• высокие удельные затраты на НИОКР и ряд других факторов1. Для сохранения и развития инновационного потенциала ОПК и промышленного производства в целом необходимо деление ответственности за обеспечение государственной политики в сфере науки и технологий на гражданскую и оборонную составляющие. Прогресс достигается благодаря технологической взаимосвязи процессов перевода производства на военные рельсы и на мирную продукцию в послевоенный период (конверсия и реконверсия).
Выигрыш в исторической гонке получают страны, избежавшие чрезмерных экономических и технологических потерь при длительном поддержании оборудования в рабочем состоянии, неизбежном свертывании и перестройке избыточных оборонных мощностей для выпуска конкурентоспособной гражданской продукции2.
Т. Ю. Степанов
Органы и войска НКВД СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Близится 65-ая годовщина со Дня Победы Советского народа в Великой Отечественной войне. На долю нашей Страны выпала непосильная ноша испытаний, с которой Советский народ успешно справился, разгромив ненавистного врага.
В последние два десятилетия различные лже- историки на западе да и в нашей Стране пытались принизить роль Советского Союза в Победе над фашистской Германией, искусственно принижались победы Красной армии, а органы и войска наркомата внутренних дел рассматривались как каратели из заградительных отрядов. Однако роль и место органов государственной безопасности, внутренних дел, пограничных и внутренних войск в Великой Отечественной войне поистине велика. Уже с первых минут войны, солдаты и командиры пограничных войск ожесточенно удерживали каждую пядь земли, многие заставы держались сутками, неделями, не пропуская врага на своих участках, хотя фашистское командование отводило на взятие пограничных застав не более тридцати минут. Сотрудники органов государственной безопасности готовили диверсионно-разведывательные группы в тыл противника, боролись
1 Панин А. Оценка наукоемкой продукции. Цена ошибки в ОПК выше, чем в других отраслях промышленности // Военно-промышленный курьер. - 2007. -№ 32. - С. 9.
2 Сергеев О. Кризис оборонной промышленности становится необратимым. Государство по-прежнему делает ставки на технологии вчерашнего дня // Независимое воен. обозрение. - 2005. - № 13. - С. 6.
255
с немецкой агентурой в прифронтовой полосе, вдали от фронта. Внутренние войска охраняли тыл действующей армии, вместе с частями и соединениями РККА громили врага на фронтах Великой Отечественной.
К началу Великой Отечественной войны войска Наркомата внутренних дел насчитывали 173924 человека (на 1 июня 1941 г.), в т.ч. оперативные войска - 27,3 тыс. человек (без учета военных училищ), по охране железных дорог - 63,7 тыс., по охране особо важных предприятий промышленности - 29, 3 тыс., конвойные -38,2 тыс.1 В условиях начавшейся войны в дополнение к основным задачам по охране общественного порядка и борьбе с преступностью появилось много новых : борьба с нарушителями правил военного учета, с дезертирами и лицами, уклоняющимися от призыва и службы в армии, с мародерами, паникерами и распространителями всякого рода провокационных слухов, выявление вражеских агентов, провокаторов и прочих преступных элементов, борьба с хищениями военных грузов. Правоохранительная деятельность органов, особенно в начальный период войны, протекала в условиях массовой эвакуации материальных ценностей и передвижения населения. 20 июля 1941 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР об объединении Народного комиссариата государственной безопасности СССР и Народного комиссариата внутренних дел СССР в единый Народный комиссариат внутренних дел СССР (НКВД). Это позволило сконцентрировать все усилия по борьбе с вражеской агентурой и преступностью в одном органе, укрепить охрану общественного порядка, общественной и государственной безопасности в стране. Угроза войны потребовала решительных мер в совершенствовании структур не только Вооруженных сил, но и органов НКВД, приближая их к выполнению тех задач, которые неизбежно вставали перед ними в случае войны. С началом военных действий были внесены крупные изменения в законодательную базу, и особенно в связи с введением в стране военного положения и объявления мобилизации. Функции войск и органов НКВД неизмеримо расширились.
Одной из важных задач, вставших перед войсками с началом войны, а затем и в ходе ее, явилась охрана тыла действующей армии. Войска НКВД имели практический опыт организации этой службы по советско-финской кампании 1939-40 гг. Однако сложности, связанные с масштабностью войны на советско-германском театре военных действий выявили многие проблемы, касающиеся, прежде всего вопросов правового статуса войск охраны тыла, их подчиненности и регламентации деятельности. Отсутствие какой-
1 Внутренние войска в Великой Отечественной войне. 1941-1945 гг.: док. и материалы. - М., Юрид. лит-ра, 1975. - С. 561.
256
либо аналогии в предшествующей деятельности привело к тому, что войска НКВД в первый год войны выполняли свои функции по охране тыла без соответствующей правовой базы, руководствуясь лишь указаниями военных органов действующей армии. В связи с этим между войсковым командованием и охраной тыла действующей армии происходили частые недоразумения, которые порой вызывали серьезные противоречия, касающиеся боевого и служебного использования войск НКВД. Вышестоящему командованию нередко приходилось решать эти конфликты, и силой приказа приводить в соответствие с «Положением о применении войсковых структур НКВД в условия войны». Учитывая сложившееся положение, сНк СССР своим постановлением от 25 июня 1941 г. возложил на войска НКВД задачу охраны тыла действующей Красной Армии. Для охраны тыла каждого фронта создавались управления войск НКВД. 26 июня 1941 г. приказом НКВД СССР были назначены начальники войск охраны тыла фронтов. В число задач войск охраны тыла входило: наведение в войсковом тылу порядка, регулирование движения беженцев по дорогам, задержание дезертиров, выявление диверсантов и шпионов и борьба с ними, регулирование подвоза и эвакуации имущества и др. Правовой статус войск КНВД по охране тыла был определен не сразу. «Положение о войсках НКВД, охраняющих тыл действующей Красной Армии» было введено только 28 апреля 1942 г., т. е. через 10 месяцев. В этом Положении, подписанном заместителем Наркома Обороны маршалом Советского Союза Б.М. Шапошниковым и заместителем Наркома Внутренних дел СССР генерал-майором А.Н. Апполоновым, указывалось: 1. Охрана тыла фронтов организуется Военными советами фронтов и выполняется войсковыми частями и тыловыми учреждениями НКВД и специально выделенными для этой цели частями войск НКВД СССР. На войска НКВД, охраняющие тыл действующей Красной Армии, возлагается: борьба с диверсантами, шпионами и бандитскими элементами в тылу фронта; ликвидация мелких отрядов и групп противника, проникающих или забрасываемых в тыл фронта (автоматчики, парашютисты, сигнальщики и т. п.), в особых случаях (по решению Военного совета фронта) охрана коммуникаций на определенных участках»1. Участвуя в выполнении решений военных и гражданских органов власти, войска НКВД главные усилия направляли против агентуры противника. На некоторых направлениях в отдельные периоды времени число обезвреженных агентов было весьма значительным: в сентябре 1941 г. войсками НКВД по охране тыла на Северном (Ленинградском) фронте задержано 31287 чел., на Северо-Западном- 4936, Карельском - 16319, Волховском -5221 чел. В ноябре 1941 года на Ленинградском фронте число за-
1 Внутренние войска в Великой Отечественной войне. 1941-1945 гг.: док. и материалы. - М., Юрид. лит-ра, 1975. - С. 561.
257
держанных составляло 7506, а в декабре - 7580 человек. С 22 июня 1941 г. по 1 апреля 1942 г. нарядами войск НКВД по охране тыла Ленинградского фронта было задержано 269 агентов и диверсантов врага. На 1 января 1942 г. количество задержанных войсками охраны тыла нарушителей фронтового режима по всем фронтам составило 78560 человек. Из них после соответствующей проверки направлены в действующую армию 61694 человека. Решение задачи обеспечения надежной охраны тыла действующей армии НКВД СССР имел в своем распоряжении органы внутренней безопасности, милиции, войска по охране тыла, истребительные батальоны. Война выдвинула перед войсками НКВД новые задачи, которые требовали правовой основы для их выполнения. Одной из них являлась охрана военнопленных. В начальный период войны эти задачи выполняли войска НКВД по охране тыла действующей армии, но с резким увеличением численности военнопленных встал вопрос о создании в системе НКВД СССР специального Управления по делам военнопленных и интернированных. Такое управление было создано 24 февраля 1943 года приказом № 00367. Начальником управления был назначен генерал-майор И.Петров. 25 февраля 1943 г. число военнопленных составило 256918 человек. Для военнопленных имелось 24 лагеря (в том числе 4 офицерских) и 11 фронтовых приемно-пересыльных лагерей1.
В начале войны была сформирована Отдельная мотострелковая бригада особого назначения НКВД СССР (ОМСБОН), ставшая учебным центром подготовки и отправки в тыл врага разведывательно-диверсионных групп и отрядов. Они формировались из сотрудников органов НКВД, военнослужащих пограничных и внутренних войск, добровольцев-спортсменов, из рабочей молодежи и антифашистов-интернационалистов. За четыре года войны Отдельная бригада подготовила по специальным программам для выполнения заданий в тылу противника 212 специальных отрядов и групп общей численностью 7316 человек. Они провели 1084 боевых операции, уничтожили около 137 тыс. фашистских солдат и офицеров, ликвидировали 87 руководителей немецкой администрации, 2045 немецких агентов2.
Участвовали войска НКВД и непосредственно в боевых действиях на фронтах войны. Брестская крепость, Могилев, Киев, Смоленск, Москва, Ленинград - многие и многие города защищали и освобождали сотрудники внутренних дел плечом к плечу с регулярной армией.
1 Сальников В.П., Степашин С.В., Янгол Н.Г. Органы внутренних дел Северо-Западного региона СССР в годы Великой Отечественной войны. 19411945 гг. - СПб.,1996. - С. 48.
2 Накануне: сб. док. - М., 2001. - С. 176.
258
Таким образом, с первых дней войны войска НКВД оказались на переднем крае борьбы с врагом, участвуя как в непосредственной защите государственной границы, городов, так и в обеспечении тыла действующей армии. Особое место отводилось войскам в предупреждении попыток фашистской агентуры и диверсантов проникнуть в расположение соединений и частей, в предупреждении диверсий врага на фронтовых коммуникациях.
С. Н. Травкин
Великие географические открытия и монетное обращение на Юго-Востоке Европы в XVI столетии
В конце XV и первой половине XVI в. мировая цивилизация вступила на новую ступень развития. Были открыты прямые морские пути из Европы в Америку, Ост-Индию и на Дальний Восток1. Впервые в истории непрерывная сеть торговых путей охватила весь земной шар, и начал складываться всемирный рынок. Последствия Великих географических открытий оказали влияние на все стороны жизни общества, в том числе и на сферу денежного обращения.
Однако Великие географические открытия весьма различно влияли на историю отдельных регионов и народов. Эти последствия носили как позитивный, так и негативный характер. Если западноевропейцы оказались в выигрышной ситуации, то коренные жители Америки были обречены на потерю своей культуры, а часто и на физическое уничтожение2. Африка в результате этих открытий стала зоной охоты за чёрными рабами3.
В Европе в результате Великих географических открытий уменьшилось экономическое и политическое значение тех регионов, которые оказались в стороне от новых торговых путей, проходивших в Атлантическом океане4. Наибольшую выгоду получили страны, располагавшиеся на западной оконечности Европейского континента.
Судьбы жителей Западной Европы и Америки были двумя противоположными полюсами единого процесса, достаточно полно освещенного в международной историографии. Однако последствия
1 Магидович В.И., Магидович И.П. Очерки по истории географических открытий. Эпоха великих открытий. - М.: Центраполиграф, 2003. - С. 5, 11-316.
2 Иннес Хэммонд. Конкистадоры: История испанских завоеваний XV-XVI веков. - М.: Центрополиграф, 2002. - С. 206-379.
3 Рено Ф., Даже С. Африканские рабы в далёком и недавнем прошлом. -М.: Наука, 1991. - С. 52-123.
4 Минкова К.В. Международная многосторонняя торговля: от античности до ВТО. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. - С. 64.
259