ноября 1870 -11 февраля 1873) началась история первой испанской республики, которая была очень бурной: за несколько месяцев сменилось четыре правительства. На территории Испании в этот период воцарились хаос и анархия. Однако уже в конце 1874 г. королем был провозглашен сын Изабеллы II Альфонс.

Отмечая такой феномен, как каталанизм, автор пишет, что он возник вследствие ряда факторов: ускоренного экономического роста Каталонии, формирования относительно либеральной политической среды, развития культуры и образования (с. 241).

В начале XX в., на фоне поражения Испании в испано-американской войне 1898 г., для которой это стало национальной катастрофой, отмечается подъем каталонского сепаратизма, в частности, в доктрине каталанизма к этому времени верх одержали консервативные тенденции, выразителем которых стала «Региона-листская лига» (с. 264). Летом 1909 г. в Барселоне произошло восстание, направленное против войны в Марокко.

В конце 1910-х годов отмечается обострение социально-политических противоречий в Испании. В августе 1917 г. круп-

нейшие индустриальные центры страны - Мадрид, Барселону, Бильбао, Овьедо - охватила забастовка. 13 сентября 1923 г. был совершен военный переворот, в результате которого к власти пришел генерал Мигель Примо-де-Ривера. Народ Испании, в том числе каталонцы, в целом поддержал установление военной диктатуры. Впрочем впоследствии каталонцы разочаровались в этой власти, когда была ликвидирована автономия Каталонии (с. 278-280).

На муниципальных выборах 12 апреля 1930 г. победу одержали республиканцы, что ознаменовало конец монархии. Король Альфонс XIII покинул Испанию. В Каталонии к власти пришли левые националисты.

Победа правых на парламенских выборах 1933 г. положила начало так называемому черному двухлетию. Правые попытались повернуть вспять начатые республиканцами реформы, что крайне накалило обстановку в стране. Однако Народный фронт, который объединил всех левых, победил на выборах 16 февраля 1936 г. Во главе правительства встал Мануэль Асанья, а в Каталонии победили левые националисты (с. 308). В среде испанских военных стали нарастать антиреспубликанские настроения. 18 июля 1936 г. военные, которых возглавил генерал Мола, подняли мятеж против правительства, однако их выступление в Мадриде и Барселоне провалилось.

Автор анализирует расклад сил в гражданской войне в Испании, отмечая, что основные промышленные центры остались под властью правительства (с. 321). Вместе с тем действиям республиканцев мешала неразбериха в их лагере, и мятежникам удалось завладеть инициативой. В мае 1937 г. в Барселоне анархисты и троцкисты подняли мятеж. Его быстро подавили, однако Асанья, на тот момент - президент Испании, заменил на посту премьера Ларго Кабальеро на Хуана Негрина (с. 328). Гражданская война после этого продолжалась еще два года. В конце концов, мятежники взяли верх.

В годы франкистской диктатуры была полностью упразднена автономия региона, что не помешало быстрому экономическому росту в 1960-1970-х годах (с. 357). С начала 1960-х годов в Каталонии стали проявляться признаки возрождения каталанизма.

Последние два-три года существования режима Франко стали для него катастрофичными. Франкизм трещал по швам. В пра-

вящей верхушке шла борьба между сторонниками ограниченных реформ и так называемыми «неподвижными» - твердыми консерваторами. Критика режима распространялась и в рядах армии, и в католической церкви (с. 376-377). Испанию сотрясали теракты, совершаемые не только ЭТА (баскская леворадикальная националистическая организация сепаратистов), но и другими организациями.

20 ноября 1975 г. Франко скончался в возрасте 82 лет. В стране начался демократический транзит власти. 22 ноября 1975 г. состоялась коронация короля Хуана Карлоса I, который назначил премьером Адольфо Суареса. Суарес стал готовить закон о политической реформе. Для продвижения этого закона ему пришлось преодолеть сопротивление консерваторов и заручиться поддержкой армии. Этот закон был утвержден на общенациональном референдуме (с. 391). Затем последовали легализация оппозиционных партий и их участие в выборах.

В Каталонии в 1979 г. на референдум вынесли проект Автономного статута Каталонии, который поддержали 88,1% голосовавших (с. 435). Затем последовали 23 года правления здесь умеренных националистов. На выборах 1984 г. победу одержала коалиция «Конвергенция и Союз», возглавляемая Жорди Пужолем (с. 453). Пужоль оставался главой Каталонии с 1980 по 2003 г., после чего его сменил лидер социалистов Паскуаль Марагалл.

В 2000-х годах отмечается обострение обстановки в Каталонии. В 2010 г. прошли выборы в парламент, на которых победила коалиция «Конвергенция и Союз». Артур Мас сформировал правительство меньшинства, став лидером каталонского сепаратизма. На выборах 27 сентября 2015 г. сепаратисты набрали около 40% голосов (с. 483).

Вследствие кризиса двухпартийной системы в Испании 1 октября 2017 г. в Каталонии провели референдум о независимости от Испании. За проголосовали 90% участвовавших в референдуме (с. 490). После этого Мадрид распустил правительство и парламент Каталонии и назначил на 21 декабря досрочные выборы. Однако лидеры каталонских сепаратистов продолжают играть важную роль во внутриполитической жизни страны. С трудом удается поддерживать хрупкое равновесие в отношениях Барселоны и Мадрида.

В заключение автор отмечает, что кризис в Каталонии, вызванный деятельностью сепаратистов, затянулся и далек от завершения. Каталония пребывает в подвешенном состоянии, при котором идет борьба сепаратистов и противников отделения от Испании. Обострение каталонского конфликта вызвало встречную реакцию в Испании: возрождение испанского, прежде всего, кастильского национализма. Как будут в дальнейшем развиваться события в Каталонии, остается большой загадкой.

А.Д. Стрельцов*

Стрельцов Алексей Дмитриевич - младший научный сотрудник отдела истории Института научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН РАН). E-mail: alstr189@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.