Научная статья на тему 'Органы управления Российско-американской Компании'

Органы управления Российско-американской Компании Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
664
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ АМЕРИКА / РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКАЯ КОМПАНИЯ / АЛЯСКА / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АППАРАТ / RUSSIAN AMERICA / RUSSIAN-AMERICAN COMPANY / ALASKA / ADMINISTRATIVE MACHINERY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Степанова Елена Евгеньевна

В рамках истории Российско-американской компании, управлявшей заокеанскими владениями Российской империи, рассматриваются три периода развития данного юридического лица. Первый этап берет начало с момента подписания 3 августа 1798 г. акта Соединенной американской компании, утверждения 8 июля 1799 г. Устава о специальных привилегиях, дарованных компании до принятия нового Устава 13 сентября 1821 г. Второй этап с 13 сентября 1821 г. до принятия третьего Устава компании 10 октября 1844 г. Следующий этап длился с 10 октября 1844 г. до продажи Аляски и колониальных владений Соединенным Штатам Америки 20 марта 1867 г. Подробно рассмотрена структура административного аппарата Российско-Американской компании на каждом этапе ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Governing Bodies of Russian-American Company

The author considers three gestation periods of the corporate entity in the context of the history of the Russian-american Company governing the possessions of the Russian Empire overseas. The first stage traces back to the moment of signing of the Act of the Joint American Company on August 3, 1798 and approval on July 8, 1799 of a charter about special privileges granted to the company till the adoption of a new charter on September 13, 1821. The second stage lasted from the 13th of September, 1821 till the adoption of the third charter on October 10, 1844. The next phase lasted from October 10, 1844 till the sale of Alaska and colonial possessions to the United States of America on March 20, 1867. The structure of the administrative machinery of the Russian-American Company at each stage of its development is examined thoroughly.

Текст научной работы на тему «Органы управления Российско-американской Компании»

УДК 342 © Е. Е. Степанова, 2019

Органы управления Российско-американской компании

Е. Е. Степанова, Восточно-Сибирский институт МВД России (г. Иркутск). E-mail: [email protected]

В рамках истории Российско-американской компании, управлявшей заокеанскими владениями Российской империи, рассматриваются три периода развития данного юридического лица. Первый этап берет начало с момента подписания 3 августа 1798 г. акта Соединенной американской компании, утверждения 8 июля 1799 г. Устава о специальных привилегиях, дарованных компании до принятия нового Устава 13 сентября 1821 г. Второй этап — с 13 сентября 1821 г. до принятия третьего Устава компании 10 октября 1844 г. Следующий этап длился с 10 октября 1844 г. до продажи Аляски и колониальных владений Соединенным Штатам Америки 20 марта 1867 г. Подробно рассмотрена структура административного аппарата Российско-Американской компании на каждом этапе ее развития.

Ключевые слова: Русская Америка; Российско-американская компания; Аляска; административный аппарат.

Governing Bodies of Russian-American Company

Ye. Ye. Stepanova, the Eastern-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Irkutsk). E-mail: [email protected]

The author considers three gestation periods of the corporate entity in the context of the history of the Russian-american Company governing the possessions of the Russian Empire overseas. The first stage traces back to the moment of signing of the Act of the Joint American Company on August 3, 1798 and approval on July 8, 1799 of a charter about special privileges granted to the company till the adoption of a new charter on September 13, 1821. The second stage lasted from the 13th of September, 1821 till the adoption of the third charter on October 10, 1844. The next phase lasted from October 10, 1844 till the sale of Alaska and colonial possessions to the United States of America on March 20, 1867. The structure of the administrative machinery of the Russian-American Company at each stage of its development is examined thoroughly.

Keywords: Russian America; Russian-american Company; Alaska; administrative machinery.

На протяжении нескольких веков проблемы, связанные с регулированием государственных границ ведущих стран мира, в том числе и России, освоения отдаленных территорий, остаются одними из самых острых, часто обсуждаются на международном уровне, в средствах массовой информации, в научных кругах. Актуальность темы определяется давно назревшей необходимостью в комплексном изучении структуры Российско-американской компании (далее — РАК) и правовых аспектов ее деятельности на заокеанских территориях.

Официальное открытие Русской Америки произошло в 1741 г. экспедицией В. Беринга, что способствовало проникновению русских промышленников на территорию Аляски и близлежащих островов. Вместе с И. Голиковым Г. Шелехов учредил торгово-промысловую компанию, которая обеспечивала интересы государства в Русской Америке [1, с. 55]. Компания сыграла важную роль в дальнейшем освоении Се-

верной Америки, и Шелихов понимал, что для этого требуется серьезная поддержка государства [2, с. 409].

История административного аппарата Российско-американской компании включает три периода, учитывающие периодизации, предлагаемые другими авторами [3, с. 10]. Первый этап берет начало с момента подписания 3 августа 1798 г. акта Соединенной американской компании, утверждения 8 июля 1799 г. Устава о специальных привилегиях, дарованных Компании до принятия нового Устава 13 сентября 1821 г. Второй этап — с 13 сентября 1821 г. до принятия третьего Устава Компании 10 октября 1844 г. Следующий период — с 10 октября 1844 г. до продажи Аляски и колониальных владений Соединенным Штатам Америки 20 марта 1867 г.

В начале первого этапа, после одобрения Павлом I слияния Курильской компании Шелехова и Голикова, американской Северной, Северо-Восточной, с компанией Мыльниковых, образования Соединен-

ной американской компании (САК), зародился аппарат Российско-американской компании. 3 августа 1798 г. был утвержден специальный акт соединения между компаниями. Задачами компаньонов стали: поиск новых, прилегающих к северу Тихого океана территорий, приведение населения данных территорий в подданство Российского государства, развитие предпринимательства, сельского хозяйства, животноводства на этих территориях, построение постоянных поселений, верфей, ведение торговли с туземцами.

Согласно данному правовому акту исполнительным органом для контроля за деятельностью САК и ее Главной иркутской конторы был совет директоров из 2-4 акционеров РАК, избираемых большинством голосов акционеров. Директором РАК мог стать любой акционер Компании, хорошо осведомленный о ее делах. Директор РАК нес ответственность за казну, векселя, товары и имущество Компании, осуществлял закупки товаров, составлял отчеты о состоянии дел для ежегодных собраний акционеров. Директор мог освободить должность, заранее предупредив об этом Совет, если был «чист на руку» перед РАК и не вызывал подозрений у компаньонов. Данным правовым актом утверждался аппарат РАК, в состав которого входили конторщик, бухгалтер, кассир, другой подчиненный конторе персонал, допущенный к информации об экономическом состоянии Компании (прибыль, расходы, кредиты, сделки, задолженности) и обязанный сохранять ее в тайне.

8(19) июля 1799 г. Павел I подписал Указ, утвердивший акт соединения компаний '. В истории Российской империи была образована первая под монаршим покровительством монопольная акционерная Компания, управлявшая заокеанскими территориями. «Правила и привилегии» представляли собой важный правовой документ в политическом и экономическом отношении. Отныне российский подданный, имеющий собственность в России, имел право покупать акции РАК. Директором мог стать держатель не менее 25 акций, избирался на пост на общем собрании акционеров, при этом ограничивалось право голоса у той части акционеров, кто владел менее 10 акциями. Согласно новым правилам, голоса считали по количеству присутствовавших участников собрания.

Указом от 19 октября 1800 г. «О бытии Главному Правлению Российско-американской Компании в С.-Петербурге и об учреждении в Иркутске подведомственной оному Конторы» главная контора из

Иркутска была перемещена в Санкт-Петербург, что изменило структуру дирекции РАК, ее управление и политику 2. В связи с отдаленностью Восточной Сибири местные купцы не могли принимать участие в собрании акционеров, и большинство держателей акций составили богатые дворяне и чиновники из Санкт-Петербурга и Москвы. В то же время РАК было разрешено открывать новые земли, строить на них русские поселения, рубить лес для строительства и ремонта судов, покупать оружие, порох, нанимать русских людей, кроме крепостных, выдавать им официальные документы.

В 1821 г. был разработан новый Устав Компании 3. Привилегии РАК включали в себя 20 параграфов (в 1799 г. их было 11). Правила, регулирующие деятельность Компании, изложены в 70 параграфах, сгруппированных по разделам (в 1799 г. был 21 параграф и разделы отсутствовали). Правила определяли монопольный статус РАК и устанавливали границу территории Российского государства до 51° с. ш. Служащие РАК пользовались преимуществами государственных чиновников от 9 до 14 класса Табели о рангах. Компания была освобождена от уплаты пошлин на российские и иностранные товары, если их доставляли на судах, следовавших из Кронштадта в Охотск.

В новых правилах гарантировалась свобода продажи акций их держателями, но об этом они были обязаны уведомить Главное правление РАК в течение трех месяцев. Формально на общих собраниях РАК должны были присутствовать все акционеры, но в действительности в них участвовали лишь те, кто проживал в Санкт-Петербурге. Правила регулировали деятельность Совета РАК, призванного решать дела, требующие тайны по «предметам политическим и торговым». Что касается Главного правления РАК, то в основном сохранились положения прежних правил. У нее могло быть не более четырех директоров, имевших 25 акций и избранных акционерами, обладавшими как минимум 10 акциями, при этом в правилах 1821 г. добавлено, что однажды избранные директора могли сохранять за собой этот пост длительный срок и лишь в случае пренебрежения ими своими обязанностями могли смещаться общим собранием акционеров. Появился новый раздел, касающийся обязанностей РАК по отношению к правительству. Если во время образования РАК и в первые годы ее деятельности связующим звеном между Компанией и двором был действительный камергер Н. П. Резанов, то в новых учредительных документах четко определялось, что РАК курирует

1 Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1. Т. 25. № 19030.

2 Там же. Т. 26. № 19611.

3 Там же. Т. 37. № 28756.

Министерство финансов, и сам министр обязан докладывать Императору о ее деятельности.

Устав 1821 г. впервые оформил статус Особого Совета, который рассматривал особо секретные вопросы 4. Данный Совет избирался из числа акционеров на общем собрании РАК, заседал вместе с Советом директоров и был обязан сохранять в тайне все принятые решения. Штат Главной конторы, расположенной в Санкт-Петербурге, составляли 4 директора, которые вели все дела Компании. Непосредственное управление Русской Америкой на месте ее расположения возлагалось на Главного правителя. Им назначался на пять лет офицер военно-морского флота. В его права и обязанности входило: ежегодное представление Императору отчета о социальном, экономическом, культурном развитии РАК, правовом положении населения; назначение и смещение всех служащих РАК; арест иностранных судов, незаконно находящихся на территории Русской Америки; подготовка инструкций правительству России; оказание заботы о коренном населении. Он нес ответственность за безопасность жителей колоний, пограничные пункты, подверженные нападению со стороны диких племен, снабжение этих пунктов необходимым оружием.

Особое значение в деятельности РАК играли Военное министерство и Министерство финансов [4, с. 98]. Иные министры и правительственные чиновники информировали министра о всех делах, которые осуществлялись в Русской Америке. Военно-морское министерство принимало участие в деятельности РАК на американском континенте в двух формах. Во-первых, ряд российских кораблей направлялся к американскому континенту в целях защиты русских подданных; во-вторых, Главный правитель колонии подлежал избранию из числа морских офицеров.

Министерство иностранных дел оказывало существенное влияние в вопросе устройства и развития Русской Америки, например, принимало участие в выработке «гарантийного дозволения» Александра I на строительство в Верхней Калифорнии крепости Росс; на решение вопроса о «Гавайской авантюре»; на разработку проекта указов о территориальных водах. Косвенный аспект в деятельность РАК внесла и Императорская академия наук. Она оказала значительное влияние на развитие науки, также ими изучалась флора и фауна североамериканского континента. Особое место в делах РАК имела Русская Православная Церковь, например, когда туземцы приобщались к христианской вере.

Поселением и редутом руководили уроженцы России, назначаемые Главным правителем. Одиноч-

4 Там же. № 28747 от 04.09.1821.

5 Там же. Собрание 2. Т. 19. № 18290.

ки же контролировали старшины или русские приказчики, которых назначил правитель. После принятия нового Устава 1844 г. произошли серьезные изменения в аппарате управления Русской Америкой 5. Теперь чиновники РАК составляли две группы служащих: находящихся в служебной юрисдикции Российской империи и в ведении колонии.

Главное правление состояло из 5 человек, избираемых акционерами. Официально члены правления пребывали на посту 2 года. В составе Главного правления была особая канцелярия, в которую входили правитель канцелярии, три столоначальника, главный кассир. В полномочия Главного правления входили: точное исполнение предписанных РАК правил и данных ей привилегий; устройство колонии, обеспечение ее всеми потребностями; развитие промышленности в колониях; сбыт товаров в Российском государстве; устройство торговых оборотов Компании в Кяхте; устройство контор и комиссионеров, надзор за их действиями; обеспечение сохранности наличного имущества Компании; составление отчетности (§ 97).

Уставом 1844 г. вводилась должность члена по исполнительной власти, избираемого общим собранием акционеров на 6 лет, выполнявшего важные поручения Главного правления в Москве, в Нижегородской губернии, где осуществлялись главные това-рообороты РАК. Он также был ответственным лицом по снаряжению судов, по найму людей в колонии. Следующий властный компонент структуры Русской Америки — колониальное управление, состоящее из Главного правителя, Совета и сети колониальных контор. Русские старшины, вожди и помощники занимали нижнюю ступень колониального аппарата.

Большой объем параграфов посвящен Главному правителю (§ 143-189), назначаемому Его Императорским Величеством на пять лет из числа штаб-офицеров морской службы, представляемых Главным правлением. Он имел право назначать командиров судов; предоставлять Главному правлению кандидатуры для назначения Правителей колониальных Контор либо освобождать их от должности; назначать бухгалтеров, секретарей и прочих служащих РАК; утверждать в звании тоенов, оседлых иноземцев и «отрешать их»; ежегодно распределять денежные вознаграждения. Его самой главной задачей было обеспечение колоний всеми потребностями, обеспечение безопасности местных жителей. Статус Главного правителя фактически приравнивался к гражданскому Губернатору.

Совет состоял из помощника председателя Главного правления, правителя конторы в Новоархан-

гельске, морских офицеров в количестве 1-2 человек, рассматривал важные дела, требующие принятия общего решения. Колониальные конторы состояли из правителя конторы, бухгалтера и содержателей магазинов. Колониальные конторы обобщали сведения об обороте капиталов РАК, торговых расходах, убытках, содержании церквей, о купленных товарах.

Управление делами РАК закрепляла Глава V. Внутреннее управление делами РАК вверялось Общему собранию акционеров, Главному правлению, местным конторам и комиссионерствам. В числе органов внутреннего управления первое место занимало Общее собрание акционеров, полномочия которого прописаны более подробно по сравнению с Уставом 1821 г. Общее собрание акционеров было уполномочено избирать членов Главного правления, назначало размер дивидендов и запасного капитала, единовременные пособия и пенсии вдовам, служащим РАК, разрешало дела по вопросам, превышающим полномочия Главного правления, взаимным претензиям между акционерами и Главным правлением, а также дела и случаи, которые Главное правление признавало необходимым представить Общему собранию акционеров.

В период существования РАК приоритетной была внешняя форма государственного контроля, проявившаяся в активном участии государства в разработке и принятии уставов Компании, контроле за соблюдением их норм и правил. Наблюдение за РАК осуществлялось через попечительное министерство. Первоначально попечительство было возложено на Министерство внутренних дел, затем на Министерство финансов. Во время действия Устава 1799 г. Министерство лишь наблюдало за деятельностью РАК, но ответственности не несло. После принятия Устава 1821 г. была сформирована четкая система взаимодействия Попечительного министерства и РАК, когда ответственность за деятельностью

Компании ложилась на оба эти учреждения. По мнению А. Н. Ермолаева, такая форма государственного контроля была надежной и эффективной [5, с. 206]. Также формой внешнего контроля выступали государственные ревизии. Большие финансовые расходы, отдаленность территорий не могли позволить российскому Правительству проводить государственные ревизии колоний часто. Внутренний же государственный контроль, основанный на влиянии Правительства на дела РАК, не получил своего развития. В структуре РАК своих постоянно действующих представительных органов, а также пакетов акций Правительство Российского государства не имело.

Уставы РАК, являющиеся основными организационными документами, определяли порядок ее образования, функции, задачи, закрепляли права и обязанности служащих Компании. Российско-Американская компания была коммерческой, управляла колониями Российской империи и решала государственные задачи по управлению краем, имела свой административный аппарат, назначаемый Правительством, которое даровало РАК права, привилегии, вменяло обязанности, закреплявшиеся нормативными правовыми актами — Уставами 1799, 1821, 1844 гг. Уставы Компании 1799, 1821 гг. можно отнести к корпоративным правовым актам. Высочайше утвержденный Императором Устав 1844 г. имел силу законодательного акта.

По мере развития Компании Уставы совершенствовались, происходили изменения в административном аппарате. Посредством Уставов, созданием специальных советов, комитетов деятельность РАК находилась под пристальным вниманием Правительства. Российско-американская компания формально была частной на протяжении всей своей истории, хотя на деле представляла некое ответвление государственного аппарата.

Список литературы

1. Небратенко Г. Г., Попов Н. В. Формально-юридическое исследование российских североамериканских владений (XVIII в.) // История государства и права. 2017. № 22.

2. Болховитинов Н. Н. История Русской Америки (1732-1867). Том III: Основание Русской Америки (1732-1799). Глава 11: Продажа Аляски (1867). Передача Русской Америки Соединенным Штатам. М., 1997.

3. Небратенко Г. Г., Литвинова Ю. И. Государственно-правовое развитие Русской Америки // История государства и права. 2016. № 21.

4. Дмитришин Б. Административный аппарат Российско-американской компании, 1798-1867 // Русская Америка. Вологда, 1993.

5. Ермолаев А. Н. Российско-американская компания и Императорское Правительство: государственный контроль за деятельностью акционерной монополистической организации (1799-1867) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Кемерово, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.