Научная статья на тему 'ОРИЕНТАЛИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ НИКОЛАЯ РУСАКОВА (1888-1941). НЕИЗВЕСТНАЯ КАРТИНА ИНДИЙСКОГО ЦИКЛА (ПО ВПЕЧАТЛЕНИЯМ ПЕРВОГО ПУТЕШЕСТВИЯ НА ВОСТОК): ВОПРОСЫ АТРИБУЦИИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ'

ОРИЕНТАЛИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ НИКОЛАЯ РУСАКОВА (1888-1941). НЕИЗВЕСТНАЯ КАРТИНА ИНДИЙСКОГО ЦИКЛА (ПО ВПЕЧАТЛЕНИЯМ ПЕРВОГО ПУТЕШЕСТВИЯ НА ВОСТОК): ВОПРОСЫ АТРИБУЦИИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
93
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСТВО / ОРИЕНТАЛИЗМ / ИСКУССТВО ВОСТОКА / ОРИЕНТАЛИЗМ В РАЗНЫХ СТИЛЯХ И ПЕРИОДАХ / ЭКСПЕРТИЗА ЖИВОПИСНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ / АТРИБУЦИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ / АВТОРСКИЙ СТИЛЬ / КАТАЛОГ АВТОРСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Н.А. РУСАКОВА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Трифонова Галина Семеновна

В статье автор продолжает разрабатывать проблему ориентализма как мировоззрения и мирочувствования в мировой художественной практике, сфокусировав ее на локальном пространстве Южного Урала. Объектом анализа проявлений ориентализма в искусстве региона становится недавно появившаяся в обороте коллекционирования картина на восточный сюжет с легендой об авторстве нашего земляка Н.А. Русакова. Привлекая к исследованию труды зарубежных и отечественных ученых, ранее опубликованные статьи о традиции ориентализма, прежде всего о творчестве южноуральских художников и особенно Н.А. Русакова на темы Востока, автор публикует результаты научно-художественной экспертизы картины русского советского ориенталиста, южноуральца Николая Русакова, доказав его авторство и включив неизвестную до сего времени картину в опус художественного наследия художника, дав ей обоснованное наименование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORIENTALISM IN THE CREATIVE WORK OF NICOLAI RUSAKOV (1888-1941). UNKNOWN PICTURE OF THE INDIAN SYCLE (BASED ON THE IMPRESSIONES UPON THE FIRST TRAVEL TO THE EAST): QUESTIONS OF ATRIBUTION AND INTERPRETATION

In this article the author continues to develop the problem of orientalism as a worldview and world perception in the world artistic practice, focusing on the local space of the Southern Urals. A picture with an oriental motif probably painted by our fellow countryman painter N. A. Rusakov, which recently appeared in the community of collectors, became an object of the analysis of the manifestations of orientalism in the regional art. Referring the works of foreign and domestic scientists, who previously published articles on the tradition of orientalism in the works of the South Ural artists, the author publishes the results of scientific and artistic examination of the painting of the Russian Soviet orientalist of the South Ural Nikolai Rusakov, proving his authorship and including the hitherto unknown painting into the opus of the artist's heritage, giving it a reasonable name.

Текст научной работы на тему «ОРИЕНТАЛИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ НИКОЛАЯ РУСАКОВА (1888-1941). НЕИЗВЕСТНАЯ КАРТИНА ИНДИЙСКОГО ЦИКЛА (ПО ВПЕЧАТЛЕНИЯМ ПЕРВОГО ПУТЕШЕСТВИЯ НА ВОСТОК): ВОПРОСЫ АТРИБУЦИИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ»

шш

DOI: 10.17516/2713-2714-0036 УДК 75.03

НАСЛЕДИЕ I

HERITAGE

H.A. Русаков. Танец. Фрагмент. 1920-е гг. Бумага, акварель. 34,5x51,5

Собрание В.Д. Новичкова (Москва)

N.A. Rusakov. Dance.

Fragment.1920s. Paper, watercolor. 34,5x51,5

Collection of V.D. Novichkov (Moscow)

ORIENTALISM IN THE CREATIVE WORK

OF NICOLAI RUSAKOV (1888-1941).

UNKNOWN PICTURE OF THE INDIAN SYCLE

(BASED ON THE IMPRESSIONES

UPON THE FIRST TRAVEL TO THE EAST):

QUESTIONS OF ATRIBUTION AND INTERPRETATION

Galina S. Trifonova

South Ural State Institute of Arts named after P.I. Tchaikovsky Chelyabinsk, Russian Federation

Abstract: In this article the author continues to develop the problem of orientalism as a worldview and world perception in the world artistic practice, focusing on the local space of the Southern Urals. A picture with an oriental motif probably painted by our fellow countryman painter N.A. Rusakov, which recently appeared in the community of collectors, became an object of the analysis of the manifestations of orientalism in the regional art. Referring the works of foreign and domestic scientists, who previously published articles on the tradition of orientalism in the works of the South Ural artists, the author publishes the results of scientific and artistic examination of the painting of the Russian Soviet orientalist of the South Ural Nikolai Rusakov, proving his authorship and including the hitherto unknown painting into the opus of the artist's heritage, giving it a reasonable name.

Keywords: Eurasianism; orientalism; Oriental art; the foundations of orientalism in Russia and the Southern Urals; orientalism in different styles and periods; examination of a painting; attribution and interpretation of a work; author's style; catalogue of the author's works by N.A. Rusakov.

Citation: Trifonova, G.S. (2022). Orientalism in the creative work ofnicolai rusakov (18881941). Unknown picture of the indian sycle (based on the impressiones upon the first travel to the east): questions ofatribution and interpretation. Izobrazitel' noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal' nego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. Т. 1, №2 (11), p. 126-137.

Г. С. Трифонова

Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского Челябинск, Российская Федерация

ОРИЕНТАЛИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ НИКОЛАЯ РУСАКОВА (1888-1941). НЕИЗВЕСТНАЯ КАРТИНА ИНДИЙСКОГО ЦИКЛА

(ПО ВПЕЧАТЛЕНИЯМ

ПЕРВОГО ПУТЕШЕСТВИЯ НА ВОСТОК):

ВОПРОСЫ АТРИБУЦИИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ

В статье автор продолжает разрабатывать проблему ориентализма как мировоззрения и мирочувствования в мировой художественной практике, сфокусировав ее на локальном пространстве Южного Урала. Объектом анализа проявлений ориентализма в искусстве региона становится недавно появившаяся в обороте коллекционирования картина на восточный сюжет с легендой об авторстве нашего земляка H.A. Русакова. Привлекая к исследованию труды зарубежных и отечественных ученых, ранее опубликованные статьи о традиции ориентализма, прежде всего о творчестве южноуральских художников и особенно H.A. Русакова на темы Востока, автор публикует результаты научно-художественной экспертизы картины русского советского ориенталиста, южноуральца Николая Русакова, доказав его авторство и включив неизвестную до сего времени картину в опус художественного наследия художника, дав ей обоснованное наименование.

Ключевые слова: евразийство; ориентализм; искусство Востока; ориентализм в разных стилях и периодах; экспертиза живописного произведения; атрибуция и интерпретация произведения; авторский стиль; каталог авторских произведений H.A. Русакова.

О мирочувствовании и умонастроении ориентализма

Современное мировоззрение, базирующееся в осознании общего развития на результатах исследований его векторных направлений, отчетливо проявляет стремление укрепиться в неких доминантах общечеловеческих ценностей, не потеряв за ними территориальных, национальных, исторических, культурных и художественных особенностей развития, испытывает потребность охватить и осмыслить культуру и искусство народов прошлого и современности и на этой основе провидеть будущее.

Безусловно, на этом пути не могут быть проигнорированы континентальные бытийно-ду-ховные связи, наполняющие и обогащающие пространство жизни, культуру и искусство и в целом бытие человечества.

Среди типов культур и создаваемых ими творческих моделей, начиная с античности - эпохи закладки начал европеизма и европоцентризма, вырабатывается мировая доминанта, включившая в себя и противоположное инобытие культур Востока, континентально максимально приближенного к Европе (термин «Ближний Восток» имеет в европоцентризме свои корни), и в такой же степени удаленная в своем европеизме от сущности восточного как такового.

В эпоху средневековья Европа более пристально вглядывается в Средний Восток, четко разводя в теологическом параллелизме европейское христианство и культуру мусульманского Востока. На обширных континентальных пространствах Европы и Азии (совокупно - Евразии) закладываются познавательные, творческие, интеллектуальные и деятельностные

модели притяжения и напряженного противостояния Евразии на осях Восток - Запад, Север - Юг, Европа - Азия. Так взаимопритяжение и борьба противоположностей, дуализм Востока и Запада внутри конгломерата Евразии превращаются в заинтересованное и ревностное сосуществование, любовь-ненависть, испытывающие трансформацию от эпохи к эпохе.

Огромную заинтересованность Запада в насаждении своей политики - своего рода европейский и американский колониализм на Востоке - осмысливает в своих трудах американский ученый арабского происхождения Э.В. Сайд, введший понятие «ориентализм» в западном политическом контексте начиная с издания на английском языке в 1978 г. его книги «Ориентализм. Западные концепции Востока», переведенной на русский и изданной в С.-Петербурге в 2006 г. [6].

Неколониальный характер освоения Востока русскими отмечали даже иностранные мыслители (К. Маркс), что углубилось в советское время: народы Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и Закавказья, Южного Урала стали населением одной страны - СССР.

В России ориентализм существует не только как система взаимоотношений с Востоком: в особенной степени умонастроение ориентализма выражается в интересе к философии, духовным основам, культуре и искусству Востока. Этот интерес проявлялся на каждом историческом этапе.

Ориентализм в Европе и Азии получает развитие в эпоху Просвещения в XVIII в. Характер восточного человека, экзотическая эстетика притягивали европейцев и русских, видевших в

H.A. Русаков. 28 мая 1935. Челябинск Фото

В.И. Тишечкина

N.A. Rusakov. May 28, 1935. Chelyabinsk Photo by V.I. Tishechkin

сказаниях и поэтических сочинениях иллюзии неограниченной свободы и питавшихся ими в течение всего XIX в. Романтики Европы и России погружались в восточный миф, ими же дополненный, и тема Востока прочно поселилась в русском искусстве XIX в., наиболее творчески -в романтизме, символизме, стиле модерн, в пряном искусстве русского Серебряного века.

Восток был источником творческих открытий молодых и зрелых художников-новаторов на Алтае и в Средней Азии, на Кавказе. Сформировались музейные собрания произведений советских художников различных творческих объединений и национальных художников (пример - уникальный музей, появившийся в столице Каракалпакии Нукусе благодаря археологу и художнику, музейщику и собирателю И.В. Савицкому [3], где собраны замечательные работы русских советских и национальных художников, исполненные в первой половине XX века).

Начиная с Серебряного века русские художники и поэты мыслили себя некими конкистадорами, смелыми, отважными путешественниками, искавшими спрятанные под пылью веков пути древних культур; мейстерзингерами, воспевавшими непознанную красоту Востока - Азии, Центральной и Южной Америки, Аф-

рики. В их числе поэт Н. Гумилев, увлеченный путешественник, создавший свои поэтические циклы о сильных и мощных народах на реке Нигер, об Эфиопии; К.С. Петров-Водкин, открывший для русского искусства черный континент; A.A. Рубцов, не вернувшийся из академической пенсионерской поездки 1910-х годов в Алжир, и ДР-

Ориентализм как часть мировидения был неизбежностью пробуждения сознания и духа на новом этапе человеческой истории, захватил на пути постижения Востока народы и континенты - особенно Европу и Россию - и ждет глубокой интерпретации через память истории и современность и своего явления миру в полноте значений.

Обращение к данной теме на Южном Урале - непридуманная закономерность. Учитывая многообразие и богатство бытия и деятельности этносов на географической, исторической и современной карте Южного Урала, зародившаяся в умах ученых и философов идея евразийства «привязывает» ориентализм к конкретной территории: евразийство и ориентализм - глобальные определители Южного Урала.

Так, в антропологическом аспекте этих определений на Южном Урале в европейском славянском русском векторе просматривается более древний пласт, идущий от раннего средневековья кочевых племен, представителей финно-угорского и тюркского этносов, потомки которых дожили и сохранились до нашего времени и являются реальной частью народонаселения, формирующего в тесном взаимодействии друг с другом картину мира в южноуральском регионе.

Художники разных национальностей жили и работали на Южном Урале и в XX веке создали поистине свой вариант евразийского ориентализма. Их творчество заслуживает внимательного изучения и публикации.

Речь идет о художнике-живописце Николае Афанасьевиче Русакове (1888-1941), известном по выставкам и публикациям начиная с 1970-х годов.

Недавно благодаря челябинскому историку и архивисту H.A. Антипину в местной газете за 1913 год «Голос Приуралья» было обнаружено сообщение о первой персональной выставке художника в Челябинске. Эта была выставка двадцатипятилетнего молодого художника Николая Русакова в Народном доме в 1913 г. Насколько известно сегодня, это была первая художествен-

ная выставка в истории Челябинска и первая в творческой судьбе H.A. Русакова, устроенная им на родине после окончания живописного отделения Казанской художественной школы (ведущий педагог Н.И. Фешин) перед поступлением в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Сегодня известно около 20 выставок - персональных и с участием произведений H.A. Русакова - в Казани, Москве, Челябинске. Библиография о творчестве H.A. Русакова насчитывает более 100 публикаций различных жанров (популярных, научных статей, каталогов, интернет-ресурсов); в 2004 г. в Челябинске издана маленьким тиражом книга о творчестве художника. Исследователи не устают открывать новые и новые темы в его творчестве. В последние десятилетия автор этого текста подготовил более тридцати публикаций о новых открытиях в творчестве H.A. Русакова, в том числе об ориентализме в его творчестве.

Предлагаемая для данной статьи неизвестная до сих пор в творчестве художника картина на восточный сюжет, обнаружившаяся у коллекционера Г. Чекуришвили в Новосибирске, доказывает, что не просто экзотика Востока притягивала уральского художника в молодости, когда он, по нашему убеждению, совершил два путешествия (сначала через Атлантический, Индийский и Тихий океаны в 1915 г., а затем по континентальной Азии караванным путем в начале 1920-х гг.) [18]. Следствием этих путешествий стали серии акварелей, путевые альбомы, большие станковые акварели и, наконец, картины, исполненные маслом на холсте в 1917-1920-е годы.

Творчество Русакова в духе ориентализма происходило в атмосфере всеобщего увлечения Востоком - восточной философией и мистическими провидениями, архитектурой, искусством иного бытия, таившего более древние знания о мире, чем те, которыми владела европейская цивилизация, достраивающая эти знания рациональным, а не глубинным универсальным слиянием доисторической памяти, фантазии, чувственно-образных начал и гениальной интуиции: «Уроженец города, ставшего пионером сталинской индустриализации, "Зауральским Чикаго", он полюбил красочный и умиротворенный мир мусульман - как антипод тому шуму и грохоту, с которым XX век разбил

привычный уклад жизни России и убил его самого» [4].

Художники - открыватели миров (П. Гоген, Н. Гончарова и другие русские мастера авангарда) - писали о том, что Запад прогнил, а новая заря жизни и искусства загорается на Востоке. Это миссионерское ожидание обновления жизни и искусства с Востока накануне XX века было всеобщим предчувствием утверждения нового светлого будущего - весны человечества (В. Маяковский). Вот почему живопись H.A. Русакова 1910-1920-х, затем 1930-х годов горит такими чистыми яркими красками и излучает энергию творчества и красоты самого искусства живописи.

В биографии художника ориентализм (от лат. oriens, orientis - дословно «восходящее солнце») означает Восток как поэтическое выражение дальних стран, грез и экзотики, многие столетия притягивавшее европейцев [2, с. 508].

Данная статья является первой публикацией неизвестного дотоле произведения живописи H.A. Русакова узнаваемого «русаковского стиля».

Композиция строится на четырех персонажах в национальных одеждах жителей Индии, запечатлевает сцену ритуального танца танцовщицы в сопровождении музыканта, играющего на струнном национальном инструменте, торговки фруктами и фигуры мужчины в центре. Густая тень от деревьев на берегу во время

Н.А. Русаков. Порт Мадурай. Индийские впечатления. Конец 1910-начало 1920-х гг. Холст, масло. 77x65

Коллекция

Г.Г. Чекуришвили

(Новосибирск)

N.A. Rusakov. Madurai Port. Indian impressions. Late 1910s - early 1920s. Oil on canvas. 77x65 Collection of G.R. Chekurishvili (Novosibirsk)

вечернего заката, освещающего вдали кораблик под парусом, - в треугольнике, образованном переплетением ветвей прибрежных деревьев. Яркий световой удар солнечного луча на парусе.

Для доказательства органичности сюжета и стиля письма H.A. Русакова приведем список других его произведений, пересекающихся тематически (учитывая иконографию сюжета), композиционно, колористически с картинами и акварелями, написанными им во второй половине 1910 - начале 1920-х гг.:

1. Индия. Провинция Мадура. Очарователи змей. 1915—1916(?). Бумага, акварель. 26,2x32,5. Собрание семьи художника (Москва).

2. Ночь. Индия. Бенгалия. Рассказчик. 1910-е. Холст, масло. 75,5x101. Челябинский государственный музей изобразительных искусств.

3. Индия. Змеиный праздник. 1916. Бумага, акварель, бронза. 58x71. Собрание В.Д. Нович-кова (Москва).

4. Ноа Ноа. Эскиз к одноименной картине. 1916-1917. Бумага, акварель, белила. 26,5x20,3. Собрание семьи художника.

5. Индия. 1910-е гг. Бумага, темпера. 48,5x54. Собрание семьи художника (Москва).

6. Индия. Утро праздника в деревне. 1920-е. Холст, масло. 51x39. Собрание семьи художника (Москва).

7. Индия. Гадалка из Кашмирской долины. 1924. Холст, масло. 65x51. Собрание семьи художника (Москва).

Н.А. Русаков.

Индия. Змеиный

праздник. 1916.

Бумага, акварель,

бронза.

56x71

Собрание

В.Д. Новичкова

(Москва)

N.A. Rusakov. India. Snake feast. 1916. Paper, watercolor, bronze. 56x71

Collection of V.D. Novichkov (Moscow)

8. Танец. 1920-е. Бумага, акварель. 34,5x51,5. Собрание В.Д. Новичкова (Москва).

Интересно отметить, что 3-й ориенталист-ский этап творчества Русакова связан с Уральским Востоком, который он нашел недалеко от Челябинска в ареалах исторического проживания и кочевья башкирских племен Южного Урала [15]. Портреты башкирок, пейзаж с башкирским пастушком-кураистом среди стада овец и березовых лесов предгорий - настоящие шедевры русского художника-ориенталиста, где сплетаются и проникают друг в друга черты ве-нециановского любования человеком и природой и кружевная мелодия цветового решения с включением элементов современного построения формы от Сезанна и кубофутуристов до русских символистов.

Документ об экспертизе данного произведения, созданный автором по просьбе коллекционера Г.З. Чекуришвили, доказывает справедливость суждений о неизвестной картине H.A. Русакова, появившейся совсем недавно на нашем горизонте из Новосибирска.

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ искусствоведа ГС. Трифоновой о неизвестной картине H.A. Русакова (1888-1941)

22 января 2022 года г. Челябинсг

Для проведения искусствоведческой экспертизы эксперту предложено произведение, по легенде созданное H.A. Русаковым.

Исходные данные для проведения экспертизы:

1. Предъявлено авторское произведение живописи - подлинник. Картина исполнена на холсте (полотне) масляными красками, натянута на подрамник. Размер 77x65. Авторская подпись визуально не просматривается.

2. Местонахождение картины в настоящий момент.

Владелец картины - Чекурашвили Гурам Ре-вазович, коллекционер из Новосибирска.

3. Обозначено предыдущее бытование произведения - г. Казань, семья врача Лейбова. По легенде, изложенной нынешним владельцем, жена старшего сына H.A. Русакова И.В. Лейбова подарила эту работу своего свекра родственнику (брату?) и его жене, по профессии балерине в Казань - родной город И.В. Лейбовой.

В процессе искусствоведческой экспертизы эксперт решает следующие вопросы:

1) о подтверждении авторства произведения;

2) определение темы произведения и даты исполнения;

3) о состоянии сохранности и оценке качества реставрации;

4) определение художественной ценности произведения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Определение авторства, времени создания, содержания и стилистических особенностей живописи предложенного для экспертизы произведения

Предъявленное экспертизе произведение является произведением живописи, исполнено на полотне масляными красками, размером на 77x65 см, натянуто на подрамник.

Сюжет произведения: изображена группа людей в пейзаже из густо разросшихся деревьев, в тени которых на переднем плане изображены сидящие на земле возле большой круглой глубокой чаши с крупными фруктами (гранаты?) двое: в центре - восточный мужчина в головном платке-повязке из светлой расцвеченной ткани, справа - сидящая обращенная влево к мужчине восточная женщина в полосатой одежде, в повязанном на голове платке. Из-за его фигуры, немного в глубине, в несколько меньшем масштабе, виден профиль мужчины в синей головной повязке, также сидящего на земле, играющего на струнном музыкальном инструменте. Он обращен к фигуре танцующей перед ним женщины, изображенной слева на втором плане в глубине композиции.

Сцена запечатлена среди южной природы, в глубокой тени, краски приглушены. В треугольнике, образованном ветвями деревьев вдалеке на заднем плане, на глади моря, изображен маленький корабль-яхта с ярко освещенным лучами садящегося на закате солнца парусом. Этот романтический мотив звучит резким контрастом загадочной южной природе переднего плана - по масштабу, свету и колориту.

Определение авторства

По изобразительности и авторскому стилю это произведение, несомненно, принадлежит живописцу Николаю Афанасьевичу Русакову (1888-1941), челябинскому живописцу, прошедшему прекрасную школу у русского живописца-импрессиониста Н.И. Фешина в Казанской художественной школе и у К.А. Коровина - в МУЖВЗ, дружившему с A.M. Родченко, Н.М.

Никоновым и другими известными художниками, писателями и поэтами и состоявшему с некоторыми из них в переписке (среди них И. Северянин, В. Маяковский) после возвращения в Челябинск по окончании учебы.

В период подготовки к написанию дипломной картины молодой художник предпринял поездку на Восток (1915-1916 гг.) по морю; позже, в 1920-е годы, - вторую поездку караванным путем (документальные доказательства пока не обнаружены, т.к. в 1941 г. художник H.A. Русаков был репрессирован: арестован и расстрелян, в 1957 реабилитирован посмертно). Но есть мощное опосредованное подтверждение этому факту - путевые альбомы и созданные сразу в ближайшие годы после путешествия композиционные акварели, картины, путевые альбомы «Колониальный Восток наших дней» 1924-1926 гг., «Средняя Азия» и живописные произведения Н. Русакова. Другое свидетельство - работы художников-студентов МУЖВЗ 1910-х годов, созданные на тех же маршрутах по Востоку: обязательные зарубежные поездки как творческая практика были в программе обучения живописцев. Восток в эти годы был предпочтительнее для выбора и с точки зрения новой эстетики и художественной практики, а также еще и потому, что в Европе шла Первая мировая война.

Произведения Н. Русакова, исполненные в 1910-е и 1920-е гг., стилистически существенно разнятся между собой, хотя между пластиче-

Н.А. Русаков. Матросский бар. 1916. Холст, масло. 85x103,5

Челябинский государственный музей изобразительных искусств

N.A. Rusakov. Sailor's bar. 1916. Canvas, oil. 85x103,5

Chelyabinsk State Museum of Fine Arts

H.A. Русаков. Танец.

1920-е гг. Бумага, акварель. 34,5x51,5

Собрание В.Д. Новичкова (Москва)

N.A. Rusakov. Dance. 1920s. Paper, watercolor. 34,5x51,5

Collection of V.D. Novichkov (Moscow)

скими и эстетическими принципами модерна, ар-деко, импрессионизма, конструктивизма, неопримитивизма и др. направлений, развивавшихся в названный период, не было враждебных противоречий, и их искания не были чужды молодому южноуральцу.

Определение авторского стиля в произведении

Предложенное для экспертизы произведение очевидно написано на рубеже 1910-1920-х гг. В композиции, в колористическом строе, изобразительном языке, в сюжете четко просматривается связь с европейским и отечественным искусством второй половины 1910-х годов. После возвращения художника из первого путешествия на Восток характер изображенных персонажей, композиция и живописная пластика говорят о синтезе приемов времени написания дипломной картины «Матросский бар» 19161917 гг. и нарождающейся стилистики 1920-х гг. с элементами модерна и конструктивизма, повлиявшего на европейский стиль ар-деко и претворенного в молодом советском искусстве, в т.ч. в творчестве А. Родченко (пример - проекты костюмов и мебели в павильоне декоративного искусства на выставке в Париже 1925 г.).

Эти наблюдения накоплены исследователем Г.С. Трифоновой - экспертом данной картины. Они опубликованы в каталогах, научных статьях в России и за рубежом [7-8; 10-18], а также в монографиях и, прежде всего, в первой монографии о творчестве художников Южного Урала, именно о Н.А. Русакове - «Николай Русаков. Жизнь и творчество. 1888-1941. "...Я смотрел зачарованным глазом"» (Челябинск, 2004) [9].

По сюжету данное произведение перекликается с мотивом путевой акварели, надписанной Н.А. Русаковым карандашом, созданной по впечатлению от увиденной сцены в августовские дни 1915 г. в Индии, в провинции Мадура, в районе морского порта Мадурай на западном побережье полуострова Индостан во время древнего народного ритуального праздника заклинателей змей.

Рассматриваемая нами живописная работа имеет композицию, зеркально напоминающую композицию путевой акварели [9, с. 148: № 31 и № 32 - «Торговка фруктами», собрание семьи художника, г. Москва; № 28 - «Индия. Змеиный праздник», 1916, собрание В.Д. Новичкова, Москва [1]).

Авторские подписи и надписи, которыми Н.А. Русаков, как правило, сопровождал свои

произведения - графические и живописные, не сохранены на холсте (или находятся под записью).

В заключение данной проведенной экспертизы можно предложить название впервые публикуемого произведения данного художника, исходя из сформировавшихся представлений о его творчестве и исследования иконографии сюжета данной картины и по аналогии с вышеназванными произведениями подобных сюжетов: «Порт Мадурай. Индийские впечатления».

Датировка: конец 1910 - начало 1920-х гг.

Место написания картины: Челябинск.

Происхождение

По легенде, достроенной нами по именам действующих лиц, картина была подарена из семьи художника после его смерти в Казань невесткой Н. А. Русакова, женой его сына Олега Николаевича Русакова, архитектора, Ириной Васильевной Лейбовой, также архитектором по профессии, ее казанским родственникам (происходит из семьи известного в Казани врача по фамилии Лейбов).

2. Состояние произведения

Очевидно, картина была подвержена реставрационному вмешательству, т.к. по своему состоянию нуждалась в расчистке, укреплении красочного слоя и др. мероприятиях по обеспечению сохранности произведения. Холст и живописный слой несет память о свертывании в рулон - просматриваются горизонтальные деформации. Оборот холста явно истончен и выбелен применением веществ-растворителей. Реставрация должна была пойти дальше, т.к. с оборота видно, что основа нуждается в закреплении - дублировании на новый холст. С лицевой и оборотной сторон живописного произведения просматриваются типичные для сохранившихся живописных произведений H.A. Русакова изменения и деформации: следы проводимых процессов расслаивания, очищения красочного слоя, следы наслоения нового живописного слоя нового произведения, написанного на уже существовавшем произведении, поверх живописи (которое трудно определить без рентгено-тех-нологического исследования). В результате активных действий реставратора с живописной поверхностью и с оборотом следы надписей и подписей невооруженным глазом не просматриваются, вероятнее всего, они в этом процессе были утрачены или намеренно убраны (?)

Все это является подтверждением типичных черт художественной практики трудного для искусства исторического времени. Так же отчетливо видно по материалам написания картин и их состоянию в творческом наследии H.A. Русакова, что картины писались не на прочных свежих холстах: для этой цели основой для живописи в творчестве H.A. Русакова часто служили различные подручные ткани (использованные простыни, вышитые скатерти и т.д.). Ясно, что в период революции, Гражданской войны и в 1920-е годы с художественными материалами был большой дефицит.

3. Выводы

1. Евразийство и ориентализм - глобальные определители Южного Урала в прошлом, настоящем и будущем.

2. Среди художников Южного Урала, одного из мощных полюсов Евразии, - Николай Афанасьевич Русаков (1888-1941), южноуральский живописец, ярко и уникально реализовал в сво-

Н.А. Русаков. Индия. Утро праздника в деревне. 1920-е гг. Холст, масло. 61x39

Собрание семьи

художника

(Москва)

N.A. Rusakov. India. The morning of the holiday in the village. 1920s. Oil on canvas. 61x39

Collection

of the artist 's family

(Moscow)

ем творчестве направление ориентализма с его евразийскими образами.

3. В творчестве Н.А. Русакова присутствуют три этапа ориентализма:

• 1910-е - знакомство с Востоком и погружение в его образы. Морское путешествие на Восток из МУЖВЗ во время написания дипломной картины. Тема: «Я смотрел зачарованным глазом».

• 1920-е. Путешествие караванным путем в Центральную Азию в первой половине 1920-х. Тема: «Колониальный Восток наших дней».

• 1930-е. Евразийский Восток на Южном Урале. Тема: «Отсюда виден весь Урал».

4. Атрибуция и интерпретация неизвестной картины Н.А. Русакова

В результате визуальной искусствоведческой художественно-исторической экспертизы картина обрела обоснование авторства и авторского стиля в кругу его тем и сюжетов и получила название и место в творческом наследии художника.

В результате визуальной искусствоведческой художественно-исторической научной экспертизы приходим к выводу, что перед нами оригинальное подлинное произведение, написанное

Н.А. Русаков. Курай. Колхоз «Красный Урал». 1934.

Холст, масло. 116x129

Челябинский государственный музей изобразительных искусств

N.A. Rusakov. Kurai. Collective farm "Red Ural". 1934. Canvas, oil. 116x129

Chelyabinsk State Museum of Fine Arts

живописцем H.A. Русаковым (1888-1941), художником, принадлежащим отечественной художественной живописной школе - Казанской и Московской, активным участником художественного процесса в отечественном искусстве в один из его самых сложных, новаторских и экспериментальных периодов, чья самостоятельная разнообразная творческая деятельность проходила, кроме названных городов, на Южном Урале, в г. Челябинске, где он явился практически одним из основоположников современной профессиональной живописи Южного Урала и одним из основателей творческого Союза художников в 1935-1936 гг. В творчестве H.A. Русакова нашли отражение и яркое индивидуальное выражение ведущие художественные направления европейского (модернистские течения) и отечественного искусства (эксперименты 1910-1920-х, ориентализм, соцреализм в сочетании с модерном и ар-деко 1930-х гг.).

Таким образом, благодаря данной экспертизе неизвестная и не публиковавшаяся ранее картина H.A. Русакова получила обоснование авторства, авторского почерка, стиля художника и круга характерных для его творчества тем и сюжетов, название произведения, обоснование времени создания и бытования и, в результате выводов эксперта, вводится в каталог творческого наследия художника.

Г. С. Трифонова Челябинск, 22 января -18 апреля 2022 года

Литература

1. Великий шелковый путь в социализм. Николай Русаков и Николай Третьяков: выставка из собраний ЕМИИ, ЧГМИИ, В. Новичкова, Т. Семеновой : каталог / текст В. Новичкова. - Екатеринбург, 2022. - 114 с.

2. Власов, В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. - Санкт-Петербург : Азбука-Классика, 2007. - Т. 6. - 590 с.

3. Забытые полотна. Живопись, графика из собрания Нукусского музея : каталог выставки / вступ. ст. Э.Д. Газиева; Государственный музей искусств Каракалпакской АССР имени И.В. Савицкого ; Государственный музей искусства народов Востока. - Москва, 1988. - 51 с.

4. Маркус, С.Дж. Челябинский ориенталист: подстреленный на взлете. К 120-летию со дня рождения художника Николая Русакова // IslamRF.ru: информационно-аналитический портал. - 11.08.2008. - URL: http:// islamrf.ru/news/culture/mosaique/3981/ (дата обращения 14.06.2022).

5. Николай Афанасьевич Русаков. 1888-1941. Живопись. Графика : каталог выставки к 100-летию со дня рождения / сост. Г. Трифонова. - Челябинск : ЧОКГ, 1989.-40 с.

6. Сайд, Э.В. Ориентализм. Западные концепции Востока. - Санкт-Петербург, 2006. - 636 с.

7. Трифонова, Г.С. Алфавит забытых имен русской культуры: Александр Рубцов - Николай Русаков // Автограф. Челябинск-Арт. - Челябинск, 2008. - № 1 (32). -С. 72-81.

8. Трифонова, Г.С. Под звездой Востока // Урал. - 1990.

- № 2. - С. 171-174.

9. Трифонова, Г.С. Николай Русаков. Жизнь и творчество. 1888-1941. «Я смотрел зачарованным глазом...». -Челябинск, 2004. - 160 с.

10. Трифонова, Г.С. Новое о русском авангарде // Наука в России. - Москва, 1992. - № 4. - Июль-август. - С. 110-117.

11. Трифонова, Г.С. «...Все так цвело и трепетало...» // Государственная Третьяковская галерея. - Москва, 2008.-№3.-С.12-15.

12. Трифонова, Г.С. Опыт монографического исследования творчества живописца H.A. Русакова (1888-1941) // Традиции и новации в отечественной духовной культуре : сборник материалов Пятой Южно-Уральской межвузовской научно-практической конференции / науч. ред. Н.П. Парфентьев. - Челябинск : Изд-во ЮУр-ГУ, 2008. - С. 52-66.

13. Трифонова, Г.С. «Полдень шафрановый...», или Ностальгия по Востоку живописца Николая Русакова (1888-1941). К 110-летию со дня рождения // Автограф. Челябинск-Арт. - Челябинск, 1998. - № 2,- С. 56 -60.

14. Трифонова, Г.С. Творческая личность и искусство в темпоральном соизмерении. Восток в творчестве живописца H.A. Русакова (1888-1941) // Казанская наука.

- Казань, 2010. - № 10. - С. 373-376.

15. Трифонова, Г.С. Ориентализм в искусстве России и Южного Урала в XX веке // Вестник ЮУрГУ Серия : социально-гуманитарные науки. - Челябинск, 2012. - № 32.-С. 91-95.

16. Трифонова, Г.С. Ориентализируюгцие тенденции в искусстве XX века на Южном Урале. К вопросу об историографии темы // Наука ЮУрГУ Материалы 67-й научной конференции. - Челябинск : издательский центр ЮУрГУ, 2015. - С. 596-603.

17. Трифонова, Г.С. Восток в творчестве художников Южного Урала // Вопросы искусствознания XX - начала XXI века : материалы научно-практ. Конференции : Алматы, 5-6 апреля 2016. - Алматы, 2016. - С. 196-203.

18. Трифонова, Г.С. Ориенталистский компонент в творчестве современных художников Южного Урала // Современное искусство Востока: Первая международная научная конференция ; Москва, 6-9 октября 2015 г.

- Москва : Музей современного искусства ; Музей искусства Востока, 2016.

19. Чач, Е.А. Ориентализм в общественном и художественном сознании Серебряного века; 07.00.02. - отечественная история : автореф. дис.... на канд. истор. наук.

- Санкт-Петербург, 2012. - 26 с.

20. Частная история: искусство Челябинска XX века из коллекции Виктора Новичкова / [тексты: Мария Аникина и др.] - Челябинск, 2017. - 163 с.

References

1. Velikij shelkovy'j put' v socializm. Nikolaj Rusakov i Nikolaj Tret'yakov. Vy'stavka iz sobranij EMU, ChGMII, V. Novichkova, T. Semenovoj [The great silk road to a socialism. Nikolai Rusakov and Nikolai Tretyakov. The exhibition from the collections of the Yekaterinburg Museum of Fine Arts, Chelyabinsk State Museum of Fine Arts, V. Novichkov, T. Semenova]. Catalogue and text by V. Novichkova. Yekaterinburg, 2022,114 p.

2.Vlasov V.G. Novy'j e'nciklopedicheskij slovar' izobrazitel'nogo iskusstva v 10-ti tomax [A new

encyclopedic dictionary of visual arts in 10 vol.]. Saint-Petersburg, Azbuka-Klassika, 2007, vol. 6, p. 508.

3. Zaby'ty'e polotna. Zhivopis', grafika iz sobraniya Nukusskogo muzeya.: katalog vy'stavki [Forgotten canvases. Painting, graphics from the collection of the Nukus Museum: the exhibitions catalogue]. State Art Museum of the Karakalpak ASSR named after I.V. Savitsky; State Museum of Oriental Art. Author and compiler E.D. Gazieva. Moscow, 1988, 51 p.

4. Markus Dz. S. Chelyabinskij orientalist: podstrelyanny'j na vzlete. K 120-letiyu so dnya rozhdeniya hudozhnika Nikolaya Rusakova [Chelyabinsk orientalist: the wounded during a takeoff. To the 120th anniversary of the artist Nikolai Rusakov]. IslamRF.ru: informational and analytic portal, 11.08.2008, available at: http://islamrf.ru/news/ culture/mosaique/3981/ (accessed 14.06.2022).

5. Nikolaj Afanas'evich Rusakov. 1888-1941. Zhivopis'. Grafika: katalog vy'stavki k 100-letiyu so dnya rozhdeniya [Nikolai Afanasyevich Rusakov. 1888-1941. Painting. Graphics: a catalogue of the exhibition dedicated to the 100th anniversary]. Author and compiler G. Trifonova. Chelyabinsk, ChOKG, 1989,40 p.

6. Said E.V. Orientalizm. Zapadny'e koncepcii Vostoka [Orientalism. The western concepts of the East]. Saint-Petersburg, 2006, 636 p.

7. Trifonova G.S. Alfavit zaby' ty' x imen russkoj kul' tury': Aleksandr Rubczov - Nikolaj Rusakov [An alphabet of forgotten names of the Russian culture: Alexader Rubtsov - Nikolai Rusakov]. Avtograf Chelyabinsk-Art, 2008, no. 1 (32), pp. 72-81.

8. Trifonova G.S. Pod zvezdoj Vostoka [Under the star of the East], Ural, 1990, no. 2, pp.171-174.

9.Trifonova G.S. Nikolaj Rusakov. Zhizn' i tvorchestvo. 1888-1941. "Ya smotrel zacharovanny'm glazom..." [Nikolai Rusakov. Life and creative work. 1888-1941. "I saw with an enchanted eye..."]. Chelyabinsk, 2004,160 p.

10. Trifonova G.S. Novoe o russkom avangarde [The new about the Russian Avant-garde]. Nauka v Rossii, no. 4, July-August, 1992, pp.110 - 117.

11. Trifonova G.S. "...Vse tak czvelo i trepetalo..." ["...

H.A. Русаков. Южный Урал. У разъезда Гремячий ключ. 1934. Холст, масло. 98x115

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Челябинский государственный музей изобразительных искусств

N.A. Rusakov. The Southern Urals. At the Rattling creek siding. 1934. Canvas, oil. 98x115

Chelyabinsk State Museum of Fine Arts

Everything was blooming and trembling so..."]. The State Tretyakov Gallery, 2008, no. 3, pp.12- 15.

12. Trifonova G.S. Opy'tmonograficheskogo issledovaniya tvorchestva zhivopiscza N.A. Rusakova (1888-1941) [An experience of a monographic study of the creative work of the painter N. A. Rusakov (1888-1941)]. Tradicii i novacii v otechestvennoj duxovnoj kul'ture: sbornik materialov pyatoj Yuzhno-Ural'skoj mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Scientific editor N. R Parfentyev. Chelyabinsk, YuUrGU Pub., 2008, pp. 52-66.

13. Trifonova G.S. "Polden' shafranovy'j..." ili Nostal' giya po Vostoku zhivopiscza Nikolaya Rusakova (1888-1941). K 110-letiyu so dnya rozhdeniya ["A saffron midday..." or Nikolai Rusakov's nostalgia for the East (1888-1941). To the 110th anniversary]. Avtograf Chelyabinsk-Art, 1998, no. 2, pp. 56 -60.

14. Trifonova G.S. Tvorcheskaya lichnost' i iskusstvo v temporal'nom soizmerenii. Vostok v tvorchestve zhivopiscza N.A. Rusakova (1888-1941) [A creative personality and art in a temporal dimension]. Kazanskaya nauka, 2010, no.10, pp. 373 - 376.

15. Trifonova G.S. Orientalizm v iskusstve Rossii i Yuzhnogo Urala v XX veke [Orientalism in the Russian and South Ural art of the 20th century]. Vestnik YuUrGU. Series: social sciences and humanities, 2012, no. 32, pp. 9195.

16. Trifonova G.S. Orientaliziruyushchie tendencii v

iskusstve XX veka na Yuzhnom Urale. К voprosu ob istoriografii temy [Oriental tendencies in the art of the 20th century in the Southern Urals. To the question of the theme's historiography]. Nauka YuUrGU. Materialy 67-j nauchnoj konferencii. Chelyabinsk, izdatel'skij centr YuUrGU, 2015, pp. 596-603.

17. Trifonova G.S. Vostok v tvorchestve xudozhnikov Yuzhnogo Urala [The East in the works of the Ural artists]. Voprosy iskusstvoznaniya XX - nachala XXI veka: materialy nauchno-prakticheskoi konferencii. Almaty, 5-6 April, 2016. Almaty, 2016, pp. 196-203.

18. Trifonova G.S. Orientalistskij komponentvtvorchestve sovremennyh hudozhnikov Yuzhnogo Urala [An oriental component in the works of the modern artists of the Southern Urals]. Sovremennoe iskusstvo Vostoka: Pervaya mezhdunarodnaya nauchnaya konferenciya, Moscow, 6-9 Oktober, 2015. Moscow, Museum of Contemporary Art, Museum of Oriental Art, 2016.

19. Chach E.A. Orientalizm v obshhestvennom i xudozhestvennom soznanii Serebryanogo veka [Orientalism in social and artistic minds of the Silver Age]. Extended abstract of Candidate (Historical Sciences) Dissertation, Saint-Petersburg, 2012,26 p.

20. Chastnaya istoriya: iskusstvo Chelyabinska XX veka iz kollekcii Viktora Novichkova [A privet history: Chelyabinsk art of the 20th century from Victor Novichkov^ collection]. Texts by Maria Anikina and others. Chelyabinsk, 2017,163 p.

Об авторе

Трифонова Галина Семеновна - канд. истор. наук, доцент, Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского, факультет изобразительного искусства, член Союза художников России, член Общероссийской общественной организации «Ассоциация искусствоведов»

E-mail: trifonovagalina@rambler.ru

Trifonova Galina Semyonovna

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, South Ural State Institute of Arts named after P.I. Tchaikovsky, member of the Union of Artists of Russia, member of the All-Russian Organization "Association of Art Historians and Critics"

Н.А. Русаков. Мархаба, звеньевая сложной молотилки колхоза имени Кагановича. Из цикла «Молодежь страны Советов». 1937. Холст, масло. 119x98

Челябинский государственный музей изобразительных искусств

N.A. Rusakov. Marhaba,

a link of the complex threshing machine of the Kaganovich collective farm. From the cycle "Youth of the Soviet country". 1937. Canvas, oil. 119x98

Chelyabinsk State Museum of Fine Arts

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.