Научная статья на тему 'Организация взаимодействия педагогов ДОУ, воспитанников и их родителей с помощью авторской информационной системы «Раннее развитие детей»'

Организация взаимодействия педагогов ДОУ, воспитанников и их родителей с помощью авторской информационной системы «Раннее развитие детей» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
475
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ / МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИИ / ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РАННЕЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / CHILDREN’S FORWARDNESS / DEVELOPMENTAL LESSONS / MULTIMEDIA TECHNOLOGIES / ICT-COMPETENCE / INFORMATION SYSTEM / PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Ирина Юрьевна

В данной статье рассматривается проблема использования информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении. Представленная в работе авторская Информационная система «Раннее развитие детей» служит для решения новых дидактических задач, наполняет новым содержанием воспитательно-образовательный процесс. В качестве методических рекомендаций были использованы методики раннего развития. Информационная система рекомендуется педагогам и родителям, заинтересованным в раннем развитии детей; помогает всесторонне развивать ребенка. Цель исследования обосновать внедрение авторской Информационной системы «Раннее развитие детей» для организации взаимодействия педагогов, воспитанников и их родителей в различных дошкольных образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация взаимодействия педагогов ДОУ, воспитанников и их родителей с помощью авторской информационной системы «Раннее развитие детей»»

Vance Packard, Die geheimen Verfuhrer, Der Griff nach dem UnbewuBten in je-dermann (Dusseldorf: Econ Verlag, 1958 /1992).

Dr. Hans A. Schieser, Prof.emeritus DePaul University Chicago * © Januar 2013

ДЕТСКИЙ САД: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Лебедева Ирина Юрьевна

Заведующий МКДОУ Шелеховского района "Детский сад общеразвивающего вида № 15 "Радуга"

УДК 372.3/4 ББК 74.1

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ, ВОСПИТАННИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ С ПОМОЩЬЮ АВТОРСКОЙ

ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ «РАННЕЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ»

В данной статье рассматривается проблема использования информационнокоммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении. Представленная в работе авторская Информационная система «Раннее развитие детей» служит для решения новых дидактических задач, наполняет новым содержанием воспитательнообразовательный процесс. В качестве методических рекомендаций были использованы методики раннего развития. Информационная система рекомендуется педагогам и родителям, заинтересованным в раннем развитии детей; помогает всесторонне развивать ребенка. Цель исследования - обосновать внедрение авторской Информационной системы «Раннее развитие детей» для организации взаимодействия педагогов, воспитанников и их родителей в различных дошкольных образовательных учреждениях.

Ключевые слова: развивающие занятия; мультимедиа технологии; ИКТ-компетентность; раннее развитие детей; информационная система; дошкольное образовательное учреждение.

INTERACTION ORGANIZATION BETWEEN KINDERGARTEN EDUCATORS, PRESCHOOLERS AND THEIR PARENTS BY USING

AUTHOR INFORMATION SYSTEM “CHILDREN’S FORWARDNESS”

The article deals with the informational-communicative technologies used in the educational process of preschool educational institution. The purpose is to show the author information system “Children Forwardness” used to solve the new didactical problems, fill educational process with the new content, and corroborate its usage in the organization of interaction between kindergarten educators, preschoolers and their parents in different preschool educational institutions.

Key words: developmental lessons; multimedia technologies; ICT-competence; children’s forwardness; information system; preschool educational institution.

Когда все игры и игрушки уже надоели, а малыш жаждет новых и новых развлечений, приходится придумывать их буквально на ходу или перерывать горы литературы, различных методических пособий, посещать сайты Интернет.

«Детям, которые активно занимаются и играют, намного легче адаптироваться в школе, так как они более уверены в себе и собраны, умеют сопоставлять, анализировать, думать» [Алексо, 2007, с. 34]. Игра — это главный и очень серьезный вид деятельности для ребенка в период раннего и дошкольного детства. Это важнейший способ взаимодействия ребенка и взрослого. От того, сколько, как, во что и с кем ребенок играет в детстве, зависит, каким человеком он вырастет. Иначе говоря, игровой период может достаточно сильно влиять на всю последующую жизнь ребенка.

Многие мамы и папы спокойно относятся к тому, что у их двухлетнего ребенка есть своя, и не маленькая, коллекция дисков, и он с упоением играет у монитора. А доктора, между прочим, утверждают, что до пяти лет ребенка вообще нельзя подпускать к компьютеру - вредно для здоровья. Но, кажется, компромисс найден. Недавние исследования доказали [Андреева, 2005], что нижняя возрастная планка для маленьких геймеров - три года - вполне допустима. Ведь иногда ребенок смотрит «мультики» по телевизору, поэтому, если он будет по 15 минут дважды в неделю играть, можно не беспокоиться. Именно время - определяющий фактор безопасности. Кстати, с пяти до семи лет время игры можно увеличить до 20 минут, а с восьми - уже до получаса.

Чтобы получать истинное удовольствие от игры, нужно по-свойски обращаться с мышкой и клавиатурой, поэтому первые виртуальные игры ребенка чрезвычайно просты: он быстро запоминает, на какую клавишу нажать и где щелкнуть курсором, чтобы добиться нужного действия на дисплее. Это отличный тренинг для зрительно-моторной координации.

Для того чтобы взаимодействие ребенка с компьютером было полезным и не отодвигало детей от родителей и педагогов, нужна система, с помощью которой взрослые получают методические рекомендации по развитию детей и контролируют подачу информации компьютером ребенку.

Использование информационно-коммуникативных технологий в учебновоспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении - это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.

Опыт российских коллег в создании и пользовании интерактивного оборудования в детских садах не противоречит требованиям СанПиН-2-4-1-2660-10 и говорит о том, что оборудование можно использовать для активного вовлечения детей в воспитательно-образовательный процесс с использованием мультимедиатехнологий. Вместе с тем нельзя сказать, что данный опыт работы используется и применяется дошкольными образовательными учреждениями в системе.

Для сочетания пользы, игры и взаимоотношений между детьми и их родителями была спроектирована и создана авторская Информационная система «Раннее развитие детей» [Лебедева, 2009, с. 47]. Среди изученных готовых про-

граммных продуктов, много интерактивных обучающих игр направленных на развитие у детей логики, сенсорики, грамматики, основ математики и естественных наук. Но каждая программа ориентирована на отдельный возраст; дети работают только с мышкой и на клавиатуре, нет применения естественных материалов (пластилин, фломастеры и т.д.); минимальный возраст - 2 года; нет мониторинга развития; отсутствует понятие комплексного занятия, включающего в себя занятия на компьютере, творческую работу, физкультпаузу.

Представленная в работе авторская Информационная система «Раннее развитие детей» служит для решения новых дидактических задач, наполняет новым содержанием воспитательно-образовательный процесс.

Объектом исследования является раннее и дошкольное развитие детей. Предметом исследования в изучаемом объекте являются условия образовательного процесса и средства формирования развития детей.

Цель исследования: обосновать и внедрить авторскую информационную систему «Раннее развитие детей» для организации взаимодействия педагогов, воспитанников и их родителей в различных дошкольных образовательных учреждениях.

Ожидаемые результаты применения информационной системы:

• Создание базы данных программного продукта.

• Пополнение дидактического инструментария в соответствии с интересами детей.

• Разработка информационной модели воспитанника, родителей и педагога.

Описание информационной системы

Информационная система «Раннее развитие детей» построена на анализе различных источников и представляет собой коллекцию занятий и игр для развития детей от 0 до 7 лет. Система состоит из четырех основных блоков:

1 Блок: Коллекция развивающих занятий и игр для детей от 0 до 7 лет. Содержится перечень заданий, их много, но совершенно не обязательно делать их все, скорее даже нежелательно, их следует рассматривать как советы, которые должны развивать ваше воображение, можете составить свое «меню», главное, чтобы оно было сбалансированным и индивидуальным. Все задания содержат необходимые комментарии для полноценного их выполнения.

2 Блок: Мониторинг умений и навыков ребенка для определения соответствия развития возрасту. Содержится набор тестов [Потапчук, 2007] соответственно введенному возрасту.

3 Блок: Отбор заданий для развития определенных навыков. Содержится перечень навыков, пользователь выбирает и переходит на страницу с заданиями для развития выбранных навыков. Например, нужно развивать память, быстроту реакции и творческие способности, тогда информационная система предлагает вам занятия по следующим темам: логика, обучение рисованию, рисование пальчиками, обучение лепке фигур, развивающие презентации и тему с изучением общепринятых понятий.

4 Блок: Комплексное занятие. Содержится программа занятий, длительностью 40 - 60 минут в зависимости от возраста, состоит из 7 этапов разви-

вающего занятия (генерируются случайным образом), следует проводить со своим ребенком 2-3 раза в неделю. Комплексное занятие генерируется случайным образом, задания отбираются соответственно возрасту пользователя и всегда состоит из одних и тех же элементов. Комплексное занятие начинается с решения заданий на развитие логики, речи, письма, чтения. Затем, для того чтобы слегка отдохнуть, предлагается гимнастика для пальчиков и рук. Потом дети просматривают тематические презентации и приступают к творческой деятельности - рисованию (здесь либо разукрашивание, либо первоначальные навыки рисования, либо обучение рисованию по этапам, либо рисование пальчиками). После этого рекомендуется перерыв, во время которого проводится физ. минутка, потом предлагается еще один этап творчества - лепка (от первоначальных навыков - прижимание, отщипывание до обучения лепке по этапам). Заканчивается урок игрой - коллективной, ролевой или подвижной.

Функциональность. Играя самостоятельно или занимаясь со взрослым по данной информационной системе, ребенок:

■ учится раскрашивать, рисовать и лепить;

■ решает логические задачки;

■ запоминает цвета и звуки;

■ получает первые представления о форме, объеме;

■ узнает много нового об окружающем мире;

■ запоминает названия животных, предметов, цветов и т.д.

Особенности Информационной системы «Раннее развитие детей»:

1. Задания «растут» вместе с ребенком: усложняются, увеличивается объем информации.

2. Сопровождается видео- и музыкальными файлами, озвучена для лучшего восприятия заданий.

3. Самостоятельные занятия на компьютере детей с 2-х лет по 15-20 минут в день.

4. Комплексный подход к развитию ребенка.

5. Возможность выдачи на печать необходимых заданий.

6. Информационная система не требует установки на все компьютеры, доступна с любого. Разработана с помощью языка программирования РНР. В нем используются все преимущества технологии клиент - сервер [Томсон, 2003].

Пример странички авторской Информационной системы «Раннее развитие детей» (Рисунок 1).

Рис. 1. Страничка авторской Информационной системы «Раннее развитие детей»

Итак, как показал опыт работы с детьми от 8 месяцев до 7 лет, дети с удовольствием знакомятся, например, с истинными голосами животных и запоминают их внешний вид, изучают геометрические фигуры и их названия, которые часто «проговаривает» система.

После наполнения Информационной системы, в ДОУ создавались условия для её внедрения:

- выбрано помещение, в котором произведен необходимый ремонт;

- 60% педагогического состава получили сертификаты пользователя ПК;

- попечители приобрели мультимедийное оборудование.

После чего методической службой ДОУ было разработано Положение о работе информационно-методического кабинета ДОУ, где определены его задачи, функции и основные направления деятельности.

В детском саду используется блочная система планирования работы, каждая неделя посвящена определенной теме «Одежда», «Транспорт», «Домашние животные» и т.д., в течение которой дети получают знания в различных видах деятельности. Одним из видов является информационное путешествие, во время которого дети при использовании мультимедийного оборудования знакомятся не только со статичным изображением в виде картинок по теме, но и динамичными видеоматериалами, сопровождаемыми звуками окружающего мира. Такие наглядные путешествия воздействует на все каналы восприятия информации (аудиальный, визуальный, кинестетический) и позволяет создать более прочный запас знаний у детей. Педагогические советы, семинары-практикумы, консультации, родительские собрания проходят с использованием мультимедийного оборудования.

Заключение

Для того чтобы взаимодействие ребенка с компьютером было полезным и не отодвигало детей от родителей, создана система, с помощью которой взрослые получают методические рекомендации по развитию детей и контролируют подачу информации компьютером ребенку.

Для сочетания пользы, игры и взаимоотношений между детьми и их родителями была спроектирована и запрограммирована Информационная система «Раннее развитие детей». В качестве методических рекомендаций были использованы методики раннего развития.

Информационная система «Раннее развитие детей» рекомендуется родителям, заинтересованным в раннем развитии детей, помогает всесторонне развивать ребенка.

В результате нашей работы были достигнуты поставленные цели и решены задачи:

1. Обосновано внедрение информационной системы «Раннее развитие детей» для организации взаимодействия педагогов, воспитанников и их родителей в дошкольные образовательные учреждения.

2. Проведен анализ теоретических основ по проблеме раннего и дошкольного развития детей.

3. Проведено исследование условий образовательного процесса и средств формирования развития детей.

4. Проведена экспертиза имеющегося программного обеспечения.

5. Создана база данных программного продукта.

6. Пополнен дидактический инструментарий в соответствии с интересами детей.

7. Проведена апробация.

Информационная система «Раннее развитие детей» утверждена и рекомендована к использованию районным экспертным советом по инновационной деятельности (Выписка из протокола от 18 ноября 2009 г. № 35) и прошла адаптацию в:

1. Игровой и развивающей детской студии «Лебедушка», г. Шелехов - обучено 42 ребенка.

2. МДОУ «Детский сад №7 «Брусничка», г. Шелехов - обучено 10 детей.

3. МДОУ «Детский сад №15 «Радуга», г. Шелехов - обучено 150 детей.

В перспективе планируем проводить мониторинг интегративных качеств детей с помощью Информационной системы «Раннее развитие детей» и осуществлять сетевое взаимодействие с родителями и детьми через сайт нашего учреждения (http ://ds15 raduga.ucoz.ru).

Библиографический список

1. Алексо, В. Игры и игрушки для детей [Текст] / М. Алексо, М. Агафонова // Мама и Малыш. - 2007. - № 1. - С.34-39.

2. Андреева, О. В пользу компьютеризированной программы раннего развития и обучения [Текст] / О. Андреева // Мой кроха и я.- 2005. - № 10. - С. 23-25.

3. Лебедева, И. Ю. Информационная система «Раннее развитие детей» [Текст] / И. Ю. Лебедева // Сборник научных трудов по актуальным вопросам математики, физики, информатики и методике их преподавания: по итогам 63 смотра студенческих научных работ и конференции преподавателей по НИР.-Вып. 2. - Иркутск : ИГПУ факультет МФИ.- 2009. - С. 47-49.

4. Потапчук, А. А. Диагностика развития ребенка [Текст] / А. А. Потапчук.

- СПб. : Речь, 2007. - 154 с.

5. Томсон, Л. Разработка Web-приложений на РНР и MySQL [Текст] / Л. Томсон. - СПб. : ООО «Диа СофтЮП», 2003. - 672 с.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ Алфёрова Ольга Ивановна

Учитель английского языка ГБОУ СОШ № 555 «Белогорье», Санкт-Петербург, Россия

УДК37.026.9

ББК74.00

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ РЕЧЕВЫЕ СИТУАЦИИ

Статья посвящена вопросам создания речевых ситуаций на уроках английского языка. Один из наиболее эффективных методов вовлечения учеников в активную речевую деятельность - реализация их способности к воображению, к образному мышлению. Важным условием также является фактор заинтересованности учащихся в тематике речевых ситуаций.

Ключевые слова: образ; мышление; речевая ситуация; творческие задания; мотивация; диалогическая речь; активная речевая деятельность; коммуникативные задания.

DEVELOPMENT of CREATIVE THINKING through SPEECH SITUATIONS

at the ENGLISH LESSONS

The article deals with the issues of speech situations created at the English lessons. The purpose is to study one of the most efficient methods to involve pupils into the active speech activity through their imagination and creative thinking and show the essential condition which is pupils’ interest in the topic of speech situations.

Key words: image; thinking; speech situation; creative task; motivation; dialogue speech; active speech activity; communicative tasks.

Многие отечественные исследователи в области психологии и педагогики отмечают качественное своеобразие детского мышления, его образность (см., например, [Богоявленский,1959; Выготский, 2005]). Однако в настоящее время обучение в школе скорее ориентировано на такую организацию познавательной деятельности ребенка, при которой образные ее компоненты остаются невостребованными. Д.И. Прокопова в своей кандидатской диссертации «Педагогические условия формирования образного мышления младших школьников» [Прокопова, 2002, с. 3] отмечает, что «система современного образования страдает тем, что культивирует фрагменты знания, а не формирует сознание, не актуализирует его рефлексивный и духовный слои». В результате анализа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.