УДК: 341 ББК: 67.412.1
ОРГАНЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ УГОЛОВНОЙ ЮСТИЦИИ И АФРИКАНСКИЙ СОЮЗ: ПРОБЛЕМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО СУДА
ДМИТРИЙ ОЛЕГОВИЧ МОРГУН,
адъюнкт кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя,
E-mail: [email protected] Научный руководитель: заместитель начальника кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя,
кандидат юридических наук, доцент С.А. Грицаев E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.10 — международное право; европейское право
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассмотрены некоторые проблемы сотрудничества и взаимодействия органов международной уголовной юстиции и Африканского союза на примере деятельности Международного уголовного суда.
Ключевые слова: международное уголовное право, международное уголовное правосудие, международная уголовная юстиция, Международный уголовный суд, сотрудничество органов международной уголовной юстиции.
Annotation. The article considers some problems of cooperation and interaction of the organs of international criminal justice and the African Union on the example of the International Criminal Court.
Keywords: international criminal law, international criminal justice, the International Criminal Court, cooperation of international criminal justice.
Рассматривая вопрос о механизмах сотрудничества органов международной уголовной юстиции (далее — ОМУЮ)1 с международными региональными организациями в науке международного права, следует уделить особое внимание такой крупной и значимой организации как Африканский Союз (далее — АС), который серьезно влияет на эффективность работы как трибуналов ad hoc, так и постоянно действующего Международного уголовного суда2 (далее — МУС или Суд).
Государства африканского континента в большинстве своем также, как и государства-члены Европейского союза, по крайней мере декларативно, являются активными сторонниками МУС. Думается, это связа-
но с тем, что Африка в настоящее время представляет собой самый нестабильный с точки зрения международного мира и безопасности континент, на котором идут непрекращающиеся вооруженные конфликты. С другой стороны — это континент, на котором только начинается строиться демократия в ее самом широком понимании и реализовываться проекты по защите прав и свобод человека с акцентом на самые уязвимые категории населения — дети и женщины. В этой связи правительства африканских стран, региональные органы и гражданское общество еще на этапе создания МУС выражали свою приверженность и поддержку этому процессу: «Мы подтверждаем наше участие в учреждении Международного уголовного суда и под-
черкиваем важность роли этого Суда для Африки и международного сообщества в целом» (преамбула Дакарской декларации по учреждению МУС от 6 февраля 1998 г.)3.
В настоящее время 35 государств Африки являются участниками Статута МУС4, делая Африку наиболее представленной в Ассамблее государств-участников Суда. Судьями первого состава Суда явились трое представителей африканского континента, в настоящее время в судейский состав входят 5 представителей из Африки5. С 2012 г. пост Прокурора МУС занимает бывший министр юстиции Гамбии Фату Бенсуда.
Кроме того, МУС стремится налаживать правовые взаимоотношения с Африканским Союзом. Так, в мае 2005 г. был подготовлен проект соглашения о взаимоотношениях между Судом и АС, который до сих пор сторонами не подписан. Одна из основных целей проекта соглашения состоит в обеспечении регионального участия и сотрудничества в текущих рассле-дованиях6. Это особенно актуально с учетом того, что восемь ситуаций из девяти, рассматриваемых Судом, напрямую связаны с африканским континентом: Демократическая Республика Конго (1СС-01/04); Уганда (1СС-02/04); Центральная Африканская Республика (ГСС-01/05); Судан (1СС-02/05); Кения (1СС-01/09), Центральная Африканская Республика II (1СС-01/14), Кот-д'Ивуар (ГСС-02/11) и Мали (1СС-01/12)7.
Вместе с тем, несмотря на сотрудничество МУС и АС по вопросам установления международного правосудия и, несмотря на активную поддержку деятельности Суда со стороны государств африканского региона, именно с данной международной региональной организаций в последние годы у Суда имеются «конфликтные» ситуации, потенциально угрожающие выходу государств африканского континента из Римского статута 1998 г. Начало периоду «непонимания» между сторонами было положено в 2009 г., когда по итогам проведенного расследования Палата предварительно расследования МУС выдала ордер на арест президента Судана Омара аль-Башира, выдвинув в его отношении обвинения в совершении военных преступлений и преступлениях против человечности, произошедших в западной суданской провинции Дарфур, где семь лет продолжались межэтнические столкновения8. Позже, 12 июля 2010 г. к этим обвинениям добавился пункт о геноциде9.
Власти Судана отказались исполнять выданный ордер, мотивируя свое решение тем, что Судан не является участником Статута МУС, а посол Судана в России Сираджуддин Хамид Юсеф заявил, что Суд «на деле доказал, что является механизмом колонизации и
работает для реализации колонизаторских стремлений западных стран... доказательством этого служит тот факт, что МУС нацелился на слабые страны, в частности африканские, при этом отворачиваясь от преступлений, которые совершают сильные государства, такие как США и Израиль, против развивающихся стран»10 (официальная пресс-конференция в Москве).
Решительные действия Суда вызвали неодобрительную реакцию властей Судана, которые отозвали лицензии на деятельность у десяти международных гуманитарных организаций, работающих в Дарфу-ре11, в том числе таких организаций, как «Врачи без границ», «Корпус милосердия», «Солидарность» и Oxfam12. По данным ООН, запрещенные в Судане организации были основными поставщиками жизненно важных гуманитарных товаров и услуг: продовольствия, воды, медикаментов, предметов гигиены. По утверждению суданских властей, международные НПО вели деятельность, несовместимую с их статусом, в том числе, помогали МУС «фабриковать обвинения против руководства страны», включая президента Омара аль-Башира. Вместо международных НПО, которые помогали миллионам суданцев, было принято решение об активизации работы суданских благотворительных организаций (Фонд мира «Аль-Мааридж», благотворительная организация «Аз-Зубейр», «Исламское агентство по спасению» и др.)13.
Решение, вынесенное МУС по обвинению президента Судана, вызвало острую критику не только со стороны Африканского союза, но и многих международных организаций. Так, к «протестам» Африканского союза присоединились Лига арабских государств, Организация Исламская конференция, которые не только осудили действия Прокурора МУС Луиса Мо-рено-Окампо «за попытку создать опасный прецедент в системе международных отношений», но и предсказали ухудшение обстановки в Судане и в регионе в целом.
Отметим, что свою официальную позицию АС выразил в июле 2009 г.14 и подтвердил в резолюции, принятой по итогам саммита АС в г. Кампале 27 июля 2010 г., согласно которой Африканский союз не будет сотрудничать с МУС по вопросам ареста и преследования президента Судана О. аль-Башира и будет оказывать противодействие возможным попыткам МУС привести свой вердикт в действие15. Одновременно саммит призвал страны-участники Римского статута «выбрать необходимый баланс для выполнения своих обязательств в рамках АС с обязательствами перед МУС».
Подтверждая единство африканского континента в разрешении возникшей правовой ситуации, президент
Судана после выдачи ордера на арест, не опасаясь за то, что может быть выдан МУС, посетил с официальными визитами ряд государств региона: Египет, Ливию, Эритрею, Зимбабве, Эфиопию, Чад, а также совершил выезды в Саудовскую Аравию и Катар. Особому осуждению со стороны ЕС и международных организаций подвергся визит О. аль-Башира 27 августа 2010 г. в Кению в качестве гостя по случаю принятия новой конституции Кении. В день визита Высокий представитель по международным делам и политике безопасности ЕС Кэтрин Эштон призвала кенийские власти выполнить свои обязательства как участника Статута МУС и члена ООН и арестовать с последующей передачей Суду О. аль-Башира16. Однако никаких правовых шагов со стороны принимающей стороны в адрес президента Судана предпринято не было. Как заявил руководитель Коалиции по МУС УР. Пейс: «Отказ кенийских властей от ареста аль-Башира представляет собой серьезное нарушение не только международных обязательств по Статуту МУС и Уставу ООН, но и в рамках своего национального законодательства, в том числе в рамках новой конституции Кении, которая признает прямое применение международного права»17. Вместе с тем, когда 14 июня 2015 г. Омар аль-Башир посещал саммит Африканского союза в Йоханнесбурге (ЮАР) и Международный уголовный суд потребовал от правительства ЮАР арестовать и выдать президента Судана, судья Высокого суда Претории Ханс Фабрициус постановил, что суданский лидер не должен покидать территорию ЮАР до окончательного решения по этому вопросу. При этом, в то же самое время база миротворцев ЮАР в штате Северный Дарфур была окружена значительно превосходящими силами армии Судана. Однако Омар аль-Башир покинул ЮАР после первого рабочего дня саммита и вернулся в Судан, а ситуация вокруг базы миротворцев нормализовалась18.
Недовольство государств-членов Африканского союза деятельностью МУС было ввиду и из-за возбужденных уголовных дел в Суде по ситуации в Кении в отношении новоизбранных лидеров этой страны: президента Ухуру Кеньятта и вице-президента Самуэля Руто, проходящих среди других лиц в качестве обвиняемых в преступлениях против человечности, совершенных на территории Кении в 2007-2008 гг.19. Дела в отношении данных лиц были возбуждены в 2011 г.20, что побудило государства африканского континента принимать ряд шагов для поиска контактов с Судом с целями передачи данных дел на рассмотрение в национальных судах Кении. Такое решение было принято на саммите Африканского союза в мае 2013 г. и реализовано путем обращения к Президенту МУС с
указанной просьбой. Однако судебные процессы, начатые в рамках реализации МУС своей юрисдикции приостановлены не были, что побудило лидеров отдельных африканских государств проводить в своих странах процессуальные процедуры, позволяющие инициировать выход из МУС21, а также делать заявления о превращении Суда в «механизм расовой охоты, а не борьбы с безнаказанностью»22. Такие отношения вызывают серьезную обеспокоенность в Суде, в связи с чем в своих вступлениях Президент МУС часто подчеркивает, что «все решения в Суде принимаются на основе закона и имеющихся доказательств, не затрагивая какие-либо региональные и этнические мотивы»23.
В этой связи уместно вспомнить заявления бывшего Секретаря ООН Кофи Аннана на обзорной конференции по Римскому Статуту МУС, прошедшей в Кампале (31 мая — 11 июня 2010 г.), необходимо гордиться тем вкладом, который внес африканский континент в дело МУС, Африка хочет и должна продолжать оказывать поддержку Суду24. В этой связи заявления АС о нежелании сотрудничать с МУС не отражают реальной позиции Африки по данному вопросу, поскольку, как отметил К. Аннан, «когда он встречает африканцев из всех слоев общества, они требуют правосудия не только от их собственных судов, но и от международных судов, если достойной альтернативы внутри государства не существует»25. Справедливо в данном контексте и заявление Прокурора МУС Фату Бенсуды, отмечающей, что «ради объективности следует понимать, что большинство ситуаций, рассматриваемых в Суде, — это результаты конфликтов на территории африканского континента, жертвами этих преступлений являются африканцы, которые заслуживают справедливое расследование и наказание виновных лиц»26.
На сегодняшний день ситуация вокруг взаимодействия МУС и АС не улучшилась, даже несмотря на то, что в декабре 2014 г. с президента Кении Ухуру Кениа-ты были сняты обвинения в совершении преступлений против человечности, поскольку «предъявленных доказательств оказалось недостаточно для подтверждения уголовной ответственности Кениаты»27. Отметим, что в августе 2015 г. ситуация с рассмотрением дела в отношении действующего президента Кении вновь стало актуальным, поскольку Апелляционная палата МУС потребовала от судей, участвовавших в рассмотрении дела президента Кении Ухуру Кениаты, пересмотреть вынесенное ранее решение снять с президента обвинения в преступлениях против человечности из-за обнаружения дополнительных, не приобщенных к делу документов28.
Наличие конфликтной ситуации и наступления периода непонимания между двумя международными организациями — АС и МУС вновь порождает угрозы эффективности функционирования последнего. Связано это, в первую очередь, с тем, что не исключается опасность выхода государств-членов Африканского союза из Римского статута МУС 1998 г., остается крайне важным вопрос о сотрудничестве этих государств с Судом в рамках возбужденных уголовных дел и потенциальном возбуждении уголовных дел на африканском континенте ввиду нестабильности региона и опасности совершения серьезных преступлений, угрожающих международному миру и безопасности.
Таким образом, проведенный анализ в настоящей статье позволяет сделать следующий вывод. Несмотря на продолжающиеся конфликты в Африке и сопровождающие их международные преступления, а также безнаказанность за их совершение, и как следствие, крайнюю заинтересованность африканцев из всех слоев общества, которые требуют правосудия не только от их собственных судов, но и от ОМУЮ, если достойной альтернативы внутри государств не существует, региональные африканские межправительственные организации (например, АС) зачастую крайне неохотно сотрудничают с ОМУЮ по вопросу установления международной уголовной ответственности в отношении виновных физических лиц, а то и вовсе блокируют их работу и/или критикуют.
1 В доктрине международного права сложилась также иная концепция систематизации указанных органов — органы международного уголовного правосудия. См. подробнее: Грицаев С.А. Система международного уголовного правосудия // Актуальные проблемы современного международного права: материалы XI ежегодной международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора И.П. Блищенко: в 2 ч. / отв. ред. А.Х. Абашидзе. Москва, 12-13 апреля 2013 г. — Москва: РУДН, 2014. Ч. 2. С. 230-241. Вместе с тем, в настоящей работе будем придерживаться обозначенной терминологии.
2 По вопросу о необходимости сотрудничества и взаимодействия в целях эффективности деятельности органов международной уголовной юстиции с другими субъектами международного права в силу определенных принципов учреждения и функционирования первых (на примере МУС) см. подробнее: Грицаев С.А. Концепция дополнительной юрисдикции Международного уголовного суда по отношению к национальным системам уголовной юстиции // Государство и право. № 11. 2007. С. 64-70. О необходимости взаимодействия международного и внутригосударственного права в целом см.: Надежин Н.Н. Взаимодействие и соотвествие международного и национального права в условиях глобализации // Закон и право. № 10. 2008. С. 28-30.
3 Дакарская декларация по учреждению МУС в 1998
г. от 06 февраля 1998 г. // www.hrights.ru. (дата обращения: 15.05.2016).
4 Римский статут Международного уголовного суда в настоящее время ратифицирован 124 государствами и подписан 139 (по состоянию на 17 июня 2016 г.) // Coalition for the International Criminal Court. URL: http://www.iccnow.org/ (дата обращения: 17.06.2016).
5 МУС на сайте ООН // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: www.un.org. (дата обращения: 15.05.2016).
6 The ICC and the African Union // Coalitionfor the International Criminal Court (CICC). URL: www.iccnow.org. (дата обращения: 15.05.2016).
7 См. подробнее: Situations and Cases // International Criminal Court. URL: http://www.icc-cpi.int/en_menus/icc/ situations%20and%20cases/situations/Pages/situations%20index. aspx (дата обращения: 15.05.2016).
8 Война между африканским населением и арабскими проправительственными группировками в Дарфуре, мятежной провинции Судана, началась в феврале 2003 года. Повстанцы добиваются независимости для Дарфура. В ходе многолетнего вооруженного конфликта погибли до 300 тыс. человек, 2,7 млн стали беженцами. По официальным же данным властей Судана, жертвами гражданской войны стали не более 10 тыс. жителей. В настоящее время ситуацию пытаются урегулировать путем переговоров, которые, к сожалению, мирных результатов пока не приносят. Как справедливо отметил ЕС в своей резолюции по Судану от 22 мая 2008 г. «с 2003 года ситуация по-прежнему идет по нисходящей спирали, поскольку продолжаются неизбирательные воздушные нападения на гражданских лиц и гражданские объекты... продолжаются значительные столкновения между повстанческими движениями и правительственными силами, влияющие на ход гуманитарных операций и приводящие к очередным человеческим жертвам и разрушениям». European Parliament resolution of 22 May 2008 on Sudan and the International Criminal Court (ICC) // www.europarl.europa.eu. (дата обращения: 15.05.2016).
9 ICC-02/05-01/09. Case The Prosecutor v. Omar Hassan Ahmad Al Bashir // // http://www.icc-cpi.int/Menus/ICC/ Situations+and+Cases; European Parliament resolution on Kenya: failure to arrest Sudan's President Omar Al-Bashir // www.europarl. europa.eu. (дата обращения: 15.05.2016).
10 Власти Судана отвергли решение МУС об аресте аль-Башира // www.vz.ru. (дата обращения: 15.05.2016).
11 Еврокомиссия призвала Судан не запрещать деятельность гуманитарных организаций // www.izvestia.ru. (дата обращения: 15.05.2016).
12 Sudan Ousts Aid Groups After Court Pursues President — The Washington Post, 05.03.2009 // www.washingtonpost.com. (дата обращения: 15.05.2016).
13 Судан нашел замену выдворенным из страны международным НПО // www.rian.ru. (дата обращения: 15.05.2016).
14 3 июля 2009 г. на 13-ой сессии Ассамблеи Африканского Союза в г. Сирте было принято решение, согласно которому «государства-членыАС не должны сотрудничать в соответствии с положениями ст. 98 Римского Устава МУС, касающегосяне-прикосновенности, для ареста и выдачи президента Судана О.
аль-Башира». См. подробнее: European Parliament resolution on Kenya: failure to arrest Sudan's President Omar Al-Bashir // www. europarl.europa.eu. (дата обращения: 15.05.2016).
15 См. подробнее: А.А. Быстров. Итоги саммита Африканского Союза по Судану. Институт Ближнеговостока // www. iimes.ru. (дата обращения: 15.05.2016).
16 Кения, также как и 31 африканское государство, является участником Римского статута, который налагает на них обязательства арестовывать любых лиц, разыскиваемых МУС, и доставлять их в Суд (или отказать такому лицу в допуске на свою территорию). Кроме того, Кения является членом ООН, поэтому должна неуклонно соблюдать резолюции совета Безопасности ООН, в частности, резолюцию 1593 (2005), в которой Совет Безопасности ООН настоятельно призывает все государства и соответствующие региональные и другие международные организации в полной мере сотрудничать с МУС.
17 Pressrelease // www.iccnow.org. (дата обращения: 15.05.2016).
18 Миротворцы ЮАР были заложниками армии Судана, пока Омар аль-Башир находился на саммите АС // Подробнее на ТАСС: URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2046914 (дата обращения: 17.06.2016).
19 В конце 2007 года в Кении, в результате разногласий по поводу результатов национальных выборов, вспыхнули массовые протесты, переросшие в акты насилия. Офис Обвинителя МУС возбудил уголовное дело по фактам совершения в Кении преступлений. В марте 2011 года судьям было передано дело с уликами, свидетельскими показаниями, видеоматериалами и документами, доказывающими причастность к преступлениям шести подозреваемых. Среди них — заместитель премьер-министра Кении и министр финансов Ухуру Кеньятта, министр высшего образования, науки и технологий Самуэль Руто, министр промышленности Генри Кипроно Косгей, директор одной из радиостанций Джошуа Сэнга, руководитель секретариата кабинета министров Франсис Кирими Мутаура и бывший начальник полиции Мохаммед Хусейн Али. Судьи согласились с доводами обвинения о том, что акты насилия в 2007 -2008 годах были заранее спланированы и организованы членами организации, которую возглавлял министр Самуэль Руто. Суд определил круг лиц, которые должны предстать перед правосудием. Прокурор подчеркнул, что другой важный аспект этого решения состоит в том, что судьи признали, что совершенные деяния в Кении необходимо квалифицировать как преступления против человечности. См. подробнее: Прокурор МУС при-
звала власти Кении активизировать работу над уголовными делами о беспорядках после президентских выборов // Центр новостей ООН. 25.10.2012. URL: http://www.un.org/russian/ news/story.asp?NewsID=18507#.VgcLa5dSJRw (дата обращения: 15.05.2016).
20 Кениата, а также вице-президент страны Уильям Руто и нескольких других кенийских политиков обвинялись МУС в совершении преступлений против человечности во время политического кризиса в этой стране в 2007-2008 гг. С 2002 по 2007 год Кениата являлся лидером оппозиции и участвовал в президентских выборах 2007 года, однако потерпел поражение, после чего, по версии прокуроров МУС, он развернул в стране кампанию насилия, жертвами которой стали около 1,5 тысячи человек.
21 Парламент Кении проголосовал за внесение на рассмотрение правительства предложения о выходе из состава Международного уголовного суда (МУС) // Российское агентство правовой и судебной информации. 05.09.2013. URL: http://rapsinews. ru/international_news/20130905/268763784.html#ixzz3msqxCceX (дата обращения: 15.05.2016).
22 African leaders accuse ICC of 'race hunt' // Al Jazeera Media Network. URL: http://www.aljazeera.com/news/afri ca/2013/05/201352722331270466.html%22%20class=%22toolbar-link (дата обращения: 15.05.2016).
23 The International Criminal Court's Africa problem // Al Jazeera Media Network. URL: http://www.aljazeera.com/indepth/ opinion/2013/06/201369851918549.html (дата обращения: 15.05.2016).
24 Review Conference of the Rome Statute opened in Kampala // www.icc-cpi.int. (дата обращения: 15.05.2016).
25 Там же.
26 Прокурор МУС призвала власти Кении активизировать работу над уголовным делом о беспорядках после президентских выборов // Центр новостей ООН. 25.10.2012. URL: http://www. un.org/russian/news/story.asp?NewsID=18507#.VgcLa5dSJRw (дата обращения: 15.05.2016).
27 Международный уголовный суд снял обвинения с президента Кении// Российское агентство правовой и судебной информации. 04.12.2014. URL: http://rapsinews.ru/international_ news/20141205/272721210.html (дата обращения: 15.05.2016).
28 Решение МУС по делу президента Кении будет пересмотрено из-за новых документов// Российское агентство правовой и судебной информации. 19.08.2015. URL: http://rapsinews. ru/international_news/20150819/274437593.html#ixzz3msz5oiLe (дата обращения: 15.05.2016).