Научная статья на тему 'Ориентация на статус как результирующая социальной ситуации развития молодежи периода начала мирового экономического кризиса'

Ориентация на статус как результирующая социальной ситуации развития молодежи периода начала мирового экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
216
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
смысловая сфера / смысложизненные ориентации / Молодежь / мировой экономический кризис / частная жизнь / саморазвитие / Самореализация / деструктивность / ценность жизни / статус / semantic sphere / sense life orientations / youth / a world economic crisis / a private life / self-development / SELF-realization / destructivity / value of a life / the status

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Быкова Наталья Львовна

In article are described complete and покомпонентные features of structure sense life orientations of youth in the beginning of a world economic crisis (April 2008-April 2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article are described complete and покомпонентные features of structure sense life orientations of youth in the beginning of a world economic crisis (April 2008-April 2010).

Текст научной работы на тему «Ориентация на статус как результирующая социальной ситуации развития молодежи периода начала мирового экономического кризиса»

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Психология». 2010. № 1 (7)

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ОРИЕНТАЦИЯ НА СТАТУС КАК РЕЗУЛЬТИРУЮЩАЯ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖИ ПЕРИОДА НАЧАЛА МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА © Н. Л. Быкова

Быкова Наталья Львовна

кандидат психологических наук

доиент кафедры социальной

психологии управления

Поволжская государственная

соииально-гуманитарная

академия

g.ocean@mail.ru

В статье описываются целостные и покомпонентные особенности структуры смысложизненных ориентаций мололежи в периол начала мирового экономического кризиса (апрель 2008 г. — апрель 2010 г.).

Ключевые слова: смысловая сфера, смысложизненные ориентации, молодежь, мировой экономический кризис, частная жизнь, саморазвитие, самореализация, деструктивность, ценность жизни, статус.

Последнее десятилетие для наших соотечественников, по словам В. А. Ядова, является состоянием, близким к состоянию «динамического хаоса» (по Г. М. Андреевой) [2, с. 260]. За этот период произошло разрушение привычного уклада жизни, системы социальных гарантий, распались привычные нормы, тогда как на протяжении длительного времени существования официальной советской идеологии стабильность декларировалась как норма общественной жизни.

Обыденным человеком и по настоящий день нестабильность общества воспринимается все так же, как абсолютная неопределенность ситуации. В результате, как отмечает Г. М. Андреева, личностью переживается «невозможность даже ближайшего прогнозирования своей судьбы, карьеры, просто элементарных решений по частным вопросам» [2, с. 260]. Рост агрессивности или агрессивных образцов индивидуального поведения в обществе чаще обусловлен механизмом атрибуции социальной ответственности за личный неуспех, в результате чего вина переносится либо на

внешнего «врага», либо на «внутреннего» [2, с. 272]. Затянувшийся период трансформации общества в 2008 году усугубился мировым финансовоэкономическим кризисом в форме ухудшения основных экономических показателей большинства стран. Возникшие возможности трансформации прежней мировой экономической системы создали ситуацию нестабильности и напряжения среди различных слоев населения.

Несмотря на существенное влияние факторов социальной среды, значительная роль в ситуации принадлежит субъекту как центральному элементу. В этом проявляется его активно-действенная жизненная позиция как составляющая ориентирующего образа социальной ситуации развития личности [4]. Субъект воспринимает, интерпретирует и оценивает возникающую ситуацию на основе смысловой интерпретации действительности. Индивидуальные смыслы познаваемой ситуации организуются в сознании в общие по наименованию и культурному абрису звенья, уникальные по значению и смыслу для субъекта, но типичные и общие, порождаемые рефератной общностью, к которой он принадлежит [5].

Методикаисследования

Целью нашего исследования являлось выявление особенности осмысления ситуации возникновения мирового экономического кризиса молодежью (апрель 2008, п = 226; апрель 2009, п = 76; апрель 2010, п = 41, в возрасте от 17 до 22 лет1). Выборку составили как случайным образом опрошенные молодые люди, так и студенты гуманитарного вуза (естественно-географического, физико-математического, коррекционно-логопедического, спортивного, экономического, психологического, дошкольного факультетов). Исследование смысловой специфики сознания молодежи города Самары проводилось с помощью методики «Диагностика смысловой сферы личности в ситуации субъективации жизненных целей» [1]. Данная методика, разработанная в рамках унитарного подхода к изучению явлений сознания, представляет собой феноменологический вариант изучения качественного (содержательного) состава структур смысложизненных ориентаций личности (группы), отражающих наиболее важные жизненные отношения человека с миром. Теоретически обоснованная и экспериментально оформленная ситуация субъективации жизненных целей позволяет выявить актуальное содержание и динамику индивидуальных смыслов, а также определяет возможности конструирования субъектом новой иерархии смысловой сферы.

Эмпирическая модель ситуации субъективации жизненных целей, основывающаяся на модификации методики Р. Фрейджера, Дж. Фейдиме-на «Жизненные цели», создает возможность более полного включения личности в процесс оценки, принятия и объективирования главных жизненный целей. Детализация процесса субъективации позволяет проследить содержательную актуальную динамику смыслов.

1 По результатам дипломного исследования К. Р. Пирметовой

Процедура исследования представляет собой полуформализованное интервью. Испытуемым в порядке очередности на отдельных листах предлагаются следующие вопросы:

1-ыйлист. Каковымоижизненныецели?Главноевмоейжизни?

«Записывайте все, что приходит в голову, независимо от того, насколько Вам это кажется общим или конкретным, абстрактным или тривиальным. Дайте себе еще две минуты, чтобы посмотреть список, дополнить, исправить что-либо. Отложите этот лист в сторону».

2-ойлист. Какбыяхотел(а)провестиближайшиетригода(идеаль-ныеусловия)?

«Постарайтесь потратить две минуты на ответ и еще две минуты на просмотр, проверить (дополнить) список. Это поможет Вам уточнить Ваши цели, наметить их более определенно, чем в первом вопросе. Отложите и этот лист».

3-ийлист. Еслибыяузнал(а),чтомнеосталосьжитьшестьмесяцев ссегодняшнегодня,какбы яих прожил(а)?

«Цель этого вопроса — выяснить, нет ли чего-то, что важно для Вас, но чего Вы не делаете или о чем Вы даже не думаете. Пишите две минуты и еще две минуты на просмотр».

4-ый лист. Выпишитетрисамыеважныецелииз тех,которыека-жутсяВамнаиболееважнымиизвсех,ранеезаписанных.

«Сравните Ваши листы. Есть ли какие-то темы, проходящие через различно названные Вами цели. Относятся ли все Ааши цели к какой-то одной категории? Есть ли одинаковые цели на всех трех листах? Отличаются ли чем-то от всех других цели, которые Вы выбрали в качестве наиболее важных?»

Вопросы полуформализованного интервью задают структуру ситуации субъективации жизненных целей. Каждый из них соотносим со следующим смыслом ситуации:

1) актуальная жизненная ситуация;

2) заданная идеальная ситуация;

3) ситуация экзистенциальной фрустрации;

4) ситуация активизации субъектности по отношению к своему жизненному пути.

В процессе субъективации, представляющей особый тип интериори-зации субъективно значимой информации в новой, критической ситуации (К. Н. Поливанова),у респондента возникает необходимость, по мнению Дж. Бюдженталя, занять авторскую позицию по отношению к внезапно открывшейся (актуализованной) проблеме. В этом случае эффективное разрешение возможного конфликта смыслов приводит к их выводу на реально либо потенциально осознаваемый уровень, к перестройке системы личностных смыслов, к преобразованию прежних связей (В. В. Сто-лин, Б. В. Зейгарник, Ф. Е. Василюк, Г. В. Акопов и др.). Смысловая структура как устойчивая система отношений человека к жизни является частью внутренней позиции и обеспечивает принятие или отвержение новой социальной позиции, а также амбивалентное отношение к ней. Объек-

тивная позиция (место в системе общественных отношений), как базовый элемент динамической системы социальной ситуации развития [4], отражает соответствие социальной позиции личности требованиям общества.

Результатыисследования

Проанализируем смысложизненные ориентации молодежи структурно-целостно и покомпонентно в год пика экономического кризиса (апрель 2009 г.) по сравнению с началом (2008 г.) и годом относительной стабилизации (2010 г.) согласно методике.

Итак, в актуальной жизненной ситуации мы наблюдаем резкое сужение структуры смысложизненных ориентаций молодежи в год пика экономического кризиса только до четырех компонентов: смысложизненные ориентации на частную жизнь, самореализацию, саморазвитие и гедонизм, тогда как в предшествующий и последующий год наблюдается представленность большинства компонентов (табл. 1).

Таблица 1

Структурасмысложизненныхориентациймолодежи

вактуальнойжизненнойситуации(%)

2008 г. 2009 г. 2010 г.

Самореализация Частная жизнь Самореализация

88,1 77,6 87,8

Частная жизнь Самореализация Частная жизнь

79,2 68,4 68,3

Гедонизм Саморазвитие Статус

19,5 27,6 29,3

Саморазвитие Гедонизм Гедонизм

14,1 23,7 17,1

Статус Саморазвитие

4,4 7,3

ОЦЖ Стабильность

1,3 4,9

Деструктивность, Деструктивность

Стабильность 2,4

0,9

Сложности с самореализацией в год пика кризиса выводят на первый план смысложизненные ориентации на частную жизнь как возможность получения поддержки и получения позитивных эмоций, поскольку получение последних иным способом становится более проблематичным, что, по-видимому, отодвигает смысложизненные ориентации на гедонизм на более низкие позиции, чем прежде. Новая ситуация в мире требует большей личной включенности и актуализирует, на наш взгляд, потребность в самопонимании, что выражается структурно в выходе смысложизненных ориентаций на саморазвитие на ведущие позиции и оттеснении социально-типичной смысложизненной ориентации на гедонизм на более низкий уровень.

В год некоторой экономической стабильности на первые позиции традиционно для этой социальной группы выходят смысложизненные ориентации на самореализацию, но также актуализируется и смысложизнен-

ные ориентации на статус, оттесняя, опять-таки, с ведущих позиций социально-типичную в период социальной стабилизации смысложизненные ориентации на гедонизм.

Покомпонентный статистический анализ структуры смысложизненных ориентаций в трех точках изменения социальной ситуации развития молодежи показал (рис. 1), что в год кризиса заметен некоторый рост смысложизненных ориентаций на саморазвитие, снижение смысложизненных ориентаций на самореализацию, рост смысложизненных ориентаций на статус. В 2010 году при относительной стабилизации ситуации в стране отмечается увеличение значений смысложизненных ориентаций на самореализацию, снижение смысложизненных ориентаций на саморазвитие и существенный рост смысложизненных ориентаций на статус. Причем, статистически значимым на уровне более 1% является рост смысложизненных ориентаций на саморазвитие в год экономического кризиса (%2=10,323; р<0,01), существенно высокий уровень смысложизненных ориентаций на самореализацию в докризисный год по сравнению с двумя последующими годами (%2=16,628; р<0,01), значительный рост смысложизненных ориентаций на статус в год относительной стабилизации экономики (%2=29,761; р<0,01). Рост смысложизненных ориентаций на стабильность после прохождения пика экономического кризиса достигает уровня значимости в 5% (Х2=5,950; р<0,05).

ых ориентаций кризиса

В заданной идеальной ситуации субъективации жизненных целей мы можем заметить следующие изменения в структуре смысложизненных ориентаций молодежи (табл. 2): как в год пика экономического кризиса, так и в следующий за ним на первые позиции выходит смысложизненная ориентация на гедонизм, которая, как мы помним, была оттеснена в актуальной жизненной ситуации на более низкие позиции в силу учета молодежью объективных причин. Ситуация идеализации позволяет проявиться

д Саморазв ОЦЖ М ■ Самореализ ->4 . Статус

Частн жизн О Гедонизм —I- — Стабильн -С— Деструктив

Рис. 1. Покомпонентные изменения смысложизнен в актуальной жизненной ситуации в период начала мирового экономического

на уровне сознания социально-типичной смысложизненной ориентации на гедонизм. Продолжающееся влияние переживаний ситуации мирового экономического кризиса, на наш взгляд, также проявляется в полном структурном совпадении ведущих смысложизненных ориентаций молодежи в заданной идеальной ситуации как в 2009, так и в 2010. Это смысложизненные ориентации на гедонизм, частную жизнь и самореализацию. Усталость от напряжения проживания экономических сложностей в стране и мире отражается наличием в структуре смысложизненных ориентаций молодежи в заданной идеальной ситуации ориентаций на стабильность. Тем не менее, как мы видим, смысложизненная ориентация на частную жизнь остается и в этой ситуации базово опорной, а необходимость активной собственной роли даже при исключительных условиях усматривается в смысложизненныя ориентация на самореализацию, которая занимает ведущие позиции.

Таблица 2

Структурасмысложизненныхориентациймолодежи

взаданнойидеальнойситуации(%)

2008 г. 2009 г. 2010 г.

Самореализация Гедонизм Гедонизм

58,8 50,0 73,2

Частная жизнь Частная жизнь Частная жизнь

42,5 47,4 39

Гедонизм Самореализация Самореализация

41,6 43,4 63,4

Саморазвитие Саморазвитие Статус

8,4 17,1 12,2

Статус Деструктивность Саморазвитие

0,9 3,9 9,8

ОЦЖ Стабильность Стабильность

0,4 2,6 4,9

Покомпонентный анализ обнаружил (рис. 2), что год кризиса знаменуется существенным снижением значений смысложизненной ориентации на самореализацию, некоторым ростом смысложизненных ориентаций на самореализацию, гедонизм. При относительной стабилизации мы наблюдаем рост смысложизненных ориентаций на гедонизм, самореализацию, статус. Наиболее существенным является снижение смысложизненных ориентаций на самореализацию в год наступления экономического кризиса (%2=6,539; р<0,05), некоторый рост смысложизненных ориентаций на деструктивность (%2=10,632; р<0,01). Наступление некоторой стабилизации в обществе знаменуется ростом смысложизненных ориентаций на статус (%2=19,931; р<0,01) и гедонизм (%2=14,185; р<0,01).

Рис. 2. Покомпонентные изменения смысложизненных ориентаций в заданной идеальной жизненной ситуации в период начала мирового экономического кризиса

Структурный анализ смысложизненных ориентаций молодежи в заданной ситуации экзистенциальной фрустрации выявил социально-типичное в данном вопросе приоритетное положение смысложизненных ориентаций на гедонизм (табл. 3). Сложности экономической ситуации кризиса здесь

Таблица 3

Структурасмысложизненныхориентациймолодежи

взаданнойситуацииэкзистенциальнойфрустрации(%)

2008 г.

2009 г.

2010 г.

80 70 60 50 40 30 20 1 0 0

Гедонизм

47а4 ор

Гедонизм

53,7

п ОЦЖ

ОЦЖ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

46,3

—ЧастнОяаяжзнь

^^^•^^27 7т н ж и з н

Частная жизнь

43,9

деструктивность

™]С ^бильн

лО деструктив Самореализация,

Саморазвитие

-53-

Деструктивность

14,6

Стабильность

12,2

Саморазвитие

5,3

Стабильность

3,9

Самореализация

7,3

Деструктивность

3,5

Саморазвитие,

Спапус

2,4

ореализ

мы можем опять увидеть в некоторой свернутости структуры смысложизненных ориентаций, а их продолжающееся влияние на молодежь выражаются, на наш взгляд, в полном структурном совпадении ведущих ориентаций на гедонизм, означивание ценности жизни (ОЦЖ), частную жизнь и деструктивность. Особенно необходимо отметить, что смысложизненная ориентация на деструктивность вышла на ведущие позиции. От структуры смысложизненных ориентаций юношей, находящихся в местах лишения свободы, отличает только наличие на вышестоящих позициях

смысложизненных ориентаций на частную жизнь. Тем не менее, даже в условиях ограничения свободы, молодые люди большое значение придают смысложизненным ориентациям на самореализацию, как и большинство социально-интегрированной учащейся молодежи [3]. В нашем же случае молодые люди после кризиса перед фактом смерти менее склонны пытаться преодолевать трудности, реализовать себя как личность — смысложизненные ориентации на саморазвитие занимает более низкие позиции в структуре, что, на наш взгляд, свидетельствует о некоторой пессимистической оценке роли активности личности или дезориентации в направлении приложения активности. Яркое отражение экзистенциальных поисков молодежи в данный период времени в виде выхода смысложизненных ориентаций на означивание ценности жизни на второе место в структуре смысловой сферы пока мало раскрывает нам предполагаемый молодыми людьми выход из существующей социальной ситуации.

Покомпонентный анализ смысложизненных ориентаций в ситуации экзистенциальной фрустрации в год кризиса выявил (рис. 3) рост смысложизненных ориентаций на гедонизм, осознание ценности жизни (ОЦЖ), деструктивность, снижение смысложизненных ориентаций на стабильность. Год относительной стабилизации знаменуется ростом смысложизненных ориентаций на ОЦЖ, статус и деструктивность. Статистически значимым является существенное снижение смысложизненных ориентаций на ОЦЖ в докризисный год по сравнению с последующими годами (%2=7,785; р<0,05), некоторый рост смысложизненных ориентаций на статус в год относительной стабилизации (%2=7,387; р<0,05) и увеличение смысложизненных ориентаций на деструктивность в год кризиса и последующий по сравнению с докризисным (%2=9,867; р<0,01).

60 50 40 30 20 1 0 0

—О''1 &

2008

Рис. 3. Покомпонентные изменения СЖО в заданной ситуации экзистенциальной фрустрации в период начала мирового экономического кризиса

Структурный анализ смысложизненных ориентаций молодежи в итоговой ситуации субъективации жизненных целей снова обнаруживает некоторую свернутость структуры как в год пика кризиса, так и в последующий год (табл. 4). Общим и уже осознанным для молодежи становится

приоритетное положение на смысложизненные ориентации на частную жизнь, а затем уже на самореализацию. Смысложизненнын ориентации на гедонизм в обоих случаях занимает четвертую позицию. Разница заключается в том, что в год кризиса молодежь более осознанно ориентирована на саморазвитие, тогда как в год относительной стабилизации предпочтение отдается смысложизненным ориентациям на статус, а ориентация на саморазвитие уходит на менее значимые позиции.

Таблица 4

Структурасмысложизненныхориентациймолодежи

вситуацииактивизациисубъектности(%)

2008 г. 2009 г. 2010 г.

Самореализация Частная жизнь Частная жизнь

83,7 81,6 82,9

Частная жизнь Самореализация Самореализация

76,5 59,2 75,6

Гедонизм Саморазвитие Статус

20,4 21,1 24,4

Саморазвитие Гедонизм Гедонизм

11,5 19,7 19,5

Статус ОЦЖ Саморазвитие

3,5 1,3 12,2

ОЦЖ ОЦЖ

2,7 4,9

Стабильность, Деструктивность 0,9

Тем не менее, в обеих структурах присутствует смысложизненные ориентации на ОЦЖ, что на наш взгляд, свидетельствует о продолжающемся экзистенциальном поиске молодежью своего места и роли в мире и жизни в целом.

Покомпонентный анализ структуры смысложизненных ориентаций (рис. 4) позволяет выявить, что наиболее существенным в ситуации активизации субъектности является снижение смысложизненных ориентаций на самореализацию в год пика кризиса по сравнению с предыдущим годом (%2=19,373; р<0,01). Также здесь мы наиболее ярко, на наш взгляд, можем обнаружить скрытые процессы: существенно значимые различия между малыми значениями смысложизненных ориентаций на статус в докризисный год по сравнению с годом относительной стабилизации (%2=23,305; р<0,01), отмечаемое нами отсутствие в структуре смысложизненных ориентаций молодежи ориентации на статус во всех заданных ситуациях в год кризиса свидетельствуют о том, что экзистенциальные поиски выхода из сложившейся социальной ситуации молодежь будет искать в данном направлении.

Рис. 4. Покомпонентные изменения смысложизненных ориентаций в ситуации активизации субъектности в период начала мирового экономического кризиса

Выводы

1. В ситуации возникновения мирового экономического кризиса у молодежи в смысловой сфере происходит:

• сужение структуры смысложизненных ориентаций с наибольшим проявлением в актуальной жизненной ситуации, где представлены только четыре ведущих компонента: смысложизненных ориентаций на частную жизнь, самореализации, саморазвитие и гедонизм;

• стабилизация происходит с опорой смысложизненных ориентаций на частную жизнь, которая во всех заданных ситуациях субъективации жизненных целей занимает ведущее положение вне зависимости от уровня неопределенности социально-экономической ситуации;

• резкое переструктурирование компонентов: снижается значение смысложизненных ориентаций на самореализацию в ситуации экономической нестабильности (по-видимому, привычные способы бессильны), растет смысложизненных ориентаций на деструктивность (как перекладывание ответственности за неуспех) и актуализируется роль смысложизненных ориентаций на саморазвитие и означивание ценности жизни (ОЦЖ).

2. Смысложизненные ориентации на гедонизм, стабильность, деструктивность в период экономического кризиса в структуре смысложизненных ориентаций существуют в потенциально осознаваемом состоянии, выявляемые преимущественно в заданных идеальной и экзистенциальной ситуациях процесса субъективации жизненных целей.

3. Продолжающееся влияние переживаний ситуации мирового экономического кризиса для молодежи выражается в полном структурном совпадении ведущих потенциально осознаваемых смысложизненных ориентаций в заданных идеальной и экзистенциальной ситуациях процесса субъективации жизненных целей как в год пика кризиса, так и в следующий год относительной стабилизации.

4. Ситуация экономической нестабильности существенно затрагивает смысложизненные ориентации молодежи на статус: если в год пика кри-

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

2008

зиса она отсутствует в структуре смысложизненных ориентаций во всех ситуациях субъективации жизненных целей (даже на потенциально осознаваемом уровне), то в год относительной стабилизации она выходит на уровень принятия субъективно важного решения и занимает ведущую позицию, оттеснив смысложизненных ориентаций на гедонизм и саморазвитие.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акопов Г. В, Быкова Н. Л. Диагностика смысловой сферы личности в ситуации субъективации жизненных целей. Смысложизенные ориентации как системное динамическое образование. Самара, 2006.

2. Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2000.

3. Быкова Н. Л. Специфика смысложизненных ориентаций различных групп

учащейся молодежи в ситуации субъективации жизненных целей : автореф. дис....

канд. психолог. наук. Самара, 2005.

4. Карабанова О. В. Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции : автореф. дис. .... докт. психол. наук. М., 2002.

5. Мухина В. С. Возрастная психология. М., 1997.

IORIENTATION TO THE STATUS AS THE RESULTANT OF THE SOCIAL SITUATION OF DEVELOPMENT OF YOUTH OF THE PERIOD OF THE BEGINNING OF THE WORLD ECONOMIC CRISIS N. Bikova

In article are described complete and n0K0Mn0HeHTHbie features of structure sense life orientations of youth in the beginning of a world economic crisis (April 2008-April 2010).

Key words: semantic sphere, sense life orientations, youth, a world economic crisis, a private life, self-development, self-realization, destructivity, value of a life, the status.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.