Научная статья на тему 'ОРИЕНТАЦИЯ НА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИМПЕРАТИВЫ ДЛЯ СТРАН ЕВРАЗИИ КАК ПУТЬ К ПРИРОДО-, ТЕХНО-, СОЦИОРЕГУЛЯЦИИ ОБЩЕСТВА'

ОРИЕНТАЦИЯ НА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИМПЕРАТИВЫ ДЛЯ СТРАН ЕВРАЗИИ КАК ПУТЬ К ПРИРОДО-, ТЕХНО-, СОЦИОРЕГУЛЯЦИИ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
54
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Большая Евразия / геополитика / геоэкономика / социоприродное взаимодействие / экология / экологические императивы / биоэкология / социальная экология / экология человека / глобальная экология / техногенная цивилизация / экогенная цивилизация / цивилизационные экологические требования / Greater Eurasia / geopolitics / geo-economics / socio-natural interaction / ecology / ecological imperatives / bioecology / social ecology / human ecology / global ecology / technogenic civilization / ecogenic civilization / civilizational ecological requirements
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРИЕНТАЦИЯ НА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИМПЕРАТИВЫ ДЛЯ СТРАН ЕВРАЗИИ КАК ПУТЬ К ПРИРОДО-, ТЕХНО-, СОЦИОРЕГУЛЯЦИИ ОБЩЕСТВА»

Лисеев И.К.

д.филос.н., профессор, гл.н.с. Института философии РАН

ОРИЕНТАЦИЯ НА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИМПЕРАТИВЫ ДЛЯ СТРАН ЕВРАЗИИ КАК ПУТЬ К ПРИРОДО-, ТЕХНО-, СОЦИОРЕГУЛЯЦИИ ОБЩЕСТВА1

Ключевые слова: Большая Евразия, геополитика, геоэкономика, социоприродное взаимодействие, экология, экологические императивы, биоэкология, социальная экология, экология человека, глобальная экология, техногенная цивилизация, экогенная цивилизация, цивилизационные экологические требования.

Keywords: Greater Eurasia, geopolitics, geo-economics, socio-natural interaction, ecology, ecological imperatives, bioecology, social ecology, human ecology, global ecology, technogenic civilization, ecogenic civilization, civilizational ecological requirements.

Хорошо известно, что классические евразийские представления были разработаны мыслителями нашей страны. Среди них П.Н. Савицкий, С.Н. Трубецкой, Г.В. Вернадский. Н.М. Алексеев и др. Эти идеи имеют длительную историю своего развития.

В наши дни, уже на новой современной основе, они вновь стали остро актуальными. Контуры большой Евразии пока остаются весьма зыбкими и неопределенными. Но понятно, что формирование Большой Евразии имеет как свои плюсы, так и минусы. Среди плюсов видится возможность сопряжения интересов стран-членов этой организации, среди которых как геополитические, так и геоэкологические составляющие.

Среди минусов - при их объединении возможны трудности, связанные с неоднородностью культурно-исторических основ этих стран, их цивилизационной разнородностью.

Однако представляется, что в проект Большого Евразийского партнерства надо закладывать не только эти составляющие. Наряду с геополитическими и геоэкологическими параметрами коалиционного взаимодействия, ценностными и смысловыми ориентирами партнерства и другими социо-политическими аспектами должны присутствовать и объединяющие все эти страны общие нормы их социо-природного взаимодействия. Необходимо сформулировать экологические императивы, общие для взаимодействия общества и природы в этих странах. Обосновать важность перехода от установок на неограниченный прогресс, беспредельный экономический рост, характерных для основных установок техногенной цивилизации, к представлениям о пределах роста, гармонизации экономической экспансии и экологических ограничений, переход от доминирования отношений господства, конкуренции, противостояния к идеалам сотрудничества, кооперации, сосуществования, доминирующим в становлении нового цивилизационного типа -цивилизации экогенной. Эти процессы, все более явно проявляющиеся в современном цивилизационном развитии, свидетельствуют о происходящей смене ведущих направлений, определяющих характер приоритетов в развитии человеческой деятельности.

Представление о необходимости обязательных цивилизационных экологических требований ввел в научный оборот наш выдающийся ученый Н. Н. Моисеев. В понятие экологического императива он включил учет множества свойств окружающей среды, непосредственно зависящих от специфических особенностей цивилизации, изменение которых невозможно ни при каких условиях2. Традиционно действие экологического императива рассматривалось на поле взаимодействия развивающегося индустриального общества и изменяемой им природы, но, несомненно, что воздействие человека на окружающую его природу восходит уже к формированию самого вида «Homo sapiens».

Одним из основных принципов развития жизни изначально был и остается принцип приспособления живых организмов к среде их обитания. Отсутствие такого приспособления неизбежно вело к элиминации этих организмов. Но с появлением человека эта закономерность нарушилась. По мере своего развития человек стал не приспосабливаться к окружающей среде, а приспосабливать ее к своим потребностям и интересам, не считаясь с природными законами. В итоге все это и привело к глобальным экологическим проблемам наших дней.

Поэтому введение экологических запретов свидетельствует о целесообразной, разумной, хотя и запоздалой реакции человечества на возникшую глобальную экологическую проблему.

Экология как новая биологическая наука, изучающая взаимодействие живых организмов между собой и средой их обитания возникла сравнительно недавно во второй половине XIX века. Автор термина «экология» - известный немецкий ученый Эрнст Геккель3. К настоящему времени она представляет собой важное направление научного ис-

1 Исследование проведено при финансовой поддержке гранта Министерства науки и высшего образования РФ (проект «Новейшие тенденции развития наук о человеке и обществе в контексте процесса цифровизации и новых социальных проблем и угроз:

междисциплинарный подход», соглашение № 075-15-2020-798).

2

Моисеев Н.Н. Современный рационализм. - М., 1995. - С. 336.

3 Haeckel E. Generelle Morphologie der Organismen. 1866.

следования со своим объектом исследования, предметом, методами исследования. Возникнув как «наука о структуре и функциях природы» (Ю. Одум), она в основном интересовалась структурно-функциональными связями в мире живого, сосредотачивала внимание на проблеме структурного единства, организационной целостности органических образований.

Однако сама логика развития биоэкологии неизбежно вела ее к выходу за пределы анализа собственно биологических закономерностей, к превращению экологии в современную междисциплинарную науку.

Вспоминается как в 70-е годы прошлого столетия я вместе с Н.Ф. Реймерсом и Н.Ф. Овчинниковым ходили по различным подразделениям Академии наук, хоть как-то связанным с экологией, убеждая в необходимости создания в системе АН самостоятельного экологического подразделения. С нами все соглашались, но тут же задавали вопрос: а почему вы к нам пришли. И отправляли к соседям: биологи к землеведам, те к социологам и т.д. В академии наук, созданной по дисциплинарному плану, трудно было найти место для междисциплинарной науки. Это подразделение так и не было создано, да, по-моему, его и до сих пор нет.

Экология сама прошла свой интегративный путь, выделив в себе кроме биологической экологии, экологию социальную, экологию человека и еще множество других «экологий» как направлений, изучающих взаимодействие объекта и среды его обитания: экологию культуры, экологию духа и т. д.

Одним из ведущих направлений в этом перечне стало формирование нового научного направления - социальной экологии. Социальная экология выступает ныне как наука о взаимоотношении общества и окружающей его среды как природной, так и искусственно созданной. Здесь в аспекте взаимодействия общества и природы изучается вся инфраструктура производственной деятельности людей. Анализируется соответствие ее состояния ведущему к экологическому императиву, закладываемому в основания социальной экологии - императиву следования развития индустриального общества и изменяемой им окружающей среды закономерностям коэволюционного развития общества и природы.

Стремительно развивается сейчас и такое направление экологии как экология человека. Доминирующими обязательными экологическими требованиями в ней выступают требования охраны и поддержания на оптимальном уровне природы среды обитания человека. Но есть и другое обязательное требование - охрана самого человека от опасных воздействий как природной так и искусственно созданной среды обитания1.

Таким образом, мы видим, что представление об экологических императивах, закладываемых в основание понимания реального взаимодействия стран Большой Евразии, значительно расширяется и углубляется. Оно включает требование соблюдения сбалансированности системы равновесных взаимоотношений живых организмов между собой и средой их обитания, корректировки антропогенных изменений, привносимых человеком в систему природных закономерностей, контроль за взаимоотношениями техногенного общества и живой природы, а также учет и управление развитием общественных отношений в этом контексте.

На этой основе ныне возникает вопрос о необходимости создания некой глобальной экологии, которая бы изучала общие закономерности взаимодействия объекта и среды его существования, безотносительно к субстрату данного объекта. И здесь открывается новое перспективное поле для исследования коллаборационных систем самого разного содержания: природных, экологических, политических, конфессиональных, языковых и т.д.

Представляется, что подобный опыт окажется весьма востребованным в размышлениях о структуре и закономерностях становления Большой Евразии.

Комплексное следование и соблюдение биоэкологических, социоэкологических и антропоэкологических императивных требований позволит сбалансировать и устранить многие моменты, затрудняющие эффективное взаимодействие стран, входящих в проект становления Большой Евразии.

1 Лисеев И.К. Четвертая промышленная революция и социальная функция науки сегодня // Мысль. - СПб., 2020. - № 22. -С. 36-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.