Научная статья на тему 'Органы государственного коннозаводства во второй половине XIX – начале XX в.'

Органы государственного коннозаводства во второй половине XIX – начале XX в. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
673
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Органы государственного коннозаводства во второй половине XIX – начале XX в.»

Д. А. Мельникова

Органы государственного коннозаводства во второй половине XIX - начале XX в.

В первой половине XIX в. в Российской империи возникла необходимость в создании ведомства, которое бы регулировало систему государственного коннозаводства. Образование нового органа должно было происходить с учетом сельскохозяйственных и военных потребностей населения в лошадях, а также с целью улучшения конского поголовья в целом по Российской империи.

Первые серьезные преобразования были осуществлены в 1843 г., когда военные конские заводы стали преобразовываться в государственные [7, с. 246]. Губернии Европейской России были поделены на две группы: пригодные для коннозаводства и непригодные. В последнюю группу были включены: Санкт-Петербургская, Московская, Эстляндская, Лифляндская, Курляндская, Витебская, Олонецкая, Калужская, Новгородская, Псковская, Костромская и Владимирская губернии [14. Л. 30 об.].

Указом от 10 апреля 1843 г. было утверждено новое Положение государственного коннозаводства, в соответствии с которым было создано Управление для заведования государственными конскими учреждениями, в число которых входили конные заводы и земские конюшни [3, с. 4]. С этого момента под руководство Управления были переданы: Скопинский, Починковский, Деркульский, НовоАлександровский, Лимаревский и Стрелецкий конные заводы [4, с. 50]. В 1845 г. были также приобретены два частных завода: графини А.А. Орловой-Чесменской в Хреновском имении и графа Ф.В. Ростопчина в поместье Чесменка [3, с. 5].

Во главе Управления стоял Комитет государственного коннозаводства, в котором обсуждались вопросы по внутреннему устройству государственных конских заведений. Также в состав Управления входила канцелярия, департамент государственного коннозаводства и комиссия коннозаводства в составе 46 членов-корреспондентов для наблюдения за состоянием коннозаводства на всей территории России [3, с. 8].

Первым председателем Комитета Государственного коннозаводства был назначен граф В.В. Левашев, после смерти которого 11 октября 1848 г. Управление государственного коннозаводства было присоединено к Министерству государственных имуществ как отрасль сельского хозяйства [13. Л. 49]. Причиной включения ведомства в структуру Министерства являлась обеспокоенность чиновников состоянием коннозаводства, которое стало ухудшаться в

результате войн с участием Российской империи в первой половине XIX в.

Для создания и обсуждения нового Положения государственного коннозаводства при V отделении Собственной Его Императорского Величества Канцелярии в 1848 г. была учреждена специальная комиссия [16. Л. 7]. 28 июня 1850 г. было утверждено новое Положение о Государственном коннозаводстве [8, с. 590], в соответствии с которым в структуру государственных конских учреждений входили:

• Комитет Государственного коннозаводства.

•Хреновской, Чесменский, Деркульский, Ново-Александровский, Лимаревский, Стрелецкий и Беловодские конные заводы.

•Санкт-Петербургская аукционная конюшня.

•Московская случная и аукционная конюшни.

• 24 земские случные конюшни.

• Комитеты императорских скачек и испытаний лошадей [13. Л. 49-50].

Коннозаводские округа, учрежденные в 1843 г., были упразднены, а волости, принадлежащие конским заводам, были переданы в ведение Первого и Лесного департаментов Министерства государственных имуществ [3, с. 8].

Главным органом государственного коннозаводства, как и прежде, оставался Комитет государственного коннозаводства. Однако департамент и канцелярии государственного коннозаводства упразднялись [8, с. 591]. Один из членов Комитета назначался инспектором государственных конских заведений для исполнения распоряжений Министерства государственных имуществ и Комитета. Под руководством инспектора находились канцелярия и особая ветеринарная комиссия, в обязанности которой входило: следить за исполнением распоряжений по ветеринарной части в местных управлениях государственного коннозаводства, а также исполнять поручения Комитета [13. Л. 28, 52].

Рассмотрению Комитета государственного коннозаводства подлежали: вопросы по улучшению коннозаводства, учреждения обществ для поощрения коннозаводства в Российской империи, учреждения земских конюшен, назначения императорских призов для скачек и других ипподромных испытаний, а также вопросы материального и денежного обеспечения государственных конских заведений.

Канцелярия Комитета государственного коннозаводства состояла из двух отделений, секретарского, счетного и журнального столов [13. Л. 4]. Первое отделение курировало кадровые вопросы по всему ведомству коннозаводства, заведовало земскими конюшнями и сортировкой жеребцов и маток во всех учреждениях коннозаводства. Второе отделение канцелярии занималось заготовкой фуража,

172

провианта, делами по устройству и управлению заводскими слободами [8, с. 593].

Для управления региональными органами государственного коннозаводства учреждались Комитеты о губернском коннозаводстве, во главе которых назначались начальники губерний. Члены Комитета выбирались из губернских предводителей дворянства, управляющих палатами государственных имуществ, удельными конторами и земскими конюшнями [6, с. 19].

В 1856 г. Управление государственного коннозаводства под руководством генерал-адъютанта барона Е.Ф. Мейндорфа было решено выделить из состава Министерства государственных имуществ [15. Л. 7], так как к тому моменту показатели коневодства в России снова стали расти, и ведомство могло теперь самостоятельно заведовать отраслью. В 1859 г. временно на три года было утверждено новое Положение [8, с. 244]. В том же году главноуправляющим ведомства был назначен генерал Р.Е. Гринвальд [3, с. 17].

С 1-го января 1864 г. было окончательно утверждено новое Положение о государственном коннозаводстве [10, с. 46], действовавшее до 27 апреля 1882 г. Новым ведомством для заведования учреждениями и органами государственного коннозаводство стало Главное управление [10, с. 46-47], в состав которого входили: главноуправляющий, совет Главного управления, заведующие вновь образованными коннозаводскими округами.

В ведении Главного управления Государственного коннозаводства с 1864 г. состояли:

•Хреновской и Беловодские конные заводы.

• Восемь конюшен заводских жеребцов в Починках, Тамбове, Хреновом, Харькове, Лимареве, Смоленске, Елизаветграде и Каменец-Подольске.

•Санкт-Петербургская и Московская аукционные конюшни.

•Общества для испытания лошадей.

Территория Российской империи была разделена на четыре коннозаводских округа. В каждом из них был назначен начальник, под заведованием которого находились все коннозаводские учреждения, входящие в округ [10, с. 49].

Первый округ, возглавляемый генерал-майором П.К. Мердером, включал все коннозаводские учреждения Московской, Калужской, Тульской, Орловской, Рязанской, Воронежской, Тамбовской и Саратовской губерний [5, с. 1, 5]. Во второй округ под руководством флигель-адъютанта Н.У. Арапова входили: Санкт-Петербургская, Новгородская, Тверская, Ярославская, Владимирская, Костромская, Пермская, Казанская, Вятская, Нижегородская, Пензенская, Самар-

ская, Симбирская, Уфимская губернии и Оренбургский край [5, с. 2, 9-10].

Начальником третьего округа был назначен генерал-майор Д. К. Гербель [5, с. 2]. Под его управлением находились: Курская, Черниговская, Харьковская, Полтавская, Херсонская, Екатерино-славская и Таврическая губернии. Четвертый округ, к составу которого причислялись Подольская, Киевская, Волынская, Минская, Виленская, Гродненская, Ковенская, Витебская, Могилевская, Смоленская, Псковская, Эстляндская, Лифляндская, Курляндская губернии и Бессарабская область, возглавлял генерал-майор М.Н. Дохтуров [5, с. 2, 10].

В 1874 г. Главный управляющий Государственного коннозаводства Е.Р. Гринвальд подал в отставку из-за болезни. По этой причине в апреле того же года Главное управление Государственного коннозаводства было вновь присоединено к Министерству государственных имуществ с сохранением прежней организации [10, с. 49], а новым управляющим ведомства был назначен генерал-лейтенант А.И. Сабуров [5, с. 1]. Единственным изменением в системе государственного коннозаводства было сокращение числа коннозаводских округов с четырех до трех [11, с. 581].

В 1881 г. Главное управление Государственного коннозаводства было вновь отделено от Министерства государственных имуществ, а Главноуправляющим был назначен генерал-адъютант И. И. Воронцов-Дашков [2, с. 43].

Через год подошел срок окончания действия Положения Государственного коннозаводства от 1864 г. Новые правила, которые законодательно закрепляли систему вновь созданного ведомства, были утверждены в апреле 1882 г. [12, с. 177]. Структура органа государственного коннозаводства включала в себя как и ранее: Главноуправляющего, Совет, канцелярию, чиновников для особых поручений, ветеринара-консультанта и корреспондентов для сбора данных по коннозаводству в Российской империи и за границей. В таком составе центральный орган управления Государственного коннозаводства функционировал до 1918 г.

Рассмотрев, эволюцию органов Государственного коннозаводства во второй половине XIX- начале ХХвв., мы можем отметить, что статус данного ведомства неоднократно менялся, так как самостоятельная деятельность органа сменялась на подчиненное положение Министерству государственных имуществ. Несмотря на это, к началу XX в. ведомству Государственного коннозаводства удалось сохранить четкую внутреннюю структуру.

Список литературы

1. Газета коннозаводчиков и любителей лошадей. - 1874. - № 9.

2. Дубенский Д.Н. Исторический очерк развития русского государственного и частного коннозаводства от Московской Руси и до наших дней. С хронологической таблицей древнейших заводов. - СПб., 1896.

3. Историческое обозрение пятидесятилетней деятельности Министерства государственных имуществ 1837-1887. Сельское хозяйство. Коннозаводство. Ч. IV. - СПб., 1888.

4. Кожевников Е.В., Гуревич Д.Я. Отечественное коневодство: история, современность, проблемы. - М., 1990.

5. Памятная книжка по Главному управлению Государственного коннозаводства на 1865 г. - СПб., 1865.

6. Памятная книжка по Главному управлению Государственного коннозаводства на 1875 г. - СПб., 1875.

7. Полное собрание законов Российский Империи (ПСЗ). Собрание - 2. Т. XVIII. - СПб., 1843.

8. ПСЗ. Собрание - 2. Т.XXV. - СПб., 1851.

9. ПСЗ. Собрание - 2. Т. XXXIV. - СПб., 1861.

10. ПСЗ. Собрание - 2. Т. XXXIX. - СПб., 1867.

11. ПСЗ. Собрание - 2. Т. □ . - СПб., 1878.

12. ПСЗ. Собрание - 3. Т. II. - СПб., 1886.

13. Российский Государственный Исторический архив (РГИА). Ф. 412. Оп. 1. Д. 1.

14. РГИА. Ф. 412. Оп. 2. Д. 20.

15. РГИА. Ф. 412. Оп. 1. Д. 591.

16. РГИА. Ф. 1589. Оп. 1. Д. 684.

А. Л. Никифоров Царское Село в дни Февральской революции 1917 г.

История Царского Села (как одной из загородных резиденций российских монархов) характеризовалась тем особым статусом, которым обладал этот небольшой и уютный городок в дореволюционной России. Являясь одним из излюбленных мест пребывания царственных особ, Саарская Мыза, София и, наконец, Царское Село заметно отличалось от других уездных городов Российской империи.

Так, в силу статуса императорской резиденции, в городе проживало небольшое по численности «благонадёжное» население, состоявшее преимущественно из представителей аристократии и научной интеллигенции. Так называемый «мастеровой люд» состоял из рабочих и обслуживающего персонала дворцово-парковых хозяйств, насчитывая не больше 3 тыс. человек из 10 тыс. гражданского населения Царского Села накануне Первой мировой войны. Дополнительный шарм в изящном облике города придавали расквартированные в нем гвардейские полки общей численностью около 8 тыс. солдат и офицеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.