чайки и утки (находки остатков 26 июля и 11 августа) и зайцы (находки 17 июля). Приближение к охотничьему посту сопровождается продолжительным клёкотом, а посадка на наблюдательный пост имеет свои особенности. Орлан не садится на пост сразу сверху, а сделав плавный круг над поверхностью бухточки присаживается, планируя снизу. На наблюдательные посты негнездящиеся орланы прилетают утром около 5 ч, а улетают на ночёвку в 21-22 ч. В течение светлого времени суток орлы добывают пищу 4-7 раз. Соотношение удачных и неудачных попыток схватить рыбу варьирует от 1:1 до 1:4.
После четырёх неудачных попыток орлан, как правило, перелетал на другой охотничий пост. В период интенсивного хода рыбы на нерест почти каждая попытка охотиться заканчивалась успехом.
Так, 19 июля за 12 ч наблюдений в течение суток холостая птица охотилась 17 раз. Из них удачных попыток 6, неудачных — 11. После 34 неудачных попыток орлан обычно покидал этот пост и перемещается на другой.
Ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2016, Том 25, Экспресс-выпуск 1579: 1579-1581
Орлан-белохвост Haliaeetus albicilla и обыкновенная гага Somateria mollissima в Кандалакшском заливе Белого моря
А.С.Корякин, Н.С.Бойко
Второе издание. Первая публикация в 2010*
Орлан-белохвост Haliaeetus albicilla - наиболее заметная хищная птица Кандалакшского залива. Вид относится к особо охраняемым, включён в Красные книги Российской Федерации и Мурманской области (статус: 3 - редкий вид). Обыкновенная гага Somateria mollissima -самая многочисленная морская утка, гнездящаяся в Кандалакшском заливе. Охота на гагу была запрещена в 1930-е годы, а в настоящее время вид подлежит биологическому надзору в России и Мурманской области.
До середины 1980-х годов орлан-белохвост был редким видом: за сезон на заповедных участках в Кандалакшском заливе регистрировалось 30-50 встреч (гнездилось 4-5 пар). Далее в течение 10 лет проис-
* Корякин А.С., Бойко Н.С. 2010. Орлан-белохвост и обыкновенная гага в Кандалакшском заливе IIПроблемы изучения, рационального использования и охраны природных ресурсов Белого моря: 11-я Всероссийская конф. с международ. участием. СПб.: 87-88.
, Белое море
ходило непрерывное увеличение числа частоты встреч орланов, но количество жилых гнёзд не превышало 4-8. С 1995 года ежегодно отмечается 150-300 встреч (3-12 гнездящихся пар). Очевидно, что большая часть птиц, регистрировавшихся в последние годы, здесь не гнездится. Орланы отмечаются в Кандалакшском заливе круглогодично, но более 95% встреч приходится на май-октябрь, 60% — на июль-сентябрь (Ko-ryakin, Boyko 2006).
В Кандалакшском заливе в рационе орланов отмечены десятки видов птиц, млекопитающих и рыб (Флеров 1970). По регистрации на островах остатков птиц, добытых орланами (сводные данные за 19962005 годы по архипелагам Северный, Кибринский, Тарасиха), добываются преимущественно насиживающие самки гаг (доля самцов не превышает 1-2%). Гаги составляли в разные годы 52-93%, в среднем — 77.0% от числа всех обнаруженных жертв (n = 2271). Прямые наблюдения за успешной охотой орланов на акватории дают сходную картину (наблюдения 1997-2004 годов, n = 65) — 66% жертв этих хищных птиц — самки и сеголетки обыкновенной гаги.
С ростом численности орланов, естественно, возрастает и пресс их хищничества на популяции видов-жертв. С увеличением встречаемости орланов в Кандалакшском заливе стало расти и количество остатков гаг, находимых при проведении учётных работ на островах (r = 0.64; P < 0.001; данные 1980-2004 годов). Подавляющее большинство гаг было добыто именно орланами, другие хищники — тетеревятник Accipiter gentilis, норка Mustela vison, лисица Vulpes vulpes, медведь Ursus arctos, — также могут добывать гаг, но масштабы их воздействия не сравнимы с влиянием орлана-белохвоста. Не менее значимое последствие охоты орланов в гнездовых колониях — увеличение отхода яиц в гнёздах гаги. При охоте орлана многие самки слетают с гнёзд, и кладки становятся легко доступны для серебристых Larus argentatus и морских L. marinus чаек, воронов Corvus corax и серых ворон Corvus cornix. В результате кладка гибнет не только у самки, схваченной орланом, но и у близгнездящихся. Уровень отхода кладок у гаги в последние годы увеличивался параллельно с отходом самок из-за хищничества орланов (r = 0.81; P < 0.001; данные 1980-2004 годов).
В 1975-1990 годах отход инкубирующих самок гаги не превышал 1%, кладок - 15-20%. Позднее гибель самок достигла 5-10%, а отход гнёзд с кладками — 30-50%. Сейчас хищничество резко снизило воспроизводство популяции гаги, которое упало ниже уровня простого воспроизводства численности.
Увеличение количества орланов-белохвостов в Кандалакшском заливе лишь отчасти может быть связано с успешным размножением местных птиц. В последние 20 лет быстрый рост численности орланов происходит в Финляндии (50 пар в 1980, 300 — в 2005 году), где, как и
в Швеции, уже 30 лет практикуется зимняя подкормка, что обеспечивает высокую выживаемость молодых орланов (Stjernberg et al. 2006). Очевидно, резкое увеличение встречаемости орланов-белохвостов в Кандалакшском заливе связано с проникновением сюда птиц западного происхождения.
Долговременные последствия сложившейся ситуации мало предсказуемы. Очевидно, что повышенное изъятие самок у гаги снижает уровень воспроизводства, а диспропорция полов ведёт к общему падению репродуктивного потенциала популяции. Орланы добывают птиц преимущественно на лудах, поэтому возможно новое перераспределение гнездящихся гаг между лесными и безлесными островами (Корякин и др. 1989). К сожалению, повышенная численность орланов в значительной степени поддерживается за счёт покровительства человека и не сбалансирована с природной кормовой базой. Дальнейшее увеличение численности орланов может привести к значимой деградации колоний морских птиц как в Кандалакшском, так и в Онежском заливах, но это может не иметь быстрого обратного воздействия на популяцию орланов-белохвостов.
Данное сообщение основано на материалах Летописи природы Кандалакшского заповедника за 1978-2005 годы (Книги 24-51). Первичная информация была собрана В.В. Бианки, Н.С.Бойко, А.С.Корякиным, Е.В.Шутовой, В.Д.Кохановым, А.Е.Панариным, Н.Г.Панариной, Ф.Н.Шкляревичем, В.Б.Вощиковым, студентами и школьниками. Авторы приносят всем свою благодарность.
Литератур а
Корякин А.С., Бианки В.В., Коханов В.Д., Шкляревич Ф.Н. 1989. Размещение гнездящихся обыкновенных гаг на островах Кандалакшского залива // Растительный и животный мир заповедных островов. М.: 56-73. Флеров А.И. 1970. К экологии орлана-белохвоста в Кандалакшском заливе // Тр. Кандалакшского заповедника 8: 215-232. Koryakin A.S., Boyko N.S. 2006. The White-tailed Sea Eagle Haliaeetus albicilla and the Common Eider Somateria mollissima in the Gulf of Kandalaksha, White Sea // Status of Raptor Populations in Eastern Fennoscandia. Petrozavodsk: 49-55. Stjernberg T., Koivusaari J., Högmander J., Ollila T., Ekblom H. 2006. Population trends and breeding success of the White-tailed Sea Eagle Haliaeetus albicilla in Finland, 1970-2005 // Status of Raptor Populations in Eastern Fennoscandia. Petrozavodsk: 151-159.