Научная статья на тему 'Организация взаимодействия субъектов образовательного процесса'

Организация взаимодействия субъектов образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1066
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-КОНСУЛЬТАНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-ТЬЮТОР / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-ФАСИЛИТАТОР / INTERACTION / ORGANIZATION / COMPETENCE / TEACHER-CONSULTANT / TUTOR / FACILITATOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Витвицкая Лариса Антоновна

В статье рассматриваются позиции преподавателя во взаимодействии со студентами, способствующие становлению профессиональной компетентности будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of interaction between teachers and students

The article is devoted to the problem of interaction of students and teachers, promoting to professional competence of future specialists.

Текст научной работы на тему «Организация взаимодействия субъектов образовательного процесса»

Обсуждаем проблему

93

Л.А. ВИТВИЦКАЯ, доцент °рганизаЦИЯ

Оренбургский государственный ВЗаИМОДеЙСТВИЯ Субъектов

университет образовательного процесса

В статье рассматриваются позиции преподавателя во взаимодействии со студентами, способствующие становлению профессиональной компетентности будущего специалиста.

Ключевые слова: взаимодействие, организация, компетентность, преподаватель-консультант, преподаватель-тьютор, преподаватель-фасилитатор.

Образование как одна из подсистем общества наиболее активно откликается на происходящие в нем перемены. Вместе с тем оно само инициирует встречное движение и вносит свой вклад в обновление образовательной практики. Образование XXI в. должно формировать способность человека к действенному участию в созидании окружающего мира, предполагая такие формы взаимодействия людей, при которых станет возможным их совместное гармоничное развитие, - диалог и понимание. В этой связи и образовательный процесс в университете осуществляется как взаимодействие его субъектов (преподавателей, студентов), в результате которого будущий специалист принимает и осознает целостный образ профессии, овладевает духовнонравственными ценностями.

В системе приоритетов высшего образования на первый план выдвигается личностный потенциал студента, его способность быть субъектом образовательного процесса. Высшее образование рассматривается не только как присвоение новых знаний, но и как созидание личностных смыслов, целей и ценностей, раскрытие деятельностных способностей студента, его возможностей компетентного и ответственного выполнения профессиональных ролей [1].

Современные исследователи высшего образования видят основное направление его развития в том, чтобы сформировать у будущего специалиста деятельностную позицию в процессе обучения, способствующую становлению опыта целостного видения профессиональной деятельности, решению новых проблем и задач. При этом

меняется образовательная модель - как тип отношений, взаимодействия субъектов образовательного процесса [2].

Преподавателю предстоит решать задачи, направленные на развитие каждого студента, его реальное продвижение вперед. Знания и умения при этом являются не столько самостоятельной целью, сколько средством в процессе развития. Преподаватель университета организует образовательный процесс с учетом освоения студентом новых видов деятельности, новых способов решения проблем в различных видах деятельности, усиливает личностную направленность образования. Доминирующая роль преподавателя сменяется ролью соучастника образовательного процесса, который должен строиться как диалог студентов и преподавателей в общей для них реальности, как взаимное обогащение их личного опыта. Сообщение формальных знаний на лекциях или через учебник, передача формализованной,поверхностной информации должны уступить место проблемным ситуациям, решение которых потребует свободного совместного поиска студента и преподавателя. Организация подобного взаимодействия в образовательном процессе университета направлена на осознание самоценности личности студента, ее уникальности, неисчерпаемости возможностей ее развития.

Таким образом, логика реализации ком-петентностного подхода обусловливает изменение характера взаимодействия субъектов (преподавателей и студентов) образовательного процесса. Цель педагогического взаимодействия заключается в содей-

94 Высшее образование в России • № 7, 2009

ствии становлению профессиональной компетентности будущего специалиста. Исходя из данной предпосылки, можно обозначить следующие позиции преподавателя во взаимодействии со студентами.

Преподаватель-консультант. Сущность позиции преподавателя состоит в том, что в его деятельности отсутствует такой компонент, как традиционное изложение материала, обучающая функция заменяется консультированием, которое может осуществляться как в реальном, так и в дистанционном режиме. Консультирование строится на решении конкретной проблемы. Предполагается, что консультант либо знает готовое решение, которое он может предложить, либо владеет способами деятельности, которые указывают путь к решению проблемы. Главная цель преподавателя - научить студента учиться.

Преподаватель-модератор. Модери-рование - деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей студента и его способностей. В основе мо-дерирования лежит использование специальных технологий, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями, подводящий студента к принятию решения за счет реализации внутреннихвозможностей. Основными методами работы преподавателя-модератора являются такие, которые побуждают студентов к деятельности, выявляют существующие у них проблемы и ожидания, организуют дискуссионный процесс, создают атмосферу партнерского сотрудничества.

Преподаватель-тьютор. Осуществляет педагогическое сопровождение студентов, разрабатывает групповые задания, организует групповые обсуждения какой-либо проблемы. Деятельность преподава-теля-тьютора, как и преподавателя-кон-сультанта, направлена не на воспроизводство (трансляцию) информации, а на работу с субъектным опытом студента. Преподаватель анализирует познавательные ин-тересы,намерения,потребности студента, разрабатывает упражнения и задания, опи-

рающиеся на современные коммуникационные методы, личную и групповую поддержку, продумывает способы мотивации и варианты фиксации достижений, определяет направления проектной деятельности. Общение с тьюторами может осуществляться через семинары, группы взаимопомощи, компьютерные конференции. Задачи преподавателя-тьютора: помочь студентам получить максимальную отдачу от учебы, следить за ходом учебного процесса, осуществлять обратную связь в процессе выполнения заданий, проводить групповые тьюториалы, консультировать студентов, поддерживать их заинтересованность в обучении на протяжении всего времени изучения предмета, обеспечить возможность использования различных форм контакта с ними (личные встречи, электронная почта, компьютерные конференции).

Преподаватель-фасилитатор. Позиция преподавателя, основыванная на положениях классика мировой психологии, основоположника ее гуманистического направления К. Роджерса. Это позиция содействия студенту в процессе обучения, признания его права на свободный выбор направления своего развития. Преподава-тель-фасилитатор понимает, что подлинное учение всегда индивидуализировано, а рекомендации и конкретная помощь, которую оказывает преподаватель студенту, должна быть индивидуальной. Особенность позиции фасилитатора заключается в том, что, помогая учиться студентам, он сам учится у тех, кому помогает. Преподаватель строит открытые, эмоционально насыщенные, неролевые взаимодействия со студентами, отношения, в которых все участники учатся. Опыт такого гуманистического взаимодействия субъектов образовательного процесса интересен и полезен. Задача преподавателя в таком взаимодействии - следовать индивидуальным интересам студентов, сохранять их живой интерес и любопытство по отношению к самим себе, к миру, который их окружает, поддерживать то, чем человек дорожит. Преподаватель-фа-силитатор создает атмосферу доверия и

Обсуждаем проблему

95

творчества, взаимного уважения и свободы самовыражения, в которой интересы студентов проявляются естественным образом. Важно на занятиях создавать ситуации, в которых студент просто не может не учиться сам.

В процессе взаимодействия преподаватель обеспечивает не только когнитивное, но и эмоциональное развитие студентов. Фасилитатор организует обучение, затрагивающее глубинные основы личности студента, помогающее ему стать целостным человеком, чувства которого порождают идеи, а идеи - чувства. Преподаватель-фа-силитатор видит свою задачу в том, чтобы помочь студенту реализовать свой потенциал в будущей деятельности.

Таким образом, фасилитатор помогает студентуопределиться в выборе индивидуальной образовательной траектории, выработать умение самостоятельно и продуктивно трудиться, сформировать собственный, индивидуальный стиль когнитивной деятельности.

В свете новых тенденций в образовании от преподавателя требуется «выращивание» у студентов способностей к самопознанию и самосовершенствованию. Происходит переосмысление ролевых позиций педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», нежели непосредственным источником знаний и информации. Изменение профессиональной позиции преподавателя приводит к тому, что студент выступает в процессе обучения как партнер, причем имеющий определенный жизненный опыт. При этом чем больше студент имеет знаний, навыков и опыта по какому-либо предмету, тем в большей степени он самостоятелен в процессе обучения и тем более очевидна роль консультанта, помощника, которую выполняет преподаватель.

Учитывая «ансамблевый » характер педагогической деятельности, целесообразно включать в обучение профессиональные задачи, требующие не только индивидуального, но и группового обсуждения, оценки. В ходе решения групповых задач студенты

приобретают навыки межличностного взаимодействия, опыт уважения точки зрения оппонента. Преподаватель так организует взаимодействие в аудитории, что студенты становятся равноправными участниками происходящего и воспринимают обучение как обмен опытом между ними и преподавателем. Преподаватели же выражают свое положительное или отрицательное отношение к тому, как студенты излагают основы предмета и реагируют на вопросы, комментарии и поведение друг друга.

При проведении занятий важную роль играет открытая познавательная позиция, которая предполагает особый тип отношения к изучаемым предметам. Чтобы сформировать у студентов открытую познавательную позицию, преподаватель отбирает методы, способствующие восприятию и осознанию студентами различных взглядов на одно и то же явление, использованию множества вариативных способов его описания и анализа; созданию условий для обмена позициями и точками зрения; синтезу различных теоретических позиций и мнений относительно решения проблемы; появлению различных идей и неоднозначных суждений; использованию научной информации различного характера, где явление, факт, действие интерпретируются с разнообразных точек зрения; «развернутости в будущее» - перспективному видению студентами своей деятельности в разных ситуациях и педагогических условиях. При этом обращается внимание на личностный выбор студентами собственной позиции и возможности планирования своей дальнейшей карьеры.

Деятельность преподавателя по организации взаимодействия в образовательном процессе основывается на общедидактических принципах и направлена на максимально полное раскрытие потенциала студента. Поскольку образовательный процесс практически всегда имеет многоцелевой характер, представляя собой сложную «полифоническую» структуру, принципиально важным становится умение преподавателя менять ролевые функции в ходе занятий,

96 Высшее образование в России • № 7, 2009

варьировать рисунки поведения, применять различные тактические приемы и способы взаимодействия со студентом. От преподавателя требуется гибкость, пластичность мышления, отказ от стереотипных действий, реакций, выработанных в его прошлом профессиональном опыте.

Характеризуя субъектов образовательного процесса, следует учитывать их особенности. Студенчество - это особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Поколение российской учащейся молодежи XXI века - это поколение, которое менее податливо к восприятию авторитарных педагогических воздействий, менее склонно к пассивному и бездоказательному принятию поступающих «сверху» установок, директив. Нынешнее студенчество более независимо в своих взглядах, позициях, отношениях, более автономно в своих ментальных основаниях и характеризуется осознанным отношением к себе как к культурно-историческому субъекту.

Педагоги и психологи, изучающие умонастроения российской учащейся молодежи, в настоящее время отмечают серьезные качественные изменения в ее мироощущении, ее аксиологическихприоритетах. Молодые люди стали по-новому воспринимать, понимать и открывать мир, который они, говоря словами Д.И. Фельдштейна, во многом сами и изменили, и изменились в нем. Это проявилось на разных уровнях, в том числе и в образовательном поле, проявилось в более глубокой рефлексии, осмыслении происходящего, в «смене целей, ценностей, ориентации индивидов » [3].

Перед преподавателем как профессионалом XXI века стоит ответственная задача формирования студента как субъекта учебной деятельности в ракурсе паритетности и диалогичности. При этом образец выполне-

ния этих действий должен демонстрировать сам преподаватель. Это означает необходимость усиления диалогичности обучения, специальной организации взаимодействия, предоставление студентам возможности отстаивать свои взгляды, цели, жизненные позиции в образовательном процессе.

У каждого субъекта образовательного процесса есть уникальный жизненный опыт. Этот опыт переживаний, размышлений, простых и трудных решений и поступков имеет огромную ценность и может служить персональным вкладом субъекта в общий групповой банк. Значимость взаимодействия субъектов образовательного процесса вырастает в разы, потому что общий, накопленный благодаря персональным вкладам капитал не приходится делить - после занятий каждый из субъектов сможет забрать с собой весь банк целиком. Механизм самого процесса взаимодействия заключается в открытости и взаимном принятии друг друга такими, какие есть. В этом уникальная ценность педагогического взаимодействия для каждого из его участников.

Литература

1. См.: Компетентностный подход в педаго-

гическом образовании / Под ред. проф.

B.А. Козырева, проф. Н.Ф. Радионовой и проф. А.П. Тряпициной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. 392 с.; Козырев В.А., Шубина Н.Л. Высшее образование в России в зеркале Болонского процесса. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.

2. См.: Смирнов С.А. Практикуемые модели

социально-гуманитарного образования / / Преподавание социально-гуманитарных дисциплин в вузах России. М., Логос, 2003.

C. 153-160.

3. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направ-

ления развития психолого-педагогичес-ких исследований // Бюллетень ВАК МО РФ. 2005. № 26. С. 2.

VITVITSKAYA L. ORGANIZATION OF INTERACTION BETWEEN TEACHERS AND STUDENTS

The article is devoted to the problem of interaction of students and teachers, promoting to professional competence of future specialists.

Keywords: interaction, organization, competence, teacher-consultant, tutor, facilitator.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.