УДК 351:622.342(47)(091) ББК 66.3-123:33333(2Рос)г
В.М. Лысков
кандидат экономических наук, Байкальский государственный университет
экономики и права
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И СТАРАТЕЛЬСКОЙ ЗОЛОТОПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ В РОССИИ/СССР
(1917-1991 гг.)
Рассматривается противоречивый характер политики государства в области золотодобычи на протяжении советского периода его истории. Основное внимание сосредоточено на анализе характеризующегося частой сменой организационных форм поиске вариантов построения структуры управления отраслью, ^ далеко не всегда носившей оптимальный характер.
Ключевые слова: органы управления, государственная золотопромышленность, артели старателей.
MANAGEMENT AND SUPERVISORY BODIES OF STATE GOLD MINING AND PROSPECTING IN RUSSIA/USSR (1917-1991)
га И
i
V.M. Lyskov |
PhD in Economics, Baikal State University of Economics and Law
a
s
а
а
е
a I
a
^
г л
о
3
о
-i
о
о
The ambiguous nature of state policy in gold mining during the Soviet period is considered. The attention is focused on the analysis of seeking ways intended to 1 build the structure of branch management which can be characterized by frequent changes of organizational § forms and low optimality. ^
Keywords: management bodies, state gold mining, § gold prospectors associations. |
© В.М. Лысков, 2014
19
Выработка путей экономического развития России как одной из крупнейших мировых золотодобывающих держав настоятельно требует анализа основных тенденций в развитии отечественной золотопромышленности, в том числе способов государственного управления отраслью. Рассматриваемый в статье советский период истории отличался крайне противоречивым характером государственной политики в области золотопромышленности и был сопряжен с постоянным поиском вариантов построения структур управления отраслью, не всегда носящих оптимальный характер.
В ходе формирования новой системы управления экономикой в Советской республике уже в первые месяцы ее существования началось создание управленческой структуры и в сфере золотодобычи. Согласно первым решениям нового советского правительства золотопромышленность была отнесена к компетенции £ Главного золотого комитета Металлургическо-горно-заводского отдела Высшего совета народного хозяй-| ства (ВСНХ) [14, с. 391-393]. После принятия декрета | 28 июня 1918 г., национализировавшего предприятия | золотопромышленности [14, с. 632-636], и последовав-| шего вслед за тем упразднения Главного золотого ко-¡1 митета, управление отраслью перешло в руки Секции золота и платины Горного отдела при ВСНХ [12, с. 89]. Впрочем, достаточно формально выполнявшей свои функции (невзирая на организацию в Петрограде центрального Правления всех золотопромышленных ^ предприятий) в период гражданской войны и иностранной интервенции в силу оторванности от основ-§ ных центров добычи золота.
^ Первые законодательные акты молодой советской
республики положили начало процессу монополизации и укрупнения общественного производства, а также государственному регулированию экономики. ^ С начала 20-х гг. XX в. происходила и дальнейшая цен-
трализация руководства золотопромышленностью, ; что представлялось закономерным и естественным ! процессом для данного периода времени. Сосредото- < чение золотодобывающей промышленности в руках : государства приводило к концентрации материальных, трудовых и финансовых и иных ресурсов у наи- | более крупных предприятий, которые были способны добывать драгоценные металлы в более короткие сроки и с меньшими затратами. Для этого необходимо | было привести в соответствие и структуру управления золотодобывающей промышленности. Такими струк- ] турами управления, отвечающими указанным выше требованиям для данного периода времени, явились тресты, являвшиеся основными производственными единицами, осуществлявшими свою деятельность на хозрасчетных началах. В период восстановления после гражданской войны и в связи с переходом к новой экономической политике начался процесс реорганизации §
ственность государства, декрет Совнаркома постановил «предоставить всем гражданам РСФСР, коопера-
системы управления в целом в стране и в том числе по
отраслям промышленности. и
Вместо единого центрального управления государ- О
ственной промышленностью (с его директоратами-от- "в
делами) учреждались отраслевые главные управления. §
В этот период в промышленности сложилась трехзвен- |
ная система управления: главк — трест — предприя- ^
тие [3, с. 379]. |
Наиболее важным в этот период времени доку- *
ментом, определившим и давшим мощный толчок |
для дальнейшего развития отрасли, явился декрет |
СНК от 31 октября 1921 г. «О золотой и платиновой |
промышленности», который закрепил ряд принятых |
ранее важнейших положений и определил новые сво- |
боды первооткрывателя и вольноприносительства. §
Подтверждая, что «золотоплатиновые месторождения !
в пределах РСФСР составляют исключительную соб- о
тивам, артелям и прочим объединениям право производить поиски, разведку и добычу золота и платины на землях РСФСР, а также получать от государства для эксплуатации на договорных началах государственные золотоплатиновые предприятия и прииски». При этом на ВСНХ возлагалось определение районов, открываемых для частного промысла, а также договорных условий и правил ведения таких работ. Устанавливалось, что все добываемое на территории РСФСР золото и платина, должны сдаваться в государственные приемные пункты с оплатой за них денежными советскими знаками либо по желанию сдатчика, продовольствием, предметами ширпотреба, инвентарем для золотоплатинового производства и охотничьими припасами, но в размере не более 50 % следуемой суммы. Государственным предприятиям предписывалось производить оплату на тех же основаниях вольноприно-сительского и подъемного золота, добываемого в зоне £ действия предприятия. Одновременно золотничники и старатели приравнивались в отношениях несения || трудовой повинности к рабочим и служащим госу-| дарственных предприятий. Первооткрыватели новых | золото- и платиновых месторождений получали право Ц на вознаграждение в виде единовременной денежной ¡1 премии или попудного отчисления с добываемого на этом месторождении металла, либо в компенсации того или другого в размерах, устанавливаемых ВСНХ [16, с. 47-48]. Данный декрет имел огромное значение не только для государственной добычи, но и развития ^ старательской и другой частной инициативы в добыче
золота и платины. | В дальнейшем Совнарком принял ряд важнейших
N /-—V
^ постановлений, среди них «О мероприятиях по раз-
§ витию золотой и платиновой промышленности» от
^ 6 марта 1923 г., «О мерах к подъему государственной
§ и частной золотопромышленности» от 23 сентября
^ 1924 г., «Об изменении и дополнении постановления
СНК СССР от 24 сентября 1924 г., «О мерах к подъему государственной и частной золотопромышленности» от 18 мая 1926 г. Так, в постановлении от 6 марта 1923 г. предусматривалось, что для разработки особенно выгодных и надежных золотых месторождений, перечень которых устанавливается Президиумом ВСНХ, участие государства в золотой и платиновой промышленности могло осуществляться в различных формах, включая самостоятельное ведение дела или создание обществ смешанного типа. Кроме того, должна была привлекаться частная инициатива, путем сдачи в аренду на особых условиях большого количества золотых и платиновых месторождений, для обеспечения разработки новых месторождений предусматривалось широкое кредитование старательских и золотничных работ [2].
«Положение о недрах земли и разработке их», принятое ЦИК СССР в июле 1923 г., возлагало на Главное управление горной промышленности (ГУГП) «распоряжение недрами», общее руководство горным делом и «непосредственную заботу о планомерном развитии и всех его отраслей» [9]. Через органы на местах ГУГП производило выдачу разрешений на производство эксплуатационных и разведочных работ, а также осу- §
га
&
ществляло контроль за правильностью производства |
1
а
всех горных работ. Все указанные функции на местах выполняли ВСНХ союзных республик и их органы, т.е. | республикам было дано право самостоятельно «распоряжались» недрами в пределах своих территорий. -В стране вновь были образованы горные окру- | га. Их возглавляли Начальники горных округов, в | функции которых входили выдача разрешений на | производство поисков и разведок, прием прошений | о предоставлении отводных площадей и дача по ним § заключений с последующим представлением на рас- ! смотрение соответствующих республиканских ВСНХ, о Промбюро, ЦСНХ и Наркомпромторга, установление -в соответствующих случаях размера и расположения
и и
предоставляемых участков поверхности [15]. В конце 1923 г. ГУГП было реорганизовано в Горно-топливное управление ВСНХ СССР с отделом золота и платины.
В мае 1927 г. было учреждено Всесоюзное государственное золотопромышленное акционерное общество (Союззолото) с правлением в Москве, акционерами которого являлись ВСНХ, Министерство финансов СССР и Государственный банк. В состав Союззолота вошли несколько предприятий, в том числе и трест «Дальзо-лото», в ведении которого находились семь приисков, два рудника и две бегунные золотоизвлекательные фабрики (с 1931 г. в составе объединения «Востокзо-лото»). Однако, уже в ноябре 1929 г. в соответствии с Постановлением СНК СССР Союззолото было ликвидировано. На его базе, с передачей соответствующих функций по управлению цветной металлургией, была учреждена государственная организация — Всесоюзное объединение по добыче, обработке и реализации £ цветных металлов, золота и платины — Цветметзолото ВСНХ СССР. На нее возлагалось руководство, планирование, регулирование всего цикла добычи, обработки | и реализации цветных металлов, золота и платины на | территории СССР с самостоятельным правом выхода Ц на внешний рынок и организацией филиалов и кон-^ тор в союзных республиках и промышленных центрах | страны. Таким образом, произошло объединение в ру-§ ках одной организации функций управления и кон-§ троля всей цветной металлургией, включая золотопро-| мышленность [10, с. 197].
^ В 1932 г. был образован Наркомат тяжелой про-
^ мышленности (НКТП СССР), его руководителем был § назначен нарком Г.Н. Орджоникидзе, в состав нарко-^ мата вошло Главцветметзолото. В 1933 г. Совнаркомом ¡¡а было принято постановление об организационных ™ формах и плане работ золотой промышленности с § учреждением в НКТП СССР Главного управления зо-^ лотой и платиновой промышленности (Главзолото), в
системе которого были сконцентрированы все золотодобывающие тресты, комбинаты, предприятия и организации, связанные с переработкой, хранением, транспортировкой и горным машиностроением, наука и т.д. В число этих предприятий вошли: Азчерзолото, Ал-тайзолото, Амурзолото, Балейзолото, Баргузинзолото, Башзолото, Верхамурзолото, Волгозолото, Дарасунзо-лото, Джетыгорзолото, Енисейзолото, Забайкалзолото, Запсибзолото, Качкарзолото, Лензолото, Миассзолото, Минусзолото, Ормедьзолото, Приамурзолото, Сев-кавзолото, Таджикзолото, Уралзолото, Холбонзолото, Якутзолото, а также Аямзолототранс, Золотопродснаб, Лензолотофлот, Союзмышьяк, Якутзолототранс, бюро радиосвязи «Радиозолото» (Иркутск), благовещенский завод «Амурский металлист», иркутский машиностроительный завод им. В.В. Куйбышева, Красноярский машиностроительный завод, институты: Гипрозолото, Гинзолото, Нисзолотолаборатория [1, с. 113-114].
На вооружении предприятий Главзолото по состоянию на 31 декабря 1933 г. состояли: фабрики закон- и ченного цикла обработки (ФЗЦО) — 6, амальгацион- О ные фабрики — 85, драги — 85, в том числе электриче- в ские — 16, гидравлические установки — 190 [13]. §
Особое значение для дальнейшего расширения Ч старательской добычи и связанного с ним укрепления золотовалютных резервов имело введение в 1932- | 1934 гг. золотого исчисления при расчетах со старате- * лями и вольноприносителями за сдаваемое ими в госу- -дарственный фонд золото и платину, а также золотоо- | ценочных операций при продаже сдатчикам этих ме- | таллов продовольственных и промышленных товаров | в специальных магазинах по прейскурантам в золотом | исчислении. Это позволило значительно расширить § и укрепить старательский сектор, который достиг в ! 1937 г. численности 120 тыс. чел., обеспечив добычу о золота в объеме 46 т (34,2 % общесоюзной добычи — 134,6 т) [6, с. 106-107].
га
"а
В постановлении ЦИК и СНХ (от 25 мая 1934 г.) был определен правовой статус старателей и были закреплены за ними льготы. Старателями-золотничниками были определены лица, получившие от государственных предприятий площади по разработке золота, вы-[ полнявшие всю работу производственного характера ' личным трудом, с помощью членов своей семьи или
1 на арендных основах без применения наемного тру; да и сдающие предприятиям все ими добытое золото. ; Согласно этому постановлению две категории старате-: лей (старатели в собственном смысле слова, сдающие ! золото по расчетной цене, и золотничники, получаю; щие полное отоваривание за сданное золото) объеди-
И нены в одну категорию — старатели-золотничники. Им самим предоставлялось право определять форму расчета — полное отоваривание или сдача золота по расчетной цене. При предоставлении богатых участ-| ков допускались смешанные формы расчетов. Кроме £ того, были предусмотрены льготы, например, предо-
2 ставление участка по указанию старателя или преми-| рование при нахождении богатых участков [4, с. 38].
| Все предпринятые меры за относительно корот-
| кий промежуток времени позволили значительно Ц укрепить и расширить старательский сектор. В поста-| новлении СНК СССР № 406-52сс от 11 марта 1935 г. отмечалось, что в целом за счет старательско-золот-ничных работ программа золотодобычи по стране за 1934 г. выполнена на 107 %. Главзолото взяло курс на широкое развитие механизированной добычи золота ^ и в первую очередь в наиболее крупных золотодобыва-^ ющих регионах: Западная и Восточная Сибирь, Урал, § Якутия, Дальний Восток и Казахстан, при расширении ^ старательско-золотничных работ [4, с. 39]. ¡¡а Однако интенсивное и ускоренное развитие и на-
™ ращивание старательской добычи «встревожило» пар-§ тийное руководство преобладанием «несоциалистиче-^ ских форм развития промышленного производства»
и постановлением Экономсовета при СНК СССР от
25 июля 1938 г. был взят курс на ее огосударствление с одновременной ликвидацией установленных ранее старателям льгот и преимуществ. Результат от реализации данного постановления не заставил себя ждать, нанеся государству ощутимый ущерб. Так, уже через год — в 1939 г. численность старателей по отношению к 1937 г. сократилась со 120 до 70 тыс. чел., а объем добычи и сдачи старательского золота сократился с 46 до
26 т, или на 43,5 % [6, с. 107].
В 1939 г. в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 января «О разделении Народного комиссариата тяжелой промышленности СССР» [7] был создан Народный комиссариат цветной металлургии (НКЦМ). В его состав вошли Главное управление золотоплатиновой промышленности (получившее название и функции бывшего Главзолото), Главное управление по снабжению золотоплатино-вой промышленности, Главное управление по снабжению рабочих золотоплатиновой промышленности, и Планово-экономический отдел; Главное управление О по обработке цветных металлов, Главное управление в по сбыту продукции цветной металлургии; Главная § горнотехническая инспекция, Управление военизиро- | ванной охраны и ПРО, ряд других подразделений.
Народный комиссар цветной металлургии руко- |
водил предприятиями меднорудной и медеплавиль- *
ной, цинковой, алюминиевой, никелевой, золото- -
3
платиновой, промышленности редких металлов, |
предприятиями по переработке цветных металлов, -|
предприятий по заготовке, переработке и сбыту лома |
цветных металлов. |
Постановлением СНК СССР «О структуре и штате -§
Наркомата цветной металлургии СССР», принятом в !
марте 1939 г. на базе бывшего единого Главзолото были о
образованы два главных управления: Главное управ- -§ ление золотой промышленности Восточной Сибири и
га
Дальнего Востока (Главвостокзолото) и Главное управление золотоплатиновой промышленности Урала, Западной Сибири и Казахстана (Главзападзолото) [8]. В следующем году эти два управления были вновь объединены в одно. Создание единого Главного управле-[ ния золотоплатиновой промышленности (Главзолото) ' сопровождалось установлением структуры управления: I наркомат — Главзолото — трест — рудник (прииск). ; Однако, несмотря на структурные преобразова-
; ния, наблюдалось значительное сокращение добычи \ золота в стране. Неудовлетворительное положение ! золотодобывающей промышленности в предвоенные
1 годы обусловило издание нового постановления СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 27 апреля 1940 г. «О работе зо-лотоплатиновой промышленности Наркомцветмета». В постановлении отмечалось, что одной из причин снижения добычи золота явилось снижения добычи
| золота старателями. В свою очередь одной из причин (£ этого объявлялся огульный и механический перевод
2 старателей в государственную добычу. Другой не ме-| нее важной причиной сокращения явилось резкое от-| ставание геологоразведочных и горно-подготовитель-| ных работ от планов золотодобычи, сокращение сырье-| вой базы предприятий. Действующая в золотодобыче ^ система оплаты и стимулирования труда, уравниловка | в оплате не способствовали дальнейшему росту произ-§ водительности труда и явились причинами падения § добычи золота и платины. Правительство вынужде-| но было признать ошибочную политику по повыше-^ нию государственной добычи золота. В постановле-& нии СНК СССР и ЦК ВКП(б) № 622-203сс от 27 апреля § 1940 г. «О работе золотоплатиновой промышленности ^ Наркомцветмета» были восстановлены все ранее дей-¡¡а ствовавшие в отношении старателей льготы, отмече-™ ны допущенные в этой сфере «ошибки и перегибы» в § деле перевода старателей на государственную добычу, ^ которые «грубо извратили решения партии и прави-
тельства об отношении к старателям», кроме того ряд ответственных работников был снят с работы [4, с.39].
К 1941 г. позиции старательской добычи драгоценных металлов были полностью восстановлены. Стране было необходимо дешевое золото, а старательский источник, давший более половины всего добываемого металла, не требовал от государства особо масштабных затрат [11, с. 126].
Великая Отечественная война нанесла непоправимый урон всему народному хозяйству страны, для ликвидации последствий войны требовалось срочное пополнение государственного золотого запаса, а это можно было достичь только за счет значительного укрепления материально-технической базы и ужесточения производственной и технологической дисциплины на предприятиях золотоплатиновой и алмазной промышленности. В свете решения этой государственной задачи было принято постановление Сомина СССР от 2 сентября 1946 г. об увеличении добычи золота и платины в стране и передаче, в связи с этим, всех предпри- . ятий и организаций, структурно входивших до этого О в систему цветной металлургии, в прямое подчинение МВД СССР, где на базе бывшего Главзолото было со- § здано Специальное главное управление (СГУ МВД Ч СССР) — Главспеццветмет [6, с. 108]. ^
С 1946 г. золотоплатиновая и алмазная промыш- | ленность СССР была полностью сосредоточена в си- * стеме МВД СССР, при этом все предприятия указанно- | го комплекса находилась в ведении двух структурных | подразделений этого ведомства — СГУ МВД СССР и | действовавшего с 1937 г. Главного управления строи- | тельства Дальнего Севера (Дальстроя), образованного | на базе Государственного треста по промышленному и § дорожному строительству в районе Верхней Колымы. !
Передача предприятий Главзолото в ведение МВД о СССР и их последующая хозяйственная деятельность § сопровождались не только отрицательными явлени-
га
ями — появлением на свободных до того приисках и рудниках множества «исправительно-трудовых лагерей» (ИТЛ) и «отдельных лагерных пунктов» (ОПЛ) с ограждением из колючей проволоки и охранными вышками, использованием труда заключенных («за-= крытого контингента»). При этом были и положи-г тельные моменты — энергично проводились работы I по технической модернизации, перевооружению и ; переоснащению действовавших и строительству но-I вых предприятий, выявлению и вовлечению в эксплу-s атацию новых рудных и россыпных месторождений - драгоценных металлов и природных алмазов. Поиски ä и разведка месторождений осуществлялась преимущественно силами вновь созданного в структуре СГУ мощного, хорошо оснащенного и укомплектованного Геологического управления [1, с. 118-119].
Для стимулирования развития старательского сек-I тора по представлению СГУ правительством был при-£ нят ряд постановлений, в частности от 1 июля 1947 г. g № 2283 «Об утверждении Типового устава артелей ста-I рателей в системе Главспеццветмета МВД СССР» и от I 2 мая 1948 г. № 1457 «О мероприятиях по увеличению I старательской добычи золото, платины и алмазов» и Л ряд других.
После определенного послевоенного подъема за! метное торможение темпов развития золотоплатиновой § промышленности произошло в период 1953-1964 гг., § когда после изменения политической ситуации в стра-I не, вызванной смертью «вождя народов», предприятия ^ перешли из структуры МВД в ведение воссозданного Главзолото, а вскоре (с 1957 г.) прошла «совнархони-§ зация», в ходе которой важнейшая горнодобывающая отрасль была полностью раздроблена на многочисленна ные территориально-обособленные, удельно-управля-™ емые полипромышленные комплексы — совнархозы,
а
что нанесло ощутимый урон, особенно в тех районах, ^ где добыча золота имела незначительный удельный
вес в общем объеме производства, в частности это имело место в Хабаровском крае [6, с. 111].
В 1965 г. в составе Министерства цветной металлургии СССР было восстановлено Главное управление золотоплатиновой и алмазной промышленности (Главзолото) (Постановление Совета Министров СССР от 23 октября 1965 г. № 816). Первое десятилетие деятельность Главзолото характеризовалось высокой активностью, восстановлением пришедших в упадок приисков и рудников, строительством новых мощностей и развитием производственной и социальной инфраструктуры. Общее производство золота в стране неизменно возрастало и достигло абсолютного максимума в 1975 г. — 281 т.
Главзолото успешно функционировало вплоть до 1975 г., когда вновь было реорганизовано (Постановление Совмина СССР от 29 апреля 1975 г. № 351) во Всесоюзное объединение золотодобывающей промышленности (Союззолото). Постановлением устанавливалось, что в связи с территориальной разобщенностью . существовавшим 11 производственным объединени- О ям золотодобывающей промышленности разрешено иметь специальный аппарат управления. При этом § инженерно-управленческий состав собственно Союз- | золото был существенно сокращен, по сравнению к ^ Главзолото, и это несмотря на значительное усложне- | ние структуры и расширение состава подведомствен- * ных ему предприятий и организаций. Сокращение | персонала незамедлительно сказалось на эффективно- | сти управления золотодобывающей отраслью страны. |
В результате проведенной реорганизации 1975 г., | в частности преобразования золотопромышленных | трестов сначала в комбинаты, а позднее — в производ- § ственные объединения, была утрачена хозяйственная ! самостоятельность первичными производственными о звеньями — приисками и рудниками, их преобразова- § нием в некие безликие цехи и участки с одновремен-
га
ным сокращением большого количества линейного инженерно-технического персонала. В ходе проведения такой реорганизации приисками и рудниками была полностью потеряна существовавшая ранее производственная оперативность и, что особенно печально, обре-[ тенная высокая степень ответственности за состояние и г результативность основной деятельности [6, с. 111-112].
1 Царившая управленческая неразбериха привела ; к тому, что начиная с 1976 г. уровень годовой добычи | золота из руд и россыпей государственными горными
2 работами стал неуклонно снижаться и к 1980 г. (111,4 т) : сократился на 24,7 т (18,2 %), а к 1985 г. (98,3 т) — на
3 37,8 т (на 27,8 %) по отношению к уровню, достигнутому в 1975 г. Этот уровень так и не был достигнут до развала бывшего СССР, а видимое благополучие и удержание добычи достигалось за счет некоторого увеличения производства золота из вторичного сырья и
| непонятного самопроизвольного роста объемов добы-£ чи артелями старателей, несмотря на предпринятые 2 действия по искусственному сдерживанию последней Ц [6, с. 114-115].
| Наиболее показательными в этот период являются
| 1965-1979 гг., когда при поддержке государственных Ц структур старательское движение организованно укре-¡1 плялось и к середине 70-х гг. практически полностью | приобрело признаки одной из форм государственной § разработки месторождений золота, осуществляемых § по договорам с золотодобывающими предприятиями | и под их контролем. Это вытекало из того, что были ^ созданы условия, при которых производственная дея-^ тельность членов артели и работников государствен-§ ных приисков стали сходными между собой, посколь-^ ку труд тех и других носил коллективный характер, ¡¡а с применением принадлежащих государству средств ™ производства и осуществлением затрат государствен-
О
ных средств [6, с. 116-117]. В отношении деятельности ^ артелей старателей период характеризовался в целом 208
достаточно стабильным наращиванием объемов добычи и проявлением ими незаурядной стойкости и противостояния давления различных центральных и территориальных властей.
Важнейшим этапом, с точки зрения государственно-правового регулирования деятельности артелей старателей, явились издание правительством СССР постановлений № 198 от 10 марта 1975 г. «Об утверждении Типового устава артелей старателей», а в последующем и от 3 мая 1984 г. № 393 «О мерах по улучшению деятельности артелей старателей». Эти постановления сыграли важную роль в наращивании объемов добычи старательского золота. Период деятельности артелей старателей с середины 1970-х до начала 1980-х гг. отличался особым качественным подъемом их организационной структуры, укреплением кадрового потенциала и технической оснащенности. Наличие сырьевой базы, включавшей преимущественно состоящие на балансе горнодобывающих предприятий небольшие по запасам и территориально удаленные россыпные и месторождения, освоение которых считалось эконо- и мически нецелесообразным, обеспечивало, с учетом в высокой мобильности артелей старателей, ежегодное § стабильное наращивание ими объемов добычи золота | с 40 до 50 т и более при удельных затратах в 1,7-1,8 раза ниже, чем на предприятиях госсектора [6, с. 119]. |
В 1983 г. в ходе работы специальной правитель- * ственной комиссии, созданной по инициативе извест- -
3
ного организатора старательского движения в стране, -|
председателя артели старателей «Печора» В.И. Тума- |
нова, были рассмотрены конкретные предложения по |
совершенствованию производственно-хозяйственной |
деятельности артелей старателей, действующих по -§
договорам с горнодобывающими предприятиями. Ко- ! миссия проводила обследование
ной и подсобно-вспомогательной деятельности, тща- -§ тельно ознакомилась с особенностями применяемой
га
а
технологии, организации труда и производства, оплаты труда, жилищно-бытовыми условиями старателей, а также постановкой учета делопроизводства, отчетности, перспективного планирования артели, сравнительный анализ с результатами работы других артелей системы всесоюзного объединения «Союззолото». В своем заключении комиссия отметила положительные моменты, а также «возможности... повышения эффективности и производительности геологоразведочных (траншейные методы разведки с валовым бороздовым опробыванием) и добычных (короткая бульдозерная подача песков при учащенной перестановке промприборов) работ заслуживают внимание. с целью более широкого внедрения этих методов». Кроме того, рекомендовалось центральным госорганам рассмотреть вопрос о «целесообразности создания при ВО «Союззолото» общесоюзного Совета или объединения (на принципах хозрасчета) старательских артелей для £ коллегиального решения вопросов, связанных с про-2 изводственно-хозяйственной деятельности этих арте-| лей, и централизованного ими руководства». Выводы | и результаты заключения комиссии были одобрены и | легли в основу постановления Совмина СССР от 3 мая Ц 1984 г. № 393 «О мерах по улучшению деятельности | артелей старателей» [6, с. 122].
Следует отметить, что создание такого координи-§ рующего органа артелей старателей произошло в кон-§ це 1980-х гг. уже не по инициативе Главалмаззолото, а | самих артелей старателей. В 1989 г. был создан Союз ^ старателей, действующий по настоящее время. В 1992 г.
в Союз старателей России входило более 250 артелей | старателей с общей численностью до 80 тыс. чел., до-^ бывших и сдавших в том году государству около 75 т золота, или 51,4 % из 146 т. общероссийского производства металла [6, с. 123-124].
Последним шагом, предпринятым перед развалом ^ СССР, было придание золотопромышленности осо-
с
бого статуса и перевода ее в прямое ведение Совми- ; на СССР. Это стало результатом принятых 14 апреля 1988 г. совместного постановления ЦК КПСС и Совмина СССР «О совершенствовании управления промышленностью по добыче, производству и переработке драгоценных металлов и природных алмазов», а затем и постановления Совмина СССР от 1 июня 1988 г. «Вопросы Главного управления драгоценных металлов и алмазов при Совете Министров СССР», в соответствии с которым на базе бывшего Всесоюзного объединения «Союззолото» было образовано со значитель- ] ным расширением штатов и функций новое Главное управление — «Главалмаззолото» при Совмине СССР. В прямое ведение вновь созданного главка вошли все предприятия и организации золотоплатиновой и алмазной промышленности Минцветмета СССР (кроме металлургических заводов/комбинатов, перерабатывающих комплексные руды с попутным получением § продуктов, содержащих драгоценные металлы, по- | ставляемых в последующем на аффинажные заводы и указанного главка), а также алмазоперерабатывающие и предприятия Минприбора, за исключением золотопе- в рерабатывающего предприятия «Мурунтау», оставше- § гося в ведении Минсредмаша [1, с. 123-125].
За сравнительно короткий промежуток времени производственно-хозяйственной деятельности (1988- | 1991 гг.) «Главалмаззолоту» удалось значительно повы- * сить рост добычи золота на фоне укрепления матери- -ального и финансового состояния подведомственных -| предприятий, повышения требовательности и испол- | нительской дисциплины. В результате наметилась | тенденция наращивания поставок аффинированно- | го золота в Гохран СССР, что позволило уже к концу -§ 1988 г. увеличить золотой резерв до 785,3 т, а 1989 г. — ! до 850,4 т. При этом к концу 1989 г. был достигнут симум производства золота в СССР - 304 т, из которых §§ 216 т (71,1 %) было выпущено предприятиями Главал-
£ 212
маззолото, и около 52 т (17,1 %) предприятиями Мин-средмаша, примерно 36 т (11,8 %) извлечено попутно металлургическими предприятиями Минцветмета в процессе переработки комплексных руд. Следует отметить, что преобладающая доля в общем производ-[ стве золота приходилась на предприятия, находивши' еся на территории РСФСР. В 1989 г. доля эта составила
1 72,8 % (221,3 т) и в 1990 г. — 66,7 % (201,4 т), в том числе ; артелями старателей добыто из недр и сдано в Гохран, ; соответственно 51 т (23,1 %) и 52 т (25,8 %) [6, с. 142].
: Следует отметить, что несмотря на все нападки
- со стороны госорганов, а также ухудшение условий, в ; которых осуществлялась деятельность (разработка более бедных месторождений при ухудшении горно-геологических условий), артели старателей достигали в 1,7-2 раза более высокой производительности труда по сравнению с производительностью на государствен-| ных предприятиях, а издержки производства были £ практически в 2 раза ниже. Такие показатели харак-
2 терны в целом для старательских артелей Минцветме-§ та СССР, которые обеспечили в 1982-1986 гг. Минцвет-| мету прибыль более 1240 млн р., в то время как в го-| сударственной добыче был получен убыток 192 млн р. | [6, с. 136].
^ Крайне противоречивый характер политики го-
| сударства в отношении старательской золотопро-§ мышленности и предопределил постоянный поиск § вариантов построения структур управления отраслью | в целом, не всегда, в силу этого, имевших оптималь-^ ный характер. Частая смена организационных форм ^ и структур управления золотопромышленностью, как § на союзном, так и региональном уровне, не позволя-^ ла создать цельную, единую, завершенную структуру ¡¡а отрасли в целом и ее территориальных органов. Про™ водимые реорганизации были порой направлены на не демократизацию управления, а на усиление адми-^ нистративно-командных методов управления. Общая
тенденция к централизации управления в советский период получила свое логическое завершение к его исходу, приведя к сверхцентрализации золотодобывающей отрасли [5]. :
Список использованной литературы
1. Бельченко Е. Л. Золото российских недр / Е. Л. Бельчен- | ко, Б. Н. Гузман, В. Г. Лешков. — М. : ЭКОС, 2000. — 627 с. :
2. Законы о частном капитале : сб. законов, постановлений, инструкций, приказов и разъяснений / сост. Б. С. Мальц- < ман, Б. Е. Ратнер. — М. : Фин. изд-во НКФ СССР, 1928. — 349 с.
3. Исаев И. А. История государства и права России : полный курс лекций / И. А. Исаев ; 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрист, 1994. — 448 с.
4. Кочегарова Е. Д. Государственная политика в золотодобывающей промышленности Дальнего Востока России (19171940 годы) / Е. Д. Кочегарова. — Новосибирск : Сибпринт, 2011. — 222 с.
5. Кочегарова Е. Д. Опыт реформирования органов управления в отечественной золотодобывающей промышленно- § сти / Е. Д. Кочегарова // Дискуссия. — 2010. — № 5. — С. 8-13. -
6. Лешков В. Г. Российское золото — государственная и Щ старательская добыча (1719-2007 гг.) / В. Г. Лешков. — М. : Гор- и ная книга, 2008. — 206 с. О
7. О разделении Народного комиссариата тяжелой про- §
мышленности СССР : указ Президиума Верховного Совета о
СССР от 24 января 1939 г. // Ведомости Верховного Совета 1
СССР. — 1939. — № 68. 1
О
8. О структуре и штате Наркомата цветной металлур- | гии СССР : постановление СНК СССР, принятое в марте § 1939 года // Собрание постановлений и распоряжений Пра- о вительства СССР. — 1939. — № 19. — Ст. 127. |
9. Положение о недрах земли и разработке их от 13 июля -| 1923 г. // Вестник ЦИК, СНК и СТО Союза ССР. — 1923. — 1 № 1. — Ст. 19. 1
10. Пучков Н. А. Проблемы становления и развития систе- | мы государственного регулирования добычи и производства | золота в России : дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.03 / Н. А. Пучков ; Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова. — М., 2000. — 339 с.
ная политика XVШ-XX вв., или Нужно ли России золото? / Л. Г. Сапоговская. — Екатеринбург : УрО РАН, 2008. — 328 с.
о
11. Сапоговская Л. Г. Национальная золотопромышлен- о
"а
12. Сборник декретов и постановлений по народному хозяйству. (25 окт. 1917 г. — 25 окт. 1918 г.) / под ред. юрид. отдела ВСНХ. — М. : [б.и.], 1918. — 1054 с.
13. Серебровский А. П. Речь заместителя Наркома тяжелой промышленности и начальника «Главзолото» 27 января
j 1934 г. / А. П. Серебровский // XVII съезд ВКП(б) (26 янв. — j 10 февр. 1934 г.) : стеногр. отчет. — М., 1934. ' 14. Собрание узаконений и распоряжений правительства
за 1917-1918 гг. / Управ. делами Совнаркома СССР. — М., 1942. J 15. Специальные дополнения о золотопромышленности /
Е Горн. отдел ГЭУ ВСНХ СССР, 1925.
? 16. Торговля и промышленность по декретам и распо-
: ряжениям РСФСР / сост. О. Б. Барсегянц. — М. : Знание,
1 1922. — 234 с. »
Е Информация об авторе
Лысков Владимир Мефодьевич — кандидат экономических наук, профессор, Институт торговли, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, | г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected]
U
а
- Author
2
| Lyskov Vladimir Mefodievich — PhD in Economics, Pro-
§ fessor, Director Institute of Trade, Baikal State University of
I Economics and Law, 11, Lenin Street, Irkutsk, 664003, e-mail:
г
^
а
fn
3
s
3
i
s «
О