Научная статья на тему 'Организация взаимодействия бюджетных исследовательских институтов с коммерческими структурами'

Организация взаимодействия бюджетных исследовательских институтов с коммерческими структурами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОНЪЮНКТУРА РЫНКА / ЧАСТНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / ГИБКОСТЬ / МОБИЛЬНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РЕПУТАЦИЯ / ECONOMIC INTERESTS / COOPERATION / MARKET CONDITIONS / THE PRIVATE SECTOR / FLEXIBILITY / MOBILITY / COMPETITIVENESS AND REPUTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уланин Сергей Евгеньевич

Успешное взаимодействие бюджетных исследовательских институтов с коммерческими организациями зависит не только от наличия необходимой для этого инфраструктуры, но и от организации взаимодействия субъектов отношений. В статье раскрывается организация взаимодействия на основе баланса экономических интересов бюджетных исследовательских институтов и коммерческих структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Budget the successful interaction of research institutions with commercial organizations depends not only on the availability of the necessary infrastructure, but also on the organization of interaction of subjects of relations. The article reveals the organization of interaction on the basis of balance of economic interests of budgetary research institutions and commercial structures.

Текст научной работы на тему «Организация взаимодействия бюджетных исследовательских институтов с коммерческими структурами»

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БЮДЖЕТНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ИНСТИТУТОВ С КОММЕРЧЕСКИМИ СТРУКТУРАМИ

Аннотация. Успешное взаимодействие бюджетных исследовательских институтов с коммерческими организациями зависит не только от наличия необходимой для этого инфраструктуры, но и от организации взаимодействия субъектов отношений. В статье раскрывается организация взаимодействия на основе баланса экономических интересов бюджетных исследовательских институтов и коммерческих структур.

Ключевые слова: экономические интересы, взаимодействие, конъюнктура рынка, частный сектор экономики, гибкость, мобильность, конкурентоспособность, репутация.

Sergei Ulanin ORGANIZATION OF INTERACTION

OF BUDGETARY RESEARCH INSTITUTIONS WITH COMMERCIAL ENTITIES

Annotation. Budget the successful interaction of research institutions with commercial organizations depends not only on the availability of the necessary infrastructure, but also on the organization of interaction of subjects of relations. The article reveals the organization of interaction on the basis of balance of economic interests of budgetary research institutions and commercial structures. Keywords: economic interests, cooperation, market conditions, the private sector, flexibility, mobility, competitiveness and reputation

Исследовательская инфраструктура научной организации, располагая ресурсами для выполнения своих функций, всегда имеет определенные ограничения. В современных условиях развития науки государству приходится концентрировать инфраструктурные объекты на прорывных направления развития общества, обеспечивая их самыми прогрессивными составляющими инфраструктуры, которыми могут пользоваться заинтересованные в них институты

Значительная часть инфраструктуры, включая высококвалифицированный персонал, сосредоточена в бизнесе. В сочетании присущих ему особенностей гибкости, мобильности, наличия современных коммуникаций [3], острого восприятия изменений конъюнктуры рынка и быстрой переориентацией в соответствии с грядущими переменами, бизнес может выступать в качестве эффективного партнера госбюджетных исследовательских организаций, особенно в тех случаях, когда он дополняет их своими ресурсами и возможностями.

При таком взаимодействии важными являются организация и экономическое взаимодействие государства в лице научно-исследовательского института, финансируемого из бюджета страны, и субъекта частного сектора экономики в виде бизнес-структуры, живущей на рыночные средства, как явления, посредством которых перекрещиваются и увязываются взаимные интересы государства и частного бизнеса.

Организация взаимодействия должна предполагать последовательные и взаимосвязанные процедуры, в частности, постановку целей взаимодействия, которые должны быть основаны на сопоставлении текущего собственного ресурсного потенциала организации с возможностями и угрозами внешнего окружения [2]. Кроме целей сюда можно включить: определение элементов, из которых состоит работа по реализации целей о взаимодействии, определение инфраструктурных подразделений, участвующих во взаимодействии, и установление для них конкретных заданий, определение

УДК 378 С.Е. Уланин

О Уланин С.Е., 2017

Вестник университета № 4, 2017

сроков выполнения работы и утверждение ответственных за ее выполнение, обсуждение хода выполнения работы на научно-техническом совете, который состоит из представителей всех заинтересованных сторон, взаимный контроль и корректировка выполнения партнерских соглашений, сдача работ, выполненных в соответствии с установленными нормативами, регламентами, действующими стандартами и другими требованиями.

Организация взаимодействия и достижение поставленной цели зависят от достижения баланса экономических интересов участников и реализации на их основе взаимовыгодных экономических отношений. Рассмотрим экономические интересы и сущность взаимодействия исследовательского института, финансируемого из бюджета страны, и субъекта частного сектора экономики в виде бизнес-структуры. финансируемой из бюджета государства. Экономические интересы Института состоят в продлении сроков хранения продовольственных товаров Росрезерва и в улучшении их потребительских свойств, в результате чего он может сэкономить государственные средства, эффективно реализовать свои функции и решить важную народнохозяйственную проблему. Это также будет способствовать повышению конкурентоспособности предприятий производителей продовольственных товаров при выборе из них поставщика Росрезерва, а также тех структур, которые будут реализовы-вать данные товары на свободном рынке после их выпуска из Росрезерва [1].

Экономические интересы бизнес-структуры, вступающей во взаимодействие направлены на максимизацию прибыли, снижение затрат и повышение конкурентоспособности продукции. Следует отметить, что экономические интересы разных организаций, вступающих во взаимоотношения, различаются по своему содержанию, прежде всего потому, что каждый из них выступает распорядителем или собственником разных ресурсов, соединение которых на определенных условиях, фиксированных во времени, может принести взаимную выгоду и бизнесу, и государству. Так, например, в распоряжении руководителя научно-исследовательского института находятся бюджетные средства на реализацию идеи продления сроков хранения определенного вида продовольственных товаров, а также гарантия на их потребление в системе Росрезерва в случае, если они будут обладать повышенными характеристиками качества. В распоряжении же руководителя бизнес-структуры находятся запатентованная идея, часть исследовательского персонала с особыми квалификационными характеристиками (гибкость, мобильность и конкурентоспособность), необходимыми для решения данной задачи.

Экономическая сущность взаимодействия заключается в том, что соединение данных ресурсов усиливает возможности каждой из организации за счет другой и позволяет добиться искомой цели менее затратным путем, чем в результате самостоятельной деятельности. То есть суммарный экономический эффект при интеграции ресурсов превышает эффект, получаемый по отдельности каждой из структур.

Рассмотрим взаимодействие научно-исследовательского института проблем хранения Росрезерва, финансируемого из бюджета страны и субъекта частного сектора экономики в виде бизнес-структуры, живущей на рыночные средства, на конкретном практическом примере, выполненном при участии автора на базе вышеизложенных подходов.

Предприятия мясной отрасли постоянно расширяют ассортимент мясных и мясорасти-тельных консервов, поскольку они пользуются повышенным спросом населения, входя в их традиционный рацион питания. Неслучайно мясные консервы являются одним из важнейших видов стратегических продовольственных запасов, постоянно хранящихся в Росрезерве. Это делает актуальным и весьма важным для государства вопрос об увеличении сроков годности и хранения консервированной мясной продукции в системе Росрезерва. Содержательно и организационно данная проблема может решаться в том случае, если заказчиком продления сроков годности и хранения консервированной мясной продукции выступает Научно-исследовательский институт проблем хранения, по согласованию с Федеральным агентством по государственным резервам «Росрезерв», издавшим соответствующий приказ, согласованный с Правительством

РФ, а непосредственным исполнителем выбирается сторонняя структура, специализирующаяся на данных видах деятельности.

В функции заказчика входят определение цели работы, создание и утверждение технического задания, обеспечение финансирования и контроля, а также возможное содействие при выполнении работ. В данном случае цель работы - установить предполагаемый срок годности консервов мясных «Говядина тушеная высший сорт» с антиоксидантом. Если данная технология и вещество-антиоксидант, с помощью которых обеспечивается лучшая сохранность мясного продукта запатентованы третьим лицом, то целесообразно его участие в данной работе, как полноправного владельца интеллектуальной собственности, которому принадлежат права ее использования. Если такой собственник отсутствует, то идея может быть запатентована в процессе работы над проблемой теми участниками, которые ее генерировали.

Важным пунктом является выделение основного принципа, руководствуясь которым, обосновывается увеличение сроков годности мясных консервов. В данном случае им будет являться проведение исследований микробиологических, физико-химических и органолептических показателей в процессе хранения при повышены температурах и установление предполагаемого срока годности. Наряду с выделением основного принципа существенным является выбор предприятия (мясокомбината), на котором будет производиться опытная партия консервов и определение количества изделий, обеспечивающих необходимую репрезентативность выборки при проведении испытаний. Предприятие должно иметь хорошую репутацию, использовать хорошее сырье в процессе производства и иметь современные технологии. Данные требования нуждаются в документальном подтверждении, включая технологические основы изготовления консервов, их описание, диаграммы, а также документы, подтверждающие качество сырья, тары и упаковки.

Для проведения эксперимента одним из определяющих факторов успеха является правильный выбор критериев подбора антиоксиданта. В качестве таковых могут служить обеспечение максимального срока хранения обработанных им консервов (8 лет) и улучшение качества консервов. Такие критерии достигаются при высокой устойчивости антиоксиданта к повышенным температурам и устойчивости в кислых и слабокислых средах. Существенна здесь и многовариантность эксперимента, когда испытанию подвергаются консервы с пятью вариантами обработки антиоксидантом, и в конечном итоге выбирается наиболее подходящий из них, оказывающий наиболее сильное воздействие, позволяющий выйти на самый длительный срок хранения продукта при прочих равных условиях (влажность и температура окружающей среды, поддержание оптимального режима хранения).

Вся система организационных и финансово-экономических отношений между заказчиком и подрядчиком определяется специальными договорами или соглашениям и протоколами, которые должны удовлетворять интересам всех сторон.

Практика показывает, что организация взаимодействия бюджетных исследовательских организаций с коммерческими структурами, осуществляемая по вышеизложенному сценарию, позволяет наиболее рациональным и кротчайшим во времени путем достигнуть поставленных целей.

Библиографический список

1. Абдиев, М. Ж. Экономическая сущность и значение повышения конкурентоспособности отрасли/ М. Ж. Абдиев // Проблемы экономики и менеджмента. - 2017. - № 1(65). - С. 37-39.

2. Жемчугов, А. М. Менеджмент сегодня и завтра, теория и практика / А. М. Жемчугов, М. К. Жемчугов // Проблемы экономики и менеджмента. - 2017. - № 1(65). - С. 6.

3. Уколов, В. Ф. Коммуникация как инструмент обмена информацией и «мягкая сила» / В. Ф. Уколов,

B. А. Костриков // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2016,- №4.-

C. 232-234.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.