ВЫВОД. Использование экспериментальной модели тренировки обеспечило высокий уровень развития необходимых мышц у стрелков из винтовки по движущейся мишени, что позволило повысить уровень спортивного мастерства у испытуемых экспериментальной группы. Это способствовало созданию условий для более быстрой адаптации спортсменов, к специфическим условиям соревновательной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зюкин, А.В. Факторы, определяющие необходимость формирования готовности курсантов вузов ВВ МВД России к боевой деятельности, с использованием средств огневой и физической подготовки / А.В. Зюкин, А.Э. Болотин, Ю.А. Напалков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 7 (113). - С. 77-81.
REFERENCES
1. Zyukin, A.V., Bolotin, A.E. and Napalkov, Yu.A. (2014), "The factors defining need of formation of readiness of cadets of higher education institutions of Interior Ministry Troops of Russia for fighting activity, with use of means of fire and physical preparation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 113, No. 7, pp. 77-81.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.02.2019
УДК 796.011.3
ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ РУДН
Елена Эдуардовна Карелина, старший преподаватель, Александр Александрович Чумаков, старший преподаватель, Российский университет дружбы народов, г. Москва
Аннотация
В статье приведены результаты исследования организации жизнедеятельности и состояния здоровья студентов. Установлено, что более 50% студентов не практикуют в повседневной жизни методы здорового жизнеобеспечения. Около 40% молодых людей имеют ту или иную патологию, каждый пятый регулярно употребляют алкоголь, 28,3 % юношей и 33,6% девушек курят. Выявлено, что более 80% респондентов ведут «сидячий образ жизни». С целью компенсации недостатка движений 44,4% молодых людей совершают прогулки, 38,3% ежедневно занимаются дома. В качестве основного способа сохранения здоровья около половины (49,4%) студентов указывают на соблюдение правил личной гигиены, 19,8% на ограничение приема алкоголя, 18,5% на ограничение курения. Занятия физической культурой и спортом, как средства сохранения здоровья, выбирают только 12,3% опрошенных.
Ключевые слова: образ жизни; здоровье студентов; качество жизни; вредные привычки; двигательная активность.
ORGANIZATION OF LIFE ACTIVITY AND HEALTH STATUS OF UNDERGRADUATE STUDENTS OF RUDN
Elena Eduardovna Karelina, the senior teacher, Alexander Alexandrovich Chumakov, the senior teacher, RUDN University, Moscow
Annotation
The article presents the results of a study of the organization of life activity and health status of students. It is established that more than 50% of students do not practice healthy lifestyle methods in everyday life. About 40% of young people have various pathologies, 20% of them regularly drink alcohol, 28.3% of boys and 33.6% of girls smoke cigarettes. It is revealed that more than 80% of respondents have a
sedentary lifestyle. In order to compensate for the lack of movement, 44.4% of young people go for walks, 38.3% go in for sports every day at home. As the main method of preserving health, about half (49.4%) of students choose the rules of personal hygiene, 19.8% for limiting alcohol intake, 18.5% for limiting smoking. Only 12.3% of respondents choose physical education and sports as a means of maintaining health.
Keywords: lifestyle; health of students; quality of life; bad habits; motor activity.
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях проблема сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи является чрезвычайно актуальной [2, 3, 8]. Результаты научных исследований свидетельствуют о низком уровне физического и функционального развития юношей и девушек, сниженной способности их организма к мышечной деятельности, ослабленных адаптационных возможностях, высоком уровне заболеваемости [5, 6, 9].
Одним из основных приоритетов в решении данной проблемы является формирование у молодежи здорового образа жизни [1, 4, 7]. Эффективно формировать здоровый образ жизни можно, опираясь на знание реального образа жизни людей определенного возраста и пола. Для этого необходимо постоянно проводить мониторинг факторов риска возникновения и развития заболеваний.
Цель исследования: изучить положительное и отрицательное влияние организации жизнедеятельности на состояние здоровья студентов.
МЕТОДИКА
Объектом исследования явились 810 студентов первого и второго курса Российского университета дружбы народов, из них 230 юношей и 580 девушек. Изучение влияния организации жизнедеятельности на состояние здоровья студентов проводилось методом анкетирования. Анкета состояла из нескольких блоков и включала вопросы: восприятие студенческой жизни, самооценка состояния здоровья, употребление фруктов, вредные привычки и др. Вопросы имели 2-4 варианта ответов. Юноши и девушки выбирали варианты, которые наиболее соответствовали их мнению. Сведения о принадлежности студентов к группам здоровья, о наличии и тяжести заболеваний получали из медицинских справок (форма 086/у).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Восприятие студенческой жизни оказывает воздействие на физическое и психическое здоровье молодых людей. Позитивное восприятие рассматривается как фактор обеспечения здоровья, негативное может являться фактором риска. Процент студентов, которым нравится учебное заведение, среди юношей составил 52,2%, среди девушек - 55,2%.
Большую роль в жизни молодого поколения играют сверстники. Доброжелательность однокурсников способствует формированию чувства причастности к определенной социальной группе. Отсутствие понимания и поддержки вносить большое напряжение в их жизнь. Доля юношей, которые считают своих однокурсников добрыми и отзывчивыми составляет 71,7%, девушек - 65,5%.
Качество жизни является важным аспектом благополучия, который тесно связан с субъективным состоянием здоровья. Количество юношей и девушек, которые удовлетворены жизнью, составляет 67,4% и 69,8% соответственно.
Положительным фактором, влияющим на здоровье, является употребление фруктов. Только каждый десятый юноша и каждая четвертая девушка, участвующие в нашем исследовании, ежедневно потребляют фрукты.
Отрицательное влияние на здоровье оказывают вредные привычки. Распространенность курения у юношей составила 28,3%, у девушек - 33,6%. Каждый пятый юноша и каждая пятая девушка регулярно употребляют алкоголь.
Самооценка здоровья является субъективным показателем общего состояния здоровья. Процент студентов, которые оценили свое здоровье как отличное, хорошее или
удовлетворительное составил у юношей 73,9%, у девушек - 70,7%.
В качестве основного способа сохранения здоровья около половины (49,4%) студентов указывают на соблюдение правил личной гигиены, 19,8% на ограничение приема алкоголя и 18,5% на ограничение курения. Занятия физической культурой и спортом, как средства сохранения здоровья, выбрали только 12,3% опрошенных.
Более 80% респондентов (82,7%) ведут «сидячий образ жизни». С целью компенсации недостатка движений 44,4% молодых людей совершают прогулки, 38,3% ежедневно занимаются дома. Наличие ряда поведенческих факторов риска оказывает неблагоприятное влияние на состояние здоровья студентов. Анализ медицинских справок показал, что 38,3% студентов имеют ту или иную патологию. В структуре хронической патологии лидируют заболевания костно-мышечной системы (50 %), органов зрения (50%), желудочно-кишечного тракта (18,3%), органов дыхания (11,4%).
ВЫВОД
Более половины студентов младших курсов РУДН не практикуют в повседневной жизни методы здорового жизнеобеспечения, что указывает на необходимость совершенствования воспитательной и образовательной составляющих в формировании здоровья молодежи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гонсалес, С.Е. Избирательная коррекция содержания занятий физической культурой в вузах / С.Е. Гонсалес // Культура физическая и здоровье. - 2011. - № 4 (34). - С. 72-75.
2. Коданева, Л.Н. Методика физического воспитания учащихся специальной медицинской группы / Л.Н. Коданева // Физическая культура в школе. - 2012. - № 2. - С. 16-19.
3. Коданева, Л.Н. Повышение эффективности физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Н. Коданева // Здоровьесберегающее образование. - 2011. - № 5. - С. 106-110.
4. Состояние здоровья и образ жизни студентов-медиков / Л.Н. Коданева, В.М. Шулятьев, С.Ю. Размахова, В.Н. Пушкина // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - № 12-4 (54). - С. 45-47.
5. Коданева, Л.Н. Комплексное лечение обучающихся с нарушениями осанки и сколиозами / Л.Н. Коданева, Е.С. Кетлерова, М.В. Шаройко // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. - 2018. - Т. 95, № 2-2. - С. 68.
6. Распространенность артериальной гипо- и гипертензии у студентов младших курсов РУДН / Л.Н. Коданева, Е.С. Кетлерова, С.Е. Гонсалес, М.В. Шаройко // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. - 2018. - Т. 95, № 2-2. - С. 69-70.
7. Рациональная организация жизнедеятельности как средство сохранения здоровья студенческой молодежи / Т.С. Борисова, М.М. Солтан, Ж.П. Лабодаева [и др.] // Дети, молодежь и окружающая среда: здоровье, образование, экология : материалы второй Международной науч.-практ. конф. (Барнаул, 5-10 июля 2013 г) / Алтайская государственная педагогическая академия. - Барнаул, 2013. - С. 64.
8. Филимонова, С.И. Здоровье и физическое воспитание учащихся общеобразовательных школ: современный взгляд / С.И. Филимонова, Л.Н. Коданева // Культура физическая и здоровье. -2012. - № 6 (42). - С. 73-76.
9. Динамика функциональных возможностей организма обучающихся подготовительной и специальной медицинских групп в процессе физического воспитания / П.И. Храмцов, Н.О. Березина, А.С. Седова, Л.Н. Коданева, В.П. Орехов, И.М. Никишин // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. - 2013. - № 4. - С. 16-21.
REFERENCES
1. Gonsales S.E. (2011), "Selective correction of the content of physical education in universities", Physical culture and health, No. 4, pp. 72-75.
2. Kodaneva, L.N. (2012), "Methods of physical education of students of a special medical group", Physical education at school, No. 2, pp. 16-19.
3. Kodaneva, L.N. (2011), "Improving the efficiency of physical education of students in school", Health saving education, No. 5, pp. 106-110.
4. Kodaneva, L.N., Shulyatiev, V.M., Razmahova, S.Y. and Pushkina, V.N. (2016), "Health status and lifestyle of medical students", International Research Journal, No. 12-4 (54), pp. 45-47.
5. Kodaneva, L.N., Ketlerova E.S. and Sharoiko M.V. (2018), "Comprehensive treatment of students with posture disorders and scoliosis", Questions of balneology, physiotherapy and medical physical culture, No. 95-2-2, pp. 68.
6. Kodaneva, L.N., Ketlerova E.S., Gonsales S.E. and Sharoiko M.V. (2018), "Prevalence of arterial hypo- and hypertension among undergraduate students", Questions of balneology, physiotherapy and medicalphysical culture, No. 95-2-2, pp. 69-70.
7. Borisova T.S., Soltan M.M., Labodaeva J.P. and others (2013), "Rational organization of life activity as a means of preserving the health of students", Children, youth and the environment: health, education, ecology: materials of the second International Scientific and Practical Conference (Barnaul, July 510, 2013), Altai State Pedagogical Academy, Barnaul, pp. 64.
8. Filimonova, S.I. and Kodaneva, L.N. (2012), "Health and physical education of students in secondary schools: a modern view", Physical culture and health, No. 6 (42), pp. 73-76.
9. Khramtsov, P.I., Berezina, N.O., Sedova, A.S., Kodaneva, L.N., Orekhov, V.P. and Nikishin, I.M. (2013), "Dynamics of functional abilities of the body of the students trained in preparatory and special medical groups in the process of physical education", Problems of school and university medicine and health, No. 4, pp. 16-21.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.03.2019
УДК 796.011
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В РЕЖИМЕ ПРОГУЛОК ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КАК РЕЗЕРВ ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
Владимир Юрьевич Карпов, доктор педагогических наук, профессор, Маргарита
Александровна Петрова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Мария Славовна Антонова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Российский национальный исследовательский медицинский университет, им. Н.И. Пирогова, г. Москва; Виктор Иванович Шарагин, кандидат военных наук, доцент, Галина Семеновна Афонина, старший преподаватель, Московский государственный психолого-педагогический
университет, г. Москва
Аннотация
Для детей дошкольников игровая деятельность является ведущей. В ходе проведенного педагогического эксперимента были получены результаты, достоверно подтверждающие, что целенаправленное проведение подвижных игр на прогулках в дошкольных учреждениях для воспитания конкретных двигательных качеств оказывало положительное влияние на физическое развитие дошкольников 5 - 6 лет.
Ключевые слова: подвижные игры, прогулки, дошкольники 5-6 лет, физические качества.
OUTDOOR GAMES AT WALKING MODE FOR 5-6 YEARS CHILDREN IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION AS THE RESERVE OF PHYSICAL
QUALITIES TRAINING
Vladimir Yuryevich Karpov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Margarita Alexan-drovna Petrova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State Social University, Moscow; Maria Slavovna Antonova, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Pirogov Russian National Research Medical University, Moscow; Victor Ivanovich Sharagin, the candidate of military sciences, senior lecturer, Galina Semenovna Afonina, the