Научная статья на тему 'Организация выявления свидетелей и их допрос при расследовании ДТП'

Организация выявления свидетелей и их допрос при расследовании ДТП Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2403
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛЕДСТВЕННО-ОПЕРАТИВНАЯ ГРУППА / СЛЕДОВАТЕЛЬ / ГОСАВТОИНСПЕКЦИЯ / ДОПРОС / ЛЮДИ / ПОТЕРПЕВШИЕ / ВОДИТЕЛИ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / СВИДЕТЕЛЬ / ОРГАНИЗАЦИОННО / СООБЩЕНИЕ / ДОКАЗАТЕЛЬСТВА / ГИБДД

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фролов Вячеслав Владимирович

В статье представлены предложения по улучшению качества организации выявления свидетелей, а также по их допросу при расследовании ДТП. Планирование проведения допросов очевидцев дорожно-транспортных происшествий зависит от того, привлекался ли такой свидетель к участию в производстве осмотра места дорожного происшествия или в нем не участвовал, либо очевидец события был установлен после осмотра места происшествия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация выявления свидетелей и их допрос при расследовании ДТП»

УДК 340

Фролов Вячеслав Владимирович

преподаватель кафедры криминалистики,

Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина Slava. frolov. 84@mail.ru Vyacheslav V. Frolov lecturer in criminology

Kuban state agrarian University named after I. T. Trubilin Slava. frolov. 84@mail.ru

Организация выявления свидетелей и их допрос при расследовании ДТП

The organization of identification of witnesses and their interrogation at road accident investigation

Аннотация: В статье представлены предложения по улучшению качества организации выявления свидетелей, а также по их допросу при расследовании ДТП. Планирование проведения допросов очевидцев дорожно-транспортных происшествий зависит от того, привлекался ли такой свидетель к участию в производстве осмотра места дорожного происшествия или в нем не участвовал, либо очевидец события был установлен после осмотра места происшествия.

Ключевые слова: Следственно-оперативная группа, следователь, Госавтоинспекция, допрос, люди, потерпевшие, водители, дорожно-транспортное происшествие, правила дорожного движения, свидетель, организационно, сообщение, доказательства, ГИБДД.

Abstract : The article presents suggestions for improving the quality of the organization identification of witnesses, and their questioning in the investigation of the accident. Planning of conducting interrogations of eyewitnesses of the road accidents depends on whether such witness in production of survey of the place of road incident was recruited or didn't participate in him, or the eyewitness of an event has been established after inspection of the scene.

Keywords: Investigative team, investigator, police, interrogation, people, victims, drivers, traffic accident, traffic rules, witness, organizational, communication, evidence, traffic police.

Из основных проблем при расследовании дорожно-транспортного происшествия, является выявление свидетелей, т.к. значительная часть свидетелей по разным причинам покидает место происшествия еще до прибытия следственно-оперативных групп. В связи с чем, основной задачей сотрудников ГИБДД, прибывших на место происшествия, является незамедлительная организация выявления свидетелей. Осуществляется она путем опросов водителей транспортных средств; опросов граждан, находящихся на месте дорожно-транспортного происшествия; опросов граждан, проживающих и работающих вблизи места дорожно-транспортного происшествия, которые могли воспринять это происшествие в реальных условиях.

Зачастую дорожно-транспортное происшествие привлекает внимание многих людей, оказавшихся вблизи места столкновения машин, наездов, опрокидывания транспортных средств и т.д. Сочувствие к людям, попавшим в беду, желание оказать им необходимую помощь, либо любопытство быстро собирает на месте происшествия значительное число жителей, работников близлежащих предприятий, проезжающих мимо

водителей и пассажиров. Здесь могут находиться лица, непосредственно воспринимавшие обстоятельства дорожного происшествия или обстановку, в которой оно произошло. Эта особенность должна использоваться для установления очевидцев дорожно-транспортного происшествия. Нужно учитывать, что состав «толпы» быстро изменяется. При несвоевременном прибытии работников Госавтоинспекции или следователя на место происшествия, среди собравшихся может не оказаться очевидцев дорожно-транспортного происшествия и их установление в процессе расследования станет сложной задачей.

При обнаружении среди граждан очевидцев следователю необходимо выяснить у них, о каких обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия они могут дать показания, так как нужно учитывать, что не всякий человек, назвавший себя очевидцем дорожного происшествия, может действительно являться свидетелем, показания которого будут полезными для установления обстоятельств расследуемого события.

Среди лиц, заблуждающихся в оценке своей осведомленности о расследуемом событии, могут оказаться люди, принимающие свое воображение и собственную интерпретацию обстоятельств дорожного события за действительность. Установить эту ошибку или раскрыть недобросовестность свидетеля лучше на месте дорожного происшествия сразу же после получения от него заявления о том, что он был очевидцем происшествия. Если этого не сделать, лица, ожидая вызова к следователю и невольно готовясь к допросу, могут глубоко поверить в свои ошибочные представления о происшествии и выдать их за непосредственное восприятие дорожно-транспортного происшествия. С другой стороны, с легкостью могут уточнять дополнительные детали, согласуя их с

отдельными результатами расследования, которые им становятся известны от следователя или других свидетелей.

Поводом к сомнению в показаниях свидетеля может быть выраженное его психологическое отношение к расследованию дорожных происшествий и оценке им действий участников события вообще, вне связи с расследуемым происшествием.

К числу объективных факторов, обусловливающих достоверность свидетельских показаний, относятся условия зрительного восприятия. Правильно определить расстояние, взаимное положение объектов и скорость движения транспорта можно только лишь при: а) хорошей освещенности; б) благоприятном угле зрения; в) небольшом удалении от объекта.

К числу субъективных факторов принято относить: а) физиологические особенности органов зрения, слуха, строения центральной нервной системы; б) психическое и физическое состояние лица в момент наблюдения; в) интерес к случившемуся; г) возраст, водительский стаж, профессию.

Свидетели дорожно-транспортного преступления понимают смысл происходящего на дороге не сразу. Это не зависит от яркости восприятия, а объясняется тем фактом, что, как правило, они непосредственно наблюдают не явление - причину чего-то, а явление - следствие. Причина наблюдаемых ими фактов воссоздается их сознанием и ретроспективным пониманием наблюдаемых ими событий на основе их прошлого жизненного опыта.

В организацию также входит подготовка к допросу. Она осуществляется скоротечно т.к. предмет допроса известен. Поэтому следователь конкретизирует вопросы, которые должны быть известны свидетелю. Свидетели-очевидцы, не связанные с участием в дорожно-

транспортном происшествии, допрашиваются первыми. Свидетели-пассажиры транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, допрашиваются позднее.

Показания свидетелей, потерпевших, водителей, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, являются важным источником сведений об обстоятельствах произошедших событий. В процессе допроса следователь активно использует осведомленность допрашиваемого лица о дорожном происшествии в целях проверки имеющихся по делу доказательств и получения новых сведений, уточняющих и углубляющих его представления о расследуемом событии.

Допрос свидетелей об обстоятельствах аварии представляет определенные трудности, обусловленные объективными и субъективными факторами, затрудняющими восприятие, запоминание и воспроизведение механизма происшествия. «Очевидцы наблюдают событие в течение долей секунды, поэтому восприятие обстановки ограничивается лишь частью фактов, характер и содержание наблюдения» [1].

Отличительные особенности формулирования показаний свидетелей-очевидцев дорожно-транспортных происшествий, конечно, осложняют их допрос. Следователю нужно оказать допрашиваемым необходимую помощь в их мыслительной репродуктивной деятельности. Задача состоит в том, чтобы свидетель вспомнил и воспроизвел чувственные наглядные образы фактов и явлений, которые он непосредственно воспринимал.

Следующий момент связан с тем, что следователь, получив показания от допрашиваемого лица, понимает недостаточность объективных подтверждений сообщенных ему сведений, не имеет или не знает непосредственных реальных возможностей их проверки. Такие ситуации возникают тогда, когда следователь профессионально слабо подготовлен к расследованию дорожно-транспортных происшествий. Так,

следователь, может не заметить своей ошибки в оценке полученных сведений, что повлечет неправильные выводы об установленных обстоятельствах дорожного происшествия. В связи, с чем к расследованию этих видов преступлений необходимо допускать только следователей, имеющих большой юридический и водительский стаж, а также отлично знающих Правила дорожного движения.

Упущение следователя при первоначальных допросах не всегда удается восполнить в процессе дальнейшего расследования. В таких ситуациях опытные следователи повторные допросы свидетелей производят при выезде с ними на место происшествия.

Правильно поступают и те следователи, которые уже при первоначальном допросе очевидца или участника дорожно-транспортного происшествия уточняют и проверяют их показания всеми имеющимися средствами, не откладывая эти действия на длительное время.

Наиболее важные потенциальные возможности и средства для проверки сведений, получаемых при допросах следователем:

1. Первоначальная дифференциация следователем участников дорожного события на потерпевших и виновников дорожно-транспортного происшествия должна рассматриваться более как психологическая оценка их роли в расследуемом событии (например, потерпевший может в дальнейшем оказаться обвиняемым; или оба участника дорожно-транспортного происшествия могут быть признаны виновными).

2. Одно обстоятельство дорожно-транспортного происшествия, установленное показаниями свидетелей и участников события, не может противоречить объективным закономерностям, которые обусловили его появление в обстановке происшествия или определяли его функциональную роль в наступлении общественно опасного события.

3. Подготовка к допросу свидетелей всегда зависит от многих конкретных обстоятельств. Общим является определение следователем предмета допроса.

А.П. Онучин отмечает, что в зависимости от предмета допроса круг допрашиваемых лиц подразделяется на следующие группы:

- все лица, которые непосредственно воспринимали существенные обстоятельства дорожного происшествия (очевидцы дорожно-транспортного происшествия);

- лица, осведомленные об условиях и обстоятельствах, предшествовавших началу возникновения опасности в дорожном движении и развитию происшествия (должностные лица транспортной организации или предприятия, ответственные за техническое состояние машин; диспетчеры, формирующие путевые документы; медицинские работники, проводившие предрейсовые осмотры водителей, должностные лица, в распоряжении которых был направлен автомобиль или другое механическое транспортное средство;

- лица, вступившие после дорожного происшествия в личный контакт с его непосредственными участниками, поэтому с их слов информированные о характере поступков, связанных с расследованием дорожно-транспортных происшествий, и обстоятельствах происшествия (товарищи виновного по работе, приятели, соседи по гаражным боксам, члены семьи, пассажиры машины, которые находились в ней во время происшествия, но не были допрошены сразу же после осмотра места происшествия);

- лица, способные сообщить сведения, характеризующие личности участников дорожно-транспортного происшествия, в особенности водителей транспортных средств, с точки зрения их психологических и профессиональных качеств как участников дорожного

движения (лица, хорошо осведомленные о профессиональных навыках управления транспортным средством водителем виновным в дорожном происшествии [2].

На полноту восприятия оказывает влияние психическое и физическое состояние человека во время наблюдения. При испуге, подавленности, болезни восприятие будет иное, чем спокойной или радушном расположении духа. Оно значительно ограничивается или трансформируется, если свидетель наблюдал событие в состоянии опьянения. Допустимы и вполне оправданы вопросы, направленные на выяснение указанного состояния.

Заинтересованность в исходе дела является серьезным субъективным фактором, определяющим достоверность сообщаемых сведений. По этому основанию Б.Л. Зотов делит свидетелей на три группы:

1. Потерпевший его родственники, товарищи, сослуживцы.

2. Водитель, его родственники, товарищи, сослуживцы.

3. Не заинтересованные в исходе дела, например, свидетели, подвергшиеся опасности (очевидцы, наблюдавшие происшествие из машины, попавшей в аварию, или с места, близкого к месту наезда на пешехода, столкновения, опрокидывания) и свидетели которым опасность не угрожала [3].

Очевидцев дорожно-транспортных происшествий с большей степенью вероятности можно выявить в зоне происшествия (например, проживающих или работающих рядом с этим местом). Следователь должен помнить, что очевидцы не подготовлены к восприятию происшествия, оно для них является неожиданностью. В силу этих обстоятельств очевидец редко может воспроизвести всю картину происшествия, чаще лишь отдельные его моменты. Поэтому очень важно выявить всех очевидцев, сумма их показаний позволит наиболее полно

воссоздать всю картину развития дорожно-транспортного происшествия и роли ее участников.

В ходе допроса очевидцев следователь должен выяснить, где находился свидетель в момент происшествия, чем занимался, что привлекло его внимание к происшествию. Для этой цели желательно дать возможность свидетелю нарисовать план происшествия и указать на плане, где он находился. Это поможет следователю проверить и оценить правильность показаний.

Планирование проведения допросов очевидцев дорожно -транспортных происшествий зависит от того, привлекался ли такой свидетель к участию в производстве осмотра места дорожного происшествия или в нем не участвовал, либо очевидец события был установлен после осмотра места происшествия.

В первом случае свидетели должны быть допрошены сразу же после окончания осмотра места происшествия, как только у следователя появится возможность. Главная задача допроса состоит в том, чтобы получить от них развернутые показания о расследуемом дорожном происшествии и тем подтвердить установленные при их участии в осмотре места происшествия обстоятельства. Предмет их допроса самым тесным образом связан с результатами осмотра. При допросе они дадут показания о том, какие обстоятельства и факты были установлены следователем при их опросе на месте происшествия, и какие сведения им удалось вспомнить в результате анализа механизма расследуемого события. Допрос этих свидетелей не ограничивается только решением названной задачи. Нужно выяснить все, что им известно об обстоятельствах дорожного происшествия, участвовавших в нем машинах и людях.

При допросе очевидцев дорожно-транспортного происшествия, не участвовавших в осмотре места происшествия, нужно учитывать многие

дополнительные обстоятельства, такие как: а) сколько времени произошло с момента совершения происшествия до установления свидетеля-очевидца события; б) кем и по чьей инициативе установлен очевидец происшествия; в) вступал ли он до допроса в контакт с лицом, виновным в дорожно-транспортном происшествии (нужно учитывать возможные связи через посредничество других лиц) или потерпевшим; г) при каких обстоятельствах установленное лицо оказалось очевидцем дорожно-транспортного происшествия; д) в каком месте в окружающей обстановке дороги он находился во время происшествия и наблюдал его.

Литература:

1. Зотов Б.Л. Расследование и предупреждение автотранспортных происшествий. М.1972. 190 с.

2. Онучин А.П. Проблемы расследования дорожно-транспортных происшествий с учетом ситуационных факторов. Свердловск. 1987. С.110-111.

Literature:

1. Zotov L. B. the Investigation and prevention of road accidents. M. 1972. 190 C.

2. Onuchin A. P. problems of investigation of road accidents taking into account situational factors. Sverdlovsk. 1987. P. 110-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.