Научная статья на тему 'Оригинальный репертуар для трёхструнной и четырёхструнной домры: взаимосвязи и актуальные тенденции'

Оригинальный репертуар для трёхструнной и четырёхструнной домры: взаимосвязи и актуальные тенденции Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трёхструнная домра / четырёхструнная домра / концерт для домры / оригинальный репертуар. / three-string domra / four-string domra / domra concerto / original repertoire.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лопатова Екатерина Сергеевна, Лопатов Сергей Васильевич

В статье рассматривается оригинальный репертуар домристов, созданный для трёхи четырёхструнной конструкции инструмента. На примере главной темы Концерта для домры с оркестром B-dur Б. Кравченко показаны сходства и различия в аппликатурных формулах, которые могут быть применены трёхструнниками и четырёхструнниками. Выявлена особенность обработок народных мелодий А. Цыганкова, созданных с учётом специфики трёхструнной домры. На примере произведения «Интродукция и Чардаш», написанного этим композитором, доказано, что адресованный «трёхструнникам» оригинальный репертуар весьма затруднительно исполнить на инструменте четырёхструнной конструкции без искажения авторского текста. В статье приводится подтверждение того, что домристы-четырёхструнники при обращении к сочинениям, адресованным трёхструнникам, достаточно часто вынуждены создавать новые редакции. На примере пьесы «Ша, штил» А. Бызова показаны основные искажения авторского текста, возникающие при исполнении на трёхструнной домре сочинения, адресованного четырёхструнникам. Результат исследования суммируется в следующих выводах. Для того чтобы оригинальные сочинения для домры звучали без искажения авторского текста, исполнять их следует на той разновидности инструмента, для которой они были написаны. Современные композиторы всё чаще создают свои произведения для домры в двух редакциях, которые адресованы трёхструнному и четырёхструнному инструменту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Лопатова Екатерина Сергеевна, Лопатов Сергей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Original Repertoire for Three-String and Four-String Domra: Interrelations and Current Trends

The article deals with the original repertoire of domrists, created for the threeand four-string construction of the instrument. On the example of the main theme of the Concerto for domra and orchestra in B-dur by B. Kravchenko, similarities and differences in the fingering formulas that can be used by three-string and four-string players are shown. The peculiarity of A. Tsygankov's arrangements of folk melodies, created taking into account the specifics of the three-string domra, is revealed. On the example of the work «Introduction and Czardas», written by this composer, it is proved that the original repertoire of the «three-string players» is very difficult to perform on a four-string instrument without distorting the author's text. The article confirms that four-string instruments players, when referring to compositions for three-string players, are quite often forced to create new editions. On the example of the piece «Sha, calm» by A. Byzov, the main distortions of the author's text that occur when performing a composition addressed to four-strings on a three-string domra are shown. The results of the study are summarized in the following conclusions. To make original compositions for domra to sound without distorting the author's text, they should be performed on the type of instrument for which they were written. Modern composers are increasingly creating their works for domra in two editions, which are meant for a three-string and four-string instrument.

Текст научной работы на тему «Оригинальный репертуар для трёхструнной и четырёхструнной домры: взаимосвязи и актуальные тенденции»

Лопатова Екатерина Сергеевна, кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры народных инструментов Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова

Lopatova Ekaterina Sergeevna, PhD (Arts), Teacher at the Folk Instruments Department of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov

E-mail: rina.cotter@gmail.com

Лопатов Сергей Васильевич, преподаватель Саратовского областного колледжа искусств Lopatov Sergey Vasilyevich, Teacher at the Saratov Regional College of Arts

E-mail: sergejlopatov799@gmail.com

ОРИГИНАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР ДЛЯ ТРЁХСТРУННОЙ И ЧЕТЫРЁХСТРУННОЙ ДОМРЫ: ВЗАИМОСВЯЗИ И АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

В статье рассматривается оригинальный репертуар домристов, созданный для трёх- и четырёхструнной конструкции инструмента. На примере главной темы Концерта для домры с оркестром В^иг Б. Кравченко показаны сходства и различия в аппликатурных формулах, которые могут быть применены трёхструнниками и четырёхструнниками. Выявлена особенность обработок народных мелодий А. Цыганкова, созданных с учётом специфики трёхструнной домры. На примере произведения «Интродукция и Чардаш», написанного этим композитором, доказано, что адресованный «трёхструнникам» оригинальный репертуар весьма затруднительно исполнить на инструменте четырёхструнной конструкции без искажения авторского текста. В статье приводится подтверждение того, что домристы-четырёхструнники при обращении к сочинениям, адресованным трёхструнникам, достаточно часто вынуждены создавать новые редакции. На примере пьесы «Ша, штил» А. Бызова показаны основные искажения авторского текста, возникающие при исполнении на трёхструнной домре сочинения, адресованного четырёхструнникам. Результат исследования суммируется в следующих выводах. Для того чтобы оригинальные сочинения для домры звучали без искажения авторского текста, исполнять их следует на той разновидности инструмента, для которой они были написаны. Современные композиторы всё чаще создают свои произведения для домры в двух редакциях, которые адресованы трёхструнному и четырёхструнному инструменту.

Ключевые слова: трёхструнная домра, четырёхструнная домра, концерт для домры, оригинальный репертуар.

ORIGINAL REPERTOIRE FOR THREE-STRING AND FOUR-STRING DOMRA: INTERRELATIONS AND CURRENT TRENDS

The article deals with the original repertoire of domrists, created for the three- and four-string construction of the instrument. Onthe example of the main theme of the Concerto for domra and orchestra in B-dur by B. Kravchenko, similarities and differences in the fingering formulas that can be used by three-string and four-string players are shown. The peculiarity of A. Tsygankov's arrangements of folk melodies, created taking into account the specifics of the three-string domra, is revealed. On the example of the work «Introduction and Czardas», written by this composer, it is proved that the original repertoire of the «three-string players» is very difficult to perform on a four-string instrument without distorting the author's text. The article confirms that four-string instruments players, when referring to compositions for three-string players, are quite often forced to create new editions. On the example of the piece «Sha, calm» by A. Byzov, the main distortions of the author's text that occur when performing a composition addressed to four-strings on a three-string domra are shown. The results of the study are summarized in the following conclusions. To make original compositions for domra to sound without distorting the author's text, they should be performed on the type of instrument for which they were written. Modern composers are increasingly creating their works for domra in two editions, which are meant forathree-string and four-string instrument.

Key words: three-string domra, four-string domra, domra concerto, original repertoire.

Менее восьми десятков лет прошло с того момента, когда Н. Будашкиным был написан первый концерт для домры с оркестром, который позволил данному инструменту1 стать солирующим. С этого времени уровень профессионального мастерства домристов значительно возрос, что особенно отчётливо прослеживается в первые два десятилетия XXI века. Подтверждением

сказанному выступает появление таких сочинений, как Концерт-симфония А. Цыганкова и Концерт2 Е. Подгайца, требующих от исполнителей весьма высокого уровня технической подготовки. При этом домристы-трёхструн-ники всё чаще испытывают проблему ограниченного диапазона своего инструмента, которую не всегда можно решить перестройкой нижней струны Е на тон ниже3.

1 Речь идёт о трёхструнной домре, строй которой D-A-E. Четырёхструнная домра имеет строй, идентичный скрипичному (E-A-D-G).

2 Данное сочинение, написанное для мандолины и камерного оркестра, успешно исполняется балалаечниками и домри-стами-трёхструнниками.

3 Опираясь на собственную исполнительскую практику, следует отметить, что перестройка нижней струны Е на Б предполагает ряд сложностей, связанных с изменением её тембра. Он способен стать более «открытым». В таких сочинениях, как Фантазия на темы опер Э. Л. Уэббера С. Лукина, трёхструнная домра со строем D-A-D звучит достаточно органично, но при

По данной причине у исполнителей на указанной конструкции домры возникает потребность в освоении четырёхструнного инструмента.

Четырёхструнники, напротив, при обращении к обработкам народных мелодий, адресованных трёхструнной домре, вынуждены использовать в своей исполнительской практике этот инструмент, чтобы избежать существенных искажений авторского текста. Таким образом, для современных домристов владение двумя видами инструмента всё чаще становится насущной потребностью.

Несмотря на достаточно большое количество работ, посвящённых оригинальному репертуару домристов, особенности его исполнения с учётом специфики трёх- и четырёхструнной домры до настоящего времени недостаточно изучены. Всё это обусловило актуальность данной статьи.

Отметим, что Концерт для домры с оркестром д-то11, написанный Н. Будашкиным4 в 1945 году, был адресован именно трёхструнному инструменту. «Вдохновителем» создания первой части данного произведения стал А. Симоненков, который являлся в то время концертмейстером оркестра имени Н. Осипова. По словам Е. Волчкова, «роль творческого союзника Н. Будашки-на <...> сказалась и во вторжении исполнительской индивидуальности в саму музыкальную ткань» [2, с. 70]. Так, во многом благодаря творческому сотрудничеству композитора с А. Симоненковым в концерте присутствуют разнообразные исполнительские приёмы, которые позволяют в полной мере продемонстрировать звуко-выразительные возможности трёхструнной домры.

Появление первого концерта для домры способствовало усилению интереса к данному инструменту со стороны профессиональных композиторов. Так, уже в 1951 году Ю. Шишаков создаёт свой концерт для домры5, который прочно вошёл в репертуар исполнителей. Это произведение, посвящённое А. Александрову, раскрыло новые грани звучания инструмента. По словам А. Желтировой, «главная тема концерта Ю. Шишакова <...> [вызывает] ассоциации с началом Третьего фортепианного концерта С. Прокофьева» [4, с. 69]. Примечательно, что данное сочинение ориентировано именно на трёхструнную домру, подтверждением чему может служить разработочный раздел (прим. 1).

За счёт использования открытых струн исполнять данный материал на трёхструнной домре весьма удобно. На четырёхструнном инструменте сыграть указанный

Пример 1. Шишаков Ю. Первый концерт для домры сОРНИ. Разработка

фрагмент возможно, но с технической точки зрения он подразумевает определённые сложности, связанные со сменой позиций.

Среди оригинальных сочинений для домры, созданных в период 1950-1970-х годов, особое место занимает Концерт для домры с оркестром В^иг6 Б. Кравченко, написанный в 1962 году. По словам Е. Волчкова, «концерт Б. Кравченко несёт в себе явный оттенок театральности: каждая тема — словно сценический персонаж, играющий свою маленькую, но психологически точную роль» [2, с. 57]. Так, главная партия словно изображает собою радостное шествие на демонстрации из советского времени (прим. 2).

Пример 2. Кравченко Б. Концерт для домры с ОРНИ. Главная партия

Данная «диатонично-мажорная»7 тема может быть весьма успешно исполнена с применением двух верхних струн как на трёх-, так и на четырёхструнной домре. Отметим, что в триолях в первом случае следует использовать аппликатурную схему «1, 2, 3» (первый удар после залигованной ноты будет вверх), а во втором — возможно применить аппликатурную схему «1, 2, 3, 4», причём первый удар после залигованной ноты

исполнении на данном инструменте переложений скрипичной классики необходимо особое внимание уделять развороту медиатора при игре на нижней струне, чтобы «выровнять» тембр во всём диапазоне. Ещё одна сложность, возникающая при перестройке домры, предполагает «сползание» нижней струны, которая при возвращении с Б на Е перестаёт держать заданный тон. Примечательно, что в переложениях скрипичных сочинений, созданных А. Цыганковым, перестройка нижней струны не используется.

4 Н. Будашкин составил трёхчастный цикл, в состав которого были включены Первый концерт (первая часть), «Думка» (вторая часть) и Концерт № 2 (финал). Клавир этого сочинения был издан в 1961 году в редакции А. Александрова. Тем не менее, по словам А. Цыганкова, замысел композитора изначально был иным и предполагал обратный порядок частей.

5 По сведениям Е. Волчкова, это сочинение было издано в 1974 году.

6 По сведениям Е. Волчкова, данный концерт был написан в творческом сотрудничестве с ленинградским домристом М. Шейкманом.

7 Это определение принадлежит Е. Волчкову [3, с. 58].

58

наиболее целесообразно сыграть вниз, чтобы избежать неудобного «подцепа». При этом в отдельных случаях указанная в редакции концерта аппликатура может быть рассмотрена как «универсальная» (прим. 3).

Пример 3

Раздел с указанием «подражая балалайке» может быть исполнен на четырёхструнной домре без искажения авторского текста (прим. 4).

Пример 4

подражая балалайке

Н\А 0 0 0- 0- Ф-

V Не 0- 1 -

Следует подчеркнуть, что Концерт для домры с оркестром В^иг Б. Кравченко входит в концертный репертуар Т. Вольской и в настоящее время успешно исполняется как домристами-трёхструнниками, так и четырёхструнниками8.

В 1968 году Б. Гибалин9 создаёт свой концерт для домры с оркестром, который также может быть исполнен на двух разновидностях инструмента. Примечательно, что данное сочинение издано В. Чуниным в собственной исполнительской редакции, которая предполагает использование трёхструнного инструмента со строем D-A-D. Отметим, что домристы-трёх-струнники не слишком часто обращаются к концерту Б. Гибалина. Исполнители на четырёхструнке, напротив, активно включают его в свои программы. Так, указанное произведение присутствует в концертном репертуаре Т. Вольской.

Несмотря на появление целого ряда оригинальных сочинений для домры в период 1950-70-х годов, многие из них не предполагали исполнения на обеих разновидностях инструмента. Яркой иллюстрацией этому выступает случай, произошедший на I Всероссийском конкурсе исполнителей на русских народных инструментах и народной песни в Москве (1972)10. Обязательным произведением третьего тура на указанном состязании стал Концерт д-то11 Н. Будашкина, который финалисты должны были исполнить в сопровождении

оркестра имени Н. Осипова. На репетиции выяснилось, что у коллектива отсутствуют ноты данного сочинения в а-шоП. Тем не менее, на четырёхструнной домре оно исполнялось именно в этой тональности. Партии были переписаны за ночь В. Ачкинази, В. Авериным и поклонниками таланта Т. Вольской. На конкурсном прослушивании она сыграла свой вариант каденции концерта. По словам С. Васильевой, «композитор Николай Будашкин, по счастливому стечению обстоятельств, член жюри конкурса, <...> [утверждал], что каденция ему понравилась» [1, с. 10]. Отметим, что Концерт а-шо11 для домры-примы Н. Будашкина в редакции Т. Вольской в настоящее время активно исполняется домриста-ми-четырёхструнниками11.

Следует подчеркнуть, что I Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах и народной песни «открыл дорогу» обеим разновидностям домры. С. Семаков указывает, что «введение в профессиональном конкурсе трёхуровнего отбора <...> свидетельствовало о том, что уровень исполнительского мастерства у молодого поколения "народников" был уже достаточно высок» [5, с. 82-83]. Тем не менее, в 1970-е годы ещё не было исполнителей, которые владели бы двумя разновидностями домры одинаково хорошо. Трёх- и четырёхструнная конструкции инструмента развивались в указанный период несколько обособленно, причём у каждой из них появлялся свой репертуар.

Так, среди создателей оригинальных сочинений для домры особое место занимает А. Цыганков, произведения которого прочно вошли в «золотой» репертуар исполнителей на этом инструменте. Е. Волчков пишет, что «приметой "нового времени" становится <...> тенденция — композитор и исполнитель объединяются в одном лице, сочиняет "для себя"» [2, с. 73]. Во многом это обусловлено стремлением раскрыть новые технические и звуковыразительные возможности своего инструмента. По словам С. Семакова, «исполнительская одаренность [Цыганкова] является одним из движителей композиторского таланта, и, наоборот, талант композитора позволяет А. А. Цыганкову реализовывать свои творческие замыслы» [5, с. 374].

В своем произведении «Падеспань»12 А. Цыганков изображает ритмические структуры болеро, показав русское восприятие испанского танца. Яркие, виртуозные пассажи способствуют передаче динамики сочинения. С. Семаков пишет, что «в музыке танца, созданной А. А. Цыганковым, помимо структуры балетной формы, можно обнаружить ритмические структуры болеро» [5,

8 Данное сочинение исполняется домристами-четырёхструнниками в В-йиг.

9 Гибалин Борис Дмитриевич — профессор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1956), ректор Уральской консерватории с 1963 по 1975 год.

10 Лауреатами данного конкурса стали А. Цыганков, Т. Вольская и В. Круглов, которые в настоящее время являются признанными мастерами академического исполнительства на домре. Четырёхструнный инструмент представляли Т. Вольская, преподаватель Уральской консерватории, и её студентка В. Ачкинази.

11 Следует пояснить, что речь идёт о редакции первой части произведения.

12 Это первая часть сюиты «Старогородские мотивы», куда также входят «Карело-финская полька», «Вальс» и «Тустеп». Примечательно, что в 2008 году данная сюита с названием «Мелодии старого города» была издана в двух версиях — для домры и балалайки. Для последней исполнительская редакция была сделана А. Горбачёвым и В. Зажигиным [6].

с. 287]. Примечательно, что «Падеспань» А. Цыганкова входит в концертный репертуар Т. Вольской. Обладая прекрасным художественным вкусом, исполнительница сумела создать собственную редакцию данного сочинения, которая в полной мере учитывает специфику четырёхструнной домры.

Тем не менее, многие сочинения А. Цыганкова было бы весьма сложно исполнить на четырёхструнной домре без искажения авторского текста. В качестве примера можно привести «Интродукцию и Чардаш», где мелодические скачки в диапазоне более октавы осуществляются посредством открытых струн (прим. 5).

Пример 5

Allegretto

Ù 0=Ё - ■frfÈ_ rftNM fr

ОТ 4 mf —— = __=== '

При этом достаточно часто произведения, написанные для четырёхструнной домры, звучат на трёхструнном инструменте с серьёзными искажениями авторского текста. Ярким примером выступает сочинение «Ша, Штил» А. Бызова", которое активно исполняется на обеих разновидностях домры.

Из-за нехватки диапазона трёхструнники вынуждены транспонировать данные октавные скачки, из-за чего glissando становится не таким ярким (прим. 6 а, б).

аккорды, которые домристы-трёхструнники вынуждены упрощать (прим. 8 а, б).

Пример 8а. Так написано

Р При ме Р* .J? 36. fr \ Так звуч! IT на тр fr \ ёхструнн t ч ой домре ff fif '

• с

р

На трёхструнке исчезают величественные октавы, которые весьма удобно исполнять на четырёхструнном инструменте (прим. 9 а, б).

Пример 9а. Так написано

Сдержанно

M - tt Di т. ф- Ф-

ff

Пример 96. Так звучит на трёхструнной домре

Сдержанно

-1 F й f £ i Ë. m »

ff

Пример 6а. Так написано

Пример 66. Так звучит на трёхструнной домре

Пассажную фактуру трёхструнники также вынуждены переносить на октаву вверх. По этой причине не только исчезает «сочный» тон нижнего регистра, но и нарушается мелодическая структура восходящих пассажей (прим. 7 а, б).

Пример 7а. Так написано

Mf££ rj±lf f

t- •

Пример 76. Так звучит на трёхструнной домре

Теряют свое особое «терпкое» звучание и квартовые

Подводя итог сказанному, следует отметить, что при обращении к оригинальным сочинениям для домры нельзя не учитывать специфику той конструкции инструмента, которой они адресованы. Трёхструнная и четырёхструнная домры имеют не только различия в расстоянии между струнами, но и особые аппликатурные схемы, тембровые характеристики. Всё это нельзя не учитывать исполнителю при создании собственных редакций произведений.

Несмотря на то что многие сочинения, написанные для четырёхструнной домры (или для трёхструнной), возможно сыграть на другой разновидности инструмента, зачастую они звучат с множеством искажений авторского текста, что, несомненно, сказывается на художественной ценности исполнения.

В настоящее время ведущие домристы успешно совмещают в своей концертной практике обе разновидности инструмента. Подтверждением сказанному выступает творческая деятельность И. Гареевой, Е. Мочаловой и С. Мусафиной. Т. Вольская справедливо отмечает, что «владение двумя видами домр — малой и домрой-примой — должно стать нормой в обучении. Выигрывает и сам исполнитель, и музыкальный материал, звучащий в оригинальной версии и без изменения текста» [7, с. 4]. Отметим, что совмещение двух конструкций инструмента в учебной практике впервые

13 Андрей Борисович Бызов — профессор, член Союза композиторов РФ. Преподаёт на кафедре народных инструментов Уральской консерватории.

60

стало возможным в уральском регионе14. Подобная практика долгие годы весьма эффективно применяется и в Саратовской консерватории. Нельзя не согласиться с А. Дормидонтовым, который утверждает, что «параллельное обучение владению трёх- и четырёхструнной домрой важно начинать с начального периода» [3, с. 7].

В заключение хотелось бы сказать ещё об одной тенденции, которая стала характерной в XXI веке для оригинального репертуара. Всё чаще композиторы

создают свои сочинения в нескольких редакциях, предназначенных для разных инструментов. Так, появившееся недавно «Этно-фьюжн» Концертино А. Цыганкова, которое уже начало входить в репертуар современных исполнителей, существует в двух версиях — для трёхструнной и для четырёхструнной домры. Данное обстоятельство ещё раз подтверждает взаимосвязь оригинального репертуара для домры со спецификой конструкций этого инструмента.

Литература

1. Васильева С. В. Творчество, вдохновение, полёт // Слово о музыке. 2019. № 2 (5). С. 6-13.

2. Волчков Е. А. Концерт для трёхструнной домры в творчестве отечественных композиторов: дис. ... канд. искусствоведения. Ростов н/Д., 2011. 229 с.

3. Дормидонтов А. В. Эволюция конструкции домры, посадки и постановки игрового аппарата домриста: учебно-методическое пособие. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2017. 35 с.

4. Желтирова А. А. Музыка для русской домры: стадии эволюции и стилевые тенденции: дис. ... канд. искусствове-

дения. Магнитогорск, 2009. 200 с.

5. Семаков С. В. Александр Цыганков. Исполнитель, композитор, педагог: монография. Петрозаводск: Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова, 2018. 451 с.

6. Цыганков А. А. Избранные произведения: для трёхструнной домры (балалайки) и фортепиано. М.: Музыка, 2008. 84 с.

7. Через годы, через расстоянья. К юбилею Тамары Вольской. Ч. 2 / Под общей редакцией И. В. Гареевой. Екатеринбург: «Астер», 2019. 68 с.

References

1. Vasilyeva S. V. Tvorchestvo, vdokhnoveniye, polyot [Creativity, inspiration, flight] // Slovo o muzyke [Word about music]. 2019. № 2 (5). P. 6-13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Volchkov Ye. A. Kontsert dlya trokhstrunnoy domry vtvor-chestve otechestvennykh kompozitorov [Concerto forthree-string domra in the work of domestic composers]: dis. ... kand. iskusstvovedeniya. Rostov n/D., 2011. 229 p.

3. Dormidontov A. V. Evolyutsiya konstruktsii domry, posad-ki i postanovki igrovogo apparata domrista: uchebno-metodi-cheskoye posobiye [Evolution of the domra design, sitting and domra player's playing position: a teaching aid]. Saratov: Sara-tovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni L. V. Sobinova, 2017. 35 p.

4. Zheltirova A. A. Muzyka dlya russkoy domry: stadii evolyut-sii i stilevyye tendentsii [Music for Russian domra: stages ofevo-

lution and style trends]: dis. ... kand. iskusstvovedeniya. Magnitogorsk, 2009. 200 p.

5. Semakov S. V. Aleksandr Tsygankov. Khudozhnik, kompozi-tor, pedagog: monografiya [Alexander Tsygankov. Artist, composer, teacher: monograph]. Petrozavodsk: Petrozavodskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. A. K. Glazunova, 2018. 451 p.

6. Tsygankov A. A. Izbrannyye proizvedeniya: dlya tryokh-strunnoy domry (balalayki) i fortepiano [Selected works: forthree-string domra (balalaika) and piano]. M.: Muzyka, 2008. 84 p.

7. Cherez gody, cherez rasstoyan'ya... K yubileyu Tamary Vol'skoy. Ch. 2 [Through the years, through distances. To the anniversary of Tamara Volskaya. Part 2] / Pod obshchey redaktsiy-ey I. V. Gareyevoy. Yekaterinburg: «Aster», 2019. 68 p.

Информация об авторах

Екатерина Сергеевна Лопатова E-mail: rina.cotter@gmail.com

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, пр-т. имени Петра Столыпина, дом 1

Сергей Васильевич Лопатов E-mail: sergejlopatov799@gmail.com

Государственное профессиональное образовательное учреждение «Саратовский областной колледж искусств» 410028, Саратов, ул. Радищева, дом 22

Information about the authors

Ekaterina Sergeevna Lopatova E-mail: rina.cotter@gmail.com

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatory named after L. V. Sobinov» 410012, Saratov, 1 Peter Stolypin Ave.

Sergey Vasilievich Lopatov E-mail: sergejlopatov799@gmail.com

State Vocational Educational Institution «Saratov Regional College of Arts»

410028, Saratov, 22 Radishchev Str.

14 Впервые равноценное владение обеими разновидностями домры продемонстрировала студентка Уральской консерватории класса Т. Вольской И. Гареева (ныне профессор Уральской консерватории) на III Всероссийском конкурсе в 1986 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.