Научная статья на тему 'Ориентиры развития культуры как стратегического ресурса России в ХХI веке'

Ориентиры развития культуры как стратегического ресурса России в ХХI веке Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
218
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ориентиры развития культуры как стратегического ресурса России в ХХI веке»

ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ КАК СТРАТЕГИЧЕСКОГО РЕСУРСА РОССИИ В XXI ВЕКЕ

РАМАЗАН ГАДЖИМУРАДОВИЧ АБДУЛАТИПОВ,

ректор Московского государственного университета культуры и искусств,

доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ,

лауреат Государственной премии —

Премии Правительства Российской Федерации

2010 года в области культуры

Подлинная значимость культуры как первостепенного и определяющего фактора дальнейшей эволюции и развития человеческой цивилизации в XXI веке особенно ярко высветилась в условиях социальных потрясений и экономических катаклизмов рубежа ХХ-ХХ1 веков, когда особенно остро стали ощущаться духовные тупики мирового глобализма и утрата ценностных ориентиров и смысла бытия в России.

О международной значимости культуры и культурной политики в мире говорилось ещё в 1982 году на Всемирной конференции по политике в области культуры (Мехико). В Уставе ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) указано на священную обязанность всех народов мира распростра-

нять культуру и образование для поддержания человеческого достоинства людей. О праве человека на свободное участие в культурной жизни общества, наслаждение искусством, участие в научном процессе и пользование его благами говорится в статье 27 «Всеобщей декларации прав человека 1948 года» и ряде других международных документов.

О гарантиях каждому человеку и гражданину России на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, о праве участия в культурной жизни и доступе к культурным ценностям, о сохранении исторического и культурного наследия говорится в статье 44 Конституции РФ. В соответствии с Основным законом РФ вопросы культурного развития зак-

реплены во всех Уставах субъектов РФ, где они разграничены по предметам ведения РФ (федеральная культурная политика и федеральные программы), совместного ведения РФ и субъекта РФ (общие вопросы культуры), ведения самого субъекта РФ (региональные вопросы и программы культурного развития).

Долгосрочные и стратегические ориентиры развития культуры и осуществления культурной политики в России и регионах РФ закрепляются и раскрываются в федеральных и региональных законах «О культуре». Далее они уточняются в долгосрочных Концепциях и Стратегиях, формируемых и реализуемых полномочными органами государственной власти на федеральном и региональном уровнях управления. В виде конкретных мероприятий по развитию культуры они получают своё воплощение в соответствующих федеральных и региональных целевых программах (ФЦП и РЦП) по развитию культуры.

В настоящее время долгосрочные ориентиры развития культуры как стратегического ресурса России в XXI веке, формирования и реализации новой культурной политики в России и регионах РФ на долгосрочную перспективу до 2020 года обозначены в двух основополагающих и до настоящего времени актуальных документах федерального значения: «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (далее -«Концепция 2020») и Указе Президента РФ «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (далее - «Стратегия 2020»).

В «Концепции 2020» отмечено, что цель государственной политики в сфере культуры - развитие и реализация культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом. Развитие культуры и формирование новой культурной политики в регионах РФ связываются

в «Концепции 2020» с системными вызовами российской экономике, перед которыми она оказалась в середине текущего десятилетия, а именно:

- с усилением глобальной конкуренции в мире, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но системы национального управления, поддержки инноваций и развития человеческого потенциала. Всё это требует усиление роли культуры как фактора творческого развития и совершенствования людей, общества, их одухотворения для достижения качественно нового состояния общества, что позитивно влияет и на формирование привлекательного духовного нравственного имиджа России среди россиян и за рубежом на основе инновационного использования духовно-культурного потенциала страны с учётом сохранения и популяризации культурного наследия народов России;

- с необходимостью культурно-образовательной подготовленности страны к новой волне технологических изменений, усиливающих роль духовных инноваций в социально-экономическом развитии России и регионов РФ, системного понимания их при осуществлении культурной политики. Это возможно лишь при обеспечении максимальной доступности для граждан России культурных благ и образования в сфере культуры и искусства, создании условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры, повышения роли творческой личности в этом процессе;

- с возрастанием роли человеческого потенциала (человека духовного, культурного, образованного, нравственного) как основного фактора социально-экономического развития России и регионов РФ в широком системном контексте культурной модернизации молодёжной и социальной политики, сбережения народов страны, укрепляя их единство, развития

7

здравоохранения, образования, средств массовой информации, физической культуры и спорта, повышения доступности жилья, экологической безопасности человека и общества. Речь идет о культуре как главном факторе обеспечения устойчивости общества;

— с исчерпанием потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития России и регионов РФ, что обуславливает принципиально новые требования к культурно-инновационному облику всех отраслей страны, прежде всего высокотехнологических отраслей, топливно-энергетического комплекса страны.

Все эти системно-инновационные и культурно-духовные вызовы в «Концепции 2020» декларируются в виде следующих долгосрочных ценностей и приоритетов социально-экономического развития России и регионов РФ: как целевые ориентиры достижения в России и регионах РФ высоких стандартов благосостояния человека, социального благополучия и согласия в обществе, создания экономики знаний, лидерства и инноваций, институтов экономической свободы и справедливости, сбалансированного пространственного и территориального развития, обеспечения безопасности граждан и общества, что невозможно достичь без базового значения факторов культуры и нравственности.

Применительно к долгосрочным ценностям и приоритетам социально-экономического развития России и регионов РФ в «Концепции 2020» акцентируется внимание на том, что ведущая роль в формировании человеческого потенциала, создающего экономику знаний и инноваций, отводится сфере культуры, что обусловлено следующими обстоятельствами:

— переход к инновационному типу развития экономики требует повышения

профессиональных требований к кадрам, включая уровень интеллектуального и культурного развития, возможного только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества;

- по мере развития личности растут потребности в её культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей. Необходимость в удовлетворении этих потребностей, в свою очередь, стимулирует развитие рынка услуг в сфере культуры.

Данные обстоятельства, согласно «Концепции 2020» требуют перехода к качественно новому развитию библиотечного, музейного, выставочного и архивного дела, концертной, театральной и кинематографической деятельности, традиционной народной культуры, сохранения и популяризации объектов культурного наследия, а также образования в сфере культуры и искусства. Широкое внедрение инноваций, новых технологических решений позволяет повысить степень доступности культурных благ, сделать культурную среду более насыщенной, отвечающей растущим потребностям личности и общества.

Одновременно с решением этих задач, в соответствии с «Концепцией 2020», необходимо преодолевать сохраняющиеся диспропорции, вызванные разной степенью обеспеченности населения услугами сферы культуры в различных субъектах РФ, городах и сельской местности, европейской части страны, где плотность населения высока, и за Уралом, где на огромных пространствах проживает относительно немногочисленное население. При этом все учреждения и организации культуры в процессе своей деятельности должны создавать благоприятные условия для сохранения и развития традиционных культур народов России и их взаимо-

8

действия. Это важное условие социальной стабильности.

В Указе Президента Российской Федерации «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (далее - «Стратегия 2020») подчёркивается необходимость перехода к новой государственной политике в области национальной безопасности, поскольку глобализация процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений формирует новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства.

В названной «Стратегии 2020» отмечается, что к главным угрозам национальной безопасности России в сфере культуры относятся:

- засилье продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев;

- противоправные посягательства на объекты культуры;

- попытки пересмотра взглядов на историю России, ее роль и место в мировой истории;

- пропаганда образа жизни, в основе которого - вседозволенность и насилие, расовая, национальная и религиозная нетерпимость.

В связи с этим новые подходы к развитию культуры как стратегического ресурса России в XXI веке, формированию и осуществлению региональной культурной политики должны предусматривать эффективные меры по противодействию отмеченным угрозам в сфере культуры. Согласно «Стратегии 2020», все силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества должны обеспечить эффективность государственно-правового регулирования поддержки и развития разнообразия национальных культур, толерантности и самоуважения, а также развития межнацио-

нальных и межрегиональных культурных связей.

В стратегическом отношении содержание и смысл новой культурной политики в регионах РФ по укреплению национальной безопасности России должны отвечать:

- сохранению и развитию самобытных культур многонационального народа Российской Федерации и духовных ценностей её граждан;

- улучшению материально-технической базы учреждений культуры и досуга россиян, совершенствованию системы подготовки кадров и их социального обеспечения;

- развитию производства и проката произведений отечественной кинематографии, развитию культурно-познавательного туризма;

- формированию государственного заказа на создание кинематографической и печатной продукции, телерадиопрограмм и инновационных интернет-ресурсов;

- использованию богатого культурного потенциала России в интересах многостороннего международного сотрудничества.

В свете «Стратегии 2020», основные положения новой концепции культурной политики в регионах РФ должны соответствовать следующим принципам укрепления национальной безопасности России в сфере культуры:

- признания первостепенной и определяющей роли культуры для возрождения и сохранения культурно-нравственных ценностей и смысла бытия в России;

- укрепления культурно-духовного единства многонационального народа Российской Федерации, предотвращающего базовые причины кризисного состояния многих сфер жизнедеятельности россиян;

- создания нового международного

9

имиджа России в качестве страны с богатейшей традиционной и динамично развивающейся современной культурой;

— формирования системы духовного и патриотического воспитания граждан России, препятствующей духовному кризису российской цивилизации;

— развития общей гуманитарной и информационно-телекоммуникационной среды на пространстве государств-участников СНГ и в сопредельных с Россией регионах.

В качестве стратегических ориентиров обеспечения национальной безопасности в сфере культуры новая концепция культурной политики в регионах РФ должна учитывать:

— расширение доступа широких слоев населения к лучшим образцам отечественной и зарубежной культуры и искусства путем создания современных территориально распределенных информационных фондов;

— создание условий для стимулирования населения к творческой самореализации путем совершенствования системы культурно-просветительской работы, организации досуга и массового внешкольного художественного образования;

— содействие развитию культурного потенциала регионов Российской Федерации и необходимость поддержки региональных инициатив в сфере культуры.

По аналогии с «Концепцией 2020», в «Стратегии 2020» национальная безопасность России в сфере культуры обозначена и декларирована в широком контексте глобальных вызовов и угроз мирового развития, глобальной конкуренции и глобальной геополитической ситуации на планете, а именно:

— с возрождением исконно российских идеалов, духовности, достойным отношением к исторической памяти, укреплением общественного согласия на основе общих ценностей — свободы и

независимости Российского государства, гуманизма, межнационального мира и единства культур многонационального народа Российской Федерации, уважением семейных традиций, патриотизма;

— с обострением противоречий между государствами и возросшей уязвимостью всех членов международного сообщества перед лицом новых вызовов и угроз, в результате которых культурные ценности и модели развития стали предметом глобальной конкуренции, а в мире и его регионах складывается качественно новая геополитическая ситуация;

— с развитием в регионах мира националистических настроений, ксенофобии, сепаратизма и насильственного экстремизма, обострением мировой демографической ситуации и проблем окружающей природной среды, возрастанием угроз, связанных с неконтролируемой и незаконной миграцией, наркоторговлей и торговлей людьми, другими формами транснациональной организованной преступности;

— с необходимостью обеспечения социальной стабильности, этнического и конфессионального согласия, повышения мобилизационного потенциала и роста национальной экономики, поднятия качества работы органов государственной власти и сформирования действенных механизмов их взаимодействия с гражданским обществом, нацеленных на реализацию прав и свобод граждан РФ;

— со стратегическими целями совершенствования национальной обороны, государственной и общественной безопасности, повышения качества жизни российских граждан, экономического роста, развития науки, технологий и образования, здравоохранения, экологии живых систем и рационального природопользования, достижения стратегической стабильности и равноправного

11

стратегического партнерства с зарубежными странами.

Все эти концептуальные и стратегические ориентиры долгосрочного развития культуры как стратегического ресурса России в XXI веке и направлений формирования новой культурной политики в регионах РФ являются руководством к действию для всех субъектов и участников культурной жизни и деятельности в нашей стране - Администрации Президента РФ, Правительства РФ, федеральных, региональных, местных органов исполнительной и законодательной власти, руководителей субъектов РФ, ведущих отечественных учёных, педагогов, деятелей культуры и искусства, видных общественных деятелей.

Поэтому в рамках очередного Московского форума культуры - 2011 «Культура как стратегический ресурс России в XXI веке. Инновационное проектирование культурной среды», мы имеем возможность, основываясь на «Концепции 2020» и «Стратегии 2020», по-новому взглянуть и осмыслить проблемы культуры как стратегического ресурса России в XXI веке. Сохраняя необходимую преемственность с предыдущим Московским форумом культуры - 2010, на котором его участники пришли к выводу, что культура должна стать национальной идеей России, на данном форуме предполагается концептуально углубить и методологически развернуть эту всеобъемлющую идею до уровня инновационного проектирования культурной среды и формирования системных моделей культурной политики в регионах РФ.

В связи с этим можно было бы в предварительном порядке сформулировать некоторые проблемы культуры и культурной политики России и регионов РФ, которые призван обозначить Московский форум культуры - 2011 с указа-

нием возможных путей их практического решения:

- развитие новых теоретико-методологических подходов к духовно-интегральному и системному осмыслению этимологической и концептуальной идентичности понятий «культура», «ресурсы культуры» и «культурная политика», исходя из практического использования этих категорий в законодательной практике России и субъектов РФ, а также в федеральных (ФЦП) и региональных целевых программах (РЦП) в сфере культуры;

- выдвижение и обсуждение новых идей и подходов к духовно-интегральному видению и пониманию культурной идентичности России и регионов РФ, отражающих в системном виде духовно-культурную идентичность самой культуры применительно к широкой и всеобъемлющей метасистеме «Природа - Человек - Общество» или её культурно-этическому аналогу «Оно - Я -Мы»;

- рассмотрение и обсуждение духовно-интегральных идей и подходов к инновационному проектированию культурной среды в регионах РФ, основанных на понимании нового статуса «человека культурного» в виде его творческой способности к проектно-инноваци-онной деятельности, обеспечивающей преобразование существующей реальности с учётом концепций и моделей «идеального будущего»;

- инициирование и обоснование нового метасистемного подхода к формированию и реализации культурной политики в России и регионах РФ, что предполагает участие в принятии культурных решений всех основных субъектов и участников культурной жизни и деятельности в России и регионах РФ на основе принципов организационной демократии;

- концептуальный анализ и методо-

логический синтез действующего федерального и регионального законодательства в сфере культуры и осуществления культурной политики в нашей стране, в том числе с учётом современных законодательных новелл, новаций и альтернативных вариантов законодательного творчества в России, регионах РФ и за рубежом;

— осмысление культуры образования и образования в сфере культуры на традициях фундаментального университетского образования и объективных новациях, требующих программно-целевого подхода к формированию новой модели непрерывного образовательного процесса во взаимосвязи с научными, творческими, социальными, управленческими и другими организациями Рос-

сии и регионов РФ;

— новое осмысление процессов социально-культурной деятельности в нашей стране, предусматривающего духовно-интегральное её понимание и модельное проектирование в органическом единстве с проектированием культурно-экологической среды, глобально-культурного пространства и культурной идентичности России и регионов РФ;

— духовно-интегральный взгляд на ресурсы российской культуры и глобально-культурный подход к единению «русского мира» в России и за рубежом, означающих сохранение истоков и корней русского языка и популяризацию его использования в качестве культурно-исторического и духовного достояния мировых цивилизаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.