Научная статья на тему 'ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИЗВАЯНИЯ ОКОЛО РЕКИ БАЯНКОЛЬЧИК'

ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИЗВАЯНИЯ ОКОЛО РЕКИ БАЯНКОЛЬЧИК Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
23
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тувинская археология / каменные изваяния / львы / Улуг-Хемский район / династия Юань / Tuvan Archeology / Stone Statues / Lions / Ulugh-Khem district / Yuan Dynasty

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аяна И. Куулар

В статье рассматриваются каменные изваяния около реки Баянкольчик (ныне Улуг-Хемский район, близ села Арыг-Бажы). Памятник представляет собой изображение двух людей, стоящих друг перед другом, и четырех животных рядом с ними. Скульптурная группа не входит в круг известных в Туве древнетюркских и уйгурских изваяний. Изваяния упоминаются во многих работах исследователей, начиная с XVIII века. В настоящее время статуи на месте первоначального расположения отсутствуют. Из скульптурной группы сохранилось только одно изображение льва, которое выставлено в Национальном музее им. Алдан-Маадыр Республики Тыва.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORIGINAL SCULPTURES NEAR THE RIVER BAYANKOLCHIK

The article deals with the stone statues on the river Bayankolchik (now UlugKhemsky district, near the village Aryg-Bazhy). The monument is an image of two people standing in front of each other, and four animals next to them. The sculptural group was not included in the range of ancient Turkic and Uighur statues known in Tuva. The sculptures are mentioned in many scientific works of researchers starting from the 18th century. Currently, there are no statues at their original location. Only one lion image of the sculptural group has saved, which is exhibited now in Aldan-Maadyr National Museum of the Republic of Tuva.

Текст научной работы на тему «ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИЗВАЯНИЯ ОКОЛО РЕКИ БАЯНКОЛЬЧИК»

Научная статья УДК - 902

ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИЗВАЯНИЯ ОКОЛО РЕКИ БАЯНКОЛЬЧИК

JAflHa И. Куулар

Тувинский институт гуманитарных и прикладных соци-Д ально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва, Кызыл, Россия, amphitrida@mail.ru.

Ш Аннотация. В статье рассматриваются каменные изваяния r^L около реки Баянкольчик (ныне Улуг-Хемский район, близ села у^^Ь Арыг-Бажы). Памятник представляет собой изображение двух IЯ^Ь людей, стоящих друг перед другом, и четырех животных рядом Н с ними. Скульптурная группа не входит в круг известных в Туве древнетюркских и уйгурских изваяний. Изваяния упоминаются во многих работах исследователей, начиная с XVIII века. В настоящее время статуи на месте первоначального расположения отсутствуют. Из скульптурной группы сохранилось только одно изображение льва, которое выставлено в Национальном музее им. Алдан-Маадыр Республики Тыва.

Ключевые слова: тувинская археология, каменные изваяния, львы, Улуг-Хемский район, династия Юань

Для цитирования: Куулар А. И. «Оригинальные изваяния около реки Баянкольчик» // Азиатские исследования: история и современность. 2022. № 3. С.63-69. DOI: 10.24412/2782-6139-2022-3-63-69

ORIGINAL SCULPTURES NEAR THE RIVER BAYANKOLCHIK

Ayana I. Kuular

Tuvan Institute of Humanitarian and Applied Social and Economic Research under the Government of the Republic of Tuva, Kyzyl, Russia, amphitrida@mail.ru.

Abstract. The article deals with the stone statues on the river Bayankolchik (now Ulug-Khemsky district, near the village Aryg-Bazhy). The monument is an image of two people standing in front of each other, and four animals next to them. The sculptural group was not included in the range of ancient Turkic and Uighur statues known in Tuva. The sculptures are mentioned in many scientific works of researchers starting from the 18th century. Currently, there are no statues at their original location. Only one lion image of the sculptural group has saved, which is exhibited now in Aldan-Maadyr National Museum of the Republic of Tuva.

Keywords: Tuvan Archeology, Stone Statues, Lions, Ulugh-Khem district, Yuan Dynasty

For citation: Kuular, A. I. (2022) "Original sculptures near the river Bayankolchik", Asian Studies: History and Modernity, no. 3, p. 63-69. DOI: 10.24412/2782-6139-2022-3-63-69

Введение

Среди средневековых тувинских изваяний, изображающих человеческую фигуру по пояс или только голову (лицо) человека, выделяются древ-

Рис. 2. Рисунок из работы И. Р. Аспелина, 1889 г.

нетюркские и уйгурские изваяния. Древнетюркские представляют собой изображение человека с сосудом в одной руке и оружием в другой, а уйгурские воспроизводят образ человека с сосудом в обеих руках. Кроме позы изваяния обеих групп различаются реалиями (головной убор, прическа, серьги, одежда, поясной набор).

Специальным изучением каменных изваяний Тувы занимались в середине XX в. Л.А. Евтюхова, А.Д. Грач, Л.Р. Кызласов [Евтюхова 1952; Грач 1961; Кызласов 1979].

Особый интерес среди древних статуарных памятников Тувы вызывает скульптурная группа, состоящая из изображений двух людей и четырех животных, установленных напротив друг друга, которая отличается от известных средневековых изваяний Тувы и является единственной в своём роде.

Первое упоминание о скульптурной группе встречается в работе участника Второй академической экспедиции в Сибирь в 1733-1743 гг. И. Г. Гмелина: «На пространстве, лежащем между двумя речками, стоят две мужские фигуры, обращённые лицом друг к другу, каждая в круглой китайской шляпе, с книгою в руке, чёрными усами и красными губами. У ног той и другой фигуры лежит, говорят, большой лев, хвостом ударяющий в спину ту фигуру, у ног которой он находится; возле него лежит будто бы ещё другой маленький лев» ^теИп 1752, р. 323].

Спустя 150 лет группу скульптур обнаружил в 1881 г. первооткрыватель многих тувинских каменных изваяний А. В. Адрианов [Адрианов 1881, с. 401]. Полностью изучить статуи исследователю не удалось. Он был вынужден осмотреть памятники в течение полутора минут, не слезая с коня из-за возможных негативных действий со стороны местных жителей, которые относились к статуям с большим почтением, считая

их покровителями плодородия [Адрианов 1881, с. 401]. За это время он успел рассмотреть надписи на китайском языке на пьедестале, где стояли изваяния людей. А. В. Адрианов упомянул, что человеческие фигуры изготовлены из песчаника и изображают китайцев: мужчину и женщину. Высота их около 2 м, расположены на расстоянии 4-6 м друг от друга [Адрианов 1881, с. 401].

Позднее, в 1916 г., А. В. Адрианов вновь посетил статуи и сфотографировал их (рис. 1) [Беликова 2014, с. 118, рис. 44-47]. В своём фотодневнике археолог подписал изваяния следующим образом: «2 фигуры китайцев в одеянии - мужчина и женщина, 2 лежащие фигуры «львов» (арслан) и около них 2 фигуры животных недомашних» [Беликова 2014, с. 118, рис. 44]. Памятник был назван им «Чурмал (Чуру-мал - А. К.) на Баинголе (Баян-Кол - А. К.)». Местностей под названием «Баян-Кол» в Туве множество, здесь имеется ввиду территория реки Баянкольчик, записанная исследователем по-своему, а «Чурумал» переводится как изображение. По мнению А. В. Адрианова, скульптуры были оставлены китайцами во времена их пребывания [Адрианов 1881, с. 401].

Рис. 1. Фотографии А. В. Адрианова, 1916.

1887-1889 гг. на территории Южной Сибири работала финская экспедиция под руководством И. Р. Аспелина, которая помимо других тувинских изваяний нашла и группу скульптур вслед за А. В. Адриановым (рис. 2) [Арре^геп-Кгуа1о 1931, р. 69]. И. Р. Аспелин указал более точные размеры изваяний: высота человеческих фигур 1,75 м и 1,64 м; высота животного (льва) 1,05 м, длина 1, 07 м. Исследователь отметил, что изваяния, два из которых изображают людей, а четыре - животных (львов), не принадлежат к тому культурному кругу, к которому относятся другие памятники этой местности, и имеют китайское происхождение [Арре^геп-Кгуа1о 1931, р. 39].

В 1914 г., путешествуя по Туве, С. Р. Минцлов также зафиксировал скульптурную группу, охарактеризовав ее как «статуи китайского типа и фигуры львов» [Минцлов 1916, с. 11]. Далее изваяния не упоминаются в работах последующих исследователей как обнаруженные.

В 1958 г. Л. Р. Кызласов исследовал вблизи местоположения скульптурной группы городище Оймак. Городище датируется монгольским временем. На месте скульптур было обнаружено лишь одно изваяние льва, а также обломки обелиска с иероглифами [Кызласов 1969, с. 207, с. 151].

Результаты исследования

Судя по фотографиям и рисункам исследователей, изваяния людей представляют собой изображение двух мужчин. Скульптуры изготовлены из песчаника, установлены на пьедесталах. Мужчины изображены со сведенными руками, кисти которых скрыты в рукавах. Они в обеих руках держат, по всей видимости, свитки. Головные уборы имеют прямоугольную форму. Предыдущий исследователь изваяний И. Р. Аспелин связывал подобный вид шапок с головными уборами китайских чиновников - «мандаринов» [Арре^геп-Кгуа1о 1931, р. 39]. Изображённые мужчины одеты в длинные халаты, спереди которых показана нашивка в виде соединенных трех кругов, от которых отходят вниз ленточки. На первый взгляд, кажется, что изображенные разных возрастов - один в возрасте, второй молодой. Статуи выполнены особенно тщательно, проработаны даже складки одежды. На наш взгляд, изваяния изображали чиновников империи Юань. Как известно, в это время территория Тувы входила в состав Монгольской империи.

Изваяния животных, предыдущие исследователи (И. Р. Аспелин, С. Р. Минцлов) связывают с изображениями львов, А. В. Адрианов же счи-

тал, что только 2 фигуры являются изображениями львов, а остальные 2 фигуры - других животных.

Изваяния львов на р. Баянкольчик - не единичный случай в Туве. Л. А. Евтюхова исследовала в 1940-е г. комплекс Сарыг-Булун (территория современного Эрзинского кожууна), состоящий из кургана и установленных возле него изваяний людей и львов [Евтюхова 1952, с. 90]. Изобразительная традиция изваяний, передающих образ людей, относит их к древнетюркскому времени. Курган был раскопан в 1955 г. Л. Р. Кыз-ласовым, который отнес его к У11-У1Н вв. [Кызласов 1979, с. 131].

Примечательно, что в Китае начиная со II в. н.э. идет распространение изображений львов как стражников, сопровождающих душу погребённго, установленных симметрично с двух сторон церемониальной дороги так называемой Дороги духов [Шмониевский 2013, с. 459]. Скульптуры львов были постоянным элементом погребальных святилищ.

Заключение

Скульптурная группа, состоящая из изваяний людей и животных, была установлена в период властвования на территории Тувы династии Юань - ХШ-ХГУ вв. Так, нами выяснено, что изваяния находились до 1914 г. на своем первоначальном месте расположения. Отсутствие их могло быть связано с антиманьчжурской национально-освободительной борьбой местного населения, в результате которой маньчжуры были вынуждены покинуть территорию Тувы [Самдан 2018, с. 43-51]. Возможно, через пару лет после их ухода скульптурная группа была уничтожена, как свидетельство иноземной власти. В настоящее время от редкой скульптурной группы сохранилось лишь одно изображение льва, которое было найдено Л. Р. Кызласовым. Изваяние экспонируется в Национальном музее им. Алдан-Маадыр Республики Тыва.

Литература:

1. Адрианов 1982 - Адрианов, А. В. Путешествие на Алтай и Саяны, совершенное в 1881 г. по поручению Императорского Русского географического общества членом-сотрудником А. В. Адриановым. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 276 с.

2. Беликова 2014 - Беликова, О. Б. Последняя экспедиция А. В. Адрианова: Тува, 1915-1916 гг. Археологические исследования (источниковедческий аспект). Томск: Изд-во Томского ун-та, 570 с.

3. Грязнов 1929 - Грязнов, М. П., Шнейдер Е. Р. Древние изваяния Минусинских степей // Материалы по этнографии. Л.: Изд. Гос. Русского музея. Том 4, вып. 2. С. 63-93.

4. Евтюхова 1952 - Евтюхова, Л. А. Каменные изваяния Южной Сибири и Монголии // МИА. № 24. С. 72-120.

5. Грач 1961 - Грач, А. Д. Древнетюркские изваяния Западной Тувы. М.: Изд-во вост. лит-ры. 94 с.

6. Кызласов 1969 - Кызласов, Л. Р. История Тувы в средние века. М.: МГУ. 212 с.

7. Кызласов 1979 - Кызласов, Л. Р. Древняя Тува (от палеолита до IX в.). М.: МГУ. 207 с.

8. Минцлов 1916 - Минцлов, С. Р. Памятники древности в Урянхайском крае. Петроград: Тип. Имп. акад. наук. 22 с.

9. Самдан 2018 - Самдан, А. А. Антиманьчжурская национально-освободительная борьба тувинского народа (XVIII - начало XX в.). Абакан: ООО «ИПП Журналист». 61 с.

10. Шмониевский 2013 - Шмониевский, Б. Ш. Образ льва в изобразительном искусстве Китая: связующее звено между Востоком и Западом (от Хань до Цин) // Ученые записки Отдела Китая. М.: Институт востоковедения РАН. Вып. 11. С. 456-468.

11. Appelgren-Kivalo, O. H. (1931), Alt-Altaische Kunstdenkmäler. Briefe und Bildermaterial von J. R. Aspelins Reisen in Sibirien und der Mongolei 1887-1889. Helsingfors, 72 p.

12. Gmеlin, G. Reise durch Sibirien von dem Jahre 1733-1743. (1752), Göttingen, vol. 3, p. 323.

References:

1. Adrianov, A. V. (1886), "Puteshestviye na Altay i Sayany, sovershennoye v 1881 g. po porucheniyu Imperatorskogo Russkogo geograficheskogo obshchestva chlenom-sotrudni-kom A. V. Adrianovym" [Journey to the Altai and Sayan Mountains Made in 1881 on behalf of the Imperial Russian Geographical Society by a Member of the Staff A. V. Adrianov], St. Petersburg, Publishing House of Imper. Sciences Academy, 276 p. (In Russ.).

2. Belikova, O. B. (2014), "Poslednyaya ekspeditsiya A.V. Adrianova: Tuva, 1915-1916 gg. Arkheologicheskiye issledovaniya (istochnikovedcheskiy aspekt)" [The last expedition of A.V.Adrianov: Tuva, 1915-1916. Archaeological Research (Source Study Aspect)], Tomsk, Publishing House of Tomsk University, 570 p. (In Russ.).

3. Gryaznov, M. P., Shneider, E. R. (1929), "Drevniye izvayaniya Minusinskikh stepey" [Ancient Sculptures of the Minusinsk Steppes], Materials on ethnography, Leningrad, Publishing house of State Russian Museum, vol. 4, no. 2, p. 63-93. (In Russ.).

4. Evtyukhova, L. A. (1952), "Kamennyye izvayaniya Yuzhnoy Sibiri i Mongolii" [Stone Statues of Southern Siberia and Mongolia], MIA, no. 24, p. 72-120. (In Russ.).

5. Grach, A. D. (1961), "Drevnetyurkskiye izvayaniya Zapadnoy Tuvy" [Ancient Turkic Statues of Western Tuva], Moscow, Publishing House of the Eastern literature, 94 p. (In Russ.).

6. Kyzlasov, L.R. (1969), "Istoriya Tuvy v sredniye veka" [History of Tuva in the Middle Ages], Moscow, MSU, 212 p. (In Russ.).

7. Kyzlasov, L. R. (1979), "Drevnyaya Tuva (ot paleolita do IX v.)" [Ancient Tuva (from the Paleolithic to the 9th century)], Moscow, MSU, 207 p. (In Russ.).

8. Mintslov, S. R. (1916), "Pamyatniki drevnosti v Uryankhayskom kraye" [Monuments of Antiquity in the Uryankhai Region], Petrograd, Publishing House of Imper. Sciences Academy, 22 p. (In Russ.).

9. Samdan, A. A. (2018), "Antiman'chzhurskaya natsional'no-osvobitel'naya bor'ba tu-vinskogo naroda (XVIII - nachalo XX v.)" [Anti-Manchu National Liberation Struggle of the Tuvan People (XVIII - early XX century)], Abakan, Zhurnalist, 61 p. (In Russ.).

10. Shmonievsky, B. Sh. (2013), "Obraz l'va v izobrazitel'nom iskusstve Kitaya: svyazuyushcheye zveno mezhdu Vostokom i Zapadom (ot Khan' do Tsin)" [The Image of

a Lion in the Fine Arts of China: a Link between the East and the West (from Han to Qing)], Uchenye zapiski otdela Kitaja, Moscow, IV RAN, issue 11, p. 456-468. (In Russ.).

11. Appelgren-Kivalo, O. H. (1931), "Alt-Altaische Kunstdenkmäler. Briefe und Bildermaterial von J. R. Aspelins Reisen in Sibirien und der Mongolei 1887-1889". Helsingfors, 72 p. (In Germ.).

12. Gmelin, G. "Reise durch Sibirien von dem Jahre 1733-1743. (1752)", Göttingen, vol. 3, p. 323. (In Germ.).

Информация об авторе:

Аяна И. Куулар, научный сотрудник, Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва, Кызыл, Россия; Россия, Республика Тыва, 667000, ул. Кочетова, д. 4, amphitrida@mail.ru.

Information about the author:

Ayana I. Kuular, Researcher, Tuvan Institute of Humanitarian and Applied Social and Economic Research Under the Government of the Republic of Tuva, Kyzyl, Russia; 4 Kochetov str., Kyzyl, 667000, the Republic of Tuva, Russia, amphitrida@mail.ru.

© Куулар А. И., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.