Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2017. 12 (189)
УДК 378.02
00! 10.23951/1609-624Х-2017-12-42-47
ОРИЕНТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
И. Н. Лазарева
Дальневосточный федеральный университет, Владивосток
Обучение в вузе требует от первокурсников определенной готовности к нормам и условиям новой образовательной среды. Неспособность справиться с предъявляемыми трудностями может стать причиной демотива-ции к учебной деятельности и выбывания учащихся из вуза по собственному желанию.
Центральная идея исследования - образование для благополучия учащихся через совершенствование личности и создание психологически комфортной образовательной среды.
Описаны факторы, находящиеся в зоне ответственности преподавателей и учащихся, и определяющие успешность интегрирования учащихся в учебный процесс вуза. Представлены результаты анкетирования студентов 1-го курса различных направлений профессиональной подготовки. Предлагаются организационные формы оптимизации рассматриваемой проблемы в аспекте единства личностно-смыслового и когнитивного развития. Данные, полученные эмпирическим путем, могут послужить основой для разработки ориентацион-ных программ для первокурсников; способствовать решению практической проблемы преодоления бессубъ-ектности образовательного процесса в вузе.
Ключевые слова: переходный период «школа - вуз», трудности периода адаптации, самосовершенствование, самосознание, субъект-субъектные отношения, ознакомительная практика, организационно-деятель-ностная игра.
Работа по развитию самосознания и формированию способностей к самоизменению составляет часть конструктивной реакции современной высшей школы по преодолению деинтеллектуализа-ции и стандартизации сознания личности. В реализации вышеназванных требований к содержанию и организации современного процесса обучения жизненно важной становится работа со студентами младших курсов.
Обучение в условиях вуза означает изменение социальной ситуации в жизни вчерашних выпускников, и процесс приспособления к новой образовательной среде часто воспринимается ими как критическая фаза жизни [1]. Вхождение личности в совокупность ролей и форм деятельности в вузе связано с непривычными условиями обучения, в результате чего приходится отказываться от старых и переходить к формированию новых схем мышления, учения, общения с преподавателями. Этот процесс может сопровождаться рядом негативных последствий, отмеченных как российскими, так и зарубежными исследователями [1-5]: снижение активности, повышение напряжения психоэмоциональной сферы и в конце концов решение своих проблем путем отчисления из вуза по собственному желанию.
Противоречие заключается в том, что переходный период на пути к высшему образованию предполагает объективно возникающие затруднения, с одной стороны, и недостаточные субъективные возможностях их преодоления - с другой. Учащиеся, начинающие свой путь в высшей школе, как
правило, мало осведомлены о том, в чем состоят ее особенности и что есть по своей сути высшее образование. Неумение первокурсников справиться с трудностями начального этапа ведет к потерям в уровне обучения, а в ряде случаев к тому, что изначальное желание получить образование остается нереализованным. Упускается не только процесс социализации, накопления культурных норм и приобретения профессиональных знаний, упускаются возможности укрепления его самоуважения, самостоятельности и ответственности. От того, насколько успешно студент освоится в новых учебных условиях, зависят и его психологическое состояние, и то, закончит ли он предлагаемый курс обучения, и, возможно, его дальнейшие успехи в непрерывном процессе самообразования.
В статье исследуются следующие вопросы: какие факторы вызывают отрицательные переживания у студентов первого курса, влияющие на успешность процесса адаптации? какие педагогические средства могут помочь первокурсникам в процессе приспособления к новой культуре учения?
Процесс интегрирования первокурсника в новые условия и формы организации интеллектуальной деятельности характеризуется многообразием сторон. Данная статья рассматривает непростой отрезок пути к высшему образованию в аспекте позитивных образовательных эффектов. Авторы опираются на следующие положения. Юношеский возраст является наиболее ответственным в индивидуальном развитии учащихся - завершается
формирование системы ценностных отношений, происходит усиление сознательных мотивов поведения. Переход к обучению на новой ступени дает возможность оторваться от опыта прошлых неудач и реализовать образовательные потребности. В этой части смыслов преподавателю важно заострить внимание на предупреждении формирования у учащихся негативного отношения к учению.
Адаптацию можно рассматривать как возможность развития, предполагающую формирование субъективных качеств и создание связей между интеллектуально развивающейся личностью и интел-лектразвивающим окружающим пространством вуза.
Согласно теории Винсента Тинто [6], успешность вузовской адаптации отражается в академической успеваемости и в представлении личности об успешности интегрирования в новую социальную модель. Поскольку предметом исследования является адаптация на этапе включения в новую культурную среду, внимание заострено на втором показателе, предполагающем изучение ряда субъективных факторов, которые во многом определяют самосознание личности и выход на уровень возможностей выполнения основных задач деятельности. Период начального этапа освоения образовательного пространства вуза характеризуется тем, что учащиеся ищут те точки баланса, которые помогут им осознать свои переживания, которые ведут к экзистенциальным беспокойствам. Задача педагога состоит в развитии способностей самосознания, трансформирующего моти-вационную сферу и формирующего способности обоснованно реагировать на трудности и преодолевать их.
Все студенты, успешно или безуспешно, пытаются разобраться в окружающей учебной обстановке вуза, и в конечном итоге у них формируется позитивное умонастроение и ощущение себя частью этой среды или, напротив, возникают ощущение фрустрации и отчужденности. В этом контексте «психические состояния личности, выражающиеся в удовлетворенности или неудовлетворенности собой, своим поведением, создают внутреннюю среду, которая сказывается на всех проявлениях „Я"» [7]. Характер переживаний является ключевым компонентом, формирующим или нейтрализующим установку самореализации в новых жизненных обстоятельствах. Отчисление из вуза по собственному желанию происходит, когда человек не смог стать частью общности, зачастую по причине отсутствия системы созидающих взаимоотношений и взаимодействия в образовательном пространстве вуза.
Группа зарубежных ученых под руководством Линды Сакс понимает под успешной адаптацией
процесс приспособления к учебным условиям вуза, который можно описать в следующих значениях. Студенты первого курса 1) имеют ясное представление об образовательных целях и критериях успешности, заявленных в учебном курсе;
2) не испытывают отрицательных переживаний по поводу их взаимоотношений с преподавателями;
3) обладают достаточным репертуаром общеучебных умений; 4) принимают условия и нормы обучения, сложившиеся в вузе [8]. Факторы 1, 2, 3 дают основания для управления вузовской адаптацией. Они указывают, какие ориентиры методологически значимы в работе преподавателя. Фактор 4 связан с проблемой самовоспитания студентов и выражается в интеграции нормативов поведения и принятии соответствующих условий: усиление ответственности за обучение, приспособление к различным стилям преподавания, сроки исполнения заданий, понимание смысла формулировок, распределение учебной нагрузки в течение недели, большой объем самостоятельной работы, различие требований и критериев оценки у разных преподавателей. Эти признаки изменить нельзя, их можно только принять и усвоить. Принятие условий означает внутреннее согласие на затрату самостоятельных волевых усилий для выполнения поставленных целей. Справиться с трудной ситуацией можно через осознанные стратегии поведения.
Четыре выше обозначенные стратегии, направленные на учение и преподавание, прямым образом воздействуют на психологическую мобилизацию к учебно-познавательной деятельности. «Ключ к успеху - в использовании объединенной энергии учителей и учеников в качестве основной движущей силы изменений» [9, с. 3].
С целью выяснения представлений студентов об успешности своей адаптации проектная группа Академического департамента английского департамента ДВФУ провела социологический опрос, который носил характер пилотажного исследования. Субъективные данные изучались посредством анкеты. Опрос (511 человек) позволил выявить содержание переживаний студентов, определяющих уровень удовлетворенности процессом интегрирования в образовательную среду вуза, по пяти шкалам: понимание образовательных целей и результатов учебных курсов; владение общеучебными умениями; осуществление обучения общеучебным умениям на занятиях; отсутствие негативных переживаний по поводу отношений с преподавателями; отсутствие отрицательных переживаний, касающихся приспособления к новым нормам и требованиям учебной деятельности в вузе.
По каждому компоненту было создано утверждение. По пунктам 2 и 5 были предложены
Вестник ТГПУ (ШиВи1Шт). 2017. 12 (189)
сопутствующие положения с целью уточнения, какие из перечисленных наименований являются предметом отрицательных переживаний. Участники должны выразить степень своего согласия со следующими утверждениями:
1. Я имею четкое представление о целях и ожидаемых результатах большинства учебных курсов.
2. Я владею системой умений, необходимых для успешного обучения и осуществления самоуправляемой познавательной деятельности (умение слушать с напряженным вниманием; продуктивное запоминание; работа с первоисточниками; составление конспекта, самоорганизация на выполнение учебной задачи; самоконтроль учебной деятельности; самоанализ учебной деятельности; поиск, переработка и хранение информации; умение работать с информационно-справочными материалами; умение излагать, оформлять, представлять собственную учебную продукцию.
3. На занятиях уделяется время для обучения вышеназванным умениям рациональной организации учебной деятельности.
4. Наибольшие переживания у меня вызывает неумение ... (укажите 1-2 пункта из вышеперечисленного списка).
5. Характер отношений преподавателей ко мне можно определить как взаимодействие и оказание поддержки.
6. Я принимаю нормы и требования учебной деятельности, сложившиеся в вузе.
7. Наиболее сильные отрицательные переживания у меня вызывает: усиление ответственности за обучение; приспособление к различным стилям
преподавания; трудности с пониманием речи преподавателя; сроки исполнения заданий; неравномерное распределение учебной нагрузки в течение недели; большой объем самостоятельной работы; различие требований и критериев оценки у разных преподавателей.
Использовалась трехступенчатая шкала ответов, три варианта: 1 - согласен; 2 - частично согласен; 3 - не согласен.
Результаты опроса показали, что большинство учащихся имеют высокий процент негативных переживаний. Это выражается в отрицательных ответах по следующим пунктам: непонимание целей и критериев успешности освоения того или иного учебного курса - 79 %; отсутствие направленного обучения умениям рациональной учебной деятельности на занятиях - 53 %; несогласие с вузовскими нормами и требованиями - 58,5 %. Наибольший процент отрицательных эмоций зафиксирован относительно большого объема самостоятельной работы - 85,4 %. Наиболее благополучная ситуация складывается относительно взаимоотношений с преподавателями - 67,4 % составляют позитивные реакции. Вчерашние школьники испытывают дефицит общеучебных умений (30 % отрицательных ответов и 44 % ответов - «частично не согласен»). Относительно репертуара умений рациональной учебной деятельности отмечено, что большая часть респондентов имеют трудности, вызванные отсутствием навыков самоанализа учебной работы - 84 %, конспектирования - 68 %, изложения, оформления, представления своей учебной работы - 61 %.
Результаты опроса представлены на рисунке.
О 10 20 30 40 50 60 70 80 90 I Согласен Частично согласен & Не согласен Представления первокурсников об успешности своей адаптации
Выборочный опрос студентов свидетельствует о достаточно низком уровне ощущения себя успешным в ходе начального периода адаптации к обучению в вузе. Анкета позволила выявить спектр трудностей, которые влияют на процесс успешного вхождения в сферу вузовской жизни; обозначила предметные области негативных переживаний студента, ведущие к понижению самооценки, потере интереса к учебе, принятию необоснованных решений. Результаты опроса свидетельствуют о том, что преподаватели пока не придают должного значения разъяснению студентам образовательных целей и критериев успешности; направленной работе по формированию общеучебных умений, хотя речь идет о ключевых стратегиях, обеспечивающих реальную связь обучения и улучшения учебных достижений.
Основной замысел данного опроса заключался в стимулировании процессов самосознания - самонаблюдения, самоанализа и самокритичности - у преподавателей и студентов. С первых дней обучения для учащихся необходимо создавать условия перехода к новым смысловым основаниям: необходимо укрепить установку на успешное окончание вуза, помочь первокурснику сформировать его представления о себе как о человеке, развивающемся в новой среде культурных ценностей, в создании своего успешного образа жизни в вузовской среде; разработать педагогические средства, направленные на сопровождение и поддержку первокурсников в течение ознакомительного этапа обучения в высшей школе.
В числе новых подходов - ориентационные программы, нацеленные на сопровождение студентов первого курса в процессе адаптации. Зарубежными коллегами установлено, что участие в ориен-тационных программах снижает процент отсеивания студентов [10]. В процессе ознакомительной практики учащиеся получат разъяснения, как оптимально использовать возможности, которые им предоставляет академическая среда, и, самое главное, у первокурсников появится уверенность, что университет старается вникать в суть их проблем, рассматривает вопросы, вызывающие их беспокойство, и готов прийти на помощь.
В выборе педагогических средств, обеспечивающих включение первокурсников в образовательный процесс высшей школы, отдается приоритет следующим индикаторам:
а) ознакомительная практика должна содействовать накоплению положительных переживаний;
б) ориентация на личность содействует восприятию осваиваемых средств как обоснованно целесообразных, имеющих смысл, и они смогут быть включены в сферу личностно значимого опыта студентов. В свою очередь, усиление личностного
смысла учения позволит влиять и на процессы самоосознания;
в) направленность на формирование самосознания личности. Самосознание лежит в основе самосовершенствования, структурными составляющими которого являются установки на самопознание, самоотношение и саморегуляцию [11];
г) установление субъект-субъектного взаимодействия, отношений социального партнерства с преподавателями.
Очевидно, что прямые методы обучения никак не соответствуют направленности программы на актуализацию стратегий самовоспитания. «Внешнее давление не может породить внутреннюю мотивацию и готовность изменяться» [9, с. 8], следовательно, следует обратиться к недирективным стратегиям. Развитие потребностно-волевой сферы личности в свободной развивающей деятельности может быть реализовано в контексте событийного подхода. Парадигма феномена «педагогическое событие» акцентирует его главный смысл - изменение при осознании значимости, «когда человек обретает новые знания, наращивает компетентности, собственную субъектность и вынужден менять стереотипы действий» [12, с. 99].
Одним из вариантов форм событийности может выступать организационно-деятельностная игра (ОДИ) - способ осваивания зоны культурного уровня своих способностей в форме практической организации мыследеятельности [13]. Методические приемы, используемые в рамках ОДИ, позволяют воздействовать на учащихся не только рационально, но и эмоционально, поддерживает учебную мотивацию на достаточном уровне, что очень важно в создании положительных переживаний и открытии новых смысловых образовательных перспектив. Предлагаемая в курсе ориентационной программы игра разработана в аспекте единства личностно-смыслового и когнитивного развития учащихся. Идейное содержание ОДИ строится на трех основаниях: значимость учения в формировании «доминанты самосовершенствования» [14]; создание возможности личностного самоизменения при раскрытии качеств и свойств личности; сопровождение учащегося в процессе формирования положительных установок самосознания и продуктивных смысловых проживаний.
Блочно-модульная организация процесса позволяет построить каждый модуль как этап работы по осознанию возможностей своего развития.
Инициальный этап посвящен обсуждению результатов анкетирования, которое проводилось за неделю до педагогического события с целью изучения и обобщения данных о процессе адаптации с учетом самоощущений студентов. В модуле 1 первокурсники интерпретируют свои экзистенциальные
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2017. 12 (189)
беспокойства и на основе самонаблюдения и самоанализа приходят к определенному пониманию своих проблем. В модуле 2 студенты понимают, чего именно им не хватает для достижения целей. В модуле 3, развивая знание, накопленное на предыдущих занятиях, участники создают свой командный проект и обретают развивающие импульсы через рефлексию. Результатом этой «работы по перестройке психологического мира, направленной на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием» [15, с. 21], станет самоопределение участников игры - рождение нового смысла бытия в культурной среде вуза.
Исследование предоставило дополнительную информацию о проблемах, с которыми сталкиваются студенты первого курса университета в адаптационный период. Данные, полученные эмпирическим путем, могут послужить основой для разработки ориентационных программ, которые, как хочется надеяться, смогут оказать влияние на то, чтобы в период приспособления вчерашних школьников к новым условиям обучения положительные эмоции превалировали над отрицательными переживаниями, а этап адаптации предопределял благополучное развитие личности в культурной среде вуза.
Список литературы
1. Astin A. W. What matters in college? Four critical years revisited. San Francisco: Jossey-Bass Higher and Adult Education Series, 1993. 482 p.
2. Березин Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. 289 с.
3. Лагерев В. В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками. М.: НИИВО, 1991. 48 с.
4. Смирнова А. С. «Трудности в учении» и «педагогическая поддержка» как категории педагогики высшей школы // Вестн. Томского гос. ун-та. 2007. № 302. С. 205-207.
5. Tinto V. Leaving college: Rethinking the causes and cures of student attrition. Chicago: University of Chicago Press, 1993. 296 p.
6. Tinto V. Dropping out and other forms of withdrawal from college // Increasing students retention / ed. by L. Noel, R. Levitz, D. Saluri. San Francisco: Jossey-Bass, 1985. P. 28-43.
7. Шураев В. Н. Самопознание и воспитание объективной самооценки // Актуальные проблемы педагогических исследований: IV аспирант. чтения: сб. науч. ст. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка. Минск, 2005. URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/4276 (дата обращения: 20.07.2017).
8. Sax L. J., Arredondo M. Student Attitudes Toward Affirmative Action in Higher Education: Findings From a National Study // Research in Higher Education. 1999. № 4. P. 439-459.
9. Fullan M. Choosing the wrong drivers for whole system reform. Centre for Strategic Education Seminar Series Paper No. 204. Melbourne: Centre for Strategic Education, 2011. 20 p.
10. Pascarella E., Terenzini P., Wolfle L. Orientation to college and Freshmen persistence/withdrawal decision // Journal of Higher Education. 1986. Vol. 57, № 2. P. 155-175.
11. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. М.: НИИ школьных технологий, 2006. Т. 1. 816 с.
12. Ковалева Т. М., Жилина М. Ю. Среда и событие: к дидактике тьюторского сопровождения // Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Научно-методическая серия: Новые ценности образования. 2010. Т. 1, № 43. С. 91-103.
13. Щедровицкий Г. П., Котельников С. И. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности // Нововведения в организациях. Труды семинара. ВНИИ системных исследований. М., 1983. С. 115-142.
14. Ухтомский А. А. Доминанта. М.: Наука, 1966. 271 с.
15. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во Московского ун-та, 1984. 200 с.
Лазарева Ирина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточный федеральный университет (ул. Суханова, 8, Владивосток, Россия, 690091). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 05.08.2017.
DOI 10.23951/1609-624X-2017-12-42-47
ORIENTATION PROGRAMME FOR THE FIRST-YEAR STUDENTS AS A MEANS OF SELF-AWARENESS FORMATION
I. N. Lazareva
Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russian Federation
Studying at the higher school requires a certain level of readiness to integrate into university community. Disability to meet the challenges they face may become demotivating factor, impede their progress in academia and lead to subsequent departure. The core idea of the article is promoting well-being-oriented education programme for first-year students' personal self-change. The study identifies the possible roots of the student's subjective response to
their failure within the academic environment. The article provides a description of the issues relevant to both teachers' and students' areas of responsibility, that make influence on the success of integration into academic community. Grounded on a set of subject-field factors, a survey was set for the first-year students of different fields of study (n = 511). This method was aimed to reveal the level of students' perception of their transition and introduction to academic community. The follow-on purpose was to encourage self-awareness of teachers and students. Analysis of the survey data indicates the venues of instructional practices enhancement, strategies for adjustment issues optimization in terms of personality and cognitive development. A good move to actualize the process of students self-improvement is orientation program geared towards event-directed approach. Empiric evidence can possibly be addressed during new student orientation programme development, facilitate a solution to the problem of impersonality in the educational process in higher school.
Key words: school-to-university transition, induction into academia culture, transition difficulties, self-improvement, self-awareness, teacher-learner interaction, introductory practice, self-organization game.
References
1. Astin A. W. What matters in college? Four critical years revisited. San Francisco, Jossey-Bass Higher and Adult Education Series, 1993. 482 p.
2. Berezin F. B. Psikhologicheskaya i psikhofiziologicheskaya adaptatsiya cheloveka [Psychological and psychophysiological adaptation of a person]. Leningrad, Nauka Publ., 1988. 289 p. (in Russian).
3. Lagerev V. V. Adaptatzsiya studentov k usloviyam obucheniya v tekhnicheskom vuze [Students adaptation to the engineering school conditions]. Moscow, NIIVO Publ., 1991. 48 p. (in Russian).
4. Smirnova A. S. Trudnosti v uchenii i pedagogicheskaya podderzhka kak kategorii pedagogiki vysshey shkoly [Difficulties in learning and pedagogical support as higher school concepts]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2007, no. 302, pp. 205-207 (in Russian).
5. Tinto V. Leaving college: Rethinking the causes and cures of student attrition. Chicago, University of Chicago Press, 1993. 296 p.
6. Tinto V. Dropping out and other forms of withdrawal from college. Increasing students retention. Ed. by L. Noel, R. Levitz, D. Saluri. San Francisco, Jossey-Bass, 1985. P. 28-43.
7. Shuraev V. N. Samopoznaniye i vospitaniye ob'yektivnoy samootsenki [Self-knowledge and educating for objective self-esteem]. Minsk, BSPU Publ., 2005 (in Russian). URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/4276 (accsessed 20 July 2017) .
8. Sax L. J., Arredondo M. Student Attitudes Toward Affirmative Action in Higher Education: Findings From a National Study. Research in Higher Education, 1999, no. 4, pp. 439-459.
9. Fullan M. Choosing the wrong drivers for whole system reform. Centre for Strategic Education Seminar Series Paper No. 204. Melbourne, Centre for Strategic Education, 2011. 20 p.
10. Pascarella E., Terenzini P., Wolfle L. Orientation to college and Freshmen persistence/withdrawal decision. Journal of Higher Education, 1986, vol. 57, no. 2, pp. 155-175.
11. Selevko G. K. Entsiklopediya obrazovatel'nykh tekhnologiy: v21. T. 1 [Encyclopediya of educational technologies: in 2 volumes. Vol. 1]. Moscow, Research Institute of School Technology Publ., 2006. 816 p. (in Russian).
12. Kovaleva T. M., Zhilina M. Yu. Sreda i sobytiye: k didaktike t'yutorskogo soprovozhdeniya [Environment and event: on tutorship didactics]. Sobytiynost' v obrazovatel'noy i pedagogicheskoy deyatel'nosti. Nauchno-metodicheskaya seriya: Novyye tsennosti obrazovaniya - Eventing in educational and pedagogical activity: New values of education, 2010, vol. 1, no. 43, pp. 91-103 (in Russian).
13. Shchedrovitskiy G. P., Kotel'nikov S. I. Organizatsionno-deyatel'nostnaya igra kak novaya forma organizatsii i metod razvitiya kollektivnoy mysledeyatel'nosti [Self-management game as a new form and method of cooperative thinking activity]. Moscow, 1983. Pp. 115-142 (in Russian).
14. Ukhtomskiy A. A. Dominanta [Dominant]. Moscow, Nauka Publ., 1966. 271 p. (in Russian).
15. Vasilyuk F. E. Psikhologiya perezhivaniya. Analiz preodoleniya kriticheskikh situatsiy [Psychology of experiences. Analysis of overcoming critcal situations]. Moscow, Moscow University Publ., 1984. 200 p. (in Russian).
Lazareva I. N., Far Eastern Federal University (ul. Sukhanova, 8, Vladivostok, Russian Federation, 690091). E-mail: [email protected]